Тематическое развлечение «День знаний» в детском саду для детей подготовительной группы


Методика проведения физкультминуток в подготовительной группе ДОУ

Неусидчивость, рассеянность внимания, отвлечение на посторонние занятия, разговоры с ребятами во время занятия — крайне редко это признаки неорганизованности или плохого поведения. Как правило, так проявляется переутомляемость, потеря интереса к выполняемой деятельности.

Длительность занятия в подготовительной группе достигает 30 минут. Потребность в двигательной активности возникает у детей на 14–15-й минуте образовательной деятельности. Воспитателю не стоит дожидаться тревожных симптомов. Необходимо включать в структуру каждого занятия физкультурную паузу.

В середине занятия, предполагающего большее напряжение органов зрения, проводится гимнастика для глаз

Методические рекомендации к проведению физкультминуток в подготовительной группе:

  • Задание формулируется понятно детям («Под музыку попробуйте изобразить подземных гномов», «Вспомните движения тарантеллы, которые вы изучали на хореографии, и используйте их в танцевальной импровизации»).
  • Содержание физкультурных минуток согласуется с темами занятий по календарному планированию. Например, первая неделя сентября посвящена в подготовительной группе теме «Мы — будущие школьники». Проводятся занятия-исследования «Что нужно первокласснику», подвижные и сюжетно-ролевые игры школьной тематики, чтение стихотворений и рассказов о маленьких учениках. Физкультминутки выбираются не про животных, природу, транспорт, а про отношения в детском коллективе: «Дружат в нашей группе», «Дружно встали», «Дружно с вами мы считали» и др.
  • С воспитанниками подготовительной группы рекомендуется проводить знакомые (со средней и старшей групп) физкультминутки с усложнением заданий. Добавляются атрибуты, выполняется гимнастика с постепенным ускорением темпа. Можно добавить элемент соревновательности: разделить группу на две команды и проследить, какая выполнит по памяти движения точнее, а какая — выразительнее.
  • Воспитатель может не выполнять задания физкультминутки. При этом он активно следит за действиями детей: указывает на неточности, хвалит за хорошую отдачу, эмоциональность в выполнении движений. Время от времени педагогу всё же стоит заниматься вместе с ребятами (как вариант, во время нетрадиционных физкультминуток), ведь дети стремятся быть похожими на взрослых, им нужна мотивация и пример перед глазами.
  • Физкультминутка — подвижный элемент в структуре занятия. Её можно провести раньше условной 15-й минуты, если воспитатель наблюдает утрату интереса к выполняемой деятельности у детей. Если же ребята увлечённо чем-либо занимаются, пусть они доведут дело до конца, а физкультминутка будет во второй части занятия.

    Разрешается (а в особенно насыщенных занятиях рекомендуется) организовывать две динамических паузы для детей 6–7 лет.

Со старшими дошкольниками воспитатель выполняет физкультминутку не каждый раз: если пауза проводится в нетрадиционной форме или с новыми предметами

Таблица: картотека тем для физкультминуток в подготовительной группе

Общая тема занятий (в соответствии с планированием в подготовительной группе)Физкультминутки и комплексы упражнений
«Скоро в школу»
  • «Для разминки из-за парт» (выполняется около рабочего стола, парты): бег на месте,
  • наклоны туловища,
  • «мельница» (вращательные движения руками),
  • приседания,
  • прыжки на месте,
  • восстановление дыхания.
  • «Спорт ребятам очень нужен»:
    • ходьба на месте,
    • подъём-опускание рук,
    • наклоны туловища,
    • хлопки в ладоши,
    • кивки головами,
    • махи руками,
    • танцевальная импровизация.
«Осень»
  • «Листопад» (как вариант, с искусственными листьями): волнообразные движения руками,
  • повороты на носочках,
  • плавные наклоны туловища,
  • ходьба по кругу с шаркающими движениями ногами и ритмичным произнесением звука [ш],
  • махи руками вверх (подражательные движения: подбрасывание листьев).
  • «Осенние яблоки»:
    • руки вверх, кисти опущены (яблоки висят на ветках печальные),
    • покачать кистями из стороны в сторону (яблоки скучают),
    • покачать руками (дети раскачали яблоневые ветви),
    • руки согнуть в локтях, ладони прямые и напряжённые, покачать ритмично руками вверх-вниз (яблоки посыпались на землю).
«Мой город, моя страна, моя планета»
  • «По родному краю дружно мы шагаем»: ходьба по кругу,
  • махи руками в стороны,
  • повороты туловища,
  • прыжки на месте,
  • махи руками.
  • «Росиночка-Россия» (электронная физкультминутка):
    • элементы русской народной пляски,
    • элементы современного танца.
  • Танцевальные паузы:
    • «Моя Россия»,
    • импровизации под народные мелодии,
    • хороводные игры.
«Новый год»
  • «Наконец пришла зима»: построение в кружок,
  • махи руками в стороны,
  • руки «домиком»,
  • подражательные движения (снег падает, дворник метёт улицу, бег на лыжах, игра в снежки),
  • приседания,
  • кружение на месте.
  • Электронная физкультминутка с Дедом Морозом («Замела метелица»):
    • прыжки на месте,
    • хлопки,
    • танцевальные движения.
  • Танцевальные паузы:
    • «Под Новый год» (из «Фиксиков»),
    • «Новогодняя песенка» (из м/ф «Маша и медведь»),
    • «В лесу родилась ёлочка».
«Зима»
  • Электронная физкультминутка с пингвином: повороты головой,
  • наклоны головой,
  • ходьба на месте,
  • махи руками,
  • наклоны туловища.
  • «Зимний лес» (физкультминутка для глаз):
    • по команде закрыть и открыть глаза,
    • вращать глазами по часовой стрелке и в другую сторону,
    • смотреть вправо-влево, вверх-вниз,
    • зажмуриться,
    • мигать.
«День защитника Отечества»
  • «Солдатик»: марш на месте,
  • выполнение движений по командам в стихотворении,
  • марш по кругу.
  • «Вот выходит на парад»:
    • упражнения для плечевого пояса,
    • наклоны туловища,
    • приседания,
    • ходьба на месте,
    • дыхательные упражнения.
  • Танцевальные паузы:
    • «Я бы мог служить в спецназе»,
    • «Марш моряков».
«8 Марта»
  • Танцевальные паузы: «Мамины глаза»,
  • «С первым лучом весны приходит праздник».
«Весна»
  • «Собирайся, детвора, весна зовёт»: хлопки в ладошки,
  • ходьба на месте,
  • ходьба на носочках по кругу,
  • ходьба с высоким подъёмом колена,
  • ходьба змейкой,
  • махи руками.
  • «Весну звали» (электронная физкультминутка):
    • танцевальные движения.
  • «На лугу» (электронная физкультминутка для глаз).
«До свидания, детский сад!»
  • «А часы идут, идут»: ритмичные наклоны туловища,
  • глубокий присед,
  • приседания,
  • вращения туловищем по часовой стрелке и в другую сторону,
  • ходьба на месте,
  • бег на месте,
  • восстановление дыхания.
  • Танцевальные паузы:
    • «Первоклашка»,
    • мелодия «Детский сад» (из к/ф «Усатый нянь»),
    • «В первый класс».

В методической папке воспитателя должна присутствовать картотека физкультминуток. На карточке записывается текст динамической паузы и движения. Танцевальные физкультминутки рекомендуется оформлять отдельным листом: указать названия музыкальных композиций, возможное задание и на каких занятиях предполагается проводить. На консультациях родителям демонстрируется проведение физкультминутки и предлагается ознакомиться с картотекой.

Фотогалерея: примеры карточек с физкультминутками


Динамичная физкуль может проводиться на любом занятии в течение учебного года, ведь дружба — внесезонная тема


Во время физкуль дети совершенствуют пластичность и выразительность движений


Физкультминутка для глаз «Зимний лес» проводится во время познавательных и художественных занятий


Физкуль проводится на занятиях перед Днём защитника Отечества, Днём Победы и во время праздничных утренников


С воспитанниками подготовительной группы можно разучить стихотворение к физкуль


Физкуль может проводиться на логопедических и речевых занятиях


Такая динамичная разминка поможет ребятам сохранить активность в ходе дальнейшего занятия


В физкультминутках могут сочетаться упражнения на дыхание и координацию движений

Временной план физкультминутки

Длительность физкультминутки на занятии с детьми 6–7 лет составляет 1,5–3 минуты. Воспитатель прогнозирует, будет ли в структуре одна динамическая пауза в середине или по одной паузе в первой и второй половине занятия. Соответственно, две короткие физкультминутки длятся по 1,5 минуты, одна физкультминутка на занятие — 3 минуты.

Примерный временной план короткой физкультминутки:

  1. Оргмомент, построение (врассыпную, кругом, сидя на стульчиках) — не более 15 секунд.
  2. Объяснение содержания и задания — 20–30 секунд.
  3. Выполнение двигательных упражнений — 45 секунд — 1 минута.

Примерный временной план трёхминутной паузы:

  1. Оргмомент, построение — 10–15 секунд.
  2. Объяснение содержания и задания — 20–30 секунд.
  3. Выполнение двигательных упражнений — 1,5–2,5 минуты.
  4. Возможный повтор — 30 секунд.

При выполнении упражнений дошкольникам нравится создавать образы, изображать знакомые объекты действительности

В подготовительной группе любая физкультминутка содержит этап объяснения или проговаривания задания. Дети не импровизируют под музыку бездумно — им нравится создавать образы или вспоминать озвученные воспитателем движения. Электронные физкультминутки обычно начинаются непосредственно с демонстрации упражнений, поэтому воспитатель предваряет просмотр указанием: «Выполним гимнастику вместе с Кукутиками. Будьте внимательны, завтра мы повторим движения без видеозаписи!».

Таблица: конспект физкуль в подготовительной группе (фрагмент)

АвторШмакова Н., педагог-психолог, воспитатель, МБДОУ Д/с №85 «Гвоздика», г. Ульяновск.
Ход физкультминуткиНаш гусак встаёт на зорьке, (Из положения основной стойки поднять руки вверх и потянуться) Он к реке сбегает с горки. (Руки согнуть в локтях, бег на месте) Он гусиную зарядку любит делать по порядку. (Маршировать на месте) Для начала — бег на месте, (Бег на месте) Крылья врозь, а лапки вместе. (Развести руки в стороны, подпрыгнуть, приземлиться, ноги вместе) Упражнения для шеи, чтоб росла ещё длиннее. (Вращение головой) Тренировка для хвоста, (Вращение бёдрами) А потом — бултых с моста. (Присесть и прыгнуть вперёд) Он плывёт на середину, (Имитация плавательных стилей брасс или кроль) Чистит лапы, моет спину. (Погладить правую и левую руки, затем спину) Крикнул селезень: «Кряк-кряк! (Руки в стороны, согнуть в локтях, пальцы в кулак) Физкультурник наш — гусак!» (Медленно кружиться, переступая с ноги на ногу) В.: Устали, гусаки! Пора пообедать. А вот и стрекоза летит. Выполнение зрительной гимнастики. <�…>
Этап рефлексииВ.: Для чего мы делаем физкультминутки и зрительные гимнастики? У кого получилось лучше всех? (Ответы детей).
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-fizkultminutki-v-podgotovitelnoi-grupe-dlja-detei-s-narushenijami-zrenija-na-temu-gusak-fizkulturnik.html

Физкультминутки — проверенная временем здоровьесберегающая технология в работе с дошкольниками. Их выполняют малыши ясельной группы, притоптывая, прихлопывая и гремя погремушкой. Воспитанники средней группы совершенствуют двигательные навыки, внимательность и ловкость во время динамических пауз. Но максимально важны физкультминутки для будущих школьников: это способ формирования красивой осанки, забота о сохранении физического здоровья и позитивного настроения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: