«Использование игровых моментов на уроках математики в начальной школе»

В младшем и среднем школьном возрасте важно научить детей ладить с окружающими и строить комфортные взаимоотношения. Без этого у ребенка могут возникнуть психологические проблемы вплоть до неприятия школы. В этом материале мы собрали 5 простых игр для классного часа, которые помогут учителю выстроить здоровую атмосферу в классе.

Школа является принципиально новой эмоциональной средой для ребенка, в которой ему может быть сложно выстроить комфортные отношения с окружающими. Учитель начальных классов или классный руководитель прикладывают множество усилий, чтобы атмосфера в классе была дружелюбной и комфортной, ведь от психологического состояния детей зависит во многом и их успеваемость.

Игры не займут много времени, не потребуют сложного дополнительного реквизита и помогут ребятам от 7 лет и старше:

  • позитивно воспринимать себя и сверстников;
  • эмоционально де);
  • научиться строить гармоничные коммуникации и любить окружающих.

Игра 1. Театр

Главная цель:

способствовать эмоциональной децентрации у детей, развить эмоциональный интеллект и эмпатию.

Ход игры

Классный руководитель:

Давайте побудем немного актерами! Вы знаете, что делают актеры в театре или в кино?
Дети:
Играют разные роли, изображают кого-то.
Педагог:
Правильно. Так и человек в своей обычной жизни играет самые разные роли. И для каждой из них он использует определенные жесты, фразы, костюмы, интонацию голоса. Как вы думаете, какие роли есть у нас с вами, у наших близких?
Дети:
Мама на работе — программист, а дома — мама. Сейчас я ученик 3 «Б», а дома буду сын, а на физкультуре днем — футболист!
Педагог:
Вот и я сейчас для вас — учитель, а дома буду мамой (дочерью, женой), вы сейчас — ученики, а в какой-нибудь игре будете эльфами, супергероями, принцессами, кем угодно.

Если работа ведется с детьми младшего подросткового возраста, можно ввести дополнительную терминологию — «социальные роли», «профессии», «семейные роли». Если нет — ограничиться только наименованием роли.

Далее классный руководитель спрашивает у детей, не хотят ли они поучиться актерскому мастерству, и с какой роли, по их мнению, стоит начать. Каждый ребенок может выбрать не только роль, но и настроение и состояние. Например: добрая мама, расстроенный учитель, злой ученик, вежливый продавец и т.д.

Ученик выходит вперед и разыгрывает выбранную роль, обязательно следя за тоном голоса, мимикой, жестами и другими внешними выражениями роли и состояния. Детям младшего школьного возраста может быть сложно импровизировать, так что педагогу лучше заранее подготовить набор фраз-реплик, которые будут произноситься детьми в разных ролях.

Статья «Игры и игровые моменты на уроках в начальной школе» статья по теме

Игры и игровые моменты на уроках в начальной школе

С.Н.Гурина

В.А.Сухомлинский писал: «…Нельзя требовать от ребенка невозможного. Любая программа по любому предмету — это определенный уровень, круг знаний, но не живой ребенок. К этому уровню, к этому кругу знаний разные дети идут по-разному. Один ребенок уже в первом классе может совершенно самостоятельно прочитать задачу и решить ее; другой же сделает это в конце второго, а то и третьего года обучения…

Искусство и мастерство обучения и воспитания заключается в том, чтобы раскрыть силы и возможности каждого ребенка, дать ему радость успеха в умственном труде»

Процесс обучения очень сложен. Чтобы получить нужный эффект, необходимо строить особые отношения; учитель — ученик. Надо уметь понимать мотивы поведения ребенка, уметь снимать негативное отношение к учебе, учитывать возрастные и индивидуальные особенности учеников.

На уроках, где господствует изложение учебного материала учителем, детям скучно. Такие уроки не обращены к внутренним силам ребенка, к его эмоциям. Нельзя недооценивать возрастные особенности мышления детей, их стремление к эмоциональному, образному восприятию.

Для того чтобы хорошо обучать, воспитывать, всесторонне развивать личность детей, надо хорошо знать их возрастные и индивидуальные особенности.

К.Д.Ушинский призывал учителей изучать законы тех психических явлений, которыми они хотят управлять.

Главной особенностью развития младших школьников является изменение их социальной позиции: ребенок приступает к систематическому учению, становится членом классного и школьного коллективов. Меняются отношения со взрослыми, главным авторитетом среди них становится учитель.

Задача школы и семьи по отношению к младшему школьнику в этот период (от 7 до 11- 12 лет) состоит в том, чтобы сформировать у него позицию ученика, подвести его к пониманию новых обязанностей.

Младший школьный возраст — важный этап формирования личности. Здесь важно единство умственного воспитания с нравственным, физическим и эстетическим. Каждый класс, начиная с самого младшего, должен иметь свое округленное миросозерцание, доступное возрасту учеников… С каждым годом это миросозерцание должно углубляться, расширяться и пополняться.

В процессе умственного воспитания у младших школьников должны вырабатываться: сознательное отношение к учению, познавательная активность и первоначальные навыки культуры умственного труда. Именно в этом возрасте закладывается фундамент нравственности, усваиваются ее простые нормы и правила поведения. Особенно важно в младшем школьном возрасте формировать такие качества, как честность, правдивость, ответственность за свое учение и поведение, коллективизм, трудолюбие.

Особо следует подчеркнуть значение игры в учебной деятельности младших школьников. А.В.Луначарский вдохновенно говорил о детских играх, возражая тем, кто утверждал, что детская игра несерьезна. В учебной деятельности младших школьников дидактические, познавательные и другие игры признаны занять достойное место.

Прогрессивная педагогика во все времена высоко ценила игровые формы целенаправленной организации жизни детей. Так, К.Д.Ушинский писал: «…если мы сравним интерес игры, а равно число и разнообразие следов, оставленных ею в душе дитяти, с подобными же влияниями учения… то, конечно, все преимущество останется на стороне игры». Л.С.Выготский назвал игру ведущим средством обучения и воспитания. Педагоги особо отмечают, что игра может выполнить « исключительную роль усиления познавательного интереса детей, облегчения сложного процесса учения, ускорения развития». Нет учителя, который не использовал бы игру в своей работе. Сам принцип игры в обучении старше, чем человечество. Уже детеныши животных овладевают необходимыми им в последующей жизни умениями в игре. Следовательно, предрасположенность к игре у человека заложена на уровне инстинкта. Задача учителя — направить игру в нужное русло: помочь учащимся приблизиться к конкретным целям обучения.

Эмоциональность игры (в игре действуют только положительные эмоции, спонтанность и т.д.), позволяют включить учащегося в занятие не частично и не формально, а дают ему возможность проявить свои лучшие личностные качества в полной мере. Ученик получает удовольствие. В игре, с психологической точки зрения, происходит сглаживание внутренних противоречий личности, внутреннее уравновешивание, поэтому у учащихся в условиях игрового обучения улучшается психологическое состояние.

Игра позволяет даже трудный для учащихся материал представить в привлекательной для них форме. По разнообразию игровые задания нельзя сравнить ни с какими другими приемами обучения: практически учитель имеет возможность неограниченного выбора, позволяющего максимально индивидуализировать учебный процесс, с учетом уровня и особенностей личности учащихся. Игра дает самому учителю огромное профессиональное удовлетворение, поскольку благодаря ей сам процесс обучения становится процессом непрерывного творчества.

Игра помогает учащемуся по- новому увидеть себя и партнера, а также предмет обучения, поэтому использование игры положительно влияет и на все остальные аспекты учебного процесса.

Игра — привычная стихия для ребенка. Именно в игре ему легче всего проявить свои способности и творческую активность. Добровольно

подчиняясь правилам игры, дети учатся самодисцип лине, настойчивости, выдержке — всем тем волевым качествам, без которых нельзя стать образованным человеком. Игра расширяет кругозор, закрепляет знания, развивает находчивость, смекалку, побуждает интерес к различным областям науки, техники, искусства. Игра зажигает искру интереса к той или иной области знаний, вызывает цепную реакцию увлеченности, пытливости, поиска, создает ту атмосферу, в которой наиболее пышно произрастает древо познания.

Учебная игра для учителя — работа: он спокойно, сдержанно и серьезно формулирует задания, оказывает помощь при их выполнении, вдумчиво анализирует итоги игры. Игра всегда проблемна. Задачи, которые ставятся перед учащимися, не должны быть слишком простыми, но в то же время они должны быть посильными для них. Играм, содержащим сложные задачи, должны предшествовать более легкие.

Необходимость применения игры зависит от уровня усвоения детьми знаний, умений и навыков, от степени сложности дидактических задач. Игра вступает в свои права, когда трудно, когда есть потребность создать дополнительный фон обучения, придать силы учащимся, влиять на ход и результат их деятельности. Обучая детей, в процессе игры нужно стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

Но не следует, я считаю, приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев, так как игра не должна являться самоцелью, не должна проводиться только ради развлечения. Она обязательно должна быть подчинена тем конкретным учебно-воспитательным задачам, которые решаются на уроке. В силу этого игру заранее планируют, продумывают ее место в структуре урока, определяют форму ее проведения, подготавливают материал, необходимый для проведения игры. Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или ис пользуется для активизации внимания: веселые шутки — минутки, игры — путешествия в страну чисел или страну знаний.

По мере овладения учащимися навыками учения, дидактические игры занимательного типа теряют свою ведущую роль: если ранее игра являлась предпосылкой для включения учащихся в учение, то после освоения в игровых ситуациях элементов учебной деятельности игра превращается в дидактический прием.

Дидактическая игра способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, вызывает у детей живой интерес и помогает им усвоить учебный материал. При подборе и разработке игр нужно исходить из основных закономерностей обучения. Главная из них: обучение происходит только при активной деятельности учащихся. Можно провести классификацию игр с учетом разнообразных видов деятельности ученика. По характеру познавательной деятельности их можно отнести к следующим группам:

1. Игры, требующие от детей исполнительной деятельности.

С помощью этих игр дети выполняют действие по образцу.

  1. Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность. К этой группе относится большое число игр, Направленных на формирование вычислительных навыков. ( «Молчанка», «Поднимись по лесенке» и т. д.)
  2. Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность учащихся

( «Контролер», «Зеленый, красный»)

4. Игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность.

(«Числа — перебежчики»).

5. Игры, включающие элементы поисковой деятельности, где целью игры является формулирование учащимися по рисунку, схеме и опорным словам.

В системе уроков по теме важно подбирать игры на разные виды деятельности — исполнительную, воспроизводящую, контролирующую и поисковую. В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, характер управления игрой. С этой целью следует использовать такие простейшие средства обратной связи, как сигнальные карточки (кружок зеленого цвета с одной стороны и кружок красного с другой) или разные цифры. Все это служит средством активизации детей в игре.

В большинстве игр полезно вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения. Ш.А. Амонашвили писал:

«… без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока». Нужно создавать на уроке такую учебную ситуацию, которая позволила бы каждому ребенку проявить себя.

На игру я отвожу всего несколько минут от 5 до 10. Причем игровой прием может быть включен в середине урока, в конце или даже в начале, в зависимости от темы, цели и характера игры.

Ценность дидактической игры я определяю не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а учитываю, насколько она эффективно помогает решать учебную задачу применительно к каждому ученику. Подбирая какую — либо дидактическую игру для урока, продумываю следующие вопросы:

  1. Какие умения и навыки будут формироваться в процессе ее проведения?
  2. Какие воспитательные цели преследуются в процессе игры?
  3. Посильна ли она для учащихся моего класса?
  4. Все ли учащиеся будут в одинаковой степени участвовать в игре?
  5. Подведение итогов игры, (оно должно быть четким и справедливым).

Литература

  1. Амонашвили Ш.А. «Педагогическая симфония»
  2. Арутюнов А.Р.,Чеботарёв П.Г., Музруков Н.Б. Игровые задания,

М.,» Русский язык » 2003г.

  1. Моносзон Э.И. «Учитель и всестороннее разви тие школьника»
  2. Знание М.,2006г.
  3. Музрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение » Просвещение «
  4. М., 1996г.
  5. Начальная школа № 8,12 1999г.
  6. Подгорная Н.И., Бибик Н.М., «Дидактические иг ры и познавательные задания в 1 классе К.,1998г.

9. Харламов И.Ф. Педагогика » Высшая школа » М., 2000г.

10. Шмаков С.А. «Игры учащихся — феномен культу ры » М.,» Новая школа» 2004г.

Игра 2. Сердце нашего класса

Главная цель:

сформировать позитивное восприятие одноклассников, научиться видеть хорошее.

Ход игры

Педагог заранее вырезает из бумаги или картона сердце и прикрепляет его к доске (можно нарисовать на доске контуры сердца, но тогда результат не получится сохранить). Дети должны вспомнить все хорошие качества, которые есть у учеников класса, и записать их фломастерами (или мелом) внутри сердца. По окончании игры сердце переносится на классный стенд. При возникновении конфликта классный руководитель может попросить обратить не него внимание и вспомнить, как много хорошего есть внутри каждого человека.

О начальной школе в других статьях

Педагогический фестиваль «Генерация». Нейропсихологические приемы в помощь учителю начальной школы

Кино, которое воспитывает. Лучшие советские фильмы о школьниках

Креативные методики в педагогической практике

Как правильно организовать рабочее место ученика дома?

Стельмачёнок Людмила Дмитриевна

МБОУ «СОШ № 27» г. Перми

Учитель начальных классов

«Дидактические игры на уроках русского языка»

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский

Как сделать урок русского языка интересным, занимательным и любимым предметом для ребенка?

Игра является основным видом деятельности ребенка. Она играет большую роль в формировании и развитии умственных, эмоциональных, физических и творческих способностей ребенка. Игра помогает развивать память, мышление, воображение, внимание, помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает у учеников радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.

Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом этапе его — от проверки домашнего задания до выполнения проверочной работы и обобщения.

1.Дидактическая игра «Твердый – мягкий»

Цель: повторение правописания твердого и мягкого знаков.

Учащиеся делятся на две команды. Одна команда называется «Камень», другая – «Вата».Команда «Камень» встает, если я прочитаю слово с твердым знаком, если читаю слово с мягким знаком, встает команда «Вата».

Слова: съезд, въехать, вьюга, льет, подъезд, лью, объявление, колья, полозья, объезд, колосья, пью, съемка и т.п.

2.Дидактическая игра «Будь внимателен».

Цель: активизировать память, внимание, словарный запас, опираясь на знание правил. Из предложенных стихотворений выписать слова с сочетаниями жи, ши: 1. Жили в хижине чижи, Мыши, ежики, стрижи, В гости к ним идут моржи И жирафы и ужи. 2. Жилет, животное , живот, Жирафы, живопись, живет, Шиповник, шины, камыши, Машины и карандаши, Кружить, служить, дружить и жить, Спешить, смешить, Шипеть и шить. Все сочетания ЖИ и ШИ Только с буквой И пиши!

3.Игра «Бумеранг»

воспитывает у детей внимание и быстроту реакции: ученику необходимо вспомнить нужное слово и «возвратить» его учителю.

Найди синоним.

Простой человек (бесхитростный), простая задача (легкая), простая истина (прописная); беспокойный человек (неугомонный), беспокойный взгляд (тревожный);крепкая дружба (надежная), крепкая подошва (прочная).

Найди антоним.

Близкий берег (далекий), близкий человек (чужой); веселая комедия (скучная), веселое настроение (грустное); глубокий колодец (мелкий), глубокие знания (поверхностные); мелкая рыба (крупная), мелкая река (глубокая).

4.«Фразеологический зверинец».

Цель: расширение словарного запаса учащихся.

Добавить недостающее слово – название животного. Голоден как…(волк). Хитёр, как…(лиса). Труслив, как…(заяц). Нем как…(рыба). Колючий как…(ёж). Здоров как…(бык).

5. «Сколько точекстолько звуков»

Оборудование: кубик, на гранях которого разное число точек: две, три, четыре, пять, шесть; одна грань пустая.

Дети по очереди бросают кубик и называют слова, в которых число звуков равно числу точек на верхней грани кубика. Если выпадает нуль, игрок пропускает ход и передает кубик следующему игроку.

6.Дидактическая игра: «Одним словом».

Цель: активизировать словарный запас детей, развивать умение обобщать. Учащимся предлагается заменить сочетания слов и предложения одним словом, имеющим слоги ча, ща, чу.щу. 1. Обрубок дерева — …(чурбан). 2. Шестьдесят минут-…(час). 3. Густой частый лес- …(чаща). 4. Хищная рыба с острыми зубами — …(щука). 5. Из чего делают тяжелые сковородки -… (чугун). 6. Прикрывать глаза от солнца — … (щуриться). 7. Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая — …(чайник) и

7.Дидактическая игра: « Все наоборот».

Цель: закрепить написание слов с сочетанием –чн-. Учитель предлагает детям заменить предложенные им словосочетания типа существительное + существительное на другое так, чтобы одно из слов включало в свой состав сочетание –чн-. Игрушка для елки-…(елочная игрушка) Герой сказки- … (сказочный герой) Сок яблока-… (яблочный сок) Суп из молока -…(молочный суп) Варенье из клубники-… (клубничное варенье) Каша из гречки-… (гречневая каша) Вода из речки-… (речная вода) Скважина в замке -…(замочная скважина) Мука из пшеницы -… (пшеничная мука) и т.п.

8.Дидактическая игра: « Замени букву».

Цель: активизировать умственную деятельность учащихся, развивать орфографическую и фонетическую зоркость, внимательность, логическое мышление. Детям предлагается исходное слово с орфограммой, они изменяют в нем последовательно либо один, либо два звука, сохраняя при этом сочетание –чк-, и получают новые слова. Выигрывает тот, кто составит наибольшее количество слов.

дочка ручка бочка речка ночка свечка кочка печка точка почка тучка дочка тачка ночка

9.Дидактическая игра « Найди ошибку».

Цель: развивать умение выделять в речи слова, обозначающие предмет. Учитель называет ряд слов, обозначающих названия предметов и допускает одну «ошибку». Ученики должны определить, какое слово лишнее и почему. 1.Кукла, дом, море, вышла, ученик. 2.Карта, солнце, железный, дверь, моряк. 3.Девочка, мел, больше, карандаш, жаба. 4.Замок, тяжело, петух, тарелка, вишня. 5.Бежит, книга, окно, ворота, слон и т.п.

10.Дидактическая игра «Найди пару».

Цель: развивать умение правильно соотносить название предмета и действия. Оборудование: у каждого ученика на парте карточка, на которой в один столбик записаны слова: метель, гром, солнце, молния, ветер, дождь, снег, облака, туман, мороз, а в другой столбик слова- действия: капает, плывут, падает, стелется, плывет, метет, гремит, печет, сверкает, дует, трещит. Ученики к каждому слову, обозначающему название явления, подбирают слово, обозначающее действие предмета, отмечая стрелкой.

11. Дидактические задания и упражнения.

Цель: закрепить знания детей по теме «Разделительный мягкий знак», развивать память, мышление. 1. Назовите сначала слова, в которых надо писать букву Ь в конце, а потом- в середине. 2. Найдите слова с разделительным мягким знаком. Подчеркните их: пью, шью, бью, семья, кольцо, копье, пони, платье, пальто, воробей, сошьет и т.д. 3. Выпишите слова с разделительным Ь: Целый день лежит тюлень, И лежать ему не лень. Жаль, тюленье прилежание Не пример для подражания. (Б. Заходер) Вот бы тебе, заяц, да лисьи зубы! Вот бы тебе серый, да волчьи ноги! Вот тебе, косой, да рысьи когти! -Э-э, что мне клыки да когти? Душа – то у меня все равно заячья. 4.Шарады. Я с Л смягченным – под землей С твердым Л я на стене Бываю каменным и бурым. (книги, например, на мне), А с твердым – в комнате любой, Но как только Л смягчите, В геометрической фигуре. Сразу в танец превратите. (Уголь-угол) (Полька-полка). Без М – в лесу мне красоваться; С М – суда меня боятся. (Ель-мель).

Очень нравятся детям и вот такие раскраски:

Игра 3. Волшебное спасибо и волшебное пожалуйста

Главная цель:

помочь детям научиться видеть хорошее в окружающих, относиться к ним внимательно и с пониманием.

Ход игры

Педагог:

Знаете ли вы, что существуют слова, которые нужно произносить с особым чувством?
Дети (предлагают варианты):
Я тебя люблю, спасибо, пожалуйста.
Педагог:
Сегодня мы будем с вами учиться вкладывать в слова «спасибо» и «пожалуйста» особый смысл, прятать его там, как маленький, но очень важный секрет! Уверена, у вас получится, ведь вы чуточку волшебники. Когда мы с вами произносим эти слова, вместе со звуком или текстом мы посылаем другому человеку нашу признательность, теплоту и благодарность. Давайте попробуем!

Один из детей должен подойти к другому и сказать «Спасибо!», обязательно глядя в глаза, улыбаясь и стараясь вложить в слово всю свою благодарность и любовь. Второму ребенку надо так же искренне ответить «Пожалуйста!». После этого второй участник выбирает из класса любого, кому он хотел бы сказать «Спасибо». Учитель может модерировать процесс, если кто-то оказывается без волшебных слов, но ни в коем случае не заставлять говорить их кому-то — так дети поймут, что искренность — не обязательный элемент волшебных слов. Лучше начинать диалог с ребенком самостоятельно.

Игра 4. В какой я роли?

Главная цель:

способствовать эмоциональной децентрации у детей, развить способность понимать чувства и намерения других.

Эту педагогическую игру можно проводить после «Театра», а можно отдельно.

Ход игры

Дети по очереди выходят вперед, про себя задумывая какую-либо роль (не очень сложную, например: мамы, врача, учителя, ученика, директора, лидера музыкальной группы). Затем им необходимо произнести одну любую фразу, которая бы позволила остальным учащимся понять, кого загадал «актер».

Варианты фраз:

— Это я запишу тебе в дневник! — Как ты себя чувствуешь, милый? — Кто опять выбился из ритма и фальшивит? — У вас хороший сон и аппетит?

Многие фразы могут принадлежать одновременно врачу и маме, учителю и папе, так что ученику-актеру необходимо следить еще и за интонацией и мимикой.

Сборник программ внеурочной деятельности. 1-4 классы. Методическое пособие

Сборник содержит программы внеурочной деятельности по всем направлениям, предусмотренным Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Каждая программа включает основное содержание и тематическое планирование, которые могут быть скорректированы с учетом интересов учащихся. Сборник поможет организовать внеурочную деятельность в любом общеобразовательном учреждении.

Купить

Игра 5. Про кого мы так говорим?

Главная цель:

развивать умение видеть хорошие качества в окружающих и в себе, способствовать развитию самоуважения и желания говорить другим приятное.

Ход игры:

Перед проведением занятия педагогу необходимо вырезать из бумаги сердце, на котором написаны различные положительные качества людей. Например: доброта, отзывчивость, смелость, открытость, дружелюбие, веселость, исполнительность, общительность, аккуратность, обязательность, терпеливость, честность и т.д.

Сердце располагается так, чтобы всем участникам игры были видны надписи. Один ученик выходит к сердцу и загадывает одного из одноклассников, при этом не называя имени. Затем он «нажимает» на сердце некоторые из качеств, показывая, что у загаданного им человека они есть.

Остальным ребятам необходимо понять, кого именно загадал ведущий. Педагог может сам участвовать в игре, подсказывая или выдвигая собственные теории.

Продолжение следует… #ADVERTISING_INSERT#

«Использование игровых моментов на уроках математики в начальной школе»

Игра-путешествие отражает реальные события или факты, но обычное рас-

крывает через необычное, простое – через загадочное, трудное – через пре- одолимое, необходимое – через интересное. Цель игры-путешествия – усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.

Игры-поручения

имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Помоги Буратино расставить правильно расставить арифметические знаки », «Проверь домашнее задание у Незнайки» и т.д.

Игры-предположения

основаны на предположении: «Что было бы..?» или «Как правильно выполнить задание, чтобы …» и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, требующая осмысления последующего действия. Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщённо-доказательные. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?».

Игры-загадки.

Возникновение загадок уходит в далёкое прошлое, они придумывались народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Игры-загадки использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребёнка. Детям нравятся игры- загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает

способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делатьвыводы, умозаключения.

Игры-беседы (диалоги).

В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особыйхарактер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе учитель часто идёт не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает его радость, желание повторить игру. Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляеттребования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единстваслова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умениесосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Всё это характеризует активный поиск решения поставленой игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности. Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чём-то. Дидактические игры по числу участников делятся на:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]