Что значит быть хорошим товарищем классный час на тему
Классный час
«Что значит быть хорошим товарищем»
Цели:
— выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
— способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личностей учащихся;
— содействовать формированию дружного коллектива.
Ход классного часа
(Звучит песня о дружбе «Когда мои друзья со мной», слова М. Танича, музыка В. Шаинского из кинофильма «По секрету всему свету»)
Учитель: Вы догадались, о теме нашего классного часа сегодня? Докажите свои предположения.
Учитель: А кто такой друг? (Дети высказывают свои версии и рассуждения)
Учитель: О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок.
Послушайте мысли вслух Л. Измайлова в стихотворении «Монолог о дружбе»:
Что такое дружба? Каждый знает? Может быть, и спрашивать смешно? Слово «дружба» что обозначает? Может быть, поход вдвоём в кино, Может быть, хороший пас в футболе, Может быть, подсказку у доски, Может быть, защиту в драке школьной Или просто средство от тоски? Ну, а может быть, молчанье в классе, Если друг плохое совершит? Скажем, Коля стены разукрасил, Михаил всё видел, но молчит. Разве это дружба, если кто-то Дроби дома не хотел решать: Заниматься не было охоты, А дружок даёт ему списать… Ну, а может, дружба — это если Друг приятно говорит всегда, Речь свою пересыпая лестью, И не скажет резкость никогда?
Учитель: Согласны ли вы с таким определением дружбы?
Что такое дружба, каждый знает? Может быть, и спрашивать смешно? Ну а всё же, что обозначает Это слово? Значит что оно? Дружба — это если друг твой болен И не может в школу приходить, — Навещать его по доброй воле, Школьные уроки приносить, Терпеливо объяснять заданья, На себя взять часть его забот. Отдавать ему своё вниманье Дни, недели, месяц или год… Если друг твой что-то, к сожаленью. Плохо сделал или же сказал, Надо честно, прямо, без сомненья Правду высказать ему в глаза. Может быть, понять он всё не сможет, Может быть, обидится он вдруг. Всё равно сказать ты правду должен, Ведь на то и нужен лучший друг. Дружба в радости и дружба в горе. Друг последнее всегда отдаст. Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит, Тот, кто не обманет, не предаст. Дружба никогда границ не знает, Нет преград для дружбы никаких. Дружба на земле объединяет Всех детей — и белых, и цветных. Дружба — это если пишут дети Письма детям из другой страны. Дружба — это мир на всей планете Без сирот, без ужасов войны.
Учитель: Что такое дружба, по мнению автора?
Учитель: С какими его мыслями следует согласиться?
Учитель: А с чем вы не согласны?
Учитель: Что вы можете рассказать о своих друзьях?
Учитель: А есть ли у вас друг?
Учитель: А какими качествами обладают ваши друзья? Какие они – ваши друзья?
(Добрые, веселые, умные и т. д.)
Учитель: Слова: доброта, внимание, отзывчивость, верность, помощь — позволяют охарактеризовать понятия «дружба» и «друг».
Учитель: А сейчас послушайте ещё одно стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему. Друг напомнил мне вчера, Сколько делал мне добра: Карандаш мне дал однажды, (Я в тот день забыл пенал), В стенгазете, чуть не в каждой, Обо мне упоминал. Я упал и весь промок — Он мне высохнуть помог. Он для милого дружка Не жалел и пирожка: Откусить мне дал когда-то, А теперь представил счёт. Не влечёт меня, ребята, Больше к другу не влечёт.
Учитель: А может дружба распасться? А по каким причинам?
Учитель: Друг — это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга, т. е. несет ответственность за другого.
Учитель: А для чего нужны друзья?
Если есть друзья на свете – Всё прекрасно, всё цветёт. Даже самый сильный ветер, Даже буря не согнет. Мы и в дождь, и в снег, и в стужу Будем весело шагать. При любой погоде дружим – Дружбы этой не порвать. И любой из нас ответит, Скажут все, кто юн и смел: Мы с тобой живём на свете Для хороших славных дел.
Учитель: Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы.
Учитель: Что же у нас получилось? (Правила записываются на доске)
- Уступать
- Не бояться просить прощения, если обидел друга
- Не грубить
- Не злиться
- Не жадничать
- Помогать другу
- Быть честным
- Не ссориться
- Быть вежливым, внимательным
Учитель: Дружбу надо ценить. Ведь не зря говорят: «Нет друга — ищи, а нашел — береги».
Учитель: А все ли люди хотят дружить? Что вы представите себе, если я произнесу словосочетание — дружба народов?
Учитель: Что содействует укреплению мира и дружбы среди народов Земли?
1) Желание действовать вместе, так как «нас много, а планета одна».
2) Можно проводить переговоры по острым вопросам, проблемам и решать их мирным путём.
3) Создавать и участвовать в Международных конкурсах творчества.
Учитель: А в каком детском международном конкурсе вы принимаете участие?
Учитель: А знаете ли вы, что во многих странах, и у нас в России, есть государственные награды, вручаемые за укрепление дружбы между народами? Орденом Дружбы народов награждаются:
- граждане России;
- предприятия, учреждения, организации, воинские части и соединения,
республики, края, области, города.
Орденом Дружбы народов могут быть награждены и лица, не являющиеся гражданами нашей страны.
Учитель: Как вы думаете, только ли с людьми можно дружить и общаться?
Учитель: Животные — наши друзья. У кого дома есть четвероногий друг?
Учитель: Докажите примерами, что вы действительно дружите и вас можно считать настоящими друзьями.
Учитель: Ребята, а вы знаете, что о дружбе сложено много пословиц? (Дети вспоминают пословицы.)
- Человек без друзей, что дерево без корней.
- Нет друга — ищи, а нашел — береги.
- Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
- Дружба как стекло: разобьешь — не сложишь.
- Друзья познаются в беде.
- Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты.
- Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.
- Друг спорит, а враг поддакивает.
Учитель: Во многих наших песнях поётся о дружбе… Давайте вспомним и споём.
- С голубого ручейка начинается река, Ну а дружба начинается с улыбки.
- Я иду и пою обо всём хорошем. И улыбку свою я дарю прохожим.
- Тем, кто дружен, не страшны тревоги! Нам любые дороги дороги!
- Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот – трудно.
- Жил на свете добрый жук, старый добрый друг. Никогда он не ворчал, не кричал, не пищал, Громко крыльями трещал, строго ссоры запрещал.
- Если с другом вышел в путь — веселей дорога.
- Друг в беде не бросит, лишнего не спросит. Вот, что значит настоящий друг.
Учитель: Подошло время для подведения итогов нашего классного часа.
Учитель: «Ребята, давайте жить дружно!» Кто из мультипликационных героев так сказал? (Кот Леопольд)
Учитель: Почему вы так решили?
Учитель: Посмотрите, какие русские народные пословицы и поговорки он приготовил для мышат: (читаем все вместе)
- Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.
- Лучше честный враг, чем коварный друг.
- Не бойся врага умного, бойся друга глупого.
Учитель: А нам это может пригодиться в жизни?
Теперь вы знаете о дружбе всё!
Учитель: Давайте пофантазируем, какие чудеса могут произойти в нашей школе или классе, если все вокруг подружатся?
Чтобы солнышко светило, Чтоб на всех его хватило, Чтоб цвели в лугах цветы, Чтоб дружили я и ты. За руки возьмемся, встанем в круг. Каждый человек человеку — друг! За руки возьмемся, пусть пойдет По земле огромный хоровод!
Учитель: Я хочу пожелать вам удачи в поисках настоящего друга.