Конспект урока по географии: Освоение Земли человеком. Страны мира. 7 класс


Возникновение человека и его расселение по планете

Одним из самых сложных вопросов является вопрос о месте и времени возникновения человека на Земле.

Большинство ученых считает, что родиной человека является Африка. Произошло это приблизительно 1 млн лет назад. Нет-нет, современный человек живет на Земле не так давно. Миллион лет назад появились первые разумные существа, предки современного человека. Они ходили на двух ногах, умело пользовались руками для изготовления орудий. Возможно, у них были зачатки речи. Но внешне они еще были очень далеки от современного человека (рис. 75). Однако развитие их не стояло на месте. Эти существа совершенствовались, развивали свои мыслительные способности, старательно осваивали окружающую их природу. И конечно, изменялись внешне. Человек современного типа, почти ничем не отличающийся от нас с вами, появился сравнительно недавно, примерно 40 тыс. лет назад.

К этому времени люди жили уже не только в Африке. Задолго до появления современного человека началось расселение первобытных людей по планете. А с чего бы это им покидать свою родину? Неужели там плохо жилось? А дело в том, что людей становилось все больше, им было нужно больше еды и больше места. А поскольку наш первобытный предок был существом ловким, сообразительным и умеющим приспосабливаться к совершенно новым условиям обитания, он стал осваивать все новые и новые территории.

Пути расселения людей пролегали через континенты, с материка на материк. Почти 30 тыс. лет назад древние племена оказались в Северной Америке, а через 10 тыс. лет была освоена и Южная Америка (рис. 76). В одно время с Северной Америкой люди появились и в Австралии. Вот так и оказалось, что человек расселился по всей планете. Только до Антарктиды он не сумел добраться. Но, если бы даже он туда попал, вряд ли ему там понравилось бы.

Хозяйственная деятельность человека и ее последствия

Человек — не обычный обитатель нашей планеты. Это единственное существо на Земле, которое наделено разумом. Преобразование человеком природы в собственных целях называется хозяйственной деятельностью. Вместе с развитием человечества менялся и характер его хозяйственной деятельности.

Первобытный человек занимался охотой и собирал съедобные растения, поэтому не так уж и сильно изменял природу. Его отношения с природой были почти такими же, как и у любого крупного хищника. Человек брал у природы только то, что она охотно давала ему сама. Можно ли это считать хозяйственной деятельностью? Можно. Только это был пока еще самый примитивный тип хозяйства, которое называют присваивающим хозяйством.

Но примерно 10 тыс. лет назад жизнь человека начала меняться. Возможно, климат планеты изменился или человек стал слишком многочисленным, но охота перестала удовлетворять его потребности в пище. И человек начал приручать некоторых животных и выращивать те растения, которые прежде просто собирал. Так в жизни людей появляется сельское хозяйство. Сельское хозяйство уже давало человеку не только то, что природа готова отдать сама по себе. Нет, с его помощью человек стал производить продуктов питания больше, чем способна дать дикая природа. Человек стал меньше зависеть от природы. Так произошел переход от присваивающего к производящему хозяйству (рис. 77). Переход к производящему хозяйству привел к усилению воздействия хозяйственной деятельности на природу.

Окончание >>>

Конспект урока: Воздействие человека на природу

ВОЗДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ПРИРОДУ

Цель урока

: сформировать у учащимся представление об экологической обстановке в мире, стране, городе, в котором мы живем

Задачи:

1. Подвести учащихся к мысли о том, что мир стоит у роковой черты, иллюстрируя данное утверждение конкретными примерами.

2. Продолжить развитие у учащихся умений критически мыслить, нестандартно решать поставленные проблемы, аргументировать свою позицию.

3. Сформировать активную экологическую позицию учащихся по охране окружающей среды.

Тип урока

: изучение нового материала.

Формы организации деятельности учащихся

: индивидуальная, фронтальная.

План урока:

  1. Экология
  2. «Вторая природа»
  3. Природные ресурсы
  4. Загрязнение воды, почвы, атмосферы

Оборудование урока

:

  • Учебник: Обществознание, ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, 5-е изд., Москва, «Просвещение», 2020.
  • Компьютер, проектор.

Ход урока:

  1. Организационный момент (эмоциональный настрой детей).

– музыкальное сопровождение: звуки природы, пение птиц, шум ручья…слайды компьютерной презентации с изображением природных пейзажей. (Слайд 1-3)

Учитель:

Давайте с вами остановимся на последнем пейзаже и обсудим его. Обсуждение можно построить примерно по такому плану: о чём рассказывает художник в своей картине? Какие живописные особенности картины вас привлекли? Какое настроение вызвало у вас созерцание этой картины? Какое отношение к природе хотел передать художник? Случалось ли вам лично видеть подобный пейзаж в жизни? Какие у вас остались впечатления? Хотелось бы вам побывать там ещё раз? Если да, то почему?

Учащиеся:

высказывают предполагаемы ответы.

Учитель:

А сейчас посмотрим на другие картинки. Какое отношение человека к природе вы увидели? Вы видели такой «пейзаж»? (Слайд 4-6)

Давайте сегодня поразмышляем на эту тему!!!!

Эпиграф урока.

Учитель: Прочитайте эпиграф к уроку:

«Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,

Если мы: и я, и ты – если мы сорвём цветы,

Не останется природы и не будет красоты!» (Слайд 7)

Учитель:

Как вы думаете, ребята, о чем мы с вами будем говорить на сегодняшнем уроке? Какова тема нашего сегодняшнего урока?

Учащиеся:

самостоятельно формулируют тему урока — Воздействие человека на природу. (Слайд 8)

  1. Изучение нового материала

Активизация мыслительной деятельности.

Экология

Учитель:

Подумайте, какое самое громкое слово на Земле? Имеется в виду не по силе звука этого слова, а тревожность его звучания, вызывающая возникновение чувства опасности, страха?

Послушайте слова знаменитого писателя Валентина Распутина, который высказал свое мнение по данной проблеме:

« Удивительно, но на всех языках мира оно звучит одинаково. И выражает одно и то же – понимание вселенской беды, никогда прежде не существовавшей в подобных масштабах… Оно даже громче войны и стихии»(Слайд 9)

Учитель:

Как вы думаете, о чем говорил поэт?

Учащиеся:

высказывают предполагаемые ответы (
Экология
)

Учитель:

что вам известно об экологии, об экологическом кризисе?

Учащиеся:

высказывают предполагаемые ответы.
(Экология – это наука о взаимодействии организмов, в т.ч. человека с окружающей средой (научное понятие).
Экология — это состояние окружающей среды. Например, хорошая экология, плохая экология (в широком смысле).

Экологический кризис – это тяжелое состояние природы, разрушение окружающей среды.)(Слайд 10).

Учитель:

Ребята, запишите эти понятия и их определения к себе в тетрадочку.

Постановка учебной задачи.

Учитель:

Почему так тревожно звучат слова писателя? Откуда же пришла эта беда? И почему она стала вселенской? (Слайд 11).

Учащиеся:

высказывают предполагаемые ответы
. (Хозяйственная деятельность человека на всем земном шаре. Человек стал активно вторгаться в жизнь природы, не всегда думая о последствиях).
Учитель:

Молодцы, это наши основные вопросы, на которые нам предстоит ответить, и к которым мы с вами еще вернемся в конце урока, а содержание сегодняшнего урока поможет вам дополнить ваши ответы.

«Вторая природа»

Учитель:

Итак, давайте с вами продолжим наш урок. Самостоятельно прочитайте пункт параграфа 15 «Вторая природа», стр. 122 учебника и выполните задание № 1 в путевом листе сегодняшнего урока (Приложение 1). Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника § 15

Учащиеся:

самостоятельно выполняют задание.

Учитель:

Итак, давайте проверим, как вы справились с заданием. (Устный опрос по вопросам задания).

Учащиеся:

высказывают предполагаемые ответы. (
Вопрос 1. Какими были основные занятия первобытного человека? Что такое производящее хозяйство? Что изменилось в жизни людей в связи с его появлением?
.

Древние люди занимались собирательством, охотой и рыбной ловлей. Орудия труда были простейшими: деревянные дубинки, заостренные палки, ручные рубила из камня. В качестве жилищ использовали пещеры. В те времена люди уже пользовались огнем, но самостоятельно разжечь костер еще не умели, и поддержание огня в пещере было важной обязанностью каждого члена общины.

Производящее хозяйство — хозяйство, где основным источником существования являются выращиваемые культурные растения и домашние животные. При переходе от присваивающего хозяйства к производящему общество перешло от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. Это был сложный и длительный процесс, который начался в древнейших очагах (центрах) 12 — 10 тыс. лет назад, когда возникли различные центры одомашнивания животных и растений. Лишь соединение растениеводства со скотоводством стало решающим моментом в развитии хозяйства. Повысилась производительность труда и появилась возможность накопления избыточного продукта: у земледельцев — зерна, у ранних животноводов — скота. С развитием земледелия (особенно ирригационного) и подвижного скотоводства постепенно возникает социальное расслоение, раннеклассовые отношения, в частности рабовладельческие и феодальные. Появились городские торговые центры, ремесло отделилось от сельского хозяйства, увеличился обмен между разными этносами и историко-культурными регионами, сформировались различные хозяйственно-культурные типы как на основе ручного труда в земледелии, так и на основе использования тягловой силы скота при обработке полей, что явилось следующим важным этапом в хозяйственно-культурном развитии человечества. (Слайд 12)

Вопрос 2. Как ты понимаешь выражение «вторая природа»?

(Слайд 13).

Вторая природа — это не что иное, как природа в ее символическом значении. Это мир, произведенный человечеством ранее в природе не существовавших вещей, процессов, состояний. Это добавка к естественной природе, которая затем становится привычкой.)

Природные ресурсы

Учитель:

Молодцы.

Мы с вами знаем, что экология – это наука о взаимодействии организмов, в т.ч. человека с окружающей средой. Человек, увлеченный бурной хозяйственной деятельностью, не заметил, как стал разрушать и губить природу: вырубать леса, добывать из недр земли полезные ископаемые, расходовать пресную воду, истреблять редкие виды животных.

Существует великое экологическое правило — нельзя требовать у природы больше, чем она способна дать. (Слайд 14)

Значит, чтобы не наделать беды, нужно изучать законы природы. Например, надо учитывать, что все природные богатства делятся на две группы – исчерпаемые, т. е. такие, которые в будущем могут быть «вычерпаны» до конца, и неисчерпаемые.

Ребята, выполните следующее задание — № 2 в вашем путевом листе, работая с пунктом «Бесценный дар или неисчерпаемая кладовая?», на стр. 123 учебника, заполните схему «Виды природных ресурсов»

Учащиеся:

самостоятельно выполняют задание.

Учитель:

Итак, давайте проверим, как вы выполнили задание. (Устный опрос по вопросам задания).

Учащиеся:

высказывают предполагаемые ответы. Исчерпаемые: богатства недр, растительный и животный мир, почва; Неисчерпаемые: водные ресурсы, климатические ресурсы, космические ресурсы). (Слайд 15).

Загрязнение воды, почвы, атмосферы

Учитель:

Великий русский ученый Владимир Иванович Вернадский еще в конце 19 века, наблюдая за развитием индустриального общества, задумался о мощном воздействии человека на биосферу – живую оболочку Земли. Ученый впервые осознал, что идет гигантский процесс изменения природы под влиянием человеческого разума. Своими научными открытиями он заставил людей задуматься об отрицательном влиянии их деятельности на окружающую среду. (Слайд 16).

В наше время загрязнение биосферы стало страшной экологической бедой.

Ребята, сейчас, работая в парах (по партам), с текстом учебника расскажите о причинах загрязнения отдельных частей биосферы и опасных последствиях этого загрязнения для человечества по следующему плану:

1. Причины (источники) загрязнения.

2. Последствия для человечества

Ответ зафиксируйте в тетрадях.

А)
загрязнение атмосферы с. 128-130
Б)
загрязнение воды и почвы с. 130-131 (Слайд 17)
Учащиеся:

самостоятельно выполняют задание.

Учитель:

Итак, давайте проверим, как вы выполнили задание.

Учащиеся: высказывают предполагаемые ответы. (А) загрязнение атмосферы —
Источниками загрязнения являются заводы, транспорт. В результате происходит сжигание атмосферного кислорода, без которого невозможно существование человека и других живых существ, а так же задымление, в результате которого образуется ядовитый туман – смог;Б) загрязнение воды и почвы —Источниками загрязнения являются атмосферное загрязнение, отходы промышленности, особенно химической, бытовые отходы. Как результат всемирное ухудшение качества воды, недостаток пресной чистой воды, загрязнение почвы мусором, ядохимикатами, сокращение площади почв (за последние 100 лет 1/4 часть плодородных земель уничтожена.) (Слайд 8, 19)
Учитель:

Молодцы. Ребята, скажите, пожалуйста, а какой вывод можно сделать из полученной информации?

Учащиеся:

высказывают предполагаемые ответы (Наибольшую опасность для атмосферы представляют промышленные загрязнения, а для почвы и воды еще и бытовые отходы). (Слайд 20).

  1. Подведение итогов урока:

Учитель:

Молодцы. Ребята, давайте мы с вами вернемся к словам писателя Валентина Распутина, который считает, что самым громким словом, даже громче войны и стихии, стало слово экология, и постараемся еще раз ответить на поставленные в начале урока вопросы:

Почему так тревожно звучат слова писателя?

Откуда же пришла эта беда?

И почему она стала вселенской? (Слайд 21)

Учащиеся:

высказывают предполагаемые ответы.
(Современный человек активно воздействует на природу, не всегда задумываясь о последствиях. Мы видим, как изменился климат не земле, насколько загрязнен воздух в крупных городах. Погодные явления становятся для нас менее предсказуемыми, мы лишаемся комфортной среды обитания. Мы чаще болеем, а значит больше средств тратим на лекарства.
Экологические изменения глобальны, они происходят по всей планете, и решать их необходимо всем человечеством.)

  1. Рефлексия. (Слайд 22-26)
  • Какое занятие людей в древности могло быть экологически вредным?

1)охота

2)сбор грибов и ягод

3)обработка металла

4)садоводство.

  • Одной из причин современных экологических бедствий является:

1)рост числа животных на планете

2)посадка лесов вокруг городов

3)большое число любителей гербариев

4) загрязнение вод Мирового океана .

  • Что из перечисленного относится ко «второй природе»?

1)река, протекающая возле дома

2)лес за городом

3)птицы на дереве

4)автомобиль у подъезда.

  • К исчерпаемым природным ресурсам относятся:

1)ветер

2)Солнце

3)почва

4)приливы и отливы.

  • Живая оболочка Земли:

1)атмосфера

2)смог

3)биосфера

4)литосфера .

V. Домашнее задание:

1. Прочитать § 15

2. Подготовить сообщение об исчезающих видах растений и животных в Красноярском крае.

3. Подготовить сообщение об исчезнувших (за последние 10-15 лет) видах растений и животных в Красноярском крае.

4. Экологическое состояние в г. Ачинск. (Слайд 27).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: