Тема урока: «А.С. Грин «Алые паруса». Утверждение права «делать чудеса своими руками».


Скачать материал

так то ЕНТ / Русская литература / Поурочные планы по русской литературе 6 класс

Урок 33 А. ГРИН. СЛОВО О СКАЗОЧНИКЕ. «АЛЫЕ ПАРУСА»

01.02.2012 23634 1701

Урок 33 А. ГРИН. СЛОВО О СКАЗОЧНИКЕ. «АЛЫЕ ПАРУСА»

Цели:

познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя; ввести в мир художника; воспитывать веру в прекрасную мечту и стремление ее достигать.

Ход урока

Тренируйте воображение

И лелейте мечты.

А. Грин

I. Организация урока. Постановка целей.

II. Вступительное слово учителя.

Учитель. Сегодня мы прикоснемся к мечте, к сказке… Потому что на нашем уроке нам предстоит встретиться с писателем, которого порой так и называют: «Великий сказочник».

Его имя Александр Грин. Точнее, имя это – тоже выдумка, псевдоним, потому что настоящая фамилия писателя Гриневский.

Что же это за человек? Чем любовался он? К чему стремился в своей жизни? Может, спросим его самого?

Учитель знакомит учащихся с высказываниями А. Грина.

1) «Я любил шум леса, запах мха и травы, пестроту цветов, волнующую охотника заросль болот, треск крыльев дикой птицы, выстрелы, стелющийся пороховой дым; любил искать и неожиданно находить» (А. Грин. «Автобиографическая повесть»)

.

2) «Мир идет под уклон. Человечество катится в пропасть. Как честный пират заявляю, что я никогда не перестану сражаться за свое право дышать свежими морскими ветрами» (А. Грин)

.

Современники называли Грина по-разному: мечтателем, добрым волшебником, Дон Кихотом нашего времени. Какую жизнь прожил человек, оставивший о себе такую светлую память? Об этом расскажут ученики, изучившие биографию писателя.

Сообщение учащихся о жизни А. Грина.

III. Знакомство и выявление первого восприятия повести «Алые паруса».

Учитель. Среди многочисленных произведений и воспоминаний об А. Грине особое место занимают воспоминания К. Паустовского. Именно ему принадлежит мысль, с которой мне хочется вас познакомить.

«Если бы Грин умер, оставив только одну свою поэму в прозе «Алые паруса», то и того было бы довольно, чтобы поставить его в ряды замечательных писателей, тревожащих человеческое сердце призывом к совершенству».

Учитель. Сегодня, знакомясь с творчеством А. Грина, мы не можем не прикоснуться к сказке, созданной писателем. Итак, «Алые паруса»…

Вопросы на выявление восприятия текста.

– Кому из героев принадлежат эти слова?

– Какое чудо совершил Грэй?

– Все ли способны делать подобные чудеса? (Грэй говорит матросам: «…Как и большинство, вы слушаете голоса всех нехитрых истин сквозь толстое стекло жизни; они кричат, но вы не слышите».)

– Каким должен быть человек, который умеет делать чудеса? («Нужно одной ногой стоять на земле, другой – на небе».)

– Почему один из матросов называет Грэя «настоящим, но необычным» капитаном?

– Что общего между Грэем и Ассоль?

– О чем эта повесть? (О том, что надо уметь мечтать и стремиться к мечте.

Обратиться к эпиграфу.

Учитель. Вы просто молодцы: внимательные и чуткие читатели. Думаю, вам удастся разгадать тайну писательского мастерства, благодаря которой А. Грин околдовал своим произведением не только детей, но и взрослых. Дома каждый из вас попытался разгадать тайну художественного мастерства Грина. Пришло время поделиться своими находками.

IV. Отчет творческих групп.

Предварительно учащиеся разделились на группы, каждой из которых были предложены вопросы:

1. Пейзажисты

(найти в тексте повести пейзажные зарисовки и выяснить, какова их смысловая нагрузка).

2. Символисты

(выявить символы (символические детали, присутствующие в повести).

3. Портретисты

(отобрать материал, характеризующий героев (внешний и внутренний портреты).

4. Психологи

(создать «лестницу мысли», позволяющую проследить, как изменяется внутреннее состояние героев).

5. Философы

(выписать из текста жизненные мудрости, которые могут (должны) стать правилами для человека).

V. Подведение итогов урока.

Домашнее задание:

сочинение-миниатюра «Мои пожелания героям…».

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Конспект урока по литературе на тему «Алые паруса» (6 класс)

Конспект урока.

А. Грин «Алые паруса»

Победа романтической мечты над реальностью.

Цели урока:

Обучающая: познакомить учащихся с повестью «Алые паруса»; сформировать понятие о жанре феерия; отрабатывать умение выделять в тексте главное; формулировать ответы на поставленные вопросы.

Развивающая: совершенствовать навык выразительного чтения прозаического текста; развивать умение составлять монологические высказывания.

Воспитательная: воспитывать интерес к художественному слову; нравственные качества: добро и красота, любовь к ближнему, вера в мечту и стремление её достигать.

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный.

Приёмы: рассказ учителя, беседа по вопросам, сообщения учащихся, словарная работа, просмотр фрагментов фильма.

Ход урока.

Он жил среди нас, этот сказочник странный, Создавший страну, где на берег туманный С прославленных бригов бегут на заре Высокие люди с улыбкой обманной, С глазами, как отзвук морей в январе, С великою злобой, с великой любовью, С солёной, как море, бунтующей кровью, С извечной, как солнце, мечтой о добре.

В. Саянов

— О какой стране говорится в стихотворении?

( Гринландии- её населяют люди, у которых в бунтующей крови, в великой злобе и в великой любви извечно живёт страстная мечта о добре ).

Почему же Грин назван «сказочником странным»?

( Он не только уводит нас в прекрасный мир надежды, веры и любви, но и заставляет нас страстно желать исполнения мечты, до каких бы сказочных высот она ни поднималась).

Тема нашего урока «Победа мечты над реальностью». Как вы считаете, что мы будем обсуждать на уроке?

Сегодня мы познакомимся с одним из произведений А.Грина «Алые паруса». Но сначала давайте узнаем о том, кто же он, Александр Грин, чем любовался, к чему стремился в жизни. Девочки подготовили небольшой рассказ о нелёгкой судьбе писателя.

Биография А.Грина (фон-презентация)

Александр Грин-псевдоним русского писателя Александра Степановича Гриневского. Он родился 23 августа 1880 года в небольшом городке Вятской губернии. Вскоре семья Гриневских переехала в Вятку. Отец писателя отбывал здесь ссылку. Работал счетоводом в больнице. Семья бедствовала. Мать рано умерла, а мачеха не любила Александра. Застенчивый Саша страдал от оскорблений.

Учёба для Александра также была нелёгкой. Он рос мечтательным, нетерпеливым и рассеянным. Увлекался множеством вещей, но не доводил до конца. Учился плохо, но с упоением читал книги М.Рида и Ж.Верна. Александр с детства любил море и мечтал о нём. Он решает уехать. В Одессе Грин долгое время не мог устроиться на работу. Наконец его взяли без жалованья учеником на пароход.

Первый его рассказ называется « Остров Рено». С этого рассказа Грин начал печататься постоянно.

В 1912 году Грин приехал в Петербург. За 5 лет писатель выпустил несколько книг рассказов и 3 тома собраний сочинений. В 1923 году создаёт повесть-феерию «Алые паруса». Когда писатель работал над этим произведением, то, наверное, он думал о счастье, поэтому эпиграфом урока я взяла слова самого писателя: «Тренируйте воображение и лелейте мечты». Повесть «Алые паруса» Грин начал писать в Петербурге в 1920 году, когда бродил по городу и каждую ночь искал ночлега у случайных людей.

-Жанр произведения определён как феерия. А как вы понимаете, что такое феерия?

Ребятам было дано индивидуальное задание, давайте послушаем, как объясняют значение данного термина Большая советская энциклопедия, Толковый словарь русского языка под ред. С.И. Ожегова, Википедия.

(Большая советская энциклопедия

– 1) жанр театральных представлений, основанных на применении различных постановочных эффектов, трюков, «превращений»

2) цирковое представление с использованием различных эффектов.

Толковый словарь русского языка под ред. С.И. Ожегова

– 1) театральное или цирковое представление сказочного содержания, отличающееся пышной постановкой и сценическими эффектами 2) волшебное, сказочное зрелище

Википедия

– использование волшебных элементов для раскрытия полноты сюжета, основной мысли текста).

-Какой же можно сделать вывод, что такое феерия?

(Феерия- это волшебное сказочное зрелище)

В самом деле, мир повести похож на волшебную сказку.

-Феерия начинается с описания детства Ассоль. Каким оно было?

(Рано умерла мать, воспитанием занимался отец, мастеривший на продажу игрушки. Лонгрен рассказывал дочери фантастические истории об игрушках и о жизни людей)

-Почему умерла мама Ассоль?

(Не получив помощи от Меннерса, она вынуждена была пойти в город в сырую и холодную погоду, простудилась и вскоре умерла)

Но злодеяния не проходят бесследно, и тот, кто отказал нуждающемуся в помощи, может сам оказаться в похожей ситуации.

-В разыгравшийся шторм Лонгрен не помог Меннерсу, оказавшемуся в лодке без вёсел. Как вы относитесь к этому поступку Лонгрена? Почему его не поняли односельчане?

(Лонгрена переполняла в тот момент боль, обида и жажда возмездия тому, кто не помог его жене и косвенно стал виновником её смерти)

-Маленькую Ассоль отличает праздничное видение жизни и чуда. Откуда это в ней?

(Повлияли рассказы отца и встреча с Эглем)

Давайте посмотрим фрагмент фильма «Алые паруса», тот момент, где Эгль предсказывает Ассоль её будущее.

-Что изменилось в жизни Ассоль после встречи со сказочником?

(Она стала жить мечтой о встрече с принцем; жители Каперны стали говорить, что Лонгрен и его дочь сошли с ума)

Мудрый старик не ошибся. Ассоль взрослеет, продолжает жить мечтой. Как в сказке происходит первая встреча Грея и Ассоль.

-Какие чувства испытывает Грей, когда видит спящую Ассоль?

(Сильное волнение, влюбился с первого взгляда, оставляет кольцо на пальце Ассоль)

-Каким образом Артур Грей исполняет мечту Ассоль?

(Решает заменить цвет парусов на алый. Он побывал в трёх лавках, прежде чем нашёл нужный оттенок)

-Найдите описание того алого цвета, который искал Грей.

(5 глава «Этот совершенно… духовного отражения)

У вас на столах лежат листы, на которых в центре написано слово: первый ряд – «море», второй ряд – «корабль», третий ряд – «мечта». В течение трёх минут вам необходимо подписать, с чем ассоциируются данные слова после прочтения произведения.

(Звучат ответы детей)

На других листах, лежащих на партах, дана сравнительная характеристика Ассоль и Грея, но ответы на некоторые пункты плана отсутствуют. Ваша задача, как можно быстрее найти необходимый ответ (5-7 мин.)

I ряд

II ряд

III ряд

(Ответы учащихся)

-При всех своих отличиях, что же объединяет Ассоль и Грея?

(Мы видим, что многое объединяет героев, они добры и бескорыстны, трудолюбивы и оба верят в мечту)

Не зря А. Грин говорил: «Тренируйте воображение и лелейте мечты»

-Какое впечатление произвело на жителей Каперны появление корабля с алыми парусами?

(Все всполошились, потому что не верили, что подобное когда-либо может произойти. Все побежали на берег)

-Можем ли мы беспокоиться о будущем героев? Счастливы ли они?

(Герои очень счастливы и это заслуженное счастье, так как они оба открыты для любви, добра, прощения)

-В чём смысл названия повести? Символом чего являются алые паруса?

(Символом любви и мечты, исполнения желания)

Давайте посмотрим фрагмент фильма, в котором мы увидим исполнение мечты Ассоль.

(4 мин.)

Творить чудеса могут только мечтатели. Если отнять у человека мечту и веру в чудеса, то жизнь станет неинтересной; пропадёт смысл и радость жизни. Тренируйте воображение и лелейте мечты.

Домашнее задание: ответить на вопросы письменно:

  1. Какие признаки жанра феерии вы заметили в повести?
  2. Прав ли Грей, утверждая, что нужно «делать так называемые чудеса своими руками»?
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: