Технология «Творческие мастерские». Консультация для педагогов
Татьяна Алёхина
Технология «Творческие мастерские». Консультация для педагогов
Технология «Творческие мастерские»
С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования педагогический процесс стал ещё более насыщенным и увлекательным, в том числе и для нас, воспитателей. Базовые ценности Стандарта – это сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека. Что стоит за этими словами? Теперь я нахожусь в постоянном поиске новых методов и технологий, позволяющих сохранить за ребёнком и помочь ему реализовать своё право на определение собственного пути развития; способствующих формированию активной, разносторонней личности воспитанников, выявлению и реализации детских способностей в ходе основного вида деятельности дошкольников – в игре. Результат моей работы – счастливый, гармонично развивающийся ребёнок. А поскольку основным средством формирования каждой маленькой личности, источником знаний и социального опыта детей является окружающая их действительность, то для меня стали популярны такие формы организации детской деятельности, как «работа в творческих мастерских»
.
Во-первых, эта технология позволяет создавать в группе постоянно-обновляющуюся предметно-пространственную среду, которая работает на развитие детского творческого потенциала.
Во- вторых, работа в творческих мастерских несёт в себе ощущение свободы творчества и полноценной жизни, которое переживают и запоминают ее участники.
В-третьих, здесь лучше всего обеспечивается субъект- субъектные отношения взрослого и ребёнка, а в познавательном процессе предоставляется свобода выбора, проявление индивидуальных стремлений и развития личности, возможность путем индивидуальной или коллективной работы приходить к новым знаниям и активно пользоваться ими.
Для оформления творческих мастерских, я активно использую свои творческие способности, собственноручно изготавливаю игрушки и декоративные изделия, они вызывают у моих воспитанников желания творить самостоятельно, по образцу или с изменениями, дополнениями, развивая при этом собственный замысел и инициативу. Мы делимся друг с другом своими мыслями, предположениями и каждый ребёнок отличается своей активностью в изучении и преобразовании окружающего мира, высокой самооценкой, открытостью, свободой в суждениях и поступках.
Тематика моих мастерскихможет быть самой разнообразной:
—«Театральная мастерская»
, где мы с детьми изготавливаем атрибуты к спектаклю или героев настольного театра, например из овощей и фруктов.
—«Мастерская макетов»
, в которой мы сооружали макеты комнат для души, макет нашего города, макеты кораблей, тренажёрного зала, макеты
«Времена года»
.
— «Мастерская ремонта»
, позволила детям научиться ремонтировать книги, испорченные пакостями старухи Шапокляк демонстрационные плакаты, карты.
—«Мастерская добрых дел»
, научила детей совершать такие поступки, которые идут из глубины сердца, например подарки участникам событий Великой Отечественной войны или игрушки детям – сиротам, открытки пожилым людям.
—«Мастерская Праздника»
всегда самое увлекательное дело, потому что мы оформляем группу к какому – либо событию или празднику. В этой работе всегда принимают участие не только дети, но и их родители.В преддверии предпраздничной атмосферы мы всегда учимся чему-то новому: как сделать ёлки, снежинки к Новому году из различного материала и всевозможными способами, как оформить окна к 8 марта при помощи витражных красок, какие сделать гирлянды, плакаты и т. д.
— «Мастерская маленьких поворят»
, одна из самых любимых
мастерских детей, потому что здесь дети имеют возможность не только изготовить продукт своего творчества, но ещё и продигустировать его. Мы лепили самые разнообразные пирожки и пироги, а потом пытались угадывать кто получился или что получилось, пробовали на вкус и определяли начинку, экспериментировали с молочными коктейлями и всё это приносило детям радость и возможность познавать неизведанное и вдохновляться новыми воплощениями.
— «Мастерская юных художников»
. Здесь дети имеют возможность рисовать всевозможными нетрадиционными способами и материалами, какие они только знают или видели, или их заинтересовали когда – либо. Таким образом мы создаём познавательные плакаты, афиши, пригласительные билеты, поздравительно-праздничные вывески и т. д.
— «Познавательные мастерские»
дают возможность нам сначала узнать из различных источников информацию, а потом применить свои знания в оформлении, например, лепбуков.
Технология «Мастерских»
стала мне близкой и я с удовольствием по ней работаю.Она позволяет мне и детям решать такие вопросы: принимать участие в изготовлении того или иного продукта
творчества или нет, а может быть, сегодня, я понаблюдаю, а в следующий раз приму решение, что лучше сделать. Или помогу вот этому ребёнку, а тому дам посмотреть папки-заготовки, возможно, он найдёт для себя интересную информацию. Каждый участник деятельности может устроиться, где захочет, с кем захочет, возможно, в паре или тройке делать одну работу, свободно перемещаться по группе. Творчество не может существовать под давлением и насилием, оно должно идти от души, быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с красками и карандашами, ребёнок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать.
В последнее время я стала часто задумываться над тем, что вся моя работа с детьми – это сплошное творчество, а ещё – это настоящее счастье, потому что именно дети, и только они, умеют бескорыстно любить, окрылять своей любовью, вдохновлять и вселять уверенность.