Игры с правилами для детей старшего дошкольного возраста


«Место игры в обучении ребенка дошкольника»

«Место игры в обучении ребенка дошкольника»

Цель:

способствовать эффективности педагогического процесса.

Структура конспекта.

    1. Роль игры в развитии дошкольников.
    2. Реальные взаимоотношения детей в ситуации игры.
    3. Игры для профилактики психоэмоционального напряжения у дошкольников.
    4. Заключение.

Методический материал:

конспект беседы, подбор игр для профилактики психоэмоционального напряжения у дошкольников.

1.Роль игры в развитии дошкольников

.

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок невнимателен к тому, что требует от него игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении принуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета — он дает заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. На основе действий с предметами-заместителями ребенок учится мыслить о реальном предмете. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большой мере способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане представлений. В игровой деятельности ребенок учится замещать одни предметы другими, брать на себя различные роли. Все это способствует развитию воображения.

Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления (способность анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей), поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Так, играя в больницу, ребенок плачет и страдает, как пациент, и доволен собой как хорошо исполняющий роль. Двойная позиция играющего — исполнитель и контролер — развивает способность соотносить свое поведение с поведением некоего образца. В ролевой игре возникают предпосылки к рефлексии как чисто человеческой способности осмысливать свои собственные действия, предвидя реакцию других людей.

2.Реальные взаимоотношения детей в ситуации игры.

В игре существует два вида взаимоотношений – игровые и реальные. Игровые взаимоотношения – это отношения по сюжету и роли. Так, если ребенок взял на себя роль Карабаса Барабаса, то он будет в соответствии с сюжетом утрированно злобно относиться к детям, взявшим на себя роли других персонажей сказки А.Толстого «приключения Буратино, или Золотой ключик».

Реальные взаимоотношения это отношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело. Дети договариваются о сюжете, распределяют роли, обсуждают возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения.

В игровой деятельности складываются определенные формы общения детей. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение. Интерес к игре сверстника приводит к попыткам установить определенные отношения. Первые формы взаимоотношений проявляются в стремлении ребенка приблизиться к другому ребенку, играть с ним рядом, в желании уступить часть места, занятого для своей игры, в несмелой улыбки, подаренной другому в момент, когда дети встретятся взглядом.

В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого. В игре возникает обмен опытом. Дети перенимают друг у друга имеющиеся знания, обращаются за помощью к взрослым. В результате игры становятся многообразнее.

Реальные взаимоотношения детей могут возникать перед игрой, когда дети только договариваются между собой, но могут протекать в скрытом виде и входе самой игры. Они могут совпадать с возможной логикой сюжетных отношений. Например, инициатор игры в самолеты и регулировщика, предлагая эту игру, становится регулировщиком. В этом случае он и в самой игре по праву роли получает возможность руководить другими детьми. Но реальные взаимоотношения между детьми могут не соответствовать логике сюжетных отношений. Например, инициатор игры берет на себя подчиненную роль (изображает один из самолетов эскадрильи) и подчиняется ребенку, выполняющему роль регулировщика.

Игровые взаимоотношения могут быть осложнены реальными, если инициатор игры берет на себя подчиненную роль, но реально продолжает руководить игрой.

При вступлении в игру у детей обнаруживаются индивидуальные особенности. Один требовательно кричит: «Я буду главным! Я!» Другие спокойно принимают это желание. Однако может найтись и такой, которого подобное заявление не будет устраивать. В этом случае возникает конфликт. Ребенок, недовольный распределением ролей, может категорически отказаться от участия в игре: «Не буду с вами играть. И все!» Но он может и вытеснить претендента на первое место: «А ну! Идите все сюда! Командовать буду я»

Если дети не сумеют договориться между собой, игра распадается. Интерес к игре, желание участвовать в ней приводят к тому, что дети идут на взаимные уступки.

3. Игры для профилактики психоэмоционального напряжения у дошкольников

.

Цель игр: профилактика психоэмоционального напряжения у дошкольников. Задачи: 1. Расслабление, снижение мышечного напряжения и переутомления. 2. Развитие у детей умения осознавать свои эмоции и распознавать настроение сверстников.

3. Воспитание доброжелательных отношений в детском коллективе. 4. Формирование навыков работы в команде и групповой сплоченности. 5. Развитие положительных эмоций.

1. «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»

Правила игры

: Из числа детей выбирается водящий. Он выходит за дверь, а воспитатель с детьми придумывают инсценировку какого-либо действия (умывание в ванной, рисование, собирание ягод в лесу, звонок по телефону, мытье полов, красим губы, играем в мяч, одеваемся, расчесываемся, едим). Каждый показ предваряется известной фразой: «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем». Когда водящий возвращается в группу, воспитатель с детьми, молча, показывают задуманное действие. Ему нужно отгадать, что делают товарищи. Затем выбирается новый водящий, и игра продолжается. 2. «Узнай, кто позвал?»

Правила игры:

Выбирается водящий. Он становятся в конец комнаты, и закрывает глаза. Один из участников называет его имя. Водящему необходимо отгадать, кто его позвал. Если он отгадывает, то позвавший его товарищ, сам становится водящим. Если нет, то он водит еще раз. 3. «Море волнуется»

Правила игры:

Воспитатель предлагает детям поиграть в морские волны. Детям нужно, по команде воспитателя застыть на месте, показывая какую-нибудь фигуру (животного) или предмет. Воспитатель командует: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри». Дети замирают, изображая обитателей моря. Водящий должен отгадать, что было загадано.

4. «Липучки»

Правила игры:

Из числа детей выбираются 2 водящих. Все дети под веселую музыку ходят по комнате. Водящие, держась за руки, пытаются поймать сверстников, при этом они приговаривают: «Я липучка — приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребенка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они все вместе ловят других детей.

5. «Лиса и куры»

Правила игры:

воспитатель становится лисой, а дети — курами. Пока «лиса» спит, «куры» клюют зерна, бегают, машут крыльями — руками. Проснувшаяся лиса пытается поймать кур, а те убегают в домик. Курица, которую поймали, становится лисой и игра продолжается.

Игру можно применять на прогулке.

6. «Золотые ворота»

Правила игры:

двое детей встают рядом, взявшись за руки, и поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети парами встают друг за другом и берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами. «Воротики» произносят:

Золотые ворота

Пропускают не всегда!

Первый раз прощается,

Второй запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка пробегающих уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».

Игру можно применять на прогулке.

7. «Дядюшка Трифон»

Правила игры:

дети встают в круг и берутся за руки. Воспитатель становится водящим и встает в центр круга. Воспитатель и дети ходят по кругу и говорят нараспев слова:

«Как у дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей

Они не пили и не ели,

Друг на друга всё смотрели.

Разом делали, как я!»

При последних словах все начинают повторять движения водящего. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится новым водящим, а старый водящий превращается в обычного игрока.

4.Заключение.

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот.

Все виды игр имеют положительное значение в формировании готовности к обучению в школе и воспитании будущего школьника, но особое место занимают сюжетно-ролевые игры.

В сюжетно-ролевых играх складываются психические процессы, развиваются качества, необходимые для последующего учения в школе. Данные игры имеют решающее значение для формирования непосредственных предпосылок учебной деятельности.

В сюжетно-ролевых играх ребенок научается сознательно подчиняться правилам, которые легко становятся для него внутренними. Всё это имеет особое значение для формирования предпосылок учебной деятельности. При переходе к школьному обучению эта способность делает возможным подчинение активности ребенка учебной задаче, учебным целям. Следует подчеркнуть, что именно в сюжетно-ролевых играх по правилам ребенок начинает обращать внимание на способ достижения результата, а не только на собственно результат.

Список литературы

  1. Гейци Э.Д. Проблема подготовки детей к школе как один из аспектов реформы образования // Современные проблемы науки и образования. Электронный научный журнал, 2005, № 2 — www/science-education.ru/39-1478.
  2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб.заведений / С.А. Козлова, Т.А.Куликова. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский , 2007. – 416 с.
  3. Короткова Н.А. Сюжетная игра старших дошкольников (5-7 лет) //Ребёнок в детском саду, 2006, № 5.- С. 83.
  4. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2009. – 96 с.
  5. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2 Психология образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 496 с.
  6. Новиков Г. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе// Дошкольное воспитание, 2005, № 8.- С. 95-100.
  7. Эльконин Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1999. – 300 с.

Сравнительный анализ игры с правилами и ролевой игры

Экспериментально доказано, что уже к концу третьего года жизни дети способны в совместной деятельности со взрослым, при направленной организации предметной среды, не только овладеть действиями по правилам, но и применять их затем в самостоятельной, совместной с другими детьми деятельности. Важность образцов для развития игровой деятельности ребенка подчеркивал А. В. Запорожец: «Недостаточно изученной является проблема взаимоотношения между освоением игровых форм, игровых образцов, игровых традиций и творчеством ребенка, самостоятельностью, переходом от одного к другому» [60].

Таблица 3

Сравнительный анализ игры с правилами и ролевой игры

Критерий сравненияИгра с правиламиРолевая игра
Действия участниковРеальны и однозначныУсловны, замещающие
Смысл игрыИндивидуален, изменчивУниверсален, стабилен
Процесс деятельностиПроизволен, носит поступательный характерКонкретен, конечен, носит циклический характер
Тип отношенийСовместныйСоревновательный
Условие игрыПринятие играющими условной ситуацииПринятие играющими правил
Результат игрыПроцессВыигрыш

Совместность, формирующаяся в рамках игр с правилами, в начале дошкольного возраста характеризуется добровольностью, слаженностью, отсутствием конфликтов по поводу нарушения правил. Однако правило еще не выступает перед ребенком как обязательный, обобщенный контроль. Осознание правила, подчинение правилу – линия, развивающаяся на протяжении всего дошкольного возраста. Если соблюдение правила в начале дошкольного возраста связано с эмоциональным удовольствием от повторяющихся совместных действий, то в старшем возрасте – со стремлением обеспечить согласие и равенство прав каждого участника на выигрыш. Противоречия, возникающие в связи с нарушением правил, могут приводить к конфликтам, а ситуация рассогласования становится личностно значимой. Выделение и осознание условных правил, способность эксплицировать их, возникает, согласно исследованиям генезиса игры с правилами, к концу дошкольного – началу школьного возраста. Перед детьми выступает обязательный и универсальный характер правила, что позволяет осуществлять справедливое регулирование отношений между участниками.

Цикличная, сложная структура развернутой игры с правилами требует от ребенка развития произвольности и способности контролировать действия другого, понимания переходов от одного игрового цикла к другому, с установлением изначально равных позиций играющих. Опыт взаимной нормативной регуляции поведения в играх с правилами является одним из стержневых достижений дошкольного возраста. Отношение к правилу как норме, понятие справедливости как основы регулирования отношений создает фундамент морального развития личности. Игра с правилами способствует развитию такого типа регуляции, где «каждый выступает как субъект и как объект единых для всех членов данной общности нормативных требований» [91].

Формирование взаимоотношений в игре детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста

Тамара Грузинова

Формирование взаимоотношений в игре детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста

Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя.

Игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольника, одним из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Игра – воздействует на все стороны личности ребенка, регулирует отношения в детских группах. Игра — это способ усвоения общественного опыта, развития взаимоотношений.

Развитие взаимоотношений между детьми имеет свои возрастные этапы, связанные с овладением ребенком способности жить в обществе детей.

В первой младшей группе дети не умеют общаться друг с другом, сверстник воспринимается как занятный движущийся объект. Подражая взрослому, малыши заимствуют у него формы поведения при общении с другими детьми.

Во второй младшей группе понимание своих возможностей осуществляется через практическую деятельность.

Основным содержанием игры являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Со временем совместные игры приобретают элементы сотрудничества, которые проявляются в установлении эмоциональных, избирательных контактов со сверстниками, в объединении детей на основе общего игрового интереса. У ребенка рождается субъективное отношение к сверстнику как партнеру совместной деятельности, без которого «играть неинтересно»
(фото 1)
.

Создаются первые игровые объединения, дети объединяются в маленькие группки, по половому составу преобладают «чистые»

микрообъединения,

но они имеют, в большинстве случаев, неустойчивый характер (фото 2,3)

.

Интенсивно развивается осознание ребенком себя как субъекта совместной деятельности, особенно в сюжетно-ролевых играх. В них ребенок начинает ориентироваться не только на сюжет, но и на сверстника, сферу его интересов, уровень возможностей и умений. У детей появляется стремление к налаживанию сотрудничества для достижения общего результата (фото 4,5)

.

Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться (фото 6)

.

Большую ценность представляют собою и коллективные игры. Игра сообща — это новое образование, в игре с другими детьми возникают новые отношения, где они высказывают свои суждения, желания. Игра учит совместному, коллективному действию, вырабатывает умение владеть собой. Во второй младшей группе первыми такими играми являются игры по конструированию (фото 7)

.

Для большинства детей этого возраста невероятно трудно вести себя по отношению к другим детям дружелюбно, доброжелательно, вместе добиваться каких-либо результатов. Дети, которые уже овладели этим умением, часто бывают несправедливо строги к тем, кто от них отстает, поэтому в совместной игре может возникнуть конфликт.

Главным требованием, предъявляемым сверстнику перед принятием его в совместную игру, является владение игровыми операциями. Дети определяют свое отношение к сверстнику эмоционально, чем рационально, оценивая поступки другого. Источником оценочных суждений, а в итоге и оценочных отношений, выступают взрослые. К ним часто обращаются младшие дошкольники с целью уточнения правил взаимодействия. В конце 4-го года жизни отношения между детьми становятся более устойчивыми. Заметнее выступают некоторые симпатии и антипатии.

В средней группе происходит становление совместной сюжетно-ролевой игры, в ходе которой дети втягиваются в новую систему отношений.

В этом возрасте происходит глубокая качественная перестройка отношения ребёнка к сверстнику, другой ребёнок уже становится предметом постоянного сравнения и в процессе этого сравнения ищутся не черты сходства, а происходит противопоставление себя и другого. Именно поэтому средний дошкольный возраст характеризуется повышенной конфликтностью детей с учётом того, что они ещё далеко не всегда умеют их разрешать.

Дети старшего дошкольного возрастас большим желанием объединяются в различных видах деятельности: играх, труде, в процессе совместных дел на прогулке и т. д. Между некоторыми детьми проявляются особенные, дружеские отношения, отличающиеся тем, что дети предпочитают конкретных сверстников, желают играть, общаться с ними более чем с другими.

Эти самостоятельно возникающие детские объединения являются очень ценными, так как свидетельствуют об определенном социальном росте дошкольников, их нравственном развитии, стремлении самоутвердиться. Однако самоутверждение отдельных детей не должно противопоставляться другим детским объединениям или группе в целом, так как общественный характер жизни воспитанников предъявляет необходимость существования дружеских, доброжелательных взаимоотношений среди всех детей.

Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности старшего дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту. Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка.

В игре выясняется: как относится ребенок к успехам или неудачам партнеров по игре, вступает ли в конфликты с другими участниками игры, умеет ли сдерживать непосредственные побуждения, готов ли помочь товарищу, внимателен ли к другим участникам игры, насколько точен в выполнении роли.

В сюжетно-ролевых играх складываются благоприятные условия для формирования взаимоотношений детей.

Положительные качества детей, проявленные в игре, служат основой для формирования дружеских отношений, в которых развиваются такие качества личности детей как доброта, терпеливость, смелость, умение разрешать конфликты. В группе сверстников формируется определенное общественное мнение, взаимная оценка, которая оказывает большое влияние на развития ребенка.

Взаимоотношения ребенка со сверстниками во многом зависят от условий его жизни в семье и педагогической позиции родителей. В настоящий момент наиболее актуальной проблемой нравственного воспитания дошкольников является формирование у ребенка гуманного отношения к окружающим, потребность быть полезным и добрым, готовность использовать все свои способности.

Но практика показывает, что некоторые родители испытывают трудности в процессе воспитания ребенка, им необходима существенная помощь педагогов с целью повышения их педагогической культуры, конкретные знания об особенностях ребенка того или иного возраста, о содержании и методах воспитания.

Тесная связь между родителями и педагогами, их умелое руководство развитием социальной компетентности ребенка, формированием его нравственности — важное и необходимое условие для воспитания всесторонне развитой, творческой, гуманной личности.

Взаимоотношения детей во время игр

Поделиться статьей:

Взаимоотношения детей во время игр часто проектирует на себя поведенческие реалии взрослых. Ребенок выступает своеобразным индикатором старшего поколения. Особенно ярко такие проявления встречают во время игровых происшествий в дочки-матери, а также при принимании на себя профессионально-должностных полномочий. Игровые процессы благоприятно сказываются на протекание командно-дружественных отношений.

Еще в нежном дошкольном возрасте начинают, проявляется различные задатки. Такие как лидерские и организаторские способности. Из игр станет ясно, какие темпераментные и натурные пристрастия. Легко выявлять усидчивость или сверхактивность. Чтобы узнать, какие качества присущи ребенку, достаточно только приглядеться к игровым любимцам.

При этом стоит учитывать, что для младенца и ребенка до трехлетнего возраста характерна особенность, не отдавать свои игрушки, а также не сходиться с другими детьми. Еще необходимо осознавать, что в многодетной семье социализация происходит быстрее. Единственный малыш может привыкать к обществу сложнее и тяжелее.

Игры на развитие межличностных взаимоотношений

Картотека игр, направленных на формирование у дошкольников навыков позитивного общения со сверстниками

На мостике

Цель: развитие коммуникативных навыков, мотор­ной ловкости.

Количество играющих: 2 команды.

Описание игры: взрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик — полоска шириной 30-40 см. По условию, по «мостику» должны с двух сторон на­встречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется. Также важно не переступать черту, иначе играющий считается свалившимся в про­пасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что, когда он остался один, мо­стик перевернулся). Пока два ребенка идут по «мости­ку», остальные за них активно «болеют».

Комментарий: приступив к игре, дети должны до­говориться о темпе движения, следить за синхроннос­тью, а при встрече на середине мостика — аккуратно поменяться местами и дойти до конца.

Охота на тигров

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Количество играющих: не менее 4 человек.

Необходимые приспособления: маленькая игрушка (тигр).

Описание игры: дети встают в круг, водящий отво­рачивается к стене и считает до 10. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрываеттигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.

Комментарий: трудности могут возникнуть во вре­мя игры у аутичных детей, потому им можно разре­шить сначала присмотреться к тому, как играют дру­гие дети.

Можно потренировать детей в умении сдерживать эмоции, не проявлять их внешне. Это достаточно труд­но для детей-дошкольников. Но в игровой форме этому можно научить (игры, подобные «Море волнуется …», « Царевна-Несмеяна »).

Близнецы

Цель: развитие коммуникативных навыков, уме­ния согласовывать свои действия,развитие графиче­ских навыков.

Количество играющих: кратное двум.

Необходимые приспособления: перевязочный бинт, большой лист бумаги, восковые мелки.

Описание игры: дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг кдругу,

затем связывают правую руку одного ребенка и левую другого от локтя докисти. Каждому в руку дают мелок.

Мелки должны быть разного цвета. До началарисования дети могут договориться между

собой, что они будут рисовать. Время на рисование — 5-6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».

Комментарий: на первых этапах игры временные ограничения можно снять, чтобыигроки могли получить опыт взаимодействия в паре без посторонних по­мех. Впроцессе игры взрослый может сопровождать действия участниковкомментариями по поводу необходимости договора в паре для достижениялучшего результата. После игры с детьми проводится беседа об их

ощущениях, возникших в процессе рисования, было ли им комфортно, что им мешало, а что помогало.

Клубочек

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Количество играющих: группа детей.

Необходимые приспособления: клубок ниток.

Описание игры: дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-ни­будь (как тебя зовут, сколько тебе лет, что ты любишь). Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.

Комментарий: эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а взрослому помогает опреде­лить, у кого из детей есть трудности в общении. Она будет полезна малообщительным детям, также ее можно использовать в группах малознакомых участников.

Ведущим может быть выбран и ребенок.

Когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточ­но легко. И всегда веселее, когда есть друзья.

Зеркала

Цель: развитие наблюдательности и коммуника­тивных навыков.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: выбирается ведущий. Он становит­ся в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие должны повторить их. Если ребенок ошибается, он выбыва­ет. Победивший ребенок становится ведущим.

Комментарий: необходимо напомнить детям, что они — «зеркало» ведущего, т. е. должны выполнять движения той же рукой (ногой), что и он.

Поварята

Цель: развитие коммуникативных навыков, чув­ства принадлежности к группе.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: все дети встают в круг — это «ка­стрюля» или «миска». Затем дети договариваются, что они будут «готовить» — суп, компот, салат и т. д. Каж­дый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь еще. Ведущий — взрос­лый, он выкрикивает названия ингредиентов. Назван­ный впрыгивает в круг, следующий компонент берет за руку его и т. д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда».

Комментарий: хорошо, если ведущий будет вы­полнять какие-либо действия с «продуктами»: резать, крошить, солить, поливать и т. д. Можно имитировать закипание, перемешивание.

Эта игра помогает снять мышечные зажимы, ско­ванность через легкий имитационный массаж.

Остров

Цель: развитие коммуникативных навыков, пре­одоление тактильных барьеров.

Количество играющих: четверо, или кратное че­тырем.

Необходимые приспособления: газета.

Описание игры: на пол кладут развернутую газе­ту, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться — тогда расстояние между ними максималь­но сократится.

Комментарий: эта игра помогает детям преодолеть робость перед телесным контактом, снимает «мышеч­ный панцирь», делает их более открытыми. Особенно это важно для замкнутых и робких детей, а также для детей, перенесших какие-то травмы.

Игра будет проходить интереснее, если дети будут действовать по команде. Другими словами, на газе­ту они должны стать после определенного сигнала, а между ними они могут свободно двигаться по комнате. После того как дети станут на газету, взрослый должен зафиксировать их расположение, дать детям возмож­ность почувствовать поддержку соседа.

Ладонь в ладонь

Цель: развитие коммуникативных навыков, полу­чение опыта взаимодействия в парах, преодоление бо­язни тактильного контакта.

Возраст: любой.

Количество играющих: 2 или больше человек.

Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.

Описание игры: дети становятся попарно, прижи­мая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различ­ные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.

Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста

Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточ­ках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ла­дони разжимать нельзя.

Игра будет полезна детям, испытывающим трудно­сти в процессе общения.

Зоопарк

Цель: развитие коммуникативных способностей, умение распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных зажимов.

Количество играющих: две команды.

Описание игры: интереснее играть командами. Одна команда изображает разных животных, копируя их повадки, позы, походку. Вторая команда — зрите­ли — они гуляют по «зверинцу», «фотографируют» животных, хвалят их и угадывают название. Когда все животные будут угаданы, команды меняются ро­лями.

Комментарий: нужно стимулировать детей к тому, чтобы они передавали повадки того или иного живот­ного, а также по своему желанию наделяли его каки­ми-либо чертами характера.

Старенькая бабушка

Цель: развитие коммуникативных навыков, дове­рия, эмпатии, развитие моторной ловкости.

Количество играющих: 8-10 человек.

Необходимые приспособления: платки для завязы­вания глаз.

Описание игры: дети разбиваются на две команды — бабушки (дедушки) и внуки (внучки). «Старичкам» завязывают глаза — они очень старенькие, поэтому ничего не видят и не слышат и их надо непременно от­вести к врачу. Идти придется через улицу с сильным движением. Проводить бабушек и дедушек должны их внуки (внучки) постаравшись, чтобы их не сбила машина.

Затем мелом рисуют улицу, а несколько детей ста­новятся «машинами», бегая по «улице» туда-сюда. Задача внуков — не только перевести «старичков» через дорогу, но и показать доктору (его роль играет кто-то из детей), и купить лекарство в аптеке, а затем привести домой.

Комментарий: перед началом игры можно побе­седовать с детьми о необходимости оказания помощи пожилым людям, бабушкам и дедушкам. Нужно по­тренироваться в принятии характерной позы.

В процессе игры взрослый регулирует взаимоот­ношения между играющими. «Бабушки (дедушки)» должны довериться внукам, «машины» должны со­блюдать правила.

Игры и упражнения направленные на развитие навыков общения, межличностных отношений и эмоциональной сферы

  1. “До свидания – здравствуй”

Взрослый спрашивает, как можно попрощаться движением руки. Если ребёнок затрудняется ответить, взрослый показывает жест: подняв руку вверх, машет кистью (от себя). Затем со словом “до свидания” он удаляется от ребёнка, прощально помахивая рукой, а со словом “здравствуйте” приближается, протягивая к нему руки с повёрнутыми вверх раскрытыми ладонями. Пусть ребёнок включится в игру, повторяя движения (и слова) вместе со взрослым.

  1. “Ласка”

Взрослый просит малыша ласково погладить игрушку, выражая свою любовь к ней, приговаривая нежно: “Хорошая, хорошая”. Подсказывает “Посмотри ей в глазки ласково, погладь мягко, чтоб ей было приятно”. Ребенок показывает движение, исполняя его выразительно, с участием.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: