Формировать математические знания – не только учить считать
Мы живем в век технологий. Математические знания и многое, связанное с точными науками, нужно для повседневной жизни. Дело даже не в том, чтобы:
- уметь считать (минимум);
- знать на зубок сложные математические формулы (максимум).
Общая концепция развития матспособностей у дошкольников представлена в работах исследовательницы А.В. Белошистой. Автор объясняет, что мы должны вкладывать в слова «развитие математических способностей». Это умения, которые неизменно пригодятся, чтобы:
- уметь искать новые пути решения;
- глубоко понимать сущность явления или факта;
- строить логические связи;
- видеть проблему в целом.
Согласитесь, немало! По мнению Белошистой, математические занятия в детсаду должны интеллектуально развить ребенка. А также подготовить его к понимаю математической и логической информации в школе. Подготовка – работа и с моторикой, и с развитием логических структур.
Математика дает не просто знания, а развивает особый стиль мышления. Эта наука предоставляет огромные потенциальные возможности для формирования интеллекта с детсадовского возраста. Терять время нельзя, важнейшие мыслительные логические структуры организовываются в 5-11 лет. Значит, упор на математику надо делать со старшей группы детсада. Но можно и раньше.
Есть игры и занятия, которые учат детей направлять мышление в логическое русло с 2-3 лет. Ребенок может еще плохо разговаривать, но уже решать интеллектуальные задачи (для своего возраста). Книжечка «Формирование элементарных математических представлений в детском саду» предлагает заниматься с детками 2-7 лет. В ней предложена методика и примеры занятий. Книга то появляется, то исчезает в «Лабиринте» – нужно иметь терпение, чтобы «поймать».
Для средней группы (4-5 лет) предназначено издание с названием «Формирование элементарных математических представлений». В нем приведены задания и игровые упражнения, их можно прямо брать и использовать. Основная часть литературы, посвященной развитию математического мышления, рассчитана на 5-6-7 лет, к ней вернемся.
Перед воспитателями в детсаду ставится важная задача – пробудить интерес к математике. Сделать это можно через занимательные игровые занятия. Процесс не зайдет далеко без домашнего самообразования. Тут – нескончаемое поле деятельности для родителей.
Теория и методика проведения занятий по математике
У малышей отсутствует абстрактное мышление, но математика для детей доступна, используя действия и образное мышление. Как это реализовать на практике — рассказано далее.
Занятия в старшей группе ДОУ по росписи кувшинчиков
Конспект занятия по геометрии
При проведении занятий по математике воспитателю требуется в увлекательной форме ознакомить детей с абстрактными понятиями и научить их пользоваться ими. Пример занятия, с помощью которого в средней и старшей группах может решаться эта задача, приводится далее.
Цель такого занятия по детской математике состоит в том, чтобы дать детям элементарные знания по геометрии. Для повышения интереса к изучению математики в 3-4 года или в более старшем возрасте воссоздается обстановка для исследовательской деятельности детей, проводятся параллели между сферой математических знаний и реальной жизнью.
Девочка у доски
Планируя то, как научить ребенка математике, надо обеспечить решение таких задач:
- Детям помогают понять, что существенные особенности фигур не зависят от их величины или конкретного пространственного расположения.
- Им в возрасте 4+ прививают способность к математической зоркости. При этом их учат сравнивать предметы не только по особенностям внешнего вида, но и по их геометрической форме. В частности, они учатся находить в ближайшем окружении предметы, сходные или различные по геометрической форме.
- Малыши могут научиться конструировать форму по ее описанию.
- Обучают созданию тематических композиций фигур.
- В 4-5 лет учат способностям к математическому мышлению.
- Прививают навыки грамотного логического мышления, учат правильно строить логические рассуждения.
- В 6-7 лет объясняется связь отвлеченных математических знаний и продуктивной деятельности. Малышам объясняют, как использовать знания, полученные на уроках с пользой применять в практической жизни.
Тип занятия является познавательно-исследовательский.
Подготовка
Для выполнения заданий потребуются следующие материалы:
- мяч;
- фонограмма с записью музыки для проведения физкультминутки;
- набор геометрических фигур;
- карточки, на которых изображены планеты солнечной системы;
- листы бумаги в клеточку;
- для каждого малыша необходим простой карандаш.
Для занятия необходимо следующее: компьютер, интерактивная доска и проектор.
К уроку необходимо провести предварительную подготовку. Для физкультминутки нужно будет заранее изучить элементарные движения. Дети под руководством воспитателя должны будут тактильно исследовать приготовленные геометрические фигуры. Рекомендуется обеспечить просмотр обучающих фильмов по теме «Геометрия». Нужно провести чтение вслух сказки Н.Б.Сытовой «Как геометрические фигуры город строили». Выполняется коллективная аппликация «Город геометрических фигур».
Обратите внимание! Этапы занятия представлены ниже.
Начало
На первом этапе воспитатель спрашивает у малышей о том, любят ли они путешествовать. Они подтверждают это. Далее с ними обсуждается место, которое они хотели бы посмотреть.
Детям загадывают загадку «Рассыпался горох на тысячу дорог». Они отгадывают — «звезды».
Воспитатель предлагает всем полететь на Луну и интересуется тем, какая у нее геометрическая форма. Предлагает детям нарисовать ракету и просит рассказать, какая форма у нее. Предлагает привести примеры предметов, имеющих аналогичную форму.
Учитель рассказывает, что все будут ездить на луноходе и выбирает водителя с помощью считалки.
Основное содержание урока
Дальше обсуждаются различные небесные тела и их форма.
На материале полета объясняют, что в задаче имеются условия и необходимо получить ответ. Обсуждаются различные виды задач с числами.
Рассматривают лунный пейзаж и видят горы и кратеры. Сравнивают их с фигурами. Детям предлагают геометрические фигуры и говорят, что это лунные камни. Каждый должен назвать форму своей находки.
Заключительная часть
Путешествие оканчивается, дети летят домой. Затем проводится физкультминутка. При этом поют песенку на геометрическую тематику и делают выученные заранее движения.
Что такое художественно-эстетическое развитие дошкольников
В заключение детям предлагают выбрать геометрическую фигуру. Затем воспитатель разъясняет значение каждой из них.
В конце воспитатель рассказывает о том, что дети узнали за это занятие.
Геометрические фигуры
Полезные материалы для математики в детском саду
В качестве раздаточного материала может быть использовано следующее:
- Рабочие карточки для обучения счету. Они разбиты на 10 клеточек. В каждой из них нарисована одна из первых десяти цифр и соответствующее количество игрушек.
- Карточки, где имеются строчки по 10 клеток. Их может быть 5-7 или больше. В каждой строке нарисованы одинаковые рисунки, в различных — изображения отличаются. При работе их разрезают на квадратики и используют в качестве материала для обучения счету. Такие пособия можно распечатать с компьютера.
- Могут быть использованы произведения детской литературы, в которых затронута математическая тематика.
- Объемные геометрические фигуры помогут малышам лучше усвоить особенности математических понятий и подготовиться к школе.
Создание для детей подходящей среды для творческой деятельности, продуманный подход к занятиям позволят развить их способности и увлечь их математикой.
Не обязательно понимать, как оно работает. Главное – делать
То, что математические и логические знания надо начинать давать вовремя, стало понятным давно. Поэтому в ДОУ уделяется так много времени математике. Эта дисциплина учит мыслить логически и не бояться применять гибкость мышления. Задача математической программы для детей дошкольного возраста – научить улавливать соотношения и зависимости. А также создавать конструкции из предметов, слов и знаков.
В обучении очень важна система. Она изложена в этом пособии. Если систематизировать знания некогда, можно взять готовые рабочие тетради для подходящего возраста и начать заниматься по ним. Тут даже не надо особо понимать теорию – надо просто делать. Родителям и педработникам помогут рабочие тетради для 5-6 лет, составленные Кондратьевой:
- «Математические игры в картинках 5-6 лет». Приведены общие упражнения, а также задания для профилактики дискалькулии (нарушения счетного навыка).
- «Счет и сравнение чисел в пределах десяти». Цель – та же, задания – другие.
- «Готовимся считать правильно». Все три книги подойдут для родителей и воспитателей, желающих развивать детей.
Неплохую тетрадку выпустила Бортникова. Издание для 4-6 лет называется «Готовимся к школе. Развитие математических способностей». Оно знакомит учащихся подготовительной группы с геометрическими формами, цифрами, простыми действиями, учит сравнивать. У автора много других хороших книг. Например «Веселые задачки» для самых маленьких. Она заинтересует младших детей яркими картинками и стишками.
Пользуются популярностью книги Юлии Глаголевой, направленные на интеллектуальное становление. Издания включают достаточно сложные задания. Из книги «Развитие математических способностей. 1-2 классы. ФГОС» родители иногда пытаются что-то давать старшим дошкольникам. Но зачастую им такое рановато. А из аналогичного издания для 3-4 классов – и подавно. Но запомните эти пособия, они пригодятся школьникам.
Приобщаем к математике в игровой форме
Для ребенка все на свете – это игра. А игра – и учеба, и труд, и способ познания реальности. Ее нужно включать в учебный процесс. То есть руководить, направлять, организовывать. Таким образом, можно воздействовать на разные стороны личности: суммарно на ощущения, сознание, волю и поведение.
От игровой деятельности дети получают удовольствие как от процесса. У педагогов и родителей цель другая. Им нужно развивать дошкольника, вкладывать в его голову определенные знания, вырабатывать личностные качества. Особенно полезны дидактические игры и упражнения. Они провоцируют непринужденное взаимодействие между участниками, учат общаться.
Формировать представления о формах, последовательностях, противоречиях и других вещах очень помогают настольные игры. Прямо спасают. Карточки для таких игр можно изготовить самостоятельно. Но есть готовые игровые наборы, они яркие и стоят копейки. Это, например:
- лото «Логические таблицы» для 3-6 лет;
- игры типа «Что лишнее?» (есть много вариантов, например вот этот от 3 лет и вот этот для 4-7 лет);
- забавная игрушка «Чей кот больше?» для сравнения чисел;
- «Найди похожую фигуру»;
- «Катамино» (дорожная мини-версия) развивает пространственное мышление.
Методическая разработка :»Организация работы по ФЭМП в дошкольном возрасте»
Организация работы по ФЭМП в дошкольном возрасте
Организация работы по ФЭМП в дошкольном возрасте
Важнейшим средством формирования у дошкольников
высокой математической культуры, активизации обучения математике является эффективная
организация
и управление учебной деятельностью
дошкольников
в процессе решения различных математических задач. Обучение детей математике в
дошкольном возрасте
способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.
Какие обще дидактические принципы лежат в основе методики обучения ФЭМП
?
Систематичность (знания даются детям в строго определённой системе и при этом новый материал должен быть доступен детям.)
Последовательность (каждая новая большая программная задача дробится на более мелкие)
— геометрические фигуры
Постепенность (при переходе от одной программной задачи к другой очень важно постоянно возвращаться к пройденному материалу. Этим обеспечивается правильное усвоение материала.)
Индивидуальный подход (необходимо учитывать способности каждого ребенка и, исходя из этого, подбирать нужные задания)
Во время НОД по ФЭМП
решается ряд программных задач. Какие?
(Высказывания педагогов)
. Давайте разберёмся в этих задачах.
1) образовательные — чему ребёнка будем учить (учить, закреплять, упражнять,
2) развивающие – что развивать, закреплять:
— развивать умение слушать, анализировать, умение видеть самое главное, существенное, развитие осознанности,
— продолжить формирование приёмов логического мышления (сравнение, анализ, синтез)
.
3) воспитательные — что воспитывать у детей (математическую смекалку, сообразительность, умение слушать товарища, аккуратность, самостоятельность, трудолюбие, чувство успеха, потребность добиваться наилучших результатов,
4) речевые — работа
над активным и пассивным словарём именно в математическом плане.
Основные ошибки, встречающиеся во время образовательной деятельности по ФЭМП
:
Многословие, неточность в постановке вопросов.
Однообразие наглядного материала, заданий.
Неверное расположение материала.
Использование неэстетичного наглядного материала, не отвечающего педагогическим требованиям.
Чтобы образовательная деятельность давала хорошие результаты к НОД необходимо тщательно готовиться:
— продумать программное содержание и соотнести с уровнем развития детей, с уровнем их знаний,
— подобрать РАЗНООБРАЗНЫЙ материал,
— продумать формы организации деятельности детей
Всё занятие по ФЭМП
строится на наглядности. Что значит сделать обучение наглядным?
Воспитатель должен помнить, что наглядность — не самоцель, а средство обучения. Неудачно подобранный наглядный материал отвлекает внимание детей, мешает усвоению знаний, правильно подобранный повышает эффективность обучения.
Мы используем два вида наглядного материала это:
— демонстрационный материал, который используется на фланелеграфе, на магнитной доске и т. д.
— раздаточный, мелкий материал, который раздаётся каждому ребёнку.
И демонстрационный, и раздаточный материал должен быть художественно оформлен, отвечать эстетическим требованиям: привлекательность имеет огромное значение– с красивыми пособиями детям интереснее играть. А чем ярче и глубже детские эмоции, тем полнее взаимодействие чувственного и логического мышления, тем более интенсивно проходит ОД, и более успешно усваиваются детьми знания.
Материала должно быть в достаточном количестве на каждого ребёнка + запасной материал. Материал должен быть различным на каждом занятии. Материал должен быть понятен детям (заяц должен быть зайцем, шишка – шишкой, морковка – морковкой)
Пособия нужно подбирать соответственно друг другу (белки — шишки, зайцы — морковки, цветочки – бабочки и т. д.)
Чтобы ребёнок хорошо усвоил материал, сам воспитатель должен прекрасно владеть своей речью (точность фраз, выражений, формулировок)
.
Речь должна быть грамотной и в отношении грамматики, и в отношении математики.
Речь и воспитателя, и ребёнка должна быть точной, краткой, чёткой, ясной (меньше “воды”)
. В этом случае ОД проходит быстро и интересно.
Скажите, пожалуйста, какие методы обучения используются на занятиях по ФЭМП
?
(Ответы воспитателей)
Верно, игровые, наглядные, словесные, практические методы обучения…
Словесный метод в элементарной математике занимает не очень большое место и в основном заключается в вопросах к детям.
Характер постановки вопроса зависит от возраста
и от содержания конкретной задачи.
— в младшем возрасте – прямые
, конкретные вопросы: Сколько? Как?
— в старшем – в основном поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Для чего?
Практическим методам – упражнениям, игровым задачам, дидактическим играм, дидактическим упражнениям – отводится большое место. Ребёнок должен не только слушать, воспринимать, но и сам должен участвовать в выполнении той или иной задачи. И чем больше он будет играть в дидактические игры, выполнять задания, тем лучше усвоит материал по ФЭМП
. В соответствии с ФГТ основной вид деятельности в детском саду – это игра. НОД которая проходит в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее и легче. Поэтому игровой метод должен быть преобладающим.
Дидактические игры можно классифицировать по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации
и взаимоотношении детей, по роли воспитателя:
1. Игры-путешествия отражают реальные факты, раскрывая обычное через необычное, цель которых – усилить впечатление через сказочную необычность;
2. Игры-предложения: «Что было бы?»
,
«Что бы я сделал?»
;
3. Игры-загадки с замысловатым описанием, которые нужно расшифровать;
4. Игры-беседы (диалоги, где в основе – общение воспитателя с детьми, детей с ним и друг с другом с особым характером игрового обучения и игровой деятельности.
Используя игры, педагоги учат детей преобразовывать равенство в неравенство и наоборот – неравенство в равенство. Играя в такие дидактические игры, как «Какой цифры не стало?»
,
«Путаница»
,
«Исправь ошибку»
,
«Назови соседей»
дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как
«Составь цифру»
,
«Кто первый назовет, какой игрушки не стало?»
и многие другие используются на занятиях с целью развития у детей внимания, памяти, мышления. В старшей группе детей знакомят с днями недели. Объясняют, что каждый день недели имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запоминали название дней недели, их обозначают кружочком разного цвета. Детям предлагают игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. К примеру, проводится игра
«Живая неделя»
. Для игры 7 человек вызывают к доске, воспитатель пересчитывает их по порядку, дает им в руки кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Также используются разнообразные дидактические игры
«Дни недели»
,
«Назови пропущенное слово»
,
«Круглый год»
,
«Двенадцать месяцев»
, которые помогают детям быстро запомнить название месяцев и их последовательность.
Детей учат ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Дети свободно выполняют задания типа: «Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади – стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади – Дима». При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: «Справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида»
и т. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур, детям предлагают искать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивают:
«Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?»(поверхность крышки стола, лист бумаги)
.
Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.
В дошкольных
учреждениях педагоги накапливают интересный опыт
работы
по формированию элементарных математических представлений у детей с применением дидактических пособий, широко используемых во всем мире. Это логические блоки и палочки X. Кюзенера, 3. Дьенеша, представляющие собой комплект объемных или плоских геометрических тел. Каждый блок характеризуется четырьмя свойствами: формой, цветом, величиной, толщиной.
Например, на карточке с помощью символов указана последовательность составления цепочек блоков. В соответствии с указанной закономерностью дети выкладывают цепочки: после зеленого блока следует красный, затем синий и опять зеленый. Выигрывает тот, кто составит наиболее длинную цепочку и не допустит ошибок в последовательности цветов.
Палочки X. Кюзенера позволяют моделировать число. Этот дидактический материал представляет собой набор палочек в виде прямоугольных параллелепипедов и кубиков. Все палочки отличаются друг от друга по величине и цвету. Этот материал иногда называют «цветные числа»
. Выкладывая из палочек разноцветные коврики, выстраивая лесенку, ребенок знакомится с составом числа из единиц, из двух меньших чисел, выполняет арифметические действия и т. д.
Практика работы
убеждает в необходимости использования такого дидактического материала, подтверждает повышение эффективности
работы
при использовании занимательной математики.
Заключение
Максимальный эффект в реализации возможностей ребенка дошкольника
достигается лишь в том случае, если обучение проводится в форме дидактических игр, непосредственных наблюдений и предметных занятий, различных видов практической деятельности, но никак не в виде традиционного школьного урока. Задача педагога — сделать НОД по
ФЭМП
занимательной и необыкновенной, превратить её в царство смекалки, фантазии, игры и творчества.
И теперь, следуя древней пословице: «Я слышу — и я забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю»
, призываю всех педагогов делать это — внедрять в практику
работы с детьми лучшее
, что создано педагогической наукой и практикой.
Примеры игр для развития математических представлений
Не обязательно покупать игровые и обучающие наборы, чтобы тренировать структурное мышление. Можно использовать подручные средства: счетные палочки, шашки, фломастеры с бумагой.
- Счетные палочки помогут дошкольникам познакомиться с понятием формы. Из набора строятся простые и сложные фигуры, которые потом легко преобразовываются друг в друга. Но чтобы преобразовать, надо понять, как. Например, из 5-ти палочек можно составить два одинаковых треугольника. А из одной на столе – один треугольник (положить на угол).
- А что, если предложить ребенку нарисовать задачу? Он должен придумать сюжет, нарисовать его и объяснить свою задачку. Только кажется, что это просто, а на самом деле – не очень. Такая игра развивает творческое мышление, фантазию и выдумку. Малыши учатся придумывать и высказывать свои мысли.
- Простоя и увлекательная игра – шашки, дошколята с удовольствием в них играют. Такая деятельность учит планировать ходы, мыслить абстрактно, развивает смекалку. Дети, которые выигрывают в шашки, часто лучше учатся в школе (наше общее скромное наблюдение). Игру можно превратить в семейное хобби, от него будет только польза.
Математические загадки помогут освоить терминологию
Еще одна хорошая штука – загадки на тему математики. Они обучают малышей самостоятельности и настойчивости. Ведь часто надо не просто сказать ответ, а доказать его. Прелесть загадок в том, что они учат использовать умственные операции (синтезировать, анализировать, сравнивать, обобщать). Вот примеры загадок:
Я — тире в грамматике, А кто я в математике? (Минус)
Нет углов у меня, И похож на блюдо я, На тарелку и на крышку, На кольцо и колесо. (Круг)
Проживают в трудной книжке Хитроумные братишки. Десять их, но братья эти Сосчитают всё на свете. (Цифры)
А еще есть шуточные задачки, которые учат искать ответы нестандартно. К примеру: «Ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего?» (2). «Сколько концов у палки, у двух, у двух с половиной?» (в последнем случае – 6).
Другие игры на логику и математику
Вот парочка игр, которые позволят дошколятам 5-7 лет привыкнуть к цифрам. А еще – закрепят количественные представления. Набор для занятий можно сделать самостоятельно, это карточки с цифрами и цветными кружочками.
- Какое число убежало? Берем несколько комплектов карточек с числами от 0 до 10, разбиваем ребят на пары. Сначала пара раскладывает карточки по порядку. Потом один из играющих закрывает глаза, а второй переставляет несколько карточек. Когда первый откроет глаза, он должен найти изменения. Если нашел правильно – начинает вести. Чтобы усложнить, можно предложить карточки от 0 до 20 или от 10 до 20.
- Найди пару. Игра проходит весело и шумно, не стоит мешать ребятам бегать и веселиться. Готовим карточки с числами и соответствующим количеством кружочков. Делим деток на 2 команды. На один стол раскладываем перевернутые числовые карточки, на другой – с кружочками. Предлагаем детям побегать, а потом по сигналу взять карточки со столов. И после этого найти пару: если на карточке число, надо отыскать ребенка с карточкой с таким же количеством кружочков.
Первая игра была на сериацию – построение упорядоченного ряда. Ряды можно организовывать по разным признакам: по размеру, длине, высоте, цвету. Можно использовать камешки, ленты, кукол, палочки – буквально все, что есть под рукой на определенный момент.
Очень интересны игры на синтез – соединение разных предметов по определенному признаку. Например, это задания, где нужно выбрать:
- красные мячики;
- красные, но не мячики;
- круглые, но не мячики;
- все мячики;
- самый большой зеленый мячик (тут соединено два признака – цвет и размер, это уже сложнее).
Играть можно с предметами или карточками. Еще вариант – предложить выбрать из ряда отличающуюся фигурку. Или найти на картинке три треугольника. Все это тоже задачки на синтез.
Еще один логический прием – сравнение. Чтобы сравнивать, надо научиться концентрироваться на одном признаке и абстрагироваться от других. Скажем, это задания типа «выбери большое желтое», «выбери большое круглое» и т.д. Причем, малышам легче сначала выучить различия, а потом – сходства.
«Деление множества на части и объединении частей в целую группу «
Математика ПР
Тема: «Деление множества на части и объединении частей в целую группу «
Цель: Упражнять в делении множества на части и объединении частей в целую группу; совершенствовать умение устанавливать зависимость между множеством и его частью. Развивать навыки считать в прямом и обратном порядке в пределах 5. Закреплять умение делить круг и квадрат на 2 и 4 равные части сравнивать и называть их. Закреплять умение различать и называть знакомые геометрические фигуры.
Материал. Кукла, мишка, зайчик, 3 кубика, 3 пирамидки, 3 машины, 5 кругов одного цвета, 2 корзины, 2 набора строительного материала (с плоскими и объёмными геометрическими фигурами – в соответствии с программным содержанием).
Раздаточный материал. Конверт, в котором лежат по ¼ части круга или квадрата, коробка с остальными частями фигур, квадраты одного цвета (по 5 шт. для каждого ребёнка).
Ход образовательной деятельности
1 часть. Игровое упражнение «Сосчитай фигуры».
На доске 5 кругов одного цвета. Дети определяют их количество. Дети вместе с воспитателем считают круги в обратном порядке (от 5 до 1). Затем воспитатель спрашивает: «Что мы делали, когда считали от 5 до 1?». (Уменьшали на 1).
2 часть. Работа с раздаточным материалом.
Воспитатель предлагает выполнить аналогичное задание с помощью квадратов одного цвета. Дети считают квадраты, убирают по одному и определяют, сколько осталось. Вместе с воспитателем они называют числа в обратном порядке. (Пять, четыре, три, два, один).
3 часть. Игра – эстафета «Кто быстрее разложит строительный материал?»
Дети делятся на две команды путём пересчёта на первый- второй. Первая команда должна найти в корзине и перенести в другую корзину все плоские фигуры, а вторая- все объёмные фигуры. В процессе проверки задания дети показывают и называют фигуры.
4 часть. Дидактическая игра «Составь целое по его части».
У детей конверты с частями геометрических фигур. Воспитатель предлагает составить целую геометрическую фигуру, выбрав недостающие части из коробки. После выполнения задания дети определяют, какие фигуры у них получились и из скольких частей они состоят.
Затем воспитатель выясняет у детей: «Как можно назвать каждую часть вашей фигуры? Что больше: целое или одна вторая (одна четвёртая) часть? Что меньше: одна вторая (одна четвёртая) часть или целое?»
5 часть. Игровое упражнение «Собираем игрушки для куклы».
Воспитатель сообщает детям, что к ним в гости пришла кукла, и предлагает поиграть с ней. Он ставит на стол три группы игрушек (три кубика, три пирамидки, три машинки) и спрашивает: «Сколько кубиков? Сколько пирамидок? Сколько машинок? Что можно сказать о количестве пирамидок и кубиков, и машинок?» (Кубиков, пирамидок, машинок поровну – по три).
Развитие математических способностей для жизни
Онлайн и в разных развивающих пособиях много игр для деток 5-7 лет. Часто их пытаются поделить по возрасту – это оправданно, но надо смотреть на развитие конкретного ребенка. Хочу посоветовать еще пару хороших изданий с увлекательными задачками:
- Книга для одаренных деток «Развиваю математические способности» (на 6-7 лет). Много интересных заданий от самых легких до самых трудных. Яркие картинки и оформление заинтересуют ребенка.
- «Полный курс подготовки к школе. Для тех, кто идёт в 1 класс». Авторы постарались и собрали около 600 упражнений – по освоению счета, подготовке руки к письму и .д.
Чтобы занятия давали толк, их надо выполнять систематически. Специалисты советуют давать детям упражнения на логику ежедневно, понемногу. Это научит ребенка рассуждать и делать выводы, разовьет сообразительность и интеллект. А еще – повысит самооценку и вызовет интерес к обучению в школе. Начальные навыки логики и математики пригодятся не только в учебе, но и во всей будущей жизни.
Заинтересовать дошкольников гораздо проще, чем деток постарше. А вот к 3-4 классу школы мотивация обычно падает. Так что благоприятное время нельзя упускать!
Роль математики в развитии детей дошкольного возраста
Определение 1
Дошкольная математика – это один из мощнейших факторов интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста, а также формирования у него творческих и познавательных способностей.
Математика имеет большое значение в интеллектуальном и умственном развитии ребенка в период дошкольного детства, от нее во многом зависит успешность последующего обучения в начальной школе.
Математика в современных условиях становится все более востребованной наукой, а ее знания распространяются практически на все области жизнедеятельности человека. Особенно актуальны математические знания в период сплошной компьютеризации.
Дошкольная математика имеет большой потенциал в развитии детей, начиная с самого раннего возраста.
Замечание 1
Одной из основных задач современного ДОУ, в соответствии с ФГОС ДО, является развитие у детей дошкольного возраста математических способностей.
Математическое развитие детей дошкольного возраста – это качественное изменение интеллектуальной сферы личности ребенка дошкольника, происходящее в результате формирования математических понятий и представлений.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Дошкольная математика 400 руб.
- Реферат Дошкольная математика 280 руб.
- Контрольная работа Дошкольная математика 190 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
От качества математического развития в ДОУ зависит успешность последующего обучения в школе. В связи с чем, одной из основных задач воспитателя является не только организация занятий по математике, но и формирование у детей интереса к данным занятиям, стремления к получению новых знаний и умений. Занятия по математике необходимо сделать интересными, увлекательными, веселыми, познавательными и развивающими. На занятиях по математике должны быть задействованы все способности и сферы деятельности ребенка.
Современные требования к организации образовательного процесса в ДОУ ставят необходимость разработки новых методов и средств организации занятий по математике. Основными формами математического развития в ДОУ являются занятия формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) и организованная математическая деятельность детей.