Финикийские мореплаватели – открытия и интересные факты о путешествиях


Государство Финикия в древности располагалось вдоль Средиземного моря. Оно прославилось своими достижениями в сфере мореплавания. Предлагаем в нашей статье ознакомиться с этой темой из курса истории для 5 класса.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Александровой Екатериной Валерьевной.

Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.

Кораблестроение

Месторасположение Финикии не подходило для земледелия, но способствовало развитию других сфер. Одна из таких, принесшая финикийцам мировую славу, – кораблестроение. Без него невозможно было бы мореплавание.

Основным материалом для строительства кораблей был ливанский кедр, который рос на территории Финикии. Древесина отличалась отличным качеством, что делало корабли очень прочными и устойчивыми к сильным штормам. Кроме того финикийцы первыми из древних народов применили в кораблестроении новые принципы:

  • корпус составляли толстые доски, кромки которых скреплялись крупными дубовыми шипами;
  • поперечные ребра корпуса стали покрывать обшивкой;
  • большое внимание уделяли качеству киля (корабли не были плоскодонными);
  • грузовые отделения были ограждены.

С 12 века до н. э. финикийцы создавали вместительные торговые суда с хорошей грузоподъемностью. На бортах закрепляли ограждающие решетки, защищающие груз, на корме – два крупных весла для маневров. Прямой парус (обычно пурпурной окраски) крепили к мачте, снабженной реями. Гребцами часто были рабы.

Финикийцы строили у своих берегов прочные укрытия для кораблей, защищающие суда во время штормов.

Рис. 1. Финикийский торговый корабль.

Финикийцы считаются создателями триремы. Это военный (боевой) корабль с тремя рядами весел, распространенный в Средиземноморье с 8 века до н. э. Весла размещали в шахматном порядке, а ряды друг над другом. Корабли могли достигать 40 метров в длину, снабжались железным тараном (реже деревянным).

ТОП-2 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Древняя Финикия
  • 2. Великие путешественники и их географические открытия

Финикийский флот активно использовали в своих завоеваниях египетский правители, так как триремы были очень маневренными.

Рис. 2. Финикийская трирема.

Методическая работаучителя

Класс: 5 Предмет: История Древнего мира Тема: «Западная Азия в век железа» Автор учебника и УМК: Михайловский Ф.А. Тема урока: «Финикийские мореплаватели» Тип урока: изучение нового материала. Форма организации работы учащихся: самостоятельная работа. Технологии: технология индивидуализированного обучения и ИКТ. Цель: показать вклад финикийцев в мировую культуру. Задачи урока: Образовательные: 1) выяснить особенности месторасположения и природные условия страны; определить главные занятия жителей страны и достижения финикийцев. Развивающие: 1) продолжить формирование умений самостоятельной работы с учебником, атласом и дополнительной литературой по изучению нового материала. Воспитывающие: 1) формировать нравственное осуждение пиратства финикийцев и торговли рабами; умение оценивать свои возможности. Оборудование: рабочий лист с дидактическими материалами на каждого ученика, учебник, атлас, «Карта успеха». Проект урока

Ход урока I. Оргмомент. Целеполагание

У.: Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в прошлое, в страну, которой уже нет на карте. Мы познакомимся с Финикией и её народом, открытиями и изобретениями которого мир пользуется до сих пор. Основной же вопрос, на который нам предстоит сегодня ответить, — что позволило финикийцам добиться выдающихся успехов на море? Почему именно они считались лучшими мореплавателями древнего Востока? Работать будем по карточкам трёх уровней:
А, Б, В. «Карта успеха» поможет вам фиксировать достижения. На «3» вы должны выполнить четыре задания уровня «А». На «4» — три задания уровня «Б». На «5» — одно задание уровня «В». Выполняя задания поэтапно, вы каждый ставите «+» напротив своего имени (фамилии). Оцените свои возможности и в Рабочий лист поставьте ту отметку, которую желаете заработать сегодня на уроке. В конце урока мы сравним и увидим, смогли ли вы достичь поставленной цели. Желаю успеха, приступаем к работе. II. Самостоятельная работа с разноуровневыми карточками (приложение 1). III. Закрепление У.: 1. Беседа по вопросам самостоятельной работы. Предполагаемые ответы учащихся 1) Почему финикийцы считались лучшими мореплавателями Востока? 2) Что же повлияло на выбор занятий древних финикийцев? 3) Почему жителям Финикии было трудно заниматься земледелием и скотоводством? 4) Какими изобретениями древних финикийцев мы пользуемся до сих пор? У.: Выводы: Наше путешествие в Древнюю Финикию подошло к концу. Несмотря на то, что этой страны уже давно нет на карте (территория современных Сирии, Израиля и Ливана), память о ней жива до сих пор. Многие народы мира благодарны финикийцам за бесценный подарок: почти все существующие сегодня алфавиты имеют финикийское происхождение. Финикия была приморской страной. От внутренней части материка Финикию отделяли высокие труднопроходимые горы, поэтому финикийцы обратились к морю. Таким образом, природные условия плюс пересечение морских торговых путей определили основные занятия древних финикийцев. Населению страны удалось построить могущественную цивилизацию, основой которой была морская торговля и ремесло. Они прославились как отважные мореплаватели и предприимчивые торговцы. А это требовало появления более совершенных кораблей. Известно также, что самые первые дальние путешествия были совершены именно финикийцами. Они по праву считались лучшими мореплавателями древнего Востока. 2. Итоговый контроль (компьютерный тест по теме «Финикийские мореплаватели», приложение 2). IV. Рефлексия У.: Составьте на основе полученных знаний синквейн об алфавите (в группе 2 человека) пятистрочие: первая строка – существительное, ___________________________________________ вторая – два прилагательных, _______________________________________________ третья – три глагола, ______________________________________________________ четвертая – смысловая фраза, _______________________________________________ пятая – смысловое существительное _________________________________________ У.: Мы разобрались… Скажите, а достигли ли вы той цели, которую поставили для себя в начале урока? Все ли у вас получилось? В чем были затруднения? Какой вывод каждый сделал для себя из урока? Проанализируем «Карту успеха». (В классе … человек. Из них уровня В достиг … человек, уровня Б — … , уровня А — … человек). Видим, что есть ещё к чему стремиться: внимательнее читать текст, …
V. Индивидуальное домашнее задание Составьте путеводитель по Финикии (от имени финикийского купца).

Приложение 1

Рабочий лист по теме «Финикийские мореплаватели»


Уровень А «3» 1. Финикийские города 1. Прочитайте (§15 пункт 1 стр. 81-82; атлас: стр. 11). 2. Ответьте, что означают слова, и какая между ними существует связь «Богатство, узкая полоска, Библ, Сидон, Тир, торговые караваны»? 2. Торговцы и пираты 1. Прочитайте (§15 пункт 2 стр. 82-83; атлас: стр. 11). 2. Впишите, что продавали финикийские купцы? 1. Ткани, выкрашенные _______________ краской.


2. Сосуды и бусы из __________________. 3. Брёвна из ливанского _______________. 4. «Живой товар» — ___________________. 5. Оливковое ________________________. 6. Виноградное ______________________. 3. Подтвердите примерами то, что о древних финикийцах не зря ходила дурная слава. Известно, что они почти не вели войн. Где же тогда они брали рабов? (стр. 82-83) Как вы оцениваете пиратство и работорговлю финикийцев? 3. Финикийские колонии 1. Прочитайте (§15 пункт 3 стр. 83; атлас стр. 11). 2. Выполните задания на контурной карте, атлас: стр. 11.

1. Финикийские города обозначены на карте цифрами. Напишите их названия.

1. _________________ 2. _________________ 3. _________________ 2. Надпишите название моря, по которому финикийцы проложили торговые пути. 3. Закрасьте берега, захваченные и колонизованные финикийцами. 4. Найдите и надпишите название колонии финикийцев, ставшей впоследствии главным городом крупного государства. 5. Океан, по которому плавали финикийские корабли, обозначен на карте цифрой. Напишите его название: _______________________________. 3. Опишите географическое положение Финикии, заполнив пропуски в предложениях: «Финикия находилась на____________ берегу__________________ моря. Финикийцы осно-вывали на берегах _____________ моря свои поселения, которые назывались ____________. Самой крупной финикийской колонией являлся город _________________. Финикийцы были отличными ___________________, но имели дурную славу похитителей _______________» . 4. Путешествия финикийцев 1. Прочитайте (§15 пункт 4 стр. 83-84; атлас: стр. 11). 2. Назовите имя бога, повсеместно почитавшегося в Финикии и за его пределами, верховного бога города Тира, покровителя мореплавания и «предводителя» финикийской колонизации __________________. 3. Известно, что около 600 года до н. э. египетский фараон Нехо, решив узнать, вся ли Африка омывается морем, дал поручение мореплавателям. Сосчитайте, сколько примерно лет прошло от плавания (кого, напишите) ______________ вокруг Африки до наших дней: 5. Финикийский алфавит 1. Прочитайте (§15 пункт 5 стр. 84-85). 2. Вставьте пропущенные слова: «Древний алфавит был создан в ___________________. Он состоял из ___ букв. В _______________ алфавите были только _____________ звуки». 6. Разгадайте путаницу. Переставьте буквы в словах и у вас получится: 1) Занятие финикийцев «ОДСМОРЕХТВО» ____________________ . 2) Морской разбой «ТСТПИРАВО» _____________. 3) Поселение, основанное вдали от родины «ЛОНКОИЯ» _________________ . 4) Письменность, изобретённая финикийцами «ВИТАЛФА» _________________ . Уровень Б «4» 1. Вы плывёте по Средиземному морю, у вас заканчивается вода, продукты на исходе. Что вы будете делать? ________________________________________________________ 2. Что покупали финикийские купцы (атлас: стр. 11)? 1) В Египте ___________, ____________, _______________, ________________________________________________ . 2) В Вавилоне ___________, ____________, _______________, ________________________________________________ . 3) В Греции ___________, ____________, _______________ . 4) В Британии и Северной Европе ___________, ____________, _______________, ____________________________________________ . 5) В Индии ____________, _______________________________________. 3. «Более трёх тысяч лет назад в Египте и Двуречье ученики писцовых школ тратили на овладение письмом и чтением долгие – долгие годы. Напротив, в древних городах Тире, Библе и Сидоне школьники, едва начав учиться – проходило каких-нибудь несколько недель, — могли записать и прочитать несложный текст». 1). Чем объяснить различие в сроках обучения грамоте в разных странах древности? 2). Назовите плюсы и минусы финикийского алфавита. 4. Исключите лишнее понятие. Объясните, почему? 1) алфавит, папирус, стекло, пурпур; 2) ремесло, пиратство, бортничество, мореходство, торговля. 5. Найдите соответствие
Найдите соответствие букв и цифр

1ПиратствоАпоселение, основанное вдали от родины
2КолонияБкраситель для ткани, добываемый из морских раковин
3ПурпурВморской разбой
4СтеклоГважное изобретение финикийцев
1234

Уровень В «5» 1. О чем свидетельствует высокий уровень развития художественных ремесел у финикийцев? Почему развивались именно эти ремесла? 2. Каким образом финикийцам удалось развернуть небывалую по тем временам активную торговлю на восточном и южном побережьях Средиземного моря?

Приложение 2

Компьютерный тест: итоговый контроль по теме «Финикийские мореплаватели»

1. Какое из предложенных суждений верно? 1) Финикия располагалась на северном побережье Средиземного моря; 2) Финикия располагалась на восточном побережье Средиземного моря; 3) Финикия располагалась на западном побережье Средиземного моря.

2. Финикийские купцы привозили в разные страны мира: 1) дерево, пурпурные ткани, стекло, рабов, оливковое масло, вино; 2) зерно, финики, шкуры, глиняную посуду; 3) зерно, сладости, фрукты, папирус, серебро.

3. Финикийцы основывали свои колонии – поселения для: 1) ведения военных действий с местным населением; 2) оживления торговли с другими странами и подготовки к новым, более далёким путешествиям; 3) распространения своего образа жизни среди местного населения.

4. Около 600 года до н. э. египетский фараон Нехо, решив узнать, вся ли Африка омывается морем, дал поручение мореплавателям. Отметьте, кому? 1) египтянам; 2) финикийцам; 3) вавилонянам.

5. Система письма, используемая жителями Финикии, называется: 1) клинопись; 2) иероглифическое письмо; 3) алфавит.

6. В алфавите финикийцев было …

1) 33 буквы; 2) 22 буквы; 3) 750 иероглифов.

7. Талантливый народ из «Пурпурной страны» не мог создать: 1) морские корабли; 2) прозрачное стекло; 3) первый алфавит; 4) красно-лиловую краску; 5) столпы Мелькарта.

8. Укажите, к истории какой страны относится следующий фрагмент: «Торговцы прибыли в город. На шестой день на берег пришла дочь царя Аргоса Ио. Женщины покупали товары… Торговцы захватили Ио и отплыли в Египет…»: 1) Финикия; 2) Палестина; 3) Египет.

9. Об этом открытии финикийцев говорят как одном из самых крупных событий в истории человечества. Смешав песок с содой, финикийцы плавили его, как медную руду, а потом из этой массы получали то, что держали в секрете от всех. Что они получали? Выберите правильный ответ. 1) бумагу; 2) бетон; 3) стекло.

Ключи к тесту:

№ вопроса123456789
№ ответа212232513

Примечание: «Карта успеха» может быть помещена с общим списком учащихся на классной доске или отдельно для каждого ученика в рабочий лист (возможный вариант названия — «Мои достижения»).

(Компьютерная программа создана в Редакторе SunRav TestOfficePro 5.0.) Литература 1. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по Истории древнего мира. 5 класс – М.: «Просвещение», 2004 2. Макаров Ю.А. Технология индивидуализированного обучения. – Пермь, 2003 3. Мартьянова О.А. Повторение и контроль знаний по истории. 5 класс изд. «Панорама», 2009 4. Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История древнего мира. 5 класс — М.: «Русское слово», 2007 5. Немировский А.И. Книга для чтения по истории Древнего мира. М., 1986.

Дополнительный материал

Искусные мореплаватели античности

Несомненно, самыми искусными мореплавателями античности были финикийцы, жившие в Средиземноморье у подножия гор Ливана. Именно к ним перешло морское господство, когда в X в. до н. э. могущество египетского флота стало приходить в упадок. Финикийцы, стремившиеся расширить свои торговые связи, плавали по Тигру, Евфрату, Нилу, Персидскому заливу, Средиземному и Красному морям, всюду основывая многочисленные колонии и поселения, из которых наибольшего величия достиг Карфаген.


О финикийских купцах знали далеко за Гибралтарским проливом, в том числе на Касситеридах (ныне — Британские острова). Имеются даже предположения, что в VII—VI вв. до н. э. финикийским мореходам удалось обогнуть Африканский континент. Историки считают, что столь беспрецедентная по тем временам экспедиция была организована по поручению фараона Нехо, а значит, сами египтяне не стыдились официально признать мастерство финикийцев и их первенство на море. Кормчие финикийских судов могли точно направлять их днем и ночью, ориентируясь по Солнцу, звездам, цвету воды, форме и характеру берегов. Богатейшие корабельные леса, росшие на территории Ливана, сделали финикийцев не только славными мореходами, но и асами древнего судостроения. Изображения судов Финикии дошли до нас по ассирийским барельефам VII в. до н. э. и еще более ранней фреске на гробнице египетского сановника. Корабли имели киль, высоко поднятый нос и обшивку по шпангоутам. Небольшое торговое судно финикийцев длиной более 30м и шириной 10м оснащалось одним рядом гребковых весел и единственным веслом-рулем. Прямоугольный парус растягивался на горизонтальном рее. На вершине мачты крепилась площадка, напоминавшая заплечную корзину, которая служила постом для наблюдателя (так называемое «воронье гнездо»). Форштевень украшался резьбой — головой лошади или осла. По фрескам и дошедшим до нас описаниям можно судить об окраске судна. Корпус корабля был темно-коричневым, палуба — коричневой, но более светлого тона, а парус, ахтерштевень и «воронье гнездо» — красными.


На знаменитых барельефах из Ниневии и Хорсабада изображены военные суда финикийцев, имевшие два яруса весел, которые были расположены друг над другом. Но самая мощная военная флотилия принадлежала Карфагену. Состояла она преимущественно из больших судов — кинкерем, под покровительством которых карфагенские суда, совершавшие плавания по Средиземному морю и нередко выходившие в океан, могли чувствовать себя вполне спокойно, не опасаясь непредвиденного нападения пиратов.

Финикийские корабли VIII — VI вв. до н. э: торговые (сверху) и военный (снизу) Авторская разработка урока апробирована на занятиях учителя истории Зинаиды Павловны Рукабер. Автор технологии индивидуализированного обучения Ю.А.Макаров не раз посещал уроки Зинаиды Павловны и охарактеризовал ее работу по данной методике как высокоэффективную, результативную.

Достижения мореплавателей

Изначально финикийцы использовали корабли для рыбной ловли. Позже главной целью мореплавания стало развитие торговли: нужно было сбывать свои товары и максимально дешево приобретать другие для собственного использования и на продажу. Большой популярностью пользовались финикийские изделия из металла, черного дерева, слоновой кости и ценные ткани, особенно пурпурного цвета (такую краску в Финикии изготавливали из моллюсков).

Государство имело свободный доступ к Средиземному морю, а качественные корабли позволяли осваивать Атлантический океан. Поэтому финикийские мореплаватели получили возможность исследовать разные направления. Они проплыли все Средиземное море, на островах которого основали свои колонии (Сицилия, Мальта, Сардиния, Кипр, Крит); достигали Атлантического побережья Англии, Испании и Канарских островов.

Самым знаменитым мореплавателем считается Ганнон. Он возглавлял экспедицию на триреме к берегам Африки. По требованию египетского правителя Нехо ΙΙ в 6 веке до н. э. финикийцы вышли в Красное море, затем достигли Гибралтарского пролива и вернулись в Египет, обойдя таким образом вдоль всего побережья Африки. Это путешествие продлилось около трех лет.

Именно финикийцы считаются первыми мореплавателями, которым удалось обойти на своих кораблях вокруг Африканского континента.

Рис. 3. Финикийские мореплаватели.

Морские пути

Исследования, успешная торговля и путешествия финикийских мореплавателей позволили им создать множество городов и наладить куплю-продажу в Северной Африке, на Атлантическом побережье и почти во всех портах Средиземного моря. Карфаген, один из самых знаменитых городов древности, был основан этой народностью. Благодаря удачному географическому положению он процветал и служил защитой для колоний финикийцев.

Великие мореплаватели проложили десятки маршрутов, исследовали множество морей и земель. При этом им не помогала стрелка компаса и другие хитрые приборы — они ориентировались только по солнцу и звездам. Интересно будет узнать, какие открытия совершили финикийские мореплаватели. Они открыли:

  • северные земли Европы;
  • Африку;
  • Средиземное море;
  • Атлантический океан;
  • Индийский океан.

В VII веке до н. э. финикийцы сумели обогнуть Африку. Они доказали, что континент со всех сторон окружен водой, кроме места соединения с Азией. До них никто не совершал плаваний вокруг Африки. Мореплаватели оказались в другом полушарии Земли и обнаружили, что солнце находится с иной стороны. Это натолкнуло их на мысль, что наша планета может быть круглой. В те времена многие восприняли эту информацию с недоверием.

Финикийцы прошли через Гибралтарский пролив примерно в 500 году до н. э. Они основали несколько колоний, позже добрались до Гвинейского залива.

Несмотря на многие открытия мореплавателей, мало кто отправлялся в новые земли. Финикийцы держали в тайне бо́льшую часть маршрутов, чтобы торговать с обнаруженными городами без конкуренции со стороны соседних народов. Такой подход позволял им завышать цены при продаже товаров иноземцам и за баснословные суммы продавать соотечественникам диковинки из далеких земель. Выяснилось, что до XV века почти никто, кроме финикийцев, не торговал с африканскими поселениями.

Путешествие в Индию в древние времена было редкостью. Никто не знал точного местоположения земель, многие верили, что там нет ничего, кроме бесконечного океана.

Финикийцы первые добрались до земель Великобритании. Они завезли туда янтарь и олово.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]