Сокращения современности
Использование кратких форм в современной жизни перешло с письменной формы выражения мыслей в устную, разговорную речь. Речь современного человека изобилует сложносокращенными словами. В русском языке эти словоформы начали появляться не так давно — примерно 100 лет назад. Массово начали их вводить и использовать при становлении Советской власти в СССР.
Сокращения могут формироваться разными способами. Рассмотрим сложные сокращения слов и примеры:
Сокращения по начальным буквам:
- СБ — служба безопасности;
- РГУ — Ростовский государственный университет;
- МВД — Министерство внутренних дел;
- ГИБДД — Государственная инспекция безопасности дорожного движения;
- США — Соединенные Штаты Америки.
Сложносокращенные слова по начальным звукам:
- ТЮЗ — театр юного зрителя;
- ЕГЭ — Единый государственный экзамен;
- МОУ — муниципальное образовательное учреждение;
- ГИТИС — государственный институт театрального искусства.
Слова из корневых объединений — это самая разнообразная группа. Сложносокращенные существительные примеры:
- главбух — главный бухгалтер;
- спецкор — специальный корреспондент;
- колхоз — коллективное хозяйство;
- юннат — юный натуралист;
- комбат — командир батальона.
Краткие формы, которые состоят из корня первого слова и второго целиком:
- зарплата — заработная плата;
- техпаспорт — технический паспорт;
- ветврач — ветеринарный врач;
- медпункт — медицинский пункт;
- стройиндустрия — строительная индустрия;
- детдом — детский дом.
Смешанные аббревиатуры — могут состоять из корня первого слова и первых букв остальной словоформы. Вот самые известные:
- гороно (иногда пишут горОНО) — городской отдел народного образования;
- районо (или райОНО) — районный отдел народного образования.
Конспект урок по русскому языку, 6 класс. Тема «Сложные слова»
Урок русского языка в 6 классе на тему «Сложные слова»
Описание материала: Урок изучения нового материала, используется занимательный материал, игра. Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. Будет интересен учителям русского языка.Тема: Сложные слова Цель деятельности учителя: Сформировать понятие о сложных словах и их образовании Тип урока: Урок объяснения нового материала Планируемые образовательные результаты: Предметные
(объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятия «сложные слова», «соединительные гласные»; уметь анализировать состав сложных слов; уметь употреблять сложные слова в речи, правильно записывать при письме.
Метапредметные
(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.
Личностные:
понимание определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования
Методы и формы обучения: Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная Основные понятия: Сложные слова, соединительные гласные
Ход урока
І Мотивация — Здравствуйте, дети! Начинаем урок русского языка. Запишите сегодняшнее число. Проверка домашнего задания Словарный диктант Превратить, предмет, презирать, прекратить, преодолеть, привыкать, пригласить, приготовить. /Сверка с образцом. ІІ. 2. Актуализация и пробное учебное действие — Какие способы образования слов знаете? /приставочный, суффиксально –приставочный, бессуффиксный, сложение, переход одних частей речи в другие/ ІІІ. Выявление места и причины затруднения — Отгадайте загадку: Что за птица смелая по небу промчалась? Лишь дорожка белая от нее осталась? Что это? /Самолет/ — Как пишется это слово? Чем оно интересно? Как оно образовано? Физминутка Мы ладонь к глазам приставим Ноги крепкие расставим Поворачиваясь вправо,. Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек. И — направо! И еще Через левое плечо! ІV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения — Какие цели поставим перед собой? 1. Как называются слова, состоящие из двух корней? 2. Какие соединительные гласные используются при образовании сложных слов? V. Творческая практическая деятельность по реализации по-строенного проекта 1. Образуйте сложные слова. Вода, падать. Лес рубить. Лёд, колоть. /Водопад, лесоруб, ледокол/ Каша, варить. Буря, ломать. Птица, ловить. /кашевар, бурелом, птицелов/ — Записать слова, разобрать по составу. Сравните слова и сделайте вывод. 1. Сложные слова состоят из двух корней. 2. После твердых согласных пишется соединительная гласная о, после мягких – е. Чтение правила. VІ. Первичное закрепление с комментированием 1. Замените краткие толкования слов сложным словом, разобрать по составу. Рабочий, который варит сталь. /Сталевар/ Тот, кто разводит сельскохозяйственных животных. /Животновод/ Специальная кастрюля, в которой быстро варится пища. /Скороварка/ Ферма, на которой разводят птицу. /Птицеферма/ Черта людей, охотно принимающих гостей. /Гостеприимство/ 2. Игра – соревнование «О и Е» Класс делится на две команды «О» и «Е». На доске записаны сложные слова с пропущенной соединительной гласной. Пыл..сос, лед..кол, пеш..ход, сен..косилка, масл..завод, тел..передача, сам..вар, тепл..воз, сад..вод, мыш..ловка, птиц..вод, земл..черпалка Команда «О» выписывает слова, в которых надо вставить букву о, команда «Е» — букву е. Затем проводится взаимопроверка, сколько ошибок допустила каждая команда, и определяется команда – победительница. VІІ. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Упр. 216. Выпишите сначала сложные слова, обозначая условия выбора соединительных о и е; затем спишите остальные слова, обозначая в них суффиксы. Как образовано последнее слово? VІІІ. Включение в систему знаний и повторение. – Прочитайте стихотворение из передачи «Радионяня» и скажите, о каком способе словообразования в нем говорится. Самолет летит вперед, Паровоз не отстает, Даже в море пароход Тоже прибавляет ход. Все торопятся узнать, как их правильно писать,- эти сложные слова не выносят буквы А. а поставишь букву О — Скорость будет – ого-го! Кашу варит кашевар, Сталь нам варит сталевар, Лошадь водит коневод, В море мореход плывет. Все названья хороши, Только правильно пиши, Мы у этих слов внутри Не поставим букву И, А напишем Е – тогда Каждый скажет: «ЭТО – да!» -Выпишите из стихотворения все сложные слова, разберите по составу, подчеркните соединительные гласные. ІX. Рефлексия. — Что нового узнали на уроке? — Какие трудности появлялись? — Как вы их преодолевали? — Покажите карточку, с каким настроением заканчиваете урок? X. Домашнее задание. § 41, выучить правила, упр. 217
Скачать Урок русского языка в 6 классе на тему «Сложные слова»
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида Конспект урока русского языка в 6 классе коррекционной школы VIII вида по теме «Падежные окончания и Дидактическая игра в 6 классе по русскому языку Конспект урока-игры по русскому языку в 6 классе. Правописание местоимений
Похожие статьи:
Викторины для начальной школы с ответами
Конспект урока русского языка в 3 классе по программе «Школа 2100»
Конспект урока по русскому языку 6 класс
Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов
Методическая разработка урока по русскому языку. Творческое эссе: Морское путешествие в будущее
Склонение сложносокращенных слов в русском языке
Многие слова этой группы не могут склоняться. Например, не склоняются инициальные аббревиатуры: ООО, ПАО и т. д. Не подлежат склонению также те сокращения, в которых опорное слово имеет женский или средний род: ГЭС — гидроэлектростанция.
В случае применения склонения, аббревиатура всегда должна быть написана заглавными буквами, а само склонение указывается слитно строчными буквами: ТЮЗы, СБшники.
В русском языке слов-сокращений гораздо больше, чем в других языках. В некоторых отраслях формируют специальные правила написания таких слов. Например, все научно-исследовательские работы (диплом, диссертация) пишут и проверяют на соответствие по специальному ГОСТу (7.0.12−2011). Кстати говоря, «ГОСТ» — это государственный стандарт.
Сокращения и аббревиатуры значительно упрощают речь, а также написание сложных названий и наименований. В то же время, для того чтобы не быть дилетантом и понимать речь, в которой встречается много таких форм, обязательно нужно знать расшифровку и смысл этих устойчивых кратких выражений. Предложения со сложносокращенными словами могут быть трудными. Люди советской закалки разбираются в этой терминологии значительно лучше современного поколения молодежи. Речь и сознание советского человека были пронизанными различными краткими словами. Современная речь постепенно избавляется от советского наследия.