План конспект по литературе 7 класс Урок 19. Н. В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе
Цели урока: работа над статьей учебника, обучение письменному высказыванию, составлению плана. Дополнительная литература для учащихся: статьи о Гоголе в «Энциклопедии юного филолога». Теория литературы: художественная деталь. Оборудование: портрет писателя.
Ход урока I. Слово учителя. Николай Васильевич Гоголь — одна из ключевых фигур в литературном процессе первой половины ХIХ в. Вторую половину столетия часто называют «веком прозы». Его воздействие на несколько поколений прозаиков оказалось несравненно глубже пушкинского, хотя «школы» и учеников в точном смысле слова у него не было. Гоголь — одинокая «звезда» в русской словесности, неповторимая писательская индивидуальность. Человеческий и творческий облик Гоголя очень сложен, поэтому вот уже на протяжении полутора столетий не утихают споры о «феномене Гоголя», «загадке» его искусства, «тайне» его личности, о направлении и смысле духовного и художественного развития. Гоголь, его творчество и судьба, его вера и идеалы — отнюдь не экспонаты из «исторического музея» русской литературы. Гоголь вызывает столкновение мнений, споры, имеющие не академическое значение. Его творчество, воодушевленное жаждой познания России и русского человека, — живое явление современности. «Загадку личности Гоголя каждый прикасающийся к нему — «заколдованному месту» русской литературы — может постигнуть, только оставшись наедине с писателем, не просто прочитав, но и пережив его книги. — Что известно из произведений Гоголя? Что понравилось? («Ночь перед Рождеством». Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»).
II. Доклады. Заранее подготовленные ученики рассказывают об отдельных эпизодах биографии Гоголя по ходу работы над статьей учебника. Ученики читают учебник на стр. 95—96 (I-113-116, НИ). Примерный план статьи учебника.
1. Родина и родители Н. В. Гоголя. Сообщение учащегося. Край, в котором родился Гоголь, был овеян легендами, поверьями, историческими преданиями, будоражившими воображение. Рядом с Васильевкой, где жил будущий писатель, располагалась Диканька, к которой Гоголь приурочил происхождение своих первых повестей («Вечера на хуторе…»). Здесь, в Диканьке, показывали сорочку казненного Кочубея (вспомните «Полтаву» Пушкина), здесь, по преданию, находился дуб, возле которого происходили свидания Мазепы с Матреной. В Кибинцах, имении родственника Гоголей, находилась большая библиотека, был домашний театр, для которого отец Гоголя писал комедии, — все это содействовало развитию литературных интересов будущего писателя.
2. Нежинская гимназия высших наук. Сообщение учащегося. Здесь, в гимназии, проявилась многосторонняя одаренность Гоголя: он учится играть на скрипке, занимается живописью, участвует в спектаклях и как художник-оформитель, и как актер, особенно ему удаются комические роли, он пользуется успехом. Кроме этого Гоголь пробует себя в различных литературных жанрах, его сатира «Нечто о Нежине, или дуракам закон не писан» также пользуется успехом. Однако пока все свои мечты он пока связывает с государственной деятельностью. Он пока всерьез не думает о писательстве.
3. Встреча с Пушкиным. Сообщение учащегося. По окончании гимназии Гоголь едет в Петербург, где пишет свои первые повести, становится известен, входит в круг литераторов, знакомится с Жуковским, Плетневым, а 20 мая 1831 г. у Плетнева он был представлен Пушкину. Пушкин горячо приветствовал выход в свет «Вечеров на хуторе…»: «Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия…!» — пишет он. В 1833-34 гг. отношения Гоголя и Пушкина становятся особенно близкими. Гоголь делится и обсуждает с поэтом свои творческие планы, пишет статью о Пушкине, где определяет Пушкина как «поэта национального». Пушкин, в свою очередь, всячески поддерживал Гоголя, помогал ему в его литературных начинаниях, подсказывает темы новых работ. Так, известно, что идею «Мертвых душ» и «Ревизора» подал Гоголю Пушкин.
4. Повесть «Тарас Бульба». Сообщение учащегося. Повесть «Тарас Бульба» — результат серьезного увлечения Н. В. Гоголя историей. В начале 30-х гг. он был адъюнкт профессором в Петербургском университете. Занятия историей шли параллельно возникновению художественных замыслов. В повести речь идет о борьбе Украины с иноземцами в период создания национальной государственности. В 1835 г. он написал первый вариант повести, и она вошла в сборник «Миргород» вместе с другими повестями. Во второй редакции повести Гоголь подчеркнул мысль о единстве русского и украинского народов. (См. «Тарас Бульба», монолог Тараса о любви русского человека к своей земле.)
5. «Ревизор» — великая комедия Гоголя об общественных нравах и о чиновничьей России. Сообщение учащегося. Над текстом комедии Гоголь работал 17 лет. «В «Ревизоре» я решился собрать с одну кучу все дурное в России… все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». «Авторская исповедь».
6. Отъезд Гоголя за границу. «Мертвые души» — поэма в прозе. Поэма «Мертвые души» стала главным делом в жизни Гоголя.
7. Возвращение на родину. Творческий кризис. Смерть Гоголя. Художественное своеобразие Гоголя — в мастерстве языка и создании художественной детали. Сообщение учащегося. Смерть Гоголя вызвала потрясение в русском обществе. Тысячи людей участвовали в похоронной процессии. От университетской церкви, где состоялось отпевание, до места погребения в донском монастыре гроб несли на руках профессора и студенты университета. После революции 1917 г. останки писателя были перенесены на Новодевичье кладбище. Гоголь оказал исключительно сильное влияние на русскую литературу. Его называли основателем «натуральной школы», позднее другой писатель, Ф. М. Достоевский, скажет о «двух направлениях в русской литературе: пушкинском и гоголевском».
III. Словарная работа. Запись в тетрадь понятия «художественная деталь». Художественная, деталь — деталь интерьера, пейзажа, внешности героя, его речи, которая помогает глубже понять образ или идею произведения. В качестве иллюстрации приводится отрывок из сцены борьбы и пленения Тараса, когда он поднимает люльку. — Какое значение для характеристики Тараса имеет люлька? (Люлька для Тараса – часть его жизни, его свободы, его веры, поэтому он рискует свободой и поднимает люльку, чтобы она не досталась врагу). — Найдите примеры художественных деталей, которые помогают глубже понять характер других персонажей повести: сыновей Тараса. Какие детали их облика, их поведения характеризуют их ярко и лаконично? Ученикам предлагается перечитать следующие отрывки повести: приезд Остапа и Андрия к отцу, рассказ об их жизни в бурсе, их взаимоотношениях с товарищами. Нередко художественная деталь полностью исчерпывает характеристику образа, однако, мы должны научиться давать по произведению полную характеристику персонажа. — Найдите план характеристики героя произведения в справочном разделе учебника. Какое из значений слова «герой» мы можем применить к Тарасу, Остапу, Андрию и другим персонажам?
IV. Характеристика героя. Учащиеся с помощью учителя пытаются устно по данному плану охарактеризовать одного их героев повести.
Домашнее задание. 1. Художественный пересказ одной из глав повести Гоголя «Тарас Бульба». (Вариант: от лица кого-либо из персонажей). 2. По плану характеристики героя литературного произведения написать краткий рассказ об одном из персонажей повести. Отрывок о степи. 3. Прочитав повесть расскажите о том, что мы узнаем о герое по его поступкам (сюжетно-динамическая характеристика), а что из рассказов автора (прямая характеристика), из косвенных средств создания образа героя (сопоставление с другими героями).
Информация для учителя1 Гоголь родился 20 марта 1809 г. в местечке Великие Сорочинцы Полтавской губернии, что на Украине. Гоголи были типичной помещичьей семьей, владевшей 1000 десятин земли и 400 душ крепостных. Детские годы будущий писатель провел в родительском имении Васильевка. Оно находилось в Миргородском уезде рядом с легендарной Диканькой, имя которой писатель обессмертил в своей первой книге. В 1818 г. Гоголь вместе с братом Иваном год с небольшим учился в Миргородском поветовом училище. После смерти брата отец забрал его из училища и готовил к поступлению в местную гимназию. Однако было решено отправить Гоголя в Гимназию высших наук в г. Нежин соседней Черниговской губернии, где он обучался в течение семи лет — с 1821 по 1828 г. Здесь Гоголь впервые познакомился с современной литературой, увлекся театром. Ко времени пребывания в гимназии относятся и его первые литературные опыты. Пробой незрелого пера стала «идиллия в картинах» «Ганц Кюхельгартен», подражательное романтическое произведение. Но именно на него начинающий писатель возлагал особые надежды. Приехав в конце 1828 г. в Петербург «искать места» чиновника, Гоголь был вдохновлен тайной мыслью: утвердиться на петербургском литературном Олимпе, встать рядом с первыми писателями того времени — А. С. Пушкиным, В. А. Жуковским, А. А. Дельвигом. Уже через два месяца после приезда в Петербург Гоголь опубликовал (без указания имени) романтическое стихотворение «Италия» («Сын Отечества и Северный Архив». Т. 2. № 12). А в июне 1829 г. юный провинциал, чрезвычайно честолюбивый и самонадеянный, издал извлеченную из чемодана поэму «Ганц Кюхельгартен», потратив на это большую часть родительских денег. Книга была опубликована под «говорящим» псевдонимом В. Алов, намекавшим на большие надежды автора. Они, однако, не реализовались: отзывы на публикацию поэмы были отрицательными. Потрясенный Гоголь уехал в Германию, но предварительно забрал в книжных лавках все экземпляры книги и сжег их. Литературный дебют оказался неудачным, а нервный, мнительный, болезненно самолюбивый дебютант впервые проявил то отношение к неудачам, которое потом будет повторяться всю жизнь: сожжение рукописей и бегство за границу после очередного «провала». Возвратившись из-за границы в конце 1829 г., Гоголь поступил на государственную службу — стал заурядным петербургским чиновником. Вершина чиновничьей карьеры Гоголя — помощник столоначальника в Департаменте уделов. В 1831 г. он покинул ненавистную канцелярию и благодаря протекции новых друзей — В. А. Жуковского и П. А. Плетнева — вступил на педагогическое «поприще»: стал преподавателем истории в Патриотическом институте, а в 1834—1835 гг. занимал должность адъюнкт-профессора по кафедре всеобщей истории в Петербургском университете. Однако на первом плане у Гоголя — занятия литературным творчеством, его биография даже в годы чиновничьей и педагогической службы — это биография писателя. В творческом развитии Гоголя можно выделить три периода: 1) 1829—1835 гг. — петербургский период. За неудачей (публикация «Ганца Кюхельгартена») последовал шумный успех сборника романтических повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831—1832). В январе — феврале 1835 г. вышли сборники «Миргород» и «Арабески»; 2) 1835—1842 гг. — время работы над двумя важнейшими произведениями: комедией «Ревизор» и поэмой «Мертвые души». Начало этого периода — создание первой редакции «Ревизора» (декабрь 1835 г., поставлена в апреле 1836 г.), завершение — издание первого тома «Мертвых душ» (май 1842 г.) и подготовка «Сочинений» в 4-х томах (вышли из печати в январе 1843 г.). В эти годы писатель жил за границей (с июня 1836 г.), дважды посетив Россию для устройства литературных дел; 3) 1842 — 1852 гг. — последний период творчества. Главным его содержанием стала работа над вторым томом «Мертвых душ», проходившая под знаком напряженных религиозно-философских исканий. Важнейшие события этого периода — публикация в январе 1847 г. публицистической книги «Выбранные места из переписки с друзьями» и сожжение Гоголем в феврале 1852 г. личных бумаг, в числе которых была, по-видимому, и рукопись второго тома поэмы.
Презентация по литературе «8 загадок Гоголя»
8 главных загадок Николая Гоголя
«Я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадает меня совершенно»
Н.В.Гоголь
Тайна жизни и смерти Гоголя вызывает многочисленные споры литературоведов, историков, психологов, врачей и ученых. Со временем, подобно многим своим персонажем, он и сам стал полуфантастической фигурой.
Тайна рождения
19 марта 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещиков среднего достатка Василия Афанасьевича и Марии Ивановны Гоголь-Яновских родился сын Николай. Три дня спустя младенец был крещен в местной Спасо-Преображенской церкви.
Мать Гоголя, у которой двое детей перед тем умерло, едва появившись на свет, дала обет перед чудотворным образом святителя Николая, называемым Диканьским, если будет у нее сын, наречь его Николаем, и просила местного священника молиться до тех пор, пока его не известят о рождении дитяти и попросят отслужить благодарственный молебен.
Испрошенный молитвой, новорожденный Николай и был встречен в этом мире молитвой благодарения Богу. По словам сестры писателя, Ольги Васильевны Гоголь-Головни, брат ее любил вспоминать, почему назвали его Николаем.
Лестница Гоголя
Еще ребенком, маленький Гоголь слушал рассказы бабушки о лестнице, по которой души людей поднимаются в небо. Этот образ глубоко отложился в памяти мальчика, Гоголь пронес его через всю свою жизнь. Лестницы разного рода то и дело встречаются нам на страницах гоголевских произведений. Да и последними словами писателя, по словам очевидцев, был крик «Лестницу, поскорее давай лестницу!»
Любовь к сладкому
Г
оголь был сладкоежкой. Мог, например, без посторонней помощи съесть в один присест банку варенья, гору пряников и выпить целый самовар чаю… «В карманах брюк у него всегда был запас конфет и пряников, он жевал, не переставая, даже в классах во время занятий. Забирался куда-нибудь в угол, подальше от всех, и там уже поедал свое лакомство», — описывает Гоголя его товарищ по гимназии. Эта страсть к сладкому сохранилась до конца дней. В карманах Гоголя всегда можно было отыскать уйму всяких сладостей: карамелек, крендельков, сухариков, недоеденных пирожков, кусочков сахара…
Еще оной из любопытных особенностей была страсть к катанию хлебных шариков. Поэт и переводчик Николай Берг вспоминал: «Гоголь либо ходил по комнате, из угла в угол, либо сидел и писал, катая шарики из белого хлеба, про которые говорил друзьям, что они помогают разрешению самых сложных и трудных задач. Когда он скучал за обедом, то опять же катал шарики и незаметно подбрасывал их в квас или суп рядом сидящих… Один друг собрал этих шариков целые вороха и хранит благоговейно…»
Что еще сжег Гоголь
Первым произведением, превратившимся в пепел, была поэма в духе немецкой романтической школы «Ганс Кюхельгартен». Псевдоним В.Алов спас имя Гоголя от обрушившейся критики, но сам автор воспринял провал очень тяжело: скупил в магазинах все нераспроданные экземпляры книги и сжег их. Писатель до конца своей жизни так никому и не признался, что Алов — это его псевдоним.
В ночь на 12 февраля 1852 года произошло событие, обстоятельства которого до сих пор остаются загадкой для биографов. Николай Гоголь молился до трех часов, после чего взял портфель, извлек из него несколько бумаг, а остальное велел бросить в огонь. Перекрестившись, он вернулся в постель и неудержимо заплакал. Считается, что в ту ночь он сжег именно второй том «Мертвых душ». Однако позже рукопись второго тома нашли среди его книг. А то, что было сожжено в камине, до сих пор неясно.
Личная жизнь Гоголя
Аскетичный образ жизни, который вел Гоголь, и чрезмерная религиозность писателя давали повод возникновению множества небылиц. Современников писателя удивляло и пугало подобное поведение. Из вещей он имел при себе всего пару сменного белья и все это хранил в одном чемоданчике… Довольно нелюдимый, он редко допускал до себя общество незнакомых женщин, и всю жизнь прожил девственником.
Был ли Гоголь похоронен заживо?
далее
Николай Васильевич Гоголь умер 21 февраля 1852 года. А 24 февраля 1852 года он был предан земле на кладбище у Данилова монастыря. Согласно завещанию, памятника ему не ставили — над могилой возвышалась Голгофа. Но спустя 79 лет прах писателя был извлечен из могилы: советским правительством Данилов монастырь был преобразован в колонию для малолетних преступников, а некрополь подлежал ликвидации. Лишь несколько захоронений решено было перенести на старое кладбище Новодевичьего монастыря. Среди этих «счастливчиков» наряду с Языковым, Аксаковыми и Хомяковыми был и Гоголь… На перезахоронении присутствовал весь цвет советской интеллигенции. Среди них был и писатель В. Лидин. Именно ему Гоголь обязан возникновению многочисленных легенд о себе.
далее
Один из мифов касался летаргического сна писателя. По словам Лидина, когда гроб извлекли из-под земли и вскрыли, то присутствующих охватило недоумение. В гробу лежал скелет с повернутым набок черепом. Объяснения этому никто не находил. Вспомнились рассказы о том, что Гоголь боялся быть погребенным заживо в состоянии летаргического сна и за семь лет до кончины завещал: «Тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться». Увиденное повергло присутствующих в шок. Неужели Гоголю пришлось пережить ужас подобной смерти?
далее
Стоит заметить, что в дальнейшем эта история была подвержена критике. Скульптор Н. Рамазанов, снимавший посмертную маску Гоголя, вспоминал: «Я не вдруг решился снять маску, но приготовленный гроб… наконец, беспрестанно прибывавшая толпа желавших проститься с дорогим покойником заставили меня и моего старика, указавшего на следы разрушения, поспешить…» Нашлось свое объяснение и повороту черепа: первыми подгнили у гроба боковые доски, крышка под тяжестью грунта опускается, давит на голову мертвеца, и та поворачивается набок на так называемом «атлантовом» позвонке.
А был ли череп?
Однако этим эпизодом буйная фантазия Лидина не ограничилась. Последовал более страшный рассказ – оказывается, при вскрытии гроба у скелета вовсе не оказалось черепа. Куда же он мог деться? Эта новая выдумка Лидина породила и новые гипотезы. Вспомнили, что в 1908 году при установке на могиле тяжелого камня пришлось для укрепления основания возвести над гробом кирпичный склеп. Предположили, что именно тогда и могли похитить череп писателя. Было высказана догадка, что его выкрали по просьбе фанатика русского театра, купца Алексея Александровича Бахрушина. Поговаривали, что у него уже был череп великого русского актера Щепкина…
Голова Гоголя и поезд-призрак
Рассказывают, что голова Гоголя была украшена Бахрушиным лавровым венцом из серебра и помещена в застекленный палисандровый футляр, обшитый изнутри черным сафьяном. Согласно этой же легенде, внучатый племянник Николая Васильевича Гоголя — Яновский, лейтенант российского императорского флота, узнав об этом, пригрозил Бахрушину и отнял голову. Якобы, молодой офицер хотел отвезти череп в Италию (в страну, которую Гоголь считал своей второй родиной), но эта миссию не мог выполнить сам и поручил ее одному итальянскому капитану. Так голова писателя оказалась в Италии. Но это не конец этой невероятной истории. Младший брат капитана, студент Римского университета, отправился с компанией друзей в увеселительную железнодорожную поездку; решив подшутить над своими друзьями, открыв коробку с черепом в туннеле под Ла-Маншем. Говорят, в момент, когда крышка была открыта – поезд пропал… Легенда гласит, что поезд – призрак исчез не навсегда. Якобы, его иногда видят то где-то в Италии…то в Запорожье…
Спасибо за внимание!