Программы по развитию речи в ДОУ в соответствии с ФГОС


Играем, говорим, размышляем: программа по речевому развитию дошкольников

Камалдинова Г.М., Вирфель Т.М., Михайлова Л.П. Играем, говорим, размышляем: программа по речевому развитию дошкольников // Совушка. 2020. N 4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 10.10.2020).

Заказ № 427652

ПРИЛОЖЕНИЕ: Полная версия программы с приложениями (брошюра)

Пояснительная записка

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира. Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника.

В настоящее время ученые и педагоги – практики отмечают снижение уровня речевого развития детей дошкольного возраста. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, поэтому педагогам необходимо обратить самое пристальное внимание на детей, имеющих проблемы в речевом развитии.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, коммуникативных навыков. Полноценное овладение речью в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.

Актуальность

В современных условиях дошкольного детства одно из самых сложных и больших проблем в обучении детей дошкольного возраста – научить связно и выразительно говорить. Очень важно помочь ребенку овладеть этим прекрасным даром.

Ребенок в повседневной жизни, общаясь со сверстниками и взрослыми, говорит очень много. Однако, когда у ребенка взрослый просит рассказать, что интересного он увидел в зоопарке, пересказать сказку, рассказ, описать картинку, составить рассказ по картинке, то сразу возникают трудности. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, определять главных героев, основное действие, место действия, время и место происходящего события, не может четко сформулировать вопрос и ответить на него. Его речь становиться эпизодической, неполной, невыразительной.

К 5 – 6 годам современный ребенок должен овладеть всеми компонентами речи: правильно произносить все звуки и слова сложной звуко-слоговой структуры, уметь полно и последовательно излагать свои мысли, строя сложные развернутые предложения, логически обосновывая свои высказывания, свободно пересказывать рассказы, описывать картинки, события.

Программа «Играем, говорим, размышляем» позволяет решить проблемы речевого развития детей с младшего дошкольного до старшего дошкольного возраста с постепенным усложнением задач формирования грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность коммуникативного общения и подготавливающей к обучению в школе.

Цель программы

Создать условия для развития речи и коммуникативных навыков детей.

Задачи программы

  1. Обогащение словаря детей и активизация словарного запаса.
  2. Формирование грамматического строя речи.
  3. Формирование звуковой культуры речи.
  4. Формирование и развитие связной речи.
  5. Формирование потребности самостоятельного вхождения в диалог.
  6. Формирование умения аргументировать свои умозаключения.
  7. Раскрепощение ребенка, дать ему возможность обнародовать свою реакцию, свое впечатление на различные события.
  8. Создание комплексной интегрированной модели коррекционно-развивающей деятельности специалистов ДОУ как условие речевого развития ребенка.

Отличительные особенности программы

Программа по развитию речи «Играем, говорим, размышляем» предназначена для работы с детьми 4 – 7 лет.

Данная программа имеет концентрическую структуру. В каждом последующем году обучения содержание расширяется, углубляется, опираясь на предыдущие знания.

Первый год обучения: Сенсорное воспитание (развитие зрительного восприятия, слухового восприятия).

Второй год обучения: Развитие мышления.

Третий год обучения: Развитие речи.

Выбор такой структуры обусловлен тем, что состояние произносительной и содержательной сторон речи, уровень развития речи находятся в прямой зависимости от уровня сформированности внимания, сенсорных процессов; умения самостоятельно вычислять значимые для решения каждой конкретной задачи свойства предметов, умения делать самостоятельные обобщения, самостоятельно находить выбор решения практической задачи в незнакомой ситуации. Работа по развитию речи детей проходит в определенной последовательности: от простого — к сложному. Во всех трех годах обучения решаются задачи воспитания звуковой культуры речи, формирования словаря и грамматического строя речи, развития связной речи.

В возрасте 4- 5 лет (I год обучения) обучение направлено на развитие зрительного восприятия, тактильно-двигательного восприятия, речевого дыхания; на развитие артикуляционной моторики фонетического слуха и речевого внимания детей; что подготавливает их к звуковой культуре речи, полноценному овладению фразовой речью.

В возрасте 5- 6 лет (II год обучения) совершенствуется лексико-грамматический строй речи, основные психические процессы (внимание, память) формируется критический стиль мышления и поведения, ключевой характеристикой которого является диалог между взрослым и ребенком, между детьми.

В возрасте 6 – 7 лет (III год обучения) развивается критическое мышление, способность обосновывать свое мнение и понимать позиции других людей, развивается речь, коммуникативные способности, возрастает уверенность в себе.

Предлагаемая дополнительная программа является адаптированной, за основу были взяты следующие источники:

  • Леонгард Э.И. Общение» воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста в детском саду: программа, Москва 1996.
  • Исаева Г.И. Точка отсчета – ребенок: методическое пособие. Казань, 2003.
  • Ткаченко Г.А. Учим говорить правильно: методическое пособие и демонстрационный материал для логопедов, воспитателей и родителей, М.: ГНОМ Д, 2003.

Данная программа «Играем, говорим, размышляем» основывается на идеях вышеперечисленных авторов, а также включает некоторые их теоретические материалы и практические задания.

Реализация данной программы предполагает:

  • повышение у детей уверенности в себе;
  • овладение правилами разговорной речи, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составление любого типа высказывания.
  • развитие культуры общения, умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушивать, отвечать, возражать, спрашивать, объяснять.
  • знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться или в зависимости от ситуации.

Организация образовательного процесса

Сроки реализации программы: в течение 3-х лет. Программа рассчитана для работы с детьми 4 – 5 лет, 5 – 6 лет, 6 – 7 лет.

Ведущие формы работы: занятия, игры, сценарии, активизирующие обучение.

Продолжительность занятий в зависимости от возраста детей: средний возраст – 20 минут, старший возраст – 25 минут, подготовительный к школе возраст – 30 минут.

Программа состоит из трех разделов:

1 раздел – диагностический

Диагностика является начальным и завершающим этапом работы с ребенком и группой в целом. Логопед проводит обследование речи детей, воспитатели, психолог ведут наблюдение за поведением детей в период общения, за отношениями между детьми в детском саду.

2 раздел – практический

В практической части ставятся и решаются задачи речевого и коммуникативного развития детей. Целью педагога является пробуждение речевой активности ребенка, его языковых способностей, создание ситуаций диалогового общения между детьми. Педагог организует деятельность детей так, чтобы деятельность не выступала как форма обучения, это может быть досуг, развлечение, игра, чтение книг, рассматривание иллюстраций, картин, художественное творчество и т.д. При использовании сценариев активизирующего общения, обучение происходит как на занятиях, так и вне занятий, в течение всего дня, и носит интегрированный характер с активным применением игровых приемов.

Цели и задачи деятельности:

  • формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
  • обогащение и активизация словаря;
  • формирование грамматического строя языка ребенка;
  • развитие связной речи;
  • развитие звуковой культуры речи;
  • развитие умения работать с картинками;
  • развитие умения четко, ясно, выразительно высказывать в речи свое коммуникативное намерение.
  • развивать умение внимательно выслушивать собеседника;
  • развивать умение аргументировать свои умозаключения.

3 раздел – контрольный

Контроль осуществляется с использованием всех диагностических материалов. После завершения учебного года выявляется уровень речевого и коммуникативного развития.

Данные сравниваются с первоначальными данными диагностики.

Глубокий анализ результатов помогает сформировать дальнейшую работу с детьми, разработать индивидуальный образовательный маршрут ребенка с задачами дальнейшего обучения, а также определить рекомендации педагогам и родителям.

Методическое обеспечение программы:

Основными формами и методами являются: диагностика, индивидуальные и групповые беседы, создание ситуации успеха; проведение фоноритмики речевых упражнений; беседы по картинкам с простыми и проблемными сюжетами.

При проведении упражнений с картинками, игрушками, предметами большое место отводиться такому приему, как вопрос. От речевой формулировки вопроса зависит направление и содержание мыслительной деятельности детей, вопрос должен вызывать умственную активность ребенка.

Дидактическое и техническое обеспечение программы:

Применяются игрушки, муляжи, сюжетные и предметные картинки, картинки с проблемным сюжетом, иллюстрации, цветные карандаши, дидактический «чудесный мешочек», произведения детской художественной литературы, музыкальные произведения, магнитофон, проектор, мультимедийный экран и прочая наглядность.

Литература:

  1. Арушанова А.Г. Развитие диалогического общения: Речь и речевое общение детей: методическое пособие для воспитателей М : Мозаика – Синтез, 2008.
  2. Бычкова С.С. Формирование умение общения со сверстниками у старших дошкольников: методические рекомендации для воспитателей и методистов ДОУ. М.: Аркти, 2003.
  3. Точка отсчета – ребенок: методическое пособие / автор – составитель Р.И. Исаева. Казань, 2003.
  4. Леонгард Э.И. Общение: программа
  5. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста в детском саду. М., 1996.
  6. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий. / под.ред. Умаковой О.С. М.: ТЦ Сфера, 2002.
  7. Скоролупова О.А. Введение ФГОС Дошкольного образования. М.: Скрипторий, 2014.
  8. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно: методическое пособие и демонстрационный материал для логопедов, воспитателей и родителей. М.: ГНОМ и Д, 2003.

Полная версия программы с приложениями (брошюра)

Рабочая программа по развитию речи в подготовительном классе.

Управление образования администрации г. Йошкар-Олы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

подготовительного класса по развитию речи

« Мир вокруг нас»

(

Это практический курс для работы с дошкольниками в подготовительном классе по развитию речи на материале изучения лексических тем)

(30ч, 1ч в неделю)

Автор – учитель-логопед Кундель Т.И.

Пояснительная записка.

В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения – личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоения мира.

Ребёнок в школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определённого уровня умственного и эмоционально волевого развития. Учебная деятельность требует необходимого запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий, достаточно высокого уровня речевого развития. Ребёнок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и выражать свои знания и умения при помощи речи.

Занятия по курсу «Мир вокруг нас» нацелены на разностороннее развитие ребенка посредством различных видов речевой деятельности . В ходе занятий дети систематизируют ранее накопленные знания об окружающем мире, приобретают новые, учатся делиться впечатлениями, рассказывать, сочинять.

В основе системы лежит комплексный подход, разработана методика, направленная на решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую), и на их основе на решение главной задачи — развитие связной речи через познание окружающего мира.

Большинство занятий построено по тематическому принципу, т.е. упражнения и высказывания детей начинают, продолжают и развивают одну тему. Тематика занятий очень разнообразна: это времена года, мир животных и растений, явления общественной жизни, отношения между взрослыми и детьми, любовь к природе.

Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Особое значение при работе над речью приобретают речевые игры. Они развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др.

Данная программа включает такие направления по развитию речи как:

— расширение и активизация словарного запаса детей: обогащение словаря ребенка словами, обозначающими действия, признаки предметов, словами с прямым и переносным значением, уменьшительно-ласкательными суффиксами,

— употребление новых слов в собственной речи, конструирование словосочетаний и предложений ,

— развитие умений и навыков связной монологической и диалогической речи:

ответы на вопросы, участие в диалоге;

— пересказ рассказа, сказки с опорой на иллюстрации, по вопросам учителя;

— составление рассказа по картине, рисункам и иллюстрациям к произведению;

— рассказ по личным наблюдениям и впечатлениям;

— составление загадок, сказок, рассказов;

— словесное рисование

— разучивание загадок, скороговорок, пословиц

— знакомство с художественными произведениями.

— развитие интереса детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрение создания рассказов, сказок, стихотворений.

— формирование элементарных навыков культуры речи, правильного речевого поведения, умения слушать.

Цель занятий,

проводимых по программе «Мир вокруг нас» — способствовать более прочному и сознательному усвоению знаний об окружающем мире, содействовать развитию речи детей, развивать звуковую и лексическую стороны речи, совершенствовать у них навыки словообразования, повышать уровень языкового развития, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития .

Задачами

курса «Мир вокруг нас» являются:

— накопление детьми достаточного словарного запаса по основным лексическим темам;

-усвоение доступной первоначальной информации об окружающем мире;

-овладение простыми грамматическими формами и синтаксическими конструкциями;

— создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи детей;

— формирование речевых интересов и потребностей дошкольников; — совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической с опорой на речевой опыт ребёнка;

— развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.

Важнейшей особенностью курса является его коммуникативная направленность,

которая предполагает целенаправленное обучение дошкольников осуществлению различных видов речевой деятельности.

Вторая особенность заключается в том, что содержание программы строится как синтез различных составляющих естественно-научного и экологического знания.

Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изучению окружающего мира и родного языка и дальнейшему практическому овладению им.

Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность, создаются предпосылки к творчеству, развивается стремление к познанию.

Личностные, метапредметные (предпосылки) освоения программы.

В результате занятий по программе «Мир вокруг нас» у старшего дошкольника сформируются следующие предпосылки для достижения личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов и предметные результаты.

Личностными результатами (предпосылками к их достижению)

дошкольной подготовки является формирование следующих умений: .

— ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», цприрода», «семья».

— уважать свою семью, к своих родственников, любовь к родителям.

определять

и
высказывать
под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);

— в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор

, как поступить (при поддержке учителя);

— при поддержке учителя и окружающих давать оценку

своим поступкам и поступкам других людей;

понимать

, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;

выражать

свои эмоции, соблюдая этические нормы;

понимать

эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать

свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;

объяснять

, хочет идти в школу или нет, и почему.

Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» — самый желаемый планируемый личностный результат.

Метапредметными результатами (предпосылками к их формированию)

дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Регулятивные УУД:

— учиться определять

и
формулировать
цель деятельности на занятии с помощью учителя;

— учиться работать

по предложенному учителем плану;

— учиться проговаривать

последовательность действий на занятии;

— учиться высказывать

свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями)

— учиться отличать

верно выполненное задание от неверного;

— учиться совместно с учителем и другими ребятами давать

эмоциональную
оценку
своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;

— учиться оценивать

результаты своей работы.

Познавательные УУД:

— учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать

новое от уже известного;

— учиться ориентироваться

в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

— учиться находить ответы

на вопросы в иллюстрациях;

сравнивать

и
группировать
различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);

классифицировать

и
обобщать
на основе жизненного опыта;

— учиться делать выводы

в результате совместной работы с учителем;

— учиться преобразовывать

информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).

Коммуникативные УУД:

называть

свои фамилию, имя, домашний адрес;

слушать

и
понимать
речь других;

учиться ориентироваться

на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;

— учиться оформлять

свои
мысли
в устной форме;

строить

понятные для партнера
высказывания
;

уметь задавать вопросы

, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;

— совместно с учителем договариваться

с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;

сохранять

доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;

— учиться выполнять

различные
роли
при совместной работе.

Ожидаемый результат:

овладение первоначальными знаниями об окружающем мире;

-овладение родным языком на более высоком уровне;

-развитие интеллектуальных способностей ребенка через владение словом, как инструментом общения и мышления.

Рабочая программа рассчитана на 30 часов (1 час в неделю).

Календарно-тематическое планирование занятий

Тематика занятий по развитию речи Лексическая тема Часы
1. Речь. Понятие о культуре речи Природа живая и неживая. 1
2. Основы качества речи: правильность, точность, богатство. Осень. Приметы осени. 1
3. Средства выразительности речи: темп, тембр, интонация. Обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию Растительный мир. Деревья. Кустарники.Травы. 1
4. Слово, его значение. Откуда берутся слова. Животный мир. Домашние и дикие животные. 1
9. Правильное употребление слов — названий предметов, признаков, действий; объяснение их значений Растительный мир. Овощи и фрукты. 1
10. Слова-друзья Грибы-съедобные и несъедобные. Правила сбора грибов. 1
11. Слова с противоположным значением Животный мир. Детеныши животных. 1
12. Вежливые слова Птицы. 1
13. Понятие о предложении Зима. Признаки зимы. 1
14. Предложения с разной интонацией Рыбы. 1
15. Редактирование предложений Насекомые. 1
16. Составление предложений по вопросу Предметный мир. Игрушки. 1
17. Составление предложений по теме Предметный мир. Одежда и обувь. 1
18. Составление предложений по картине Я и общество. Наша страна. 1
19. Понятие о тексте. Связь между предложениями ткста. Я и общество. Моя семья. 1
20. Изобразительные средства языка(сравнения, олицетворение) Я и общество. Профессии. 1
21. Крылатые слова и выражения. Весна . приметы весны. 1
22. Составление рассказа по вопросам. Растительный мир. Цветы. 1
23. Составление рассказа по сериикартин. Растительный мир. Ягоды. 1
24. Составление рассказа по опорным словам и картине. Неживая природа.. 1
25. Составление рассказа по картине. Транспорт. 1
26. Учимся сочинять и фантазировать. Техника в быту. 1
27. Сочинение по опорным словам. Я-будущий школьник. 1
28. Сочинение загадок. Спорт. 1
29. Сочинение сказки Лето. Приметы лета. 1
30. Проверь себя. 1

Литература

  • Федосова Н.А. Дошкольное обучение: Подготовка к школе. – М.: Просвещение, 2009.
  • Федосова Н.А. От слова к букве: Учебное пособие для подготовки детей к школе: в 2 ч. – М. : Просвещение, 2009.
  • Федосова Н.А. , Игнатьева Т.В.

    Развитие речи. Дополнительный материал. Сказки, рассказы, стихи для чтения детям. // Владос, 2000.

  • Володина Н.В. Говорю красиво: для детей 6 – 7 лет : в 2 ч. – М. : Эксмо, 2011. (Ломоносовская школа)
  • Созонова Н.Н., Куцмна Е.В., Хрушкова Н. Г. Фонетические рассказы и сказки (для детей 5 – 7 лет). В 3 ч. – Екатеринбург: ООО «Книгомир», 2010.
  • Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. -М.: Дрофа, 2000 г.
  • Волина В. Учимся играя. — Москва, «Новая школа», 2001 .
  • Безруких М.М., Готов ли ребёнок к школе. М. «Вента-Граф», 2001 г
  • Зуева Л.Н., Костылев Н.Ю., Соломенко О.П.

    Занимательные упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста. Дидактические альбомы (№1,2,3,4) — Астрель – АСТ

  • Чистякова О.В. Окружающий мир.-С-Пб,2009г.
  • Цукерман Г.А., Поливанова Н.К. Введение в школьную жизнь. ОГОУДПО «Курский институт непрерывного профессионального образования (ПКиПП) специалистов отрасли», 2007 г.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]