Конспект занятия семейного клуба «Эффективный родитель»


Суть понятия

Родительский (семейный) клуб — это способ организации работы с родителями, направленный на приобщение семьи к активному участию в учебно-воспитательном процессе и укрепление связи между всеми участниками образовательной деятельности в детском саду.

Родительский клуб — это важный элемент организации продуктивного образовательного процесса в ДОУ

Цели и задачи работы родительского клуба

Семейный клуб в системе функционирования ДОУ представляет собой некий университет педагогической информации с целым арсеналом целей.

  1. Обеспечение необходимого психолого-педагогического и методического сопровождения отношений родителей и детей дошкольного возраста. То есть открытые возможности для мам и пап задавать интересующие вопросы и получать на них ответы, оказание помощи в решении учебных задач. Так, например, если ребёнку не удаётся освоить тот или иной информационный блок, педагог не только указывает, что нужно проработать дома, но и как (!) это сделать.
  2. Установление партнёрских отношений между детским садом и семьёй в вопросах развития, обучения и воспитания дошкольников. Родители — не наблюдатели, а участники образовательного процесса, что находит отражение в проведении совместных занятий, праздников.
  3. Проведение просветительской работы, направленной на организацию диалога родитель-малыш с учётом всех психологических особенностей и возрастных интересов последних. Например, если ребёнок второй младшей группы (3–4 года) при подготовке к утреннику на Новый год отказывается дома учить стихотворение, то родителям не нужно заставлять его. А тем более угрожать или шантажировать («Никаких машинок на Новый год, если не будешь учить!»). Выявив с помощью воспитателя текущие интересы малыша, к примеру, увлечение игрушками-конструкторами, которые разбираются, что называется, до винтика, предложить упрямцу сыграть в игру, где каждый винтик закручивается только после того, как рассказана строчка стихотворения. Ребёнок наверняка втянется в такую историю.
  4. Популяризация работы ДОУ в родительской среде. В последние годы из-за социально-экономической ситуации в странах бывшего СССР мамы и папы почти круглосуточно заняты обеспечением благосостояния семьи. И в этой ситуации детский сад становится чем-то вроде камеры хранения. Родительский клуб призван объяснить и наглядно продемонстрировать, чем и как занимается детский сад, а также призвать семью в помощники, которые понимают основные направления образовательной деятельности и участвуют (!) в ней.

    Одной из целей работы родительского клуба является объяснение мамам и папам функций детского сада и семьи в воспитании ребёнка

Осуществить эту непростую миссию помогает последовательное решение таких задач, как:

  • повышение уровня общей психолого-педагогической подготовки семьи (через составление и проработку списка рекомендованной литературы, подборки видеороликов, касающихся вопросов семейного воспитания и работы ДОУ);
  • определение и передача положительного опыта семейных отношений (например, мастер-классы, где родители, чьи дети имеют в целом положительный образ дошкольника/школьника, особые учебные, спортивные или иные успехи, описывают свой педагогический опыт, делятся переживаниями и описывают пути решения сложных ситуаций, периодически возникающих в воспитательном процессе);
  • помощь в адаптации малышей, связанной с привыканием к новой социальной среде и требованиям, предъявляемым взрослыми (для младшей группы это, конечно, привыкание к детскому саду, для старших — подготовка к началу обучения в школе);
  • содействие в вопросах сплочения коллектива родителей, в том числе и для предупреждения возникновения конфликтов (если, например, два мальчика средней группы постоянно выясняют отношения, дерутся, то хорошо знакомые по родительскому клубу мамы не будут вслед за детьми кричать и ссориться, а попробуют вместе выяснить причину, которая может быть вполне банальной — ребята таким образом пытаются привлечь внимание симпатичной девочки);
  • установление основанных на доверии равноправных отношений между семьёй и детским садом относительно вопросов выбора оптимальных способов взаимодействия с детьми (родители не пытаются манипулировать воспитателем, предлагая взятые из интернета доморощенные программы школ раннего развития, а доверяют образовательной системе в детском саду, доказывающей свою эффективность уже несколько десятков лет).

Тематическое планирование семейного клуба «Содружество»

Тематика заседанийФорма проведенияСрок
1Я и мой ребёнокСеминар-практикумСентябрь
2Счастье- это, когда мы все вместеДетско-родительский тренингНоябрь
3Играем вместеСовместное занятие родителей и детейЯнварь
4Мы вместеДетско-родительский тренингМарт
5Учимся выражать гневСовместное занятие родителей и детейМай

Комплект материалов по работе психолога с родителями

В комплект входит семейный клуб «СОДРУЖЕСТВО» с конспектами мероприятий + наглядная информация для родителей

Как работает родительский клуб

Работа клуба определяется стратегией образовательного процесса в конкретном ДОУ. Клубное членство существует в двух форматах: общее всего сада и частное для отдельной группы. Обычно участники клуба всего сада собираются на заседания (клубные часы) один раз в квартал в музыкальном зале для работы над вопросами, которые не привязаны к возрасту детей. Например, обсуждение проблемы «Ребёнок и компьютер». Родительский клуб конкретной группы отдельно не собирается, а работает в рамках родительских собраний, на которых поднимаются вопросы, тревожащие мам и пап детей определённого возраста.

Семейный клуб в группе работает на родительских собраниях

Участники родительского клуба

Кроме воспитателя, 3–4 родителей от каждой группы (или всех мам и пап, изъявивших желание вступить в клуб), в работе принимают участие узкие специалисты, помогающие в решении конкретных проблем:

  • учитель-дефектолог (если в группе есть дети с теми или иными отклонениями в физическом или психическом развитии, требующие особого внимания);
  • учитель-логопед (его участие очень актуально для второй младшей и средней групп, когда у детей по возрастным нормам уже сформирован весь звукоряд, а значит, можно выявить нарушения речи, нуждающиеся в своевременной коррекционной работе на занятиях в детском саду и дома);
  • психолог (специалист, который рассматривает и анализирует потенциальные или реальные конфликты, помогает найти оптимальное решение для них);
  • учителя начальных классов (для работы с родителями старшей и подготовительной групп);
  • методист, заведующий детским садом (обычно в роли ведущих заседания).

Чем занимаются на заседаниях

Участники родительского клуба:

  • слушают консультации узких специалистов;
  • задают педагогам интересующие вопросы;
  • обсуждают рекомендации относительно организации учебно-воспитательной работы дома;
  • осваивают практические знания и умения (например, родители первой и второй младшей группы учатся правильно подбирать и проводить артикуляционную гимнастику с малышами, которые только-только начали говорить).

    Родители также принимают участие в подготовке атрибутов для театрализованной деятельности ребят

Формы работы семейного клуба

Родительский клуб может работать в нескольких вариантах в зависимости от количества участников и конкретных задач встречи. Наиболее универсальными формами считаются:

  • заседания круглого стола, посвящённые актуальным проблемам взаимодействия участников образовательного процесса;
  • клуб чтения, где родители читают и обсуждают психолого-педагогическую литературу;
  • психолого-педагогические консультации с узкими специалистами;
  • мастер-классы (и педагогов, и самих родителей);
  • тренинги (обычно на психологические темы, например, «Рекомендации по взаимодействию с гиперактивным ребёнком»);
  • практикумы (освоение конкретных методических приёмов, к примеру, пальчиковые игры в первой младшей группе);
  • решение педагогических ситуаций (например, обсуждение причин почему 2–3 малыша в группе постоянно дерутся, а также путей решения этого конфликта);
  • обмен опытом (доклады из первых уст об успехе в решении какой-либо психолого-педагогической проблемы);
  • проведение совместных праздников (спортивных, утренников, развлечений).

    В рамках работы родительского клуба проводятся спортивные мероприятия

Программа работы клуба

Тематика работы общего родительского клуба планируется методическим советом ДОУ. Но при этом она может изменяться по запросу родителей. Для этого в каждой группе есть «Волшебный почтовый ящик», в котором мамы и папы могут оставлять заявки по интересующим вопросам. За 1–2 недели до очередного заседания методист детского сада собирает эти запросы, анализирует их и корректирует тему в зависимости от волнующих вопросов. В рамках группы выбор темы для обсуждения происходит чаще всего на усмотрение воспитателя, но обязательно с учётом личных просьб родителей.

Тематика заседаний родительского клуба

В моей практике на августовском педагогическом совете методическим советом детского сада предлагается около 10 тем для родительского клуба. Педагоги утверждают этот список, а затем в течение года каждый раз перед проведением встречи члены методического совета подбирают наиболее актуальную тему, уточняют её и корректируют в соответствии с запросами семьи и/или педагогов.

Примерный перечень тем может быть таким:

  • «Как подготовить ребёнка к школе»;
  • «Как научить ребёнка усидчивости и внимательности»;
  • «Развиваем память у дошкольников»;
  • «Интеллектуальные игры для развития мышления у детей»;
  • «Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук у детей»;
  • «Рекомендации по обучению и воспитанию гиперактивного ребёнка»;
  • «Возрастные кризисы»;
  • «Детские страхи»;
  • «Капризы и упрямство»;
  • «Ребёнок и компьютер»;
  • «Речевые нарушения и причины их возникновения»;
  • «Формирование словаря у детей посредством речевых игр».

Каждая тема подразумевает не только теоретическую, но и практическую деятельность родителей

Планирование клубного часа

Встреча с родителями рассчитана на 1–1,5 часа. Проработка темы осуществляется в четыре этапа.

Приветствие

Этап подготовки к работе, который проводится, как правило, в форме игры, сплачивающей коллектив и настраивающей на нужную атмосферу. В группе обычно такие игры становятся ритуалом. Длится приветствие около 10 минут.

Таблица: варианты игр для приветствия

НазваниеСуть
«Пожелания»Каждый участник группы по кругу произносит какую-либо фразу, посвящённую всем остальным: «Добрый день», «Желаю всем узнать много нового» и т. п. Вместо фразы участник может использовать любой приветственный жест.
«Танцевальный привет»Под спокойную музыку участники в свободном направлении передвигаются по аудитории. По сигналу ведущего (звук колокольчика) каждый говорит что-то приятное оказавшемуся рядом с ним участнику: «Как я рад вас видеть!» или «Какой замечательный сегодня день!» и пр.
«Комплимент»Участники по кругу берут за руки друг друга и говорят комплименты и др.

Игровая форма приветствия даёт положительный настрой на работу

Основной этап

На этом этапе идёт разработка темы клубного часа в двух направлениях.

Теоретический аспект

Представляется ведущим клубного часа, то есть педагогом, профильным специалистом или родителем, если это обусловлено тематикой. Для изложения теоретического материала используются такие приёмы, как:

  • мини-лекция (для знакомства с новой информацией);
  • притча (как стимул к дальнейшей дискуссии, своеобразный эпиграф к заседанию);
  • демонстрация видеороликов (для того, чтобы подчеркнуть значимость вопроса).

На теорию выделяется около 15 минут.

Практическая часть

Практическая часть подразумевает активное участие всех членов клуба. Наиболее продуктивными приёмами для этого являются:

  • дискуссия (наиболее удобный переход от теории к практике, позволяющий включить в работу как можно больше участников заседания);
  • психологические упражнения, игры для знакомства с конкретными способами взаимодействия с детьми (проводятся как между собой, так и с привлечением малышей);
  • детско-родительские практикумы (формы работы, подключающие детей к продуктивной деятельности, например, выполнение совместного рисунка для последующего проведения психологической диагностики).

    Совместная продуктивная деятельность сплачивает коллектив родителей и детей

Это интересно. Обычно, чтобы поддерживать интерес у аудитории, теория и практика не разделяются, а перемежаются между собой.

Практика занимает до 45 минут.

Эмоциональная разгрузка

Этап релаксации, способствующий переключению с волнующих, возможно, травмирующих переживаний на гармоничное состояние. Для расслабления обычно используется музыка, простые дыхательные упражнения (например, вдох-выдох с закрытыми глазами). Для релаксации достаточно 5 минут.

Заключительный этап

Исходя из личного практического опыта, могу сказать, что обратная связь очень важна, так как она позволяет оценить эффективность деятельности семейного клуба. Рефлексия или самооценка может проводиться в двух формах:

  • письменной (участники формулируют ответы на вопросы «Чем полезна эта встреча?», «Что бы вы хотели обсудить на следующем заседании?»);
  • устной (например, передавая друг другу мяч, участники говорят о своих впечатлениях от работы, или описывают себя в гипотетической ситуации, сходной с той, что рассматривалась на клубном часе).

Заключительный этап длится около 15 минут.

Рефлексия может быть в виде фигурок, вырезанных из цветной бумаги, где каждый оттенок — определённая эмоция

Таблица: пример конспекта клубного часа «Адаптация ребёнка в детском саду» (фрагменты)

Автор — Малашкина Е.С., педагог-писхолог, Россия.

ЭтапСодержание
ПриветствиеВедущий предлагает участникам познакомиться в игре «Визитки». Каждому из присутствующих предлагается назвать себя и коротко рассказать о своём ребёнке, посещающем детский сад…>
Основной<�…Адаптация — приспособление к условиям окружающей среды. Психологическая адаптация предполагает, что человек находится в гармонии с самим собой, партнёрами по общению и окружающим миром в целом. Как вы думаете, какие психофизические реакции могут быть характерны для ребёнка в период адаптации? Идёт обсуждение, в конце которого ведущий предлагает плакат с данной информацией…> <�…Упражнение «Ситуация» Ведущий зачитывает ситуацию и предлагает ответить на вопросы. Сегодня Шурику исполнилось три года, и мама отвела его впервые в детский сад, предупредив, что очень скоро заберёт его из группы. Вначале Шурику понравилось в детском саду. Он никогда не видел столько новых заводных игрушек и бесконечное количество машин. Забыв про маму, Шурик бросился к игрушкам, но воспитательница позвала всех на прогулку, и Шурику пришлось идти с детьми. Но он никак не мог, как другие дети, сам одеться, зашнуровать ботинки, завязать шарф. Здесь мамы не было, и Шурик попросил воспитательницу помочь ему немного. Все дети начали смеяться, что он такой неумёха, и после этого никто не захотел играть с ним во дворе. И Шурик снова вспомнил маму, он вспомнил, что она сказала, и побежал к калитке, ожидая, что она вот-вот за ним придёт. Но мамы не было. А вместо неё появилась воспитательница и начала его ругать за то, что он ушёл без разрешения из группы. Она заставила его вернуться к детям. Он заупрямился и не хотел идти. Потом расплакался и стал громко звать маму. Шурик отказался от обеда, не захотел ложиться спать. Сел у двери и, причитая, снова стал звать маму. Но мама пришла за ним очень поздно, после ужина. И, выяснив у воспитательницы подробности сегодняшнего дня, ужасно рассердилась и при всех набросилась на Шурика, ругая, что он так плохо себя ведёт. Она пообещала, что поставит его в угол, и увела ревущего домой, не понимая, почему он разрыдался. А он рыдал все сильнее и сильнее. Вопросы: Правильно ли поступила мама Шурика, оставив его в первый раз на целый день в детском саду? Правильно ли повела она себя, придя за ним, чтобы забрать его домой? Как бы поступили вы на её месте? Игры «По дороге в детский сад» Чтобы ребёнок с желанием шёл в детский сад, с ним можно поиграть:
  • «Всё круглое (квадратное, треугольное): ребёнок и взрослый по очереди называют предметы круглой формы, встречающиеся на пути;
  • «Красные (зелёные) предметы» — по принципу упражнения №1;
  • «Волшебные фигуры». Имитируем с ребёнком походку зайчика, медведя, лисички и т.д.;
  • «Чего не стало?», «Что изменилось?» Взрослый снимает перчатку со своей руки или прикрепляет к своей куртке значок и просит ребёнка сказать, что изменилось. Можно наблюдать за тем, что изменилось по дороге в детский сад…>
РелаксацияУпражнение «Моё настроение» Участникам предлагается на листе бумаги нарисовать то, что соответствует их нынешнему настроению. Анализ упражнения: Что изобразили и почему? Изменилось ли настроение по сравнению с тем, какое было в начале встречи. В какую сторону? Чем вызвана перемена?..>
Заключительный этап<�…Ведущий предлагает участникам встречи рассказать о своих впечатлениях, мыслях, чувствах, пожеланиях.

Видео: из опыта заседания одного родительского клуба

Для успешной учебно-воспитательной деятельности ДОУ необходимо тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Работа семейного клуба в целом имеет существенное значение для установления отношений сотрудничества между педагогическим составом детского сада, семьёй и детьми. В частности, заседания клуба позволяют обсудить и разобрать насущные задачи, связанные с созданием оптимальных условий для полноценного интеллектуального, эмоционального, духовно-нравственного и физического развития дошкольников.

Организация «Детско-родительского клуба» в ДОУ материал (подготовительная группа) по теме

Организация «Детско-родительского клуба» в ДОУ

Успешность работы педагога дошкольного образовательного учреждения определяется не только методической грамотностью во взаимодействии с детьми, но и умением правильно организовать сотрудничество с родителями. Семья и дошкольная организация — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет современные ориентиры построения взаимоотношений дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. Среди основных принципов дошкольного образования ФГОС ДО выделяет сотрудничество дошкольной организации с семьей. К важнейшим задачам, решаемым ФГОС ДО, относятся обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей — установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Одним из нетрадиционных приёмов налаживания контакта с семьями воспитанников является создание в детском саду детско — родительского клуба. Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме детско — родительского клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связей между дошкольным учреждением и семьями воспитанников.

Членами клуба являются воспитанники, родители, коллектив детского сада, представители разных общественных организации.

В организации работы клуба используются разнообразные формы работы: групповые мероприятия для родителей: мастер-классы, практикумы, обмен опытом, консультации, деловые игры, лекции, совместные детско-родительские занятия, досуги, праздники, спортивные мероприятия, конкурсы. Совместные физкультурные занятия способствуют гармонизации отношений родителей и детей, сближают их, позволяют ощутить радость от совместной двигательной деятельности и установить эмоционально-тактильный контакт. Исходя из индивидуальных и групповых запросов родителей, приглашаются узкие специалисты. В группе можно организовать «Родительскую почту», в которой мамы и папы могут оставлять заявки по интересующим вопросам.

Общая структура занятия.

Приветствие. Оно служит для формирования позитивного интереса и сплочения группы.

Разминка. Данный вид деятельности снимает эмоциональную напряженность, формирует благоприятный психологический климат, развивает чувство внутренней устойчивости и доверительности.

Основная часть. В этой части решаются цели и задачи встречи. В нее входит комплекс психологических упражнений и приемов, продуктивная деятельность.

Рефлексия занятия. Оценка мероприятия взрослыми с позиции заинтересованности, продуктивности, полезности, оправданности ожиданий. Дети делятся своими эмоциями (как себя чувствуют «здесь и сейчас»).

Прощание. Оно необходимо для формирования ощущения целостности и завершенности занятия, эмоционального сплочения группы.

Программа клуба предусматривает примерно 9 мероприятий в год (одна встреча в месяц). Группа формируется на свободной основе (по желанию родителей). Каждая встреча для родителей рассчитана на 40-60 минут.

Работа клуба организована по трем этапам.

Подготовительный: определение потребностей родителей через собеседование и анкетирование. Дифференцирование обозначенных проблемных ситуаций соответственно возрасту детей.

Организационный: составление перспективного плана работы клуба, утверждение графика проведения занятий. Данный этап оснащается методическим сопровождением: составляются конспекты занятий, подбирается материал.

Непосредственная работа “Детско – родительского клуба”.

Для успешной учебно-воспитательной деятельности ДОУ необходимо тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Работа семейного клуба в целом имеет существенное значение для установления отношений сотрудничества между педагогическим составом детского сада, семьёй и детьми. В частности, заседания клуба позволяют обсудить и разобрать насущные задачи, связанные с созданием оптимальных условий для полноценного интеллектуального, эмоционального, духовно-нравственного и физического развития дошкольников.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: