Фартук – очень распространённая и практически не меняющаяся деталь одежды с давних времён до нашего времени. Фартуки были мужские, и женские. Роли у них были разные – церемониальная, рабочая, статусная, декоративная. В наши дни домашние хозяйки фартуком пользуются не часто, находя ему более современную альтернативу. А зря! Это очень удобная и симпатичная деталь одежды. Тем более что изготовить передник сможет даже школьница.
Технологию пошива фартука и его выкройки изучают уже в 5 классе на уроках труда. Эта простая в изготовлении вещь будет идеальным выбором для приобретения навыков шитья. В этой статье мы рассмотрим, как выполнить построение чертежа фартука, а также пошив нескольких моделей.
Основные модели фартуков
Школьный учебник «Технология 5 класс» включает разделы по технологии обработки древесины, металла, искусственных материалов, доступную для ребёнка информацию о рациональной технологии ведения домашнего хозяйства. Для многих из этих работ необходима специальная одежда в виде детского фартука. Именно поэтому умение сшить фартук для девочки является очень важным.
Все модели передников делятся на две группы – фартук с нагрудником и фартук без нагрудника. Варианты моделей с нагрудником, в свою очередь можно разделить по технологии кроя на отрезные по талии и цельнокроеные.
Самые простые виды передников, предлагаемые для изготовления на уроках труда, показаны на следующих рисунках. Для каждого фартука построение чертежа выполнено на 1⁄2 полного лекала. Это сделано не случайно. Именно так, прикладывая половину выкройки к сгибу ткани, следует размечать детали фартука. Это обеспечит полную симметрию изделия.
Если девочка уже сшила простую модель передника, то можно украсить фартук различными деталями. Несколько интересных вариантов показаны на следующем рисунке.
На основе простых базовых выкроек можно смоделировать выкройку фартука, выполнив расклешение или изменив линию нижнего среза. Схематически построение чертежа показано на рисунке ниже.
Каждый передник, сшитый своими руками, обязательно будет интересным и уникальным. Подобрать украшение и выбрать стиль начинающая мастерица может по своему желанию.
Далее рассмотрим пошагово пошив передника.
Фартук без нагрудника
Раньше фартук с отрезным нагрудником подошел бы для урока технологии «Как сшить фартук 5 класс. ФГОС «. Но программу изменили, упростили, и этот урок будет более сложен для восприятия, чем предусмотрено новой программой, хотя в него включены элементы фартука для пятого класса. Нужно взять всего лишь нижнюю часть фартука и пояс. Это же относится и к тем, кому нужен фартук без нагрудника.
Сегодня мы выполнили построение чертежа фартука, рассмотрели два варианта построения выкроек: цельнокроеного фартука и с отрезным нагрудником, узнали о преимуществах раскроя на ткани и с помощью выкройки.
Какой вариант выкройки для вас более интересен, будете ли вы кроить сразу на ткани или построите выкройку фартука? Делитесь своим опытом, своими успехами – всем будет интересно.
Жду ваших комментариев и вопросов. Если статья была полезной, делитесь ею с друзьями, ставьте лайки, подписывайтесь на новости и получайте книгу в подарок «Швейная машинка домашнего использования».
С любовью, Ольга Злобина
Фартук для труда
Выкройка фартука для урока технологии в 5 классе очень простая. Как построить основную деталь, показано на чертеже ниже. Завязки для пояса и бретельку нужно выполнить по своим меркам.
Для пошива фартука для школьника нужно подготовить:
- ткань 0,6 на 0,6 м;
- косая бейка под цвет основной ткани – 3 м;
- лента велкро для пояса;
- нитки, швейный инструмент.
Описание пошива
Размечаем детали на ткани. Пример раскладки показан на следующем рисунке. Кроме передника на нём показаны ещё детали нарукавников и косынки.
Выкраиваем все детали (кроме пояса и бретельки) без припусков на швы, поскольку срезы будем обрабатывать косой бейкой.
Обрабатываем срезы основной детали косой бейкой.
Заготовку для пояса выкраиваем с припусками по ширине 1 см. Складываем полосу пополам изнаночной стороной внутрь, прострачиваем по трём сторонам. Выворачиваем, проутюживаем. Припуски свободного края подворачиваем внутрь. Размеры готового пояса – 2,5 на 16 см. Фиксируем булавками пояс на основной детали, пристрачиваем. Пришиваем ленту велкро на обе части пояса.
На заготовке кармана подворачиваем на изнаночную сторону верхний срез на 5 мм, прострачиваем. Затем делаем ещё один подворот на 25 мм, прострачиваем по краю сгиба.
Остальные срезы кармана следует обработать косой бейкой. Приложить карман на основную деталь, приметать или зафиксировать булавками. Притачать карман машинным швом. На углах выполнить треугольные закрепки. По центру кармана выполнить разделительный шов.
В завершение удалить нитки намётки, проутюжить изделие.
Простая выкройка фартука для ребёнка 5-7 лет
Для девочки возможность вместе с мамой заняться готовкой на кухне – не просто труд, а своего рода приобретение статуса. Она становится настоящей взрослой хозяюшкой. И, конечно, такая работа требует соответствующей одежды. Предлагаем вам сшить простой, но симпатичный фартучек для маленькой помощницы.
Для пошива потребуется:
- плотная ткань натурального состава, подойдёт лён, хлопок – 0,4 на 0,43 м;
- такая же по размеру клеёнка – по желанию;
- полоска кружева (по желанию) – 19 см;
- косая бейка – 0,6 м; 0,75 м; 0,75 м; 0,16 м или полоски ткани аналогичной длины шириной 3 см;
- нитки, швейный инструмент.
Описание
Построение выкройки нужно выполнить по предлагаемому чертежу.
По желанию можно для фартука изготовить второй слой из клеёнки. В таком случае выкраиваем вторую деталь, складываем их вместе (клеёнка внизу) и прострачиваем. Далее работаем как с одной деталью.
Пришиваем намёточным швом косую бейку по трём сторонам фартука. Пристрачиваем, при необходимости подрезаем лишнюю бейку.
Если вместо готовой бейки используется полоска ткани, то выполняем на ней два встречных подворота, заутюживаем.
Верхний край также обрабатываем косой бейкой или полоской ткани. При желании вшиваем кружевную ленту.
Обрабатываем срезы на боковинах фартука, определившись с необходимой длиной завязок. Сначала фиксируем детали булавками, затем прострачиваем.
Повторяем для второй стороны.
Открытые края беек подшиваем вручную или на машинке, подвернув внутрь.
Проутюживаем готовое изделие.
Фартук из старых джинсов
Если вашему сыну на уроки труда необходим фартук, то предлагаем сшить его своими руками из старых джинсов. Плюсов у такого решения несколько. Во-первых, джинсовая ткань достаточно прочная, что немаловажно, учитывая назначение фартука. Во-вторых, пошить такой фартук просто и быстро, поскольку совершенно не нужно выполнять построение чертежа. В-третьих, в итоге вы получите уникальное изделие, отличающееся от скучных магазинных аналогов. В-четвертых, вы сэкономите семейный бюджет.
Описание
Рассмотрим поэтапно изготовление фартука. Сначала отпорем пояс с передней части. Делаем это аккуратно, не повреждая хлястики.
Обрезаем штанины на нужную длину и ширину.
Разрезаем по центральному шву, добиваясь ровной укладки штанин.
Фиксируем это положение булавками.
Стачиваем штанины, обрезаем лишнюю ткань на одной из них. Стачиваем пояс.
Для нагрудника выкраиваем прямоугольную заготовку из остатков штанины. По верхнему краю выполняем подворот.
Для лямочки можно использовать вырезанный с этих же джинсов шов.
Стачиваем нагрудник с фартуком. В нагруднике выполняем петли, вставляем туда концы лямочек.
Получается совсем не гламурный, мужской вариант фартука.
Если вы используете для изготовления зауженные джинсы, то при совмещении штанин получится открытый участок. Выкраиваем нужную деталь и, подложив под низ, пристрачиваем.
Получаем рабочий фартук.
Презентация «Построение чертежа фартука в М 1:4», 5 класс
#5 класс #Труд #Технология #Учебно-методические материалы #Презентация #Все учителя #Учитель-предметник #Педагог дополнительного образования #Школьное образование
Построение чертежа фартука в М 1:4 Разработала Учитель высшей категории Смирнова Елена Валерьевна МБОУ СОШ №7 г. Шарья
Какие линии называются горизонтальными? Вертикальными? Какие линии называются горизонтальными? Вертикальными? Как построить прямой угол? Вспомните, для чего вы проводили вертикальную линию, когда рисовали вазу, стакан, кувшин? Чертеж Чертеж — это графическое изображение какого-либо предмета на бумаге в натуральную величину в уменьшенном или увеличенном виде.
Масштабная линейка (линейка закройщика); Масштабная линейка (линейка закройщика); Карандаш ТМ и М; Угольник; Циркуль. указывает, во сколько раз настоящие размеры предмета меньше. Масштаб записывают в виде отношения двух чисел, первое из которых относится к чертежу, а второе – к предмету. Масштаб 1:4 означает уменьшение в 4 раза. Чертежные инструменты Масштаб
Линии на чертеже Наименование линий Начертание линий Применение Сплошная основная Обводка контуров основных деталей Сплошная тонкая Вспомогателные линии построения, выносные и размерные линии Сплошная волнистая Прерывание чертежа Штриховая Сгиб ткани, местоположение детали на выкройке Штрихпунктирная Оси симметрии детали или изображения
Применяемые знаки Обозначения в формулах Читаем Строим (·) В Строим в правом левом углу прямой угол, получаем точку В получаем = откладываем ↓ ОБ = ОТ + Дст : 2 = Вниз от точки О до точки Б откладываем (например, 24 см) п/в Постоянная величина
Приемы работы линейкой и угольником
Какие мерки нужны для построения чертежа фартука? Какие мерки нужны для построения чертежа фартука? Могут ли мерки быть для всех одинаковыми? Почему? Почему мерки Ст и Сб записываются в половинном размере? Какие инструменты нужны для построения чертежа? В каком масштабе будем строить чертеж и почему? Построение чертежа фартука в М 1:4
Необходимые мерки: Необходимые мерки: Ст = 30 см; Сб = 34 см; Дн = 18 см; Д нч = 32 см. 1. Строим ()В 2. ВТ = Дн = 18 см; Построение чертежа фартука в М 1:4 В Т
Необходимые мерки: Необходимые мерки: Ст = 30 см; Сб = 34 см; Дн = 18 см; Д нч = 32 см. 3. ТТ1 = Сб : 2 + 6 = 23 см; 4. ТН = Днч = 32 см; 5. Соединить в (·) Н 1 Построение чертежа фартука в М 1:4 В Т Т 1 Н Н 1
Необходимые мерки: Необходимые мерки: Ст = 30 см; Сб = 34 см; Дн = 18 см; Д нч = 32 см. 6. ВВ1 = 7 см ; 7. ТТ2 = 9 см ; 8. () В1 и Т2 – соединить прямой линией ; Построение чертежа фартука в М 1:4 Т 1 Н 1 В Т Н В1 Т 2
Необходимые мерки: Необходимые мерки: Ст = 30 см; Сб = 34 см; Дн = 18 см; Д нч = 32 см. 9. ТК = 7 см ; 10. КК1 = 7 см ; 11. от () К1 по 14 см; 12. Соединить в Построение чертежа фартука в М 1:4 Т 1 В Т Н В1 Т 2 Н 1 К К1
Построение пояса Построение пояса 13. Строим () П; 14. П П1 = 5 см ; 15. П П2 = Ст + 25 = 16. Соединить в Построение бретели 17. Строим () П; 14. Б Б1 = 5 см ; 15. Б Б2 = 50 см; 16. Соединить в Построение чертежа фартука в М 1:4 Самостоятельная работа: построение пояса и бретели П П 1 П 2 П 3 Б Б 1 Б 2 Б 3
Оформить чертеж сплошными основными и штриховой линиями Оформить чертеж сплошными основными и штриховой линиями Построение чертежа фартука в М 1:4 Т 1 В Т Н В1 Т 2 Н 1 К1 К2 К3 К4 П П 1 П 2 П 3 Б Б 1 Б 2 Б 3
Построение чертежа фартука в М 1:4 Т 1 В Т Н В1 Т 2 Н 1 К1 К2 К3 К4 П П 1 П 2 П 3 Б Б 1 Б 2 Б 3 с е р е д и н а Нижняя часть Карман Нагрудник Пояс Бретель Подписать детали фартука
Назовите и покажите детали фартука, которые имеют прямоугольную форму? Назовите и покажите детали фартука, которые имеют прямоугольную форму? Какой отрезок обозначает середину фартука? Боковую линию фартука? От какой мерки зависит ширина нижней части? Объясните, почему при расчете пояса к мерке Ст дается большая прибавка (25 см). Назовите парные детали фартука. Построение чертежа фартука в М 1:4