Урок музыки во 2 классе «Русские народные инструменты» (конспект+презентация)


Урок музыки «Русские народные инструменты» план-конспект урока по музыке (2 класс) на тему

Урок музыки в 2-м классе по программе Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской.

ТЕМА: Русские народные инструменты.

Цель: закрепить знания о русских музыкальных инструментах. В ходе выполнения заданий сформировать понятия : русский народный оркестр, партитура, партия.

Задачи:

Образовательные:

1.Познакомить детей с тембрами русских народных инструментов (свирель, гусли, балалайка).

2.Сформировать новые умения, навыки, знания. Понятия: оркестр русских народных инструментов, партитура, партия.

3.Учить играть на ударных музыкальных инструментах, используя партитуру.

Развивающие:

1. Развивать умение детей различать на слух звучание инструмента.

2. Выделить и показать в пластике отдельные инструменты.

3. Продолжить формирование слушательского опыта.

Воспитательные:

1.Воспитывать любовь и уважение к музыкальному творчеству русского народа.

2. Воспитывать чувство патриотизма, трепетного отношения к прошлому своего народа.

Формируемые УУД:

Личностные УУД:

1.Воспитание интереса к музыкальным традициям и истории родного края.

2.Осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской народной музыки.

Коммуникативные УУД:

1.Участие в ансамблевом исполнении музыкальных произведений.

2. Взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности.

3.Овладение умениями совместной деятельности: работа в парах.

Регулятивные УУД:

1. Планирование собственных действий в процессе восприятия музыки.

2.Создание музыкальных импровизаций, оценка своей музыкально-творческой деятельности.

3.Формулирование учебной задачи.

4. Выполнение учебных действий в качестве слушателя.

Познавательные УУД:

1. Расширение представлений о музыкальном языке произведений народной музыки, о голосах и разнообразии мира народных инструментов.

Тип урока: комбинированный урок

Методы: частично-поисковый, репродуктивный

Информационно методическое обеспечение: мультимедийное сопровождение; программно-методический комплекс «Мир музыки».

Учебно-лабораторное оборудование: интерактивная доска, документ-камера.

Оборудование: музыкальные инструменты (ложки, бубны), карточки для групповой работы, шаблоны балалаек.

Музыкальное содержание:

  1. «Стоит ива одинокая» русская хороводная песня
  2. Былинные наигрыши
  3. «Новогодняя» песня
  4. «Светит месяц» русская народная песня

Виды и формы контроля:

Наблюдение за пластикой во время звучания инструментов; прослушивание; пение по руке; дирижирование.

Проблема урока: Как звучат народные инструменты. Состав народного оркестра.

Прогнозируемые результаты:

  • умение распознавать народные инструменты по внешнему виду;
  • знать названия музыкальных инструментов (свирель, гусли, балалайка), своеобразие их интонационного звучания.

Повышенные знания, творчество:

  • умение определять тип народного инструмента;
  • ознакомить с работой по партитуре;
  • умение принимать участие в общем исполнении, элементах импровизации.
  • знать состав русского народного оркестра.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность детей
1.Мотивация к деятельности.

У: Здравствуйте ребята. Сегодня на уроке нам предстоит узнать много нового и интересного. Но сначала, давайте с вами исполним песню «Стоит ива одинокая», которую мы с вами разучили на предыдущих уроках.

1 слайд (Фонограмма музыки хоровода).

У: Молодцы. Располагайтесь на своих местах.

-Скажите, какая это песня- народная или композиторская?

2. Формулирование темы урока.

У: Кто ее создавал?

У: Да, обычный человек прислушивался к звукам природы, пению птиц, шелесту листьев, журчанию воды в реке, к своему сердцу. Что оно подсказывало, какие чувства, настроения овладевали человеком, то и выражал он в своей музыке.

У: Кто помогает услышать нам музыку? Кто помогает, чтоб она зазвучала?

У: Какая же тема нашего урока?

2 слайд (Тема урока «Русские народные инструменты»)

(Дети исполняют песню «Стоит ива одинокая»)

(Дети рассаживаются по своим местам)

Д:Эта русская народная песня «Стоит ива одинокая».

Д: Народ.

Д:Музыкальные инструменты

Д: Тема нашего урока «Русские народные инструменты»

3. Изучение нового материала.

У: А кто играет на музыкальных инструментах?

3 слайд («Музыканты»)

У:- А на каких инструментах играют музыканты?

4 слайд ( «Загадка»)

— Послушайте стихотворение-загадку.

Приложил к губам я трубку, понеслась по лесу трель, инструмент тот очень хрупкий, называется …

5 слайд (« Пастушок»)

У:- Да, свирель. Очень древний русский народный духовой инструмент. На нем играли мальчишки, придумывали веселые наигрыши и веселили народ.

У:- Почему в народе называют этот инструмент свирелью?

У:- Прислушаемся еще к одному инструменту.

6 слайд ( «Стих-загадка»)

В деревнях она живет, очень жалобно поет…

7 слайд ( «Жалейка» )

У: Давайте с вами послушаем, как звучит жалейка. Встанем и покажем, как играют на ней.

У:С какими инструментами мы познакомились?

К какому виду инструментов они относятся?

8 слайд («Духовые инструменты»).

У:-Почемуони называются духовыми?

9слайд (стих загадка)

У: Ой! Звенит она звенит. Всех игрою веселит! А всего – то три струны Ей для музыки нужны. Кто такая, отгадай-ка, Это наша…

10 слайд (Балалайка)

У: Балалайка известна на Руси не одну сотню лет. Когда не было телевидения, компьютеров и телефонов люди потешались игрой на балалайке, пели, плясали. Ни одного гуляния не обходилось без балалайки. Послушайте, как задорно звучит балалайка.

У: Ребята, а когда звучит балалайка, что хочется делать больше всего?

Д: Музыканты.

(Отгадывают загадки)

Д:-Свирель

(Слушают звучание свирели)

Д:-За звук, похожий на свист птиц.

Д:-Жалейка

(Дети слушают звучание жалейки и имитируют игру на инструменте)

Д:-Свирель, жалейка-духовые инструменты.

Д:- Они воспроизводят звук с помощью дыхания, воздуха.

Д:-Балалайка.

(Слушание «Игра на балалайке». Дети имитируют игру на балалайке)

Д:-Танцевать.

4.Физкультминтка.

У: Давайте с вами споем песню «Новогодняя» и станцуем.

11 слайд

(Дети поют и танцуют. Движения танца разучены на предыдущих уроках)
5.Продолжение работы по теме урока.

У: А к какому виду инструментов относится балалайка?

У: Еще есть один очень старинный струнный инструмент. Человек, который играл на нем, был не только музыкантом, но и поэтом, и сказителем, так как знал он огромное множество былин разных, но не рассказывал их, а распевал, сопровождая свое пение игрой на этом инструменте. Что это за инструмент?

12 слайд (В.Васнецов «Гусляры»)

13 слайд (Загадка)

У: Деревянные сестрички, друг о друженьку стучат, всю округу веселят…

У: А к какому виду инструментов они относятся? Почему?

14 слайд (Ударные инструменты)

У:-Какие еще ударные инструменты вы видите на слайде?

Д:-Струнный инструмент.

Д:-Гусли.

(Дети слушают звучание гуслей. Ребята имитируют игру на гуслях)

Д:-Ложки.

Д:-Ударные инструменты. Звук извлекается с помощью удара по инструменту.

Д:- Ложки, трещотки, бубен , бубенцы, металлофон, барабаны, литавры.

6.Знакомство с новыми понятиями – оркестр и партитура.

У: Ребята, а когда собираются вместе музыканты и играют вместе, как это называется?

У: Давайте назовем инструменты оркестра

слайд 15 («Инструменты оркестра»)

У: Какие лишние остались инструменты?

У: К каким инструментам относятся эти инструменты?

У: Молодцы, вы определили ведущие инструменты, именно они и являются символом России.

-Недаром говорят: балалайка и гармонь разжигают в нас огонь.

У: Настало время услышать оркестр русских народных инструментов.

слайд 16 (звучит плясовая «Светит месяц)

У: Определите характер музыки?

У:- Желаете стать участниками своего оркестра? У каждого инструмента оркестра есть своя партия, которая записывается в общей партитуре оркестра.

17 слайд (Партитура)

Партитура – распределение нотной записи для каждого музыкального инструмента.

Д:-Оркестр.

(Дети называют инструменты)

Д:-Баян. Гармонь.

Д:-Оркестровые гармоники.

(Дети слушают произведение «Светит месяц)

Д:-Задорная, плясовая, бойкая, веселая, радостная, энергичная.

(Работа с партитурой над каждой партией, исполнение в ансамбле с учителем «Светит месяц»)

7. Закрепление знаний с элементами обобщения.

У:-Давайте разгадаем музыкальный кроссворд и вспомним, с какими инструментами и новыми понятиями мы познакомились.

18-23 слайд (Кроссворд)

1. Распределение нотной записи для инструментов.

2. Большой коллектив музыкантов-исполнителей.

3. Русский народный духовой инструмент, подражающий пению птиц.

4. Старинный русский народный струнный инструмент.

5. Веселый трехструнный русский народный инструмент.

(Дети разгадывают кроссворд)

Д:-Партитура

Д:-Оркестр.

Д:-Свирель.

Д:-Гусли.

Д:-Балалайка.

8.Подведение итогов. Работа в парах.

У: Музыку какого оркестра мы сегодня с вами слушали и исполняли?

У: На столах у вас конверты с фотографиями русских народных инструментов. Распределите эти инструменты по видам.

Д:-Мы слушали и исполняли музыку русского народного оркестра.

(Дети работают в парах. Распределяют инструменты по видам.)

(Проверка выполнения задания с помощью документ-камеры.)

9.Рефлексия.

У: Давайте с вами найдем инструмент для каждого исполнителя.

слайд 24 (Сигнальные огни)

У: У вас на парте лежат сигнальные огни. Поднимите:

Зеленый те, кому было интересно на уроке, и вы не встретили затруднений.

Желтый те, кто встретил небольшие затруднения.

Красный- кому было очень трудно и неинтересно.

(Дети выполняют задание из программно-методического комплекса «Мир музыки» с использованием интерактивной доски.)

(Дети поднимают сигнальные огни и объясняют, какие трудности они встретили)

10. Домашнее задание . (Творческая работа).

У: Вы получите шаблоны балалаек, на которых должны нарисовать струны, а также балалайку нужно расписать узорами, так как это делали мастера-умельцы. На следующем уроке мы устроим выставку наших работ.

(Учитель раздает шаблоны балалаек учащимся)

У:- Спасибо за работу на уроке. До свидания.

(Дети получают шаблоны балалаек для творческой работы.)

Русские народные музыкальные инструменты: загадки, стихи, картинки и задания для детей.

Балалайка.

Отгадайте загадку:

У неё есть три струны , Их рукой щипать должны, Можно под неё плясать И по-русски приседать. (Балалайка).

О каких признаках этого инструмента говорится в загадке? (У балалайки три струны, их щиплют рукой, этот предмет нужен чтобы играть музыку).

Балалайка

К каким инструментам относится балалайка – к струнным, к ударным или к духовым? Да, это струнный инструмент. Почему? (у нее есть три струны, на струнах играют мелодию).

Балайка – это струнный щипковый инструмент. Почему же «щипковый»? Вспомните с ребенком, как играет музыкант на балалайке.

О балалайке есть еще одна загадка: «Из дерева вырубается, а в руках плачет».>О каких еще музыкальных инструментах, можно сказать, что они «из дерева вырубаются»? (Вспомните с ребенком известные музыкальные инструменты, изготавливаемые из дерева – домра, гитара, скрипка и другие)

Балалайка – инструмент очень веселый! Ноги сами в пляс идут. И не зря название этого инструмента похоже на слова «балаганить», «балагурить», «балаболить», «балакать», «баловаться». О каком человеке говорят, что он «балагурит» ? А о ком можно сказать, что он «балаболит»? Есть такое мнение среди ученых, что слово балалайка произошло от татарского слова «бала» — ребенок.

Домра.

Загадайте ребенку загадку о домре:

Играет, а не гитара. Деревянная, а не скрипка. Круглая, а не барабан. Три струны, а не балалайка.

Что это за музыкальный инструмент? Мы его видели в видеофильме. Это домра! Вот она — рассмотрите домру на картинке.

Домра

Есть еще одна загадка о домре:

Ой, звенит она, звенит! Всех игрою веселит А всего-то три струны Ей для музыки нужны.

К этой загадке подходит несколько отгадок. Какие? Это может быть и уже знакомая детям балалайка, и домра — любой инструмент, у которого три струны. Домра – это очень старинный музыкальный инструмент. Дети видели домру в ролике выше и узнают ее на картинке.

Расскажите ребенку о домре: «На домрах играли музыканты – скоморохи. Под игру домры рассказывали былины. Некоторые ученые считают, что уже очень давно у музыкантов были разные домры: от самой маленькой – она называлась очень смешно, как бы ты ее назвал? (Выслушайте предположения детей) Называлась она «домришка»

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: