Методика проведения физкультминуток в подготовительной группе ДОУ
Неусидчивость, рассеянность внимания, отвлечение на посторонние занятия, разговоры с ребятами во время занятия — крайне редко это признаки неорганизованности или плохого поведения. Как правило, так проявляется переутомляемость, потеря интереса к выполняемой деятельности.
Длительность занятия в подготовительной группе достигает 30 минут. Потребность в двигательной активности возникает у детей на 14–15-й минуте образовательной деятельности. Воспитателю не стоит дожидаться тревожных симптомов. Необходимо включать в структуру каждого занятия физкультурную паузу.
В середине занятия, предполагающего большее напряжение органов зрения, проводится гимнастика для глаз
Методические рекомендации к проведению физкультминуток в подготовительной группе:
- Задание формулируется понятно детям («Под музыку попробуйте изобразить подземных гномов», «Вспомните движения тарантеллы, которые вы изучали на хореографии, и используйте их в танцевальной импровизации»).
- Содержание физкультурных минуток согласуется с темами занятий по календарному планированию. Например, первая неделя сентября посвящена в подготовительной группе теме «Мы — будущие школьники». Проводятся занятия-исследования «Что нужно первокласснику», подвижные и сюжетно-ролевые игры школьной тематики, чтение стихотворений и рассказов о маленьких учениках. Физкультминутки выбираются не про животных, природу, транспорт, а про отношения в детском коллективе: «Дружат в нашей группе», «Дружно встали», «Дружно с вами мы считали» и др.
- С воспитанниками подготовительной группы рекомендуется проводить знакомые (со средней и старшей групп) физкультминутки с усложнением заданий. Добавляются атрибуты, выполняется гимнастика с постепенным ускорением темпа. Можно добавить элемент соревновательности: разделить группу на две команды и проследить, какая выполнит по памяти движения точнее, а какая — выразительнее.
- Воспитатель может не выполнять задания физкультминутки. При этом он активно следит за действиями детей: указывает на неточности, хвалит за хорошую отдачу, эмоциональность в выполнении движений. Время от времени педагогу всё же стоит заниматься вместе с ребятами (как вариант, во время нетрадиционных физкультминуток), ведь дети стремятся быть похожими на взрослых, им нужна мотивация и пример перед глазами.
- Физкультминутка — подвижный элемент в структуре занятия. Её можно провести раньше условной 15-й минуты, если воспитатель наблюдает утрату интереса к выполняемой деятельности у детей. Если же ребята увлечённо чем-либо занимаются, пусть они доведут дело до конца, а физкультминутка будет во второй части занятия.
Разрешается (а в особенно насыщенных занятиях рекомендуется) организовывать две динамических паузы для детей 6–7 лет.
Со старшими дошкольниками воспитатель выполняет физкультминутку не каждый раз: если пауза проводится в нетрадиционной форме или с новыми предметами
Таблица: картотека тем для физкультминуток в подготовительной группе
Общая тема занятий (в соответствии с планированием в подготовительной группе) | Физкультминутки и комплексы упражнений |
«Скоро в школу» |
|
«Осень» |
|
«Мой город, моя страна, моя планета» |
|
«Новый год» |
|
«Зима» |
|
«День защитника Отечества» |
|
«8 Марта» |
|
«Весна» |
|
«До свидания, детский сад!» |
|
В методической папке воспитателя должна присутствовать картотека физкультминуток. На карточке записывается текст динамической паузы и движения. Танцевальные физкультминутки рекомендуется оформлять отдельным листом: указать названия музыкальных композиций, возможное задание и на каких занятиях предполагается проводить. На консультациях родителям демонстрируется проведение физкультминутки и предлагается ознакомиться с картотекой.
Фотогалерея: примеры карточек с физкультминутками
Динамичная физкуль может проводиться на любом занятии в течение учебного года, ведь дружба — внесезонная тема
Во время физкуль дети совершенствуют пластичность и выразительность движений
Физкультминутка для глаз «Зимний лес» проводится во время познавательных и художественных занятий
Физкуль проводится на занятиях перед Днём защитника Отечества, Днём Победы и во время праздничных утренников
С воспитанниками подготовительной группы можно разучить стихотворение к физкуль
Физкуль может проводиться на логопедических и речевых занятиях
Такая динамичная разминка поможет ребятам сохранить активность в ходе дальнейшего занятия
В физкультминутках могут сочетаться упражнения на дыхание и координацию движений
Временной план физкультминутки
Длительность физкультминутки на занятии с детьми 6–7 лет составляет 1,5–3 минуты. Воспитатель прогнозирует, будет ли в структуре одна динамическая пауза в середине или по одной паузе в первой и второй половине занятия. Соответственно, две короткие физкультминутки длятся по 1,5 минуты, одна физкультминутка на занятие — 3 минуты.
Примерный временной план короткой физкультминутки:
- Оргмомент, построение (врассыпную, кругом, сидя на стульчиках) — не более 15 секунд.
- Объяснение содержания и задания — 20–30 секунд.
- Выполнение двигательных упражнений — 45 секунд — 1 минута.
Примерный временной план трёхминутной паузы:
- Оргмомент, построение — 10–15 секунд.
- Объяснение содержания и задания — 20–30 секунд.
- Выполнение двигательных упражнений — 1,5–2,5 минуты.
- Возможный повтор — 30 секунд.
При выполнении упражнений дошкольникам нравится создавать образы, изображать знакомые объекты действительности
В подготовительной группе любая физкультминутка содержит этап объяснения или проговаривания задания. Дети не импровизируют под музыку бездумно — им нравится создавать образы или вспоминать озвученные воспитателем движения. Электронные физкультминутки обычно начинаются непосредственно с демонстрации упражнений, поэтому воспитатель предваряет просмотр указанием: «Выполним гимнастику вместе с Кукутиками. Будьте внимательны, завтра мы повторим движения без видеозаписи!».
Таблица: конспект физкуль в подготовительной группе (фрагмент)
Автор | Шмакова Н., педагог-психолог, воспитатель, МБДОУ Д/с №85 «Гвоздика», г. Ульяновск. |
Ход физкультминутки | Наш гусак встаёт на зорьке, (Из положения основной стойки поднять руки вверх и потянуться) Он к реке сбегает с горки. (Руки согнуть в локтях, бег на месте) Он гусиную зарядку любит делать по порядку. (Маршировать на месте) Для начала — бег на месте, (Бег на месте) Крылья врозь, а лапки вместе. (Развести руки в стороны, подпрыгнуть, приземлиться, ноги вместе) Упражнения для шеи, чтоб росла ещё длиннее. (Вращение головой) Тренировка для хвоста, (Вращение бёдрами) А потом — бултых с моста. (Присесть и прыгнуть вперёд) Он плывёт на середину, (Имитация плавательных стилей брасс или кроль) Чистит лапы, моет спину. (Погладить правую и левую руки, затем спину) Крикнул селезень: «Кряк-кряк! (Руки в стороны, согнуть в локтях, пальцы в кулак) Физкультурник наш — гусак!» (Медленно кружиться, переступая с ноги на ногу) В.: Устали, гусаки! Пора пообедать. А вот и стрекоза летит. Выполнение зрительной гимнастики. <�…> |
Этап рефлексии | В.: Для чего мы делаем физкультминутки и зрительные гимнастики? У кого получилось лучше всех? (Ответы детей). |
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-fizkultminutki-v-podgotovitelnoi-grupe-dlja-detei-s-narushenijami-zrenija-na-temu-gusak-fizkulturnik.html |
Физкультминутки — проверенная временем здоровьесберегающая технология в работе с дошкольниками. Их выполняют малыши ясельной группы, притоптывая, прихлопывая и гремя погремушкой. Воспитанники средней группы совершенствуют двигательные навыки, внимательность и ловкость во время динамических пауз. Но максимально важны физкультминутки для будущих школьников: это способ формирования красивой осанки, забота о сохранении физического здоровья и позитивного настроения.