Способы ориентирования на местности. — презентация


Виды ориентиров по рельефу


Любая неровность земной поверхности может быть ориентиром.

Из всех известных форм рельефа для ориентирования Удобней всего использовать возвышенные формы, они являются хорошо видимыми ориентирами.

Формы рельефа можно использовать в качестве ориентиров площадных, точечных, линейных. Большие формы рельефа, такие как: равнина, горный хребет, огромные склоны гор могут использоваться в качестве площадных ориентиров.

Нужно заметить, что плоские формы (равнины, низины, долины рек) могут быть ориентиром, но пользоваться ими менее удобно по сравнению с возвышенными.

Линейными ориентирами рельефа являются узкие долины, лощины, овраги, промоины, дюны, барханы. Они могут помочь правильно держать направление во время движения.

Мнение эксперта

Тарасов Дмитрий Тимофеевич

Мастер спорта по альпинизму. Автор научных статей на тему выживания в условиях дикой природы

Мелкие формы рельефа могут быть точечными ориентирами. Ими могут быть холмы, поднятия, ямы, камни, углубления, сухие русла рек, высохшие котловины озер, высокие участки берега рек, отдельно лежащие камни и т д.

Определение сторон горизонта по формам рельефа


Северные склоны возвышенных форм рельефа более увлажнены, на них дольше лежит снег, они дольше остаются влажными после дождя и хуже прогреваются. На северных склонах гор больше растет лишайников.

В период жаркого лета северные склоны покрыты более богатым травяным покровом, а на южном склоне травы меньше. На северных склонах гор больше хвойных лесов.

На северных склонах растет холодолюбивая растительность. На северных склонах граница лесов и снеговой линии ниже, чем на южных.

Отдельно лежащие большие камни тоже могут быть ориентирами. С северной стороны они более холодные, после дождя дольше остаются влажными. С северной стороны камни покрыты лишайниками.

С южной стороны отдельно лежащие камни теплее, после дождя быстрее высыхают. Южная часть камней суше. Весной с южной стороны снег тает быстрее.

На крупных формах рельефа прослеживается та же закономерность. Весной южные склоны быстрее освобождаются от снега.

На южных склонах гор и холмов образование проталин происходит тем быстрее, чем больше крутизна их склонов. Южные склоны гор и холмов теплее, суше, чем северные.

Они сильнее размыты весенними водами, так как стаивание снега идет более интенсивно и быстрые потоки воды размывают склоны. На них образуется больше промоин и оврагов.

На южных склонах мало дерна. Часто южные склоны покрыты травой, а северные хвойными лесами. На южных склонах гор и холмов растут теплолюбивые и сухолюбивые растения. На каждом склоне свое растительное сообщество.

Если его изучить, то можно определить, где вы находитесь и можете легко найти направление север и юг. На южных склонах граница лесов и снеговой линии выше, чем на северных.

Мнение эксперта

Тарасов Дмитрий Тимофеевич

Мастер спорта по альпинизму. Автор научных статей на тему выживания в условиях дикой природы

На территории с многолетней мерзлотой на гористой или холмистой местности на южных склонах снег тает быстрее, и грунт оттаивает глубже. На северных склонах образуются заболоченные участки. Северные склоны покрыты мхами.

Ориентирование по почвам

Это интересно: Ориентирование на местности без карты. Сущность ориентирования

Почва не одинаково прогревается с северной и южной стороны. Эта особенность может быть определенным ориентиром.

Почва с северной стороны у холмов, камней, строений, деревьев всегда более увлажнена и холоднее. С южной стороны почва более сухая и прогретая.

На южных склонах гор и любых возвышений проталины образуются быстрее, чем на северных. Снежная масса как бы взъерошена множеством проталин. Чем больше крутизна склонов, тем быстрее происходит образование проталин.

Ориентирами в горах являются вершины гор и ущелья, склоны гор и реки, водопады и озера, леса и луга, ледники и т.д. О влиянии постоянных ветров в горах можно судить по разрушениям горных пород, по их состоянию, по почвам, по особенностям растительности.

В горах с наветренной стороны больше разрушенных пород. Ветры делают много параллельных борозд на поверхности склонов гор, иногда образуются ниши с нависающими козырьками и карнизами из твердых пород.

С наветренной стороны ветры почвенный покров сдувают, он тонкий или отсутствует. Если горный склон обращен к морю, а с него дуют постоянные ветры, то этот склон получит больше осадков. Он будет более увлажнен. Здесь чаще случаются оползни.

Растительность на наветренных склонах обычно наклоняется в направлении действия постоянных ветров. Иногда из-за постоянных ветров кроны деревьев имеют форму флага и наклонены по направлению действия ветров.

С наветренной стороны деревянные строения быстрее изменяют свой цвет и гораздо быстрее разрушаются по сравнению со строениями с подветренной стороны. С подветренной стороны накапливается большее количество снега.

Характер склонов и их растительность являются важными признаками для ориентировки. Южные склоны часто гораздо суше и теплее и соответственно на них развивается другой комплекс растений, чем на северных склонах.

Не редко южные склоны покрыты травой, а на северных лесами. Южные склоны населены более теплолюбивыми и сухолюбивыми растениями.

В каждом горном районе есть типичные растительные сообщества северных и южных склонов. Исследуйте внимательно растительность и тогда сможете определить, на каком склоне находитесь.

В горах на южных склонах граница леса и снеговая линия в большинстве случаев выше, чем на северных.

Урок по географии в 5 классе с учетом требований ФГОС

Предварительный просмотр:

План-конспект урока географии в 5 классе с учетом требований ФГОС.

  1. ФИО автора: Игонина Надежда Анатольевна
  2. Место работы: МОУ СОШ №2 г. Красный Кут Саратовской области
  3. Должность: учитель
  4. Предмет : география
  5. Класс: 5
  6. Тема урока и номер урока в теме: Ориентирование на земной поверхности . (урок

№ 12 в разделе №3 «Географические модели Земли.»)

  1. Базовый учебник: «География. Землеведение.5-6 классы», авторы: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, М. Дрофа, 2012 г.
  2. Цель урока: Формирование навыков ориентирования на земной поверхности с помощью компаса и по местным признакам.

Обучающая : раскрыть содержание понятий «ориентация на местности» и «стороны горизонта» ,«азимут» обучить приёмам определения сторон горизонта по компасу и местным признакам, хождению по азимуту.

Развивающая : расширить знания о приборах и способах ориентирования, выделить различие между основными и промежуточными сторонами горизонта.

Воспитательная: способствовать формированию географической культуры, развитию умения работать в группе, коллективе.

Личностные : формирование способностей ориентирования на местности;

Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять её цели, задачи; умение взаимодействовать в паре и группе, работать с компасом; высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Мнение эксперта

Тарасов Дмитрий Тимофеевич

Мастер спорта по альпинизму. Автор научных статей на тему выживания в условиях дикой природы

Предметные : умение применять навыки ориентирования для определения своего положения в пространстве с помощью плана местности, компаса и топографической карты.

Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира. Регулятивные : планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные : анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений, перерабатывать информацию для получения необходимого результата. Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

12. Тип урока: урок «открытия» нового знания.

13. Формы работы учащихся : индивидуальная, групповая, в парах.

14. Техническое оборудование : мультимедиа, атласы, компасы, транспортир.

Актуализация опорных знаний по теме «Ориентирование на земной поверхности»

Приветствие учащихся. С добрым утром начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и искать! Создание доброжелательной рабочей атмосферы, Постановка проблемной ситуации: Дом построен на юге. Объясните, в каком направлении находятся все его углы?

учителя. Вспоминают изученный ранее материал

осознанное построение речевого высказывания в устной форме

Формирование системы знаний о земной поверхности

Использовать устную речь для аргументированного ответа

оказавшись в данной ситуации. Давайте обсудим, есть ли выход из

ориентироваться в данной ситуации и что нужно знать для того, чтобы

Расскажите своими словами : в жизни нам это нужно, если да, то где? ( Слайд №2)

Вступают в диалог, проговаривают и осознают

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий и умение их применять в различных жизненных ситуациях

Формирование системы знаний об ориентировании на местности с помощью компаса, карты, знаний примет

Овладение приемами безопасности, ориентирования на местности

Умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных и учебных задач

предметов. Прочтите правила при работе с географической картой (памятка ученику) (Слайд 4) Покажите направления на плане местности.

Как оно обычно показано? В каком направлении от парома на реке Соть находится плотина на реке Луч?Определите, как изменяется направление реки Соть.

Как по карте узнать направление сторон горизонта?

Каждая сторона горизонта имеет не только свое название, но и цифровое

значение – азимут. Найдите в учебнике информацию об азимуте и

слайде азимут сторон горизонта. Сформулируйте вывод: Как можно ориентироваться на местности, карте, плене?

Учащиеся в парах работают с компасом, атласом, определяют стороны

Учащиеся работают с атласом (стр. 12-15): находят и узнают информацию

Работают с учебником, картой и планом местности: определяют направления.

Учащиеся работают с учебником: находят и узнают информацию об азимуте, передают своими словами содержание

Формирование навыков коммуникативной компетентности

Осознанное построение речевого высказывания в устной форме

Формирование понятий «ориентирование», «стороны горизонта», «азимут»

Ставить учебные задачи, выбирать наиболее эффективные способы их решении

Уметь работать с различными источниками информации, классифицировать и обобщать

Получать информацию в результате смыслового прочтения текста

Технически правильно выполнять двигательные действия

Это интересно: Удочка для зимней рыбалки как сделать зимнюю удочку своими руками

2.Исходное положение: сидя на стуле положить руки на пояс:

3.Исходное положение: сидя на стуле или стоя:

1-махом левую руку занести за правое плечо и голову повернуть налево;

2- махом правую руку занести за левое плечо и голову повернуть направо.

Этап 5. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания

Предлагает задания на «новое» знание, побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними.

потренируемся в определении сторон горизонта. (Слайд № 6) Из

Жанейро. Какой курс должны держать пилоты, что бы не сбиться с курса? Ответ обоснуйте. Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы. – Проверим знание сторон горизонта и умение ориентироваться на плоскости.

Учитель диктует согласно направлениям ( 2 клетки на восток, 2 – на юго-восток, 2 – на северо-восток и т.д) Какая у вас получилась фигура ? (бабочка)

Обсуждают в группах и обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.

Учащиеся в рабочей тетради должны точками отметить значения, чтобы получилась фигура… бабочки.

Учащиеся формулируют вывод о необходимости знаний и практических умений по ориентированию на местности

Готовность к самообразованию и саморазвитию

Формирование умений давать аргументированный ответ

выполнять действие по заданному образцу, правилу

Обучение навыкам коммуникативной компетентности

Формирование навыков коммуникативной компетентности

Умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Формирование умений самостоятельной работы.

Применение умений и знаний при выполнении учебных и познавательных задач

Работать в группах по решению общей задачи

Общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности

2. Самооценка работы в течение урока по методике «Светофор»: красный– я работал отлично, мне всё понятно желтый– я работал хорошо, мне кое-что не понятно, не получилось синий – я работал неплохо, но мне многое не понятно, не получилось. (Слайд №7)

2.Составить «Синквэйн» по теме сегодняшнего урока.

заданные вопросы . Объясняют, анализируют, формулируют.

Дают развернутый ответ, обобщают информацию, формулируют вывод о необходимости применять навыки и умения ориентирования для определения своего положения в пространстве

Построение речевого высказывания в устной форме

Использовать устную речь для аргументированного ответа

параграфа/ № 4 -письменно/. По желанию: Рабочая тетрадь зад.№3 стр.25(письменно) (Слайд №8)

Использование умений и знаний при выполнении задании

Использовать разнообразные источники информации

На рисунке показано взаимное расположение сторон горизонта и промежуточных

направлений, заключенных между ними. Взглянув на рисунок , легко понять, что для

определения направлений на все стороны горизонта достаточно знать только одно.

Промежуточные направления используются для уточнения ориентировки, если

направление на предмет не совпадает строго с направлением на одну из сторон горизонта.

С помощью компаса можно определить направление на стороны горизонта в любое время

Сначала отмечаю, что при ориентировании на местности широко применяется компас

Адрианова. Затем рассказываю при помощи компаса его устройство.

Правила обращения . Чтобы убедиться в исправности компаса, надо проверить

чувствительность его стрелки. Для этого компас устанавливают неподвижно в

горизонтальное положение, к нему подносят какой-либо металлический предмет, а затем

убирают. Если после каждого смещения стрелка будет устанавливаться на прежнем

отсчете, компас исправен и пригоден к работе.

Для определения сторон горизонта по компасу надо отпустить тормоз стрелки и установить компас горизонтально. Затем повернуть его так, чтобы северный конец магнитной стрелки совпал с нулевым делением шкалы. При таком положении компаса подписи на шкале С, Ю, В, 3 будут соответственно.

Из долголетних наблюдений установлено, что: кора деревьев с северной стороны обычно грубее и темнее, чем с южной; мох и лишайник покрывают стволы деревьев, камни, скалы с северной стороны; муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней, кустов; их южная сторона более пологая, чем северная; на хвойных деревьях смола накапливается с южной стороны; ягоды и фрукты в период созревания приобретают зрелую окраску с южной стороны; ветви дерева, как правило, более развиты, гуще и длиннее с южной стороны;

около отдельно стоящих деревьев, столбов, больших камней трава растет гуще с южной стороны; просеки в больших лесных массивах, как правило, прорубают строго по линии

Мнение эксперта

Тарасов Дмитрий Тимофеевич

Мастер спорта по альпинизму. Автор научных статей на тему выживания в условиях дикой природы

север-юг, запад-восток; на торцах столбов нумерации кварталов лесных массивов с запада на восток; алтари и часовни православных церквей обращены на восток, колокольни на запад;

нижняя перекладина креста на церкви приподнята на север; на склонах, обращенных к югу, весной снег тает быстрее, чем на склонах, обращенных к северу; вогнутая сторона луны, на минарете мусульманских мечетей, обращена на юг.

Определение направлений на плане и карте (работа с учебником)

В каком направлении от парома на реке Соть находится плотина на реке Луч?

Определите, как изменяется направление реки Соть.

Прочтите умения при работе с географической картой (памятка ученику) (Слайд 9) Выделите

Как по карте узнать направление сторон горизонта?

Ориентирование на земной поверхности

Сформировать знания о способах ориентирования на местности; умение определять направления с помощью компаса; понятие «азимут» и умение его определять

Образовательные ресурсы

Дронов В. П., Савельева Л. Е. – География. Землеведение. 5-6 кл. Рабочая тетрадь В. П. Дронов, Л. Е. Савельева, презентация «Ориентирование на земной поверхности», компас, транспортир

  1. Как люди ориентируются
  2. Азимут

Личностно значимая проблема

методы и формы обучения

Методы: частично-поисковый, наглядный, практикум, контроль

Формы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная работа

Ориентирование, основные и промежуточные стороны горизонта; компас; Полярная звезда; азимут

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: