Рабочая программа кружка «Правила дорожного движения»
13
I.
Пояснительная записка
Рабочая программа по правилам дорожного движения для 3 класса. Составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373.
Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения (пп. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).
Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.
Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 в редакции от 30.08.2010 г. № 889.
Приказа «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования», утверждённого Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373
Санитарных правил и норм (СанПин 2.42. – 2821 10).
Учебного плана МБОУ « СОШ № 1» на 2012-2013 учебный год.
Примерной программы начального общего образования («Просвещение», 2010 г.) и авторской программы начального общего образования Тошевой Л.И. («Основы безопасности дорожного движения» — М: «ВАКО», 2011г.).
Предмет вводится за счёт часов учебного плана, отведённых под школьный компонент, из расчёта 17 часов в
Iполугодии (1 час в неделю).
Он является логическим продолжением занятий по правилам дорожного движения в 1 классе, которые проводятся за счёт часов, выделенных на внеурочную деятельность. Дальнейшее его систематическое изучение продолжается за счёт часов школьного компонента в 3 классе и внеурочной деятельности – в 4 классе.
Основанием для включения его в учебный план является исполнение Закона Российской Федерации «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. Основная задача Закона – сохранение жизни, здоровья граждан путём предупреждения дорожно- транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий. Данный Закон не только устанавливает обязанности и права граждан по обеспечению безопасности движения, но и предусматривает процесс обязательного обучения граждан правилам безопасного поведения на дорогах
. Чем раньше и чем больше дети узнают о дорожном движении, о том, что и как обеспечивает его безопасность, тем больше гарантия того, что участие в нём будет осознанным. Для этого важно приобщить учащихся начальных классов к среде обитания современного человека, помогать сознательно определять своё место в этой среде, а также изучить существующие правила поведения пешехода как одного из участников дорожного движения. Такое изучение возможно только на основе систематического изучения правил, осознанного усвоения, постоянного наращивания количества изученного материала в соответствии с возрастными возможностями обучающихся.
Рабочая программа «Правила дорожного движения для 1-4 классов»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Красный Текстильщик
Саратовского района Саратовской области»
Программа по ПДД
«Дети и дорога»
2016
Пояснительная записка
Ежегодно в нашей стране в дорожно – транспортных происшествиях гибнет около 40 тысяч человек, не считая покалеченных и травмированных. И почти каждый десятый погибший – ребенок!
В настоящее время из года в год стремительно растет число транспорта. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети.
Это происходит во многом потому, что учащиеся или не знают правил безопасного движения на улицах и дорогах, или нарушают их, не сознавая опасных последствий этих нарушений.
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного движения на улицах и дорогах стало для них привычкой.
В связи с этим большое значение приобретает изучение в школе правил безопасного поведения на улицах и дорогах. Следует воспитывать у обучающихся неукоснительное выполнение на практике правил дорожного движения – закона улиц и дорог, соблюдение которого является их обязанностью.
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми.
Программа «Дети и дорога» составлена для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания.
При составлении программы учтены рекомендации работников ГИББД, интересы детей, возрастные особенности.
Программа ориентирована на все возрастные группы учащихся. Каждое занятие по программе «Дети и дорога» помогает обучающимся успешно усвоить правила дорожного движения, узнать их историю. В программу входят занятия, которые помогают детям ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания.
Цель
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
Задачи
Знакомство с историей правил дорожного движения.
Развитие дорожной грамотности детей.
Совершенствование навыков ориентировки на дороге.
Формирование мотивационно — поведенческой культуры ребенка в условиях общения с дорогой.
Повышение ответственности детей за свое поведение на дорогах.
Данная программа разработана на основе и в соответствии с программой
Минобразования РФ и МЧС РФ «Основы безопасности жизнедеятельности», рекомендациями ГИБДД.
Программа ориентирована на все возрастные группы учащихся.
Данная программа определяет систему воспитания культуры поведения обучающихся на дорогах и улицах.
Реализация программы будет способствовать повышению статуса патриотического воспитания, координации и взаимодействию всех организаций, участвующих в патриотическом воспитании.
Сроки реализации программы | Учебный год |
Ожидаемые результаты программы | Реализация программы предполагает создание системы воспитания в культуры поведения обучающихся на дорогах и улицах, что будет способствовать созданию условий для формирования мотивационно -поведенческой культуры ребенка в условиях общения с дорогой. |
Занятия по правилам дорожного движения для учащихся 1 классов
№ | Тема занятия | Материал к занятиям | |
1 | Соблюдение ПДД – залог безопасности пешеходов. Беседа инспектора ГИБДД | сентябрь | Город, в котором мы живем. Улицы, домашний адрес, местонахождение школы |
2 | Дорога в школу. Что такое безопасность. Безопасность на улице. | сентябрь | Твой ежедневный маршрут движения. Составление карты – схемы «Дом-школа-дом». Путь в школу. Как правильно переходить улицу. |
3 | Пассажиры и дорога | октябрь | Улица. Тротуар. Проезжая часть. Зебра. Правила посадки и высадки. Поведение в общественном транспорте. |
4 | Знакомство с дорожными знаками. Инструктаж по безопасному движению во время осенних каникул. | октябрь | Дорожная азбука: пешеходный переход, пешеходная дорожка, движение пешеходов запрещено. |
5 | «В гости к светофору». Сигналы регулировщика дорожного движения | ноябрь | История возникновения светофора. Для чего нужен светофор. Как нужно переходить дорогу на перекрестке со светофором? Виды светофоров. Сигналы светофора: красный, желтый, зеленый. |
6 | Движение пешеходов по улицам и дорогам | декабрь | Общие правила перехода улиц и дорог. Сигналы (жесты) регулировщика |
7 | Основные понятия и термины ПДД | декабрь | Участник дорожного движения, пешеход, водитель, остановка, стоянка, дорога, проезжая часть, переулок, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, переезд, транспортное средство, велосипед. |
8 | Что такое ДТП? Беседа водителя автомобиля или автобуса. | январь | Причины возникновения ДТП: невыполнение пешеходами правил дорожного движения, несоблюдение пассажирами правил поведения в транспорте, недисциплинированность на улице и в транспорте. |
9 | Мы — пассажиры | январь | Общие обязанности пассажиров. Особенности движения пешеходов по мокрой и скользкой дороге. Правила посадки и высадки, поведение в общественном транспорте. Где разрешается ожидать общественный транспорт. Как надо обходить стоящий автобус, троллейбус |
10 | Где можно и где нельзя играть? Осторожно, плохая дорога! | февраль | Опасность игры у дороги |
11 | Железная дорога | февраль | |
12 | Мой друг велосипед | март | История появления велосипедов. Его устройство. Правила движения на велосипеде. Где можно кататься на велосипеде до 14 лет. |
13 | Правила поведения в транспорте | март | Безопасные места для детей. Знакомство с транспортом города |
14 | Игра-викторина «Это нужно знать» | апрель | |
15 | Водители, пешеходы, автомобили. Беседа инспектора ГИБДД | апрель | Опасность перехода перед близко идущим транспортом. Правила перехода дороги после выхода из автобуса или троллейбуса |
16 | Экскурсия по микрорайону «Соблюдаем ПДД» | май | |
17 | Итоговое занятие. Инструктаж перед летними школьными каникулами. | май | Обсуждение поведения учащихся, нарушивших ПДД. Повторение изученного за год. Проведение игр, викторин по ПДД |
Занятия по правилам дорожного движения для учащихся 2 классов
№ | Тема занятия | Материал к занятиям | ||
1 | Безопасный путь в школу. Как правильно переходить улицу. | сентябрь | Разбор конкретного маршрута. Наш путь в школу | |
2 | Повторяем дорожные знаки | сентябрь | Пешеходный переход, въезд запрещен, пешеходная дорожка, дети, движение пешеходов запрещено. Значение их. | |
3 | Дорожные знаки (игра-викторина) | октябрь | Рассказать, показать или нарисовать дорожные знаки. | |
4 | Осенние дороги. Инструктаж о безопасном движении во время осенних каникул. | октябрь | Лужи, грязь – препятствие дорожному движению. Плохая видимость в дождь и туман. Особая осторожность пешеходов на дорогах осенью. | |
5 | «Что такое ДТП?» | ноябрь | Причина возникновения ДТП. Разбор ДТП. Случаи. | |
6 | Дорога и ее составляющие части | декабрь | Проезжая часть, обочина, кювет, пешеходная и велосипедная дорожка | |
7 | Светофор и его сигналы. Перекрестки и их виды | декабрь | Если на улице нет светофора | |
8 | Практическое занятие. Мы переходим улицу. Движение по группам | январь | Нерегулируемый перекресток | |
9 | Тормозной путь транспорта. Тормозное расстояние. | январь | Дороги, затрудняющие дорожное движение (тающий снег, гололед, туман, дождь, лужи, грязь, плохая видимость). | |
10 | Мы – пассажиры. Правила поведения в транспорте | февраль | Обязанности пассажиров на всех видах транспортных средств. Где ожидать транспортное средство? Как обходить стоящий автобус? | |
11 | Железнодорожный переезд. Правила перехода и переезда. | февраль | ||
12 | Общественный транспорт, посадка, высадка пассажиров. Поездка на автобусе и троллейбусе. | март | Какие транспортные средства называют маршрутными? Городской маршрутный транспорт: автобусы, троллейбусы, трамваи, маршрутное такси. Права пешеходов при высадке из общественного транспорта. | |
13 | Обязанности пешеходов | март | Ответственность пешеходов за нарушение ПДД | |
14 | Разметка улиц и дорог. Одностороннее и двустороннее движение на дороге. | апрель | Дорожная разметка. Весенние дороги, особенности весенних погодных условий. | |
15 | Экскурсия по микрорайону школы. | апрель | Выполнение ПДД при переходе улиц и дорог. Практическое занятие. | |
16 | Виды транспортных средств и их значение. | май | Правила пользования транспортным средством. Транспортные средства общего пользования. | |
17 | Итоговое занятие. Инструктаж перед летними школьными каникулами | май | Повторение изученного за год. Проведение игр, викторин по ПДД |
Занятия по правилам дорожного движения для учащихся 3 классов
№ | Тема занятия | Материал к занятиям | |
1 | Безопасный путь школу. Движение пешеходов по улицам, тротуарам и обочинам. | сентябрь | Примеры о последствиях нарушений ПДД. Скорость движения транспорта в городе. |
2 | Основные правила поведения учащихся на улице и дороге | сентябрь | Дисциплина на дороге. Обязанности пешеходов при движении по тротуару. Опасности, подстерегающие пешехода на тротуаре. Как правильно ходить по дороге с друзьями, братом, сестрой, пожилыми людьми |
3 | Практическое занятие. Мы учимся соблюдать правила дорожного движения. | октябрь | Экскурсия по городу. Характеристика улиц, переулков, на которых живут учащиеся. Где и как правильно перейти улицу? Порядок движения учащихся группами по тротуарам, обочине дороги, пешеходном переходе. |
4 | Пешеходные переходы. Инструктаж по безопасному движению во время осенних каникул. | октябрь | Пешеходный переход и его обозначения. Пешеходные переходы в микрорайоне школы. Правила перехода дороги с двусторонним движением и односторонним движением. Опасные ситуации при переходе дороги. Правила перехода дороги, если в зоне видимости отсутствуют пешеходный переход или перекресток. |
5 | Дорожно-транспортные происшествия. Статистика ДТП (по материалам ГИБДД) | ноябрь | Виды происшествий. Причины их возникновения. Как правильно вести себя на улице, чтобы не произошло несчастье. |
6 | Транспорт, его движение при переходах к школе | декабрь | Виды транспортных средств: легковой, грузовой, специальный. Марки автомобилей. Тормозной путь транспортных средств. |
7 | Железнодорожный поезд. Правила перехода и переезда | декабрь | |
8 | Где можно и где нельзя играть | январь | Опасность игр рядом с проезжей частью, в местах дорожных работ, в транспорте. Места для игр и езды на самокатных средствах. Что делать, если мяч выкатился на проезжую часть. |
9 | ИДН – искусственная дорожная неровность. Работа сотрудников ГИБДД | январь | Лежачий полицейский |
10 | Пешеход на загородной дороге | февраль | |
11 | Дорога глазами водителей. Предупредительные сигналы водителя | февраль | Дорожная обстановка в зависимости от времени года, суток и погодных условий. Особенности работы водителя. Опасные ситуации, возникающие с пешеходами на проезжей части, глазами водителей. |
12 | Урок – тест «ПДД» | март | |
13 | Остановки маршрутных транспортных средств | март | |
14 | Регулируемые перекрестки. Светофор. Виды перекрестков. Конкурс рисунков | апрель | Правила перехода дороги на регулируемом перекрестке. Регулируемые перекрестки в микрорайоне школы. Сигналы светофора. Типы светофоров. Действия участников движения по сигналам светофора. Примеры ДТП с детьми на регулируемых переходах. Анализ причин их возникновения |
15 | Игра-викторина «Знаешь ли ты ПДД?» | апрель | |
16 | Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров | май | |
17 | Итоговое занятие. Инструктаж перед летними школьными каникулами | май | Просмотр диафильмов, видеофильмов, слайдов по ПДД. Презентаций. Подведение итогов |
Занятия по правилам дорожного движения для учащихся 4 классов
№ | Тема занятия | Материал к занятиям | |
1 | Наш путь в школу. Соблюдение ПДД – залог безопасности пешеходов | сентябрь | Разбор конкретных случаев ДТП, их причины |
2 | Основные правила поведения учащихся на улице и дороге | сентябрь | Дисциплина на дороге. Обязанности пешеходов при движении по тротуару. Опасности, подстерегающие пешехода на тротуаре. Как правильно ходить по дороге с друзьями, братом, сестрой, пожилыми людьми |
3 | Элементы улиц и дорог. Предупредительные сигналы | октябрь | Дорога, её составляющие части – проезжая часть, обочина, кювет, пешеходные и велосипедные дорожки. Дорожная разметка. Дорожные знаки, перекрестки, сигналы светофора и регулировщика |
4 | Практическое занятие. Движение учащихся по группам и в колонне. | октябрь | Перекрестки и их виды |
5 | Поездка на автобусе и троллейбусе | ноябрь | Правила для пассажиров автобуса и троллейбуса на остановке, при посадке, в салоне и при выходе. Правила перехода дороги при движении к остановке и после выхода из автобуса и троллейбуса. Опасные ситуации, возникающие при этом. Экскурсия на автобусную или троллейбусную остановку. |
6 | Дорожные знаки и их группы | декабрь | История возникновения и развития дорожных знаков |
7 | Виды транспортных средств. Городской транспорт – угроза безопасности человека. | декабрь | Нерегулируемые перекрестки |
8 | Опасные ситуации на дорогах | январь | Скрытые опасности на дороге |
9 | Тормозной путь. Тормозное расстояние | январь | Скорость движения и торможение автомобиля. Остановочный и тормозной путь. Особенности движения пешеходов и водителей в разное время суток. Может ли машина сразу остановиться |
10 | Игра «Веселый перекресток» | февраль | |
11 | Регулировщик и его сигналы | февраль | Для чего регулировщику нужны жезл и свисток? Сигналы регулировщика. Действия пешеходов по этим сигналам. Приоритет сигналов регулировщика над сигналами светофора. |
12 | Ты – велосипедист. Соблюдение правил дорожного движения велосипедистами. Тест «ПДД» (проверка знаний по ПДД) | март | Общее устройство велосипеда, типичные неисправности и их устранение. Правила безопасной езды для юных велосипедистов. Примеры ДТП с детьми. Анализ причин их возникновения |
13 | Труд водителя | март | Работа водителя – это напряженный и ответственный труд. Обязанности водителя по обеспечению безопасности движения. Соблюдение ПДД пешеходами обеспечивает их личную безопасность и облегчает работу водителя. Беседа водителя автомобиля или автобуса. |
14 | Поездка за город | апрель | Движение транспорта на загородной дороге. Правила движения пешеходов по загородной дороге. Как правильно перейти загородную дорогу. Ж/д переезды, их виды. Правила перехода через ж/д переезды (со шлагбаумом и без шлагбаума) |
15 | Оборудование автомобилей и мотоциклов специальными сигналами | апрель | Специальные автомобили: пожарные машины, полиции, скрой медицинской помощи, аварийные. Преимущественное право проезда специальных автомобилей |
16 | Общие требования к водителям, пешеходам, пассажирам | май | |
17 | Итоговое занятие. Инструктаж перед летними школьными каникулами | май | Просмотр диафильмов, видеофильмов, слайдов по ПДД, презентаций. Подведение итогов |
Занятия по правилам дорожного движения для учащихся 5 классов
№ | Тема занятия | Материал к занятиям | |
1 | Соблюдение ПДД – залог безопасности пешеходов | сентябрь | Автомобильное движение в городе. Пешеход на улицах города |
2 | Основные правила поведения учащихся на улице и дороге. | сентябрь | Опасность в дорожных ситуациях, связанных с закрытым обзором, испугом, ошибочным прогнозом, неожиданным выходом на проезжую часть. |
3 | Причины дорожно-транспортных происшествий. Статистика ДДТТ | октябрь | Невыполнение пешеходами правил дорожного движения. Недисциплинированность на улице и в транспорте. |
4 | Наш город. История советских и российских автомобилей | октябрь | |
5 | Дорожные знаки и дорожная разметка. Конкурс рисунков «Автомобиль, мопед, мотоцикл, велосипед» | ноябрь | Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей. Дорожные знаки: «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено». Таблички. Дорожная разметка, её значение и виды. |
6 | Остановочный путь и скорость движения | декабрь | Скорость движения и торможение автомобиля. Остановочный и тормозной путь. Особенности движения пешеходов и водителей в разное время суток. Может ли машина сразу остановиться |
7 | Пешеходные переходы | декабрь | Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Опасные ситуации при переходе дороги. Примеры ДТП с детьми. Анализ причин их возникновения. |
8 | Поездка на автобусе и троллейбусе Викторина по знанию дорожных знаков. | январь | Правила для пассажиров автобуса и троллейбуса на остановке, при посадке, в салоне и при выходе. Правила перехода дороги при движении к остановке и после выхода из автобуса и троллейбуса. Опасные ситуации, возникающие при этом. Экскурсия на автобусную или троллейбусную остановку. |
9 | Мероприятия по повышению безопасности движения транспорта и пешеходов. | январь | Игра-викторина «Что? Где? Когда?», песни, стихи. |
10 | Викторина по ПДД. Сценки на тему ПДД | февраль | |
11 | На железной дороге | февраль | Поведение школьников в близи ж/д путей. Правила перехода и переезда через них. Охраняемые и неохраняемые переезды. |
12 | Движение пешеходов за городом | март | Движение транспорта на загородной дороге. Правила движения пешеходов по загородной дороге. Как правильно перейти загородную дорогу. Ж/д переезды, их виды. Правила перехода через ж/д переезды (со шлагбаумом и без шлагбаума) |
13 | Транспорт | март | Интенсивность и скорость движения городского транспорта. Безопасный переход дороги. Как обойти стоящий транспорт. |
14 | Дорога глазами водителей. Предупредительные сигналы водителя. Правила перевозки пассажиров | апрель | Дорожная обстановка в зависимости от времени года, суток и погодных условий. Особенности работы водителя. Опасные ситуации, возникающие с пешеходами на проезжей части, глазами водителей. |
15 | Культура поведения | апрель | Ответственность за нарушения ПДД. Ребячество. Неправильное понимание геройства. |
16 | Государственная инспекция безопасности дорожного движения. | май | Задачи, решаемые ГИБДД |
17 | Итоговое занятие. Инструктаж перед летними школьными каникулами | май | Игра-соревнование по ПДД. Просмотр презентаций. Подведение итогов. |
Занятия по правилам дорожного движения для учащихся 6 классов
№ | Тема занятия | Материал к занятиям | |
1 | Основные понятия и термины ПДД. История служб ГАИ и ГИБДД | сентябрь | Участник дорожного движения, пешеход, водитель, остановка, стоянка, вынужденная остановка, дорога, проезжая часть, переулок, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, ж/д переезд, транспортное средство, велосипед, жилая зона. |
2 | Основные правила поведения учащихся на улице и дороге. | сентябрь | Культура дорожного движения. Взаимная вежливость участников дорожного движения. |
3 | Что такое дорожно-транспортное происшествие. | октябрь | Причины возникновения ДТП, статистика происшествий по вине пешеходов. Случаи из жизни. |
4 | Безопасность пешеходов. Влияние погодных условий на движение автомобиля | октябрь | Интенсивность и скорость движения транспорта в городе. Любой движущийся транспорт – угроза безопасности человека. Виды транспортных средств: легковой, грузовой, специальный. Марки автомобилей. Умение правильно выбрать безопасную дорогу в школу, магазин, библиотеку, стадион. |
5 | Движение учащихся группами и в колонне. Нерегулируемые перекрестки | ноябрь | |
6 | Виды транспортных средств | декабрь | Оборудование автомобилей спец. приборами. Спец. автомобили: пожарная, полиции, скорой мед. помощи, аварийные. Звуковые сигналы. |
7 | Подготовка праздника «Светофор -наш друг» (для учащихся младших классов) | декабрь | |
8 | Дорожные знаки и дорожная разметка | январь | |
9 | Транспорт и дети во дворе | январь | Меры предупреждения дорожно-транспортного травматизма во дворах жилого сектора |
10 | Правила пользования транспортом. Остановки транспортных средств | февраль | Перевозка людей в автомобилях, грузовых автомашинах. Меры предосторожности, скорость движения. |
11 | Наши верные друзья. Работа сотрудников ГИБДД | февраль | Технические средства регулирования дорожного движения. Дорожные знаки, пешеходные переходы и их виды. ИДН – искусственная дорожная неровность (лежачий полицейский). Светофоры и их виды |
12 | Ты — велосипедист | март | Общее устройство велосипеда, типичные неисправности и их устранение. Правила безопасной езды для юных велосипедистов. Примеры ДТП с детьми. Анализ причин их возникновения |
13 | Труд водителя. | март | Работа водителя – это напряженный и ответственный труд. Обязанности водителя по обеспечению безопасности движения. Соблюдение ПДД пешеходами обеспечивает их личную безопасность и облегчает работу водителя. Беседа водителя автомобиля или автобуса. |
14 | Обязанности водителей, пассажиров, пешеходов | апрель | |
15 | Основной принцип безопасности пешеходов | апрель | Обзор дороги. Предметы, мешающие видеть обстановку на дороге. Скрытые движущиеся автомобили. Отвлечение внимания. |
16 | Знаем ли мы ПДД. Викторина | май | Причины ДТП с детьми: невыполнение пешеходами правил движения, несоблюдение пассажирами правил поведения в транспорте, недисциплинированность на улице и в транспорте. Обсуждение поведения детей, нарушающих правила дорожного движения. |
17 | Итоговое занятие. Инструктаж перед летними школьными каникулами | май | Игра-соревнование по ПДД. Просмотр презентаций. Подведение итогов |
Занятия по правилам дорожного движения для учащихся 7 классов
№ | Тема занятия | Материал к занятиям | |
1 | Основные понятия и термины ПДД. Отряд ЮИД. Роль отрядов в решении вопросов предупреждения детского дорожного травматизма. | сентябрь | Участник дорожного движения, пешеход, водитель, остановка, стоянка, вынужденная остановка, дорога, проезжая часть, переулок, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, ж/д переезд, транспортное средство, велосипед, жилая зона. |
2 | Причины ДТП. Поведение учащихся при ДТП. | сентябрь | Рост числа транспортных средств в городе, районе, стране. (По материалам ГИБДД). Причины ДТП и меры их предупреждения. Тяжесть травм |
3 | История создания средств организации дорожного движения. | октябрь | Светофор, жезл для регулирования движения. Дорожные знаки. Дорожная разметка. |
4 | Движение пешеходов по улицам и дорогам | октябрь | Изучение дорожных ситуаций, которые приводят к ДТП |
5 | Остановочный путь транспортных средств | ноябрь | |
6 | Дорожные знаки их назначение | декабрь | 7 групп дорожных знаков: предупреждающие, приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, сервиса, дополнительной информации (таблички). Назначение дорожных знаков. Места установки дорожных знаков. |
7 | Ответственность за нарушение ПДД. ГИБДД | декабрь | Правовая ответственность – административное законодательство. Плата за совершение нарушений – здоровье и человеческая жизнь. |
8 | Специальное оборудование автотранспорта | январь | Осветительные приборы, сигналы поворота. Специальные звуковые и световые сигналы. Опознавательные знаки транспортных средств |
9 | Общественный транспорт | январь | Правила поведения в общественном транспорте. Аварийная ситуация для пешеходов. Выход на проезжую часть при ожидании общественного транспорта. |
10 | На железной дороге | февраль | Опасности, возникающие при движении пешеходов вдоль ж/д полотна. Сигналы дежурного или светофора, находящихся на ж/д переезде. Правила перехода и переезда через ж/д пути. Запрещение хождения по рельсам и насыпи, игр вблизи ж/д путей. |
11 | Оказание пострадавшим при ДТП первой доврачебной помощи. Практическое занятие | февраль | Вызов «Скорой помощи». Аптечка, ее состав и назначение. Наложение жгута, повязки. |
12 | Я – водитель. | март | Действия за рулем при обнаружении опасности на проезжей части. Выработка правильного поведения на улицах. Умение предвидеть возникновение опасности |
13 | Езда на велосипеде. Что запрещено велосипедисту | март | Осмотр велосипеда перед выездом. Экипировка велосипеда. Учебная езда на закрытой площадке под наблюдением родителей. Места для движения на велосипеде. Возрастной ценз на право управления велосипедами при движении по дорогам. ДТП с велосипедистами и меры по их предупреждению |
14 | Участие школьников в пропаганде ПДД | апрель | Организация утренников для младших школьников по теме «Безопасность движения». Использование стенной печати, школьного радио для пропаганды ПДД. Участие в работе отряда юных инспекторов движения (ЮИД) и патрулирование у школ перед занятиями и после их окончания |
15 | Правила перевозки пассажиров | апрель | На автомобиле, велосипеде, мопеде. |
16 | Культура дорожного движения. Статистика ДДТТ | май | ПДД – составная часть правил культурного поведения человека в общественной жизни. |
17 | Итоговое занятие. Инструктаж перед летними школьными каникулами | май | Подведение итогов (тестирование) |
Занятия по правилам дорожного движения для учащихся 8 классов
№ | Тема занятия | Материал к занятиям | |
1 | История возникновения ПДД | сентябрь | |
2 | Единые правила движения по улицам города | сентябрь | |
3 | ДТП и их последствия | октябрь | Тяжесть травм, полученных в ДТП. Последствия – повреждение внутренних органов, переломы, черепно-мозговые травмы, инвалидность. |
4 | История создания автомобиля, велосипеда | октябрь | Историческая хроника изобретения автомобиля, велосипеда. Изменение этих видов транспорта, их новые модификации, использование автомобиля, велосипеда в сегодняшнее время. |
5 | Оказание первой помощи при ДТП Практическое занятие. | ноябрь | Вызов «Скорой помощи». Аптечка, ее состав и назначение. Наложение жгута, повязки. |
6 | Виды транспортных средств. Движение транспортных средств. | декабрь | Воздействие транспорта на экологию (почву, растительность, здоровье человека.) Скорость, дистанция между автомобилями, осветительные приборы. |
7 | Труд водителя | декабрь | Работа водителя – это напряженный и ответственный труд. Обязанности водителя по обеспечению безопасности движения. Соблюдение ПДД пешеходами обеспечивает их личную безопасность и облегчает работу водителя. Беседа водителя автомобиля или автобуса. |
8 | Правила пользования транспортом. Остановка транспортных средств | январь | |
9 | Остановочный путь транспортных средств | январь | Время, необходимое для остановки транспортного средства. Расчет остановочного пути. Факторы, влияющие на величину остановочного пути. |
10 | Назначение дорожной разметки | февраль | Её роль в регулировании движения транспортных средств и пешеходов. Горизонтальная и вертикальная разметка |
11 | На сельских дорогах (загородных) | февраль | Сельский транспорт. Тракторы и прицепы к ним. Самоходные с/х машины. Гужевой транспорт. Прогон животных |
12 | Оборудование автомобилей и мотоциклов специальными сигналами | март | Предупредительные сигналы |
13 | Конкурс на лучшую разработку беседы по ПДД для учащихся начальной школы | март | |
14 | Обязанности пешеходов и велосипедистов и их ответственность за нарушение ПДД | апрель | Предотвращение опасности для детей, создаваемой участниками дорожного движения: водители, пешеходы, пассажиры. Навыки безопасного поведения на дороге. |
15 | Проверка знаний дорожного движения. Тесты | апрель | Разбор тестирования |
16 | Техническое состояние мопеда, велосипеда | май | Устройство велосипеда. Неисправности и их устранение. Возрастной ценз на право управления велосипедом и мопедом с подвесным двигателем |
17 | Итоговое занятие. Инструктаж перед летними школьными каникулами | май | Повторение пройденного материала. Особенности движения в летний период в городах и за городом |
Занятия по правилам дорожного движения для учащихся 9 классов
№ | Тема занятия | Материал к занятиям | |
1 | Мы – пешеходы. Элементы дорог и улиц. История создания автомобиля. Роль автомобильного транспорта | сентябрь | Историческая хроника изобретения автомобиля, велосипеда. Использование автомобиля в сегодняшнее время. |
2 | Опасные ситуации по вине водителей. Опасные ситуации по вине пешеходов | октябрь | Рост автомобильного парка и объема грузопассажирских перевозок. Увеличение протяженности автомобильных дорог |
3 | Опасные ситуации, возникающие из-за неисправностей транспортных средств, дорог, освещения. Автомобильный транспорт. | ноябрь | Легковой, грузовой, специальный транспорт – средство передвижение. Ремонт и техническое обслуживание ТС. Государственный технический осмотр |
4 | Правила перевозки на общественном и личном транспорте. Вандализм на дорогах и транспорте | декабрь | Сколько стоит светофор? Повреждение дорожных знаков и указателей. Последствия их повреждения для участников дорожного движения. Повреждение автотранспорта. Административная и уголовная ответственность. |
5 | Правила движения по железнодорожному переезду пешеходов и транспорта. | январь | Опасность, возникающая при движении пешеходов вдоль ж/д полотна. Запрещение хождения по рельсам и насыпи, игр в близи ж/д путей. |
6 | Оказание первой медицинской помощи | февраль | Вызов «скорой», наложение жгута, повязок. Создание буклета «Первая помощь при ДТП» для учащихся 5-8 классов или «Помни, пешеход» для учащихся начальных классов. |
7 | Тормозной путь. Опасность на пешеходном переходе | март | Зависимость тормозного и остановочного пути от состояния покрытия, тормозных систем, скорости движения и массы транспортного средства. |
8 | Назначение знаков. Дорожная этика | март | Назначение номерных, опознавательных и предупредительных знаков и надписей на ТС |
9 | Правила движения для велосипедиста, мопедиста, мотоциклиста | апрель | Правила перевозки пассажиров на мотоциклах и мотороллерах. Использование мотошлема во время езды на мотоцикле |
10 | Итоговое занятие. Ответственность за нарушение ПДД. Инструктаж перед летними школьными каникулами | май |
Занятия по правилам дорожного движения для учащихся 10 классов
№ | Тема занятия | Материал к занятиям | |
1 | Мы – пешеходы. Элементы дорог и улиц. Соблюдение ПДД – обязанность каждого гражданина. | сентябрь | Повышение культуры транспортного поведения – источник снижения опасности на дорогах России |
2 | Регулирование движения. Сигналы регулировщика. Выполнение его сигналов | октябрь | |
3 | Дорожные знаки и дорожная разметка | ноябрь | Предупреждающие знаки, знаки приоритета, запрещающие знаки, предписывающие, знаки особых предписаний, информационные знаки, знаки дополнительной информации. Группы дорожных знаков и их назначение. Дорожные знаки «Дорога с односторонним движением», «Место стоянки», «Ж/д переезд со шлагбаумом», «Ж/д переезд без шлагбаума», «Пешеходный переход», «Дети», «Пешеходная дорожка», «Въезд запрещен». Знаки сервиса. |
4 | ГИБДД | декабрь | Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Мужская профессия. Романтика и будни |
5 | Подготовка водительских кадров. Встреча с инструктором | январь | Условия обучения и сдачи экзаменов на получение водительского удостоверения. Физические требования к современному водителю. Воспитание грамотных участников движения. |
6 | Первая медицинская помощь при ДТП. Причины ДТП | февраль | |
7 | Правила поведения при пожаре в общественном транспорте | март | |
8 | Первые навыки управления мото-авто- транспортом. Правила перевозки пассажиров | март | |
9 | Использование стенной печати для пропаганды ПДД | апрель | |
10 | Итоговое занятие. Инструктаж перед летними школьными каникулами | май | Ответственность за нарушение ПДД. |
Занятия по правилам дорожного движения для учащихся 11 классов
№ | Тема занятия | Материал к занятиям | |
1 | Мы – пешеходы. Перекрестки и их виды. Значение ПДД для обеспечения безопасности дорожного движения | сентябрь | |
2 | Обязанности водителей и пешеходов, пассажиров. | октябрь | Условия и административная ответственность. Наложение административных взысканий на пешеходов. Гражданская ответственность за причиненный вред |
3 | Правила пользования общественным транспортом. Культура поведения. Правила перевозки пассажиров | ноябрь | |
4 | Опознавательные знаки транспортных средств. Применение специальных сигналов | декабрь | |
5 | ДТП. Их причины и последствия | январь | |
6 | Оказание первой медицинской помощи | февраль | |
7 | Закон РФ «О безопасности дорожного движения». Административная и уголовная ответственность за нарушение ПДД | март | |
8 | Автомобиль. Его технические данные. Мото-авто-транспорт. Значение автомобильного транспорта для экономики страны | март | |
9 | Правила пользования железнодорожным транспортом. Ж/д переезд | апрель | |
10 | Итоговое занятие. Инструктаж перед летними школьными каникулами. | май | Ответственность за нарушение ПДД |
Программа по внеурочной деятельности 2 класс «Азбука дорожного движения»
Пояснительная записка.
« Азбука дорожного движения».
Рабочая программа по « Азбуке дорожного движения» составлена на основе ООП НОО МАОУ «Демиховский лицей», авторской программы « Правила дорожного движения» автор А. Усачев.
Мы живем в городе, где из года в год стремительно растет число транспорта. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети. Главная причина здесь в том, что у детей двойственное отношение к автомобилю. С одной стороны, они боятся этих громадных рычащих машин, проносящихся на большой скорости мимо них, с другой – они лишены страха и готовы перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель остановиться или свернуть в сторону просто не в состоянии. За каждой из дорожных трагедий — судьба ребенка и горе родителей.
В последнее время наблюдается тенденция роста числа детей и подростков, которые являются причиной дорожно-транспортного происшествия. Поэтому проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою активность.
Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Возросло ДТП из-за несоблюдения детьми требований сигналов светофора. Травматизм на дорогах — это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправданная. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие — это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.