Особенности проектной деятельности
Проектно-исследовательская работа в школе — это новый, инновационный метод, соединяющий учебно-познавательный компонент, игровой, научный и творческий. Основное отличие такой деятельности в начальной школе то, что ученики, прежде всего, получают первые навыки исследования, благодаря чему развиваются специфические качества особого склада мышления.
Введение метода проектов в начальной школе имеет свои особенности. Полноценная проектная деятельность не подходит младшим школьникам. Главная задача здесь — учесть особенности учеников (возрастные и психологические).
Есть мнение, что в начальной школе лучше всего ограничить выполнение проекта одним-двумя уроками. Или же — заниматься проектами на внеклассных занятиях. Прежде чем приступить к полноценным проектам, учеников следует сначала обучить решать проектные задачи. В ходе такой задачи школьники получают уже готовый комплект заданий. Проектные задачи имеют коллективный характер и могут стать первым шагом к освоению детьми основ проектной деятельности.
Видео о том, как осуществляют проектную деятельность младших школьников в одной из гимназий
Этапы проектной деятельности
Приступая к началу роботе над проектом, лучше ориентироваться на план, который обычно состоит из таких этапов:
- Определение проблемы. Здесь важно определить актуальную проблему для исследования, которая соответствовала бы возрасту, способностям и знаниям младших школьников, была интересна для детей.
- Определение цели и задач. Учитель помогает детям определить цели исследования, направить их на достижение результата.
- Подготовка и планирование. Здесь важно помочь ученику подобрать форму выполнения проекта в соответствии с тематикой, а также определить средства и методы организации деятельности. Важным является и определение, в течение какого времени будет выполняться проект. Если это проект групповой, то учитель должен составить инициативные (рабочие) группы учеников, которые будут совместно работать над проектом. Важно сориентировать учеников в поиске нужных материалов, помочь в обработке информации.
- Реализация проекта. Работа над проектом всегда начинается со сбора информации, анализа (обсуждения), выдвижения идей. Как только нужная информация будет собрана и проведены все экспериментальные работы, осуществляется оформление проекта. На этом этапе педагог должен оказывать консультационную помощь ученикам, учить их анализировать и обобщать факты, учить оформлению и презентации, при необходимости находить способы стимулирования их интереса к творческому процессу, развивать умственные способности. Необходимо также проверять промежуточные результаты проектной работы.
- Подведение итогов. Итогом проекта является презентация. Она может проходить в виде оформления стенгазет или стендов, выступления с докладом, подготовки отчёта или защиты проекта. Желательно — обсуждение, что вышло, а что нет, какие проблемы возникли при работе над проектом.
«Совет. Особое внимание уделите презентации результатов. Расскажите детям о том, как правильно выступать перед публикой».
Организация проектной деятельности
Одним из важных аспектов проектной деятельности является её организация.
Прежде чем приступить к проектной работе с учениками младших классов, учитель должен:
- в доступной форме познакомить школьников с методами научного познания
- научить сотрудничать учеников друг с другом
- использовать индивидуальный подход при работе с учениками
- пробовать организовывать разные виды исследований, в том числе коллективных, прямо на уроке
- задавать на дом задания исследовательско-творческого характера.
Организовывая проектную деятельность в начальной школе, педагогу необходимо учитывать следующие аспекты:
- Проектное задание должно соответствовать возрасту и уровню развития младшего школьника.
- Должна быть учтена проблематика будущих проектов, которая должна быть в области интересов учеников.
- Должны быть созданы условия для удачного исполнения проектов (наличие материалов, данных, мультимедиа).
- Прежде чем дать ученикам проектное задание, следует предварительно осуществлять подготовку к ведению такой деятельности.
- Руководить проектами, помогать ученикам и консультировать их.
- Отрабатывать с младшими школьниками приёмы проектной деятельности, совершенствуя при этом общеучебные умения.
- При выборе темы проекта — не навязывать информацию, а заинтересовать, мотивируя их к самостоятельному поиску.
- Обсуждать с учащимися выбор источников информации: библиотека, справочники, интернет, периодические издания и т. д.
В процессе подготовки к проектной деятельности целесообразно организовывать для младших школьников совместные экскурсии, прогулки, наблюдения, эксперименты, акции.
Цели проектной образовательной технологии
- создание соответствующих условий, способствующих активизации познавательного интереса и самостоятельному приобретению знаний из различных источников
- формирование умения пользоваться знаниями с целью решения познавательных задач
- развитие коммуникативных и исследовательских навыков
- активное развитие мышления.
Проектно-исследовательская работа ведётся учащимися самостоятельно при условии сотрудничества с педагогом, который руководит творческо-познавательным процессом и контролирует его. В результате такой творческой работы получается «проект» — продукт, созданный для решения поставленной задачи, детального исследования проблемы.
Итак, проектно-исследовательский метод — это новый инновационный метод обучения, основанный на естественном стремлении ребёнка к постижению мира, который его окружает, в результате чего развитие получает познавательная сфера ученика, его способности мыслить глубоко и самостоятельно, креативно относиться к деятельности.