Родительское собрание по профориентации
13.10.2019 г.
Тренинговое занятие с родителями
«Профориентация дома»
(родительское собрание 10 класс в рамках профориентационной работы)
Цели:
— вовлечение родителей в обсуждение вопросов, связанных с планированием «жизни после школы» будущего подростка;
— оптимизация распределения ответственности за принятие решений в системе детско-родительских отношений.
Материалы:
ручки, листы бумаги, анкета «Знаете ли Вы своего ребенка?», карточки с ситуациями, «Анкета профессионального выбора», «Матрица профессионального выбора».
Ход занятия:
Вступительная беседа.
Для молодых людей переходный период между школой и работой становится определяющим для личного и профессионального развития на всю жизнь. На этом возрастном этапе юный человек получает возможность сделать самостоятельный выбор и принять ответственность за него.
Но все ли выпускники осознанно относятся к планированию своей будущей профессиональной деятельности? Согласно статистики, 30 % студентов бросают учебу, не окончив вуза, 60 % выпускников вузов и 70 % окончившие профессиональные учебные заведения не работают по специальности.
Реализация идеи профильности старшей ступени школы направлена на формирование предварительного самоопределения выпускника в отношении профессионального образования.
В рамках предпрофильного обучения предполагается, что к возрасту 14 – 15 лет подросток готов самостоятельно либо при помощи близайщего окружения и специалистов оценить свои способности и интересы, осуществить некоторый предварительный профессиональный
выбор, спрогнозировать последствия своих решений и затем заняться планомерной целенаправленной деятельностью в соответствии с поставленными образовательными целями.
Переходный возраст детей – показатель того, что в семье возможно развитие нормативного кризиса. Сущность его заключается в перераспределении власти в семье. Наступает момент, когда родителям необходимо поделиться с подрастающим ребенком имеющейся у них огромной властью, так как воспитательная миссия по отношению к ребенку исчерпана либо подходит к концу.
Надо отметить, что консервативные схемы устройства семейной жизни, как правило, заставляют семьи держаться за привычные стереотипы. Любое новое, любые попытки изменения вызывают страх и сопротивление. На данном этапе от родителей требуется перестройка способов общения с подростком.
Сегодня мы постараемся проиграть моменты взаимоотношений родителя и подростка в рамках выбора дальнейшего профессионального пути.
Упражнение 1. «Машина времени»
Представьте, что вы перенеслись на несколько лет назад.
— Каким вы представляли свое профессиональное будущее?
— Кто и как помогал вам в осуществлении ваших планов?
— Как родители отнеслись к вашему выбору?
— Были ли разногласия по поводу вашего выбора с родителями?
— Какие личные качества и навыки помогли вам реализовать свои планы?
— Осуществились ли ваши мечты?
— Хотели ли что – то сейчас изменить?
Упражнение 2. Ситуации
Предложите выход из создавшейся ситуации
Ситуация 1.
Я представлю вам нашего героя Руслана, немного расскажу о нем. Руслан учиться хорошо, но никаких особенных достижений в его жизни нет. Любит быть в центре внимания и является лидером небольшой группе сверстников. Самая яркая черта, которую ещё можно отметить, – это то, что он очень избалован. Ему хочется всего самого лучшего, и во всем он находит недостатки. Вот недавний пример: просил родителей подарить ему на день рождения сотовый телефон. Они купили ему самую дорогую модель, с фотоаппаратом, с видеокамерой. Так ему не понравилось: говорит, размер кнопок не тот! По прошествии нескольких дней выгодно для себя обменял телефон на другую модель среди более старших по возрасту знакомых подростков. И так во всем: обсуждает, критикует, но никогда не остается в проигрыше. Да, сейчас он в девятом классе. Пришла пора выбирать профессию…
- Какую профессию ему выбрать? Предложите ряд профессий, описав достоинства и их недостатки.
Ситуация 2.
Таня учится в 9 классе. Она пока не знает, кем хочет стать. Учится Таня средне, хотя по некоторым предметам у нее хорошие оценки: по биологии, математике и литературе. Танина мама настаивает, чтобы Таня подтянулась по ряду предметов и поступила в медицинский институт. Но девушку это не очень привлекает, так как в медицинском институте надо много учить, и она боится, что не справиться. Подруги уговаривают Таню пойти в колледж учиться на бухгалтера, и Таня, скорее всего, согласиться, так как для нее главное в жизни общение и без подруг ей трудно.
- Как поступить Тане? Какую профессию выбрать?
Упражнение 3. Мир профессий
Какие вы знаете профессии, соответствующие требованиям нового века?
Профессии | Содержание деятельности | Профессионально важные качества | Где можно получить образование |
1. Арт — директор | |||
2. Антикризисный управляющий | |||
3. Брокер | |||
4. Дизайнер компьютерных программ | |||
5. Логист | |||
6. Менеджер по продажам | |||
7. Специалист по защите информации | |||
8. Юрисконсульт |
Родителям раздаются пустые бланки для заполнения, в дальнейшем на слайдах раскрываются содержание их деятельности (приложение 1).
Каковы требования к личности специалиста со стороны труда, работодателей?
Современный рынок труда требует от человека кроме профессионализма, особой ответственности, психологической и социальной готовности к самообразованию и саморазвитию.
По результатам социологических опросов работодателей можно выделить основные требования их к молодым специалистам, не имеющих стажа работы: глубина профессиональных знаний и понимание всех ступеней своей работы; качество работы (тщательность и точность выполнения работы); надежность работы; инициатива (степень активной заинтересованности в выполнении полученной работы); творческая способность и находчивость; выдержка (способность сосредоточиться и работать с требуемой производительностью в напряженных условиях); целеустремленность.
Кроме того, работодатели пожелали, чтобы молодые люди стремились обогатить свой жизненный опыт; избавлялись от потребительской позиции; старались делать все сами, а не надеялись на государство, общество, предприятие; стремились принимать самостоятельные решения и брали ответственность на себя; проявляли инициативу; могли критически и правильно оценивать себя и свои возможности; стремились улучшить свои навыки общения с людьми; работали интенсивно и с большей отдачей.
Работодатели отмечают преимущества молодых специалистов перед работниками со стажем. К ним относятся: высокая обучаемость молодых; гибкость в принятии решений; мобильность, способность легко осваивать новые технологии и техпроцессы; наличие современных знаний (компьютерные технологии); интерес к новой технике; здоровье, много сил, энергии; возможность работать ненормированно; не сложился стереотип профессионального поведения; желание реализовать себя, сделать карьеру; готовность много работать; установка на длительную работу в организации.
Мы остановились на основных моментах профессионального выбора жизненного пути, достаточно тернистого и нередко многим, дающегося не легко, но если выбор сделан верно – это приносит удовлетворение, желание реализовать себя в полной мере, получить достойную моральную и материальную оценку своего труда.
Рефлексия:
Какой вывод можно сделать по данной теме?
Что понравилось в работе тренинга?
Что было важно лично для Вас?
Ваши чувства и ощущения после тренинга.
Приложение 1
Профессии | Содержание деятельности | Профессионально важные качества | ВУЗ |
1.Арт – директор | организует процесс производства фильма или спектакля, проведения концерта или гастролей; отвечает за подготовку к съемке или выступлению, готовность исполнителей и персонала, создает условия для их эффективной работы; контролирует сохранность материальных ценностей; предотвращает и разрешает конфликтные ситуации. | организаторские способности; общительность; повышенные требования к вниманию и памяти; развитое словесно-логическое и практическое мышление. | |
2.Антикризисный управляющий | анализирует работу организации, делает экспертную оценку стоимости основных фондов и недвижимости промышленных и торговых предприятий, банков, страховых компаний; консультирует по вопросам реорганизации и ликвидации предприятий; проводит антикризисные мероприятия. | аналитические и организаторские способности; воля, целеустремленность, ответственность, хорошее внимание и память. | |
3. Брокер | заключает сделку купли-продажи от имени клиента, поиск которого занимает основное время. | общительность, аналитические и организаторские способности, повышенные требования к памяти и вниманию | |
4. Дизайнер компьютерных программ | занимается разработкой программных средств для пользователей; комбинируя цвет, звук, текст, создает полное ощущение реальности изучаемой ситуации, поведения обучаемого в этой ситуации в соответствии с требованиями заказчика; участвует в рекламных проектах | аналитические и творческие способности, творческое воображение, избирательность внимания, образная память, развитое наглядно-образное и предметно-действенное мышление. | |
5. Логист | отслеживает перевозки (авто, авиа, море), планирует закупки, контролирует склады, производит таможенную подготовку, оформляет таможенную документацию, ведет переговоры с транспортными компаниями и готовит контракты. | общительность, организаторские способности, повышенные требования к вниманию и памяти, словесно-логическое и практическое мышление. | |
6. Менеджер по продажам | проводит анализ покупательной способности населения в регионе, рекламирует товар, используя знание психологии продаж; несет материальную ответственность за полученный товар, ведет материальную и финансовую отчетность | общительность, хорошая дикция, повышенные требования к вниманию, большой объем кратковременной и долговременной памяти, зрительная память, развитые практическое и теоретическое мышление | |
7. Специалист по защите информации | занимается разработкой, адаптацией и установкой программного обеспечения по защите информации в компьютерной сети. | аналитические способности, повышенные требования к вниманию; большой объем кратковременной и долговременной памяти, абстрактно-логическое и предметно-действенное мышление. | |
8. Юрисконсульт | работает в банках, на биржах, в кредитных организациях, инвестиционных фондах; дает консультации по юридическим вопросам, вопросам управления портфелем ценных бумаг, финансового менеджмента, оценки финансовых рисков, оценки и отбора инвестиционных проектов, организации банковского и страхового дела; осуществляет представительство в суде, арбитраже и других государственных организациях. | аналитические способности, ответственность, общительность, избирательность внимания, большой объем кратковременной и долговременной памяти, словесно-логическое мышление | |
9. HR-специалист | воплощает в жизнь политику руководства, налаживает контакты между топ-менеджерами и рядовыми служащими; занимаются подбором и наймом персонала, его обучением и развитием, расчетом зарплат; осуществляют кадровое делопроизводство и др. | аналитические способности, ответственность, общительность, избирательность внимания, большой объем кратковременной и долговременной памяти, словесно-логическое мышление |