Конспект урока по изобразительному искусству на тему «Дымковская игрушка»


«Дымковская Игрушка» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

КОНСПЕКТ НОД ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

«ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА»

Цель: Знакомство детей с народным промыслом – дымковской игрушкой.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с историей происхождения дымковской игрушки.
  • Познакомить с многообразием дымковских игрушек, спецификой декора, характерными элементами и цветовыми сочетаниями.

Развивающие:

  • Развивать речь, память.

Воспитательные:

  • Учить детей видеть красоту дымковской игрушки, ее выразительность, образность, яркость узора.
  • Воспитывать любовь к народному творчеству.
  • Воспитывать уважение к труду народных мастеров.

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Используемые методы: сюрпризный момент, словесные методы (рассказ воспитателя, метод вопросов, беседа, метод повторения), игровые методы и приемы, просматривание видео материалов.

Оборудование: дымковские игрушки, Петрушка, фото и видео материалы, мяч.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Добрый день, ребята! Сегодня солнышко смотрит на нас и улыбается нам. Давайте и мы улыбнемся друг другу и скажем все вместе:

Встало солнышко – ура! (тянут руки вверх)

Заниматься нам пора! (хлопают в ладошки)

(Дети повторяют за воспитателем).

2. Основная часть.

В группе появляется игрушка.

Я веселая игрушка, А зовут меня… (Петрушка). Я самый веселый на свете, За это и нравлюсь я детям.

Я пришел к вам не один, Я привел своих друзей.

Но сначала мне скажите, ребята, у вас есть игрушки? А из чего они сделаны?

Дети: Наши игрушки сделаны из пластмасс, резины, металла, дерева, ткани.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые друзья – игрушки у нашего Петрушки. Вы узнали их?

Дети: Это лошадка, петушок, курочка, олененок.

Воспитатель: Игрушки приглашают нас познакомиться поближе (дети выходят на ковер).

Физкуль

Мы игрушки расписные, Хохотушки вятские, Щеголихи слободские, Кумушки посадские.

У нас ручки крендельком, Щечки будто яблочки. С нами издавна знаком Весь народ на ярмарке.

Петрушка обращается к детям: Ребята, вам понравились мои друзья?

Чем они вам понравились?

Дети: Красивые, яркие.

Воспитатель: Действительно, это очень красивые игрушки. Делают такие игрушки в селе Дымкого?

Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей. В ней нету цвета дымного, А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги, От капелек росы. В ней что-то есть от радости, Гремящей, как басы.

(В. Феофанов)

Воспитатель: Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? Мы сейчас с вами узнаем.

С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково (показывается картинка). Зимой, когда топятся печи, и летом в пасмурные дни, когда туман, вся слобода – будто в дыму, в дымке. Здесь, в далекую старину и зародилась эта игрушка. Зимой, когда у людей не было работы на полях, они лепили свистульки из глины. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в коника. И вот на лотках и прилавках многолюдной ярмарки торгуют веселым товаром. Что же это за товар, давайте посмотрим? (показывается видео «Дымковские игрушки»)

Физкультминутка.

Воспитатель: А сейчас Петрушка приглашает всех подвигаться (дети выходят на ковер):

А сейчас, ребятки, Я зову всех на зарядку! Влево, вправо повернитесь, Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки в бок, И на месте прыг да скок! А теперь бежим в припрыжку, Молодцы все ребятишки!

Замедляем, дети, шаг И на месте стой! Вот так! А теперь мы сядем дружно, Нам еще работать нужно!

(Дети занимают свои места)

Воспитатель: Ребята, скажите, а что общего у всех этих игрушек?

Дети: У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.

Воспитатель: А как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку?

Дети: Белой. На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются.

Воспитатель: А сможете предположить, откуда взяли мастера белый цвет?

Дети: Они взяли от снега, у зимы. Игрушки же лепили зимой!!!

Воспитатель: Правильно! Белый фон взяли мастера от заснеженных полей, когда зимой все вокруг белым-бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Почему их раскрасили в яркие цвета?

Дети: Потому что они делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками.

Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

Дети: Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.

Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках?

Дети: На игрушках кружочки, точки, линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы.

Воспитатель: Правильно. Если посмотреть на узор дымковской игрушки, он необычайно прост (демонстрируются элементы росписи).

Все игрушки не простые, а волшебно расписные.

Белоснежны как березки, кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.

Воспитатель: Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?

Дети: Лошадка, петушок, олень, баран, барышня.

Воспитатель: Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

Воспитатель: Давайте посмотрим как создается игрушка?

(Дети смотрят видео, воспитатель параллельно рассказывает).

Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. А когда рождается третий раз?

Дети: В третий раз игрушка рождается, когда ее белят и расписывают красками.

Воспитатель: Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающие еще большую нарядность игрушке. Так она рождается третий раз. Красивые яркие, нарядные игрушки продают на ярмарке. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.

Игра «Викторина»

Воспитатель: Один, два, три – кружок собери (дети строятся в круг). Давайте поиграем в игру, я буду бросать мяч и задавать вопрос, а кто поймал мяч – отвечай.

  1. На какой фон наносят мастера яркие узоры? (белый)
  2. Из чего лепят дымковские игрушки? (из глины)
  3. На какие фигуры похожи дымковские узоры? (геометрические)
  4. Как называется село, где делают эти удивительные игрушки? (Дымково)
  5. Какими цветами украшают дымковские игрушки? (красный, синий, желтый, зеленый)
  6. Где обжигают игрушки? (в печи)

Физкультминутка.

Воспитатель: А теперь представьте, что мы с вами мастера.

Привезли мы глину с дальнего бугра (руки на поясе, повороты с пружинкой) Ну-ка, за работу, чудо-мастера! (руки вперед, в стороны) Слепим, высушим – и в печь! (лепят «ладошками») А потом распишем (пальчики щепоткой, рисуют волнистые линии)

Печка жаром пышет (кулачки сжимают и разжимают). А в печи не калачи, не ватрушки (машут указательным пальцем) А в печи – игрушки (руки вперед)!(Дети садятся на свои места)

Воспитатель: Молодцы! А сейчас послушайте стихотворение.

Ели спят у большака В инее седом, Спят деревья, спит река, Скованная льдом.

Мягко падает снежок, Вьется голубой дымок, Дым идет из труб столбом, Точно в дымке все кругом,

Голубые дали, И село Дымково назвали. Там любили песни, пляски, В селе рождались чудо — сказки,

Вечера зимою длинны, И лепили там из глины Все игрушки непростые, А волшебно — расписные:

Белоснежны как березки, Кружочки, клеточки, полоски – Простой, казалось бы, узор, Но отвести не в силах взор.

И пошла о «дымке» слава, Заслужив на это право, Говорят о ней повсюду, Удивительному чуду Мы поклонимся не раз.

Воспитатель: Понравилось вам стихотворение?

О чем оно?

3. Подведение итогов.

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Петрушка прощается с вами.

Ребята, вам понравился наш гость?

С чем он познакомил вас?

Что нового вы узнали?

Понравилось вам наше занятие?

НОД в средней группе Изобразительная деятельность: Рисование дымковской игрушки

Тема: «Роспись птицы» (по мотивам дымковской игрушки), «Козлика».
Автор: Толстопятова Ираида Анатольевна, воспитатель МАДОУ «Волшебница», ЯНАО, г. Лабытнанги
Непосредственно образовательная деятельность в средней группе Изобразительная деятельность: «Рисование».

Данное занятие предназначено для воспитателей дошкольных учреждений, педагогов дополнительного образования, родителей, детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Тема: «Роспись птицы» (по мотивам дымковской игрушки), «Козлика». Задачи: Вызвать у детей интерес к сказочным образам, стремление украсить фигуру элементами узора (точками, мазками, полосками). Развивать чувство цвета, умение сравнивать узоры по цвету, выбирать наиболее красивые, используя элементы дымковской игрушки. Аккуратно пользоваться кистью. Воспитывать самостоятельность, творчество. Развивать воображение, образное восприятие, диалогическую речь.
Ход НОД.
1.Мотивация Потешка — «Птичий двор» Три индюшки, Три пеструшки, Три гусыни – Все босые Возле дома Хлопотали, Бестолково лопотали: -Брр-брр-брр Ко-ко-ко! Га-га-га! Потешка «Индючок» Индя-индя-индючок, Ты похож на сундучок, Сундучок не простой, Красный, белый, золотой. 2.Рассматривание птицы дымковской игрушки. 3.Рассказ воспитателя Мы сегодня отправимся в мастерскую дымковских мастеров. Все дымковские игрушки: барыни, скоморохи, индюки, петухи, бараны и олени с золотыми рогами – нарядные и праздничные. Каждая игрушка, неповторимая и уникальная, создает ощущение веселья и праздника. Это дымковская глиняная игрушка, названная так по селу Дымково, где впервые она появилась. Игрушки народных мастеров были самым ярким украшением ярмарки с озорным и веселым названьем «Свистунья». На этом празднике дымковские игрушки-свистульки были у всех – и у детей, и у взрослых. Люди верили, что свистом смогут прогнать злые силы. Современные мастера из города Кирова продолжают народную традицию, и как прежде сияет всеми цветами радуги в наших домах «дымка», принося радость детям и взрослым. 4.Показ росписи узора воспитателем. 5.Физкультминутка Ручки сильно разотрем, Каждый пальчик разомнем. Здесь вот ямочку найдем. И чуть – чуть ее прижмем. Бровки мы теперь погладим И слегка виски надавим. Носик сильно мы потрем И две точки здесь нажмем. Ушкам сделаем зарядку, Шейку гладить мы начнем. И под косточкой нажмем. И на нашем подбородке Эту точечку прижмем. 6.Самостоятельная деятельность воспитанников.


Работы детей 7.Итог. 2 занятие «Роспись «Козлика» (по мотивам дымковской игрушки) Потешка «Козел» Наш козел То-то умный был: Он и по воду ходил, Он и тесто месил, Он и печку топил, Творогом лепешки смазывал, Песни пел и сказки сказывал. Песни – сказки, небылицы, небывальщины, Небывальщины да неслыхальщины. Рассматривание игрушек (роспись)


Самостоятельная деятельность воспитанников.


Работы детей. Дети справились с росписью петушки и козлика и стали настоящими мастерами.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия в средней группе с использованием песочной терапии Конспект НОД по рисованию в средней группе: Разноцветные капли дождя Конспект занятия по рисованию в средней группе на тему: Весна Конспект НОД по рисованию в средней группе детского сада в соответствии с ФГОС

Похожие статьи:

Фольклорное развлечение в средней группе

Конспект занятия на тему «Настроение» в средней группе

Конспект занятия в средней группе на тему: Транспорт

Конспект занятия по безопасности в средней группе

Конспект занятия по этикету в средней группе

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]