Урок музыки в 7 классе «Героические образы в музыке»

  • Доклады и сообщения
  • Разное
  • Героическая тема в музыке

С давних времён музыка сопровождала человека повсюду. Первобытные люди, с помощью примитивных песен и танцев общались между собой, поднимали боевой дух перед боем. С самого зарождения жизни, звуки и музыка очень тесно взаимосвязаны с человеком. Музыка может успокаивать или же побуждать. Человеку всегда хотелось открыть для себя что-то новое, и музыка тому не исключение. Какое великое множество музыкальных инструментов, создал человек для развития одного из самых прекраснейших видов искусств.
Музыка — это проводник в мир прошлого и воспоминаний. Достаточно услышать короткий отрезок из песни или мелодии, который человек слушал в определенный момент своей жизни, и он сразу начнёт вспоминать что-то самое яркое и запоминающееся с данного периода жизни. Именно поэтому для увековечения героев и их подвигов, пишут песни о них.

В общем, существует много тем в музыкальном искусстве. Но героическая тема появилась в музыке раньше, даже чем любовные романсы. Ещё во времена греческих и римских войн народ уже солгал легенды о подвигах титанов того времени, и простые музыканты, пели их под музыкальное сопровождение. Были даже музыканты, которое ходили с войском на войну, чтобы во времена отчаяния и смуты — развеселить, поднять боевой дух и настроение бойцов. В этом им помогали песни героической тематики, они воспевали подвиги других отважных солдатов, кровавые сражения , битвы и великие победы, доставшиеся большой ценой человеческих жизней.

Наибольшей популярностью музыка героической тематики пользовалась в средневековье. Тогда бедные люди на каждой улочке, в каждом трактире распевали песни о великих завоевателей, которые изменили бы жизнь к лучшему. В них это вселяло надежду на лучшее будущее для себя и своих детей, простой народ хотел перемен, и поэтому верил в героизм других людей и их подвиги. В наше время нет такой острой надобности в героических песнях, но они все равно есть. Очень часто мы слышим их на 9 мая, чтобы вспомнить подвиги наших предков в Великой Отечественной Войне. Почтить память погибшим, чтобы всегда помнить об этой страшной войне, которая унесла миллионы жизней.

Но сейчас части встречаются новые аранжировки и обработки старых героических песен. И после их прослушивания у людей уже, конечно, не появляются мысли о завоевании новых земель и народов, но такие песни, все равно, помогают взбодриться и найти в себе силы для дальнейших действий, не сдаваться, жертвовать всем и верить в свою победу до конца. Даже если это касается работы, учебы, нового проекта и т.д. Поэтому героическая тема в музыке очень важна. Но при этом она ещё и очень интересна, потому что большинство древних песен основано на реальных событиях. Поэтому, чтобы узнать события прошлого необязательно изучать историю, достаточно послушать песни героического характера, и уже заинтересованный факт после можно изучить подробно.

7 класс

Популярные темы сообщений

  • Сервировка стола
    Сервировка стола играет очень важную роль не только во время проведения праздничных застольев, но и в домашней обстановке. Приготовленное блюдо покажется ещё вкуснее и аппетитнее, если подать его красиво.
  • Профессия врача
    Давным-давно появилась профессия врача. Люди всегда хотели избавиться от многих болезней и заболеваний. В древние времена людей умеющих излечивать приравнивали к целителям, которые обладают особенным даром. Именно они помогали бороться
  • Швейцария
    Швейцария – маленькая страна в Европе, которая славится своей горными равнинами, альпийским молоком и горьким шоколадом. Если говорить официально, то Швейцария – это Швейцарская Конфедерация. Официальных языков в этой стране четыре: французский,

Героическая тема в русской музыке

Конспект урока по музыке по теме «Героическая тема в русской музыке». 7-й класс

  • Муртазалиева Эльмира Шиховна, преподаватель музыки

Класс:

7

Ключевые слова:

викторина, патриотическое воспитание, Героическая тема в русской музыке ,М.И.Глинка , опера «Иван Сусанин» , А.П.Бородин , опера «Князь Игорь» , С.С.Прокофьев,кантата «Александр Невский»

Тип урока:

Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Цели урока:

  • Образовательная:

    Вспомнить произведения великих русских композиторов, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт обучающихся, помочь им осознать ценность русского классического музыкального наследия.

  • Воспитательная:

    Определять роль музыки в жизни человека; воспитывать чувство гордости за свою Родину, русский народ и историю России. Воспитывать ценностное отношение к русской музыке, к великим произведениям русских композиторов, прославляющих героическое прошлое нашей Родины. Воспитание гражданской позиции, любви к истории Отечества.

  • Развивающая:

    Научить находить многообразие связей музыки, истории и литературы; проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки. Формировать основы музыкальной культуры обучающихся, как неотъемлемой части общей духовной культуры; потребности общения с классической музыкой для духовно-нравственного развития, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни человека, общества, в развитии мировой культуры.

Используемые технологии:

информационная технология, коммуникативная технология, эмоционально-художественная и эмоционально-нравственная технологии, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающая технология, технология критического мышления, технология проблемного обучения.

Ресурсы урока

: конспект урока, презентационный материал, мультимедийное сопровождение, фортепиано, интерактивная доска, проектор, компьютер, музыкальный и видеоматериал.

Ход урока

Преподаватель:

Здравствуйте, уважаемые гости! Ребята, я вижу, что вы готовы к уроку. Итак, начнем. Внимание на экран. Посмотрите, пожалуйста, на картины и прослушайте музыкальный фрагмент. (
Хор «Славься» из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин»).
Вам знакома эта музыка? (
Ответы обучающихся
.) Вам знакомы персонажи, изображенные на картинах? (
Ответы суворовцев.
) Верно, это картины известных русских художников: Павла Корина «Александр Невский», костромского художника Алексея Баранова «Подвиг Ивана Сусанина» и Константина Васильева «Князь Игорь». Подумайте, как связаны между собой эти произведения искусства, что их объединяет, и предположите тему сегодняшнего урока. (
Обучающиеся предлагают варианты темы урока
).

Преподаватель:

Вы правильно предположили. Тема сегодняшнего урока: «Героическая тема в русской музыке»
Рисунок 2
.

Преподаватель:

Исходя из темы, предположите цель нашего урока. (
Обучающиеся выдвигают свои версии.)
Итак, цель урока: выяснить, как героическое прошлое Родины находит отражение в русской музыке.
Рисунок 3.
Преподаватель:

Ребята, а как вы думаете, есть ли необходимость в наше время вспоминать о героическом прошлом нашей Родины и воспитывать молодёжь, изучая героическую музыку?» (
Обучающиеся отвечают, доказывают свое мнение.
) Большинство ребят думают, что героические произведения нужны и очень важны. В течение урока мы попробуем разобраться, в чем ценность героических произведений русских композиторов, и каким образом они влияют на наши эмоции и чувства.

В подтверждение ваших мыслей я хочу прочитать слова великого русского поэта А.С.Пушкина: «Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной — есть постыдное равнодушие».

Сегодня мы обратимся к героическим страницам русской истории и услышим эту историю в музыке. Великие композиторы М.И.Глинка, А.П.Бородин, С.С.Прокофьев и др. создали бессмертные произведения, воспевающие беззаветную любовь и преданность Родине, готовность защищать ее от врагов во все времена. Давайте вспомним эти бесценные произведения и перенесемся в историческое прошлое. Представьте себя русскими воинами, сильными, смелыми, решительными.

Я предлагаю вам разделиться на три славные дружины:

1. Народное ополчение Минина и Пожарского, ваш герой — Иван Сусанин (ставит портрет героя на стол, ребята прикрепляют эмблемы с изображением героя — Ивана Сусанина)

.

2. Отважная дружина князя Игоря (ребята прикрепляют эмблемы с изображением героя-князя Игоря).

3. Непобедимая дружина Александра Невского (ребята прикрепляют эмблемы с изображением героя — Александра Невского).

Преподаватель:

Вы разделились на три дружины, у каждой дружины – свой герой. Задание такое: вам нужно будет рассказать о своем герое и его подвиге, описанном в одноименном музыкальном произведении. Посмотрим, у кого рассказ получится красочнее и интереснее.

Итак, первый герой – Иван Сусанин, ему посвящена одноименная опера М.И.Глинки. «Глинка — наш гений, композитор, для которого народ и родина составляли главное, основное содержание его величайших произведений».

(Б. Асафьев)
Рисунок 4.
Давайте вспомним, что такое «опера».

Обучающиеся:

Опера – музыкально-драматический спектакль, соединяющий различные виды искусства, среди которых главное место принадлежит вокальному искусству. Все герои в опере поют.

Преподаватель:

Глинка определил основную идею оперы так:
любовь к Отечеству.
О подвиге Ивана Сусанина нам расскажут представители народного ополчения. Рисунок 5

Обучающиеся:

Иван Сусанин — народный герой, отдавший свою жизнь во имя спасения Отечества. Был он простым крестьянином, жил в селе Домнино с дочерью Антонидой и приемным сыном Ваней. Поляки, задумав убить царя и захватить власть в свои руки, ворвались в дом Ивана Сусанина и потребовали, чтобы он отвел их к царю и указал дорогу на Москву. Иван Сусанин притворно согласился, а про себя подумал: «Пойду, пойду. Заведу поляков в болото, в глушь, в трясину, в топь». Он тайком отправляет своего сына Ваню предупредить отряд ополченцев о грозящей опасности и ведет поляков в лесную глушь, в непроходимые болота. Когда поляки поняли, что Иван Сусанин их обманул, они жестоко расправились с ним, изрубили его до смерти саблями, но и сами не смогли выбраться из топких болот. Так героически погиб Иван Сусанин, спасая царя и родную землю от врагов.

Преподаватель:

В опере образ Ивана Сусанина наиболее ярко раскрывается в его заключительной арии «Ты взойдешь, моя заря!» Давайте вспомним, что такое ария?

Обучающиеся:

Ария — сольный номер в опере для одного героя, музыкальный портрет героя.

Преподаватель:

Послушайте отрывок из арии Ивана Сусанина «Ты взойдешь, моя заря». Сурово молчит заснеженный лес, как молитва звучит прощальная ария Сусанина. Сусанин, предчувствуя гибель, вспоминает детей и мысленно прощается с ними.

(Просмотр видеофрагмента арии Ивана Сусанина «Ты взойдешь, моя заря»).

Преподаватель:

Какие чувства и черты характера Сусанина передает его ария?

Обучающиеся:

Мужество, героизм, самопожертвование во имя спасения Отечества.

Преподаватель:

Ария передает огромную внутреннюю силу человека, который встречает последнюю зарю в своей жизни. Иван Сусанин выбрал спасение Отечества, пусть даже самой страшной ценой — ценою собственной жизни. Но для него другого выбора нет. Давайте посмотрим фрагмент из оперы.
(Просмотр видеофрагмента – гибель Ивана Сусанина).
Преподаватель:

В эпилоге оперы звучит хор «Славься», народ узнает о подвиге Ивана Сусанина, прославляет его и всех героев, погибших во имя спасения Отечества. Давайте и мы отдадим дань памяти нашим героям и все вместе исполним хор «Славься».

Обучающиеся исполняют «Хор «Славься»

.

Преподаватель:

Еще один замечательный русский композитор — Александр Порфирьевич Бородин(1833-1887), был он не только композитором, но и талантливым ученым-химиком, совершил более 40 открытий в области химии
. И это не помешало ему создать великие произведения, музыкальные шедевры — жемчужины мирового музыкального искусства. Опера «Князь Игорь», над которой композитор работал 18 лет – одно из лучших произведений, воспевших героизм русского народа. Композитор посвятил ее памяти М.И.Глинки. По мнению музыкального критика В.Стасова опера является славой и гордостью русской музыки. В основе либретто лежат события времен борьбы Руси с половцами, описанные в поэме Древней Руси 12 века «Слово о полку Игореве». Ребята, скажите, что такое «либретто».
Обучающиеся

: Либретто – полный словесный текст оперы, балета, музыкально-драматического спектакля.

Преподаватель:

Об образе князя Игоря из одноименной оперы нам расскажут представители второй дружины.
Рисунок 7
Обучающиеся:

Князь Игорь – смелый, мужественный, отважный воин, всеми силами защищал русскую землю от ненавистных кочевников. В то время, как он со своей дружиной собирался выйти в поход против половцев, случилось солнечное затмение. Люди восприняли это как дурной знак и стали уговаривать Игоря отложить поход. Но мужественный отважный князь не испугался и сказал, что ему велят идти в поход долг и честь. В бою дружина князя была разбита, а сам он попал в плен. В плену князь Игорь глубоко переживает свое поражение, беспокоится за судьбу Родины. Половецкий хан, восхищенный смелостью и отвагой князя, держит его в плену как дорогого гостя, пытается подкупить, предлагает свою дружбу. Но князь Игорь сохраняет честь и достоинство и думает только о спасении своего народа и родной земли. Совершив побег из плена, он возвращается в родной город и собирает новую дружину, готовясь к новому походу.

Преподаватель:

Ария князя Игоря – один из лучших номеров оперы. Находясь в плену, князь глубоко переживает свое поражение, его гложет чувство вины и бессилия.

(Просмотр видеофрагмента из фильма-оперы Романа Тихомирова «Князь Игорь» — ария Князя Игоря.).

Преподаватель:

О, если бы он был на свободе, он бы все исправил и спас Русь от врагов! Основная, героическая тема арии полна неудержимого порыва и мужественной силы. Давайте, мы тоже проникнемся этими чувствами и исполним героическую тему арии.

Обучающиеся поют отрывок из арии князя Игоря «О, дайте, дайте мне свободу».

Преподаватель:

Незадолго до начала Великой Отечественной войны в 1938г. на экраны вышел фильм под названием «Александр Невский» режиссера Сергея Михайловича Эйзенштейна. Музыка, звучащая в этом фильме, была написана композитором Сергеем Сергеевичем Прокофьевым (1891-1953), стала известна на весь мир
Рисунок 8
. И затем, на основе этой музыки, Прокофьевым была создана кантата с таким же названием «Александр Невский» (1939). Скажите, пожалуйста, что такое кантата?

Обучающиеся:

Кантата — крупное музыкальное произведение торжественного характера, состоящее из нескольких частей, для хора, солистов и симфонического оркестра.

Преподаватель:

О полководце Александре Невском, о его подвигах, воспетых С.С.Прокофьевым в одноименной кантате, расскажут представители третьей дружины.
Рисунок 9
Обучающиеся:

Святой благоверный князь Александр Невский — великий полководец средневековой Руси. Всеобщую славу молодому князю принесла победа над шведами, одержанная им на берегу Невы в 1240 г. Считается, что именно за эту победу князя стали называть Невским. В 1242 г. произошла еще одна знаменитая битва — Ледовое побоище, в которой Александр Невский также одержал победу над немецкими рыцарями. За подвиги во имя родной земли, за верность православной церкви, за веру Александр Невский был канонизирован, причислен к лику святых в 1380 году. В 1713г. по указу Петра I на месте, где князь одержал победу над шведами в Невской битве, в Санкт-Петербурге был построен храм — «Александро-Невская лавра». Учреждены также награды Александра Невского, которыми награждались особо отличившиеся в бою воины.

Преподаватель:

Композитор С.Прокофьев воплотил образ русских воинов в хоровых эпизодах. Хор «Вставайте, люди русские» — это колокольный набат, призыв всех русских людей встать на защиту своей Родины. Предлагаю исполнить отрывок из хора «Вставайте, люди русские».

Обучающиеся исполняют Хор «Вставайте, люди русские».

Преподаватель:

Контрастом к хоровым номерам по замыслу композитора должны были стать оркестровые фрагменты, изображающие вражеское войско. Военный прием рыцарей назывался «Скок свиньи» и композитор почти буквально трактует это название: «рычащие тембры низких духовых инструментов дополняются визгливым тембром флейт и диссонансами буквально скрежещущих скрипок. И все это поддерживается механическим неостановимым ритмом ударных. Но вот в бой вступает русское войско, и композитор буквально наглядно рисует лязг железа, бешеную скачку коней, грохот смертельной битвы. Такое звучание создает небывалое эмоциональное напряжение».

(Просмотр видеофрагмента из фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский»).

Преподаватель:

Что объединяет музыкальные произведения, о которых мы сегодня говорили на уроке? Какие патриотические чувства вы испытываете, слушая эти произведения?

(Ответы обучающихся: любовь к Отечеству, гордость за подвиги героев, стремление защищать Родину).

Преподаватель:

Итак, сделаем вывод.

Обучающиеся:

Русские композиторы – настоящие патриоты Родины. Они рассказывают в своих произведениях о героическом прошлом родной земли, учат любить и защищать свою Родину и всегда помнить своих героев. Есть такое выражение:
«О поколении судят по героям, которые ему принадлежат!».
Я вам желаю быть такими же смелыми и отважными, настоящими защитниками своего Отечества.

Преподаватель:

Для того, чтобы понять, что вы усвоили и запомнили на уроке, проведем блиц-викторину.Внимание на экран, начинаем.
Приложение 1.
Преподаватель:

Проведем рефлексию. Продолжите фразы:

  • Сегодня на уроке я узнал….
  • Для меня стало новым….
  • Меня удивило……..
  • Мне понравилось……..
  • Я оцениваю свою работу на….

Преподаватель:

Я хочу обратиться к нашим гостям и спросить, какая дружина, по их мнению, была сегодня лучшей?

Все отвечающие и выступающие суворовцы получают отличные оценки.

Домашнее задание:

Ответить на вопросы на стр. 37, 39 учебника «Музыка 7 класс». Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.

Преподаватель:

Всем большое спасибо! Всех благодарю за работу!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: