Игровая деятельность на уроках математики в начальной школе.

Включаясь в такую деятельность, школьникам приходится:

  • выполнять различные социальные роли;
  • выражать разные гражданские позиции;
  • организовывать или влиять на поступки других участников;
  • устанавливать коммуникативные связи, налаживать контакты;
  • решать возникшие по ходу игры конфликтные ситуации.

В процессе игры устанавливается непринужденная обстановка. Ее органичный ход включает естественное командование и подчинение, которое дети не воспринимают агрессивно.

Ролевая игра как средство развития коммуникативных умений

Общение в игре спонтанное, школьникам приходится вырабатывать такую модель поведения, которая предполагает формирование следующих коммуникативных умений:

  • готовность к сотрудничеству;
  • толерантность;
  • терпимость к чужому мнению;
  • умение вести диалог;
  • умение находить компромиссное решение.

В процессе игры между детьми устанавливаются такие отношения, которые они потом воспроизводят в реальной жизни. Ребята обучаются таким приемам и правилам общения, которые в дальнейшем смогут использовать в сходных по форме жизненных ситуациях. Проигрывание ситуации несколько раз дает возможность школьникам поменяться ролями, испробовать другие варианты поведения, провести рефлексию деятельности.

Статья на тему «Применение игровых технологий на уроках в начальной школе. Ролевая игра»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БУНЬКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Статья на тему

«ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. РОЛЕВАЯ ИГРА»

Подготовила

учитель начальных классов

Попова Любовь Александровна

С.Буньково

2016 г

Применение игровых технологий на уроках в начальной школе.

Ролевая игра

Обучение в начальной школе для ребёнка является одной из важнейших ступеней в подготовке к самостоятельной взрослой жизни. Именно поэтому многие родители с трепетом относятся к выбору школы и учителя для своего чада. Ведь от учеников требуются не малые усилия и терпение. А это в свою очередь определяет требования к профессиональным компетенциям учителя. Сейчас каждый учитель должен владеть разными технологиями обучения и воспитания.

Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. Но учебная деятельность не дана ребёнку в готовой форме. Она должна быть сформирована. Чрезвычайно важной проблемой является умение учиться самому. Первая трудность заключается в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу, поэтому мотив постепенно начинает терять свою силу. «Мотив к общественно необходимой деятельности хотя и остается как общий мотив, но побуждать к учению должно, то содержание, которому ребенка учат в школе», считал знаменитый педагог Д.Б.Эльконин. Для поддержания мотива к учению и формированию у ученика учебной деятельности необходимо введение игровой технологии обучения на уроках в начальных классах. Игра поможет активно получать знания без ущерба для здоровья ученика. Поэтому актуальность темы не вызывает сомнений.

Можно приводить много примеров ведущих педагогов и психологов о великом значении игры в детском возрасте. Главное подтверждение необходимости играть в этом возрасте имеет исторические корни, люди с древних времен через игру передавали свой жизненный опыт, учились принимать роль, выполнять её, следуя установленным правилам, ошибаться и высказывать своё мнения, корректировать поведение в игре друг друга и т.д.

«Игра — важный метод, и несколько ошибочно считать игру одним из занятий ребенка, так, как в детском возрасте игра — это норма, и ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра”. А.С. Макаренко.

“Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности”. В.А.Сухомлинский.

Понятие «игровые технологии» в педагогике включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных игр.

В отличие от обычных игр педагогическая игра – это четко поставленная цель обучения и соответствующий ей педагогический результат, которые могут быть выделены в явном виде и иметь учебно-познавательную направленность. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, они побуждают учащихся к учебной деятельности.

Задача игровой технологии — сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от выбранной учителем педагогической игры. Это могут быть физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические игры.

На таких уроках ученики работают более активно. Даже те, которые учатся неохотно или замкнуты и стеснительны в обычной жизни раскрепощаются, работают с большим увлечением, и не редко проявляют свои таланты.

Работая по программе «Начальная школа XXI века» у меня появились большие возможности для проявления творчества через игровые технологии. Авторы программы тесно связывают развитие творчества с совершенствованием такого психического процесса как воображение, поэтому в УМК впервые для начальной школы разработана система использования ролевой игры в обучении, которая дает возможность развивать различные грани ролевого поведения, а значит воображение и творчество ученика. Ролевая игра введена обязательным структурным элементом урока по «Окружающему миру» особенно в 1 и 2 классах. Моим ребятам нравятся уроки, в которых они перевоплощаются в разные образы, при этом восприятие учебного материала происходит в игре через чувства ребёнка.

В 1 классе наиболее увлекательной является именно ролевая игра. Она способствует легкой адаптации первоклассника к новым условиям обучения. Ролевая игра помогает ребёнку реализовать право на свою индивидуальность. Привлекательность игры заключается в личной включенности участников, в факторе неожиданности, возможности игроков влиять на развитие событий и других свойствах, присущих именно игре (азарт, интерес). Ролевая игра – это разыгрывание или выполнение определенной роли. У младших школьников игра начинается с договора, с совместного планирования, кто кем будет играть, а основные вопросы теперь уже «Бывает так или нет?». Так, дети учатся общественным связям в процессе игры. Заметно сглаживается процесс социализации, дети постепенно вливаются в коллектив.

Приведу несколько примеров таких игр.

Окружающий мир 1 класс.

Урок «Лесное собрание».

Цель: Уметь различать времена года: называть основные условия жизни растений и животных. Знать и называть перелётных птиц.

Данному уроку предшествует подготовительная работа, которая заключается в том, что на предыдущих уроках дети побывали на экскурсии в парке, наблюдали осенние изменения в природе, на уроке литературного чтения познакомились с произведениями о подготовке животных к зиме, побывали в библиотеке и т. д.

На уроке учитель сообщает тему «Лесное собрание» и предлагает задание: выбрать животное, насекомое или птицу, роль которого они будут исполнять. Можно использовать шапочки животных. На «собрании» игроки рассаживаются в круг. Выбирается председатель, который ведет «собрание».

Возможно что несколько человек выберут роль одного и того же персонажа. Можно предложить им объединиться в группу и выступать вместе, дополняя друг друга. По сценарию собравшиеся могут задавать уточняющие вопросы к любому персонажу, высказывать свои пожелания, поправлять друг друга при необходимости. В конце «собрания» подводится итог: все ли животные готовы к зиме.

Проводя такой урок, у меня в классе сюжет игры разворачивался иногда просто неожиданно. «Зайчик» плакал от того, что зима холодная, а шубка у него легкая. «Волк» считал, что мясо на зиму можно купить в магазине. Другие «животные» подсказывали, как им быть. Но всегда мы старались исходить из того, что должно быть в действительности.

Окружающий мир 1 класс.

Урок «Семья»

Цель: Знать членов своей семьи. Уметь составлять рассказ о своей семье. Уметь различать основные нравственно-этические понятия (сочувствие, трудолюбие, леность, послушание – непослушание, равнодушие).

Первая часть урока отводится на беседу с детьми о том, кто живёт в их семье.

Семья — это люди, которые не всегда могут жить вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу.

Раньше семьи всегда были большими. В 18 веке в Шуйском уезде, что в 241 км от Москвы, в семье крестьянина Фёдора Васильева родилось 69 детей. Они рождались 27 раз, и ни разу не родилось по 1 ребёнку. У них было: 16 — двойняшек, 7 — тройняшек и 4 — четверняшек.

А сейчас самая большая российская семья, в которой 20 своих родных детей, проживает в Новоусманском районе Воронежской области. Они занесены в книгу Рекордов Гиннеса как самая многодетная семья России (1,074 млн. в стране).

— А у нас в классе есть многодетные семьи?

— Какой должна быть настоящая семья?

Ответы учащихся.

— Сейчас мы поиграем в игру «Семья»

Далее дети выбирают роли в соответствии с темой урока и разыгрывают их.

В конце урока подводится итог: понравилось ли членам созданной нами семьи жить так, как мы придумали. Какие чувства мы испытывали, играя свою роль, что хотелось бы поменять, и самое главное какая должна быть настоящая семья. Учащиеся могут высказываться свободно или могут выбрать и продолжить любое предложение.

На сегодняшнем уроке я узнал…

На этом уроке я похвалил бы себя за…

После урока мне захотелось…

Сегодня я сумел…

Окружающий мир 1 класс.

Урок «Новогодний праздник. Ролевая игра»

Цель: Участие в праздничном шоу (ролевая игра, инсценированное действие). Уметь рассказать новогоднюю историю от имени выбранной роли.

Исходя из целей урока, детям ещё накануне предлагается выбрать роль, подготовить атрибуты, и даже придумать небольшой рассказ от лица своего персонажа, а возможно и сделать своими руками небольшие подарки или сюрпризы для одноклассников.

Данный урок предоставляет огромное поле для творческой деятельности. Главное здесь создание положительных эмоций, чувство единства в детском коллективе, радость общения с ровесниками.

Обязательным условием при разыгрывании с учащимися ролевых игр является вход или погружение в игру (проблему), приблизительный сценарий игры и выход из игры.

Вход – это постановка целей урока. Педагог должен сам быть максимально подготовленным в той области, в которой он собирается провести ролевую игру. Организовать ролевую игру казалось бы сложно – должна быть создана обстановка, располагающая к развертыванию сюжета. На деле же игра это то, что в ней можно импровизировать и заменять большинство реальных деталей воображаемыми. Важная роль в организации ролевой игры отводится постановочной подготовке, однако, при регулярном проведении ролевых игр в учебном процессе такая подготовка не понадобится. После двух-трех удачно проведенных ролевых игр вся постановка будет заключаться в распределении ролей и написании наброска сценария, в остальном можно будет полностью положиться на импровизацию. Выходом из игры выступают итоги игры. Это как игровой, так учебно-познавательный результат. Учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия.

В начальной школе целесообразнее начать использовать игровые технологии в виде ролевой игры именно при организации урока или элемента урока на предмете «Окружающий мир». Дошкольники к моменту обучения в школе имеют опыт ролевого поведения в игре, некоторые знания окружающей действительности, а так же это положительно влияет на быструю адаптацию первоклассников, создает условия для поддержания интереса у слабо мотивированных на учёбу учащихся или испытывающих трудности в общении.

Ролевая игра на уроках математики может выступать как подготовка к самостоятельной или контрольной работе. Здесь могут появиться разные сюжеты, начиная от банального похода в магазин, кафе, до предстоящего ремонта дома с расчетом необходимых строительных материалов и денежных расходов, что является для современных детей приобретением жизненно важных универсальных умений.

Незабываемыми уроками могут быть уроки обучения грамоте, где дети приходят на день рождения новой буквы. При этом ей приносят не только подарки, в названиях которых эта буква пишется, но и её портреты с необычными добавлениями: украшением орнаментом, фантастическими элементами т.д.

Играя на уроках, дети убеждаются в том, что учиться действительно интересно. Игры стимулируют умственную деятельность, развивают память, воображение, внимание, познавательный интерес к предмету, поднимают настроение и создают ситуацию успеха для каждого ученика, способствуют преодолению пассивности на уроках и усиливают работоспособность. Для педагога – это эффективное средство воспитания познавательных процессов и активизации деятельности учащихся.

Список литературы

Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., 1995.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., Педагогика. 1991.

Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии, 1966. № 6.

Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.

Психическое развитие детей

Огромную роль имеет игровая деятельность для процесса психического развития детей. Немаловажное значение имеет и эмоциональная составляющая игрового процесса, ведь самый яркий след в нашей памяти оставляют именно те события, которые задевают наши чувства, вызывают сильную душевную реакцию.

Таким образом, игровая деятельность дает возможность ребенку приобрести бесценный собственный жизненный опыт в максимально комфортных для него условиях. Ее можно назвать творческой лабораторией самообразования, «школой жизни» для ребенка.

Суть и структура сюжетно-ролевой и деловой игры

Сюжетно-ролевые и деловые игры имеют социальную природу. Их суть заключается в искусственном погружении детей в условия, возможные в реальной жизни. Главное в проведении таких игр — дать возможность детям проявить инициативу, представить свою модель социальных отношений.

Младшие школьники уже имеют представление о том, как именно ведут себя взрослые в схожих ситуациях. Поэтому, несмотря на предлагаемую свободу действий, в большинстве случаев дети пытаются копировать их поведение. Задание организатора игры состоит в том, чтобы подталкивать ребят к поиску своих вариантов поведения, нестандартных решений возникающих проблем.

Структура этого типа игры довольно противоречива. С одной стороны, в процессе игры ребенок должен чувствовать себя абсолютно свободно. С другой стороны, ход игры строго регламентируется:

  • определен круг ролей, которые должны играть школьники;
  • указаны условия и обстановка, в которой происходят воображаемые события;
  • описаны правила игры, которые необходимо выполнять;
  • существуют моральные и этические установки, которые обязаны использовать участники.

Виды педагогических игр

Материалы » Игровая технология в школе » Виды педагогических игр

Страница 1

Игровые технологии используются в обучении с незапамятных времён. В настоящее время они чаще используются в сфере начального образования. В средней и в высшей школе обращаются к игровым технологиям редко. Игры могут использоваться при знакомстве друг с другом на начальных этапах обучения; могут сочетаться с различными психолого-педагогическими тренингами по развитию коммуникации. Также они могут использоваться непосредственно в процессе обучения.

Игры следует разделить по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

Классификация педагогических игр:

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

А) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

Б) познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;

В) репродуктивные, продуктивные, творческие;

Г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методике.

Три большие группы составляют: игры с готовыми «жёсткими» правилами; игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий; игры, которые сочетают свободную игровую стихию и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по её ходу.

Важнейшие из других методических типов; предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры – драматизации.

По содержанию игры с готовыми правилами различают: все предметные, спортивные, подвижные, интеллектуальные, строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), лечебные, коррекционные, шуточные, ритуально-обрядовые и т.д.

«Вольные» игры различают по той сфере жизни, которые они отражают: военные, свадебные, театральные, художественные, бытовые игры в профессию, и этнографические.

Различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с разными средствами передвижения.

Форма – способ существования и выражение содержания. По форме выделяют самостоятельные типовые группы, в которых следующие игры: игры – празднества, игровые праздники; игровой фольклор; театральные игровые действия; игровые тренинги и упражнения; игровые анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые импровизации; соревнования, состязания, противоборства, соперничества; конкурсы, эстафеты, старты; свадебные обряды, игровые обычаи; мистификации, розыгрыши, сюрпризы; карнавалы, маскарады; игровые аукционы и т.д.

Педагогические игры обладают существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатам, учебно-познавательной направленностью.

Активизировать познавательную деятельность учащихся позволяет игровая форма занятий, которая создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций.

Дидактическая цель при планировании игры превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средство для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Страницы: 1

Новые статьи:

Технология Ю.Л. Троицкого Ни технологии традиционного обучения, ни технологии проблемного обучения, не предполагают развитие у детей творческих начал в поиске объективного исторического знания. В данных системах господствует безусловное господство репродуктивного способа усвоения авторского учебникового знания. Но материал …

Аттестация как механизм государственного контроля за качеством образования Аттестация и государственная аккредитация являются механизмом государственного контроля за эффективностью образовательного процесса, осуществляемого дошкольными образовательными учреждениями; обеспечивают стимулирование их деятельности в направлении повышения качества дошкольного образования; спосо …

Динамика уровня сформированности речевой компетентности на заданном уровне По окончании формирующего результата был проведен итоговый срез, аналогичный констатирующему срезу. Тест. 1. Впиши пропущенные слова. Глагол – это часть речи которая обозначает и отвечает на вопросы ? ?… 2. Среди данных слов подчеркни только глаголы. Ручка, смотрит, ветерок, ласковый, ломать, читаю …

Что такое ролевая игра?

Ролевые игры — это всегда игра «во что-то» или «в кого-то». Основа такой игры заключается в содержании ролей, которые дети должны «примерить» на себя. Возможны такие разновидности ролей:

  • конкретных взрослых или детей;
  • представителя определенного типа профессий;
  • семейные роли;
  • этнографические;
  • роли сказочных или литературных героев.

Каждый ребенок должен исполнять свою роль только в рамках игрового действия, которое может быть направлено на:

  • предметное воссоздание содержания деятельности;
  • выстраивание системы отношений между людьми в ходе деятельности.

Виды ролевых игр в начальной школе

Отличительным свойством ролевой и деловой игры является наличие сюжета. Можно использовать такие разновидности сюжетов:

  • созидательные;
  • связанные с профессией;
  • связанные с открытием;
  • маршрутные, т.е. путешествия;
  • связанные с искусством;
  • военизированные;
  • сказочные;
  • фантастические.

Включение детей в сюжетно-ролевую или деловую игру позволяет им выйти за рамки своего контекста деятельности, реализовать потребность в межличностном общении и овладеть необходимыми ключевыми компетентностями.

Примеры использования сюжетно-ролевых и деловых игр в начальной школе

Рассмотрим на примерах, какие ролевые игры можно провести с младшими школьниками. Начнем с тех игр, где предлагается выполнять роль детей. Ценность таких игр в том, что ребятам дается возможность опробовать различные варианты, проиграть несколько моделей поведения и на основе этого определить наиболее оптимальный и правильный.

Игра «Планета друзей»

Сначала учитель предлагает детям объединиться в несколько групп и описывает им игровую ситуацию. Речь будет идти о бесконечном космосе, в котором находится множество планет. Каждой команде предлагается заселиться на отдельную планету. Суть игры будет заключаться в налаживании жизни на необитаемой территории. Дети, поочередно выполняя задания учителя, должны развивать и обустраивать свое государство. Задания следующие:

  • Придумать название планеты и его жителей. Описать, как они должны выглядеть.
  • Составить правила совместного проживания на планете.
  • Описать, какие события происходят на планете.
  • Предложить варианты решения описанной ситуации, если бы она произошла на вашей планете.

«А вдруг?» Ольга Тихомирова

После того, как всеми группами будут высказаны их варианты поведения в такой ситуации, необходимо провести коллективное обсуждение и формулирование общих правил общения между детьми.

В завершение игры необходимо предложить детям от фантастической ситуации перейти к реальным событиям.

Школьникам нужно описать:

  • какую ситуацию они проиграли;
  • какую тему затронули;
  • как можно, высказанные в ходе игры правила, применить в жизни своего класса.

Дети должны высказать и закрепить правила общения в классе. Можно выбрать группу детей, которые запишут и оформят эти правила, а потом прикрепить их в классном уголке.

Больше всего интерес у детей вызывают, конечно же, игры, в которых они исполняют роль взрослых. Возможны такие варианты.

Игра «Зоопарк»

Для проведения такой игры понадобиться подготовить большое количество инвентаря:

  • фигурки различных животных;
  • материал для постройки вольеров (может быть использован строительный конструктор или картонные коробки);
  • природный материал для создания эффекта парка;
  • кассовые билеты.

Детей необходимо разделить на несколько групп и отдельно выбрать директора зоопарка и кассира. Смысл игры состоит в построении зоопарка и организации экскурсии по нему.

Сначала каждой группе предстоит выбрать животного, за которым они должны ухаживать. Можно это сделать в произвольном порядке, по жребию или предложить отгадать загадки.

Пока происходит это действие, директор зоопарка должен продумать место расположения каждого вольера и нарисовать схематическую карту. После распределения групп он выдает каждой из них строительный материал. В то время, пока группы возводят вольеры, директору предстоит красиво оформить карту зоопарка и наметить маршрут экскурсии по нему.

Основная часть игры заключается в том, что дети должны не просто поселить животное в вольер, а обеспечить ему уход. Ребятам предлагается найти информацию как нужно кормить их зверя, какие создать для него условия. На это можно отвести два-три дня и продолжить игру после того, как школьники подготовятся.

Всю информацию, которую детям удастся собрать, необходимо будет озвучивать во время виртуальной экскурсии. Для этого в каждой группе выбирается свой гид. Остальные дети покупают билеты в кассе и отправляются на прогулку в зоопарк. Двигаются по зоопарку все одной группой и возле каждого вольера слушают о том, кто здесь живет.

Такая игра может быть использована на занятиях экологической направленности. В ходе игры дети познакомятся с правилами поведения в зоопарке и узнают много информации о редких животных.

На мероприятиях, посвященных изучению Правил дорожного движения можно проводить ролевые игры «Дорожное движение», «Я иду домой», «Мы на пешеходном переходе» и т.д.

Игра «Журналисты»

Сначала объявляется название и тематическая особенность журнала. Среди учащихся класса выбирается главный редактор. Он может быть назначен или определен путем голосования всех членов коллектива.

Также нужно рассказать детям о том, что в редакции журнала существуют несколько тематических отделов и объяснить особенности работы каждого из них. Школьники должны подумать, в каком отделе им будет интереснее работать. Распределение по отделам можно также провести в виде полноценной ролевой игры, когда детям нужно написать заявление на работу, пройти собеседование и получить приказ о назначении.

После выполнения всех организационных моментов необходимо приступать к имитации работы редакции. Детям предлагается тема выпуска и каждый отдел должен подготовить материал и подать его в печать. Обязательно должна быть выбрана редколлегия, которая будет проверять соответствие материала теме и требованиям по оформлению.

Результатом проведения такой игры должен стать выпуск печатной продукции. Предлагая детям такую игру, стоить подумать о ее практической значимости. Поэтому тема выпуска должна быть подобрана в соответствии с изучаемой темой на уроках или внеурочном занятии. Изготовленный журнал должен быть использован на итоговом коллективном мероприятии. Причем, недостаточно просто его показать, нужно просмотреть и проанализировать каждую страницу. В конце следует поблагодарить всех работников редакции и, возможно, «выплатить» им зарплату.

Тематика подобных игр очень разнообразна. Можно предложить детям поработать на кондитерской фабрике, в пиццерии, в парикмахерской, в магазине, поликлинике или на почте. С помощью данных игр школьники поймут особенности каждой профессии.

Виды дидактических игр по уровню деятельности обучающихся начальной школы.

Виды дидактических игр по уровню деятельности

обучающихся начальной школы.

Дидактическая игра обучающего характера сближает новую познавательную деятельность ребёнка с уже привычной для него, облегчает переход от игры к серьёзной умственной работе. Она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания, позволяет сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у ученика глубокое удовлетворение.

Дидактические игры предоставляют возможность развивать у учащихся произвольность таких процессов, как внимание, память, наблюдательность, способствуют формированию учебных навыков и умений, изучению нового материала или повторению и закреплению пройденного, т.е. решают определенные дидактические задачи. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры. В игре ученики охотно преодолевают трудности, развивают умение анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности.

Педагогические игры имеют следующуюклассификацию

:

— по виду деятельности

: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические;

— по характеру педагогического процесса

: обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.;

— по характеру игровой методики

: предметные, ролевые, имитационные и т.д.;

— по игровой среде

: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные и др.

Виды дидактических игр.

— Игры — упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр — упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.

— Игры — путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.

— Игры — соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

Дидактическая игра для учащихся начальной школы

по овладению звуковым составом слова.

Большинство детей к моменту обучения в школе полностью овладевают правилами звукопроизношения, имеют достаточно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения грамотой протекает одинаково.

Примеры игр на уроках в начальных классах

Математика

Сюжетные игры на профессиональную тематику могут быть и не такие сложные, а воспроизводить только отдельные элементы трудовой деятельности. Например, на уроке математики можно предложить детям поиграть в игру «Рыбаки». Они получают удочки, имитируют насаживание наживки и забрасывают крючок «в воду». По очереди школьники вылавливают рыбок, на которых написаны примеры. После удачного улова нужно выполнить полученное задание.

Русский язык

Еще один пример использования деловой игры на уроке русского языка. Это игра «Почтальон». В класс заходит почтальон и сообщает, что у него есть письма для учеников класса. Дети получают письма (можно воспроизвести ситуацию получения заказного письма). Потом школьники вскрывают конверты и достают карточки с заданием для самостоятельной работы.

Ролевая игра Почтальон на уроке русского языка в начальных классах

Приглашаем сказочного героя

Детям нравится принимать участие в играх со сказочным или фантастическим сюжетом. Самый простой способ использования подобных игр — приглашение в класс сказочного героя, который предлагает ребятам выполнить его задания. Например, Незнайка может попросить научить его придумывать стихотворения. Красная Шапочка может раздавать школьникам пирожки, на которых написаны задания (слова с пропущенными буквами, термины, значение которых нужно объяснить и т.д.).

Игровая деятельность на уроках математики в начальной школе.

В свою очередь, игровая деятельность в зависимости от содержания материала, способа организации, уровня подготовки младших школьников, цели урока могут приобретать различный характер, например, быть продуктивными, репродуктивными, творческими, конструктивными, практическими, воспитывающими.

Исходя из особенностей предмета математики, следует различать игры-состязания и игры-олимпиады. В первом случае победа обеспечивается в основном за счет скорости выполнения вычислений, преобразований, решению задач, но без ущерба качеству выполнения задания. Во втором — победа обеспечивается главным образом за счет качества решений задач повышенной сложности. Первые полезны для выработки автоматизма действий, вторые — для воспитания серьезного отношения детей к математике.

В конечном счете в игровых формах занятия реализуются идеи совместного сотрудничества, соревнования, самоуправления, воспитания через коллектив, приобщения младших школьников к научно-техническому творчеству, воспитания ответственности каждого за учебу и дисциплину в классе, а главная обучение математике.

Глава 2. Методические основы организации игровой деятельности при решении задач на уроках математики в 1 классе.

2.1. Анализ УМК «Школа России» для 1 класса по использованию игровой деятельности при решении задач на уроках математики.

Одним из наиболее известных в стране проектов издательства «Просвещение» является учебно-методический комплекс для начальных классов «Школа России». УМК «Школа России» построен на единые для всех учебные предметы основополагающих принципах, имеет полное программно-методическое сопровождение и гарантирует преемственность с дошкольным образованием.

Ведущая целевая установка и основные средства ее реализации, заложенные в основу УМК «Школа России», направлены на обеспечение современного образования младшего школьника в контексте требований ФГОС. Мощным образовательным ресурсом является информационно-образовательная среда УМК «Школа России» включающая: концепцию, рабочие программы, систему учебников, составляющих ядро ИОС, а также мощную методическую оболочку, разнообразные электронные и интернет-ресурсы.

Учебно-методический комплекс «Школа России» построен на единых для всех учебных предметов концептуальных основах и имеет полное программно-методическое обеспечение. На систему учебников «Школа России» и все входящие в неё завершенные предметные линии получены положительные заключения Российской академии образования и Российской академии наук.

Комплекс реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и охватывает все предметные области учебного плана ФГОС. УМК «Школа России» разработан в соответствии с современными идеями, теориями общепедагогического и конкретно-методического характера, обеспечивающими новое качество, как учебно-методического комплекса в целом, так и значение каждого учебного предмета в отдельности. При этом, в УМК «Школа России» бережно сохранены лучшие традиции российской школы, доказавшие свою эффективность в образовании учащихся младшего школьного возраста, обеспечивая как реальные возможности личностного развития и воспитания ребёнка, так и достижение положительных результатов в его обучении.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: