ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Цель урока: расширить знания о строении покрытосеменных растениях; познакомиться со строением цветка. Образовательные задачи: 1. Изучить особенности строения цветка 2. Показать связь строения цветка с выполняемой функцией 3. Сформировать у обучающихся новые знания о строении растений Развивающие задачи: 1. Развивать образное логическое мышление и самостоятельность учащихся. 2. Развивать познавательные способности и интересы обучающихся. 3. Развивать понятие о цветке как о видоизмененном побеге.
Скачатm конспект Воспитательные задачи: 1. Показать, что покрытосеменные растения проявили свои возможности к эволюционному совершенству больше всего в области генеративных органов, используя скрытые возможности в пределах уже существующих структур вегетативного тела. 2. Рассмотреть многообразие цветков и их значение для растений. 3. Воспитание бережного отношения к растениям. Методические методы и приёмы: рассказ с элементами беседы и с использованием презентации, фланелеграфа. Лабораторная работа. Оборудование: мультимедийный проектор, презентация урока на тему «Цветок», фланелеграф и модель цветка, таблицы строения цветка. Раздаточный материал—цветы различных растений, лупы, лезвия или скальпели, карточки-инструкции. Используемая литература: учебник В.А. Корчагиной, справочные материалы по биологии под редакцией Д.И.Трайтака Ход урока: ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ Добрый день, ребята! Я рада приветствовать всех вас на своем уроке! АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ • Какие бывают органы растений? (Ответ: вегетативные и генеративные.) • Назовите вегетативные органы растений? (Ответ: корень и побег, побег состоит из стебля, листьев и расположенных на нем листьев и почек).
Открываем свои тетради, записываем в них число и тему урока. А чтобы узнать тему урока отгадайте загадку.
«На высоком холме стоит вишневый замок. Крепостная стена замка двухрядная. В первом ряду вокруг замка расположены пять зеленых зубцов, а во втором – пять больших белых стен. В центре замка стоит столб, а вокруг качаются на тонких ножках пушистые подушечки.» Что это за замок? Совершенно верно, тема урока «Цветок»
Цветы, как люди, на любовь щедры, И щедро нежность людям отдавая, Они цветут, сердца отогревая, Как маленькие теплые костры.
Сегодня на уроке вы узнаете о строении цветка.
• Ребята, как вы думаете цветок относится к вегетативным или генеративным органам?(Ответ: цветок относится к генеративным органам) Правильно , ребята, слово генеративный произошло от латинского слова «генерация» что означает рождение , воспроизведение. А цветок является органом семенного размножения.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Строение цветка Цветы возникли задолго до появления человека. Растения изобрели цветок не для того, чтобы вызывать у нас чувство прекрасного, у них для этого были другие цели, направленные на выживание. И все же при виде цветов мы испытываем чувство прекрасного, мы восхищаемся красотой цветов.
Цветок – видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения растений. Цветок развивается из генеративной (цветочной) почки.
Как бы ни было велико разнообразие цветков окружающих нас растений, в их строении можно обнаружить сходство. Рассмотрим строение цветка. Тонкий стебелек, на котором сидит цветок, называют цветоножкой, а ее верхнюю, расширенную часть – цветоложем. Любой цветок имеет главные органы – это пестик и тычинки, которые тоже имеют особое строение. Пестик – это женский орган цветка, он имеет рыльце, столбик и завязь. У яблони пестик образован пятью сросшимися между собой в основании столбиками. В верхней части они свободные и каждый несет по одному рыльцу. Завязь пятигнездная. В гнездах находятся семязачатки, из которых после цветения развиваются семена. Тычинки – это мужские органы цветка, каждая тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Пыльник расположен на тычиночной нити. Вокруг главных органов цветка: пестика и тычинок расположен околоцветник. Внутренние листочки – это лепестки, образуют венчик. Наружные листочки – чашелистики – образуют чашечку. Чашечка бывает сростнолистная и раздельнолистная. Различают венчики раздельнолепестные и сростнолепестные. Околоцветник бывает двойной и простой. У яблони околоцветник состоит из чашечки и венчика. Такой околоцветник называют двойным. У тюльпана все листочки околоцветника одинаковые. Такой околоцветник называют простым. Большинство растений имеет цветки, в которых есть и пестики и тычинки. Такие цветки называют обоеполыми. Но у некоторых растений (огурец, кукуруза) одни цветки имеют только пестики –пестичные цветки, а другие – только тычинки – тычиночные цветки. Такие цветки называют раздельнополыми.
Такие растения, как огурцы и кукуруза, называют однодомными, так как пестичные и тычиночные цветки у них развиваются на одном растении. Коноплю, тополь и иву называют двудомными растениями, так как у них тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные – на других. Цветы являются эволюционно самым совершенным органом по структуре и функции среди других структур растения. Цветы наилучшим образом приспособлены к разнообразным условиям обитания покрытосеменных.
Цветы не для того, чтобы рвать в охапку, а для того, чтобы мы их красоту ценили бескорыстно там, где они растут! (Р.Гагор)
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ Ребята мы изучили строение цветка. Сейчас, чтобы вы немного отдохнули, я предлагаю отгадать несколько загадок.
3 загадки.
А теперь мы посмотрим как вы меня внимательно слушали, а для этого мы сыграем в игру, которая называется «Знаешь ли ты строение цветка». (Учитель читает текст, а ребята внимательно слушают, если есть ошибка, то ребята хлопают в ладоши. Учитель спрашивает ученика, он исправляет ошибку). Осевая часть цветка, на которой расположены все его части, носит название венчик (цветоложе). Двойной околоцветник состоит из венчика и чашечки. Чашечка цветка образована лепестками(чашелистиками), а венчик чашелистиками (лепестками). Околоцветник выполняет функцию – защищает главные части цветка. Главные части цветка – это завязь и венчик (пестик и тычинки). Тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника, пестик – из рыльца, столбика и цветоножки(завязи).
Вывод : Ребята, каждый из вас должен помнить, что Любое сорванное цветущее растение – безвозвратно погибающий организм!
А сейчас мы сделаем лабораторную работу. Я раздам вам цветки различных растений с которыми вам придётся поработать.
Карточка инструкция.
1. Рассмотрите цветок. Найдите цветоножку, цветоложе, околоцветник, тычинки и пестик. 2. Расчлените цветок, подсчитайте число чашелистиков, лепестков, тычинок. 3. Определите какой околоцветник у данного цветка – простой или двойной. 4. Определите какая чашечка – раздельнолистная или сростнолистная, какой венчик – свободнолепестный или сростнолепестный. 5. Рассмотрите строение тычинки. Найдите пыльник и тычиночную нить. Рассмотрите пыльник под лупой. 6. Рассмотрите строение пестика. Найдите его части. Разрежьте завязь поперек и посмотрите под лупой. Почему тычинки и пестик являются главными частями цветка? 7. Зарисуйте части цветка и подпишите их названия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Цветам посвящено огромное количество прекрасных строк , вот например Г.Х.Андерсен сказал: «Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок»
И в заключение я вам прочту стихотворение: Ты, Человек, любя природу, Хоть иногда ее жалей. В увеселительных походах Не растопчи ее полей. Не жги ее напропалую И не исчерпывай до дна, И помни истину простую Нас много, а она одна!
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1) Учебник параграф 2) Ответить на вопросы: — Почему проливные дожди над садом весной могут быть причиной неурожая? — Как вы думаете, почему цветы, опыляемые насекомыми, обладают более яркими расцветками, большим количеством лепестков? — Почему цветки, опыляемые ветром мельче, чем цветки, опыляемые животными? 3)Зарисовать схему строения цветка, подписать все составляющие части. 4) Составьте свой кроссворд на строение цветка (не меньше 10 слов). ИТОГИ УРОКА Выставление оценок за урок Урок окончен. Спасибо всем! Всего доброго!
Следующая > |
Скачать материал
так то ЕНТ / Разработки уроков / Уроки по Биологии
Конспект к уроку биологии «Цветок. Строение и значение цветка» 6 класс
09.04.2015 5691 991 Салыкова Мира Маркеновна Цель урока: сформировать у учащихся знания о строении и функциях цветка как о генеративном органе покрытосеменных растений.
Задачи: Развивающие: • формирование умений анализировать, выделять отличительные особенности в строении цветка различных групп растений, развивать логическое мышление; • продолжить формирование умений работать с натуральными объектами; • развитие познавательного интереса.
Образовательные: • обеспечить усвоение учащимися знаний о строении цветка; • сформировать понятия «обоеполые» и «однополые» цветки; • продолжить умение работать с учебником, рисунками; • формировать навыки работы с раздаточным материалом;
Воспитательные: • воспитывать позитивное отношение к живой природе; • прививать навыки коммуникативного общения, развитие чувства прекрасного.
Методы обучения: объяснительно- иллюстративный, частично- поисковый.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма организации учебной деятельности: комбинированный.
Оборудование: мульмедийный доска, экран, школьная доска, разборные модели: «цветок вишни», «цветок картофеля», клей
Ход урока. 1.Организационный этап. Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас всех сегодня! Думаю, что наша совместная работа на уроке будет интересной и полезной. Начать наш урок я хочу сказкой: «Однажды маленькое семечко упало на землю. Как это случилось? Быть может, его обронила птица? А может, его принесло ветром… Или его мог бросить какой – нибудь зверёк. Прошло немного времени и случилось чудо: из семени появился росток с крошечными листьями и маленькими корешками. Но благодаря солнцу росток становился все больше и больше, сильнее и сильнее. Наконец, росток превращается в настоящее растение со множеством листьев… А дальше, что же произойдет дальше, как вы думаете? Чего ещё не хватает в растении? Вскоре у растения появляется бутон. Со временем он раскроется и превратится в красивый цветок. Эпиграф к уроку: «Давай пройдемся медленно по лугу! (слайд2) И «Здравствуй» скажем каждому цветку, Я должен над цветами наклониться Не для того, чтоб рвать их иль срезать, А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать. Самед Вургун
Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и творчество и продолжим наш урок. Тема нашего урока «Цветок. Строение и значение цветка» (запись на доске и в тетради).
2.Актуализация знаний. Сегодня на уроке мы продолжим изучение органов растения. Давайте вспомним, какие органы вы уже знаете? (ученики перечисляют органы). У вас на партах рассказ с биологическими ошибками. (слайд 3)
Листья разных растений отличаются по внешнему виду. Большая часть листьев состоит из двух частей: листовой пластинки и черешка. Такие листья называют черешковыми. Черешковые листья имеют пшеница, лен, алоэ. По форме края пластинки листья также разнообразны. Например, лист сирени имеет зубчатый край, яблони – пильчатый, осины – цельнокрайний. По направлению роста стебли делят на прямостоячие, лазающие и сидячие.
Комментарии ошибок.
3.Изучение нового материала. Вы изучили органы цветковых растений: корень, стебель, побег. (слайд 4) Сегодня мы будем говорить о цветах. Нам предстоит не только любоваться красотой цветов, но и изучить их строение. Подумайте, у всех ли растений они образуются. (Дети отвечают). Цветки образуются только у цветковых растений. (слайд 5) Цветки бывают самой разнообразной формы и окраски, привлекают внимание человека. Уже многие тысячелетия цветы олицетворяют у людей красоту, радость и совершенство природы. Цветок – самая заметная, часто красивая, важная часть покрытосеменных растений. Цветки могут быть крупные и мелкие, ярко окрашенные и зеленые, пахучие и без запаха, одиночные или собранные в соцветия» Хотя в мире огромное разнообразие цветов, но все они имеют единый план строения и их объединяет наиважнейшая в жизни растений функция – образование плодов и семян для размножения организма.. Так что же такое цветок? (слайд 6) Цветок –это орган семенного размножения цветковых растений. (Определение записываем в тетрадь)
(слайд 7) Изучать строение частей цветка мы будем вместе с вами. Откройте учебники, на стр.78 есть рисунок35 «Строение цветка». Будьте внимательны я задаю вопросы, вы отвечаете, работаем с учебником. Цветки многих растений размещаются на тонких стебельках- цветоножках. Верхний конец цветоножки, на котором располагается цветок, называется цветоложем. . Это ось цветка, на ней располагаются все части цветка.). Главные части цветка – пестик и тычинки. . Пестик находится на самой верхушке цветоложа (один или несколько), чуть ниже его размещаются тычинки. Еще ниже на цветоложе располагаются лепестки, их совокупность образует венчик. Под ними находятся чашелистики, образующие чашечку. Венчик и чашечка создают вместе околоцветник. Это самая яркая часть цветка. Околоцветник может быть простой и двойной. Основная функция околоцветника: защита органов размножения цветка и привлечение насекомых. Околоцветник, в котором можно различить чашечку и венчик, называется двойным (слайд 8 ) Околоцветник, в котором нельзя выделить ни чашечку, ни венчик, называют простым. (определения записываем в тетрадь). Встречаются цветки без околоцветников. Это так называемые голые цветки . (слайд 9) Рассмотрим главные части цветка: пестик и тычинки. Пестик, например, вишни, состоит из трех частей: завязи, столбика и рыльца. У тюльпана в пестике нет столбика. У него рыльце сидит непосредственно на верхушке завязи . Рыльце обычно клейкое, шероховатое или даже ветвистое. Оно служит для восприятия пыльцы. Столбик приподнимает рыльце, располагает его иногда высоко над околоцветником. (слайд 10) Самая нижняя, вздутая часть пестика – это завязь. Она содержит в себе семязачатки. В завязи вишни развивается один семязачаток, а у тюльпана их много. Поэтому у вишни из цветка развивается односемянный плод, а у тюльпана – многосемянный.
Физминутка. А сейчас мы проведём упражнение на снятие мышечного напряжения. 1.Сядьте на корточки. 2.Опустите голову и руки. Представьте, что вы семечки, из которых вырастают прекрасные цветы. 3.Вот теплый луч солнца достиг земли и согрел в ней семечко. 4.Из семечка проклюнулся росток и из ростка вырос прекрасный цветок. Встаньте, поднимите и разведите руки в стороны. 5.Нежится цветок на солнышке. Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем. 6.Поднимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко из- под опущенных век, улыбнитесь медленно поворачивая голову влево и вправо.
Из завязи пестика после опыления и оплодотворения развивается плод, а из семязачатков образуются семена. Тычинки у вишни и тюльпана состоят из длинной, тонкой тычиночной нити и крупного пыльника. Внутри пыльника развивается пыльца. В цветке вишни имеется много тычинок, у тюльпана их только шесть. Пестик и тычинки участвуют в оплодотворении и образовании плода, поэтому их называют половыми или генеративными органами. (слайд 11) Пестик – это женская часть цветка, расположении в его центральной части, а тычинки – мужская часть. Большинство цветков имеют и пестик и тычинки. Есть цветки, которые имеют или тычинки или пестики. Цветок, имеющий пестик и тычинки называется обоеполым (вишня, черемуха, ландыш, яблоня, тюльпан, капуста) (слайд 12 ). Если цветок имеет либо пестик, либо тычинки, он называется однополым (огурец, тополь , облепиха, ольха (слайд 13). (На доске схема ) Цветы
Тычиночные Пестичные Тычиночные Мужские Женские Пестичные Мы познакомились со строением цветка, скажите, пожалуйста, какое значение имеет цветок в природе? В жизни человека? Для чего они нужны? Посмотрите вокруг, сколько цветов нас окружает? Почему мы так восхищаемся ими? (слайд 14). Вывод: значение цветка: привлечение насекомых опылителей, образование плодов и семян.
Есть такое выражение: «дети –это цветы жизни», объясните как вы понимаете данное выражение. Цветок он как ребенок, за ним нужно ухаживать, лелеять, относиться бережно. Во все времена люди восхищались цветами, о них слагали стихи, песни, легенды. (слайд 15). 4. Д/з творческое – подготовить легенду о цветах. 5 Лабораторная работа №14 ( приложение) Рассмотрение строения цветка 6 Закрепление материала. 7. .Рефлексия. Ребята, вот и заканчивается наш урок. В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по – разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке, каждый из вас. Опишите свое настроение, какое оно у вас после урока? (слайд 16) Вы раскрылись как эта роза, или еще не раскрылись как этот бутон? Выберите и покажите, что соответствует вашему настроению. (слайд 17) Спасибо за урок!
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.