Структура музыкального занятия для детей
Обучение ребенка музыке будет успешным, если педагогом был выбран правильный подход к построению музыкальных занятий. Если говорить коротко, то для дошкольников эффективными считаются занятия, в которых используются разные виды деятельности, применяется игровая методика. При правильном построении музыкальных занятий осуществляется систематическое и всестороннее развитие детей, направленное на достижение поставленных целей. При этом малышам интересно выполнять задачи педагога, они с удовольствием знакомятся с новым материалом, приобретая новые и полезные навыки, умения, знания.
Виды музыкальных занятий
Прежде чем начать занятия музыкой с ребенком, педагог должен определить вид этого занятия, что поможет подобрать дальнейшую структуру и последовательность работы.
Виды музыкальных занятий | Характеристика |
Индивидуальная работа и работа с подгруппами | Чаще применяется в занятиях с младшими дошкольниками, которым сложно работать большими группами. Длительность таких занятий — 5-10 минут, частота – 2 раза в неделю. Для эффективности индивидуальных занятий объединяют разные виды деятельности, используют игровые приемы, яркие наглядные атрибуты. Индивидуальные занятия могут понадобиться не только детям, которые отстают от своих сверстников: часто подобная работа направлена на развитие и совершенствование конкретных музыкальных способностей, на обучение игры на музыкальных инструментах. Работа с подгруппами уместна, когда несколько детей проявляют интерес к одному музыкальному виду деятельности. |
Фронтальные занятия | Охватывают все виды музыкальной деятельности, проводятся с детьми всей группы. |
Доминантные занятия | Доминантное занятие актуально для развития конкретной музыкальной способности, и заключается в доминировании одного из видов музыкальной деятельности:
|
Тематическая работа | Тематические занятия предусматривают использование всех видов музыкальной деятельности, объединенных общей темой. Различают 3 вида таких занятий: собственно тематическое (может проводиться вместо утренника), музыкально-тематическое, где тема занятия связана непосредственно с музыкой (например, «Динамика», «Тембр в музыке» и т.д.), и сюжетное, которое объединено единой темой и имеет общую сюжетную линию. |
Комплексные занятия | Содержат различные виды искусства и художественной деятельности, чаще бывают фронтальными, проводятся с группой детей. Целью комплексных занятий является:
Рекомендуемая частота таких занятий – раз в месяц. |
Типовые занятия | Как правило, на типовых занятиях используются различные виды музыкальной деятельности. На практике же выясняется, что во время занятий не используется какой-то один вид деятельности, например, игра на музыкальных инструментах. Если это явление имеет непостоянный характер, то нарушений в организации типового занятия нет – это норма. |
Ноты цифрами для пианино для детей
Ноты и схемы для ксилофона
Детский развивающий журнал JLiza.ru много интересной информации
Консультация «Музыкальное занятие в структуре музыкального воспитания детей с ОВЗ
На музыкальных занятиях с детьми с фонетико-фонематиче-ским недоразвитием речи (ФФНР) большое внимание уделяется развитию слухового и зрительного восприятия, а также совершенствованию двигательных навыков.
Речь, музыка и движение на занятиях должны быть тесно взаимосвязаны. Только в этом случае педагог может добиться чистоты интонирования и выразительности в пении детей. В различные виды движений под музыку вводится речевой материал в разно-
1 Боромыкова О. С. Коррекция речи и движения. — СПб.,, 1999; Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников: В 3 ч. — М., 2001. образных формах: тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировки.
В работе по слушанию музыки следует использовать речевой материал (прозу и стихи), поскольку он помогает ребенку понять содержание музыкального произведения. В работе по пению можно выделить несколько этапов: первый этап — пропевание гласных, работа над дыханием, постановкой голоса, темпом и ритмом речи; второй этап — использование чистоговорок с пением на закрепление свистящих и шипящих звуков; третий — закрепление сонорных звуков, четвертый — закрепление всех звуков в свободной речи.
Важной задачей музыкального воспитания умственно отсталых детей, как отмечают Л. П. Носкова, О. В. Гаврилушкина и др., является развитие у них слухового внимания и эмоциональной отзывчивости на музыку. Проведение систематических музыкальных занятий с детьми пробуждает у них интерес к музыке. Они могут эмоционально реагировать на характер музыкальных произведений и передавать его в движении.
Музыкальное воспитание умственно отсталых дошкольников тесно связано с развитием у них представлений об окружающем, поэтому при отборе музыкального репертуара для занятий бол¬шое значение имеет его программность, т. е. отображение определенного образа, сюжета.
У дошкольников с умственной отсталостью наблюдается недоразвитие ритмического слуха, они не могут согласовывать свое пение и собственные движения с музыкой. Поэтому на первых этапах обучения воспитатель действует вместе с детьми, показывая что и как следует выполнять. Музыкальные занятия играют большую роль в развитии у детей голоса и речи. В процессе пения речь приобретает определенную ритмическую организацию. Происходит также коррекция недостатков двигательной сферы: благодаря музыке движения становятся более точными и выразительными.
Важный этап в организации музыкальных занятий — проведение подготовительной работы: перед прослушиванием музыкального произведения проводится обыгрывание игрушек, рассматривание тех предметов, о которых поется в песне, или проводится беседа о тех животных, которые изображаются в музыке. Детям дают игрушку (зайчика, мишку, лошадку), предлагая поиграть с ней. Затем дети, подражая воспитателю, повторяют за ним характерные движения, изображая кошку, зайчика, птичку и т.д. Только после этого музыкальный руководитель исполняет музыкальное произведение, и дети, продолжая играть, передают образ в движениях под музыку.
Каким требованиям должно отвечать музыкальное занятие?
Хороший педагог, профессионал своего дела, составляя музыкальное занятие должен учитывать общепринятые требования:
- Физическую, умственную и эмоциональную нагрузку ребенка.
- Последовательность используемых видов музыкальной деятельности и репертуара.
- Связь развития музыкальных способностей, освоения навыков и знаний, разучивание музыкального репертуара.
- Возрастные особенности учеников, наличие и специфику отклонений в развитии.
- Соответствие занятий учебным задачам музыкального развития.
В большей степени эффективность музыкальных занятий зависит от:
- учебного материала, его качества и содержания;
- поставленных целей и задач;
- особенностей ребенка (возрастных и индивидуальных);
- методов, приемов обучения;
- профессионализма педагога и его умения контактировать с ребенком.
Структура стандартного музыкального занятия
Стандартное занятие на развитие музыкальных способностей ребенка включает 4 основных направления:
- Слушание музыки.
- Ритмика.
- Развитие слуха.
- Развитие способностей к музицированию.
С каждым новым занятием материал должен усложняться и обогащаться новой информацией. Однако не стоит забывать о повторении уже пройденного материала. В каждом музыкальном занятии должна присутствовать новизна, сюрприз, элемент неожиданности. Педагог должен тщательно продумывать каждую секунду предстоящего занятия, тщательно готовиться к его проведению. В музыкальных занятиях приветствуется импровизация – она позволяет творчески подходить к решению поставленных задач, что очень полезно для развития познавательных процессов ребенка.
В музыкальном занятии должны использоваться разные методы музыкальной деятельности. В целом структура занятия может выглядеть так:
- Вводная часть занятия: музыкально-ритмические упражнения. Задача: настроить ребенка на занятие, развитие танцевальных навыков, разучивание простых танцевальных движений.
- Основная часть занятия: a) Слушание музыки. Задача: воспитывать в ребенке умение вслушиваться в мелодию и аккомпанемент, которые создают художественно-музыкальные образы, учить эмоционально реагировать на прослушиваемые произведения. b) Пение и подпевание. Задача: развивать певческие навыки ребенка, способствовать развитию музыкального слуха, учить петь чисто, не напрягая голос, правильно забирать и распределять дыхание во время пения. c) Музыкально-дидактические игры. Задача – познакомить ребенка с музыкальными инструментами, их особенностями и характеристиками; развивать познавательные процессы ребенка и музыкально-сенсорные способности.
- Заключительная часть занятия. Игра или пляска на выбор. Задача: вызывать у детей интерес к занятиям, желание заниматься музыкой; доставлять эмоциональное наслаждение от выполняемых действий, вызывать чувство радости.
Любое музыкальное занятие можно и нужно корректировать, подстраивать под необходимые цели и задачи, учитывая степень усвоения детьми изучаемого материала и их психоэмоционального состояния. И главное помнить, что музыкальное занятие должно обучать и развивать способности ребенка.
Конспект доминантного музыкального занятия в подготовительной группе детского сада
Конспект доминантного музыкального занятия «В гости к Гномику пойдем, чудо-песенку найдем!» (подготовительная группа)
Задачи: Образовательные: 1.Учить детей петь осмысленно и художественно выразительно, чисто интонируя мелодию. Развивающие: 2.Продолжать развивать подвижность артикуляционного аппарата, расширять звуковысотный диапазон. Воспитательные: 3.Воспитывать у детей интерес к пению. 4.Формировать нравственные качества: чувство сопереживания, желание оказать помощь (Гномику). Словарная работа: Активизация словаря: «нотный стан». Индивидуальная работа: активизировать малоактивных стеснительных детей. Предшествующая работа: предварительное разучивание песни «Пестрый колпачок» Г.Струве, распевок «Чудо-лесенка», «Ау», танца «Чик и Брик». Используемый материал: Дидактические средства: нотный стан на мольберте, нотки-бусинки разного цвета (7 штук); Аудиосредства: музыкальный центр, диск с записью музыки. Методические приёмы по структуре занятия: Мотивация: музыкальный руководитель обращается к детям с просьбой помочь Гному собрать нотки-бусинки (мотив личной заинтересованности). Музыкальное приветствие «Здравствуйте, гости!» Коммуникативная игра «Приветствие» И. Картушиной Игра с пением «Кто поздоровался?» И. Картушиной Упражнение «Едем, едем на лошадке» Работа над дыханием. Упражнения «Холодный ветер», «Греем ручки», «Снежинка», «Эхо». Вокально-интонационные упражнения: «Ау», «Чудо-лесенка», «Сугробы». Игра с движением. «На дворе у нас мороз…» Вокально-интонационное упражнение «Вьюга». Слушание песни «Тилли-бом» Е. Зайцевой Разучивание песни «Тилли-бом» Е. Зайцевой Исполнение песни «Пестрый колпачок», муз. Г. Струве Музыкально-ри Т.Суворовой
Ход занятия:
Дети заходят в зал. Музыкальное приветствие музыкального руководителя с детьми «Здравствуйте, ребята». Ответное музыкальное приветствие детей. Муз. руководитель: Ребята, у нас сегодня гости, поприветствуем и наших гостей. Музыкальное приветствие «Здравствуйте, гости» под музыку «Здравствуйте, здравствуйте, Дорогие гости! Здравствуйте, здравствуйте, Милости мы просим!» Муз. руководитель: А теперь, поздороваемся друг с другом под музыку.
Коммуникативная игра «Приветствие».
Под музыку дети свободно гуляют по залу, с окончанием музыки останавливаются и здороваются разными способами с теми, кто оказался рядом. Повторяется 3 раза. Муз. руководитель: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в музыкальную игру «Кто поздоровался?»
Игра с пением «Кто поздоровался?».
Водящий стоит в центре круга с закрытыми глазами. Кто-то из детей поет: «Здравствуй, Мария (имя водящего)!», водящие отгадывает по голосу ребенка, подходит к нему и пожимает ему руку. Музыкальный руководитель берет конвертик. Муз. руководитель: Сегодня утром я встретила Почтальона, он передал для вас письмо от Гномика из волшебного леса, (показывает конвертик), хотите узнать, что он нам пишет? (открывает): «Дорогие друзья, у меня случилась беда! Сердитая вьюга налетела на наш лес, и мои нотки-бусинки разлетелись по всему лесу и теперь я не могу петь свою любимую песенку. Ребята, помогите мне, пожалуйста, собрать нотки-бусинки! Гномик» – Ну что, хотите отправиться в лес и помочь доброму Гному собрать его нотки-бусинки? Дети: Да! Муз. руководитель: А на чем мы поедем? Дети: На лошадке! На санках!
Упражнение «Едем, едем на лошадке»
Едем, едем на лошадке (дети щелкают языком) По дороге зимней гладкой (Щелкают языком) Сани скрипят (скрип, скрип, скрип) Бубенчики звенят (динь, динь, динь) Дятел стучит (тук, тук, тук) Вьюга свистит (свист) Едем, едем на лошадке (щелкают языком) По дороге зимней гладкой (щелкают языком) Холод, холод, стужа, стужа (у-у-у) Снег пушистый кружит, кружит (кружатся) Ехали мы ехали, наконец, доехали. Тпру-у, приехали! Муз. руководитель: Ой, ребята, смотрите, вот и первая нотка-бусинка! (показывает на нотку-бусинку, которая лежит на пенечке) Надо вернуть нотку на свое место, на нотный стан. (Музыкальный руководитель прикрепляет первую нотку-бусинку) Куда надо вернуть нотку? Дети: На нотный стан. Муз. руководитель: А какая погода в лесу? Вам холодно? Дети: Да, холодно в лесу, снежок идет. Муз. руководитель: Сейчас я предлагаю вам согреться. Немножко старания – разовьешь дыхание.
Упражнения на дыхание.
Почувствуйте холод на своих ладошках. Словно волшебник – мороз На окна узоры нанес.
Упражнение «Холодный ветер».
Мы погреемся немножко Согревай свои ладошки. Упражнение «Греем ручки». Появился ветерок, Мы подуем на снежок
Упражнение «Снежинка».
Муз. руководитель: Ну, вот мы и согрелись. Ребятки, я открою вам секрет, в этом лесу живет волшебное эхо. Послушаем его.
Упражнение «Эхо».Муз. руководитель: Эхо, скажи нам, пожалуйста, ты не видело нотки-бусинки, которые потерял Гномик? Эхо: Видело-ло-ло-ло! На елочке-елочке-елочке! Муз. руководитель: Посмотрите, какая красивая елочка, а что это на ней? (дети находят вторую нотку-бусинку на елочке и один их детей прикрепляет ее на нотный стан). Муз. руководитель: Где мы разместим нотку-бусинку? Дети: На нотном стане. Муз. руководитель: Молодцы, еще одну нотку-бусинку нашли! Как вы думаете, чей домик виднеется вдалеке? Дети: Домик Гномика! Муз. руководитель: Надо нам позвать Гномика. Упражнение «Ау!»
– добиваться звучания головного резонатора на звуке «У», повтор 3 раза с повышением на полтона. Муз. руководитель: Что-то Гномик не появляется, может, его нет дома? Заглянем в домик, посмотрите – здесь лесенка! Предлагаю вам спеть попевку «Чудо-лесенка», может Гномик нас услышит!
Упражнение-попевка «Чудо-лесенка».
Муз. руководитель: Я заметила на крыше, еще одну бусинку? (прикрепляют третью нотку-бусинку) Куда ее нужно прикрепить? Дети: На нотный стан.
Муз. руководитель: Гномика дома нет, наверное, он тоже ищет в лесу нотки-бусинки для своей песенки. Пойдем по его следам. Посмотрите, сколько снега намело! Обращает внимание на волнообразно разложенную на полу верёвку, снежинки-точки – между волнами вверху и внизу. Посмотрите, на что похож этот рисунок? Ответы детей. Муз. руководитель: Мне тоже кажется, что этот рисунок похож на снежные сугробы. Снежные сугробы часто имеют причудливые формы. Сейчас так и хочется спеть песенку сугроба. Упражнение «Сугробы».
Пение по линии и точкам на звук «у» и «о» (На полу из верёвочки выкладываются «сугробы») Муз. руководитель: Кто хочет придумать свою песенку? Дети меняют движение верёвки и поют «новую песенку». После упражнения находят четвертую нотку-бусинку.
Игра с движением «На дворе у нас мороз»
На дворе у нас мороз. Чтобы носик не замёрз, Надо ножками потопать И ладошками похлопать. (Дети хлопают себя ладонями по плечам и топают ногами.) А теперь представим лето. Речка солнышком согрета. Мы плывём, плывём, плывём, Дно ногами достаём. (Плавательные движения руками.) Мы выходим из речушки Направляемся к опушке. (Ходьба на месте.)
Муз. руководитель: А как называется природное явление, когда дует сильный ветер и идёт снег? Дети: вьюга, метель… Муз. руководитель: Попробуем изобразить вьюгу. Упражнение «Вьюга».
Пение в унисон с повышением на полтона. Муз. руководитель: Ребята, я хочу вас познакомить с новой песенкой?
«Тилли-бом» Е. Зайцевой – слушание.
Вопросы: •Про кого эта песня? •Какая музыка по характеру (печальная, тоскливая, веселая, добрая, нежная, задушевная) «Тилли-бом» Е. Зайцевой – разучивание. Приемы: •Пение музыкального руководителя. •Музыкальный руководитель поет куплет, дети припев. Муз. руководитель: Ребята, как хорошо спели! У нас появилась еще одна нотка-бусинка (на фортепиано находит шестую нотку-бусинку) Под музыку «Пестрый колпачок» заходит Гномик. У него в руках седьмая нотка-бусинка. Гномик: Здравствуйте, ребята! Вы получили мое письмо? Дети: Да! Мы нашли шесть ноток-бусинок. Гномик: Спасибо, вам ребята, что помогли мне собрать нотки-бусинки и теперь я могу спеть вам свою веселую песенку! Гномик поет первый куплет песни «Пестрый колпачок». Гномик: Хотите споем все вместе? Дети вместе с Гномиком исполняют песню «Пестрый колпачок»
Исполнение песни «Пестрый колпачок»
Приемы: •Пение по фразам «цепочкой». •Тихо – громко. Инсценировка песни «Пестрый колпачок» Гномик: Как с вами весело, что хочется даже потанцевать!
Танец «Чик и Брик»
Гномик: Спасибо вам еще раз и до свидания! Дети прощаются с гостями и уходят в группу.
Рекомендуем посмотреть:
Интегрированная НОД по музыке для детского сада. Подготовительная группа Конспект ООД по музыке для детей подготовительной группы Музыкальное занятие в старшей группе с элементами ТРИЗ: Времена года Эссе музыкального руководителя ДОУ
Похожие статьи:
Музыкальное занятие в старшей группе. Конспект
Музыкально-тематическое занятие по ритму для подготовительной группы детского сада
Сценарий музыкальной гостиной для детей старшей и подготовительной групп ДОУ
Сценарий музыкального досуга в подготовительной группе ДОУ. Музыка Шаинского
Музыкальный праздник в подготовительной группе детского сада. Пушкин и музыка