План–программа по курсу ИЗОКружок «Волшебные краски»


Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству «Палитра» для учащихся 1–4 классов

Галина Суворова

Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству «Палитра» для учащихся 1–4 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Палитра» разработана для занятий с во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель формирования гармоничной всесторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью при помощи художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Это направление, наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности, так как творчество – это одно из значимых качеств человека. Творческое вдохновение – человеческая потребность, в которой личность находит счастье. Переживая духовное удовлетворение оттого, что он творит, человек по-настоящему ощущает, что он живет. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или, хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в ребенке — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному. Вот такое творческое начало и воспитывается в ребенке. Без творческой фантазии, которую мы пытаемся развить в ребенке, не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Этим обуславливается актуальность данной программы. Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, требуют от них быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения; быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

Младший школьный возраст — это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии красоты эстетической и духовной. Со многими видами творчества младшие школьники знакомятся на уроках изобразительной деятельности, а во внеурочной деятельности дополняют свои знания новыми технологиями и используют нетрадиционные способы изображения.

Ребенок с творческими способностями — активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т. п. — все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Художественное творчество способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».

Создавая свои работы, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы. Рисунки, созданные детьми, радуют всех окружающих. Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – рисунки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, нестандартного мышления.

Во внеурочной деятельности несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

Цель и задачи программы

Цель: расширение и углубление знаний, развитие интереса, приобщение к самостоятельному творчеству, раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества художественно – изобразительными средствами.

Задачи:

1. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

2. Развитие познавательного интереса, способностей, эстетических потребностей и художественно — творческой активности обучающихся.

3. Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

4. Улучшение моторики, пластичности, гибкости рук, развитие точности глазомера.

5. Поддержание интереса детей к изобразительной деятельности через ситуацию успеха.

6. Воспитание мастерства, чувства красоты и гармонии, трудолюбия и ответственности.

7. Формирование устойчивого интереса к художественной деятельности.

8. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

Формы и режим занятий

Для реализации программы используется основная форма — занятие, состоящее из частей:

Вводная часть занятия – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой техникой работы на последующие занятия.

Ознакомительная часть занятия – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами.

Практическая часть занятия – педагог осуществляет контроль за работой каждого ученика, оказывает детям индивидуальную помощь.

Итоговая часть занятия – подводит итоги детских работ, выполненных за время занятия. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема №1 «Красочное настроение» — условия безопасной работы (введение в образовательную программу). Знакомство с различными вариантами и способами изображения знакомых композиций. Превращение из обычного в удивительное и неповторимое. Получение пятна-отпечатка в технике «монотипия». Дорисовка красочного пятна.

Смешанная техника — рисование восковыми мелками и покрытие акварелью.

Выполнение заданий: «Праздничный букет», «Краски лета».

Декорирование точкой – рисование цветными карандашами, гелевыми ручками, фломастерами

(по выбору детей).

Выполнение заданий: «Осенний цветок».

Рисование углем — знакомство с новой техникой, растушевывание рисунка.

Выполнение заданий: «Дремучий лес», «Паук и паутина», «Совушка — сова».

Монотипия – получение оттиска в зеркальном отражении.

Выполнение заданий: «Морское дно», «Зачарованный мир».

Тема №2 «Искусство вокруг нас» — рисунок как непосредственный вид искусства. Умение смешивать краски и получать красивые цветовые пятна. Знакомство с разными видами графики и её характерными особенностями (штрих, линия, контраст чёрного и белого).

Кляксография – способы рисования кляксами.

Выполнение заданий: «Превращение кляксы», «Кукла-бабочка».

Техника пуантелизма — создание изображения при помощи одних лишь точек.

Выполнение заданий: «Волшебные поляны», «Мир насекомых».

Граттаж – процарапывание рисунка.

Выполнение заданий: «Зимний пейзаж», «Космос».

Рисование ватными палочками – нанесение рисунка тычком.

Выполнение заданий: «Снежинки».

Смешанная техника — рисование восковыми мелками и покрытие гуашью.

Выполнение заданий: «Салют», «Новогодняя елка».

Тема №3 «Дело мастера боится» — знакомство с основными законами декоративной росписи. Стилизация природных форм. Роль техники мятой бумаги в формировании интереса детей к художественному творчеству и в развитии мелкой моторики.

Техника витраж – рисование специальными красками по прозрачной поверхности (стаканчик, обложка).

Выполнение заданий: «Всяк мастер на свой лад», «Лоскутный коврик».

Техника набрызг – способ нанесения щеткой или жесткой кистью.

Выполнение заданий: «Снежные краски».

Смешанная техника — разные технические приёмы работы с инструментами и материалами.

Выполнение заданий: «Валентинка».

Техника мятой бумаги – рисование мятой бумагой.

Выполнение заданий: «Рисуем снеговика».

Декоративное рисование – рисование элементов росписей: гжель, хохлома, городец, дымка.

Выполнение заданий: «Гжельская роспись», «Хохломская роспись», «Городецкая роспись», «Дымковская роспись».

Тема №4. «Творческая мастерская» — развитие мелкой моторики, подготовка детских пальчиков для более сложных действий. Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные возможности и многообразие узоров.

Рисование красками — изобразительные свойства акварели. Основные цвета.

Выполнение заданий: «Добрая сказка».

Орнамент — ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета с белилами.

Выполнение заданий: «Сказочная композиция», «Узорчатые змейки».

Рисование карандашами – передача формы, очертания и цвета изображаемых животных.

Выполнение заданий: «Фантастическое животное».

Рисование восковыми мелками – создание творческой работы на основе собственного замысла с использованием художественных материалов.

Выполнение заданий: «Весенний день».

Тема №5. «Вернисаж» — просмотр творческих работ обучающихся и обсуждение результатов работы за время работы кружка. Компьютерные презентации, фотоработы. Организация выставок работ в конце деятельности кружка.

Выполнение:

Персональные выставки.

Создание творческого портфолио.

Организация выставок работ в конце года — «Наш музей».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: