Социализация как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности ребенка с ОВЗ.

Дети, имеющие врожденные или приобретенные патологии здоровья, ограничены в общении с нормально развивающимися сверстниками. В большинстве случаев они видят в своем окружении только родителей, медицинских работников и ребят, с аналогичными проблемами здоровья (в тех случаях, когда ребенок растет в интернате или обучается в коррекционных учреждениях). Для решения возникающих проблем разработаны различные педагогические и психологические средства социализации детей с ОВЗ.

Цели и задачи

Дети с ограниченными возможностями здоровья относятся к незащищенной категории граждан, которые требуют не только постоянной помощи и контроля со стороны третьих лиц, но и государственного социального обслуживания. Социальное развитие детей с ОВЗ – это комплекс действий и мероприятий, направленный на:

  • успешное развитие личностных качеств;
  • усвоение принятых норм морали и этики;
  • принятие установленных образцов поведения в обществе;
  • развитие познавательной деятельности, любви к учебе и труду.

Таким образом, основная цель социализации детей с ОВЗ – безболезненная адаптация к окружающему их обществу.

Задачи социализации детей с ОВЗ:

  • естественные задачи – в соответствии с возрастом ребенок должен иметь определенный уровень, психического, физического и сексуального развития.
  • культурные задачи – взрослея, подросток с ОВЗ должен уметь общаться со здоровыми людьми, находить нужные темы для разговора, и принимать активное участие в жизни общества;
  • психологические задачи – оказание помощи в преодолении психологических барьеров, возникших в результате имеющегося недуга.

Практические исследования показывают, что в большинстве случаев, при знакомстве с новыми людьми, ребята с ОВЗ стараются скрыть свою патологию. В тех случаях, когда это невозможно, они самоизолируются от общества или агрессивно реагируют на сочувствие и гиперопеку со стороны новых знакомых. Успешная социализация детей с ОВЗ возможна только тогда, когда общество готово “принять” инвалида. В тех случаях, когда малыш с отклонениями не выделяется из общей толпы (например, на детской площадке играет вместе со здоровыми сверстниками), он лучше адаптируется и быстрее находит “общий язык” с окружающим миром.

Условия социализации детей с ОВЗ:

  • индивидуальный подход к воспитанию;
  • родители должны не только опекать своего особенного ребенка, но и обеспечить ему достойное и качественное образование;
  • выбор образовательного учреждения должен зависеть не только от решения ПМПК, но и от желания и возможностей малыша (процесс обучения может осуществляться в домашних условиях, школах-интернатах, коррекционных учреждениях, в коррекционных классах на базе общеобразовательной школы);
  • всестороннее развитие;
  • регулярное посещение психолога, дефектолога и других необходимых специалистов;
  • постепенная интеграция в общество.

Родители обязаны оказать всевозможную помощь своему малышу для того, чтобы его взрослая жизнь была успешной, полноценной и счастливой. Соблюдая условия успешной социализации детей с ОВЗ, даже в самых тяжелых случаях инвалиды начинают проявлять коммуникативные навыки и познавать окружающий их мир.

Социализация детей с ОВЗ. Этапы и задачи. Выступление на методическом объединении. материал по теме

«Социализация детей с ОВЗ. Этапы и задачи.»

Социализация детей с ОВЗ. Этапы и задачи.

Социализация — это процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта (норм, умений, стереотипов, установок, принятых в обществе форм поведения и общения). Первичная социализация, закладывающая основу всего последующего функционирования человека, происходит в семье.

Одной из главных целей социализации является приспособление, адаптация человека к социальной реальности.

Процесс социализации – это процесс взаимодействия личности и общества. Данное взаимодействие включает в себя, одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений.

Если наиболее существенные задачи социализации на каком-то возрастном этапе не решаются, это приводит к торможению развития личности, что может проявиться впоследствии во внешне немотивированном поведении.

Этапы социализации соотносятся с возрастной периодизаций жизни человека.

Для каждого возраста или этапа социализации выделяют три группы задач, решение этих задач является объективной необходимостью для развития человека:

Естественно-культурные задачи — достижение на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития. Этот уровень носит конкретно-исторический характер (у разных народов различные представления об идеалах мужественности и женственности, различные темпы полового созревания)

Социально-культурные задачи — познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые. На каждой стадии социализации человек должен обладать не только определенной суммой знаний, умений, навыков, но и принимать соответствующее участие в жизни общества. Эти задачи объективно определится обществом в целом, уровнем его развития, региональным и ближайшим окружением человека.

Социально-психологические задачи — это становление самосознания личности, ее самоопределения в актуальной жизни и на перспективу, самореализации и самоутверждение. Конечно, для каждого этапа социализации содержание стих задач и средства их реализации различны.

По мнению А. В. Мудрика, если какая-либо группа задач или существенные задачи какой-либо группы остаются нерешенными на том или ином возрастном этапе, то это либо задерживает развитие человека, либо делают его неполным.

Социальные условия развития личности:

  1. Психологический климат семьи, семейное воспитание условия воспитания и развития ребенка вне семьи (детский сад, школа, улица, сверстники, и т. д.)
  2. Контакт со сверстниками, усвоение опыта, формирование мотивации – побуждения матери к участию в процессе развития.

Современные условия социализации детей с ОВЗ:

  • актуальность проблемы взаимодействия органов власти с различными типами учреждений, общественными организациями по вопросу социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество»;
  • развитие и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья средствами учреждений дополнительного образования;
  • научно-методическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • формы взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • возможности комплексных центров социального обслуживания населения в оказании реабилитационных услуг несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья;
  • интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в среду более здоровых сверстников;
  • особенности работы общественной организации в поиске возможных социальных партнеров.

Интеграция социальная — социальная адаптация в общей системе социальных отношений и взаимодействия, использование социальных благ и привилегий с учетом потребностей индивида.

Л.С.Выгодский одним из первых обосновал идею интеграции.

Социальная адаптация- активное приспособление к условиям социальной среды путём усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения в обществе; формирование индивидуальное и групповое поведение аномальных детей в соответствие с системой общественных норм и ценностей.

Формы адаптации:

  1. Биологическая (к условиям внешней среды).
  2. Сенсорная (органы чувств к раздражителям).
  3. Психологическая (приспособление человека как личность, существующего в обществе в соответствие с соц. требованиями).
  4. Социальная.

Для этого используются методы интеграции, которая также можно подразделить на формы:

  1. Психологическая — достигается за счёт компенсатор. объединения разрозненных ВПФ, для выполнения психолог. деятельности. Дефект обычно вызывает психологическую дезинтеграцию с нарушением связей между различными ВПФ. В частности, эмоционально насыщенная, интересная деятельность, осуществляется в игровой форме и направляемая психологом, позволяет интегрировать нарушения ВПФ.
  2. Педагогическая — объединение аномального ребёнка с нормальными детьми в процессе воспитания и обучения, при которую он не чувствует себя изолированным в коллективе и адекватно участвует в совместной деятельности. активно используется также дом. обучение и воспитание, а также создание спец. классов в общеобразовательных учреждениях. Это позволяет не изолировать от коллектива, семьи, нормальных сверстников.

интеграция в общество человека с особыми образовательными потребностями и ограничен. труд. способностью сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах соц. жизни наравне и вместе с остальными членами общества.

В системе образования интеграция означает возможность минимально ограничивающей альтернативы для лиц с особыми образовательными потребностями: получение образования в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.

Интеграция основывается на концепции «нормализации», в основу которой положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть как можно более приближёнными к условиям и стилю жизни общества, в которых они живут. Применительно к детям это означает след:

  1. Ребенок с особыми образ. потребностями имеет и общие для всех потребности, главная из которых-потребность в любви и стимулирующей развитие обстановке.
  2. Ребенок должен вести жизнь, в максимальной степени приближающею к нормальной.
  3. Учиться могут все дети, а значит, всем им должна предоставляется возможность получить образование.

Принципы «нормализации» сегодня закреплены рядом международных правовых актов: Декларацией прав ребенка, Декларацией о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии, Декларацией о правах инвалидов.

Вывод: принятие интеграции населением, каждым человеком -это длительный процесс воспитания всего общества. Это выращивание с раннего детства нового поколения, для которого интеграция станет частью мировоззрения.

Ключевым моментом этой точки зрения должна стать убежденность в том, что люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности и трудоспособности не не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в его жизнь на своих собственных условиях, которые общество понимает и учитывает

Социальная интеграция детей с ОВЗ — целенаправленный процесс передачи обществом социального опыта с учетом особенностей и потребностей различных категорий этих детей, при их активном участии и обеспечении адекватных для этого условий, в результате чего происходит включение детей во все социальные системы, предназначенные для здоровых детей, активное участие в основных направлениях жизни и деятельности общества, подготовке к полноценной взрослой жизни, наиболее полной самореализации и раскрытия их личности.

Педагогическая интеграция предполагает формирование у детей с ОВЗ способности к усвоению учебного материала, определяемого общим учебным планом (совместное обучение в одной школе или в одном классе).

Основными формами интегрированного обучения являются специальные классы в общеобразовательной школе и совместное обучение в одном классе. Специальные классы могут быть созданы для определенной категории детей (например, с нарушением слуха, зрения, задержкой психического развития, умственной отсталостью и др.) или объединять различные категории детей с отклонениями в развитии (например, с задержкой психического развития и умственной отсталостью, сложным комплексным нарушением и др.). Совместное обучение в одном классе более эффективно для детей с небольшими нарушениями развития (например, слабовидящих, слабослышащих, с легкой формой детского церебрального паралича и др.) при наличии хорошо налаженной деятельности службы сопровождения учащихся в школе.

При этом число детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в обычном классе, как правило, не должно превышать 3-4 человек. При инклюзивном обучении необходимо обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ.

Важным компонентом успешного инклюзивного обучения ребенка с ОВЗ в среде здоровых сверстников является подготовка окружения к интегрированному процессу с помощью обучающих программ повышения квалификации для специалистов учреждений и программ повышения родительской компетентности.

Социализация в зависимости категории детей с ОВЗ

Процесс социализации детей с ОВЗ зависит от трех факторов:

  • скорость адаптации к социуму;
  • социальная интеграция (процесс включения ребенка в общество и то, как общество реагирует на инвалида);
  • развитие личности и проявление индивидуальных качеств.

В зависимости от того, как проходит процесс социализации у ребят с ОВЗ, их можно условно разделить на четыре категории (независимо от имеющихся патологий здоровья):

Тип Характеристики
Активно-позитивный Дети, имеющие позитивный настрой, хорошее чувство юмора, высокую самооценку, и не стесняющиеся своих недугов, быстро адаптируются к изменениям в обществе (при поступлении в школу, при переезде на новое место жительства), и самостоятельно решают возникающие бытовые проблемы.
Пассивно-позитивный Дошкольники и подростки, относящиеся к этому типу, характеризуются низкой самооценкой. Они не стремятся проявить себя, заявить о том, что им что-то не нравится. Чаще всего они нуждаются в постоянной опеке со стороны близких, бояться серьезных изменений в жизни, т.е. их полностью устраивает их место в обществе.
Пассивно-негативный Ребята пассивно-негативного типа стесняются своего недуга, и того, что они находятся постоянно под опекой. Они не стремятся к изменениям (не пытаются самостоятельно развиваться, обучаться, не проявляют интерес к здоровым сверстникам).
Активно-негативный Активно-негативные ребята испытывают сильный психологический дискомфорт от того, что не могут полноценно расти, играть и общаться. При этом их реакция на изменения в окружающем мире может быть крайне негативной – они могут замкнуться в себе, потерять интерес к учебе, агрессивно проявлять себя в общении с близкими.

Среди детей с ОВЗ, имеющих серьезные заболевания (например, детский паралич), можно выделить лишь небольшую группу активно-позитивных лиц. Большая часть подростков с патологиями здоровья не пытаются самостоятельно изменить свою жизнь, не имеют социальной активности, или считают, что не способны жить также как здоровые сверстники.

Для формирования личностных и духовно-нравственных качеств, самостоятельности в выборе и действиях, для стремления к учебе и труду, и социализации социально-педагогические и психологические методики должны быть хорошо спланированы и иметь научное обоснование.

Важно! Основная психологическая проблема социализации детей с ОВЗ – это отношение ребенка к своим собственным особенностям, т.е. каким он считает себя – «нормальным» или «неполноценным».

Программы социализации

Несмотря на то, в какой семье растет и воспитывается ребенок, какой диагноз ему поставлен – в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом “Об образовании” – каждый имеет право на получение бесплатного общего образования и на самореализацию в доступных видах социальной деятельности. Инвалиды обладают дополнительными правами – учебный процесс должен быть выстроен на особом подходе со стороны преподавателей и на обеспечении специальных условий для образовательной деятельности (наличие методических и учебных пособий, пандусов в образовательном учреждении, обустроенной территории для физических занятий).

В детском саду и школе

На сегодняшний день все чаще практикуется инклюзивная программа социализации для детей с ОВЗ, подразумевающая “включение” инвалида в общество здоровых сверстников. Социализация детей с ОВЗ в ДОУ основана на совместном участии здоровых и “особенных” ребят в различных видах деятельности, на одной территории и в одно и то же время. Совершая какие-либо совместные действия, воспитанники оценивают друг друга не по симпатиям, а по личностным качествам и навыкам. В игровой деятельности они усваивают установленные правила, учится соблюдать их под непосредственным руководством воспитателей.

Социализация детей с ОВЗ в школе – важный этап становления личности и психического развития. Проявление эмоциональных симпатий и антипатий у учеников позволяет педагогам скорректировать учебную деятельность, разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты, а также исправлять их поведение в соответствии с принятыми нормами. Любые формы социализации детей с ОВЗ исключают дискриминацию, обеспечивают равные права для всех детей, но при этом создают особые условия для инвалидов.

Дополнительное образование

Программы дополнительного образования состоят из разнообразных творческих направлений, в соответствии с интересами ребят с ОВЗ любого возраста. Согласно социальным практикам, занятия творчеством способствуют социально коммуникативному развитию детей с ОВЗ, их продуктивная деятельность увеличивается в разы, выявляются и развиваются творческие способности. Дополнительные образовательные программы направлены на воспитание и социализацию детей с ОВЗ, исправление их психоэмоциональных проблем, выявление, развитие и поддержание творческих способностей.

Ребята, регулярно посещающие художественные, музыкальные или узконаправленные курсы, со временем лучше усваивают школьный материал, не теряют мотивацию к учебе. Более того, получая хорошую практику на дополнительных занятиях, подростки часто выбирают творчество в качестве профессии.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ: от теории к практике

Библиографическое описание:

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ: от теории к практике / Т. В. Резниченко, А. Ю. Карнаущенко, О. Ю. Сочнева [и др.]. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/330/15041/ (дата обращения: 10.10.2020).


Научно-исследовательская работа раскрывает опыт работы ДОУ и содержит описание апробированной в практической деятельности модели успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, обобщает теоретические и практические разработки по организации единого интегрированного пространства для социализации воспитанников с особенностями в развитии.

Материал, представленный в статье, будет полезен педагогам образовательных организаций разного типа, работающим с детьми с ОВЗ.

Ключевые слова: социализация, оптимальная модель, дошкольник с ОВЗ, интегративное поле, концепция социального развития.

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 200» является образовательной организацией комбинированного вида, оказывающей специальные (коррекционные) услуги для детей с ОВЗ. В ДОУ функционируют 4 коррекционные группы для воспитанников с ОВЗ, имеющих различные нарушения (ЗПР, УО, РАС, ТМНР). Большинство детей имеют статус ребенка — инвалида.

Детский сад, является открытым образовательным пространством, задача которого состоит в становлении универсальных социальных способностей наших воспитанников, овладение социальной культурой, нормами общения и взаимодействия с ровесниками, родителями, педагогами ДОУ с учетом специфики их индивидуальных и психофизических возможностей.

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении, в неумении ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения, недоступности понимания смысла ряда культурных, нравственных и этических ценностей общества.

Многие дошкольники с ОВЗ оказываются неспособными самостоятельно войти в сферу социальных отношений и овладеть коммуникативными навыками, так как у них наблюдаются сложности в адаптации, социально-эмоциональные депривации, недостаточное или искаженное развитие произвольной регуляции эмоциональных и поведенческих проявлений, повышенная тревожность, неуверенность, низкая или завышенная самооценка, безынициативность, несамостоятельность, отсутствие любознательности и активности.

Выше перечисленные особенности дошкольников с ОВЗ обуславливают актуальность данной научно-исследовательской работы.

Цель работы — создание условий для успешной социализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Педагогами ДОУ были выделены следующие задачи:

– повышение профессиональной компетентности всех участников процесса социализации;

– разработка и апробация оптимальной модели коррекционно-образовательных мероприятий как единого интегрированного поля по социализации дошкольников с ОВЗ;

– разработка системы средств диагностики и критериев оценивания уровня сформированности процесса социализации дошкольников с ОВЗ;

– обмен опытом, методическими наработками, рекомендациями для различных категорий педагогических работников по использованию в практике системы социализации дошкольников.

Объект исследования: воспитанники коррекционных групп ДОУ с ограниченными возможностями здоровья.

Предмет исследования: проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в социуме.

Практическая значимость: создание и апробация оптимальной модели коррекционно-образовательных мероприятий, как единого интегрированного поля по социализации дошкольников с ОВЗ.

Гипотеза исследования: процесс социализации дошкольников с ОВЗ будет иметь положительную динамику, если в ДОУ будет создана эффективная модель единого интегрированного пространства.

Методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературы, нормативно-правовых актов); социологические (беседы, анкетирование); педагогический эксперимент, мониторинг, анализ, обобщение и систематизация.

Наше дошкольное учреждение обратило внимание на эту проблему и целенаправленно занимается ей уже много лет. («Муниципальная экспериментальная площадка» 2011–2012 г; «Муниципальная инновационная площадка» 2013–2014г; Городская панорама инновационного опыта «Виртуальная площадка» 2020, 2020, 2017 гг.)

Опираясь на свой многолетний опыт работы, мы разработали оптимальную модель взаимодействия всех участников коррекционно-образовательного процесса для успешной социализации детей с ОВЗ в условиях образовательного учреждения.

Основой для разработки оптимальной модели стала Концепция социального развития детей дошкольного возраста «Дорогою добра» под ред. Л. В. Коломийченко. В данной концепции социализация рассматривается как «процесс приобщения к социальной культуре, социальной адаптации индивида в обществе, индивидуализация как процесс обособления, становления универсальных социальных способностей, характеризующих степень социальной самостоятельности индивида, и культуротворчество». [1]

В своей работе опирались на общенаучные педагогические подходы:

– аксиологический подход (определение приоритетных коммуникативных, познавательных или предметно-практических ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии дошкольника с ОВЗ);

– культурологический подход (учет национальных ценностей и традиций, приобщение ребенка к основным компонентам человеческой культуры); [2]

– гуманистический подход (признание ребенка как личности, ориентация на его потребности и интересы, права и свободы, психологический комфорт);

– антропологический подход (психолого-педагогическая диагностика в определении динамики социального развития дошкольника с ОВЗ);

– полисубъектный подход (учет специфики и влияния микро- и макроокружения на ребенка с ОВЗ);

– системно-структурный подход (организация целостной педагогической системы коррекционно-развивающей и образовательной среды);

– комплексный подход (интеграция всех компонентов педагогического процесса: познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического, физического);

– деятельностный подход (взаимоотношения ребенка с окружающим миром, реализация его потребностей в различных видах деятельности);

– средовой подход (организация социализирующего предметно-образовательного пространства).

Рис. 1. Модель социализации дошкольников с ОВЗ в ДОУ

В центре нашей модели стоит ребенок (дошкольник с ОВЗ), вокруг него задействованы и находятся в тесном партнерстве, взаимосвязи все субъекты социального окружения: сообщество сверстников, семья, сотрудники, социальные партнеры ДОУ.

Взаимодействие с каждой из перечисленных групп оставляет неизгладимый след в сознании ребенка и оказывает влияние на его личностное и социальное развитие.

Сотрудничество всех субъектов взаимодействия направлено на организацию единого интегрированного пространства для социализации воспитанников с ОВЗ, которое включает в себя:

– нормативно-правовое сопровождение процесса;

– программно-методическое оснащение;

– консультативно-диагностическое сопровождение воспитанников и семьи;

– организацию профессиональной, педагогически целесообразной образовательной среды;

– создание комфортной, доступной, вариативной предметно-пространственной среды;

– организацию досуговой деятельности.

Результативность данной модели видим в успешной адаптации и социализации наших воспитанников в условиях детского сада, оптимизации коррекционно-развивающего поля в целом, в воспитании толерантности у всех участников образовательного процесса, повышение уровня педагогической компетентности коллектива детского сада и активного участия родителей в жизни ДОУ.

За контрольный период 2020, 2020, 2020 годы проведены три контрольных среза итогового мониторинга воспитанников коррекционных подготовительных групп ДОУ.

32 выпускника — 2020 год, 28 выпускников — 2020 год, 34 выпускника -2018 год.

Результаты представлены в диаграмме.

Результаты мониторинга интегративных качеств выпускников ДОУ за контрольный период 2016–2018 год (%)

Рис. 2. Результаты мониторинга интегративных качеств

Полученные показатели позволили сделать следующий вывод:

Доля воспитанников на этапе завершения срока пребывания в дошкольном учреждении, имеющих положительные результаты личностного и социального развития за 3 последовательных года, приблизилась к 100 %.

Полученные показатели исследования позволили нам сделать вывод, что реализация созданной модели способствует формированию интегративных качеств у детей с ОВЗ:

– у большинства выпускников коррекционных групп ДОУ повысился интерес к предметам окружающего мира, опытно-экспериментальной и проектной деятельности, используют полученную информацию в разных видах деятельности;

– от 93 % до 97 % детей имеют представления о себе, своей семье, обществе, государстве, мире и природе;

– 96 % — 98 % проявляют самостоятельность и активность в повседневной жизни;

– около 100 % воспитанников способны договариваться, распределять действия, изменять стиль общения;

– все дети с ОВЗ стали адекватнее реагировать на внешние раздражители, умеют контролировать свое поведение, соблюдать элементарные общественные нормы и правила поведения.

– 99 % дошкольников правильно понимают и определяют различные эмоциональные состояния сверстников, взрослых в реальной жизни и художественных произведениях, проявляют сострадание и заботу о близких людях и животных.

Свидетельством эффективности проводимой работы является сохранение и улучшение социальных и личностных результатов при переходе на следующий этап обучения.

Мониторинг социализации показал, что воспитанники имеют стабильно положительную динамику. Дети успешно адаптируются в новой социальной среде, постепенно учатся выстраивать стратегию самостоятельной жизни, устанавливают новые социальные контакты, демонстрируют достаточный высокий уровень готовности к самостоятельной жизнедеятельности.

Считаем, что данный опыт работы по теме «Оптимальная модель социализации как одно из условий успешного социального развития детей с ОВЗ в ДОУ» актуален и рекомендован специалистам, работающим с детьми с ограниченными возможностями в образовательных учреждениях разного типа, атакже использован при подготовке и переподготовке педагогов по коррекционной работе с детьми с ОВЗ.

Литература:

  1. Коломийченко Л. В. «Дорогою добра» Программа по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2020. — 192 с.
  2. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. –М.: Мозаика-Синтез, 2020. — 352 с.
  3. Тригер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. — СПб.: Питер, 2008. — 192с: ил. — (Серия «Детскому психологу»).
  4. Cоциализация детей с ОВЗ на современном этапе: научно-методический и прикладной аспекты: Сб.науч.-метод.материалов/под ред. Белогуровой А. Ю., Булановой О. Е., Поликашевой Н. В. — М.: Издательство «Спутник+», 2014. — 335с.

Основные термины
(генерируются автоматически)
: детский сад, ограниченная возможность здоровья, оптимальная модель, ребенок, единое интегрированное пространство, социальное развитие, дошкольное учреждение, единое интегрированное поле, контрольный период, научно-исследовательская работа.

Роль педагогов и родителей

Уважение к старшим, любовь к труду и учебе, бережное отношение к живой и неживой природе, культура речи – всему этому дети учатся на примере своих родителей. Обучение и социализация детей с ОВЗ никогда не будут иметь положительных результатов, если перед ними не будет соответствующего примера для подражания.

Для успешной социализации ребенка также важен социальный статус его родителей и их отношение к общественной деятельности. В тех случаях, когда родители не участвуют в общественной жизни, не развиваются и имеют проблемы с трудоустройством, они не способны дать всестороннее образование своему малышу. Семьи, имеющие низкий социальный статус, неблагополучные условия жизни, узнав об ограниченных возможностях младенца, чаще всего отказываются от него. Ребята, воспитываемые в детских домах и интернатах, не могут полноценно развиваться из-за ненадлежащего ухода и недостаточной опеки.

Помимо родителей, огромный вклад в развитие и социализацию ребенка вкладывают воспитатели в ДОУ и педагоги в школе. Принципы социализации детей с ОВЗ в образовательных учреждениях:

  • организация совместной игровой и учебной деятельности;
  • индивидуальный подход к каждому воспитаннику (ученику);
  • ведение индивидуальных образовательных маршрутов;
  • контакт с родителями;
  • составление рекомендаций для внеурочных занятий.

Благополучие в семье, совместное времяпровождение детей-инвалидов со здоровыми сверстниками, индивидуальный подход и инклюзивное образование – это необходимый комплекс мер для того, чтобы ребята с ОВЗ успешно познавали мир взрослых, учились взаимодействовать друг с другом и осваивали нормы человеческих отношений.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]