Почему важно развивать речь ребенка
Известно, что правильная и красивая речь способствует успешному общению, обучению и развитию ребенка.
Грамотная, верная речь дарит чувство уверенности в себе и позволяет находить общий язык с окружающими. Дети, которые красиво говорят, положительно выделяются на фоне сверстников.
Своевременное развитие речи позволяет малышам активно познавать мир и взаимодействовать с ним.
Специалисты утверждают, что в последнее время качество речи детей резко снизилось. У многих ребят наблюдаются нарушения речевого развития (неверное произношение, неумение связно говорить, задержка речевого развития — ЗРР и т.д.). Этому есть свои причины:
- ухудшение состояния здоровья детей;
- уменьшение количества общения с окружающими;
- длительные игры со смартфонами, слишком частый просмотр мультфильмов;
- снижение речевой культуры взрослых (сквернословие, слова-паразиты, неверное употребление значений слов и т.д.);
- отсутствие речевого воспитания в семье.
Детскую речь можно и нужно развивать. Для этого хорошо подходит слушание, чтение и обсуждение детской художественной литературы. Так обогащается словарный запас, ребенок знакомится с культурой речи, учится эмоциональной и интонационной выразительности.
Существуют и разнообразные стихотворения, песенки и скороговорки, которые не только развивают речь, но и помогают решить логопедические проблемы (например, улучшить звукопроизношение).
Особенно полезной и близкой детям считается детская литература на основе устного народного творчества.
Использование народного творчества в развитии детей дошкольников
О народном творчестве.
Описание материала: предлагаю вам материал по теме «народное творчество». Данный материал будет полезен работникам дошкольных образовательных учреждений и родителям. Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, оставив самое ценное в фольклоре, художественных промыслах, декоративно-прикладном искусстве. Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость ,заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках, на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант простого народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку. Дети очень чутки к меткому народному слову. Они используют в своей речи отдельные образные выражения, заимствованные из фольклора, запоминают и с удовольствием читают потешки, загадывают загадки. большой интерес вызывают и предметы декоративно-прикладного искусства: резьба по дереву, вышивка, плетение кружев и т.д. Использование в работе с дошкольниками всех этих видов народного искусства оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на воспитание патриотических чувств.
Малые фольклорные формы, используемые в работе с малышами, раскрывают живописность русского языка. Уместно прочитанная потешка, загадка, считалка улучшают настроение детей, вызывают улыбку у загрустившего ребёнка, успокаивают плачущего. Малыши очень любят народные игры под песенное сопровождение. Особое значение имеет введение малых фольклорных форм, ярких народных выражений в живое разговорное слово. В процессе умывания, одевания, сборов на прогулку использовать к месту потешку, загадку, прибаутку. Знакомя детей с произведениями устного народного творчества, и прежде всего со сказками, необходимо объяснить детям, почему сказка называется народной: «Эту сказку знали ещё бабушки и дедушки наших бабушек и дедушек. И неизвестно, кто её придумал, вот и говорят – народная. Талантливые люди придумали много замечательных сказок». Взрослые часто не придают значения методике исполнения сказок, в силу чего «искусство рассказывания почти выродилось в педагогике детского сада и заменилось чтением». Народная сказка по своей природе, построению, выразительным средствам и языку требует, чтобы её рассказывали, это обеспечивает контакт со слушателями, создаёт определённое настроение в детской аудитории. Впечатления будут более яркими и сильными, если рассказывать сказку в национальном костюме. Знакомя дошкольников с пословицами и поговорками необходимо рассказать, что народ создал меткие короткие выражения, которые высмеивают лень, восхваляют смелость, скромность, трудолюбие; объяснить, когда уместно использовать поговорку и пословицу. Дети постепенно сами начинают пользоваться поговорками, их речь становится более яркой и выразительной. Детям очень нравятся свободные драматизации народных песен. Народная песня должна стать неотъемлемой частью детской жизни, вот тогда она будет поистине родной, привычной для слуха ребёнка, как его родной язык. Кокошники, лапти, коромысла и другие атрибуты, в подготовке которых принимают участие взрослые вместе с детьми, дополняют впечатления. Знакомить детей с народным творчеством можно на вечерах досуга, на специальных праздничных утренниках. Работа по ознакомлению детей с народным творчеством является важной стороной общей работы по формированию патриотических чувств, воспитанию любви и интереса к нашей Родине, к её великому народу.
Рекомендуем посмотреть:
Развивающая игра – занятие в первой младшей группе Колобок. Сценарий кукольного спектакля для дошкольников Консультация для родителей детей 2-3 лет. Потешки Консультация для родителей детского сада на тему: «Сказки»
Похожие статьи:
Викторины для школьников. Викторины про сказки и сказочных героев
Потешки и пестушки для малышей
Потешки и стишки для пальчиковых игр
Потешки
Потешки для детей старшей группы детского сада
В чем польза развития речи с помощью народного творчества (фольклора)
Фольклор — это устное народное творчество. К нему относятся:
- сказки;
- былины;
- песни;
- скороговорки;
- поговорки;
- пословицы;
- потешки;
- загадки;
- считалки.
В фольклоре всегда присутствуют интересное содержание и яркие образы. Он формирует положительное отношение к окружающему миру, развивает фантазию и речь ребенка, а также знакомит с народными традициями и культурой.
Слушая русские народные произведения, играя с родителями в пальчиковые игры, ребенок развивается.
Например, в потешках зачастую есть звукоподражания животным, которые крохам хочется повторить.
С помощью ритма и рифмы, которые присутствуют в стихотворениях, считалках и потешках, ребенок учится интонационной выразительности.
Фольклор обогащает речь ребенка, увеличивая словарный запас. Пальчиковые игры с потешками развивают мелкую моторику, которая, как известно, тесно взаимосвязана с речью.
Эти скороговорки, потешки и даже сказки легко запомнить, они тренируют память ребенка и активизируют речь. Дети стараются подражать интонации и произношению героев.
Существуют не только русские народные поговорки, песни и потешки, но и современные, более понятные детям. Можно даже найти скороговорки на иностранном языке. И те, и другие оказывают большую пользу для развития речи.
Народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста
Ирина Рябова
Народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста
Народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста.
«Уметь воспитывать детей — это великое государственное дело, требующее таланта, и широкого знания жизни». М. Горький.
Во многом эти знания дает народное творчество — вечный источник жизненного опыта, мудрости, красоты. Народное творчество создает реальные предпосылки для всестороннего гармоничного развития человека.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по — новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно — прикладному искусству, в которых народ нам оставил самое ценное из своих культурных достижений.
Любовь к русской народной культуре и ее традициям надо прививать с детства.
Знакомство дошкольников с традициями русского народа вызывает интерес к прошлому своих предков, расширяет знания и представления о культурном наследии.
Народные произведения — итог многовековой людской мудрости творчество многих поколений. Поэтому с раннего возраста нужно начинать знакомить детейсо всеми видами фольклора: песенками, сказками, закличками, загадками, пословицами и поговорками, хороводами, народными играми. В русском фольклоре сочетается слово, напевность, ритм. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного развития детей.
В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, представления о добре, красоте, правде, храбрости, верности, трудолюбии. Знакомя детей со сказками, поговорками, загадками, пословицами, мы приобщаем их общечеловеческим нравственным ценностям. Фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного развития детей, доставляют ребенку радость, активизируют мышление, речь, память, воображение. Через устное народное творчество ребенок овладевает родным языком и осваивает красоту, приобщается к культуре своего народа. Устное народное творчество делает пребывание ребенка в детском саду благотворным, радостным. Это творчество стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию, обогащает личность, жизнь его становится более интересной и содержательной. Дает возможность детям почувствовать себя частью своего народа, своей страны, научиться уважать и ценить прошлое своего народа.
Яркие и образные изделия декоративно — прикладного искусства — первые прикосновения к миру народной культуры, всегда вызывают у детей восторг, изумление.
Очень важно знакомить дошкольников с народно-прикладным искусством Дымки, Хохломы, Городца, Гжели. Это позволяет увлечь детей национальным изобразительным искусством. В нем проявляются лучшие черты народа, мудрость, смелость, стремление к красоте.
Рассматривая прекрасные росписи на прялках и других предметах быта; посуде; узоры на кружеве и вышивке; причудливые игрушки, дошкольники знакомятся с изделиями народных промыслов, так мы приобщаем их к родной культуре, помогаем им войти в мир прекрасного, учим видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждаем потребность любить и радоваться жизни. Через народное искусство ребенок, познает традиции, обычаи, особенности своего народа.
Народное творчество — источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту»
. Это идет от души, а душа
народная добра и красива.
Народ проявлял свои творческие устремления и способности в создании предметов, необходимых в быту и труде. Чтобы дети проявляли любознательность к предметам старины, мы вместе с родителями создали мини-музей «Русская изба»
с предметами
народного быта. Дети с интересом рассматривают сундук, печь, чугунок, рогач, рубель, самовар, деревянные ложки, расшитые полотенца, русский народный костюм и другие экспонаты. Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка — развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Ознакомление с народным творчеством проходить в «избе»
. От каждой встречи дети получают удовольствие. С каким восхищением и радостью загораются глаза
детей, когда они посещают музей. Дети погружаются в мир русской старины, общаясь с потрескавшимися от времени прялками, коромыслами, утюгами и другими предметами народного быта. Они чувствуют живую связь времен и словно продолжают насыщаться «русским духом»
.
Важно знакомить детей с обрядовыми праздниками. Они связаны с различными сторонами общественной жизни человека, с трудом. В них присутствуют наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Эта народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям.
Приобщение дошкольников к традиционной народной культуре посредством народных праздников, дает хорошие результаты, так как дети проявляют интерес к народной культуре и к истории народа, проявляют чувство гордости за свое Отечество.
Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. В них много юмора, шуток, задора. Движения сопровождаются веселыми моментами, любимыми детьми считалками, жеребьевками. Народная игра формирует у детей культуру, сохраняет здоровье и здоровый образ жизни.
Одна из форм приобщения ребят к культурному наследию — это праздники и посиделки. В такие праздники можно включать народные песни, игру на народных инструментах, хороводы, частушки, игры. При подборе материала к празднику необходимо учитывать возрастные возможности детей. Русский народный костюм, ряжание участников посиделок повышает эмоциональный тонус детей. Использование русского костюма способствует пониманию детьми народного русского характера. В праздничные посиделки включается работа по формированию навыков общения взрослых и детей. Дети с радостью и волнением ждут праздников, которые объединяют их. Именно они являются ненавязчивой формой приобщения детей к народному творчеству.
Приобщение детей к народному творчеству дело трудоемкое, но востребованное. Наша задача — зажечь искорку любви и интереса к жизни народа, к его истории и культуре, помочь нам, взрослым воспитать патриотов. Нам нужно стремиться к тому, чтобы привить любовь и уважение к предметам народного творчества.
Советы родителям: с чего начать
- С фольклором можно знакомить малышей с самого рождения — через колыбельные песни и потешки.
- В более старшем возрасте произведения можно обыгрывать — например, укачивать куклы под колыбельные, или устроить кукольный театр.
- Малышам очень нравятся совместные игры со взрослым, когда можно взять инициативу на себя (например, кроха загибает пальцы в «Сороке-белобоке»).
- Незнакомые слова необходимо объяснять.
- Сказки, потешки и стихотворения лучше рассказывать своими словами.
- Преподносить фольклорные произведения нужно эмоционально и увлекательно, активно используя мимику и жесты. Малышам можно устроить представление с помощью игрушек.
- Разучивая скороговорки, можно увлечь ребенка так: отстукивать на каждое слово или слог ритм мячиком, или устроить соревнование: «Кто повторит скороговорку 3 раза и не собьется?»
Разновидности фольклора для развития речи детей
Скороговорки
Скороговорки — это короткий ритмичный текст, который намеренно создан так, чтобы затруднялось произношение звуков и слов в подвижном темпе.
Существуют различные виды скороговорок, один из которых наверняка понравится ребенку.
Логопедические скороговорки
Этот вид скороговорок помогает исправить трудности в произношении определенных звуков. Необходимо следить за верным произнесением и поначалу не торопиться. При систематических тренировках ребенок легко научится проговаривать сложные звуки (например, Р, Л,Ш).
На лугу под горкой Лежал сырок С красивой красной коркой. Сорок сорок в короткий срок Съели сырок.
Тара-тара, тара-ра! У крыльца растет трава. Ай, тари-тари-тари, Куплю Рае литари.
Курил турка трубку, Клевала курка крупку: Не кури, турка, трубки, Не клюй, курка, крупки!
Ехал грека через реку. Видит грека — в реке рак. Сунул грека руку в реку. Рак за руку греку — цап!
Расскажите про покупки Про какие про покупки Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
В нашем озере Андрей Тридцать выловил угрей. Жарь, копти их и вари – Очень вкусные угри.
У Капки – из липки палка, На палке – липкая пакля. Капали с палки капли, Капали с пакли капли, Капли лапки испачкали Капке.
Смешные скороговорки
Малыши любят смешные скороговорки. Они дарят хорошее настроение и легко запоминаются.
Идут бобры в сыры боры. Бобры добры, бобры бодры.
Вы малину мыли ли? Мыли, но не мылили.
Были галчата в гостях у волчат. Были волчата в гостях у галчат. Ныне волчата галдят, как галчата. И, как волчата, галчата молчат.
У черепашьего черепашонка На черепашьих лапчонках Черепашьи башмачки.
Топали да топали, дотопали до тополя, До тополя дотопали, да ноги-то оттопали.
У ежа ежата, у ужа ужата.
У елки иголки колки. Иголки колки у елки.
Современные короткие скороговорки
- Принц принцессу пригласил прогуляться по проспекту.
- Триста тридцать три коробки, а в коробке по три пробки.
- У Пашки в кармашке букашки и бумажки.
- Красный краб кричит «Ура!», резать торт пришла пора.
- Слишком много ножек у сороконожек.
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- Грянул гром – гроза в разгаре.
- Тощий немощный Кащей тащит ящик овощей.
Сложные скороговорки
Эти скороговорки понравятся старшим дошкольникам (5-7 лет).
Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принес на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса Порвали в драке альбатросы.
На опушке в избушке Живут старушки-болтушки. У каждой старушки лукошко, В каждом лукошке кошка, Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
Карасенку раз карась Подарил раскраску. И сказал Карась: «Раскрась, Карасенок, сказку!» На раскраске Карасенка – Три веселых поросенка: Карасенок поросят перекрасил в карасят!
Даже шею, даже уши Ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, И не пачкай больше уши.
Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать И будем выговаривать Так правильно и внятно, Чтоб было всем понятно.
Граф Тото играет в лото, А графиня Тото знает про то, Что Граф Тото играет в лото, Если бы граф Тото знал про то, Что графиня Тото знает про то, Что граф Тото играет в лото, То б граф Тото никогда бы в жизни Не играл бы в лото.
Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
Скороговорки для развития речи детей 3-4 лет
В этом возрасте подойдут короткие и несложные скороговорки с понятными словами.
Ал-ал-ал – заяц по полю скакал, Ол-ол-ол – там морковку он нашел, Ил-ил-ил – друг его попросил, Ись-ись-ись – ты со мной поделись, Ал-ал-ал – он морковку другу дал.
У Ивашки — рубашка, у рубашки — кармашки, Кармашки — у рубашки, рубашка — у Ивашки.
У ежа ежата, у ужа — ужата. Не живут ужи, где живут ежи.
Ой, качи-качи-качи. Мы грачата, мы грачи.
На дворе трава, На траве дрова, На дровах детвора.
На окошке крошку-мошку Ловко ловит лапой кошка.
Скороговорки для развития речи детей 5-6 лет
Детям этого возраста можно предложить более длинные скороговорки со старыми русскими -несложными! — словами, чтобы обогатить словарный запас. А забавные скороговорки поднимут настроение.
У речушки, у речонки Собрались одни девчонки. Вдоль речонки, Вдоль речушки Собирать пошли Ракушки.
Иголка-иголка, Ты остра и колка, Не коли мне пальчик, Шей сарафанчик.
Забавной обезьяне бросили бананы, Бросили бананы забавной обезьяне.
На рынке Кирилл крынку и кружку купил.
Баран буян залез в бурьян.
Проворонила ворона вороненка.
У Кондрата куртка коротковата.
Влас у нас, Афанас у вас.
Скороговорки для развития речи детей в 7 лет
Ребятам 7 лет можно предложить сложные скороговорки, с достаточно большим количеством незнакомых старинных слов. Это расширит кругозор, словарный запас и улучшит память.
У нас на дворе-подворье, Погода размокропогодилась.
Бежит боровок — Белорыл, белоног, Перерыл весь дворок.
Около кола — колокола, И на колах — колокола. Коваль Кондрат сталь ковал, Ковал да перековывал.
Неделю Емеле прясть короб кудели, А Емелиной дочке – прясть одну ночку.
Коваль ковал коня, Конь — копытом коваля, Коваль — кнутом коня.
Откуда на просеке просо? Просыпали просо здесь просто. Про просо просянки прознали. Без спроса все просо склевали.
Щебетал щегол с щеглихой, Щекотал своих щеглят, А щеглиха-щеголиха И щеглята-щеголята По щеглиному пищат.
Скороговорки для развития речи и дикции
Чтобы такие скороговорки принесли максимальную пользу, их следует разучивать так:
- сперва проговаривать беззвучно, но с артикуляцией;
- затем произносить шепотом
- проговаривать скороговорку вслух сперва медленно, затем все быстрее.
Важно следить, чтобы звуки произносились четко и правильно.
- Свиристель свиристит свирелью.
- Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
- Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
- Мы ели-ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
- У ежа ежата, у ужа ужата.
- Все скороговорки не перевыскороговоришь.
- Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу – грабь граблями гравий, краб.
- Карл украл у Клары кораллы, а Клара украла у Карла кларнет.
- Королева кавалеру подарила каравеллу.
О роли устного народного творчества в воспитании детей
Насибуллина С.Л., Курышова И.А. О роли устного народного творчества в воспитании детей // Совушка. 2020. N 3 (17). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/17/ (дата обращения: 10.10.2020).
Заказ № 400279
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии. Без этого он засушенный цветок»
В.А. Сухомлинский
Значение произведений устного народного творчества в процессе воспитания и развития ребенка дошкольного возраста велико. Народный фольклор является источником педагогического воздействия на дошкольника, базовой основой для воспитания нравственности, эстетических чувств, патриотизма. В процессе его освоения оказывается огромное влияние на эмоциональную и нравственную сферы ребёнка [1, с.4].
Функции воспитания устного народного творчества состоят в том, что оно способствует пониманию таких категорий, как добро-зло, щедрость-жадность, честь, скромность, долг и др. Русский фольклор сравним с чистым родником, напившись из которого, ребёнок познает сердцем родной народ, становится духовным наследником его традиций, а значит, вырастает настоящим человеком [1, с.7].
Уже в раннем возрасте ребёнок сталкивается с потешками, которые представляют одну из малых форм фольклорных произведений. Для ребёнка становится важным смысловое содержание, ритм слов, возможность совершать различные действия при произношении текста. Он испытывает эмоциональный всплеск, а также это помогает изменить его поведение особенно в период привыкания к условиям пребывания в детском саду. С помощью потешки, народной песенки можно переключить внимание ребёнка на какую- либо игрушку, вызвать положительные эмоции по отношению к воспитателю, развивать чувство необходимости выполнять такие режимные моменты, как сон, умывание, причёсывание, приём пищи и т. д.
Сказка является особым средством воспитания нравственности дошкольника. Она оказывает помощь в демонстрации того, что дружба может победить зло, что зло всегда наказывается, а добрые поступки всегда вознаграждаются. Обычно положительные герои сказок обладают такими чертами характера, интеллектуальными способностями, которые являются более ценными для человека. Ребёнок учится оценивать поступки положительных и отрицательных героев, находить способы помощи и защиты обманутым и обиженным Благодаря сказочным героям ребёнок начинает понимать, к чему он должен стремиться, какие поступки совершать. В сказках всегда содержится урок, который ребёнок выносит для себя. Моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах [3, с.31]. По словам К.И. Чуковского, сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с одним из ее персонажей, борющихся за добро. В этом сочувствии детей героям сказки и заключается основное воспитательное значение сказки» [12].
Кроме того, на основе сюжета сказки можно обучать основам безопасности жизнедеятельности, знакомить с опасными сторонами, которые могут подстерегать ребёнка в реальной жизни, а также проводить параллели с действительностью [5, с.124].
Произведения устного народного творчества являются особым средством формирования и воспитания патриотических чувств в дошкольном возрасте. В них содержатся конкретные факты, образы героев, вызывающие интерес у детей. Особое место здесь занимают героические сказки, в которых рассказывается о героических подвигах персонажей при освобождении своего народа, родной земли от врагов и нечисти. К.Д. Ушинский рассматривает интерес детей к различным произведениям фольклора как «показатель зарождающегося чувства любви к родному краю, его истории, природе, труду людей» [7, с.13, 16, 17].
Нельзя не отметить значение устного народного творчества для формирования познавательного интереса. «Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Нередко ребенок заключает: «Так в жизни не бывает». Невольно возникает вопрос: «А как бывает в жизни?» Уже беседа рассказчика с ребенком, содержащая ответ на этот вопрос, имеет познавательное значение. Но сказки содержат познавательный материал и непосредственно. Следует отметить, что познавательное значение сказок распространяется, в частности, на отдельные детали народных обычаев и традиций и даже на бытовые мелочи» [2, с. 122]. Например, русская народная сказка «Колобок» знакомит детей с традиционной русской кухней, с рецептом приготовления колоба, с такими понятиями, как «амбар», «сусек», «пряжить», тем самым расширяя кругозор, приобщая к истокам русского языка [16, с.24, 26].
Фольклор раскрывают все прелести русского языка, обогащает речь дошкольника. По словам К.Д. Ушинского, «фольклорные тексты пробуждают к жизни семена родного слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребенка» (8, стр.298). Произведения фольклора позволяют ребёнку окунуться в красоту родного языка, влияют на образность речи. Ещё великий детский писатель К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти» говорил, что «всевозможные народные песни, сказки, пословицы, поговорки, загадки, составляющие любимую умственную пищу дошкольников, лучше всего приобщают ребенка к основам народной речи» [12].
В произведениях устного народного творчества, влияющих на экологическое воспитание, очень чётко прослеживается связь человека с природой. Так в многочисленных пословицах отражаются наблюдения за природными явлениями, за их силой. Хоровод – это действо, которое полностью связано с природой. Таким образом, воспитание любви к родной природе также может опираться на народную педагогику [4, с.42-44].
Кроме произведений русского фольклора в круг чтения дошкольника должны органично вписываться и произведения фольклора народов мира, которые знакомят ребёнка с национальными культурами, прививая его к общечеловеческим ценностям. Сравнивая произведения разных народов, ребёнок получает возможность первоначального анализа национальных особенностей, что способствует пониманию единых моральных позиций, общих целей фольклора каждого народа [7, с.16].
В заключении акцентируем внимание ещё раз на то, что роль фольклора в воспитании ребёнка безгранична. Устное народное творчество оказывает воспитательное воздействие на развитие личности, чувств, черт характера, связывающих ребенка со своим народом через песни, игры, танцы, сказки и т.д. Это источник педагогического материала, основа речевого, нравственного, эстетического, патриотического, экологического воспитания. Использование в работе наследия народа оживляет педагогический процесс.
Литература:
- Викулина А.М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. 138 с.
- Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 1999. 168 с.
- Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005. №5. С. 28-35.
- Николаева С. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. 2009. №4. С.42-46.
- Пидручная С. Сказки – за безопасность детей // Дошкольное воспитание. 2008. №2. С. 124-127.
- Поштарева Т. Использование народных сказок в образовательном процессе // Дошкольное воспитание. 2009. №5. С. 24-28.
- Ушинский К.Д. Родное слово. Собрание сочинений, М.: 1974.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.6. М., 1948.
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2017/09/05/rol-ustnogo-narodnogo-tvorchestva-v-vospitanii-detey
- https://infourok.ru/rol-ustnogo-narodnogo-tvorchestva-v-vospitanii-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-1906816.html
- https://moluch.ru/archive/179/46317/
- Чуковский К.И. От двух до пяти. URL: https://www.gumer.info/