Презентация к уроку по биологии (7 класс) на тему: презентация к уроку Мир водорослей — презентация


Конспект урока по биологии на тему «Водоросли» ( 7 класс)

Урок №12 по теме: «Водоросли»

Цель

: познакомить учащихся с характерными признаками строения и жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений, отличающие их от бактерий, грибов, лишайников.

Образовательные задачи:

  1. выяснить особенности внешнего строения водорослей;
  2. показать особенности клеточного строения водорослей;
  3. дать представление о систематике водорослей;
  4. формировать умение вести научный диалог;
  5. совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками, гербарием, лабораторным материалом.

Воспитательные задачи:

  1. воспитание любознательности;
  2. воспитание бережного отношения к природе.

Развивающие задачи:

  1. развитие предметно-речевых навыков;

Оборудование

: таблицы, гербарий, текст и рисунки учебника, учебник “Биология. Многообразие живых организмов”.

Термины и понятия урока:

таллом, слоевище, автотрофное питание.

Тип урока

: лабораторный

План урока:

  1. Организационный момент ( 1 мин).
  2. Проверка Д/З ( 10 мин.)
  3. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности, постановка и решение познавательных задач ( 15 мин.)
  1. Актуализация темы — беседа о водорослях.
  2. Размеры водорослей
  3. Строение водорослей.
  4. Среда обитания
  5. Питание водорослей.

Клеточное строение водорослей

IV. Лабораторная работа ( 10 мин.)

V. Закрепление: составление общей характеристики водорослей (6 мин.)

VI. Д/З

ХОД УРОКА

1.Организационный этап:

проверяю общую готовность учащихся к уроку, отмечаю отсутствующих.

2.Проверка Д/З

стр. 61 методпособие

3

.
Актуализация опорных знаний.
Беседа с учащимися.

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово водоросли? Сегодня на уроке мы познакомимся с группой растений, тело которых не имеет известных вам органов растений — листьев, стеблей, корней и т.д.. – с водорослями.

Объявление темы урока
Объявление цели: целью нашего сегодняшнего урока будет познакомиться с общей характеристикой водорослей, особенностями строения их клеток и тела, средой обитания и их классификацией.
3. Изучение нового материала.

  1. Общая характеристика водорослей.

Рассказ учителя.

Водоросли, древнейшая группа растительных организмов, тело которых не разделено на органы, и носит название таллом

или
слоевище.
Известно более 20 тысяч видов.

Изучением водорослей занимается наука альгология

Размеры водорослей.

Среды обитания водорослей

— основная масса водорослей обитает в водной среде, но встречаются так же водоросли в почве, воздухе, на снегу, на стволах деревьев, в шерсти животных (ленивец), в теле других организмов в качестве симбиотиков — зооксантелла в теле лишайника).

В водной среде они могут входить в состав планктона, так и произростать на дне водоемов, являясь бентосными организмами.

Строение слоевища.

Тело водорослей представлено талломом

и не имеет настоящих тканей, а следовательно и органов – листьев, стебля, корней. Тело некоторых харовых водорослей напоминает тело наземных растений, с листьями и стеблем, но на самом деле это разветвления слоевища.

По форме многоклеточное слоевище может быть нитчатым, разнонитчатыми, линейно – членистого строения( харовые), пластинчатые (ульва, улотрикс).

У водорослей, живущих на дне водоемов, тело крепится к субстрату ризоидами или пластинчатым диском.

Строение клетки водорослей.

Клетки по плану строения напоминают клетку наземных растений. Сверху покрыты клеточной оболочкой, богатой целлюлозой и пектиновыми веществами. Центр клетки — ядро. Водоросли содержат хлорофилл, содержащийся в хроматофорах различного строения — грушевидного, спиралевидного ( спирогира) и т.д. Помимо хлорофилла — зеленого пигмента, в клетках водорослей могут содержаться красные и желтые пигменты. В хроматофоре может находиться пиреноид — тельце с запасными питательными веществами – в основном углеводами. Есть так же вакуоли и цитоплазма.

По типу питания водоросли – автотрофы, так как способны к фотосинтезу.

  1. Систематика водорослей.

Рассказ учителя.

Подцарство водоросли (Phycobionta)

‏ Отдел Зелёные водоросли (Chlorophyta) ‏ Отдел Харовые водоросли (Charophyta) ‏ Отдел Эвгленовые водоросли (Euglenophyta) ‏ Отдел Золотистые водоросли(Сhrysophyta) ‏ Отдел Жёлто-зелёные водоросли(Xanthophyta) ‏ Отдел Диатомовые водоросли (Bacillariophyta) ‏ Отдел Динофитовые водоросли (Dinophyta) ‏ Отдел Криптофитовые водоросли (Cryptophyta) ‏ Отдел Бурые водоросли (Phaeophyta) ‏

5.Лабораторная работа

6 . Закрепление и систематизация знаний.

7. Подведение итогов урока и домашнее задание

Урок 36. Водоросли. Общая характеристика водорослей

Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс

Тип урока —

комбинированный

Методы:

частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

— осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные

: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие:

развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

УУД

Личностные

:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Познавательные

: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные:

умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные:

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные:

знать — понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь — определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные:

высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные

:.

Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности –

индивидуальная, групповая

Методы обучения:

наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы:

анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: познакомить с группой растений, называемых водорос­лями; дать представление о водорослях как о наиболее древних представителях растений; познакомить со средой обитания во­дорослей, раскрыть особенности строения тела одноклеточных зеленых водорослей как наиболее просто организованных пред­ставителей растительного мира, дать представление о способах их размножения; продолжить формирование знаний о высших и низших растениях; формировать умения работать с микроско­пом и навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование и материалы: таблица «Одноклеточные водо­росли», кусочки древесной коры с налетом одноклеточных водо­рослей, горшок с комнатным растением, на поверхности почвы которого обитают одноклеточные водоросли, гербарии различных многоклеточных водорослей, живые водоросли из аквариума.

Ключевые слова и понятия: водоросли, отдел зеленые водо­росли, отдел бурые водоросли, отдел красные водоросли; низшие растения, таллом (слоевище), одноклеточные водоросли, много­клеточные водоросли; цветение воды, хламидомонада, хлорелла; жгутики, оболочка, цитоплазма, ядро, светочувствительное тельце (глазок), пульсирующие вакуоли, хроматофор; положительный фототаксис; половое и бесполое размножение, гаметы, зигота, зооспора.

Ход урока

I. Актуализация знаний

Ответьте на вопросы.

Что такое систематика?

В чем состоят основные заслуги Карла Линнея?

Какие из перечисленных растений относятся к одному роду: радиола розовая, береза пушистая, подорожник большой, лютик едкий, береза бородавчатая, подорожник ланцето­листный, лютик золотистый?

Что такое вид?

.Что такое сорт?

В какую систематическую группу объединяют несколько сходных по своему строению и происхождению родов?

7..Приведите примеры двойных названий растений.

8.В каких случаях название растения может состоять не из двух, а из большего количества слов?

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

Сегодня мы начинаем изучение водорослей. Водоросли — большая группа растений, которая включает в себя несколько от­делов. Мы познакомимся с представителями только трех отделов: зеленые водоросли, бурые водоросли

и
красные водоросли
.

Вы, наверное, неоднократно видели водоросли. Где они обитают? (Чаще всего в воде.)

В каких водах могут жить водоросли? (Ответы учащихся.)

Водоросли живут и в пресных, и в соленых водоемах

. Могут жить в стоячей воде (пруды, озера) и в проточной воде (реки).

А где еще встречаются водоросли? (Ответы учащихся.)

Водоросли также могут обитать на влажной почве, на коре

деревьев, растущих во влажных местах

.

Учитель демонстрирует водоросли в аквариуме, на коре де­рева, на поверхности почвы в горшке с комнатным растением.)

Вам наверняка знакома теория о том, что жизнь зародилась в воде. Водоросли — одни из самых древних

растений. Благодаря этому они имеют наиболее простое строение. Но, несмотря на это, различные группы водорослей имеют разных предков, а следова­тельно, достаточно сильно отличаются друг от друга.

Вспомните, к каким растениям — высшим или низшим — относятся водоросли. (Водоросли относятся к низшим ра­стениям.)

В чем состоит принципиальное отличие высших растений от низших?

Низшие растения не имеют дифференцированных органов — корней, стеблей, листьев и т. д. Тело водорослей (даже самых крупных) не разделено на отдельные органы, выполняющие опре­деленные функции. У них нет отдельных фотосинтезирующих или поглощающих органов. Водоросли осуществляют эти функции всей поверхностью тела. Тело водорослей, не дифференцирован­ное на органы, называют талломом, или слоевищем.

Как вы думаете, почему у водорослей нет органов? (Ответы учащихся.)

Так как водоросли обитают в воде или во влажной среде, они могут поглощать различные вещества всей поверхностью, соот­ветственно и фотосинтезировать.

Среди водорослей есть как микроскопические одноклеточ­ные организмы, так и настоящие гиганты, достигающие в длину нескольких десятков метров.

Изучение мы начнем с одноклеточных зеленых водорослей.

Наверное, вы неоднократно летом наблюдали цветение воды

в мелких водоемах. Вода приобретает зеленовато-изумрудный оттенок благодаря большому количеству одноклеточных водо­рослей, которые размножились там в благоприятных условиях. В цветущей воде чаще всего встречаются одноклеточные зеленые водоросли
хламидомонада
или
хлорелла.

Хламидомонада (в переводе с греч. — «простейший организм, покрытый одежкой») имеет грушевидную форму тела, на перед­нем, более узком, конце тела находятся два жгутика

, при помо­щи которых водоросль может двигаться. Тело растения покрыто прозрачной
оболочкой,
под которой находятся
цитоплазма
с рас­положенным в ней
ядром,
красное
светочувствительное тельце
(глазок), крупная
вакуоль,
заполненная
клеточным соком,
и две небольшие
пульсирующие вакуоли,
служащие водоросли для вы­деления избытков воды и ненужных веществ. Большую часть пространства клетки занимает
хроматофор,
содержащий пигмент хлорофилл, а также и другие пигменты.

Почему водоросль имеет зеленый цвет? (Ответы учащихся.)

Зеленый цвет водоросли придает пигмент хлорофилл, содер­жащийся в хроматофоре.

О чем говорит наличие хлорофилла в водоросли? (Ответы учащихся.)

Это свидетельствует о способности хламидомонады к фото­синтезу,

т. е. образованию органических веществ из неорганиче­ских (углекислых газ и вода).

Как вы думаете, какое преимущество у свободно плавающей водоросли? (Ответы учащихся.)

Растение, способное к свободному передвижению, может са­мостоятельно выбрать наиболее благоприятное место.

Как вы считаете, какие условия будут наиболее подходящи­ми для фотосинтезирующей зеленой водоросли? (Ответы учащихся.)

Наиболее оптимальным вариантом для нее является нали­чие яркого солнечного света. Если постоянно освещать емкость с водой, в которой обитают хламидомонады, с одной стороны, то через некоторое время можно заметить, что там появились скопления этих растений. Светочувствительный глазок водоросли воспринимает свет, и с помощью жгутиков она движется в сторону более освещенного места. Это стремление к свету называют поло­жительным фототаксисом.

Но хламидомонада способна не только питаться продуктами фотосинтеза, но и поглощать готовые орга­нические вещества всей поверхностью тела.

Хлорелла имеет шарообразную

форму. Тело клетки также по­крыто оболочкой, под которой находятся цитоплазма с ядром и крупный хроматофор.

Закрепление знаний и умений

Ответьте на вопросы.

Какие одноклеточные зеленые водоросли вы знаете? При­ведите примеры.

В каких средах обитают водоросли?

Каково строение одноклеточной зеленой водоросли хла­мидомонады?

Как называется тело водорослей?

Объясните, почему у водорослей нет дифференциации ор­ганов.

Какова функция хроматофора?

Каково значение светочувствительного глазка?

Какие общие черты и различия можно заметить в строении хламидомонады и хлореллы?

Какими способами может размножаться хлорелла?

Какими способами может размножаться хламидомонада?

Подведение итогов урока

Домашнее задание

Прочитать параграф, знать основные термины, ответить устно на вопросы в конце параграфа. (Учебник И.Н. Пономаревой § 38; учебник В.В. Пасечника § 12.)

Творческое задание.

Вылепить из цветного пластилина объем­ную модель одноклеточной зеленой водоросли хламидомонады и хлореллы. Модель можно также сделать из соленого теста. Для этого надо взять в равных пропорциях пшеничную муку и соль, добавить воды и замесить густое тесто. Вылепить модель, поста­вить в духовку на небольшой огонь и держать, пока она не за­твердеет. Вынуть и остудить изделие. Раскрасить его красками. В завершение можно покрыть модель лаком.

Задание для учеников, интересующихся биологией.

Попросить у учителя небольшое количество культуры одноклеточной водо­росли хламидомонады. Поместить водоросли в банку с питатель­ным раствором и накрыть ее кусочком стекла. Через некоторое время на стенке прозрачной емкости, обращенной к свету, образу­ется зеленый налет. Это и есть скопление одноклеточной зеленой водоросли хламидомонады. Нужно наблюдать за ходом опыта. Данные об изменении цвета и состава воды заносить в специаль­ную тетрадь.

Водоросли.
Учебныйфильм
Водоросли

Биология |Подготовка к ЕГЭ 2020 | Низшие растения Водоросли

Биология 6 Низшие растения водоросли

Ресурсы:

И.Н. Пономарёва,
О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко
Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И

., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская

Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника

. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А.

Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А.,

Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Биоуроки

https://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTube

: https://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

— https://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: