План конспект по информатике 5 класс Урок 9. Хранение информации


Конспект урока «Хранение информации»

Конспект урока «ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ.»

Автор:

учитель информатики, II квалификационная категория. в МОУ СОШ №42 г. города Братска, Иркутской области. e-mail: *****@***ru

Цели:

1. актуализировать знания по теме «Декодирование информации»;

2. рассказать о хранении информации;

3. познакомиться с различными носителями информации;

4. развивать у учащихся интерес к предмету, воспитывать целеустремлённость и трудолюбие.

Тип урока:

1 ч – изучение нового материала.

Средства обучения:

презентация «Хранение информации», учебник , Р. Т. – 3 класс

Структура урока, методы и затраты времени

Этапы урока Содержание этапа Время урока
Организация Подготовка учащихся к уроку, проверка присутствующих. 0 — 3
Мотивация Объяснение темы, цели, плана проведения занятий 4 — 5
Актуализация знаний 1. Зачем люди декодируют информацию? 2. Придумай и расскажи короткую историю о том, как Коля кодировал письмо своему другу с помощью кодовой таблицы. 3. Расскажи про шифр Цезаря. 4. Придумай свой способ кодирования и декодирования. Закодируй этим способом в рабочей тетради сообщение: «Я понимаю, что такое кодирование». 6 — 10
Формирование новых понятий, сравнительная характеристика План изложения нового материала – просмотр презентации «Хранение информации» 11 — 20
Закрепление полученных знаний Выполнение заданий в учебнике и РТ. Ответы на вопросы преподавателя. Практическая работа с мышью на ПК. 21 — 35
Подведение итогов урока. Задание на дом Контрольные вопросы по новому материалу. §11, вопросы 36 — 40

В памяти человека хранится информация обо всём, что он видел, слышал, чувствовал или испытывал. Люди хранят информацию на разных носителях и для хранения информации создают библиотеки и медиатеки. Зачем всё это? Хранение информации — это одно из действий с информацией, необходимое, прежде всего, для обеспечения жизнедеятельности и безопасности человека.

Обратимся к истории. Давным-давно человек не умел добывать огонь и пользоваться им. Когда во время летней засухи возникали лесные пожары, люди обратили внимание на огонь и поняли, что огонь — это горячо! Если отойти подальше, то тепло, приятно. Люди сохранили в своей памяти информацию о свойствах огня и о том, как можно использовать огонь, чего при этом надо опасаться. Люди стали греться у огня, готовить на огне еду, обогревать и освещать огнём свой дом, но всегда при этом старались обеспечить свою безопасность.
Только благодаря способности человека долго хранить в своей памяти информацию, его можно научить читать, писать и считать.
Если бы у человека не было памяти, он не смог бы найти свой дом после прогулки, свои вещи в доме, приготовить пищу. Он не знал бы имён своих родителей и друзей и многое-многое другое.
Информация, которая хранится в памяти отдельного человека,недоступна другим людям.
Если то, что знает человек, он выразит каким-либо образом: звуками устной речи, письменно или рисунком, информацией смогут воспользоваться другие люди. Представленная на носителе информация уже не «связана» с памятью отдельного, конкретного человека.
Сохранённой, то есть представленной на носителе, информацией может пользоваться любой человек.
Важно, что представленную на носителе инфор­мацию можно хранить и передавать другим людям. Как тем, кто находится далеко, так и тем, кто будет жить после нас.
Информацию, представленную на носителе рисунком, числами или текстом, можно долго хранить и передавать на большие расстояния.
В каждом доме есть фотоальбом, в котором хра­нятся фотографии родных и близких людей. Тексты и рисунки сохраняют в записных книжках, книгах, журналах, дневниках. Про журнал, записную книжку, дневник или книгу можно сказать — это хранилище за­кодированной информации.
Книги предназначены для длительного хранения информации.
Книги хранят в библиотеках. В библиотеке обыч­но хранится много книг. Библиотеки бывают домаш­ние и школьные, городские и районные, детские и технические.
Библиотека — это хранилище книг, то есть хранилищезакодированной информации.
В настоящее время люди научились хранить не только тексты и рисунки. Появились способы кодиро­вания и хранения звуковой и видеоинформации. Уже существуют книги, учебники, справочники, энцикло­педии, которые изготовлены не из бумаги, а, напри­мер, в виде магнитных и лазерных дисков. Диски хранятся не в библиотеке, а в медиатеке.
Медиатека — это хранилище электронных книг, справочников, энциклопедий, компьютерных игр, обучающих программ.
Компьютер тоже хранит информацию в своей па­мяти. Закодировать и хранить в памяти компьютера в виде цифровых данных можно и звуки, и изображе­ния, и тексты, и числа, и видеофильмы. Во время работы компьютера информация хра­нится в его внутренней памяти. Прежде чем выклю­чить компьютер, следует сохранить информацию на дисках (во внешней памяти), иначе она пропадёт.

Главное, что мы должны понять и запомнить

1. Хранение информации — это одно из действий с информацией. 2. Человек хранит информацию в своей памяти для обеспечения своей жизнедеятельности и безопасности. Память человека обеспечивает его способность учиться и работать. 3. Книги предназначены для длительного хранения информации. 4. Компьютер — это очень удобный инструмент для хранения закодированной информации. 5. Закодировать и хранить в памяти компьютера можно и звуки, и изображения, и тексты, и числа, и видеофильмы.

Знать

1. Для чего необходимо запоминать и хранить информацию? 2. На каких носителях можно хранить информацию? 3. В каком виде хранится информация в книгах? А в памяти компьютера? 4. Чем библиотека отличается от медиатеки? 5. Как, по-твоему, человеку удобнее хранить информацию — в своей памяти или в памяти компьютера?

Это интересно

В США создан компьютер, который можно но­сить в кармане. Монитор (жидкокристалличе­ский) размещается у пользователя на спине, так что изображение видят только окружающие, но не сам владелец компьютера. Он может ме­нять по своему желанию картинки и надписи на футболке или куртке. Можно также показывать мультфильмы на спине.

Дополнительно

В качестве демонстрационного материала можно воспользоваться презентацией «Хранение информации» с помощью мультимедийного проектора. Презентация создана в прикладной программе MS Power Point.

Конспект урока «Действия с информацией» по информатике для 5 класса

Откройте тетради, давайте запишем новую тему: «Действия с информацией»

Очень важную роль в жизни каждого человека игра­ет информация и действия с ней. заглянем в историю.

Слово «история» в переводе с греческого языка означает «рассказ о прошедшем». Из прошедшего нас в данном случае интересуют два вопроса: какие действия с информацией осуществляли древние люди, и как мы об этом узнали.

Например, как мы узнали, что древние люди умели передавать друг другу сообщения (информацию) зву­ками своего голоса, знаками, жестами и другими спо­собами? Они передавали другим людям информацию о наличии пищи, воды, об опасности, о том, где можно укрыться от холода или диких зверей, о своих чувствах.

Об этом мы знаем, потому что информацию о себе люди оставляли (хранили) В виде изображений, текстов, знаков на каменных стенах пещер, глиняных дощечках, стенах домов, дворцов и храмов, предме­тах быта и домашнего обихода. Например, на блюдах, кувшинах, монетах, ювелирных украшениях и других предметах, сохранившихся до наших дней. Всё это можно найти и прочитать. В исторических книгах, справочниках, энциклопедиях.

Можно пойти в музей и своими глазами увидеть вещи, сделанные руками древнего человека.

С целью хранения и передачи Информации люди представляли предметы и явления природы с помо­щью простых рисунков:

Эти обозначения говорят нам о том, что люди, возможно, вели наблюдение за погодой и с помощью этих рисунков сохраняли информацию о своих наблюдениях.

Они описывали свою жизнь, изображая людей, их состояние, свойства, действия:

мужчина и женщина.

Такие изображения использовались в древние времена для хранения и передачи информации людь­ми, которые не знали букв. Каждый рисунок обозна­чал целое слово.

Окружающий нас мир — мир информации. Из каких источником мы получаем информацию. Информацию нам несут другие люди, всевозможные предметы и явления.

Когда вы слушаете объяснение учителя, читаете книгу, изучаете схему метро, смотрите кинофильм, посещаете музеи и выставки, вы получаете информацию. Важную для себя информацию человек старается запомнить, а если не надеется на свою память, то и записать, например, в записную книжку.

Люди обдумывают полученную информацию, делают определённые выводы, другими словами, обрабатывают информацию. Поиск нужного слова в словаре, перевод текста с иностранного языка на русский, заполнение календаря природы, раскрашивание контурных карт, вставка пропущенных букв в упражнении по русскому языку — всё это примеры обработки информации.

Потребность человека выразить, передать имеющуюся у него информацию привела к появлению речи, письменности, изобразительного и музыкального искусства.

Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации.

Чтение газеты, заучивание правила или стихотворения, решение математической задачи, фотографирование — это действия человека с информацией.

А вот приготовление обеда — это действия с продуктами питания. Но чтобы приготовить какое-то блюдо, необходимо иметь информацию о том, как это делается. Только тогда получится вкусно и полезно.

Правильные действия человек может осуществлять, имея информацию о том, как это делается. В детстве люди учатся ходить и говорить, рисовать, писать и читать, есть, и готовить пищу, убирать постель и мыть посуду, делать утреннюю гимнастику и чистить зубы, выполнять многие другие действия. Как всё это делается, ребёнку объясняют и показывают родители, воспитатели и учителя. Многому можно научиться, просто наблюдая, как это делают другие. Наблюдение — это тоже действие с информацией.

Технологические процессы обработки информации в информационных технологиях

3.1. Технологический процесс обработки информации и его классификация

Внедрение и эффективное функционирование информационных технологий зависит от организации технологического процесса обработки информации на экономическом объекте.

Технологический процесс преобразует информацию, начиная с момента возникновения исходных данных и заканчивая получением ожидаемых результатов.

Построение технологического процесса обработки информации на предприятиях или в организациях определяется следующими факторами:

  • особенностями обрабатываемой информации;
  • типами решаемых задач;
  • объемом обрабатываемой информации;
  • требованиями к периодичности, срочности и точности обработки данных;
  • соответствия временным регламентам взаимодействия производственных процессов и их элементов;
  • типами, количеством и характеристикой технических средств обработки информации и т. д.

Эти факторы ложатся в основу организации технологического процесса, который включает перечень последовательности и способов выполнения операций, порядка работы специалистов и средств автоматизации, организацию рабочих мест, установление временных регламентов взаимодействия и т. д.

Организация технологического процесса должна обеспечить его экономичность, комплексность, надежность функционирования, высокое качество работ и т. д. Это достигается использованием системотехнического подхода к организации технологии обработки информации, которая строится на следующих принципах:

  • интеграция обработки информации и возможность работы специалистов в условиях эксплуатации автоматизированных банков данных (АБД);
  • распределенная обработка данных на базе развитых систем передачи информации;
  • рациональное сочетание централизованного и децентрализованного управления посредством соответствующей организации технологического процесса обработки информации;
  • моделирование и формализованное описание данных, операций их преобразования, функций и автоматизированных рабочих мест специалистов;
  • учет конкретных особенностей экономического объекта, в котором реализуется информационная технология.

Технологические процессы обработки информации различаются составом и последовательностью операций, степенью их автоматизации, т. е. долей машинного и ручного труда, надежностью их выполнения и т. д. При этом надежность обработки информации в технологическом процессе реализуется качеством выполнения основных операций и наличием разнообразных средств контроля.

В соответствии с этим выделяют большое количество технологических процессов обработки информации, которые можно классифицировать по различным признакам, приведенным в табл. 3.1.
Таблица 3.1. Классификация технологических процессов

Классификационный признакТип технологического процесса обработки информации
1.Тип организации технологического процессаПредметный тип
организации предполагает создание параллельно действующих технологических линий, специализирующийся на обработке информации и решении конкретных комплексов задач (учет труда и заработной платы, снабжение и сбыт и т.д.) и организующих пооперационную обработку данных внутри линии
Пооперационный (поточный) тип
построения технологического процесса предусматривает последовательное преобразование данных, согласно технологии, представленной в виде непрерывной последовательности сменяющих друг друга операций, выполняемых в автоматическом режиме
2.Степень централизации обработки данныхЦентрализованный
, характеризующийся тем, что обработка информации и решение основных функциональных задач экономического объекта производится в центре обработки — центральном сервере, организованной на предприятии вычислительной сети, либо в отраслевом или территориальном информационно-вычислительном центре.
Децентрализованный
, основанный на локальном применении средств вычислительной техники, установленных на автоматизированных рабочих местах специалистов для решения конкретных функциональных задач. Децентрализованные технологические процессы не имеют централизованного автоматизированного банка данных, но обеспечивают пользователей средствами коммуникации для обмена данными между рабочими станциями сети.
Комбинированный
, характеризующийся интеграцией процессов решения функциональных задач на автоматизированных рабочих местах специалистов с использованием совместных баз данных и концентрацией всей информации экономического объекта в автоматизированных банках данных
3.Тип автоматизированного процесса управленияТехнологические процессы, выполняемые в системах обработки данных.
Технологические процессы аналитической обработки данных
в системах подготовки принятия решений и экспертных системах.
Технологические процессы для разработки новых видов продукции
и получения чертежной и технологической документации в системах автоматизированного проектирования.
Технологические процессы, выполняемые в системах электронного документооборота.
4.Отношение к ЭВМВнемашинные
технологические процессы, имеющие подготовительный характер, т.к. их функционирование связано с получением исходных данных.
Внутримашинные
, связанные с хранением и обработкой полученной информации
5.Тип обрабатываемой информацииТехнологические процессы обработки цифровых данных.
Технологические процессы обработки текстовой информации.
Технологические процессы обработки графической информации.
Технологические процессы обработки мультимедийной информации.
Технологические процессы на базе экспертных систем.
6.Тип используемого технического обеспеченияТехнологические процессы обработки информации на базе персональных компьютеров.
Технологические процессы обработки информации в локальных вычислительных сетях.
Технологические процессы обработки информации в региональных сетях.
Технологические процессы обработки информации в глобальных сетях
7.Режим обработки информацииПакетный
предусматривает выполнение обработки информации, оформленной в виде пакета заданий для ЭВМ под управлением ее операционной системы.
Диалоговый предусматривает интерактивную связь пользователя с ЭВМ посредством устройств ввода информации (клавиатуры и др.), с которых возможен ввод команд, воздействующих на порядок работы программ обработки информации.
Режим разделения времени
, при котором компьютер используется несколькими пользователями одновременно, обычно при помощи системы квантования времени.
Режим реального времени обеспечивает такую реакцию управления экономическим объектом, которая соответствует динамике его производственных процессов.
8.Тип информационного обеспеченияТехнологические процессы, обрабатывающие локальные файлы.
Технологические процессы, обрабатывающие локальные базы данных.
Технологические процессы, обрабатывающие распределенные базы данных
9.Тип прикладного программного обеспеченияТехнологические процессы, применяющие функционально ориентированные пакеты, используемые для автоматизации решения задач функциональных подсистем.
Технологические процессы, использующие методом — ориентированные пакеты, применяемые для решения задач класса системы подготовки принятия решений.
Технологические процессы на базе профессионально ориентированных пакетов, предназначенных для обработки различных типов данных.

В основу выбора типа технологического процесса обработки информации должна быть положена эффективность функционирования экономического объекта для достижения стратегических целей бизнеса.

В этом случае информационная технология в целом должна обеспечивать развитие бизнеса, его управляемость и качество, конкурентоспособность, снижение стоимости выполнения бизнес-процессов и т. д. , а технологический процесс обработки информации должен поддерживать управленческую деятельность подразделений и структур предприятий и организаций, ложиться в основу управления информационными потоками экономического объекта.

§12. Обработка информации — Ответы учебник Босова 5 класс информатика

1. Что такое обработка информации? Приходилось ли вам обрабатывать информацию? Приведите примеры.



2. Приведите примеры исходных данных и требуемого результата в условии математической задачи. К какому типу информационных задач относятся эти математические задачи?



3. В чем различие между первым и вторым типами обработки информации? 4. Что вы понимаете под систематизацией? Сталкивались ли вы под систематизированной информацией? Приведите примеры.



5. Приведите примеры информации, отсортированной: а) по алфавиту; б) в порядке убывания; в) в хронологической последовательности.





6. Как связаны систематизация и поиск информации в хранилище? Приведите примеры.



7. Почему приходится переходить от одной формы представления информации к другой? Приведите пример.



8. В каждом из следующих пунктов перечислены объекты, сгруппированные по некоторому признаку. Определите эти признаки: а) приставка, суффикс, корень, окончание; б) подлежащее, сказуемое, определение, дополнение; в) глагол, существительное, прилагательное, местоимение; г) отрезок, круг, квадрат, треугольник; д) сканер, клавиатура, мышь, джойстик; е) хранение, передача, обработка.



9. Внимательно рассмотрите числа, расположенные в каждом из рядов, и определите, какое число является «лишним». Будьте готовы обосновать свой выбор. 10. Можно ли утверждать, что для успешного решения математических задач достаточно знать все изученные формулы, а рассуждать логически не обязательно? Приведите пример.



11. Используете ли вы планы действий при обработке информации на уроках русского языка? Приведите примеры.
На уроках русского языка мы используем планы действий, например, при разборе слова по составу, или при выборе какую гласную поставить «а» или «о» (подбираем проверочное слово).
12. От чего зависит выбор формы представления плана действий?



13. Какие математические формулы должен знать человек, занимающийся ремонтом квартиры?



14. Нужны ли при решении житейских задач знания, получаемые вами в школе? Приведите примеры.



15. Возле школы растут шесть деревьев: сосна, береза, липа, тополь, ель и клен. Какое из этих деревьев самое высокое и какое самое низкое, если известно, что береза ниже тополя, липа выше клена, сосна ниже ели, липа ниже березы, сосна выше тополя? 16. Пятеро одноклассников — Аня, Саша, Лена, Вася и Миша — стали победителями школьных олимпиад по истории, математике, информатике, литературе и географии. Известно, что: 1) победитель олимпиады по информатике учит Аню и Сашу работе на компьютере; 2) Лена и Вася тоже заинтересовались информатикой; 3) Саша всегда побаивался истории; 4) Лена, Саша и победитель олимпиады по литературе занимаются плаванием; 5) Саша и Лена поздравили победителя олимпиады по математике; 6) Аня сожалеет о том, что у нее остается мало времени на литературу. Победителем какой олимпиады стал каждый из этих ребят?



17. Некоторое устройство (назовем его «черный ящик») настраивается на одну из восьми программ преобразования числовой или текстовой информации. Проанализировав приведенные ниже протоколы испытаний, определите для каждой из восьми программ вид информации и правило ее преобразования. Что следует записать в протоколе вместо знака «?»?



18. На берегу реки стоит крестьянин с лодкой, а рядом с ним — волк, коза и капуста. Крестьянин должен переправиться сам и перевезти волка, козу и капусту на другой берег. Однако в лодку кроме крестьянина помещается либо только волк, либо только коза, либо только капуста. Оставлять волка с козой или козу с капустой без присмотра нельзя — волк может съесть козу, а коза — капусту. Как должен вести себя крестьянин? Оформите план переправы любым подходящим способом.



19. Ознакомьтесь с логической игрой «Переливашки», входящей в состав электронного приложения к учебнику. Изучите алгоритмы решения задач 1-3, имеющихся в этой игре. 20. Продумайте и оформите любым удобным для вас способом решение следующей задачи.
Две хозяйки купили 8 литров молока. У одной 5 литров в 6-ти литровом бидоне, у другой 3 литра в 5-ти литровом бидоне. Они решили разделить молоко поровну, по 4 литра, пользуясь еще одним 2-х литровым бидоном. Как это сделать?



21. Что необходимо придумать для создания мультфильма? Предложите свой сценарий для небольшого мультфильма.
Для создания мультфильма необходимо точно продумать последовательность действий в мультфильме. Например: 1) Бежит мышка; 2) Пробегает возле яйца; 3) Мышка махнула хвостиком; 4) Яйцо упало и разбилось.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: