Что такое сказка?
Сказка – это термин обобщающий. Разные произведения относят этому виду жанра в зависимости от того, какие признаки присутствуют в их содержании и тексте. Так как сказка относится к эпическому роду, то она обязательно должна обладать сюжетом и преподноситься в повествовательной форме.
Ее содержание должно быть интересным и необычным. При этом обязательно должно быть четкое разграничение между добром и злом. Читатель или слушатель должен точно понимать, где в ней правда, а где кривда. В сказках происходит противостояние между жизнью и смертью. Каждое описанное событие должно быть завершенным. Сказки не имеют свойство быть незаконченными.
Также сказку можно отнести к повествовательному направлению фольклора. Эти рассказы передаются из поколения в поколения в виде устных рассказов.
Рассказом сказку тоже можно назвать, ведь она обладает всеми признаками повествовательного жанра. Однако этот фактор не становится решающим. Ведь есть и другие жанры, которые нельзя отнести к сказкам, но они являются повествовательными. К примеру, сюда относятся баллады и былины. Но народ воспринимает сказку в качестве основы повествовательного жанра. Ведь даже сам термин связан со словом «рассказывать».
Один из выдающихся собирателей сказок А.И. Никифоров разработал собственную методику по поиску и классификации этих произведений. У него посвящено много работ, которые относятся к сказке как к форме.
Никифоров считает, что сказки – это устные рассказы, которые в обществе используются в качестве развлечений. Их содержание очень необычно с точки зрения бытовой формы. Часто в них присутствуют элементы фантастики и чудеса. Не мало в них и житейских моментов. У них особое композиционно-стилистическое строение. Такое научное понимание для сказки позволяет дать ей наиболее правильное определение. Все это характеризует сказку, как жанр народного творчества.
Исследователь также считает, что сказка рассказывается в развлекательных целях. Но у нее также имеются и эстетические функции. Это особый художественный жанр, который во многом отличается от обрядовой поэзии, которая используется для прикладных задач.
Презентация «Виды сказок» презентация к уроку по литературе (5 класс)
Слайд 1
литературы в 5 классе Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Разработала Сошина Марина Владимировна — учитель русского языка и литературы МБОУ « Заборско –Никольская СОШ»
Слайд 2
ЦЕЛИ : 1. Формировать представление о сказках как жанре фольклора; рассмотреть виды сказок (сказки о животных, волшебные, бытовые), их особенности и характеры героев. 2. Развивать речь, творческие способности учащихся. 3. Воспитывать интерес к изучению устного народного творчества.
Слайд 4
Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических приключениях.
Слайд 5
СКАЗКИ ВОЛШЕБНЫЕ БЫТОВЫЕ О ЖИВОТНЫХ
Слайд 6
БЫТОВЫЕ («Кашица из топора», «Жена-спорщица») ВОЛШЕБНЫЕ («Царевна –лягушка», «Сивка –бурка») СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ («Лиса и волк», «Теремок») Фантастические герои. Предметы – помощники. Герои проявляют необычайные личные качества: ум, ловкость, смекалку без помощи чудесных предметов. Животные наделены не только речью, но и человеческими качествами, решают человеческие проблемы.
Слайд 7
Знаете ли вы сказки ? Рассмотрите иллюстрацию к сказке. Как называется эта сказка? Кратко передайте её содержание. Какой это вид сказки? Поясните свой ответ. « Морозко »
Слайд 8
Знаете ли вы сказки? Рассмотрите иллюстрацию к сказке. Как называется эта сказка? Кратко передайте её содержание. Какой это вид сказки? Поясните свой ответ. «Лиса и петух»
Слайд 9
КАША ИЗ ТОПОРА Рассмотрите иллюстрации. Как называется эта сказка? Прослушайте её аудиозапись. Определите вид сказки. Поясните свой ответ.
Слайд 10
Рассмотрите иллюстрации. Как называется эта сказка? Прослушайте её аудиозапись. Определите вид сказки. Поясните свой ответ. ЛИСА И ЖУРАВЛЬ
Слайд 11
Художественные особенности русской народной сказки Постоянные эпитеты – красочные определения, признаки предмета, которые употребляются в устойчивом сочетании с одним определяемым словом «Живая вода», «добрый молодец», «красна девица»
Слайд 12
Художественные особенности русской народной сказки Присказка – ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину в сказках «Начинается, починается добрая повесть от Сивка от Бурка, от вещего Каурка. Это не сказка, а присказка. Сказка будет в субботу, когда поешь мягкого хлеба».
Слайд 13
Художественные особенности русской народной сказки Зачин – начало сказки. «Жил да был крестьянин…»«Жили-были старик да старуха…» «За тридевять земель, в тридесятом царстве жил-был царь с царицею…»
Слайд 14
Художественные особенности русской народной сказки «И стали они вместе жить-поживать да добра наживать». «Тут и сказке конец, а кто слушал молодец». «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Концовка – последние слова сказки, завершение, рассказ о том, чем закончилась сказка, но чаще и обращение к слушателю или рассказ сказочника о самом себе.
Слайд 15
Установите соответствие между понятием и цитатой из сказки Концовка Зачин Присказка Постоянные эпитеты «В некотором царстве, в некотором государстве жил да был белоус, надел на голову арбуз, на нос — огурец и построил дворец. Это не сказка, присказка, сказка будет впереди». «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь; у этого царя было три сына, все они были на возрасте…» «Отчаянная головушка», «калена стрела», «поле чистое», «леса темные». «Погостили они, попировали и поехали в своё царство; приехали и стали жить-поживать, добра наживать да медок попивать».
Слайд 16
Подведем итог Что такое сказка? Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических приключениях. Какие виды сказок вы знаете? Волшебные, бытовые, о животных. Приведите примеры волшебных сказок Приведите примеры сказок о животных Приведите примеры бытовых сказок
Слайд 17
Домашнее задание 1.Ответить на вопросы 1-7 с.10 учебника. 2.Прочитать сказку «Царевна – лягушка».
Слайд 18
https://muzofon.com/ https://900igr.net/ https://u7177341.m.letitbit.net/download3.php https://literaturologiya.academic.ru/ Использованные ресурсы
Признаки сказки как литературного жанра
Привлекательность сказки – это признак, который действует в паре с еще одним – с необычайностью. Необычайность при этом воспринимается людьми не только как какая-то необычная фантастическая история. Необычность может нести житейский характер. Поэтому даже новеллистические сказки подходят под этот признак.
Еще один признак, который выдвигается Никифоровым – это особенное композиционное и стилистическое строение. Обе эти характеристики легко объединяются в общее понятие «поэтика». У сказки достаточно специфическая поэтика.
Еще один признак ученый отметил, но раскрыл его недостаточно хорошо. Этим признаком является то, что ни рассказчик, ни слушатели не верят в достоверность рассказываемых событий. Народ изначально воспринимает сказку, как вымысел.
Но бывают сказки еще и литературные. И если народные сказки творит народ, то литературные создаются профессиональными писателями.
Зачастую литературные сказки сочетают в себе и реальное, и волшебное. Они могут быть интересными не только для детей, но и для взрослых. Детям нравится невероятный сказочный сюжет, они очарованы вымыслом, получают радость от победы добра над злом. Также им нравится то, что события в сюжете разворачиваются быстро.
Существует целое направление в профессиональной литературе – это литературная сказка. И направление это появилось не само по себе. Базой для развития стали народные сказки, которые приобрели известность благодаря работе ученых-фольклористов.
Романтизм – это эпоха, которая стала промежуточной между народными и литературными сказками. Романтики находили для себя эстетические образы, когда исследовали народное творчество. Они воспринимали сказку в качестве источников литературного творчество их эпохи, видели в них основу национальной культуры.
Виды сказок. Сюжет и язык сказок
Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества.
«Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки, и замысловатые авантюрные повести, и сатирические анекдоты. Каждый из этих видов устной народной прозы имеет свои отличительные особенности: свое содержание, свою тематику, свою систему образов, свой язык… Сказки эти различаются не только тематически, а всем характером своих образов, особенностями композиции, художественными приемами… всем своим стилем».1
Характерным признаком сказки является поэтический вымысел, а обязательным элементом – фантастичность. Особенно ярко это проявляется в волшебных сказках. Сказка не претендует на достоверность своего повествования. Действие в ней часто переносится в неопределенное «тридевятое царство, тридесятое государство». Это подчеркивается и репликами самих сказочников, которые воспринимают сказку как вымысел, со всеми ее фантастическими образами: ковром-самолетом, шапкой-невидимкой, сапогами-скороходами, скатертью-самобранкой и т. д. Сказочник переносит слушателя в сказочный мир, который живет по своим законам. В сказках изображаются не только фантастические лица и предметы, но и реальные явления представлены в фантастическом освещении. В то же время в сказках постоянно присутствует морализирование, пропаганда добра, справедливости, правды.
Сказки отличаются своими национальными особенностями, но вместе с тем носят интернациональное начало. Одни и те же сказочные сюжеты возникают в фольклоре разных стран, что отчасти сближает их, но они и различны, поскольку отражают национальные особенности жизни того или иного народа.
Как любой жанр фольклора, сказка хранит черты индивидуального творчества, а вместе с тем является результатом коллективного творчества народа, пронесшего сказку сквозь века. Сказки каждого народа конкретно отражают действительность, на основании которой они бытовали. В сказках народов мира отражаются общие темы, сюжеты, образы, стилистические, композиционные приемы. Для них характерна общая демократическая направленность. В сказках нашли выражение народные чаяния, стремление к счастью, борьба за правду и справедливость, любовь к родине. Поэтому сказки народов мира имеют много общего. Вместе с тем каждый народ создает свой неповторимый и своеобразный сказочный эпос.
Русские сказки обычно делятся на следующие виды: о животных, волшебные и бытовые. Сюжет является основным признаком сказки, в которой противопоставляются мечта и действительность. Персонажи контрастно противоположны. Они выражают добро и зло (прекрасное и безобразное). Но добро в сказке всегда побеждает.
Во многих пословицах сказки сравниваются с песнями: «сказка – складка, а песня – быль», «сказка – ложь, а песня – правда». Это говорит о том, что сказка повествует о событиях, которые в жизни произойти не могут. Интересно происхождение термина «сказка». В Древней Руси для обозначения жанра сказки употреблялось слово – «баснь», «байка», от глагола «баять», а сказочников называли «бахарями»2. Самые ранние сведения о русских сказках относятся к XII веку. В памятнике древнерусской письменности «Слово о богатом и убогом» в описании отхода ко сну богатого человека, среди окружающих его слуг упоминаются и такие, которые «бают» и «кощунят», т. е. рассказывают сказки. В этом первом упоминании сказки полностью отразилось противоречивое отношение к ней. С одной стороны, сказка – любимое развлечение и потеха, с другой – ее клеймят и преследуют, как нечто бесовское, расшатывающее устои древнерусской жизни.
Уже в Древней Руси сформировались основные особенности поэтики сказок, влиявшие на древнерусских книжников. В русских летописях можно найти много сказочных оборотов и образов. Несомненно влияние сказки и на известный памятник XIII века «Моление Даниила Заточника», в котором автор, наряду с книжными цитатами, использует сказочные элементы.
В исторической и мемуарной литературе XVI–XVII веков можно найти ряд упоминаний о сказке, доказывающих, что в это время сказка была распространена среди различных слоев населения.
«Царь Иван IV не мог заснуть без рассказов бахаря. В опочивальне его обычно ожидали три слепых старца, которые посменно рассказывали ему сказки и небылицы. Известны сказочники Василия Шуйского, Михаила и Алексея Романовых. Как явствует из “Заметок касательно дураков, юродивых и прочих”, приведенных И. Забелиным, сказочники награждались за басни, которые они баяли, “по государеву, цареву и великого князя сия Руси имянному приказу” то лазоревым сукном, то телятинными сапогами, то англицким вишневым кафтаном».3
Иностранные путешественники упоминают о том, что русские в XVII веке забавлялись во время пиров слушаньем сказок.
►
Литературные сказки
Литературные сказки перенимают опыт других жанров, которыми увлечен автор. Они принимают форму романов или драм, а также включают в себя элементы поэзии. В них может содержаться настоящий драматизм или эпичность, а также лиризм.
В литературных сказах могут быть переплетены разные элементы сказов про животных или волшебство, про бытовую жизнь или приключения. Они могут содержать в себе элементы детективов и науки, а также быть похожими на фантастику или пародию. Сказка появляется из народного творчества. Она может быть основана на легенде или саге, за ее основу может быть взята даже детская песенка или небольшая пословица.
В.Я. Пропп писал, что сказки универсальны по своей природе. Любой жанр литературного творчества переживает эпоху расцвета и падения. А вот сказки бессмертны. Их могут понимать абсолютно все люди. Сказка легко преодолевает языковые границы, передается из одной народности в другую и хранятся в живом виде на протяжении тысячелетий.
Это связано с тем, что сказка включает в себя вечные и неувядаемые человеческие ценности. Сказка красива сама по себе. Основанная на вымысле, она между тем правдива и глубока. Она задушевная и веселая. В ней содержится остроумие и жизнелюбие. В сказке тесно переплетены детская наивность и взрослая мудрость. Сказки позволяют ребенку приобрести трезвый взгляд на жизнь.
Сущность сказки
Чтобы понять сущность сказки, нужно исследовать разные источники.
Например, согласно В.И. Далю сказка – это вымышленный рассказ, который содержит в себе небывалую и невозможную в реальной жизни историю. Сказку воспринимают в обществе как что-то поучительное и невероятное. Это рассказ о том, что никогда в реальной жизни не могло бы случиться, но при этом содержит в себе очень важный урок. В прошлом столетии начали активно выпускать сборники русских сказок. И до сих пор этот вид книг пользуется большой популярностью в русских семьях.
Л.П.Стрелкова описывает сказки, как повествования, которые наполнены вымышленными историями и персонажами, а также подразумевают участие волшебства и фантастики.
Согласно словарю русского языка сказки – это повествования, основанные на придуманных историях, в которых как правило принимают участие фантастические силы.
Согласно другим словарям сказка является одним из жанров народного творчества, в котором присутствует авантюра, волшебство или бытовая жизнь, определенно вымышленные по своему характеру.
Л.С. Выготский указывает на то, что существует очень много самых разных определений этого популярного литературного жанра. Сказка позволяет понять ребенку суть сложных отношений между людьми. Сказочные образы освещают жизненные проблемы, что не способен сделать холодный прозаический текст. Сказка передает важные мысли глубоким и эмоциональным языком.
Очень много работ посвящено исследованию сказок у автора В.Я. Пропп. Он подверг анализу большое число сказок. Это позволило ему сделать следующий вывод: сказки имеют один тип строения. Они все примерно одинаково начинаются и заканчиваются. Но вот по содержанию они очень разнообразны [Пропп, 1998].
Сказки можно различать не только по внешним признакам. Их классифицируют и по героям, и по идеологии, и по особенностям сюжетной линии. Их можно объединять по происхождению и истории. И все это требует разных подходов к изучению. Поэтому грамотная классификация становится важнейшим научной задачей. Но наша наука до сих пор не имеет общепринятых представлений о том, как классифицировать сказки.
Классификация сказок
Свою классификацию предлагает А.Н. Афанасьева. Он считает, что можно включить несколько разрядов:
- Про животных
- Про людей;
- Новеллистические сказки
- Волшебные сказки.
Также можно выделить и несколько мелких разрядов, которые представлены одним-двумя случаями. Сегодня также выделяют кумулятивные и цепевидные сказки. Мы тоже считаем, что это грамотный подход к классификации.
Особенностью русских сказок является то, что они в первую очередь направлены не на развлечение, а на воспитание слушателей. Даже в популярных народных выражениях это прослеживается. Например, принято говорить, что сказка ложь, да в ней намек. Русские сказки описывают ручную работу не как тяжелую повинность, а как почетную обязанность любого человека они воспевают многие моральные ценности.
Вымысел – вот главная особенность
Самым главным признаком сказки является то, что ее мир и все события основаны исключительно на вымысле. Перечисляя признаки сказки, следует начать с возможности оторвать читателя от обыденности и перенести в вымышленный мир, который не имеет сходства с реальным. Потому как в сказочном мире стираются грани пространства и времени, и тому есть немало примеров: тридесятое государство, которое находится за тридевять земель, или отсчет времени, который исчисляется в волшебной системе такими понятиями, как много и мало.
Сказочное время представляет собой круг, который замыкается сам на себе. Сказка начинается в волшебном мире, пространстве, где не действуют привычные нам законы физики и время исчисляется совершенно по другим правилам. Взять, к примеру, самый распространенный и самый любимый прием, который используется в сказках, — троекратное повторение (которое по значимости занимает ведущее место в классификации «признаки волшебной сказки»). Обычно он используется в самом начале сказочных событий и позволяет замедлить развитие действий. Финал же, наоборот, ускоряется, он, кстати, всегда счастливый и зачастую завершается свадьбой.
Русские народные сказки
В русских сказках прививают любовь к доброте и честности, к альтруизму и смекалистости. Сказки побуждают людей приходить на помощь. Это самый почитаемый народный жанр. Сказки всегда увлекательны, они открывают слушателю мир отношений между людьми, их чувства. Они включают в себя большие запасы народной мудрости, которые остаются актуальными и по сей день.
Согласно Л.П.Стрелковой, народные сказки содержат в себе фантастический сюжет, наполненный авантюризмом и не обходящий стороной бытовую сторону жизни.
В.Я. Пропп приводит свой взгляд на структуру волшебных сказок. Он пишет, что волшебная сказка обладает особым мотивом и сюжетом. В ней есть определенные закономерности для волшебства. Например, эти сказки обладают определенной повторяемостью, что делает их единообразными, несмотря на большое разнообразие.
Начинаются волшебные сказки, как правило, с какой-то беды. Но иногда беда замещается описанием ситуации, в которой чего-то не хватает.
Завязка чаще всего основана на том, что главный герой отправляется куда-то из дома. Как правило, завязка включает в себя компоненты, которые подготавливают слушателя к возникновению беды. Это может быть временная отлучка, также это может быть какое-либо нарушение или запрет.
В завязку входит также и сама беда или замещающая ее недостача. Также сюда включаются просьбы о помощи и отсылка героя. Иногда герой сам проявляет желание прийти на помощь. Он добивается того, чтобы его отпустили, благословили или что-то тому подобное. И вот, в конце завязки главный персонаж отправляется в свое путешествие.
Волшебные сказки
В любой волшебной сказке обязательно присутствует так называемый «даритель». Это персонаж, которого главный герой встречает случайно. Часто им может оказаться старик или старуха. Они могут указать путь, дать какое-нибудь волшебное средство или дать помощника.
Иногда они просто дают подсказку, как можно это найти. Есть и другой вид дарителей. Например, это может быть благодарное животное. Иногда животные либо сами готовы послужить герою, сообщая, как их нужно позвать. В других случаях они могут подарить герою своего детеныша. Любая помощь дается герою в награду за хороший поступок, а не просто так.
С помощью передачи такого подарка сюжет пополняется новым персонажем. Одна из категорий – это благодарные животные.
Другая категория – это какие-либо фантастические живые существа. Например, это может быть какой-нибудь искусник, который обладает необычайной способностью.
То, что сказка по природе своей очень вариативна, заставляет слушателя лично интерпретировать сюжет в своем воображении. Он может по своему интерпретировать поступки персонажей, давать личные характеристики действующим лицам и оценивать их поступки. Так он становится как бы субъектом взаимодействия и чувствует себя соавтором сказки. Это проявляется в том, что текст им индивидуализируется, читатель по-своему переживает сюжет и испытывает уникальные эмоции.
Также сказка обладает так называемой креативной функцией. Она способа выявить и сформировать творческий потенциал человека, реализовать его абстрактное мышление и формировать мысленные образы. Волшебный сказочный мир, присутствие в нем нереальных элементов, а также способность сюжета как-бы приглашать слушателя к соавторству, дают возможность слушателям преодолевать стереотипность в мышлении. Ребенок перестает чувствовать себя отчужденным, у него начинают пробуждаться спящие творческие способности.
Поэтика волшебства
Подведем итоги: какие признаки волшебной сказки мы обнаружили? Она имеет особую композицию; в ней присутствует такой прием, как троекратное повторение; сказка имеет необычные, волшебные сюжеты, в которых нередко случаются чудесные превращения; также она имеет отрицательных и положительных героев, а добро обязательно побеждает зло.
Выделить признаки сказки вовсе не сложно – это обязательное включение в содержание некой установки на вымысел, который будет определять поэтику сказки. В ней параллельно существуют два мира – реальный и волшебный, в который герой попадает из реального. В волшебной сказке прослеживается мотив путешествия, во время которого главному герою предстоит пройти немало испытаний и преодолеть препятствия. Также в сказке герою зачастую помогает какой-либо волшебный помощник или сопровождает его до заветной цели. Нередко главному герою за совершение благого дела отдают в дар различные волшебные предметы.