Урок астрономии «Звездное небо». УМК Чаругин В. М. Урок 2 план-конспект урока по астрономии (10, 11 класс) по теме


Урок по теме: Предмет астрономии.

Есть три группы созвездий по происхождению их названий:

1. Связанные с древнегреческой мифологией

2. Связанные с предметами, на которые похожи фигуры, образуемые яркими звездами созвездий (Стрела, Треугольник, Весы, Лев, Рак, Скорпион, Большая медведица и др.)

Гигантские звёздные системы, состоящие из сотен миллиардов звёзд образуют галактику.

Солнечная система и окружающие её звезды составляют ничтожную часть нашей Галактики – Млечный Путь.

История астрономии:

Пифагор Самосский

: впервые заявил о шарообразности Земли.

Аристотель:

признавал шарообразность Земли, Луны и небесных тел; создал собственную геоцентрическую систему мира.

Архимед:

сделал первый звездный глобус, который показывал суточное вращение звездного неба, движение планет, фазы Луны, солнечные и Лунные затмения; определил угловой диаметр Солнца; впервые попытался определить размеры Вселенной.

Аристарх:

сделал вывод о вращении Земли вокруг Солнца; рассчитал, что Солнце — ближайшая из звезд.

Эратосфен:

вычислил размеры Земли;

Гиппарх:

ввел географические координаты местности (широту и долготу); составил звездный каталог, включавший 850 звезд (48 созвездий); разделил звезды по блеску на 6 звездных величин; открыл прецессию; оценил расстояние до Луны и Солнца; составил таблицы наблюдений за Луной и планетами; разработал одну из геоцентрических систем мира.

Клавдий Птолемей:

попытался создать теорию видимого движения Солнца, Луны и планет; разработал геоцентрическую систему мира.

Николай Коперник:

разработал гелиоцентрическую систему мира; получил объяснение смене времен года.

Джордано Бруно:

создал свою естественно-философскую картину бесконечной Вселенной с множеством обитаемых планетных миров.

Тихо Браге:

главным делом жизни считал повышение точности астрономических наблюдений; построил две обсерватории в которых проводил наблюдения за Марсом и другими объектами с помощью созданных им металлических угломерных инструментов; составил каталог 777 звезд.

Иоганн Кеплер:

использовал данные многолетних наблюдений Тихо Браге за движением Марса; сформулировал три закона движения планет.

Галилео Галилей:

изобрел телескоп; проводил исследования комет, отметил периодичность в движении комет; открыл горы, моря и кратеры на Луне, 4 наиболее крупных спутника Юпитера; наблюдал пятна на Солнце, фазы Венеры, кольца Сатурна.

Исаак Ньютон:

на основе анализа движения планеты Земли и её спутника Луны, образующих единую космическую систему, сформулировал закон Всемирного тяготения; высказал гипотезу о формировании звезд в газопылевых туманностях под действием гравитации; объяснил причины приливов и отливов.

Астрономия — уроки, тесты, презентации, конспекты

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

  1. Главная
  2. Астрономия

Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации и прочие полезные материалы по астрономии для учителя и ученика.

  • Все 282
  • Уроки 78
  • Презентации 81
  • Тесты 27
  • Планирование 24
  • Мероприятия 37
  • Прочее 35
  • Все классы
  • Дошкольникам
  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины рабочая программа ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ для специальности 19.02.10 « Технология продукции общественного питания»…

17.09.2020 Плюснина Елена Евгеньевна 69 0

Технологическая карта урока астрономии по теме «Созвездия и звезды» Разработка поможет учителям провести урок по теме «Созвездия и звезды», подобрать различные задания для закрепления темы, использовать системно-деятельностный подход при проведении …

07.10.2020 Горбова Алла Михайловна 28 2

Урок по окружающему миру на тему: «Материки и океаны» Урок окружающего мира на тему «Материки и океаны» Цели урока: познакомить с понятиями «части света&r…

12.08.2020 Марьям Ибрагимгаджиевна Ибрагимова 95 0

План — конспект урока по изобразительному искусству »Мамин платок» Данная разработка предназначена учителям начальных классов. …

12.09.2020 Сергеева Юлия Владимировна 70 0

» Как правильно мыть ручки» Рассказ и показ детям младшего дошкольного возраста, о том как надо правильно мыть руки…

23.08.2020 Пономарева Наталья Николаевна 84 0

Викторина «Звёздное небо» Викторину можно предложить обучающимся в качестве контроля знаний по изученной ранее теме «Звёздное небо». Это даст обучающимся возможность конкретизировать с…

18.09.2020 Ефимова Татьяна Терентьевна 112 1

Презентация к уроку астрономии — 11 класс. Годичное движение Солнца. Эклиптика Данная презентация поможет учащимся на уроке получить наглядное представление по изучемому вопросу, способствует расширению кругозора и формированию материалистического мировоззрения….

27.09.2020 Петренко Надежда Федоровна 811 15

Контрольная работа по русскому языку ппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппп…

24.06.2020 Долматович Мария Алексеевна 756 0

«Выпускной бал» Данная разрабтка предназначена для проведения выпусного вечера для выпускников 11 класса….

29.07.2020 Сибирева Елена Михайловна 1685 1

Планируемые образовательные результаты интегрированного урока по астрономии и физике в рамках ФГОС СОО Разработка содержит планируемые образовательные результаты урока по астрономии в 10 классе по теме «Земля и Луна — двойная планета». Планирование дано как в целом для урока, так и д…

03.07.2020 Гадышева Надежда Сергеевна 670 0

Методические указания к практическим занятиям для студентов специальности ТОРА Методические указания к практическим занятиям по астрономии для студентов специальности ТОРА, (фото планет, тесты)…

17.05.2020 Плюснина Елена Евгеньевна 194 0

Внеклассное мероприятие ко Дню Космонавтики. 8 класс. Внеклассное мероприятие ко Дню Космонавтики. 8 класс. Внеклассное мероприятие ко Дню Космонавтики. 8 класс….

20.04.2020 Ильина Ольга Сергеевна 201 0

Кроссворд по астрономии «Солнечная система» (9 класс) Кроссворд с ответами можно предложить обучающимся 9 класса на любом этапе урока после прохождения раздела «Астрономия». Можно использовать на занятиях по внеу…

20.05.2020 Ефимова Татьяна Терентьевна 207 7

«Fizika» fanidan «Nyuton qonunlari» mavzusi Nyuton qonunlarini oʻquvchilarga oʻrgatish va qiziqtirish…

03.04.2020 Ergashev Azizbek Normoʻmin oʻgʻli 189 0

Dars jarayonida foydalanadigan metodlar Barcha metodlar o’qituvchilar uchun zarur va kerakdir…

07.04.2020 Рахимова Назокат Тошниёзовна 185 0

3-sinflar uchun o‘qish fanidan yillik testlar to‘plami O‘qish fanidan 3-sinflar uchun 1-2-3-4-choraklarda o‘quvchilarning bilimini mustahkamlashda foydalaniladigan testlar jamlanmasi…

21.04.2020 Bo‘ronova Dilfuza Mashrabjonovna 1022 0

Сообщение на урок астрономии «Жизнь в космосе» Сообщение на урок астрономии «Жизнь в космосе» …

16.04.2020 Плюснина Елена Евгеньевна 206 2

Chtachi ishdan bo’shasachi -deb 3 marta ayting. Qanday qilib 19dan 1ni olib tashlab 20ni hosil qilish mumkin? Ali 5 yoshda, Vali esa 9 yoshda. 2 yildan so’ng Alining yoshi 7da bo’lsa, 3 yildan so…

27.02.2020 Qahhorov Hidoyat Abduvohidovich 189 0

Итоговая контрольная работа за курс астрономии старшей школы Итоговая контрольная работа за курс астрономии старшей школы, 4 варианта, ключи….

23.05.2020 Людмила Леонасовна Попова 880 13

Astronomik tadqiqotlar Ushbu taqdimot 11-sinf o’quvchilar uchun yaratilgan bo’lib,DTS talablariga mos….

10.04.2020 Amanbayeva Lolaxon Raxmatullayevna 854 0

  • ← Назад
  • Дальше →

Методическая разработка урока астрономии «Предмет астрономии. Наблюдения- основа астрономии.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение города Москвы

«Московский издательско-полиграфический колледж

имени Ивана Федорова»

(ГБПОУ МИПК им. И. Федорова)

Методическая разработка урока астрономии

«Предмет астрономии. Наблюдения- основа астрономии

Для всех специальностей первого курса

Разработчик:

Попова И.В., преподаватель физики и информатики ГБПОУ СПО МИПК им. И. Фёдорова

2018

Тема урока:
Предмет астрономии. Наблюдения- основа астрономии.
Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока:

знакомство студентов с особенностями изучения нового предмета – астрономия.

Задачи урока:

образовательные:

  • сформировать представление о предмете астрономии, истории астрономии, структуре и масштабах Вселенной;
  • познакомить учащихся с задачами и методами астрономических исследований;
  • использовать приобретенные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни.

развивающие:

  • создать условия для развития мышления (учить анализировать, выделять главное, понимать тексты, объяснять и определять понятия, обобщать и систематизировать, приводить примеры);
  • создать условия для развития познавательного интереса и элементов творческой деятельности;
  • создать условия для развития коммуникативных способностей, умения логически излагать свои мысли.

воспитательные:

  • воспитывать положительную мотивацию к изучению астрономии; культуру умственного труда;
  • воспитывать убежденность в познаваемости окружающего мира, осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;
  • воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам одноклассников, уважительное отношение к мнению другого человека.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение и делать выводы;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты:

  • знание объектов, задач и методов астрономических исследований;
  • знание основных этапов развития астрономии как науки;
  • знание о связи астрономии с другими науками;
  • знание о структуре и масштабах Вселенной;
  • умение использовать приобретенные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни.

Методы обучения:

объяснительно-иллюстративные, эвристические.

Технические средства обучения: компьютер с выходом в Интернет; мультимедийный проектор; экран (или интерактивная доска). Презентация к уроку.

Изложение нового материала.

Слайды 3-5. Космология. Внесистемные единицы измерения. Возраст и размер Вселенной.

“Вселенная — не имеющее строгого определения понятие в астрономии и философии. Оно делится на две принципиально отличающиеся сущности: умозрительную (философскую) и материальную, доступную наблюдениям в настоящее время или в обозримом будущем. Следуя традиции, первую называют Вселенной, а вторую — астрономической Вселенной, или Метагалактикой”. [2] Сегодня мы познакомимся со строением астрономической Вселенной. И определим место нашей планеты Земля во Вселенной. “Вселенная является предметом исследования космологии”. [2]

Расстояния и массы объектов во Вселенной очень велики. Космология использует внесистемные единицы измерения. 1 световой год (1 св. г.) – расстояние, которое проходит свет за 1 год в вакууме – 9,5 * 1015 м; 1 астрономическая единица (1 а.е.) – среднее расстояние от Земли до Солнца (средний радиус земной орбиты) – 1,5 * 1011 м; 1 парсек (1 пк) — расстояние, с которого средний радиус земной орбиты (равный 1 а. е.), перпендикулярный лучу зрения, виден под углом в одну угловую секунду (1′) – 3 * 1016 м; 1 масса Солнца (1 Мo) – 2 * 1030 кг.

Учёные определили возраст и размер Вселенной. Возраст Вселенной t=1,3 * 1010 лет. Радиус Вселенной R=1,3 * 1010 св.л.

Слайды 6-19. Галактики. Виды галактик. Скопления галактик.

В начале ХХ века стало очевидным, что почти всё видимое вещество во Вселенной сосредоточено в гигантских звёздно-газовых островах с характерным размером от нескольких кпк. Эти “острова” стали называть галактиками.

Галактики – это большие звёздные системы, в которых звёзды связаны друг с другом силами гравитации. Существуют галактики, включающие триллионы звёзд. “Эта группа галактик называется Квинтет Стефана. Однако только четыре галактики из этой группы, расположенные в трехстах миллионах световых лет от нас, участвуют в космическом танце, то сближаясь, то удаляясь друг от друга. Лишнего найти довольно просто. Четыре взаимодействующие галактики имеют желтоватую окраску и искривленные петли и хвосты, форма которых обусловлена влиянием разрушительных приливных гравитационных сил. Голубоватая галактика, расположенная на картинке вверху слева, находится гораздо ближе остальных, всего в 40 миллионах световых лет от нас”. [3]

Существуют разные типы галактик: эллиптические, спиральные и неправильные.

Эллиптические галактики составляют примерно 25 % от общего числа галактик высокой светимости.

Эллиптические галактики имеют вид кругов или эллипсов, яркость плавно уменьшается от центра к периферии, не вращаются, в них мало газа и пыли, М 1013 Мo . Перед вами эллиптическая галактика М87 в созвездии Девы.

Спиральные галактики по внешнему виду напоминают две сложенные вместе тарелки или двояковыпуклую линзу. В них имеется как гало, так и массивный звездный диск. Центральная часть диска, которая видна как вздутие, называется балджем. Темная полоса, идущая вдоль диска – непрозрачный слой межзвездной среды, межзвездная пыль. Плоская дискообразная форма объясняется вращением. Существует гипотеза, что во время образования галактики центробежные силы препятствуют сжатию протогалактического облака в направлении, перпендикулярном оси вращения. Газ концентрируется в некоторой плоскости – так образовались диски галактик.

Спиральные галактики состоят из ядра и нескольких спиральных рукавов или ветвей, ветви отходят непосредственно от ядра. Спиральные галактики вращаются, в них много газа и пыли, М 1012 М?

“Американское аэрокосмическое агентство НАСА завело собственный аккаунт в сети Instagram, где выкладываются фотографии с видами Земли и других уголков Вселенной. Потрясающие фотографии с телескопа Хаббл, самой известной Большой обсерватории НАСА, позволяют увидеть то, что никогда не было доступно человеческому глазу. Невиданные ранее далекие галактики и туманности, умирающие и рождающиеся звезды поражают воображение своим разнообразием, подталкивают к мечте о далеких путешествиях. Сказочные пейзажи из звездной пыли и газовых облаков открывают перед нами потрясающие по своей красоте загадочные явления”.[3] Перед вами одна из красивейших спиральных галактик в созвездии Волосы Вероники.

В 20-е гг. ХХ века стало ясно: спиральные туманности — это огромные звездные системы, похожие на нашу Галактику и удаленные от нее на миллионы световых лет. В 1924 году Хаббл и Ричи разложили на звёзды спиральные рукава туманностей в Андромеде и Треугольнике. Было установлено, что эти ”внегалактические туманности” в несколько раз дальше от нас, чем поперечник системы Млечного Пути. Эти системы стали по аналогии с нашей называть галактиками. “Средняя по размерам галактика M33 называется также галактикой в Треугольнике по имени созвездия, в котором она находится. Она примерно в 4 раза меньше по радиусу, чем наша галактика Млечный Путь и галактика Андромеды. M33 находится недалеко от Млечного Пути и её прекрасно видно в хороший бинокль”.[3]

“Галактика Андромеды — самая близкая к нашему Млечному Пути из гигантских галактик. Скорее всего, наша галактика выглядит примерно так же как и эта. Сотни миллиардов звезд, составляющих галактику Андромеды, вместе дают видимое диффузное свечение. Отдельные звезды на изображении являются в действительности звездами нашей Галактики, расположенными гораздо ближе удаленного объекта.”[3]

“При наблюдении звёздного неба вдали от крупных городов на нём в безлунную ночь хорошо видна широкая светящаяся полоса – Млечный путь. Млечный путь тянется серебристой полосой по обоим полушариям, замыкаясь в звёздное кольцо. Наблюдения установили, что все звёзды образуют огромную звёздную систему (галактику)”. [1] Галактика содержит две основных подсистемы, вложенные одна в другую: гало (её звёзды концентрируются к центру галактики) и звёздный диск (“две сложенные краями тарелки”). “Солнечная система входит в состав галактики Млечный путь. Мы находимся внутри галактики, поэтому нам трудно представить её внешний вид, но во Вселенной есть много других похожих галактик и по ним мы можем судить о нашем Млечном пути”.[1] Галактика Млечный путь состоит из ядра, находящегося в центре галактики, и трёх спиральных рукавов.

“Исследования распределения звёзд, газа и пыли показали, что наш Млечный путь – галактика представляет собой плоскую систему, имеющую спиральную структуру”. [1] Размеры нашей галактики огромны. Диаметр диска галактики около 30 пк (100 000 св.л.); толщина – около 1 000 св. л.

В нашей галактике около 100 млрд. звёзд. Среднее расстояние между звёздами в галактике около 5 св. лет. Центр галактики расположен в созвездии Стрельца. “В настоящее время астрономы тщательно изучают центр нашей галактики. Наблюдения за движением отдельных звёзд около центра галактики показали, что там, в небольшой области с размерами, сравнимыми с размерами Солнечной системы, сосредоточена невидимая материя, масса которой превышает массу Солнца в 2 млн. раз. Это указывает на существование в центре галактики массивной чёрной дыры”. [1] Галактика Млечный путь вращается вокруг центра галактики. Один оборот вокруг центра галактики Солнце делает за 200 млн. лет.

Примерами неправильных галактик служат Большое Магелланово Облако и Малое Магелланово Облако – самые близкие к нам галактики, видимые невооружённым глазом в южном полушарии неба, вблизи Млечного пути. Эти две галактики являются спутниками нашей галактики.

У неправильных галактик отсутствует чётко выраженное ядро, нет вращательной симметрии, около половины вещества в них – межзвездный газ. При исследовании неба с помощью телескопов обнаружено множество галактик неправильной, клочковатой формы, похожих на Магеллановы Облака.

“В ядрах некоторых галактик происходят бурные процессы, такие галактики получили название активных галактик. В галактике М87 в созвездии Девы наблюдается выброс вещества со скоростью 3000 км/с, масса этого выброса составляет Эта галактика оказалась мощным источником радиоизлучения. Ещё более мощным источником радиоизлучения являются квазары. Квазары также являются мощными источниками инфракрасного, рентгеновского и гамма-излучения. А вот размеры квазаров оказались небольшими, около 1 а.е. Квазары не являются звездами; это яркие и очень активные ядра галактик, расположенные на расстоянии в миллиарды световых лет от Земли”. [1] “В центре квазара находится сверхмассивная чёрная дыра, всасывающая в себя вещество — звезды, газ и пыль. Падая на чёрную дыру, материя формирует огромный диск, в котором разогревается от трения и действия приливных сил до гигантских температур”. [2] “На сайте “Хаббла” была опубликована, вероятно, одна из самых детальных фотографий квазара на сегодняшний день. Это один из самых известных квазаров 3C 273, который находится в созвездии Девы”. [3] Он стал первым открытым объектом такого рода; в начале 1960-х годов его обнаружил астроном Алан Сэндидж. “Квазар 3C 273 — самый яркий и один из самых близких квазаров: расстояние до него составляет примерно 2 миллиарда световых лет, а блеск позволяет увидеть его в любительский телескоп”. [3]

Галактики редко бывают одиночными. 90 % галактик концентрируются в скопления, в которые входят от десятков до нескольких тысяч членов. Средний диаметр скопления галактик 5 Мпк, среднее число галактик в скоплении – 130. “В Местную группу галактик, размеры которой 1,5 Мпк, входит наша Галактика, Галактика Андромеды M31, Галактика Треугольника M33, Большое Магелланово Облако (БМО), Малое Магелланово Облако (ММО) – всего 35 галактик, связанных взаимной гравитацией. Галактики Местной группы связаны общим тяготением и движутся вокруг общего центра масс в созвездии Дева”. [1]

Слайды 21-23. Звёздные скопления.

В галактике каждая третья звезда – двойная, имеются системы из трех и более звезд. Известны и более сложные объекты – звездные скопления.

Рассеянные звездные скопления встречаются вблизи галактической плоскости. Перед вами звёздное скопление “Плеяды”. Голубая дымка, сопутствующая “Плеядам”, – рассеянная пыль, отражающая свет звезд.

Шаровые скопления – старейшие образования в нашей Галактике, их возраст от 10 до 15 миллиардов лет и сравним с возрастом Вселенной. Бедный химический состав и вытянутые орбиты, по которым они движутся в Галактике, говорят о том, что шаровые скопления образовались в эпоху формирования самой Галактики. Шаровые скопления сильно выделяются на звездном фоне благодаря значительному числу звезд и четкой сферической форме. Диаметр шаровых скоплений составляет от 20 до 100 пк. М= 104 106 М?

Слайды 24-29. Межзвёздное вещество. Туманности.

Кроме звёзд, космических лучей (протонов, электронов, и ядер атомов химических элементов), которые движутся со скоростями, близкими к скорости света, в галактиках присутствует газ и пыль. Газ и пыль в галактике распределены очень не однородно. Помимо разреженных пылевых облаков, наблюдаются плотные тёмные облака пыли. Когда эти плотные облака освещены ярким звёздами, они отражают их свет, и тогда мы видим туманности.

“Команда Хаббла ежегодно выпускает сногсшибательную фотографию, чтобы отпраздновать годовщину запуска космического телескопа 24 апреля 1990 года. В 2013 году они представили миру фотографию известной туманности “Конская Голова”, которая находится в созвездии Ориона в 1500 световых годах от Земли”. [3]

“В яркой туманности Лагуна находится множество различных астрономических объектов. К особенно интересным объектам относятся яркое рассеянное звездное скопление и несколько активных областей звездообразования”.[3]

“Разноцветная Трёхраздельная туманность позволяет исследовать космические контрасты. Известная также как M20, она находится на расстоянии около 5 тысяч световых лет в богатом туманностями созвездии Стрельца. Размер туманности — около 40 св. л.”. [3]

“Пока неизвестно, что освещает эту туманность. Особенно загадочным представляется яркая дуга в форме перевернутой буквы V, которая очерчивает верхний край похожих на горы облаков межзвездной пыли, находящихся около центра картинки. Эта напоминающая призрак туманность включает небольшую область звездообразования, заполненную темной пылью. Она была впервые замечена на снимках, полученных спутником IRAS в инфракрасном свете в 1983 году. Здесь показано замечательное изображение, полученное космическим телескопом Хаббл. Хотя на нем и видно много новых деталей, причину возникновения яркой, четкой дуги установить не удалось”. [3]

Суммарная масса пыли всего 0,03 % полной массы галактики. Её полная светимость составляет 30 % от светимости звёзд и полностью определяет излучение галактики в инфракрасном диапазоне. Температура пыли 15 25 К.

Слайды 30-33. Применение спектрального анализа. Красное смещение. Эффект Доплера. Закон Хаббла.

Свет галактик представляет собой суммарный свет миллиардов звёзд и газа. Для изучения физических свойств галактик астрономы используют методы спектрального анализа. Спектральный анализ – физический метод качественного и количественного определения атомного и молекулярного состава вещества, основанный на исследовании его спектра. Астрономы используют метод спектрального анализа для определения химического состава объектов и их скорости движения.

В 1912 году Слайфер – американский астроном – обнаружил в спектрах далёких галактик смещение линий к красному концу. “Это явление было названо красным смещением. При этом отношение смещения спектральной линии к длине волны оказалось для всех линий одинаковым в спектре данной галактики. Отношение , где — длина волны спектральной линии, наблюдаемой в лаборатории, характеризует красное смещение”.[1]

“Общепринятая в настоящее время интерпретация этого явления связана с эффектом Доплера. Смещение спектральных линий к красному концу спектра вызвано движением (удалением) излучающего объекта (галактики) со скоростью v

по направлению от наблюдателя. При малых красных смещениях (z) скорость галактики может быть найдена по формуле Доплера: , где c – скорость света в вакууме”.[1]

В 1929 году Хаббл установил, что вся система галактик расширяется. “По спектрам галактик установлено, что они “разбегаются” от нас со скоростью v

, пропорциональной расстоянию до галактики:

v

= H·r, где H = 2,4 * 10-18 с-1 – постоянная Хаббла, r – расстояние до галактики (м)”. [1]

Слайды 34-38. Теория Большого взрыва. Критическая плотность вещества.

Появилась теория расширяющейся Вселенной, согласно которой наша Вселенная возникла из сверхплотного состояния в ходе грандиозного взрыва и её расширение продолжается и в наше время. Около 13 млрд. лет назад всё вещество Метагалактики было сосредоточено в небольшом объёме. Плотность вещества была очень высокой. Такое состояние вещества назвали “сингулярным”. Расширение в результате “взрыва” (“хлопка”) привело к уменьшению плотности вещества. Стали формироваться галактики и звёзды.

Существует критическое значение плотности вещества, от которого зависит характер его движения. Критическое значение плотности вещества кр рассчитывается по формуле:

где H = 2,4 * 10-18 с-1 – постоянная Хаббла, G = 6,67 * 10-11 (Н * м2)/кг2 – гравитационная постоянная. Подставив числовые значения, получим кр =10-26 кг/м3. При кр — расширение Вселенной. При кр- сжатие Вселенной. Усреднённая плотность вещества во Вселенной = 3 * 10-28 кг/м3.

Человек всегда стремится познать окружающий его мир. Изучение Вселенной только началось. Многое ещё предстоит узнать. Человечество лишь в самом начале пути изучения Вселенной и её загадок. “Представляя Вселенную как весь окружающий мир, мы сразу делаем её уникальной и единственной. И вместе с этим лишаем себя возможности описать её в терминах классической механики: из-за своей уникальности Вселенная ни с чем не может взаимодействовать, она — система систем, и поэтому в её отношении теряют свой смысл такие понятия, как масса, форма, размер. Вместо этого приходится прибегать к языку термодинамики, употребляя такие понятия как плотность, давление, температура, химический состав”. [2]

V. Первичное закрепление знаний.

Фронтальный опрос

  • Как называется наука, изучающая строение и эволюцию Вселенной? (Космология)
  • Какие внесистемные единицы измерения используются в космологии? (Световой год, астрономическая единица, парсек, масса Солнца)
  • Какое расстояние называют световым годом? (Расстояние, которое проходит свет за один год)

VI. Самостоятельная работа.

Обучающимся предлагается самостоятельно решить задачу: Усреднённая плотность вещества во Вселенной = 3 * 10-28 кг/м3 . Рассчитайте критическое значение плотности вещества и сравните его с усреднённой плотностью вещества во Вселенной. Проанализируйте полученный результат и сделайте вывод о том, расширяется или сжимается Вселенная.

Курс лекций по астрономии план-конспект урока

Урок №5. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

Экваториальная система координат — это система небесных координат, основной плоскостью в которой является плоскость небесного экватора. Угловая высота полюса мира над горизонтом равна географической широте места наблюдения:

Суточные пути светил на небесной сфере — окружности, плоскости которых параллельны небесному экватору. Полюс — это такое место на земном шаре, где ось мира совпадает с отвесной линией, а небесный экватор — с горизонтом. На Северном полюсе над горизонтом будут видны все звёзды, склонение которых положительно, а их высота в течение суток не будет изменяться. На средних широтах наблюдатель сможет наблюдать восходящие и заходящие звёзды. Под восходом понимается явление пересечения светилом восточной части истинного горизонта, а под заходом — западной части этого горизонта. Находясь на экваторе, наблюдатель сможет увидеть все звёзды, которые в течение суток восходят и заходят.

Условия видимости звёзд:

  1. Если 0 – ϕ, то звезда является восходящей и заходящей;
  2. Если 900 – ϕ, то звезда в северном полушарии является незаходящей;
  3. Если — (900 – ϕ), то звезда в Северном полушарии является невосходящей.

Явление прохождения светилом небесного меридиана называется кульминацией. В верхней кульминации светило при суточном движении находится в наивысшей точке над горизонтом, ближайшей к зениту. Нижняя кульминация происходит через половину суток после верхней кульминации.

Высота звезды в верхней кульминации слева от зенита:

Высота звезды в верхней кульминации справа от зенита:

Высота звезды в верхней кульминации:

«+» — если светило кульминирует к югу от зенита;

« — « — светило кульминирует к северу от зенита.

Высота звезды в нижней кульминации:

Измерив склонение светила и его высоту в моменты кульминации, легко определить географическую широту, на которой находится наблюдатель:

Эклиптика — большой круг небесной сферы, по которому происходит видимое годичное движение Солнца.

δN = +23о 26ʹ — день летнего солнцестояния.

δS = −23о 26ʹ — день зимнего солнцестояния.

Эклиптические созвездия — созвездия, по которым проходит эклиптика. Их 13: Рыбы, Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Змееносец, Стрелец, Козерог, Водолей. 12 созвездий за исключением Змееносца называют зодиакальными. Начало отсчёта знаков зодиака было установлено от точки весеннего равноденствия. Точка весеннего равноденствия примерно каждые 2150 лет смещается на один знак зодиака. Это объясняется прецессией. Прецессия (предварение равноденствий) — это явление постепенного смещения точек весеннего и осеннего равноденствий навстречу видимому годичному движению Солнца, возникающее из-за медленного раскачивания оси вращения земного шара.

За начало движения Солнца по эклиптике принимается день весеннего равноденствия — 21 марта. Солнцестояние — момент прохождения центра Солнца через точки эклиптики, наиболее удалённые от экватора небесной сферы. Летнее солнцестояние 21 июня (самый длинный день в году и самая короткая ночь), зимнее — 22 декабря (самая длинная ночь в году и самый короткий день).

На северном полюсе Солнце не заходит в течение полугода за горизонт, что называют полярным днём, и в течение полугода не восходит из-за горизонта, что называют полярной ночью. На экваторе день всегда равен ночи.

Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.

Луна движется вокруг Земли по эллиптической орбите в ту же сторону, в какую Земля вращается вокруг своей оси. Видимое движение Луны среди звёзд происходит навстречу вращению неба — с запада на восток. Сидерический (звёздный) месяц — промежуток времени между двумя последовательными возвращениями Луны, при её видимом месячном движении, в одно и то же место небесной сферы; он равен 27 сут 7 ч 43,1 мин. Различные формы видимой освещённой части Луны называются её фазой. Линия светораздела, отделяющая освещённую часть Луны от неосвещённой, называется терминатором. Различают 4 фазы Луны: новолуние, первая четверть, полнолуние, последняя четверть. Промежуток времени между двумя последовательными одинаковыми фазами Луны называют синодическим месяцем. В среднем он составляет 29 сут 12 ч 44 мин 03 с.

Лунный год равен 12 лунным месяцам, или 354 земных суток.

Мнемоническое правило: если лунный серп в небе похож на букву «С», то это Луна «стареющая»; если, мысленно приставив палочку к лунному серпу, можно получить букву «Р», то это Луна «растущая».

Затмение – это астрономическое явление, при котором одно небесное тело покрывает другое.

Покрытие Солнца Луной называется солнечным затмением. Путь лунной тени по земной поверхности называется полосой полного солнечного затмения. Ежегодно на Земле можно наблюдать от 2 до 5 солнечных затмений. Средняя продолжительность солнечных затмений составляет 7 мин 31 с.

Лунное затмение -явление, которое наступает, когда Луна входит в конус тени, отбрасываемой Землёй. Ежегодно происходит одно-два лунных затмения.

Сарос (драконический период) — интервал времени, состоящий из 223 синодических месяцев (18 лет 11 сут 8 ч), по прошествии которого затмения Луны и Солнца приблизительно повторяются в прежнем порядке. Во время сароса в среднем происходит 70 -71 затмение: примерно 42-43 — солнечных, 28 лунных.

Время и календарь

Момент верхней кульминации центра Солнца называется истинным полднем.

Момент нижней кульминации центра Солнца называется истинной полночью.

Истинные солнечные сутки — промежуток времени между двумя последовательными одноимёнными кульминациями центра Солнца. Неравномерное движение Земли по своей орбите вызывает неравномерное видимое перемещение Солнца по небесной сфере. Средние солнечные сутки — промежуток времени между двумя последовательными одноимёнными кульминациями среднего экваториального Солнца (воображаемой точки, которая движется равномерно по небесному экватору).

Время, измеренное на данном меридиане, называется его местным временем, и оно одинаково для всех пунктов, находящихся на нём. Чем восточнее земной меридиан, тем раньше на нём начинаются сутки.

Местное время в двух пунктах будет отличаться ровно на столько, на сколько отличается их географическая долгота:

Местное среднее солнечное время Гринвичского меридиана называется всемирным временем Universal Time (UT).

Поясное время — местное среднее солнечное время на срединном меридиане географического часового пояса. Поясное время, которое принято в конкретном месте, отличается от всемирного на число часов, равных номеру его часового пояса.

Линия перемены даты — условная линия на поверхности земного шара, проходящая от полюса до полюса, по разные стороны которой местное время отличается на сутки.

Международное атомное время — время, в основу измерения которого положены электромагнитные колебания, излучаемые атомами или молекулами при переходе из одного энергетического состояния в другое.

Календарь — система счёта длительных промежутков времени, в которых устанавливается определённая продолжительность месяцев, их порядок в году и начальный момент отсчёта лет. В основе любого календаря лежат периодические астрономические явления: вращение Земли вокруг своей оси, изменения лунных фаз, вращение Земли вокруг Солнца.

В лунном календаре за основу взят синодический месяц — промежуток времени между двумя последовательными одинаковыми фазами Луны. Он равен 29 сут. 12 ч 44 мин. Год делится на 12 лунных месяцев, которые попеременно содержат в себе 30 или 29 суток. Лунный календарь короче солнечного года примерно на 10 суток. Распространен в современном исламском мире.

Лунно-солнечный календарь — календарь, в основе которого лежит периодичность видимых движений Луны и Солнца. 19 солнечных лет = 235 лунным месяцам. Такая система сохранилась в еврейском календаре.

Солнечный календарь — разновидность календаря, в основе которого лежит тропический год, т. е. период смены времён года. Тропический год — промежуток времени между двумя последовательными прохождениями центра Солнца через точку весеннего равноденствия. Он равен 365 д 05 ч 48 мин 45,19 с.

Предшественником современного календаря был календарь, получивший название юлианского. Високосный год в юлианском календаре — это каждый четвёртый год, продолжительность которого равна 366 дням. Продолжительность года в юлианском календаре отличалась от тропического года на 11 мин 14 с.

Григорианский календарь — система исчисления времени, в которой продолжительность года принята равной 365,2425 суток.

Россия вплоть до 1918 года жила по юлианскому календарю. Переход на григорианский календарь в России произошёл 26 января 1918 г. Новый стиль календаря начал в России свой отсчет с 1 февраля 1918 года. Декретом СНК (аббревиатура Совета Народных Комиссаров) от 24.01.1918 было предписано 1 февраля 1918 года считать 14-м февраля.

Нумерация лет и по новому, и по старому стилю ведётся от года Рождества Христова, наступления новой эры. В России новая эра была введена указом Петра I, согласно которому после 31 декабря 7208 г. «от сотворения мира» наступило 1 января 1700 г. от Рождества Христова.

Домашнее задание:

1. Составить кроссворд по изученным на данный момент вопросам.

2. Сообщение о каком-либо календаре:

Лунные календари на востоке; Солнечные календари в Европе;
Мусульманский календарь; Японский календарь;
Исламский календарь; Иудейский календарь;
Восточный (китайский) Персидский календарь;
Календарь майя.

3. Сообщение на тему (на выбор):

— Сумерки и их виды;

— Белые ночи.

Дополнительные сведения

Таблица соотношений между юлианскими и григорианскими датами

юлианская дата григорианская дата разница
с 1582, 5.X по 1700, 18.II 1582, 15.X –1700, 28.II 10дней
с 1700, 19.II по 1800, 18.II 1700, 1.III –1800, 28.II 11дней
с 1800, 19.II по 1900, 18.II 1800, 1.III –1900, 28.II 12дней
с 1900, 19.II по 2100, 18.II 1900, 1.III –2100, 28.II 13дней

Как правильно переводить из старого стиля в новый исторические даты? Надо воспользоваться тем правилом, которое действовало в данную эпоху. Например, если событие произошло в XVI–XVII веках, прибавлять 10 дней, если в XVIII веке – 11, в XIX веке – 12, наконец, в XX и XXI веках – 13 дней.

При этом следует помнить, что переход на григорианский календарь происходил в разных странах в разное время: если католические страны почти сразу же ввели «папский» календарь, то Великобритания приняла его только в 1752 году, Швеция – в 1753-м.

Однако ситуация меняется, когда речь заходит о событиях русской истории. Следует учитывать, что в православных странах при датировании того или иного события уделялось внимание не только собственно числу месяца, но и обозначению этого дня в церковном календаре (празднику, памяти святого). Между тем церковный календарь не подвергся никаким изменениям, и Рождество, к примеру, как праздновалось 25 декабря 300 или 200 лет назад, так празднуется в этот же день и теперь. Иное дело, что в гражданском «новом стиле» этот день обозначается как «7 января».

Обратим внимание, что при переводе дат праздников и памятных дней на новый стиль Церковь руководствуется текущим правилом пересчета (+13). Например: перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского, празднуется 3 июля ст. ст. – или 16 июля н. ст. – хотя в 1652 году, когда произошло это событие, теоретически юлианское 3 июля соответствовало григорианскому 13 июля. Но именно теоретически: в то время эту разницу могли бы заметить и зафиксировать разве что послы иностранных государств, уже перешедших на «папский» календарь. Позднее связи с Европой стали более тесными, и в XIX – начале XX века в календарях и периодических изданиях ставили двойную дату: по старому и новому стилю. Но и здесь при исторических датировках приоритет должен отдаваться юлианской дате, так как именно на нее ориентировались современники. А поскольку юлианский календарь как был, так и остается календарем Русской Церкви, нет никаких оснований переводить даты иначе, чем это принято в современных церковных изданиях, – то есть с разницей в 13 дней независимо от даты конкретного события.

Русский флотоводец Федор Федорович Ушаков скончался 2 октября 1817 года. В Европе этот день обозначался как (2+12 =) 14 октября. Однако Русская Церковь празднует память праведного воина Феодора именно 2 октября, что в современном гражданском календаре соответствует (2+13 =) 15 октября.

Бородинская битва произошла 26 августа 1812 года. В этот день Церковь празднует Сретение Владимирской иконы Божией Матери в память чудесного избавления от полчищ Тамерлана. Поэтому, хотя в XIX веке 12 юлианское августа соответствовало 7 сентября (и именно этот день закрепился в советской традиции как дата Бородинской битвы), для православных людей славный подвиг русского воинства был совершен в день Сретения – то есть 8 сентября по н.ст.

Таким образом, даты событий русской истории до 1918 года следует давать по юлианскому календарю, в скобках указывая соответствующую дату современного гражданского календаря — так, как это делается для всех церковных праздников. Например: 25 декабря 1XXX г. (7 января н.ст.).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: