Проект «История возникновения новогодней игрушки»
Этапы работы над проектом:
I этап. Подготовительно-информационный:
1. Подбор познавательного и иллюстрационного материала об истории новогодней игрушки.
2. Подготовить слайд-презентацию об истории новогодних игрушек.
3. Подготовить фильм «Производство ёлочных игрушек в России» для просмотра детьми.
4. Чтение стихов, загадок о новогодних украшениях (Елена Благина «О ёлке, о сером волке, о стрекозе и о бедной козе»)
5. Консультация для родителей «История новогодней игрушки». Повысить информационный уровень, осведомленность родителей в данном вопросе.
6. Предложить родителям принять участие в проекте «История новогодней игрушки» (помощь в организации выставки «Музей новогодних игрушек»)
Проект осуществлялся через образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
II этап. Исследовательско-творческий:
1.Совместно познавательная деятельность «Знакомство с елочной игрушкой». Знакомить детей с историей возникновения елочной игрушки, материалами из которых ее изготавливают.
2.Показ слайд-презентации об истории новогодних игрушек.
3.Показ слайд-презентации об истории создания новогодних бус.
4.Совместная деятельность с детьми выставка «Музей новогодних игрушек».
5. Чтение стихов о новогодних игрушках.
6.Совместная деятельность с детьми по рисованию «Наша елочка – краса».
7.Совместная деятельность с детьми по лепке «Ёлкины игрушки».
8.Совместная деятельность с детьми по аппликации и ручному труду «Новогодний шарик». Развивать моторные функции детей в процессе научно-исследовательской деятельности. Развивать чувство формы, цвета и композиции. Развивать творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу. Воспитывать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность.
9.Составление описательного рассказа о своей любимой елочной игрушке.
10.Оформление группы к празднику.
III этап. Заключительный.
1.Выставка детских работ.
2.Просмотр советских мультфильмов для детей. Сборник про новый год.
3.Награждение медалями активных родителей за участие в организации и реализации проекта.
Предполагаемый результат проекта:
— повышение интереса дошкольников к истории новогодних игрушек;
— рост уровня информированности родителей о формах совместной познавательной деятельности с детьми;
— активное участие родителей в жизни детского сада и группы;
— развитие творческих способностей детей;
— развитие моторных функций в исследовательской деятельности детей.
Вывод:
Дети узнали историю возникновения и видоизменения новогодних игрушек, о традиции украшения елки игрушками. Сформированы навыки, изготовления разными способами применяя различный материал, новогодней игрушки; творческо — эстетическое восприятие. Родители активно включились в работу — принесли старинные новогодние игрушки для выставки – музея .
Папье-маше
Музей елочной игрушки «Клинское подворье», г. Клин. Фотография: С. Лаврентьев / фотобанк «Лори»
Музей елочной игрушки «Клинское подворье», г. Клин. Фотография: С. Лаврентьев / фотобанк «Лори»
Музей елочной игрушки «Клинское подворье», г. Клин. Фотография: С. Лаврентьев / фотобанк «Лори»
Большое распространение в Советском Союзе получили украшения из папье-маше (плотного вещества, состоящего из бумажной массы, смешанной с клеем, гипсом или мелом). В СССР производство игрушек из папье-маше было ручным и состояло из ряда длительных операций: лепки, шпатлевки, грунтовки, шлифовки, окраски, росписи с промежуточной сушкой при температуре от 20 до 60°. Ассортимент в основном составляли реалистичные фигурки людей и животных. Покрытие из бертолетовой соли делало поверхность игрушек более плотной и придавало им неяркий блеск. С помощью вакуумного литья создавались новогодние маски и фигуры больших размеров для елки (деды-морозы и снегурочки). Такие игрушки были легки по весу, но не уступали в прочности прессованным.
В наши дни, в кругах многочисленных коллекционеров новогодних украшений, сохранившиеся игрушки из папье-маше наиболее ценны.
Картонаж
Игрушки-картонажи
Игрушки-картонажи
Игрушка-картонаж, 1976 год. Фотография: А. Степанов / фотобанк «Лори»
В качестве украшений по доступной цене стали делать игрушки-картонажи. Эти тисненые фигурки вырезались и склеивались из двух половинок выпуклого картона, тонированного золотой или серебряной краской. Делать их было несложно, а ходовые модели даже печатались в советских газетах. При желании картонажи можно было заказать по почте из частных мастерских. Среди картонажных игрушек были популярны изображения зверей, рыб, птиц, сказочных персонажей и звезд.
LiveInternetLiveInternet
Чарли1969
все записи автора Первые ёлки в России появились в 19-ом веке. Их ставили на крыши и заборы питейных заведений как украшение. Украшать же ёлки начали в 1860-1870 гг., повторяя европейскую моду. Елочных игрушек русского производства тогда еще не было, их заказывали в Европе. Уже тогда елочные игрушки четко делились на украшения для состоятельных и для тех, кто победнее. Купить игрушку из стекла для жителя России конца XIX века — было то же самое, что современному россиянину купить машину. Ёлочные шары были тяжелыми, поскольку тонкое стекло научились делать лишь к началу 20-ого века.
Первые стеклянные игрушки на территории СССР начали делать в период Первой мировой войны в Клину. Там мастера-артельщики выдували стеклянные изделия для аптек и прочих нужд. Но в военные годы пленные немцы научили их выдувать шары и бусы. Клинская фабрика «Елочка», кстати, по сей день остается единственной в России фабрикой, которая делает бусы для елок.
Помимо стекла игрушки делали из картона. В дореволюционной России был популярен «дрезденский картонаж» — игрушки, склеенные из двух половинок выпуклого тонированного картона.
На елки вешали и красивых куколок с литографическими (бумажными) лицами, приклеенными к «телу» из ткани, кружев, бисера, бумаги. К XX веку лица стали делать выпуклыми, из картона, позже — фарфоровыми.
Были игрушки и из ваты, накрученной на проволочный каркас: так оформляли фигурки детей, ангелочков, клоунов, моряков. На елках развешивали бутафорские фрукты из папье-маше, бархата. На верхушке закрепляли Вифлеемскую звезду, шестиконечную, — в отличие от советской. А традиция увенчивать елку украшением в форме пики связана не с формой ледяных сосулек, а с дизайном военных касок времен кайзеровской Германии: пикообразные верхушки для елок начали делать именно там. Их украшали фигурками голубков, колокольчиками. Кстати, украшения в форме сосулек начали делать в СССР только во времена «оттепели». В 1925 году празднование Нового года в России было запрещено и возобновлено только в 1935-м. Но Новый год сделали советским праздником — соответственно, изменились и новогодние игрушки. Фигурки детей, клоунов, балерин, птиц, животных, фруктов и овощей, конечно, остались. А вместо ангелов появились пионеры, буденовцы, красноармейцы, женщины в красных косынках. Эра воздухоплавания отразилась на елках игрушками-дирижаблями с надписью «СССР», самолетиками, парашютами с крошечными парашютистами.
На елки вешали фигурки танков, сталинских броневиков. В конце 30-х на елках появились герои детской литературы — Иван Царевич, Руслан и Людмила, братец Кролик и братец Лис, Красная Шапочка, Кот в сапогах, Крокодил с Тотошей и Кокошей, доктор Айболит. С выходом на экраны фильма «Цирк» стали популярны фигурки на цирковую тематику. Освоение Севера было отмечено фигурками полярников. Так же в конце 30х годов была выпущена серия елочных украшений на восточную тему — это и Аладдин, и старик Хоттабыч, и восточные красавицы… Эти игрушки отличает восточная филигранность форм и ручная роспись.
Во время Отечественной войны на фронтах елки украшали фигурками, которые мастерили из погон, бинтов, носочков. Игрушки также выпускались, в ограниченном количестве, конечно. Украшение елки к Новому году было обязательным — этот обряд напоминал о мирной жизни и придавал сил надеяться на скорую победу. «Военные» елки украшались «солдатами», «танками», «пистолетами», «собаками-санитарами»; даже Дед Мороз на новогодних открыток бил фашистов… В начале 40-ых годов появились новогодние игрушки в виде предметов быта. Их отличает текучесть формы и роспись яркими красками.
После войны 1 января снова стал выходным днем (это произошло в 1947 году). А елочные игрушки снова стали мирными.
В начале 1950-х, когда с продуктами в стране была напряженка, изготавливалось много игрушек в виде фруктов, ягод и овощей (разумеется, несъедобных). Появились и сказочные персонажи: Айболит, Дед Мороз, Снегурочка, Чиполлино, различные звери: белочки, медведи, зайцы. Тогда же, в 50-х, появилась мода на стеклянные бусы и композиции из стеклянных шариков, бус и палочек.
34.
В 60-е с приходом моды на минимализм и авангард все максимально упростилось. Фигурки стали одутловатыми, росписи — самыми простыми. Но в это же время появился новый материал — поролон. Его начинают активно использовать в производстве елочных игрушек. Выпускали, к примеру, матрешек в поролоновых платках, из поролона делали хвостики и гребешки, свиные пятачки. Была игрушка в виде большого стеклянного шара, который с одной стороны был прозрачным, а с другой — посеребрен. В задней, серебряной стенке красиво отражалась поролоновая рыбка, «плавающая» внутри шара.
В производстве игрушек начинает активно использоваться пластмасса: в больших количествах выпускались, например, шары-прожекторы, шары-многогранники, как на дискотеках. Были пластмассовые прозрачные шары, внутри которых «летали» пластмассовые же бабочки. Дети разламывали эти шары и потом играли уже с бабочками. В 70-80е годы становятся популярными новогодние игрушки в виде шишек, колокольчиков и домиков: Поскольку с брежневских времен ничего существенного в истории страны не происходило, тематических игрушек стало заметно меньше. Игрушки становились все более абстрактными. Фактически все, что могут сегодня предложить своим потребителям российские производители, — это игрушка «а-ля рус», с традиционными росписями. До разнообразия, которое предлагают европейцы, — игрушек из проволок и цепочек, всевозможных тканей и мехов, пуха и пера, бумаги, бисера, пайеток, стразов и даже драгоценных металлов и камней — им, увы, далеко. С начала 2000-х годов стали популярными оригинальные, «самодельные» игрушки. Если говорить о моде на елочные украшения, то некоторые производители говорят, что мода на украшения повторяется каждые четыре года, поэтому старые игрушки можно просто складывать в коробку и ждать, пока они снова станут актуальными.
Самый главный подарок, который дарит нам каждый Новый год – это надежда на лучшее и вера в то, что даже невозможное возможно!