Разработка внеурочного мероприятия «Исследование острова»; 2-4 класс


Разработка внеурочного мероприятия «Исследование острова»; 2-4 класс

Реализуя программу внеурочной деятельности, наша школа ввела в свою практику выездные образовательные программы. Их основными преимуществами являются возможность организации работы в разновозрастных группах и использование внешкольных ресурсов для расширения образовательного пространства. Проводятся такие программы три раза в году. Выезжая на несколько дней, коллектив педагогов реализует различные учебные и практические задачи. В данной статье мы хотели бы представить наш опыт проведения проектной игры для учащихся 2-4 классов.

Главным источником идеи проведения игры была работа А.Б.Воронцова по реализации проектных задач в школе («Проектные задачи в начальной школе», «Сборник проектных задач» в 2 выпусках). Так как школа работает по традиционной программе, то все задания адаптированы для наших учеников. Составляя программу игры, мы придерживались следующих положений:

  • в команде работают дети из разных классов;
  • взрослый в работе команды не участвует, а является лишь наблюдателем и экспертом. Для обеспечения безопасности есть наблюдающие «в поле» (игра проводилась вне помещения, на открытом хорошо просматриваемом пространстве);
  • задания опираются на школьные знания, но представлены в нетрадиционной форме, требующей проявления таких метапредметных умений, как самостоятельность в принятии решений, компетентность в решении проблем, целеполагание и планирование, корректировка уже существующего плана, умение вступать в коммуникацию.

Следует отметить, что после проведения игры у педагогов появилось огромное количество тем для обсуждения и планирования своей работы (игра проводилась в первых числах сентября). Если наш опыт привлечет чье-то внимание, мы открыты для сотрудничества.

Детские отзывы.

Очень интересно было на интеллектуальной игре, потому что мы были дружной командой, и мы поняли, как это важно действовать покомандному. Мы очень сдружились между собой и были как семья, и старшие помогали младшим.

Поездка была замечательная!

Лиза

Было сложно, но интересно на «Академии наук», потому что мы как настоящие исследователи добывали информацию про остров.

Егор

А ещё мы играли в игру, то есть во что-то смешанное между игрой и задачей. Было интересно и немного трудно.

Федя

Я рад, что наша команда прошла все проектные задания интеллектуальной игры. Мы работали все вместе и дружно.

Здорово, что я поехал в Покровское, потому что я люблю познавать новое.

Матвей

Проектная задача ИССЛЕДОВАНИЕ ОСТРОВА (2-4 классы)

  1. СТАРТ (списки команд, карта острова)

«Недавно с искусственного спутника Земли был сделан снимок неизвестного ранее острова в Могучем океане. Ученые задались вопросом: какой он? Есть ли там растительность и животные? Живут ли там люди? Какие погодные условия? Для исследования острова была организована экспедиция Академии наук. Несколько команд высадились на берег и начали изучение острова.

Как вы могли догадаться, этими исследователями предстоит стать вам. Сейчас вы видите перед собой карту острова. После вашего исследования она наполнится сведениями, которые позволят людям познакомиться с его обитателями.

Задача перед вами стоит непростая. Вам пригодятся знания, полученные в школе, смекалка и сообразительность, взаимопомощь и умение работать в команде.

Каждая команда получит маршрут своей экспедиции, состоящий из трех этапов. На каждом этапе вы сможете добыть информацию об острове. Заносите ее в специальные карточки, которые в конце экспедиции вы разместите на карте острова.

Работать вы будете совершенно самостоятельно. Встречающий вас на этапе эксперт не будет ничего объяснять и тем более подсказывать. Он озвучивает задание и проверяет его. Вам будет дано две попытки исправить ошибки. Каждая команда получит 3 карточки с вопросительным знаком, это значит, что во время игры вы можете задать три вопроса экспертам.

Итак, за работу. Будьте внимательны, задавайте друг другу вопросы, объясняйте непонятное, работайте сообща. У вас все получится!»

  1. ИГРА (первое задание тренировочное, второе – итоговое, выполняя которое, ученики получают информацию об острове). У эксперта есть лист наблюдений за работой группы (приложение 1).

Полный текст материала Разработка внеурочного мероприятия «Исследование острова»; 2-4 класс смотрите в скачиваемом файле
. На странице приведен фрагмент.

Автор: Питинова Н.Н., Майкова А.Г. → Публикатор 06.11.2015 0 2521 297 Комментировать

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Вход | Регистрация

Есть мнение? Оставьте комментарий

Проектная задача

Мартынова Светлана Григорьевна, учитель начальных классов,

МБОУ «Очерская СОШ №1»

«Описание проектной задачи «Животный мир

» для обучающихся 2-4 классов»

Проектная задача «Животный мир

» разработана с целью приобщения обучающихся к окружающему миру В ходе проектной задачи оценивается взаимодействие учащихся при работе в малой группе путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в малой группе.

Название проектной задачи Выпуск газеты
«В мире путешественников»на тему«Животный мир»
Предмет Окружающий мир, литературное чтение, русский язык, математика.
Класс 2, 3, 4
Тип задачи Межпредметная проектная разновозрастная
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)
  • Комплексное использование освоенных в разных предметах способов действий в квазиреальной (модельной) ситуации, требующей их совмещения

Разновозрастное сотрудничество учащихся. 2. Оценивание уровня сформированности групповых форм учебного сотрудничества в ходе различных этапов решения поставленной задачи

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача Окружающий мир:
  • работа с картой;
  • знание разнообразия животного мира.

Русский язык:

  • умение грамотно составлять собственные статьи, используя предложенный текст план (вопросы).

Литература:

  • сочинение синквейна;
  • выбор необходимой информации согласно инструкции.

Математика:

  • выполнение простейших вычислений,
  • работа с таблицей.
Общеучебные умения:
  • работа в малой группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль;
  • умение находить недостающую информация в разных видах источников;
  • выбор адекватных форм представления результатов работы
Планируемый педагогический результат Демонстрация учащимися:
  • усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;

умения, работая в малой разновозрастной группе, создать конечный «продукт» — иллюстрированный номер газеты «В мире путешественников», в которой отражен животный мир.

Способ и формат оценивания результатов работы В процессе решения задачи оценивается:

• владение учащимися необходимым предметным материалом;

• умение правильно выполнять отдельные задания и выстроить с их помощью решение задачи в целом;

• умение взаимодействовать в малой группе при решении общей задачи. Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в малой группе

Инструкция № 1

Австралия

Работа со статьёй для газеты

В информационной базе туристической фирмы произошёл сбой системы, в информационных листах о туристе исчезла фотография.

Прочитайте текст газетной статьи с описанием животного-туриста.

  • Определите животное.
  • Подберите рисунок.
  • В статье выделите фрагмент текста, который поможет вам раскрасить животное (вырежьте необходимый фрагмент текста).
  • Раскрасьте животное.
  • Разместите, выбранный фрагмент текста с рисунком на листе группы и наклейте.

Исполнители:

Ф.И.__________________________________________________

Ф.И.__________________________________________________

Инструкция № 2

Южная Америка

Работа с географическими картами

  • Рассмотрите физическую карту полушарий и определите место материка на контурной карте.
  • Рассмотрите цветовую таблицу принятых условных обозначений для географических карт.
  • Раскрасьте материк на контурной карте в соответствии с физической картой.
  • Подпишите материк.

Исполнители:

Ф.И.__________________________________________________

Ф.И.__________________________________________________

Инструкция № 3

Южная Америка

Работа с таблицей, графиками и расчеты по ним.

Грузоподъёмность самолета туроператора ограничена – до 600 кг.. На борт самолета могут сесть только четыре туриста. Кто?

  • Рассмотрите таблицу массы животных-туристов.
  • Рассчитайте, кто из животных сможет совершить туристический перелёт в Россию.
  • Отметь животных – туристов в таблице галочками

В туристической программе запланирована лыжная прогулка для гостей, которую можно совершать при температуре не ниже -150С.

  • Рассмотрите график температур и определите благоприятный день для лыжной прогулки.

Исполнители:

  • Ф.И.__________________________________________________
  • Ф.И.__________________________________________________

Инструкция № 4

Южная Америка

В информационной базе туристической фирмы произошёл сбой системы, в информационных листах о туристе исчезла фотография.

Прочитайте текст газетной статьи с описанием животного-туриста.

  • Определите животное.
  • Подберите рисунок.
  • В статье выделите фрагмент текста, который поможет вам раскрасить животное (вырежьте необходимый фрагмент текста).
  • Раскрасьте животное.
  • Разместите, выбранный фрагмент текста с рисунком на листе группы и наклейте.

Исполнители:

Ф.И.__________________________________________________

Ф.И.__________________________________________________

Экспертный лист для оценки работы группы

Критерии Ответы
Лидер в группе (наличие лидера, его появление стихийное, по решению группы и т. д.)
Взаимодействие членов группы в ходе работы (отсутствие взаимодействия, обсуждение своих решений, помощь друг другу по запросу)
организация работы на завершающем этапе (общее обсуждение, предъявление результатов каждым учащимся и т. п.)

Животные

Африка окапи, слон, лев, страус, лисица-фенек
Южная Америка альпака, очковый медведь, бизон, муравьед, тапир
Австралия Динго, коала, эму, большой рыжий кенгуру, гребнистый крокодил

Литература:

1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя под редакцией А.Г. Асмолова. М.: Просвещение,2011,-159с;

2.Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе/А.Б. Воронцов и др. М.: Просвещение,2011,-196с.

Приложение

Материалы к проектной задаче

Окапи

часто называют лесным жирафом, несмотря на то, что шея у них не длинная. Густой тропический лес — основная среда обитания животного. Окапи — очень необычное животное. Они выглядят так, словно состоят из частей разных животных: ноги, как у зебры, в черно-белую полоску, голова – серая, а шея, тело и круглые уши — коричневые. Язык у окапи синий и настолько большой, что они могут использовать его даже для чистки ушей.

Длина его тела составляет около 2 м, масса — 230–240 кг, высота в холке — 140 см. При этом самцы меньше самок, а также отличаются от последних наличием двух коротких рогов.

Стройное мускулистое тело, длинная упругая шея, небольшая голова и очень выразительный взгляд — некоторые внешние черты окапи. Шерсть у животных короткая и бархатистая, на свету она красиво переливается различными оттенками, от красноватого до темно-коричневого. Морда окапи светлая, а на ногах — темные, почти черные полосы, похожие на полосы зебры. Еще одна необычная особенность строения окапи — невероятно длинный для позвоночного животного синий язык. Им окапи умывает глаза и достает подходящую пищу, а также с легкостью отделяет почки и листья от веток.

Слон африканский

— млекопитающее семейства слонов отряда хоботных, живет только в регионах Африки. Самое крупное из современных наземных животных.

Кожа у слонов, за исключением спины и боков, где она может достигать 2-3 сантиметров, очень чувствительна и особенно к солнцу. Именно поэтому слонихи часто прикрывают своих детенышей своей тенью.А так же по этой же причине слоны покрывают себя грязью.

В среднем самцы имеют массу 5 тонн, самки — 3 тонны, высота в плечах — 4 метра. У слонов массивное телосложение – большая голова, с огромными ушами длиной до 1,5 метра, очень короткая шея.Хвост может достигать в длину более 1 метра.Окрас шкуры – серый, тело покрыто редким волосяным покровом. Кожа морщинистая, грубая, бивни изогнутые.

Слон поразительно подвижен, легок в движениях, без торопливости быстр и прекрасно плавает. Онилегко передвигается и по песку, и по болотистой местности благодаря особенностям подошв ног, которые могут сужаться и расширяться. Во время ходьбы, когда слон становится на землю, подошвы расширяются и площадь соприкосновения с поверхностью увеличивается. Передние конечности имеют 4 пальца, задние – 3.

Царь зверей — именно так называют льва

. Это крупные животные, телосложением напоминающие кошку. Шерсть у них имеет несколько оттенков рыжего и коричневого цвета. Как правило, спина окрашена в коричневый цвет, бока имеют рыжий цвет, а лапы практически жёлтые (или белые).

Самец сильно отличается от самки, их невозможно перепутать. Во-первых, самка гораздо меньше самца по размерам тела. Самец весит примерно 200-230 кг, а самка не больше 150 кг. При этом самец имеет длину тела больше трёх метров, а самка не вырастает больше двух с половиной метров. Во-вторых, у самцов на шее присутствует грива. Именно это придает ему величественный, царский вид.

Львы живут семьями, которые называются прайдами.

Страусы

— обитатели открытых равнин. Они населяют травянистые саванны, сухие редколесья и полупустыни Африки.

Страусы — самые большие птицы: средний страус имеет рост 2,5 метра и весит 120 кг. Голова у страуса небольшая плоская с большими глазами, снабженными ресницами на верхнем веке. Уши открыты голые, плоским прямым клювом с роговым когтем на надклювье и двумя шпорами на крыльях. Ротовая щель доходит до глаз.

Самцы крупнее самок. У самцов большая часть оперения черная, а хвост и крыльябелые. У самок и молодых особей окрас коричнево-серый, крылья и хвост грязновато-белые. На бедрах, голове и шее оперение практически отсутствует. У самок кожа в этих участках тела розовато-серая, а у самцов серая, розовая или сине-серая в зависимости от подвида.

На сильных и длинных ногах имеется по 2 пальца, один из которых напоминает копыто. На этот палец ложится вся нагрузка, когда страус бежит.При необходимости страус может бежать со скоростью 70 км/час

Лисица фенек

– это пустынная лисица, которая отличается от других видов очень маленькими размерами тела и большими ушами. Проживает фенек в основном в пустынях Северной Африки. Размеры лисицы фенек не больше обычной кошки. Длина тела составляет в среднем 35 сантиметров, длина хвоста – 30 сантиметров, высота зверьков – до 25 сантиметров, а вес всего лишь 1кг 500г.

Лисица фенек имеет маленькую, заостренную мордочку, большие глаза, маленькие зубы. Характерной особенностью этих лисиц являются их уши. Они достигают 15 сантиметров в длину. Такие большие уши нужны фенек не только для того, чтобы он мог расслышать малейший шорох рядом, но и для охлаждения тела в жарком климате. Все тело пустынной лисицы фенек приспособлено к высоким температурам. У фенек опушенные стопы, что позволяет ему спокойно передвигаться по горячему песку. Шерсть у лисицы фенек густая и мягкая, светло-рыжего окраса.

Альпака

– это очень симпатичное животное семейства верблюжьих. Обитает на территории Южной Америки в высокогорных районах Перуанских Анд.Живя высоко в горах, где перепад температур днем и ночью достигает 30 градусов, альпака имеет более теплый мех, чем остальные виды животных.Цветовая гамма шерсти альпака довольно широка, можно выделить около 20 оттенков — от чисто белого, традиционно-бежевого или серебряного — до коричневого и даже черного.

Альпака не имеет передних зубов, поэтому животное вынуждено собирать еду губами и пережевывать ее боковыми зубами. Альпака очень любознательна, добродушна и интеллигентна. Рост животного доходит до 86 см, а вес колеблется от 45 до 77 кг.

Очковый медведь

– единственный представитель семейства медвежьих, живущий в Южной Америке.Обитает преимущественно в горных лесах (на высоте до 3 000 м) западного склона Анд, но нередко появляется на открытых луговых склонах и даже в низменных саваннах и зарослях кустарников.

Биология очкового медведя изучена плохо. Это ночные и сумеречные животные, не впадающие в спячку (хотя они могут устраивать себе берлоги).

Этот зверь средней величины: длина его тела 150—180 см, хвоста — 7—10 см, высота в плечах 75—80 см; весит от 70 (самки) до 140 (самцы) кг. Мех косматый, угольно-чёрный или черно-бурый. Вокруг глаз белые или желтоватые кольца (отсюда название), соединяющиеся с белым полукружием на горле. Впрочем, у некоторых особей пятна отсутствуют. Мордочка короче, чем у других медведей.Живёт до 21 года.Численность очковых медведей невысока (исчезающий вид), они внесены в Красную книгу Международного союза охраны природы.

Американский бизон

— принадлежит к полорогим (полый – пустой) млекопитающим. Эти быки отличаются внушительными размерами и массивным телосложением. По внешнему виду бизон схож с зубром. Он огромных размеров и очень сильный.Высота животного в холке 1,8-2 м, длина тела составляет 2,5-3 м. Самцы бизона весят около 1,2 т. По габаритам самки бизона уступают самцам, их вес достигает 700 кг.

Туловище бизона густо покрыто шерстью серого цвета с бурым оттенком.Окрас животных может варьироваться от светло-рыжего до темно-коричневого, практически черного цвета.

На голове, груди и бороде шерсть длиннее и темнее, чем на всем теле. Голова животного массивная, с выраженным широким лбом, по обе стороны которого расположены толстые короткие рога. Они расходятся в стороны у основания головы, а их концы загнуты внутрь. Уши животного небольшие, узкие; шея массивная, короткая; глаза большие, темного цвета. Характерная особенность строения бизона — горб на загривке. Передняя часть туловища животного хорошо развита, задняя — значительно слабее.Ноги бизона приземистые, но сильные. Хвост короткий, с кисточкой на конце.

Муравьед

– удивительноемлекопитающее, обитает в саваннах и тропических лесах Южной Америки.

Муравьеды имеют характерные трубкообразные морды с небольшой ротовой щелью и длинным клейким языком 60 смпокрытый липкой слюной. Им они добывают термитов, муравьев, пчел и личинок жуков. Они также могут утолить голод и лесными ягодами, срывая их с помощью губ.У него хорошее обоняние, но очень слабо развиты зрение и слух.

Масса взрослой особи гигантского муравьеда — до 40 кг, общая длина тела от носа до кончика хвоста — порядка 2 м 30см.Пушистый хвост, сжатый со сторон, достигает 100 см.

Мех муравьеда

имеет серебристо-серую окраску, местами темнее, а по бокам со стороны груди – совсем черную.Шерсть упругая и жесткая, а длина волосяного покрова увеличивается по направлению к хвосту: голова почти лишена растительности.

Все муравьеды медлительные животные– близкие родственники ленивцев и броненосцев. Становятся частой добычей браконьеров. Гигантский муравьед занесен в международную Красную книгу, как вид, которому угрожает исчезновение.

На языке одного из южноамериканских племен тапир

– значит «толстый». Так местные индейцы нарекли тапира за его толстую кожу. Длина тела 180-200 см, длина хвоста 5-10 см, высота в холке 75-120 см. Масса 225-300 кг. Телосложение тяжелое. Тело округло сверху и суживается кпереди, короткий, словно обрубленный, хвостик. Конечности короткие и толстые. Копыта небольшие овальные. Глаза маленькие. Уши короткие, округлые, малоподвижные. Морда оканчивается небольшим подвижным хоботком, образованным носом и верхней губой,служит для захвата листьев, водных растений и сочных побегов. Ноздри открываются на конце хобота. Маленькие глазки, круглые, торчащие в стороны уши

Это животное сочетает в себе черты лошади и носорога. Как и у лошади, у тапира имеются копыта, а у отдельных видов есть небольшая грива. Все тело покрыто густым коротким мехом. Окраска тела одноцветная — темно-коричневая или рыжеватая на спинной стороне и светлая на брюшной.

Тапиры – умелые пловцы и ныряльщики, могут подолгу пребывать под водой, спасаясь от преследования в реке или озере.

Большинство видов тапиров занесены в Красную книгу, так как численность этих животных в последнее время заметно сократилась из-за охоты на них и вырубки лесов.

Справа

Признаки, которые влияют на погоду:

Погода – это изменение характеристик нижнего слоя атмосферы.

Атмосфера – это воздушная оболочка, окружающая Землю.

Известно, что поверхность Земли нагревается неравномерно, и степень ее нагрева зависит от высоты Солнца над горизонтом. Кроме того, неодинаково прогреваются разные участки Земли.

Между поверхностью и атмосферой постоянно происходит обмен влагой. Испаряясь с поверхности океанов, водяной пар восходящими движениями воздуха поднимается вверх.

Изменения погоды связаны с движением Земли вокруг Солнца и своей оси. Это изменения температуры и влажности воздуха, направления ветра и т.д.

Воздушные массы перемещаются благодаря разности давления воздуха. В холодной воздушной массе воздух более плотный, и поэтому атмосферное давление после прохождения холодного фронта повышается. Воздух движется. Движение это мы ощущаем в виде ветра. Ветер – это могучее, всеобъемлющее явление природы. Итак, ветер возникает из-за разности давления воздуха. Экспертный лист для оценки работы группы

температура

дата

февраль

ФИ эксперта ____________________________________ № группы _____________

Вопросы Ответы
Как группа приступила к работе (сразу стали выполнять задания; сначала ознакомились со всеми заданиями и т.п.)?

Опишите подробнее.

Каким образом, и на каком этапе была распределена работа между членами группы?
Как осуществлялись переходы от одной модели к другой при отмеривании полосок требуемой длины? Опишите подробнее с указанием всех участников группы.
Кто из участников при укладке полученных фигур по сборочному чертежу возвращался к моделям из задания 1 и отмеривал величину заново?
Был ли в группе лидер?

Если да, то каким образом он появился (по собственной инициативе, стихийно, по решению всей группы и т.п.)?

Как члены группы взаимодействовали в ходе работы (никак, обсуждали свои решения, помогали друг другу по запросу и т.п.)?
Как была организована работа на завершающем этапе – при сборке (общее обсуждение, каждый предоставил свои результаты и они не обсуждались группой и т.п.)?
Опишите климат и взаимоотношения в группе (доброжелательная обстановка; взаимопомощь; ссоры; никакого содержательного общения и т.п.). Если были конфликтные ситуации, то как они разрешались?
Подведите итог – ваше общее впечатление от работы группы.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: