Стили семейного воспитания Стили семейного воспитания. — презентация


Стили семейного воспитания Стили семейного воспитания. — презентация


Стили семейного воспитания Стили семейного воспитания
Цель: Цель: Познакомиться с современной классификацией стилей семейного воспитания и их особенностями. Познакомиться с современной классификацией стилей семейного воспитания и их особенностями. Задачи: Задачи: содействовать пониманию проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания, способствовать повышению эффективности взаимоотношений между ребенком и родителями. содействовать пониманию проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания, способствовать повышению эффективности взаимоотношений между ребенком и родителями.

«Если ты думаешь на год вперед – посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед – посади дерево. Если ты думаешь на век вперед – воспитай человека».

Семья — это целый мир, в котором ребёнок живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Семья — это целый мир, в котором ребёнок живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Отношения в семье могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Отношения в семье могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние.

Кем для родителей может быть ребенок? Кем для родителей может быть ребенок? Какое место занимает он в семье? Какое место занимает он в семье? Какие отношения складываются у ребенка с родителями с раннего детства? Какие отношения складываются у ребенка с родителями с раннего детства?

1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека – наследственностью или воспитанием? А). Преимущественно воспитанием. А). Преимущественно воспитанием. Б). Сочетанием врожденных задатков и условий среды. Б). Сочетанием врожденных задатков и условий среды. В). Главным образом врожденными задатками. В). Главным образом врожденными задатками. Г). Ни тем, ни другим, а жизненным опытом. Г). Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей? А). Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности. А). Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности. Б). Абсолютно с этим согласен. Б). Абсолютно с этим согласен. В). Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей. В). Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей. Г). Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом. Г). Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным? 3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным? А). Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу) А). Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу) Б). Цель воспитания научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве) Б). Цель воспитания научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве) В). Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер) В). Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер) Г). Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер). Г). Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер).

4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола? А). Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит. А). Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит. Б). Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам. Б). Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам. В). Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности. В). Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности. Г). Конечно, в первую очередь это должны сделать родители. Г). Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы? А). Если попросит, можно и дать. А). Если попросит, можно и дать. Б). Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы. Б). Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы. В). Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы. В). Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы. Г). Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму. Г). Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.

6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник? А). Огорчусь, постараюсь утешить ребенка. А). Огорчусь, постараюсь утешить ребенка. Б). Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика. Б). Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика. В). Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги. В). Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги. Г). Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях. Г). Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка? А). Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято. А). Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято. Б). Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить. Б). Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить. В). Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы. В). Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы. Г). Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе. Г). Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

8. Дочь-подросток хочет провести выходные у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее? А). Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших. А). Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших. Б). Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят. Б). Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят. В). Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться. В). Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться. Г). Не вижу причины запрещать. Г). Не вижу причины запрещать.

9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал? А). Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить. А). Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить. Б). Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения. Б). Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения. В). Расстроюсь В). Расстроюсь Г). Попробую разобраться, что его побудило солгать. Г). Попробую разобраться, что его побудило солгать.


10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример? А). Безусловно. А). Безусловно. Б). Стараюсь. Б). Стараюсь. В). Надеюсь. В). Надеюсь. Г). Не знаю. Г). Не знаю.

Отношения в семье можно представить в виде формулы: Отношения в семье можно представить в виде формулы: СИСТЕМА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ = (родители + родители) + (родители + дети) + СИСТЕМА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ = (родители + родители) + (родители + дети) + (дети + дети). (дети + дети).


авторитарный демократический попустительский хаотический опекающий

демократический — Родители сознают свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним признают право на саморазвитие. — Понимают, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. — В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. — Признают и поощряют автономию своих детей. — Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах. — Дети превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки. — Хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.

авторитарный — Родители представляют, каким должен вырасти их ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. — В своих требованиях они категоричны и неуступчивы. — В общении с ребенком они отдают приказы, устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения. — Закрыты для постоянного общения с детьми. — Дети, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы и зависимы, непритязательны и раздражимы. — Девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста. — Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.

Совет родителям: Совет родителям: Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребенку, напоминает дрессировку. Ребенок может беспрекословно исполнять все, когда вы рядом, и «плевать» на все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости. Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребенку, напоминает дрессировку. Ребенок может беспрекословно исполнять все, когда вы рядом, и «плевать» на все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости.

опекающий — Родители слишком высоко ценят своего ребенка, считают простительными его слабости. — Легко общаются с ним, доверяют ему во всем. — Не склонны к запретам и ограничениям. — Ребенок в такой семье слабо или совсем не регламентирует поведение. — Родители ограждают детей от любых забот. — Детям предоставлен избыток свободы или руководство родителей незначительно. — Преобладает безусловная родительская любовь.

Совет родителям: Совет родителям: К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. И часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своем воображении, разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, скажем, музыкой. К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. И часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своем воображении, разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, скажем, музыкой. Пока ребенок еще маленький и слушается взрослых, но затем… Желая вырваться из клетки родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами – это может быть прием наркотиков, алкоголя. Пока ребенок еще маленький и слушается взрослых, но затем… Желая вырваться из клетки родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами – это может быть прием наркотиков, алкоголя. Поэтому, заполняя день ребенка нужными и полезными занятиями, не забывайте оставить ему немного времени и для личных дел. Поэтому, заполняя день ребенка нужными и полезными занятиями, не забывайте оставить ему немного времени и для личных дел.

попустительский — Проблемы воспитания не являются для родителей первостепенными, поскольку у них другие заботы. — Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к собственным детям. — Закрыты для общения, из-за обремененности собственными проблемами у них не остается сил на воспитание детей. Безразличие родителей сочетается с враждебностью. Свои проблемы ребёнку приходится решать самому. — Ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к правонарушающему поведению.

Совет родителям: Никогда не надо показывать ребенку, что вам все равно, чем он занимается. Он, почувствовав ваше безразличие, немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее». Проверка будет заключаться в совершении поступков изначально плохих. Ребенок ждет, последует ли за проступок критика или нет. Поэтому лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вас совершенно не устраивает.

хаотический Отсутствует единый подход к воспитанию ребенка. Нет ясно выраженных, конкретных требований к ребенку. Ребенок лишается ощущения стабильности. Не формируется самоконтроль и ответственность. Ребенок становится тревожным, неуверенным в себе

Совет родителям: Совет родителям: Родители должны показывать ребенку, что их радуют его хорошие поступки, и расстраивают плохие. Это создает у детей сознание непоколебимости ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребенок может понять только одно: все равно, что я делаю, главное, какое у родителей настроение. Родители должны показывать ребенку, что их радуют его хорошие поступки, и расстраивают плохие. Это создает у детей сознание непоколебимости ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребенок может понять только одно: все равно, что я делаю, главное, какое у родителей настроение.

Понимание ребенка, принятие его не только сердцем, но и умом, осознание ответственности за судьбу маленького человека поможет взрослым выбрать тот стиль воспитания, который принесет благо и ребенку и родителям. Понимание ребенка, принятие его не только сердцем, но и умом, осознание ответственности за судьбу маленького человека поможет взрослым выбрать тот стиль воспитания, который принесет благо и ребенку и родителям.

Памятка для родителей. Памятка для родителей. Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть. Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть. Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности. Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности. Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым. Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым. Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством упрёка. Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством упрёка. Если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других. Если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других. Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя. Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя. Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным. Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным. Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым. Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым. Если ребёнок живёт в безопасности, он учится верить в людей. Если ребёнок живёт в безопасности, он учится верить в людей. Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя. Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя. Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире. Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Мы все такие разные! Мы все такие разные! Но для каждого родителя его ребенок самый лучший!

Спасибо за внимание!

Родительское собрание в ДОУ на тему «Влияние семьи на формирование личности ребенка»

Библиографическое описание:

Ташкинова, Л. В. Родительское собрание в ДОУ на тему «Влияние семьи на формирование личности ребенка» / Л. В. Ташкинова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 3 (6). — С. 71-72. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1304/ (дата обращения: 10.10.2020).


Оборудование: мольберт, маркер/мел, ватман, мяч, шнурок, скотч.

Ход собрания:

Педагог: Здравствуйте уважаемые родители! Тема нашего собрания «Влияние семьи на формирование личности ребенка». Сейчас я предлагаю нам передавать друг другу мяч и сказать по 1 фразе, что для вас семья? Как вы понимаете, расшифровываете это понятие?

Помощник педагога записывает на доску ответы родителей.

Педагог подводит итоги: семья, это группа людей, связанных кровным родством, брачными узами, или усыновлением, все члены соединены понимание, уважением и принятием друг друга. Воспитательная функция семьи одна из важнейших функций. В семье воспитываются не только дети, но и взрослые, поскольку воспитание — очень сложный, двусторонне направленный процесс. Организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равенство всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к посильному труду, в разумной организации отдыха, в совместных прогулках, чтении, прослушивании музыки, посещении театра и кино. Взаимная принципиальная требовательность, доброжелательный тон в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье.

Для каждой семьи свойственны определенные методы воспитания в семье — это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое взаимодействие родителей и детей.

Методы убеждения, предусматривающий педагогическое взаимодействие родителей с целью формирования у ребенка внутреннего согласия с предъявляемыми к нему требованиями — это объяснение, внушение и совет, метод поощрения, метод совместной практической деятельности.

Метод принуждения (наказания) предполагает применение по отношению к ребенку системы специальных, не унижающих его личностного достоинства средств, с целью формирования у него отказа от нежелательных действий, поступков, суждений. Как правило, в качестве средств наказания, используется лишение ребенка определенного перечня значимых для него удовольствий — просмотра телевизора, прогулки с друзьями, использования компьютера

На личность ребенка влияют стили воспитания в семье.

Педагог: Какие стили воспитания вы знаете? Как правило, выделяют 3 классических стиля воспитания: авторитарный; демократический; попустительский. Расскажите, что вы знаете про каждый из стилей? Родители говорят свои предположения.

Авторитарный стиль Желание родителя — закон! Беспрекословное подчинение. Причины указаний и запретов не транслируются. Дети в таких семьях конфликтуют, но чаще приспосабливаются, становятся неуверенными в себе, не самостоятельными.

Либеральный стиль (попустительский) — Родители не обращают внимания на детей, ничем не ограничивают. Дети часто попадают под любое влияние. Никого не слушаются. Могут поднять руку на родителя. У детей почти нет никаких ценностей.

Демократический стиль. Самый оптимальный. Родители ценят самостоятельность и дисциплину. Родители дают ребенку возможность быть самостоятельным. Родители уважают мнение ребенка и советуются с ним. Контроль основан на нежных чувствах и разумной заботе. Дети прислушиваются к объяснениям.

Практические задания:

Сейчас я попрошу выйти 3 пары родителей. Сейчас мы с вами наглядно посмотрим особенности каждого стиля воспитания. Разделитесь, кто в паре будет ребенком, кто родителем. Задача родителей — уложить ребенка спать, задача детей — не соглашаться. Первый родитель покажет нам, как бы себя повел при авторитарном стиле воспитания, второй родитель — при либеральном, третий — при демократическом.

После того, как родители проиграют сценки, педагог спрашивает, как чувствовали себя «дети» в каждой паре. Как правило, в либеральной семье ребенок чувствует себя ненужным, в авторитарной подавленным, а в демократической ребенок чувствует себя комфортно.

Педагог: уважаемые родители, вы большие молодцы! Дальше мы с вами проиграем несколько сценок, чтобы попробовать в игровой форме справиться с трудностями, возникающими день ото дня в нашей жизни. В сценках кто-то будет родителем, кто-то будет ребенком. «Детям» задание будет написано на листке, а родителям необходимо справиться с текущей ситуацией.

1 ситуация: (1 ребенок, 1 взрослый). Ребенок в магазине захотел новую игрушку (ревет, громко кричит, топает ногами, падает на пол). Задача родителя не купить (наиболее благоприятный вариант — договориться с ребенком купить игрушку в следующий раз, в награду за хорошее поведение, хороший поступок)

2 ситуация: (родитель, несколько детей, игрушки). Один ребенок систематически забирает игрушки у детей. Наиболее благоприятный исход — родитель уговаривает ребенка поделиться, обещает, что взамен с ребенком также чем-то поделятся, либо угостят, либо скажут спасибо. Происходит профилактика эгоизма.

3 ситуация (1 родитель, 1 ребенок). Ребенок регулярно игнорирует просьбы взрослого. Причина — либеральный стиль воспитания, родители заняты своими делами, на ребенка «нет сил»; авторитарный стиль воспитания. Наиболее благоприятный исход — родитель опускает до уровня глаз ребенка, разговаривает шепотом, без угроз, чаще проводит с ребенком время, вместе рисуют, лепят, посещают общественные места.

Педагог: дорогие родители, сейчас я предлагаю вам ряд игр, направленных на эмоциональное сближение сребенком, также носящие развивающий характер. Лучше всего играть в такие или подобные игры каждый день.

«Жмурки на честность» формируют положительный настрой, произвольное внимание.

Игра представляет собой обычные жмурки, но глаза ребенку не завязывают, он их просто закрывает. Ребенку, чтобы оправдать высокое звание честного человека, придется контролировать себя, подавляя желание подглядеть за играющим. Наградой служит эмоциональное поощрение со стороны взрослого.

«Попробуй показать, попробуй угадать».

Педагог: я буду показывать на вас, и называть какую-либо фразу, вам нужно будет это показать с помощью мимики, интонации голоса и другими действиями с различными предметами. Например, съесть кислый лимон, поднять тяжелый чемодан, понюхать цветок, кушать вкусную еду, гладить котенка/щенка, играть в снежки.

Педагог: мы с вами очень плодотворно провели время, предлагаю закончить сегодняшнее мероприятие английской пословицей: ваши дети все равно будут похожи на вас, воспитывайте себя.

Литература:

  1. Березина А. С. Всегда ли мы правы? М.: «Знание», 1972.
  2. Картавцева М. И. Родители просят совета. — М.: Издательство «Знание», 1970.
  3. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников: Кн. для воспитателя детского сада. — 2-е изд., перераб. и доп. — Просвещение, 1990.

Основные термины
(генерируются автоматически)
: ребенок, родитель, педагог, семья, стиль воспитания, авторитарный стиль воспитания, благоприятный исход, цель формирования.

Родительское собрание

«Стили семейного воспитания»

Цель:

содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания, способствовать повышению эффективности взаимоотношений между ребенком и родителями.

Форма проведения:

круглый стол с «рамкой».

Оборудование:

магнитофон, кассеты с записями музыки для релаксации; бланки анкеты «Стиль семейного воспитания», ручки для родителей.

Организация пространства:

1. Встреча проходит в кабинете №17. 2. Столы расставлены полукругом и ориентированы на главный стол, за которым сидит психолог. Справа от ведущего располагается классный руководитель. 3. На столах для родителей чистые листочки, ручки, карандаши. 4. До начала собрания, пока родители собираются, тихо играет спокойная (релаксационная) музыка. 5. Родители /законные представители/ рассаживаются за столами произвольно.

Подготовительная работа к собранию:

  • Подготовка бланков анкет.
  • Подготовка и рассылка приглашений на собрание для родителей.

ХОД СОБРАНИЯ

1. Вводная часть

Классный руководитель

представляет участников круглого стола, называет имена родителей (законных представителей), присутствующих на семинаре,

2. Проведение анкетирования родителей с целью выяснения стиля семейного воспитания

По поводу воспитания детей существует множество теорий. Родители, воспитывая детей, обычно не теоретизируют по этому поводу, а ведут себя так, как им подсказывают интуиция, жизненный опыт и складывающиеся обстоятельства. Короче – как получится. А как же получается? С помощью этого нехитрого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из четырех вариантов ответа выберите самый для вас предпочтительный.

1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека – наследственностью или воспитанием?

А. Преимущественно воспитанием. Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды. В. Главным образом врожденными задатками. Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности. Б. Абсолютно с этим согласен. В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей. Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу)

Б. Цель воспитания — научить детей обходиться без нас
(Эрнст Легуве)
В. Детям нужны не поучения, а примеры
(Жозеф Жубер)
Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному
(Томас Фуллер).
4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит. Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам. В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное — позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности. Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?

А. Если попросит, можно и дать. Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы. В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы. Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.

6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка. Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика. В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги. Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?

А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято. Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить. В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы. Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?

А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших. Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят. В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться. Г. Не вижу причины запрещать.

9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить. Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения. В. Расстроюсь Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

А. Безусловно. Б. Стараюсь. В. Надеюсь. Г. Не знаю.

Обработка результатов

Стиль поведения

Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания. Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.

3. Сообщение классного руководителя о стилях семейного воспитания

Сегодня на собрании мы рассмотрим отношения родителей и детей. Эти отношения принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и в целом – общее развитие ребенка. Многие работы психологов, посвященные детско-родительским отношениям, опираются на предложенную Д. Баумринд более 30 лет назад типологию стилей семейного воспитания, содержательно описывавшую три основных стиля: авторитарный, авторитетный, демократический и попустительский.

Авторитарный стиль

(в терминологии других авторов — «автократический», «диктат», «доминирование») — все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

Демократический стиль

(в терминологии других авторов — «авторитетный», «сотрудничество») — родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

Попустительский стиль

(в терминологии других авторов — «либеральный», «снисходительный», «гипоопека») — ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность. Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались. Впоследствии были выделены и другие характерные стили семейного воспитания.

Хаотический стиль

(непоследовательное руководство) — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию. При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.

Опекающий стиль

(гиперопека, концентрация внимания на ребенке) — стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.

4. Обсуждение проблемы

Уважаемые родители, я прошу желающих высказать свою точку зрения на данную тему. А особо хочется особо поговорить о том, какие методы воздействия вы применяете к своим детям? О том, какие из них вы считаете наиболее действенными.

  • Только поощрение.
  • Частое порицание.
  • «Метод кнута и пряника».

Дискуссия по поводу методов воспитания, принятых в их семье, ведущий показывает эффективность того или иного метода/.

5. Выводы:

Слово ведущего:

«Ещё в XIX веке передовые русские писатели и педагоги понимали воспитание как взаимодействие равноправных участников. Отмечали, что все воспитание в семье держится на любви к детям. А любовь родителей обеспечивает полноценное развитие и счастье детей. Воспитание любовью не отрицает контроль со стороны родителей. По мнению психологов, исследующих проблемы семейного воспитания, контроль необходим ребенку, потому что вне контроля со стороны взрослых не может быть целенаправленного воспитания. Ребенок теряется в окружающем мире, среди людей, правил, вещей. Одновременно контроль вступает в противоречие с потребностью ребенка быть самостоятельным. Надо найти такие формы контроля, которые бы соответствовали возрасту ребенка и не ущемляли его самостоятельности, одновременно способствуя развитию самоконтроля. Американские психологи предлагают взамен директивного подавляющего контроля («делай, как я сказал») использовать инструктивный контроль («может быть, ты сделаешь так, как я предложу»). Инструктивный контроль развивает инициативу, трудолюбие, самодисциплину. Закончить сегодняшнюю встречу мне бы хотелось словами Ш. Л. Амонашвили: «Плохими дети не рождаются. Ребенок рождается, чтобы узнать мир, а не злить родителей или учителя. Тело ребенка – это форма, в которой природа опредмечивает себя. Настоящая основа человека – не отдельные его качества, а образ жизни. Ребенок живет с первых минут рождения, а не готовится к жизни. Ребенок – существо социальное. Всякая личность развивается в общении. Ребенку необходимо сотрудничество. В сотрудничестве ребенок оказывается гораздо умнее, сильнее, чем при самостоятельной работе». Понимание ребенка, принятие его не только сердцем, но и умом, осознание своей ответственности за судьбу маленького человека поможет взрослым выбрать тот стиль воспитания, который принесет благо и ребенку и родителям.

6. Интервью для родителей:

1. Чем помогла Вам сегодняшняя встреча? 2. Какая часть вызвала особый интерес? 3. Ваши пожелания на будущее.

Список литературы:

  1. ДереклееваН.И.

    Организация родительских собраний в 1–11 классах / Н.И. Дереклеева. – М.: Русское слово, 2000. – 48 с.: ил.

  2. Захаров А.И.

    Неврозы у детей / А. И. Захаров. – СПб.: СОЮЗ, 1998. – 336 с.

  3. Хухлеева О.

    Активные формы групповой работы с родителями / О. Хухлеева // Школьный психолог. – 2006. № 19. – С. 38.

  4. Черноусова Ф.П.

    Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе (методические рекомендации) /Ф. П. Черноусова /М.: Педагогический поиск, 2004. – 160 с.

Анкета для родителей.

По результатам ответов на эту анкету можно определить, верно ли выбран принцип воспитания детей.

Можете ли вы:

  1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
  2. Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?
  3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
  4. Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?
  5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
  6. поставить себя на место ребенка?
  7. Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?
  8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
  9. Всегда воздерживаться от слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?
  10. Пообещать ребенку исполнить его желания за хорошее поведение?
  11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?
  12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул или незаслуженно обидел другого ребенка?
  13. Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?

Варианты ответов:

а) могу и всегда так поступаю – 3 балла;

б) могу, но не всегда так поступаю – 2 балла;

в) не могу – 1 балл.

От 30 баллов до 39 баллов

– вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.

От 16 до 30 баллов

– ваш метод воспитания – кнут и пряник.

Менее 16 баллов

– у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребёнка.

Номера вопросов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Авторитетный Б В В Г В Г А Б Г Б
Авторитарный А А Г В Б Б Б А А А
Либеральный В Б Б Б А А Г В В В
Индифферентный Г Г А А Г В В Г Б Г

Таблицы с характеристиками стилей

Попустительский стиль и его характеристика

Поведение родителей (Р.)Поведение детей (Д.)
Родители (Р.) неосознанно демонстрируют холодное отношение к ребенку, безразличны к его потребностям и переживаниям. Р. не устанавливают для детей никаких ограничений, их интересуют исключительно собственные проблемы. Р. убеждены, что если их ребенок одет, обут и накормлен, то их родительский долг выполнен. Главный метод воспитания – кнут и пряник, причем сразу после наказания может следовать поощрение – «лишь бы не орал». Р. часто демонстрируют двуличное отношение к окружающим. На людях Р. проявляют к своему ребенку безграничную любовь и доверие, подчеркивая его достоинства и оправдывая шалости. Такие Р. любят повторять: «Ну и что, я сам таким был и вырос хорошим человеком». Ключевые слова попустительского стиля: «Делай как хочешь!»(Д.) предоставлены сами себе. В одиночку они вынуждены разбираться со своими маленькими проблемами. Недоласканные в детстве, они чувствуют себя одинокими. Д. полагаются только на себя, проявляя недоверчивость к другим, имеют много тайн. Часто Д. двуличны, как и их родители, демонстрируют угодничество, лесть, подхалимаж, любят врать, ябедничать и хвастаться. Такие дети не имеют собственного мнения, не умеют дружить, сочувствовать, сопереживать, ведь их этому не научили. Для них не существует запретов и нравственных норм. Процесс обучения для Д. неважен, важен конечный результат – отметка, которую порой они стремятся выплакать, отстоять, оспорить. Д. ленивы, не любят труд ни умственный, ни физический. Дают обещания, но не выполняют, нетребовательны к себе, но требовательны к другим. У них всегда кто-то виноват. Самоуверенность в старшем возрасте граничит с хамством. Поведение Д., к которым безразличны Р., проблемно, что порождает постоянные конфликтные ситуации.

Методы семейного воспитания: как вырастить хорошего человека?

Либеральный стиль и его характеристика

Поведение родителей (Р.)Поведение детей (Д.)
В отличие от Р., придерживающихся попустительского стиля, либерально настроенные Р. намеренно ставят себя на одну ступень с ребенком, предоставляя ему полную свободу. Правила поведения, запреты, реальная помощь, которая так нужна маленькому человечку в большом мире, отсутствуют. Р. ошибочно полагают, что такое воспитание формирует самостоятельность, ответственность, способствует накоплению опыта. Р. не ставят целей воспитания и развития, пуская все на самотек. Уровень контроля низкий, но отношения теплые. Р. всецело доверяют ребенку, легко общаются с ним и прощают шалости. Выбор либерального стиля может быть обусловлен слабостью темперамента Р., их природной неспособностью требовать, руководить, организовывать. Они или не умеют, или не хотят воспитывать ребенка и к тому же снимают с себя ответственность за результат. Ключевая фраза: «Делай то, что считаешь нужным».Д. либеральных родителей тоже предоставлены сами себе. Совершая ошибки, они вынуждены сами их анализировать и исправлять. Став взрослыми, по привычке они будут стараться делать все в одиночку. У Д. вероятно развитие эмоциональной отчужденности, тревожности, замкнутости и недоверия к окружающим. По плечу ли Д. такая свобода? Формирование личности в таком случае во многом зависит от среды вне семьи. Существует опасность вовлечения Д. в асоциальные группы, поскольку Р. не способны контролировать их поступки. Чаще всего в либеральных семьях вырастают либо безответственные и неуверенные в себе Д., либо, наоборот, неуправляемые и импульсивные. В лучшем случае Д. родителей-либералов все же становятся сильными, творческими, активными людьми.

Авторитарный стиль и его характеристика

Поведение родителей (Р.)Поведение детей (Д.)
Родители, выбравшие авторитарный стиль, демонстрируют высокий уровень контроля и холодные отношения. Р. имеют четкие представления о том, каким должен быть их ребенок, и достигают цели любыми способами. Р. категоричны в своих требованиях, неуступчивы, любая инициатива, самостоятельность ребенка всячески подавляются. Р. диктуют правила поведения, сами определяют гардероб, круг общения, режим дня. Активно применяются методы наказания, командный тон. Р. любят оправдывать себя тем, что «Меня тоже наказывали, но я же вырос хорошим человеком», «Яйцо курицу не учит!». В то же время Р. стремятся дать своему ребенку все самое лучшее: одежду, еду, образование. Все, кроме любви, понимания и ласки. Ключевые слова авторитарного стиля: «Делай, как я хочу!»Д. испытывают дефицит родительской ласки и поддержки. Они прекрасно знают все свои недостатки, но не уверены в себе и своих достоинствах. У Д. часто возникает чувство собственной ничтожности, ощущение, что родителям нет до них дела. Формируется личность со слабым Я, не способная на контакт с окружающим миром. Результаты излишне требовательного воспитания: либо пассивность, либо агрессивность. Одни дети спасаются бегством, замыкаясь в себе, другие отчаянно борются, выпуская колючки. Отсутствие близости с родителями вызывает враждебность, подозрительность и к окружающим. Часто Д. авторитарных родителей убегают из дома или заканчивают жизнь самоубийством, не находя другого выхода. Вовремя обнаружить в себе тирана и не сломать жизнь ребенку – первоочередная задача авторитарных родителей.

Демократический стиль и его характеристика

Поведение родителей (Р.)Поведение детей (Д.)
Теплые отношения, высокий контроль – оптимальные условия воспитания, по мнению психологов. Родители-демократы беседуют с детьми, поощряют инициативу, прислушиваются к их мнению. Они координируют действия ребенка и устанавливают правила с учетом его потребностей и интересов. Р. признают право на свободу Д., но требуют соблюдения дисциплины, что формирует у Д. правильное социальное поведение. Р. всегда готовы прийти на помощь, культивируя, тем не менее, самостоятельность и ответственность. Р. и Д. сотрудничают, действуют на равных, авторитет, однако, остается за взрослым. Демократический стиль можно назвать «золотой серединой». Ключевые слова: «Я хочу тебе помочь. Я слушаю тебя. Я тебя понимаю».Демократический стиль формирует гармоничный тип личности, что является, как мы помним, главной целью современного воспитания. Д. растут самостоятельными, инициативными, рассудительными, уверенными в себе людьми. Это могут быть совсем не идеальные дети, но они прислушиваются к замечаниям и стараются контролировать свое поведение. Д. часто становятся отличниками, лидерами в коллективе. Воспитывая детей в стиле сотрудничества, родители делают вклад и в свое будущее. Такие Д. доставят минимум хлопот, а став взрослыми, будут опорой для семьи.

Лапшина Е.А., Дуда И.В. Характеристика стилей семейного воспитания // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2020. № 9(39).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: