Развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом на уроках физики


Виды смыслового чтения.

Выделяют следующие виды чтения:

  • просмотровое;
  • ознакомительное;
  • изучающее;
  • рефлексивное.

Просмотровое чтение — вид смыслового чтения, при котором происходит поиск конкретной информации или факта.

Ознакомительное чтение — вид, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация.

Изучающее чтение — вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается.

Рефлексивное чтение — самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.

Доклад: «Смысловое чтение на уроках музыки»

Смысловое чтение на уроках музыки.

Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для детей в учебе. С другой стороны, чтение ,играет важную роль в социализации обучающихся.

В настоящее время в нашей школе большое внимание уделяется смысловому чтению.

Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами, что очень важно на уроках музыки. Человек сам устанавливает соотношение между собой, информацией и окружающим миром. Урок музыки, построенный с позиции формирования смыслового чтения, помогает обучающимся приобретать навыки самостоятельной работы с информацией. Новые знания оказываются не чем-то отстранённым, что надо выучить на отметку, а тем, во что вложены собственные силы. А значит, повышается интерес к предмету.

Программа по музыке уровня основного общего образования даёт возможность для формирования следующих навыков, определённых междисциплинарной программой «Стратегии смыслового чтения. Работа с текстом»:

-находить нужную информацию в тексте, в том числе и в тексте учебника;

-анализировать содержание текста;

-интерпретировать содержание текста;

— видеть информацию за строками прочитанного.

А в связи с особенностями урока музыки я могу формировать умение сравнивать текст и музыку, предвосхищать особенности музыкального произведения после чтения текста описательного характера.

Приведу конкретные примеры.

В курсе музыки 4 класса есть тема «Природа и музыка. Весенние приметы».

Мы переживаем красоту природы, ее ритмы могут менять наше настроение, мы можем печалиться и радоваться, восхищаться и успокаиваться, желая выразить высшую прелесть природного мира, говорим: «Музыка природы». Природа всегда искренна и чиста с нами, мы слышим и созерцаем ее. И сегодня ,ребята, услышим природу в музыке!

Перед тем, как обратиться к музыкальному произведению, предлагаю учащимся поработать с текстом Толстого Алексея Николаевича, содержащим описание весны, но его заголовок убираю. Предлагаю и вам поработать с этим текстом.

Автор: Толстой Алексей Николаевич

На солнце нельзя было теперь взглянуть, — лохматыми ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи снега. Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнездами. С каждым днем прибывало птиц в саду. Забегали между стволами черные дрозды — ловкачи ходить пешком. В липах завелась иволга, большая птица, зеленая, с желтой, как золото, подпушкой на крыльях, — суетясь, свистела медовым голосом. Как солнцу вставать, на всех крышах и скворечниках просыпались, заливались разными голосами скворцы, хрипели, насвистывали то соловьем, то жаворонком, то какими-то африканскими птицами, которых они наслушались за зиму за морем, — пересмешничали, фальшивили ужасно. Сереньким платочком сквозь прозрачные березы пролетел дятел, садясь на ствол, стучал, оборачивался, дыбом поднимал красный хохолок. Высоко в небо взмывали жаворонки, возвещая приход весны.

Методы и приемы обучения смысловому чтению.

Для обучения смысловому чтению используются следующие методы и приемы:

Развитие умения анализировать задание.

Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию.

Ответы на поставленные вопросы (как письменные, так и устные).

Определение последовательности событий в прочитанном тексте.

Формулирование простых выводов после прочтения текста.

Преобразование прочитанного текста в таблицу.

Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.

Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста.

Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо утверждения.

Нахождение нужной информации в различных информационных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д.

Этапы формированию умений и навыков смыслового чтения.

Работу по формированию умений и навыков смыслового чтения необходимо проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу. Какие основные этапы нельзя пропускать?

Работа с незнакомыми словами (объяснение незнакомых слов).

Учитель обязательно должен определить, понятен ли детям смысл отдельных слов. Ему необходимо уточнить это во время прочтения, чтобы у учеников сформировался навык самостоятельного выделения незнакомых слов, значение которых необходимо расшифровать. Такие слова можно подчеркивать и искать их трактовку в словаре после прочтения, либо значение объясняется учителем.
Начинающий читатель зачастую отчетливо не осознает, что в тексте есть непонятное для него слово. Такое слово проскальзывает в контексте, оставляя иллюзию понятности. Любой учитель сталкивался с этим явлением, задавая детям вопрос после чтения текста: «Какие слова были непонятны?». Как правило, дети таких слов не называют. Выяснение значений ряда слов из прочитанного текста убеждает, что многие из них остались за бортом понимания. Существующая в школе практика разбора слов, недостаточно эффективна, так как дети иногда не понимают очень простые на первый взгляд слова. Поэтому, не исключая словарную работу перед чтением, у детей важно создать установку на самостоятельное выделение при чтении непонятных слов и выяснение их значений. В методике обучения пониманию текста делается акцент на том, чтобы каждое непонятное ребенку слово было для него словно красный сигнал светофора, препятствующий дальнейшему движению.

Пример

Виталий Бианки «Заяц, косач, медведь и весна»

Прочитай понятия и толкования слов и словосочетаний. Раскрась пары соответствующим цветом.

На первых этапах работы с текстом необходимо прерывать чтение для выяснения непонятных детям слов. Постепенно учащиеся привыкают во время чтения подчёркивать непонятные слова. Затем эти слова обсуждаются: можно ли понять слово из контекста или нужно воспользоваться словарём.

Работа с ключевыми словами.

В любом написанном материале непременно присутствуют ключевые слова, без которых теряется смысл произведения. Учитель должен помочь школьникам найти их и объяснить необходимость применения и смысл, который они несут. Интересна будет работа с ключевыми словами в таком виде: Учитель или ученик читают рассказ, повесть или что-либо другое. Далее педагог спрашивает детей, какие главные слова они могли бы выделить, и записывает их на доске, а дети — в тетради. После этого предлагается воспроизвести прочитанный текст, используя данные ключевые слова. Записывать такие слова можно и по ходу чтения.

Серьезно страдает понимание текста от невнимания к ключевым, наиболее важным в тексте словам. Иногда от одного слова зависит смысл всего текста, и без «зацепки» за это слово нельзя понять правильно текст.

Обращать внимание детей на такие слова нужно при чтении любого текста.

Пример

г. Скребицкий «Белая шубка»

Подчеркни в отрывке из текста слова, которые объясняют, почему автор так назвал свой текст.

Утро было тихое, накануне ночью насыпало много снегу. Лес сделался белый, мохнатый.

В один миг наш зайка в заснеженных кустах исчез.

Вот когда ему белая шубка пригодилась!

Работа со словами-образами.

Получить удовольствие от чтения художественного текста невозможно без чуткого отношения к словам-образам или художественным средствам, найденным автором произведения. Знакомство со словами-образами, в которых скрываются секреты красоты текста, начинается с понятия о сравнении. Сравнение позволяет сделать образ, возникающий у читателя, более ярким, полным, объемным, но с начинающим читателем нет необходимости обсуждать литературоведческие понятия, так как не это является главным в понимании, основное внимание нужно уделить обогащению образного ряда с помощью использованных автором художественных средств.

Нужно обращать внимание не только на слова-образы, но и на звуки, части слов, на формы или порядок слов.

Работа с многозначными словами.

Найди хорошо знакомые слова в другом, непривычном, употреблении.

С вилкой или ножом нужно обращаться очень осторожно, потому что они острые.

Горчица была такой острой, что у Вани выступили на глазах слезы.

Алеша простыл и поэтому не пошел гулять с ребятами.

Когда Анна Ивановна вышла в переулок, хулиганов и след простыл.

Работа с фразеологизмами.

1. Замените в предложении выделенные слова фразеологизмами.

Пример

Юля долго спорила с подругой, что подарить Вере на день рождения. Наконец, они договорились (нашли общий язык

).
Ученые беспокоятся и предупреждают (бьют тревогу
): земле угрожает экологическая катастрофа.

2. Определите, какой фразеологизм подойдет к этому тексту.

Пример

Дача располагалась в живописной роще, в очень удобном месте: рядом (в двух шагах

) протекала речка, и до станции было совсем недалеко (
рукой подать
).

3. Составьте диалог, используя фразеологизмы:

Пример

— Ты вчера долго решал задачу по физике?

— Да, очень долго. А ты сразу решил?

— Я долго … (ломал голову

), но без помощи старшей сестры ничего не смог сделать.

Рассказ по предложению.

Прочитай предложение, подумай и составь по нему небольшой рассказ. Принцип составления рассказа – разворачивание текстовой информации.
Пример

И тогда я почувствовал такую досаду и так рассердился, что бросил этот дневник за книжный шкаф, который стоял у нас в классе.

Близилось родительское собрание. Мама сказала, что если с отметками у меня все хорошо, то в субботу пойдем в парк. А у меня была двойка по пению. Я очень не хотел, чтобы Мария Ивановна ставила эту двойку в дневник, потому что тогда прощай парк. И когда Мария Ивановна собирала дневники, я свой ей не отдал. На большой перемене мы с мальчишками побежали в спорт. Зал смотреть новее тренажеры. Когда мы вернулись, то я увидел, что дневник мой лежит на парте и двойка в нем стоит как миленькая. Оказывается, Наташка, моя соседка по парте, увидела мой дневник, решила, что я нечаянно забыл отдать его на проверку, и отнесла дневник классной. И тогда я почувствовал такую досаду и так рассердился, что бросил этот дневник за книжный шкаф, который стоял у нас в классе.

Применение метода «диалог с автором текста».

Диалог с автором текста происходит в результате активного вычитывания текстовой информации с целью понять «загадки» текста, разглядеть позицию автора, осознать свое отношение к этой позиции. Диалог часто начинается уже при знакомстве с названием произведения, а заканчивается самостоятельным поиском ответов на вопросы, которые остались нераскрытыми в тексте. Если говорить о целенаправленном использовании этого метода в учебных целях, его можно разделить на несколько этапов:

  • ищем то, что не очень понятно в тексте и формулируем вопросы;
  • прогнозируем ответы на возникшие вопросы и прогнозируем дальнейшее содержание текста;
  • самопроверка (проверяем свои предположения, сверяя их с текстом).

Методисты считают метод «диалог с автором текста» наиболее значимым на этапе до чтения (работа с заголовком) и по ходу чтения текста, так как он активизирует процессы, участвующие в понимании. После такого диалога читателю намного проще перейти к анализу тех мыслей и чувств, которыми автор хотел поделиться с читателем, создавая свое произведение.

Прогнозирование содержания текста по заголовку настраивает читателя на восприятие текстовой информации.

Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение.

Пример

Рассказ А.П. Гайдара «Совесть».

Урок начинается с размышлений учащихся над смыслом названия произведения: когда мы говорим о совести? Наверное, тогда, когда кто-то совершил не очень благовидный поступок. Что-то в этом поступке заставляет нас насторожиться, подумать, почему так произошло. По совести, ли поступил человек? Должен ли он был поступить иначе? Почему в некоторых ситуациях людей называют бессовестными? Эти и подобные вопросы появляются, когда читатель пытается предугадать, предвосхитить изложение событий в тексте, т.е. думает над тем, что ему предстоит узнать при знакомстве с произведением.

Далее идет первичное прочтение текста. Это очень ответственный момент на уроке, т.к. именно при первом знакомстве с текстом в процессе постепенного погружения в него возникает масса вопросов, на которые хочется найти ответ в самом произведении. Как это реально может происходить на диалоговом уроке?

Начало произведения: «Нина Карнаухова не приготовила урока… и решила не идти в школу».

После чтения этого эпизода сразу возникает вопрос: почему? Почему не приготовила урока? Почему решила не идти в школу? Естественно следует цепочка предположений: не приготовила урока, потому что болела голова, поленилась, не справилась с заданием, слишком поздно села за уроки и т.п.; решила не идти в школу, потому что …

«Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу».

После прочтения эпизода возникает естественный вопрос: как чувствует себя человек, который что-то делает украдкой? Видимо, очень неуютно. Он весь находится в напряжении, возникает желание стать невидимкой. Когда что-то делаешь украдкой, становится стыдно. Наверное, и Нина, украдкой пробираясь в рощу, чувствовала себя неважно. В такой момент человека невольно жалеешь. Самому совсем не хочется быть на его месте.

Пусть дети на какое-то время, выдвигая свои предположения, сравнивают себя с героем произведения. Это им поможет в дальнейшем глубже понять данную ситуацию, детальнее ее проанализировать.

На этом этапе младшие школьники эмоционально оценивают ситуацию, соотносят ее со своим жизненным опытом. Это происходит при чтении каждого эпизода. На данном этапе пока нет анализа текста в полном смысле слова. Ведь это первое чтение, но оно осуществляется на диалоговом уроке путем постепенного «погружения» в текст, в процессе «разговора с автором текстом».

Дети должны уметь самостоятельно находить скрытые в тексте вопросы, делать остановки в чтении, когда появляются возможности для прогнозирования дальнейшего содержания.

Задача учителя в начале обучения диалогу с автором текстом – останавливать чтение тогда, когда в тексте есть прямой или скрытый вопрос и организовывать вероятное прогнозирование, а по ходу чтения – проверку прогнозов детей. Главное – научить видеть существенную информацию в тексте и не задавать поверхностных вопросов.

Развитие читательского воображения.

Многие трудности понимания и запоминания текста связаны с неразвитым воображением. Развитие читательского воображения предполагает работу как над воссоздающим, так и над творческим воображением.

Тренироваться «включать» воображение следует на небольших текстах, содержащих 1-2 образных элемента, которые легко воссоздаются. Постепенно количество таких элементов можно увеличивать, переходя к воспроизведению целых картин. Задание состоит в том, чтобы представить описываемое и воспроизвести свои представления устно или письменно, словами или красками.

Какие методические приемы могут активизировать воображение читателя?

Эффективными будут словесное и графическое рисование, особенно на материале тех произведений, которые не сразу порождают зрительные образы. Это относится к лирическим стихам, текстам, насыщенным сложным психологическим анализом либо с обилием пейзажных зарисовок.

Огромную роль играет и работа с иллюстрациями профессиональных художников, их рассматривание и анализ.

Составление диафильма, сценария мультфильма, конструирование из бумаги или пластилина литературных персонажей, элементов интерьера будет также способствовать «пробуждению» воображения.

Не следует забывать о значении таких приемов, как инсценирование или драматизация, как отдельных эпизодов, так и всего произведения. При этой работе детям придется не раз перечитать текст, обращая внимание на детали художественного пространства и времени, портретные характеристики, описания поведения героев.

По возможности нужно обращать внимание начинающего читателя на то, как автор с помощью слов помогает нам не только «увидеть» картины художественного мира, но и «услышать» звуки природы, человеческого голоса, «вдохнуть» аромат леса или теплого летнего вечера.

Для развития творческого воображения можно использовать такие задания: придумай своих героев, свои приключения, другой конец для произведения.

Обучая работе с текстом, можно формировать начальные формы познавательной и личностной рефлексии:

  • если рассмотреть, как напечатан текст, можно легко отыскать книги со стихами;
  • по фамилии автора можно предположить тематику и жанр произведения;
  • иллюстрации помогают различать сказки и рассказы;
  • заголовок помогает понять тему и главный смысл книги;
  • сколько в книге произведений, и какие именно, можно узнать по оглавлению или содержанию.

Осознанность чтения.

Осознанность чтения предполагает сформированность следующих умений:

  • выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;
  • пользоваться сносками и школьным толковым словарем;
  • отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
  • определять эмоциональный характер текста;
  • выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
  • опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
  • определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;
  • уметь прогнозировать содержание текста, который предстоит прочитать;
  • осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
  • формулировать тему небольшого текста;
  • работать с названием текста: выбирать наиболее точный заголовок из всех предложенных, самостоятельно озаглавливать текст, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;
  • выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
  • определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
  • находить главную мысль, сформулированную в тексте.

Для проверки осознанности чтения предлагайте разным ученикам разные задания.

Пример

Чудесная ёлка.

Ребята устроили в лесу праздник для птиц и зверей. Под Новый год они украсили ёлку ягодами. К верхним веткам дети привязали кусочки хлеба. К нижним веткам прикрепили морковку. Под ёлку в снег воткнули кочан капусты. Утром прилетели стайки нарядных птиц. Они радостно щебетали, угощались подарками. Вечером под ёлкой около кочана капусты хлопотали два зайца. Они лакомились вкусной капустой и сладкой морковью.

Задание 1. Определи и отметь галочкой предмет, который не упоминается в рассказе.

Задание 2. Ответь на вопрос: Для кого дети нарядили ёлку?

Задание 3. Составь картинный план для пересказа текста;

Задание 4. Подчеркни предложение, выражающее основную мысль текста. Для проверки осознанности чтения, хорошо применять деформированный текст.

Пример

Орешник.

Средь резной листвы лещины много орехов. В каждом орехе тугое ядро, вкусное и питательное. Спелые [ягоды, фрукты, орехи] – несравненное лакомство, срывай – и в кузов! Только помни: орехами лещины [дерутся, кормятся, кидаются] многие обитатели природы. Их прячут про запас сойки, поползни и [волки, лисы, белки]. На них пасутся барсуки и кабаны. [Летом, Зимой, Осенью] орехи спасут от бескормицы немало наших пушистых и пернатых друзей. Вот почему надо оберегать орешник, ведь они пополняют сокровенные кладовые леса.

Статья: «Использование стратегий смыслового чтения на уроках физики как эффективный метод обучения»

Человек живет в информационном обществе, где очень важно уметь самостоятельно действовать в тех или иных ситуациях, принимать решения, адаптироваться к стремительно меняющимся условиям жизни. Поэтому перед школой ставится задача, воспитывать личность, способную:

  • ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самому приобретать необходимые знания и применять их на практике для решения возникших вопросов;
  • уметь, применяя современные технологии, видеть возникающие проблемы и искать пути их решения;
  • уметь критически мыслить, иметь четкое представление о том, где и как будут применяться полученные знания, творчески мыслить, воспроизводить новые идеи;
  • осуществлять грамотную работу с информацией (собирать факты, проводить их рефлексию, делать важные обобщения, приводить аргументированные выводы;
  • быть общительным, уметь общаться сообща в различных областях и ситуациях, находить выход из конфликтных ситуаций;
  • самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, культурного уровня, грамотности.[2]

Очень ценной является способность уметь читать информацию, предоставленную нам окружающим миром. Читать – значит уметь объяснять, находить смысл.

Основное отличие смыслового чтения от любого другого в том, что при смысловом чтении читатель интерпретирует и наделяет смыслом текст. Этот вид чтения относится к метапредметным результатам основной образовательной программы.

Формирование навыков смыслового чтения и умения работать с текстом теснейшим образом связано с личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными УУД. Цель смыслового чтения – максимально точно понять содержание текста, уловить все детали и осмыслить полученную информацию. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, обучающимся нужно четко понимать смысл текста, составлять систему образов, т.е. осуществлять познавательную деятельность. Когда учащийся внимательно вчитывается в каждую строчку, он проникается смыслом благодаря анализу текста, что влияет на его собственное развитие. Вдумчивое чтение активизирует работу воображения, создание образов.

Важная задача всех предметов в школе – это научить обучающихся читать правильно. Правильно, это значит вдумчиво, извлекая из прочитанного важную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, уметь интерпретировать и оценивать.

Благодаря реализации стратегии смыслового чтения на уроках физики качество усвоения учебной программы будет увеличиваться.

На уроках физики необходимо организовывать систематическую работу с учебником как на уроке, так и дома. Для формирования умений работы с текстом относят следующие направления:

5 – 6 классы:

  • выделение основного материала в тексте;
  • составление примеров, аналогичных приведенным в тексте;
  • умение находить в тексте ответ на поставленный вопрос;
  • умение грамотного формулирования прочитанного текста при пересказывании.

7 – 8 классы:

  • умение составить план прочитанного;
  • воспроизведение текста по предложенному плану;
  • умение применять образцы решения задач;
  • запоминание определений, формул, законов.

9 – 11 классы:

  • умение работать с чертежами и диаграммами;
  • подтверждение научных фактов;
  • конспектирование новой темы.

Таким образом, формирование умений и навыков смыслового чтения и понимания текста нужно начинать с 5-го класса. По мере перехода от класса к классу необходимо усложнять приемы, способы чтения и обработки информации.
Полный текст материала Статья: «Использование стратегий смыслового чтения на уроках физики как эффективный метод обучения» смотрите в скачиваемом файле
. На странице приведен фрагмент.

Автор: Коптева Надежда Николаевна → nadyshka6 28.10.2015 0 4606 638 Комментировать

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Вход | Регистрация

Есть мнение? Оставьте комментарий

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]