Этическая беседа, как одно из средств нравственного воспитания дошкольников.

В дошкольном детстве обычно проходят первый этап становления культуры этикета. Это связано с некоторыми особенностями развития личности в этот возрастной период:

  1. У детей развито образное конкретное мышление.
  2. Они очень хорошо поддаются внушению.
  3. Они легко подражают взрослым людям.
  4. У воспитателя непререкаемый авторитет.
  5. Они предпочитают действовать по образцу.
  6. Главный вид деятельности детей – это игра.

Согласно этой специфике дошкольники могут воспринимать и развивать в себе этикетные привычки. Однако это возможно только в том случае, если они связаны с их жизнью, помогают им в общении и проиллюстрированы наглядными примерами в виде идеальных образцов поведения людей из ближнего окружения. Благодаря тому, что взрослый обладает высоким авторитетом, этикетные требования для ребенка становятся чем-то естественным и необходимым. Они с готовностью следуют им, так как они исходят от родителей или педагогов.

Развитие этикетных представлений у детей

Методы подбора содержания и методики развития у дошкольников этикетных представлений описаны подробно в исследованиях Л.Ф. Островской и И.Н. Курочкиной. Многие другие исследователи согласны с этими авторами в том, что уже в раннем возрасте можно приобщать дошкольников к этикетной культуре и это необходимо делать как можно раньше.

Это связано с тем, как у дошкольников формируются представления о том, как взаимодействовать и общаться с ровесниками и взрослыми. Например, детей сегодня принято учить вести себя за столом правильно. Также их учатся доброжелательно и уважительно общаться с ровесниками. Конечно же, содержание обучения по мере взросления должно становится все более комплексным и насыщенным. Это позволит сформировать у дошкольника систему представлений об этикете и научит его правильно себя вести.

В своей статье В.К.Котырло пишет о том, каковы особенности развития у дошкольников знаний об этикете. Они пишет, что дети в старшем дошкольном возрасте способны получить знания о том, как правильно участвовать в разговоре, как вести себя во время принятия пищи, какие правила нужно соблюдать в общественном транспорте и других общественных местах.

Поэтапное развитие этикета у детей

Проанализировав особенности дошкольников, ученые предложили несколько этапов развития знаний об этикете:

  1. Первый этап: ребенок знакомится с правилом, корректирует те знания, которые у него уже есть.
  2. Второй этап: развивающая среда пополняется нужными предметами, которые бы позволили ребенку репетировать применение изучаемого этикетного правила.
  3. Третий этап: дети в играх и на занятиях закрепляют полученные знания. Для этого можно также устраивать целые праздничные и развлекательные мероприятия.
  4. Четвертый этап: дети самостоятельно выполняют этикетные правила, когда в этом возникает необходимость.

Чтобы беседа была эффективной, нужно правильно подобрать иллюстрированный материал. Сюда относятся произведения искусства, книги, статьи, диафильмы, видеофильмы и мультфильмы.

Для дошкольников сегодня выпускается большое количество разнообразного иллюстрированного материала. Но педагогу может быть непросто найти подходящий, систематизировать по темам, дополнить найденные источники другой информацией.

Помимо наглядных пособий нужно подумать, какие использовать педагогические средства, чтобы этот материал дал возможность детям получать новые знания о нормах нравственности, соотнося их с собственной жизнью, делами и чувствами.

Например, можно продумать вопросы, которые бы направляли ход обсуждения в нужное русло. Также необходимо с помощью вопросов обучать дошкольников анализировать нравственные явления, сравнивать их, синтезировать и обобщать.

Подготовка этической беседы с детьми

Подготавливаясь к беседе, дошкольники выполняют различные задания. Содержание таких заданий, их объем – все это зависит от выбранной темы, от конкретного нравственного явления и от особенностей развития самих детей.

К примеру, когда дети принимают участие в беседе на тему добросовестного отношения к труду, они получают задания по звездочкам.

  1. Первая звездочка должна узнать, есть ли у детей какие-нибудь домашние обязанности и как они к ним относятся.
  2. Вторая звездочка должна найти подходящие стихи и рассказы о детском труде, о том, как помогать взрослым.
  3. Третья звездочка должна задать родителям вопросы об их работе, и спросить у них, что такое трудовая дисциплина.
  4. Четвертая звездочка должна найти картинки с изображением трудовой деятельности.
  5. Пятая звездочка собирает поговорки или пословицы о работе.

Так все дети вовлечены в подготовку к проведению беседы. Конечно, не у всех получается одинаково хорошо. Но каждый может привнести собственный вклад, что позволит вырабатывать у всех в группе позитивное отношение к труду.

Картотека бесед в старшей группе

Среди словесных приёмов взаимодействия с детьми старшей и средней групп (5–6 лет) ДОУ, беседа, как форма (вопрос-ответ) для обсуждения определенной тематики, занимает особенное место.

К сведению! Для дошкольников этой возрастной группы разговор — это базовая форма общения, которая призвана обогатить опыт жизни, развить любознательность и сделать человека общительнее.

Беседа с дошколятами

В работе воспитателя детского сада обязательным пунктом является составление картотек бесед различных тем и видов. Беседа с детьми старшей группы, тематический разговор помогают понять, как вести себя в той или иной ситуации, правильно реагировать и не совершить ошибку. Познавательная, полезная информация принесет пользу не только воспитателям, но и мамам.

Беседа о профессиях в старшей группе

Воспитатель должен постараться сформировать реалистичные представления о рабочих буднях человека.

Важно обогатить знания дошкольников и их представления о разных профессиях (пожарный, специалист по космосу и так далее). Благодаря занятиям, разговорам в группе обогащается запас слов, формируется связная речь.

На заметку! Этот вид беседы образует умение связно и последовательно передавать прочитанный или услышанный текст по составленному плану. Позитивно влияет на развитие внимания и память дошкольников, развивает логику.

Беседа «Правила поведения в общественных местах»

Беседа «Правила поведения в общественном месте» в картотеку включена обязательно. Целью беседы является формирование умений воспитанников вести себя в соответствии с нормами нравственности, правилами этикета, наработанными и внедренными самими детьми в процессе работы в группе по тематикам классного часа.

Воспитатель разговаривает с детьми

Воспитатель должен донести информацию, обговорить с детьми правила поведения в общественных местах. Это помогает развить коммуникативные способности дошкольников.

Беседа о ЗОЖ в старшей группе

Разрабатывается беседа по ЗОЖ в подготовительной группе, картотека с целями ФГОС. Необходимая для закрепления плана действий при умывании и знаний о назначении предметов гигиены. Также программа должна выработать у ребенка желание быть чистым и аккуратным, правильно питаться и заниматься спортом.

К сведению! Беседа про здоровье учит диалогу, добру в общении между собой и с взрослыми людьми.

Беседа о здоровье в старшей группе

Занятие включает в себя две программы. Первая называется «Скелет — наша опора». Воспитатель во время утреннего урока должен познакомить дошколят со строением скелета. Объяснить, зачем он нужен для организма человека, рассказать про механизмы работы мышечной ткани, ее функционал.

Важно расширить знания воспитанников о том, как надо укреплять мышечную и костную ткань. Применять как наглядный материал иллюстрации, научить узнавать и уметь рассказать о скелете человека.

ЗОЖ у воспитанников

Педагог должен вызвать у воспитанников интерес к телу, осознанное отношение к организму. Для уроков следует подготовить макет человеческого скелета или картинки.

Вторая программа: «Осанка — стройная спина». Она нацелена на ознакомление ребят с понятием «осанка» и её значением для организма, для здоровья человека. Воспитатель рассказывает о проблемах осанки, представляет детям знания о том, как следить за правильной осанкой. Педагог должен научить детей по картинкам узнавать и уметь рассказывать о строении скелета, о правильной и искривленной осанке.

К сведению! Важно заинтересовать ребенка, чтобы он с малых лет заботился о своем здоровье. Для урока потребуются картинки с изображением скелета, человека с искривленным позвоночником, и со здоровой осанкой.

Беседа о зиме в старшей группе

Целью занятия является систематизация представления воспитанников средней и старшей группы ДОУ о зимних явлениях зимой. Важно обучение нахождению связи между:

  • жизнью животных и птиц (как зимуют);
  • состояния природы;
  • температуры воздуха;
  • состоянием воды, земли.

На заметку! В ходе занятия педагог учит видеть и давать эстетическую оценку природной красоты в мае или в другой сезон. Формирует поэтическое восприятие природы. Каждый новый год воспитатель берет новый месяц (январь, февраль и так далее). Уроки о временах года помогут развить память, мышление, воображение, а также научит проявлять заботу о природе родного края.

Поэтапное рисование начинающим — уроки для детей

Беседа перелетные птицы

Когда наступит весна, воспитатель старшей группы должен составить план работы в соответствии с ФГОС. Обеспечить условия для углубления познаний воспитанников о:

  • погоде;
  • оттепели;
  • растениях;
  • перелётных птицах.

Изучение птиц в ДОУ

Благодаря этому, дошколята больше узнают о труде людей в весеннее время, познакомятся с картинами знаменитых художников о весне, делают своими руками поделки из бумаги, пластилина, природных материалов. В конце недели педагог проводит викторину «Отчего и почему». Задает вопросы и слушает ответы детей, тем самым закрепляя знания воспитанников.

На заметку! Педагог может не только беседовать с детьми, но и поиграть. Полезно устраивать разнообразные эстафеты в группе и на улице. Воспитатель, привлекая воспитанников к подвижной деятельности, решает задачи физического развития.

Беседа о комнатных растениях в старшей группе

Преподаватель садика разговаривает с детками в группе, рассказывает, какие бывают комнатные растения, показывает картинки, или наглядные примеры на окнах в комнате. Учит узнавать и правильно называть виды цветов.

Кроме того, на некоторых видах растений показывает, как проводить уход (полив, освещение, обрезание, подкормка) и совершенствует навыки воспитанников по уходу за комнатными растениями. Ребенок учится быть бережливым к растениям. Из материалов для этого урока потребуются следующее:

  • Картинки с изображением комнатных растений.
  • Оборудование для ухода — шпажки для рыхления, лейки, тряпки, фартуки.
  • Диафильмы, аудиофильмы.

Занимается педагог с ребятами в группе, где присутствуют горшки с цветами.

Организация этических бесед

От педагога требуется большое мастерство, чтобы грамотно провести беседу. Необходимо помочь детям быть активными во время беседы.

Методика подразумевает, что детям нельзя лишь передавать знания в готовом виде. Воспитание должно основываться на таких подходах, которые бы позволяли формировать активные и осознанные личности. Будет правильно, если воспитатель после беседы задаст ребятам вопросы, уточнит и направит их высказывания, исправит неправильное мышление.

При этом необходимо иметь в виду, что у детского мышления есть определенные особенности. Иногда ребята лишь по одному факту могут сделать обобщение. К примеру, если кто-то не выучил один раз уроки, то он плохой. Нужно учить детей приводить обоснования своим обобщениям, быть более конкретными. К примеру, плохо – это ведь может быть и ленивый, и рассеянный, и непослушный. Некоторые термины вообще могут быть детям незнакомы.

И нужно внедрять в детскую лексику эти слова, полностью раскрывая их содержание. Иногда дошкольникам сложно указать, каковы признаки того или иного нравственного качества. Они склонны сосредотачиваться на второстепенном. Невозможно рассматривать каждое из моральных качеств отдельно, изолированно друг от друга. Нужно подчеркивать, как они взаимосвязаны между собой.

Так, дошкольники должны увидеть, что легко можно стать высокомерным, если сосредоточиваться на своих достоинствах. Если не быть скромным и не испытывать чувство долга, можно стать тщеславным и честолюбивым.

Иногда хорошее качество может превратиться в плохое. К примеру, вежливость может стать угодничеством.

Утренняя беседа с детьми в старшей группе

Утренние занятия — часть режима дня в детском саду. Кроме того, беседы утром с ребятами в средней группе являются частью режима дня каждого воспитанника.

Утренняя беседа в ДОУ

Перед началом работы ума и труда, а также отдыха важно разговаривать с детьми на заранее выбранную тематику. Такой режим считается грамотно выстроенным, поэтому и имеет серьезное педагогическое значение.

Духовно-нравственное воспитание дошкольника через сказки

Каждодневные занятия утром:

  • Приучают детей к определенному режиму.
  • Помогают обеспечить организму смену деятельности, то есть предохраняют ЦНС от перенапряжения.
  • Помогают сформировать прочные динамические стереотипы жизнедеятельности.

Одним словом, беседа с утра — важный момент в жизни каждого воспитанника. В будущем, подрастая, он будет, как привык, разряжаться, расслабляясь в утренний час за разговором в семье, с родными людьми.

Специалисты рекомендуют совмещать беседы с активными играми. Необходимо любыми способами привлечь внимание детей. Любое описание тематической беседы в детсаде говорит о том, что деткам такие занятия 100% интересны, если они будут сопровождаться забавными играми. Это поддерживает позитив, вызывает желание участвовать во всем происходящем. К примеру, можно создать видимость разговора по телефону. Также педагог может заинтересовать, предложив ребятам игру «Ко знает больше вежливых слов».

Внимание! Комплексное использование разных видов деятельности является отличным средством повышения воспитательной, образовательной работы с воспитанниками ДОУ.

Педагог должен помнить, что хорошее утро — это хороший день. Смена начинается с приветливой встречи детей. Как только они заходят в садик, их тут же надо отличный, беседуя на увлекательную или познавательную тему. Это отличный способ. Ребенок просто приходят в садик и ненавязчиво включаться в самую различную деятельность. Но только опытный педагог сможет точно определить состояние, мысли и волнения каждого воспитанника, что и даст возможность, собственно, создать у малыша бодрый настрой и желание пообщаться поиграть с одногруппниками.

Например, ребенок с утра может прийти грустный, он раздражен и молчит. Заметив, что воспитанник волнуется, педагог при разговоре должен аккуратно и спокойно обращаться к нему, стараться «разговорить» и успокоить.

На заметку! Вежливость воспитателя даст понять, что ребенок в безопасности и может доверять взрослому. А возможно, ребенка волнует произошедшее в семье, мать, отец, что-то планируют отпуск, праздник. Педагог должен внимательно выслушать данное сообщение, подключив к разговору воспитанников. Это отличная тема для нового разговора.

Так или иначе, теплые слова взрослого, мягкие вопросы, улыбчивость, юмор, умение выслушать и понять, дать определенный совет, обсудить, одобрить, похвалить и успокоить — всё это дает возможность наладить деятельность ребенка, а также создать атмосферу взаимного понимания, доверия и доброты, дружбы. Именно таким и должно быть общение в детсаде.

Что важно в проведении этической беседы?

Во время беседы на основании прочитанного материала, нужно умело задавать вопросы. Эти вопросы должны затрагивать чувства дошкольников, побуждать их обращаться к событиям, которые происходят в реальной жизни. Если педагог понимает, что у детей небольшой багаж знаний о нормах нравственности, он должен задавать вопросы, которые бы помогли воспроизводить события, которым нужно дать нравственную оценку или которые содержат образец того, как нужно поступать.

Благодаря грамотно подобранным вопросам и нужной их последовательности можно подвести дошкольников к тому, чтобы они могли выделить моральное правило, которому необходимо следовать во время общения с разными людьми, когда выполняешь свои обязанности. Необходимо придерживаться следующих принципов, чтобы правильно подготовить вопросы для проведения беседы.

  1. Вопрос должен быть направлен на нравственные аспекты жизни, на явления и поступки, которые скрыты за предметными действиями человека. Вопросы нужно формулировать так, чтобы они дали возможность дошкольнику выделять отношения людей к чему-то или кому-то, к самим себе, к собственным обязанностям.
  2. Вопросы должны помогать детям задумываться над мотивами собственных поступков, видеть сложную взаимосвязь результатов поступка и его мотивами. Нужно так задавать вопросы, чтобы дети были побуждены сравнивать разные мотивы в одних и тех же поступках, чтобы они видели одинаковые мотивы, приводящие к одним и тем же поступкам. Эти вопросы дают возможность дошкольнику увидеть сложность поведения людей. Так дети учатся соединять воедино действия, слова и мысли человека.
  3. Вопрос побуждает дошкольника замечать нравственные последствия любых поступков людей. Для этого дети должны обращаться к уже имеющемуся у них опыту. Это поможет им прочувствовать последствия поступков других людей, перенести на себя то, что чувствовали другие люди. Так дети учатся ставить себя на место другого человека.
  4. Вопросы привлекают внимание детей к внутренним чувствам человека, учат его во внешних признаках узнавать состояния людей, понимать эти состояния и сопереживать им.

Очень важно, чтобы вопросы позволяли детям связывать прочитанные истории с личным нравственным опытом. Дети также должны испытывать и коллективное переживание. Конечно, не обязательно в любой беседе ставить вопросы, которые были бы направлены на осознание тех или иных сторон морали.

В некоторых случаях воспитатели обращают внимание дошкольников на обсуждение чужих мотивов, другие направляют на оценку поступков. В третьих ситуациях – на нравственные последствия каких-либо действий. Но важно, чтобы в комплексе все эти беседы позволяли приобрести знания о нормах морали.

Вопросы можно повторять на протяжении многих бесед. Ситуации можно обсуждать типичные. Это поможет детям закрепить представления о нравственных аспектах общественной жизни, событий в группе, в поступках человека, в его чувствах и высказываниях. Они учат детей давать нравственную оценку собственным поступкам и поступкам других людей. Во время беседы младшие дошкольники могут усвоить аналитические приемы, применяемые к нравственным явлениям. Это позволяет педагогу сделать беседы более разнообразными, подавать фактический материал так, чтобы повысить его эмоциональность и образность.

Методика проведения этических бесед с дошкольниками статья

Методика проведения этических бесед с дошкольниками.

В ходе этической беседы педагог стремится решить следующие задачи:

• научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть:

• дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы и других видов искусства;

• способствовать накоплению и обобщению эмоционально положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам;

• формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно» — «нельзя», «хорошо» — «плохо»); правильно использовать нравственные понятия (вежливый, правдивый, заботливый, хороший товарищ и др.) и их противоположности;

• учить соблюдать нравственные нормы поведения.

Формы проведения этических бесед: индивидуально, с подгруппой в 5-6 человек, фронтально.

Место проведения этической беседы: традиционно в помещении группы, когда дети сидят за столами, или на прогулке.

Содержание этической беседы: возникшие в группе отношения между детьми, мораль художественных произведений или произведения изобразительного искусства. Темой этической беседы могут стать пословицы, поговорки: «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь», «Нет милей дружка, чем родная матушка».

Структура этической беседы:

— прослушивание короткого рассказа, просмотр мультфильма, разыгрывание сценки;

— обсуждение морали;

— практикум: дети упражняются в словах, которыми можно выразить чувства, овладевают способами морального поведения.

Продолжительность бесед с детьми 4-5 лет составляет 20 минут, с

детьми 6-7 лет — 30-35 минут.

Требования к этической беседе:

1- опора на жизненный опыт детей;

2- соответствие возрасту и усложнение задачи от возраста к возрасту (в средней группе акцент делается на эмоциональном отклике детей, старшие дошкольники пытаются делать выводы из обсуждаемой нравственной ситуации);

3- конкретность обсуждаемых ситуаций;

4- подача материала в образной форме, способной вызвать интерес дошкольников, привлечь их внимание;

5- использование наглядного материала (например, дети рассматривают картинки и классифицируют их по основанию, предложенному воспитателем;

6- наличие ситуации выбора и противоречий;

7- связь с последующей деятельностью и практикой поведения (по материалам беседы дети могут сделать рисунок, придумать рассказ, сказку, дать название произведению и т. п.);

8- соблюдение такта при обсуждении проблем, касающихся конкретных детей группы;

9- активизация познавательной и эмоциональной активности детей, их самостоятельности в поиске решения предлагаемых ситуаций;

10- оценка обсуждаемых фактов, событий (положительная оценка закрепляет те или иные формы поведения, отрицательная призвана тормозить нежелательные поступки);

11- обучение умению делать самостоятельные выводы и обобщения, а не пассивно воспринимать и запоминать;

12- окончание беседы должно быть кратким, эмоциональным, ярким (веселый рассказ, стишок, небольшой отрывок из мультфильма, песенка, игра). Хорошо, если в конце беседы будет содержаться материал для следующего разговора.

4. Раскройте цели, задачи, содержание социально-личностного воспитания ребенка в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.

5. Изобразите в виде схемы структуру социально-личностной компетентности ребенка дошкольного возраста.

Формы проведения этических бесед

Этические беседы должны проводиться так, чтобы дети чувствовали себя непринужденно. Они не должны быть похожи на мораль и назидания. Не стоит использовать насмешки и упреки. Дошкольники делятся своими суждениями и впечатлениями, ведут себя максимально свободно и непринужденно. Они еще пока наивны, их высказывания неточны. Если ребенок говорит что-то неправильно, педагог не должен его обрывать. Он просит других детей дополнить, высказать свою позицию. А если из детских ответов не удается получить нужное обобщение, воспитатель должен прийти на помощь как их наставник.

Этические беседы с дошкольниками должны принимать занимательную форму. Для этого специально в их содержание включатся разные ситуации, которые не только содержать нравственную проблему, но и представляются для дошкольников в необычной форме так, что им приходится использовать догадку. Процесс поиска должен быть эмоционально окрашен.

Эффективное накопление детьми коллективных гуманных отношений, нравственного поведения осуществляется в процессе жизни, в трудовой или игровой деятельности. Все это учит детей использовать на практике нормы морали, принципы нравственности. Именно поэтому нужно правильно организовать воспитательную работу в коллективе после того, как была проведена этическая беседа.

Прежде всего педагогам в детском саду нужно обращать внимание на то, чтобы развивать общественное мнение внутри коллектива детей. Общественное мнение позволяет создать моральную атмосферу, в которой все друг друга уважают, заботятся об интересах друг друга, чувствуют ответственность перед товарищами, проявляют нетерпимость к нарушением правил поведения. Когда ребенок может открыто выражать свою точку зрения, у него формируется чувство собственного достоинства и чувство ответственности, что побуждает детей контролировать самих себя.

Этические беседы с дошкольниками

Методика проведения этических бесед
Автор: Игнатьевская Ольга Ивановна, воспитатель МБДОУ д/с №3 «Незабудка», г. ПротвиноЗадачи: вытекают из общих задач нравственного воспитания. Основные задачи воспитателя заключаются в том, чтобы сформировать свойства личности. Свойствами личности являются такие свойства, в которых выражаются отношения личности . Отношения становятся свойствами личности, когда оно осознано, обобщено, относительно устойчиво и постоянно. Из этого следует, что в целях воспитания нравственных свойств, нужно прежде всего вызвать у детей определённое отношение к нравственным явлениям (поступкам детей, нормам и правилам поведения), помочь осознать это отношение, обобщить и закрепить его. Для того, чтобы ребёнок мог оценить свои и чужие поступки, он должен владеть определённым кругом нравственных представлений. Дающих ему возможность обосновать свои суждения. Следовательно, основными задачами этической беседы являются: — формирование обобщённых нравственных представлений на основе анализов конкретных поступков и фактов; — выработка осознанного отношения к поступкам людей и способности оценивать поступки (своих сверстников, персонажи литературных произведений); — формирование осознанного отношения к правилам поведения; — пробуждение детей к нравственным поступкам. Эти задачи обуславливают и методику проведения этических бесед. Содержание этических бесед Содержанием этических бесед является обсуждение таких норм поведения, как доброта, дружба, правдивость, скромность, трудолюбие. Этические беседы проводятся преимущественно в старших и подготовительных группах. Они включаются в план воспитательной работы не реже двух раз в месяц. Однако, это не исключает внеплановых бесед, которые проводятся по поступкам детей в повседневной жизни. Беседы могут проводиться со всей группой, с небольшими группами и индивидуально. Недлительные беседы со всей группой могут проводиться на прогулке. Воспитателю следует готовиться к этическим беседам заранее. Например, планируя работу по воспитанию чуткого, доброжелательного отношения к людям, воспитатель намечает всего 6 бесед. Первые две должны помочь детям осознать свой опыт заботливого отношения к близким людям: матери, сестре, отцу, братьям и др. членам семьи, дать понятие, что заботливое, внимательное отношение-это чуткое отношение. Три последующие беседы направлены на то, чтобы раскрыть детям необходимость доброжелательного отношения не только к близким, но и к другим окружающим им людям: работникам ДОУ, сверстникам, малышам, даже незнакомым людям, показать различные проявления доброжелательного отношения к людям, вызвать положительное отношение к людям, вызвать положительное отношение к добрым, внимательным, и неприязнь к тем, кто груб, кто не помогает другим. Установить правила поведения по отношению к окружающим. Шестая, заключительная беседа-с целью проверки того, как дети усвоили материал предыдущих бесед, а также для обобщения нравственных представлений и правил. Таким образом. Планируя систему бесед с чутким и внимательным отношением, воспитатель ставит перед собой все основные задачи нравственного просвещения дошкольника: формирования представлений о нормах и правилах поведения, выработку эмоционального положительного отношения к нравственным поступкам и правилам поведения, желание следовать им. Наметив систему бесед, воспитатель затем тщательно готовится к каждой из них. Структура В этической беседе, как и в познавательной, можно выделить три части: начало, основную часть, окончание. В начале беседы важно вызвать у детей интерес к обсуждению поставленного вопроса, сосредоточить их внимание на определённом явлении. Учитывая наглядный и образцовый характер мышления дошкольника, начать беседу лучше всего с описания конкретного факта или яркого образа и постановки задач перед детьми. Этот факт или образ может быть дан в художественном произведении, либо в рассказе воспитателя. Потом беседа может начинаться с чтения художественного произведения или рассказа воспитателя. Например, одну из бесед о доброжелательном отношении к людям воспитатель начал с литературного произведения: «Дети, сегодня я вам прочитаю рассказ «Шарик в окошке», послушайте его внимательно». Другая беседа началась с рассказа воспитателя «Расскажу я вам случай, который произошёл недавно в детском саду. Во время прогулки на участке один мальчик поскользнулся и упал в лужу. Он запачкал новую куртку и тут же одна из девочек помогла ему встать, почистила куртку и утешила: «Не беспокойся, высохнет и ничего не будет видно». Как поступила девочка?» Беседа может начинаться и с рассказа детей. Например, «Дети, вспомните какой праздник отмечала наша страна и мы с вами? Расскажите как вы поздравляли своих родителей с этим праздником. Началом беседы может служить также воспроизведение материала предшествующих бесед или наблюдений, проведённых во время экскурсий и прогулок. Основная часть беседы Основная часть беседы направлена на то, чтобы раскрыть конкретное содержание той или иной нормы, вызвать к ней обсуждение поступков, фактов, определённое эмоциональное отношение. Воспитатель предлагает детям вопросы, направленные на анализ и оценку героев литературных произведений и самих детей, на выявление тех или иных поступков, их значения смысла последствий. Уточняя и дополняя ответы детей, воспитатель помогает им сделать правильные выводы относительно фактов поступков, формирует отношение к ним. В ходе основной части беседы воспитатель разъясняет нормы поведения, вызывает желание следовать им. Эта часть беседы тоже может быть построена по разному: одна может строится на основе анализа двух художественных произведений, конкретно раскрывающих нормы морали. При этом беседа может идти сразу по обоим произведениям, прочитанным друг за другом или по каждому отдельно. Можно проводить беседы только на основе поступков детей и содержания ранее прочитанных книг. Во время беседы воспитатель должен задавать вопросы в определённой логической последовательности. Конец беседы Этическая беседа может завершаться по-разному, однако в конце её нужно подвести итоги и сформулировать нравственную позицию, которой должны следовать дети. Эта нравственная позиция может быть выражена в форме общего вывода из беседы или в форме правила поведения, или в форме примера, которому должны подражать дети. Можно закончить беседу формулировкой правил поведения: «Давайте введём правила и будем выполнять их». Правило поведения можно дать в форме пословиц, например, в конце беседы воспитатель может ещё раз напомнить детям «Чтобы быть правдивым надо говорить правду, даже если это трудно и неприятно. Обманывать некрасиво, ложь всегда обижает людей». Беседа может завершиться и чтением художественного произведения, в котором даётся яркий пример нравственного поведения. Например, «Сегодня мы прочитаем ещё раз знакомое вам произведение «Вовка-добрая душа» и поучимся у Вовы быть добрыми, заботливыми, чуткими». Этическую беседу можно закончить и установлением связи её содержания с последующей деятельностью детей. Например, в конце беседы о чутком, доброжелательном отношении к товарищам. Воспитатель говорит «Вот вы сейчас правильно говорили как надо относиться к товарищам. Но надо не только уметь говорить. Но и поступать по- товарищески. Сейчас мы пойдём на прогулку, будем играть в новую игру «Ловишка, дай руку» и научимся помогать товарищам, научимся выручать их из беды». Связь этических бесед с последующей деятельностью является одним из условий их эффективности.

Рекомендуем посмотреть:

Взаимосвязь креативности и невротизации детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД по развитию речи «Обучение детей 5-6 лет рассказыванию русских народных сказок с помощь Способы разрешения конфликтов в дошкольном возрасте

Похожие статьи:

Как развивать речь ребенка от 2 до 3 лет

Общественное мнение и этикет

Общественное мнение может быть использовано, чтобы формировать положительные качества характера и тормозить развитие отрицательных.

Необходимо, чтобы объектом общественного мнения стал позитивный поступок ребенка. Не нужно направлять это мнение только на плохое поведение и нарушения дисциплины. Важно так организовать коллективную деятельность, чтобы ребята могли свободно обсуждать сам процесс и результаты работы, давать оценку успехам и достижениям участникам коллектива, на практике утверждать нормы нравственности.

Общественное мнение формируется за счет того, что вводятся новые и корректируются уже имеющиеся понятия нравственности. Детей обучают новым правилам, их обсуждают, дают оценку происходящим событиям и отдельным поступкам. Так вырабатываются правила жизни, которые становятся критериями для оценки нравственности каждого ребенка.

У общественного мнения есть некоторые особенности, которые связаны с составом коллектива, развитием и возрастом его участников. Если общественное мнение будет слишком категоричным и ситуативным, будет неустойчивым, это приведет к тому, что объектом общественного мнения могут стать не всегда наиболее важные события, происходящие в общественной жизни.

Воспитатель должен проявлять руководство в том, чтобы выбирать объекты общественного мнения, способы влиять на личность детей, формы требований. Он не должен останавливаться лишь на том, чтобы контролировать или назидать детей.

Каждая этическая беседа с дошкольниками должна проводиться так, чтобы использовать определенные источники знаний о нормах нравственности, о поведении и поступках. Обсуждение нравственных проблем должно начинаться с анализа фактов, которые в этих источниках заключаются.

В процессе беседы к этим фактам должны присоединяться другие факты, которые уже известны детям из их опыта и наблюдений.

Типы этических бесед

Всего существует несколько типов этических бесед:

  1. Беседы, основанные на прочитанном рассказе.
  2. Беседы, которые проводятся на основании книги.
  3. Беседы, которые базируются на материалах и проблемах, поднимающихся в детских мультфильмах и актуальные в текущий момент.
  4. Беседы, которые связаны с просмотром видео или мультфильмов.
  5. Беседы проблемного характера, вопросы для которых предлагают сами дети.
  6. Беседы, основанные на небольших рассказах, придуманных детьми.

Беседа, основанная на рассказе, будет уместна в следующих случаях:

– когда рассказ дает возможность дошкольникам анализировать поступки персонажей, которые напоминают те, что совершают другие ровесники. Анализ чужих событий дает возможность детям задумываться и о жизни в своем коллективе, анализировать свои собственные поступки;

– когда педагог желает посредством художественного поведения продемонстрировать детям образец нравственного поступка, предоставить им знание того, какие поступки будут поощряться и приносить человеку радость и удовлетворение, а какие будут приводить к тяжелым переживаниям;

– когда у дошкольников еще нет достаточного по объему личного опыта, наблюдений и представлений о рассматриваемом нравственном явлении из жизни общества.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: