Литературный КВН 7класс занимательные факты по литературе (7 класс) на тему

Школьную программу по литературе в 7-м классе можно разделить на четыре основных раздела:

  • Русская фольклорная литература;
  • Произведения русских писателей XIX- XX века;
  • Произведения русских писателей XX века (советский период);
  • Произведения для детей классиков зарубежной литературы.

Самыми объемными произведениями списка являются «Детство» М. Горького и «Детство» Л. Н. Толстого и «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя.

Список обязательной литературы на лето для 7-го класса по программе «Школа России»

  1. Былины: Илья Муромец. Садко
  2. А. С. Пушкин. «Медный всадник». «Песнь о Вещем Олеге». «Борис Годунов». Повести Белкина — «Станционный смотритель»
  3. Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»
  4. М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
  5. И. С. Тургенев. «Бирюк». Стихи в прозе: «Русский язык», «Близнецы», «Два богача», «Воробей»
  6. Н. А. Некрасов. «Русский женщины» («Княгиня Трубецкая»), «Вчерашний день, часу в шестом», «Размышления у парадного подъезда»
  7. А. К. Толстой. «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин»
  8. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
  9. Л. Н. Толстой. «Детство»
  10. А. П. Чехов. «Размазня». «Хамелеон». «Злоумышленник»
  11. Стихотворения о родной природе: В.А.Жуковский, А.К.Толстой, И.А.Бунин
  12. И. А. Бунин. «Цифры»
  13. Л. Н. Андреев «Кусака»
  14. М. Горький. «Детство». «Данко»
  15. В. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». «Хорошее отношение к лошадям»
  16. А. П. Платонов. «Юшка». «В прекрасном и яросном мире»
  17. Б. Л. Пастернак. «Никого не будет в доме». «Июль»
  18. А. Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие», «Июль — макушка лета», «На дне моей жизни»
  19. Ю. П. Казаков. «Тихое утро»
  20. Ф. А. Абрамов. «О чем плачут лошади»
  21. Е. И. Носов «Кукла». «Живое пламя»
  22. Ю. П. Казаков «Тихое утро»
  23. Д. С. Лихачев. «Земля родная» (главы из книги)
  24. М. М. Зощенко. «Беда»
  25. Стихотворения о родной природе: Ф. Сологуб, В.Я.Брюсов, С.А.Есенин, Н.А.Заболоцкий, Н.М.Рубцов
  26. Песни на стихи русских поэтов XX века: И.А.Гофф, Б.Ш.Окуджава, А.Н.Вертинский
  27. Из литературы народов России: Р.Гамзатов «Земля как будто стала шире»
  28. Зарубежная литература: Р.Бёрнс «Честная бедность»
  29. Дж. Г. Байрон «Ты кончил жизни путь, герой!..»
  30. Японские трехстишия хокку (хайку)
  31. О’ Генри. «Дары волхвов»
  32. Р. Брэдбери. «Каникулы»

Кроме обязательного списка литературы на лето для 7-го класса, есть список дополнительной литературы, рекомендованной на лето для внеклассного чтения.

ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 7 КЛАССА

Содержание тем учебного курса.

Введение (1ч)

Изображение человека как важнейшая идейно-нравст­венная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд пи­сателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу

Устное народное творчество(6ч)

Предания.

Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях.
«ВоцарениеИвана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».
Былины.«ВольгаиМикула Селянинович».
Вопло­щение
в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физиче­ская сила).

Новгородский цикл былин. «Садко».

Своеобразиебылины. Поэтичность. Тематическое различие Киевско­го и Новгородского циклов былин. Своеобразие былин­ного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для само­стоятельного чтения.)

«Калевала»

карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных тради­ций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Предание (развитие пред­ставлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).

Пословицы и поговорки.

Народная мудрость посло­виц и поговорок. Выражение в них духа народного языка Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость
и
точность языка. Краткость и выразительность. Прямой
и
переносный смысл пословиц. Пословицы народов ми­ра. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афори­стические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений)

Из древнерусской литературы (4ч)

«Поучение» Владимира Мономаха
(отрывок),«По­весть о Петре и Февронии Муромских».Нравствен­ные
заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные пред­ставления).

«Повесть временных лет».
Отрывок «О пользе книг».
Формирование традиции уважительного отношения ккниге.

Теория литературы. Летопись (развитие пред­ставлений).

Из русской литературы
XVIIIвека (3ч)
Михаил Васильевич Ломоносов.

Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день вос­шествия на Всероссийский престол ея Величест­ва государыни Императрицы Елисаветы Петровны
1747 года»
(отрывок). Уверенность Ломоносова в буду­щем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важ­нейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представ­ления).

Гавриил Романович Державин.

Краткий рассказ о
поэте.«Река времен в своем стремленьи…», «Наптичку…», «Признание».
Размышления о смысле жиз­ни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

Из русской литературы
XIXвека (32ч)
Александр Сергеевич Пушкин.

Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник»

(вступление «На берегу пустынных волн…»),
«Песнь о ве­щем Олеге».
Интерес Пушкина к истории России. Мас­терство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописныйисточник «Песни о вещем Олеге». Особенности компози­ции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие пред­ставлений).

«Борис Годунов»
(сцена в Чудовом монастыре).
Об­раз летописца как образ древнерусского писателя. Мо­нолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного по­вествования и как завет будущим поколениям.

«Станционный смотритель».

Изображение «малень­кого человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагиче­ское и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие пред­ставлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов.

Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодогоопричника и удалого купца Калашникова».

Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы.Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение кизображаемому. Связь поэмы с произведениями устно­го народного творчества. Оценка героев с позиций на­рода. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива…», «Молит­ва», «Ангел»

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеаль­ной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памя­ти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную…») — готовностьринуться навстречу знакомым гармоничным звукам,символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы(развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь.

Краткий рассказ о пи­сателе

«Тарас Бульба».

Прославление боевого товарище­ства, осуждение предательства. Героизм и самоотвер­женность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Пат­риотический пафос повести.

Особенности изображения людей и природы в по­вести.

Теория литературы. Историческая и фольклор­ная основа произведения. Роды литературы: эпос (раз­витие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев.

Краткий рассказ о писа­теле.

«Бирюк».

Изображение быта крестьян, авторское от­ношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе.
«Русский язык».
Тургенево богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека.
«Близнецы», «Два богача».
Нравственность и человеческие взаимоотношения. Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов.

Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины»
(«Княгиня Трубецкая»),
Исто­рическая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Си­бирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда».

Боль поэ­та за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия).Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина»

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.

Краткийрассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генераловпрокормил».

Нравственные пороки общества. Парази­тизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести…».

«Дикий помещик».

Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные пред­ставления).

Лев Николаевич Толстой.

Краткий рассказ о писа­теле.

«Детство».

Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маман» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое худо­жественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин.

Краткий рассказ о писа­теле.

«Цифры».

Воспитание детей в семье. Герой расска­за: сложность взаимопонимания детей и взрослых.
«Лапти».
Душевное богатство простого крестьянина.

Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова»Антон Павлович Чехов.

Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон».
Живая картина нравов. Осмеяние тру­сости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической харак­теристики.

«Злоумышленник», «Размазня».

Многогранность ко­мического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуж­дения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формыкомического (развитие представлений).

«Край ты мой, родимый край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский.
«Приход весны»;И. Бунин.«Родина»;А. К. Толстой.«Край ты мой, родимый край…», «Благо­вест».
Поэтическое изображение родной природы и вы­ражение авторского настроения, миросозерцания.

Из русской литературы
XXвека (18ч)
Максим Горький.

Краткий рассказ о писателе.

«Детство».

Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображе­ние быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль»
(«Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идеепроизведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский.

Краткийрассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владими­ром Маяковским летом на даче».

Мысли автора о ро­ли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям».

Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворе­ния.

Теория литературы. Лирический герой (на­чальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные пред­ставления) Леонид Николаевич Андреев.

Краткий рассказ о писателе.

«Кусака».

Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов.

Краткий рассказ о писателе.

«Юшка».

Главный герой произведения, его непо­хожесть на окружающих людей, душевная щедрость.Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юш­ка — незаметный герой с большим сердцем. Осозна­ние необходимости сострадания и уважения к челове­ку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире».

Труд как нрав­ственное содержание человеческой жизни. Идеи доб­роты, взаимопонимания, жизни для других. Своеоб­разие языка прозы Платонова (для самостоятельногочтения).

).

Федор Александрович Абрамов.

Краткий рассказ о писателе.
«Очем плачут лошади».
Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рас­сказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов.

Краткий рассказ о писа­теле.

«Кукла»

(«Акимыч»),
«Живое пламя».
Сила внутрен­ней, духовной красоты человека. Протест против равно­душия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной ро­ли прекрасного в душе человека, в окружающей приро­де. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков.

Краткий рассказ о писа­теле.

«Тихое утро».

Взаимоотношения детей, взаимопо­мощь, взаимовыручка. Особенности характера геро­ев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина»

Стихотворения о Родине, родной природе, собствен­ном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов).

Человек и при­рода. Выражение душевных настроений, состояний чело­века через описание картин природы. Общее и индивиду­альное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский.

Краткий рас­сказ о поэте.

«Снега потемнеют синие…», «Июль
макушкалета…», «На дне моей жизни…».
Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (разви­тие понятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев.
«Земля родная»
(главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитиепредставлений). Мемуары как публицистический жанр(начальные представления)..

Из литературы народов России

Расул Гамзатов.

Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля…», «Я вновьпришел сюда и сам не верю…»

(из цикла «Восьми­стишия»),
«О моей Родине».
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысле­ние зрелости собственного возраста, зрелости обще­ства, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

Из зарубежной литературы (6 ч)

Роберт Бернс.

Особенности творчества.

«Честная бедность».

Представления народа о спра­ведливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон.
«Ты кончил жизни путь,герой!».
Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Ро­дины.

Японские хокку

(трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единст­ве на фоне круговорота времен года. Поэтическая кар­тина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку(хайку).

Джеймс Олдридж
«Отец и сын»:
взаимоотношения родителей и детей – одна из острых проблем века.

О. Генри.
«Дары волхвов».
Сила любви и преданно­сти. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышен­ное в рассказе.

Список литературы для чтения летом между 6 и 7 классом

  1. В. Богомолов «Иван»
  2. Л. Пантелеев «Ленька Пантелеев»
  3. А. Свирский «Рыжик»
  4. А. Грин «Бегущая по волнам»
  5. Н. Дубов «Мальчик у моря»
  6. Ю. Нагибин «Эхо»
  7. А. Маршалл «Я умею прыгать через лужи»
  8. Р. Погодин «Сколько стоит долг»
  9. В. Железников «Путешественник с багажом», «Чучело»
  10. В. Бианки «Одинец», «Аскыр», «Мурзук» и другие рассказы
  11. Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»
  12. Г. Троепольский «Белый Бим Черное ухо»
  13. Дж. Даррелл «Моя семья и звери»
  14. Н. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород»
  15. А. Куприн «Изумруд» и другие рассказы
  16. А. Пушкин «Повести Белкина»
  17. Л. Толстой «Детство»
  18. А. Чехов «Налим» и другие рассказы
  19. Ч. Диккенс «Приключения Оливера Твиста»
  20. А. Дюма «Три мушкетера»
  21. В. Скотт «Айвенго», «Квентин Дорвард»
  22. М. Твен «Приключения Гекельберри Финна», «Принц и нищий»
  23. Ф. Шиллер «Вильгельм Телль»
  24. Майн Рид «Всадник без головы»
  25. А. Беляев «Человек-амфибия», «Ариэль»
  26. Ж. Верн «Двадцать тысяч лье под водой», «Таинственный остров»
  27. И. Ефремов «Звездные корабли», «На краю Ойкумены»
  28. Ф. Купер «Последний из могикан», «Пионер», «Следопыт», «Зверобой»
  29. Г. Мартынов «Каллисто», «Каллистяне»
  30. Г. Уэллс «Человек-невидимка»
  31. К. Булычев «Миллион приключений», «Девочка с Земли»
  32. Р. Бредбери «Ржавчина» и другие рассказы

Темы школьной программы 7 класс Литература:

Изображение человека как важнейшая нравственно-эстетическая проблема литературы: герой и читательАвтобиографическая и мемуарная литература: личность автора в литературеГерцен «Былое и думы»: роль отрочества в становлении личности автораТолстой «Детство», «Отрочество» — внутренний мир героя, работа над собойГорький «Детство»: история детской души в повестиЕсенин «Письмо матери»: образ матери, деревни, РоссииЦветаева «Отец и его музей»: особенности мемуарной литературыБронте «Джен Эйр»: автобиографическое начало, вымышленные мемуарыСтихи и воспоминания о детстве: Бунин, Симонов, Тарковский, ЦветаеваОбъективное и субъективное в литературе: автор и герой, литературная традицияНравственные проблемы литературы: герой и приемы создания характераПушкин «Капитанская дочка»: становление характера Гринева, «Моцарт и Сальери»Грин «Алые паруса»: вера в прекрасное и мечта о счастьеТендряков «Хлеб для собаки»: муки человеческой совестиПушкин «Дар напрасный, дар случайный»: размышления о предназначенииКороленко «Слепой музыкант»: истинная слепота и духовное прозрениеКассиль «Ранний восход»: анализ, содержание, духовное становление герояПаустовский «Жизнь Александра Грина»: жанр, структура, образ мечтыТаунсенд «Дневники Адриана Моула»: ранимая душа подросткаФранк «Погибель»: духовное становление человека в годы войны«Синяя трава: дневник пятнадцатилетней наркоманки» — смысл рассказаМотив одиночества в лирике: Огарев, Левитанский, Окуджава, МакаревичЛитературный герой и характер: речь и поступок как средство создания характераНравственные основы характера литературного героя: автор и его геройАлексин «Безумная Евдокия»: эгоизм и человечностьВзаимоотношения личности и коллектива: воспитание таланта человечностиРаспутин «Уроки французского»: проблема пробуждения совестиО Генри «Дары волхвов»: красота души героев их их нравственные ценностиЖелезников «Чучело»: сюжет, смысл и социальный вопрос в повестиСтихи о смысле жизни: Пушкин, Киплинг, Заболоцкий, Яшин, ОкуджаваОчерк как эпический жанр: роль заглавия, способы выражения авторской позицииГерои и обстоятельства: поступок героя, нравственная цена, вечные ценностиШолохов «Судьба человека»: военное время, характер СоколоваВлияние войны на жизнь человека: Левитанский, Друнина, ВасильевАй: подвиг Дюйшена, характер герояПаустовский «Мещерская сторона»: бескорыстная любовь к обыкновенной землеСтихи о вечном и преходящем: «Зимнее утро», «Падают листья…», «Сага» и др.Сонеты Шекспира и стихи о любви: Пушкин, Лермонтов, ТолстойКомпозиция: композиционные приемы и понятие об авторском стилеСредства художественной изобразительности: сравнение и контраст, метафора

Еще один список литературы на лето для 7-го класса

  1. Былины: Вольга и Микула Селянинович.
  2. Сумароков А. П. Эпиграмма.
  3. Мерзляков А. Ф. «Среди долины ровныя…».
  4. Жуковский В. А. Рыцарь Тогенбург.
  5. Глинка Ф. Н. К почтовому колокольчику.
  6. Рылеев К. Ф. Петр Великий в Острогожске.
  7. Пушкин А. С. Товарищам. К портрету Жуковского. Скупой рыцарь.
  8. Языков Н. М. Пловец.
  9. Лермонтов М. Ю. Завещание. Памяти А. И. Одоевского.
  10. Некрасов Н. А. Саша.
  11. Тургенев И. С. Бурмистр. Бирюк. Певцы. Хорь и Калиныч
  12. Тютчев Ф. И. Летний вечер. Конь морской. Осенний вечер. «Что ты клонишь над водами…».
  13. Фет А. А. «Уснуло озеро…». Буря. «Я пришел к тебе с приветом…».
  14. Майков А. Н. Гроза.
  15. Полонский Я. П. Дорога.
  16. Чехов А. П. Жалобная книга. Хирургия. Смерть чиновника. Налим.
  17. Бунин И. А. Лапти.
  18. Куприн А. И. Изумруд.
  19. Брюсов В. Я. Нить Ариадны.
  20. Блок А.А. «Ветер принес издалека…». «Девушка пела в церковном хоре…». «Там, в ночной завывающей стуже…».
  21. Есенин С. А. Стихотворения.
  22. Ахматова А. А. «Я научилась просто, мудро жить…».
  23. Мандельштам О. Э. «Только детские книги читать…». Раковина. Домби и сын.
  24. Андреев Л. Ангелочек.
  25. Аверченко А. Т. Вечером.
  26. Тэффи. Свои и чужие. Модный адвокат.
  27. Дон-Аминадо. Четыре времени года.
  28. Толстой А.Н. Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита.
  29. Гумилев Н. С. Леопард.
  30. Осоргин М. А. Земля.
  31. Цветаева М. И. Стихи о Москве.
  32. Заболоцкий Н. А. Некрасивая девочка.
  33. Смеляков Я. В. «Если я заболею…». Хорошая девочка Лида.
  34. Астафьев В. П. Мальчик в белой рубашке.
  35. Шукшин В. М. Критики.
  36. Обручев В. Земля Санникова.
  37. Вампилов А. В. Цветы и годы (сцена). Свидание (сценка). Несравненный Наконечников.
  38. Евтушенко Е. А. «Стихотворение надел я на ветку…». «Со мною вот что происходит…»
  39. Фраерман Р. И. Дикая собака динго, или Повесть о первой любви.
  40. Высоцкий В. С. Песня о друге.
  41. Казаков Ю. Арктур – гончий пес.
  42. Беляев А. Человек-амфибия. Вечный хлеб. Остров погибших кораблей.
  43. Паустовский К.Г. Рождение рассказа.
  44. Свирский А. Рыжик.
  45. Рыбаков А. Н. Трилогия о Кроше.
  46. Дубов Н. Мальчик у моря.
  47. Нагибин Ю. Эхо.
  48. Железников В. Путешественник с богажом. Чучело.
  49. Троепольский Г. Белый Бим Чёрное ухо.
  50. Японские трехстишия (хокку, или хайку).
  51. Лонгфелло Г. У. Песнь о Гайавате.
  52. По Э. Лягушонок. Золотой жук. Похищенное письмо.
  53. Гюго В. Отверженные.
  54. Рид Майн. Всадник без головы.
  55. Скотт В. Айвенго.
  56. Стивенсон Р. Остров сокровищ.
  57. Дюма А. Три мушкетера.
  58. Диккенс Ч. Приключения Оливера Твиста.
  59. Войнич Э. Овод.
  60. Кэрролл Л. Алиса в зазеркалье.
  61. Конан Дойль А. Затерянный мир. Записки о Шерлоке Холмсе.
  62. Купер Ф. Пионеры. Прерия. Последний из могикан. Следопыт. Зверобой.
  63. Сабатини Р. Одиссея капитана Блада.
  64. Хаггард Р. Копи царя Соломона.
  65. Твен Марк. Янки из Коннектикута при дворе короля Артура.
  66. Лондон Дж. На берегах Сакраменто. Белый клык.
  67. Брэдбери Р. Все лето в один день.
  68. Олдридж Дж. Последний Дюйм.
  69. Дарелл Дж. Моя семья и звери.
  70. Шекли Р. Запах мысли.

Родная литература. Рабочая программа 7 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Родная литература» разработана для обучения учащихся 7 — го класса

с учетом:

  • «Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;
  • «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155;
  • перечня «100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению» (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.01.2013 г. № НТ- 41/08).

Данная программа конкретизирует содержание Стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Изучение предметной области «Родной язык и родная литература» должно

обеспечить

:

  • воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
  • приобщение к литературному наследию своего народа;
  • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
  • получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике. Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы.

В процессе обучения в основной школе эти задачи решаются постепенно, последовательно и постоянно; их решение продолжается и в старшей школе; на всех этапах обучения создаются условия для осознания обучающимися непрерывности процесса литературного образования и необходимости его продолжения и за пределами школы.

Как часть образовательной области «Родной язык и родная литература»» учебный предмет «Родная литература (русская)» тесно связан с учебным предметом «Родной язык (русский)». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Место учебного курса «Родная литература»

Учебный предмет «Родная литература (русская)» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)». Программа учебного предмета «Родная литература» в 7-хклассах рассчитана на 35 часов Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве сосверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
  • развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».

Содержание учебного предмета

Русский фольклор

Устное народное творчество. Былина «Илья Муромец и Соловей-Разбойник».

Малые жанры фольклора. Песни, сказки, частушки. Фольклор Курского края.

Исторические песни, лирические песни, календарно-обрядовая поэзия. Связь фольклорных произведений с другими видами искусства. Фольклорные традиции в русской литературе

Древнерусская литература

Жанровое богатство древнерусской литературы Традиции

древнерусской литературы. Житие Феодосия Печерского. Житие Серафима Саровского. «Повесть о разорении Рязани Батыем».»Повесть о Петре и Февронии Муромских» – гимн супружеской любви и преданности. «Поучение Владимира Мономаха». Значение духовно-нравственных заповедей, определивших дух эпохи и ставших основным вектором развития русской литературы.

Литература XVIII века

Гражданский пафос как основная отличительная черта литературного процесса эпохи классицизма. М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Д.И.Фонвизин.

Д.И.Фонвизин. Социально-нравственная проблематика пьесы «Бригадир». Истоки духовных пороков общества, утверждение автором гражданских идеалов.

Литература XIX века

Традиции литературы XIX века. Жизнь и творчество А.А.Фета. Умение выразить в слове тончайшие и прекрасные движения в жизни природы и человеческой души. «Устало все кругом: устал и цвет небес…», «В лунном сиянии…», Это утро, радость эта…».

Ф.И. Тютчев. Красота русской земли в лирике поэта. «Как сладко дремлет сад темно-зеленый!…», «Природа-сфинкс. И тем она верней…»

Басни как жанр. И.А.Крылов. Аллегорический смысл и мораль басни «Обоз».

Н.С.Лесков. Рассказ «Тупейный художник»-протест против социальной несправедливости, гимн верной и преданной любви.

И.С.Тургенев. «Вешние воды». Тема первой любви, духовной зрелости, превратностей судьбы.

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. Непреходящие ценности жизни в произведениях Тургенева. Стихотворения в прозе «Собака», «Голуби», Враг и друг», «Русский язык». «Записки охотника».Целостная картина России, освещенная любовным, поэтическим отношением автора к родной земле . «Гамлет Щигровского уезда», Льгов».

А.П.Чехов. Юмористические рассказы. «Пересолил», «Хирургия», «Лошадиная фамилия». Тема духовного поражения в рассказе «Анна на шее».

Литература XX века

Традиции литературы XX века.

Творчество С.А. Есенина. Тема любви к Родине – центральная в творчестве С.А.Есенина.

Литература 20 века. Творчество А.А.Блока. Пронзительное чувство родины в поэтическом цикле «На поле Куликовом». Стихотворение «Россия».

И.А.Бунин. Неповторимые художественные образы родной природы в произведениях Бунина. «И цветы, и шмели, и трава…», «Гаснет вечер, даль синеет…», «Октябрьский рассвет». Красота человеческой души в рассказе «Сверчок».

К.Г.Паустовский. Повесть «Золотая роза». Жанровые особенности произведения, проблематика, сложность и многогранность авторской оценки

Н.А.Рубцов. Неразрывная связь природы и человека в творчестве поэта.»В старом парке», «Купавы», «Подорожники».

В.А.Солоухин. Рассказ «Мститель». Формирование духовного мира подростка, умение прощать как первый шаг на пути постижения гармонии окружающего мира.

Гайдар А.П. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношение взрослых и детей, тимуровское движение. «Горячий камень». Нравственные уроки ценности жизни в произведении.

К.Д.Воробьев. Красота человеческих взаимоотношений в рассказе «Настя». Рассказ «Синель». Жанровые особенности произведения, проблематика, сложность и многогранность авторской оценки. Уроки доброты и милосердия в рассказе «У кого поселяются аисты». Испытание человека пленом на войне, мужество и стойкость, вера в свои силы в рассказе «Седой тополь».»Немец в валенках». Гуманизм как главный закон сохранения жизни на земле.

Е.И.Носов. Рассказ «Тридцать зерен» – размышления автора о человечности, о природе творчества. «Покормите птиц»- призыв писателя к милосердию и состраданию ко всему живому. Жестокая правда войны, трудная цена Победы в произведении «Красное вино Победы». Образ защитников родной земли в повести «Усвятские шлемоносцы». Исторические и патриотические мотивы в рассказе Е.И.Носова «НЛО нашего детства».

Публицистика. Д.С.Лихачев. Обзор книги «Земля родная». Обзор книги «Письма о добром и прекрасном». Размышления автора о патриотизме, об отечественной истории, о главных нравственных законах жизни.

В.М. Песков. Образ России в очерке «Помнить о Родине», в очерках «Отечество», «Средняя полоса».

В.В.Овечкин. Очерки «Районные будни»- «деловая правда», основанная на реальных событиях.

Ю.П.Герман. Обзор произведений «Россия молодая», «Дорогой мой человек», «Дело, которому ты служишь».

Родная земля в произведениях поэтов

Резерв

6
класс (1 час в неделю/35 часов в год) для ОО, реализующих ФГОС ООО

п /п

Тема Кол-во

часов

В том числе
Контрольные работы
Тест Творческая работа (защита проекта)
1. Русский фольклор 2
2. Древнерусская литература 4
3. Литература XVIII века 1
6. Литература XIX века 6
7. Литература XX века 15
8. Родная земля в произведениях русских поэтов 6 2
9. Резерв 1
Всего 35

Календарно-тематическое планирование «Родная литература (русская)» 7 класс

(35 часов)

Тема урока К-во ч.
1. Русский фольклор (2 часа)

Устное народное творчество. Былина «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»

1
2. Малые жанры фольклора. Песни, сказки, частушки. Фольклор Курского края. 1
3. Древнерусская литература( 4 часа)

Житийный жанр в древнерусской литературе.

1
4. Житие Феодосия Печерского. 1
5. Житие Серафима Саровского 1
6. Серафим Саровский «О попечении о душе», «О хранении сердца» 1
7. Литература 18 века.
(1 час)
Гражданский пафос как основная отличительная черта литературного процесса эпохи классицизма. М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Д.И.Фонвизин
1
8. Литература 19 века.
( 6 часов)
Жизнь и творчество А.А.Фета
1
9. А.А.Фет. Умение выразить в слове тончайшие и прекрасные движения в жизни природы и человеческой души. «Устало все кругом: устал и цвет небес…», «В лунном сиянии…», Это утро, радость эта…» 1
10. Басни как жанр. И.А.Крылов. Аллегорический смысл и мораль басни «Обоз». 1
11. И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. Непреходящие ценности жизни в произведениях Тургенева. Стихотворения в прозе «Собака», «Голуби», Враг и друг», «Русский язык» 1
12. И.С.Тургенев. «Записки охотника».Целостная картина России, освещенная любовным, поэтическим отношением автора к родной земле . «Гамлет Щигровского уезда», Льгов» 1
13. А.П.Чехов. Юмористические рассказы. «Пересолил», «Хирургия», «Лошадиная фамилия» 1
14. Литература 20 века.
(15 часов)
Творчество С.А. Есенина. Тема любви к Родине- центральная в творчестве С.А.Есенина
1
15. Предметно-поэтический мир в стихотворении С.А.Есенина «В хате» 1
16. И.А.Бунин. Неповторимые художественные образы родной природы в произведениях Бунина.»И цветы, и шмели, и трава…», «Гаснет вечер, даль синеет…», «Октябрьский рассвет». 1
17. Н.А.Рубцов . Неразрывная связь природы и человека в творчестве поэта.»В старом парке», «Купавы», «Подорожники». 1
18. А.П.Гайдар. Очерк жизни и творчества. Бескорыстное и доброе отношение друг к другу — центральная идея повести «Тимур и его команда». 1
19. Повесть «Тимур и его команда». История создания повести, герои произведения, роль тимуровского движения в судьбе страны. 1
20. А.П.Гайдар. «Горячий камень». Нравственные уроки ценности жизни в произведении. 1
21. К.Д.Воробьев. Очерк жизни и творчества. Красота человеческих взаимоотношений в рассказе «Настя». 1
22. В. А.Солоухин. Тайна гармонии мира природы в стихотворении «Букет» 1
23. В.А.Солоухин. Рассказ «Мститель». Формирование духовного мира подростка, умение прощать как первый шаг на пути постижения гармонии окружающего мира. 1
24. Е.И.Носов. Очерк жизни и творчества. Рассказ «Тридцать зерен»- размышления автора о человечности, о природе творчества 1
25. Рассказ Е.И.Носова «Покормите птиц»- призыв писателя к милосердию и состраданию ко всему живому. 1
26. Публицистика. Д.С.Лихачев. Обзор книги «Земля родная». 1
27. Д.С.Лихачев. «Земля родная». Размышления автора о патриотизме, об отечественной истории, о главных нравственных законах жизни. 1
28. В.М. Песков — писатель, журналист, фотокорреспондент. Образ России в очерках «Отечество», «Средняя полоса». 1
29. Родная земля в произведениях поэтов. (6 часов)

По выбору учителя

1
30. По выбору учителя 1
31. По выбору учителя 1
32. По выбору учителя 1
33. Урок защиты проектов по теме «Образ Родины в произведениях русской литературы». 1
34. Урок защиты проектов по теме «Образ Родины в произведениях русской литературы». 1
35. Резерв
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]