Использование технологии сотрудничества на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения


«Использование технологии сотрудничества на уроках в начальной школе как средство формирования УУД»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГУДЕРМЕССКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №4»

Развитие учащихся в процессе формирования УУД

«Использование технологии сотрудничества на уроках в начальной школе как средство формирования УУД»

Выполнила: учитель начальных классов

Темиригириева Р.Х.

Гудермес

Представители педагогики сотрудничества Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин, С.Н. Лы-сенкова, В.Ф. Шаталов определяют сотрудничество, прежде всего, как идею коллективного сотворчества, свободного выбора, учения с увлечением при педагогической и товарищеской поддержке. Они характеризуют учебный процесс как духовную общность, взаимное доверительное общение учителя и учащихся и учащихся между собой, способствующее развитию «социально-зависимой самостоятельности» [1]. Из этого можно сделать вывод, что учебное сотрудничество -это мощнейший ресурс в обучении, воспитании и развитии личности ребенка.

У термина «учебное сотрудничество» есть много синонимов: «групповая работа», «совместная учебная деятельность», «совместно-распределенная учебная деятельность», «коллективно-распределенная учебная деятельность» и др. И.А. Зимняя определяет учебное сотрудничество как многостороннее взаимодействие внутри учебной группы и взаимодействие учителя с группой. Она считает, что сотрудничество как совместная деятельность, как организационная система активности взаимодействующих субъектов обладает следующими характеристиками: 1) пространственным и временным соприсутствием; 2) единством цели; 3) организацией и управлением деятельностью; 4) разделением функций, действий, операций; 5) наличием позитивных межличностных отношений [2].

В.Я. Ляудис дает более пространное определение, однако, не противоречащее определению нами уже рассмотренному. «Совместной учебной деятельностью, то есть учебным сотрудничеством, называются акты обмена действиями, операциями, а также вербальными или невербальными сигналами этих действий и операций между преподавателями и учениками и между самими учащимися в процессе формирования осваиваемой деятельности» [3].

Ведущим разработчиком проблемы психологии учебного сотрудничества является Г.А. Цукерман, которая утверждает, что «…учебное сотрудничество начинается там, где складывающиеся приемы взаимодействия обслуживают решение учебных задач» [4]. По ее мнению учебное сотрудничество

обладает двумя важными характеристиками: 1) относительная независимость от взрослого (организационные, контрольные и оценочные функции берет на себя группа); 2) обращенность детей не только и не столько на результат, сколько на способ своих действий и действий партнеров (децентрированный характер совместных действий, действия за другого участника).

Можно выделить следующие достоинства совместной учебной деятельности обучающихся: возрастают глубина понимания и объем усваиваемого учениками учебного материала, увеличивается познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; в рамках таких видов работ меньше времени расходуется на формирование знаний и умений, становится значительно меньше трудностей с дисциплиной, обусловленных снижением учебной мотивации; ученики получают удовольствие от занятий, повышается уровень комфортности в школе; усиливается сплоченность класса, при этом возрастает взаимное уважение и самоуважение, наряду с критичностью, способностью адекватно оценивать свои и чужие возможности. Кроме вышесказанного следует отметить, что ученики в ходе учебного сотрудничества приобретают важнейшие социальные навыки — ответственность, чувство такта, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей, наряду с этим, учитель получает возможность индивидуализировать обучение, а именно, учитывать при делении на группы симпатии детей друг к другу, уровень их подготовки, свойственный им темп работы. В рамках такого рода деятельности необходимым условием группового обучения становится воспитательная работа учителя, так как все группы в своем развитии проходят стадию конфликтных отношений, и преодолеть ее без вмешательства учителя школьники сами не могут.

Совместная деятельность учащихся оказывает влияние не только на каждого из них, но и на саму их работу. Учебное сотрудничество, представляя собой специфическую учебную ситуацию, отвечает требованиям общности цели, выполнения собственного индивидуального действия каждым участником, взаимодействия всеми всех и всего, это не простое сложение результатов отдельных действий, а получение общего результата.

Мыслительная задача ставится перед группой учащихся, однако, решить ее можно только коллективно [5]. Сотрудничество в ходе учебной деятельности по решению задачи имеет общий результат, при этом действия каждого отдельного учащегося имеют одинаковое для всей группы значение. Влияние сотрудничества на личностное развитие учеников, прежде всего, заключается в выработке у них умения оценивать себя не только с точки зрения другого, но и с разных точек зрения в зависимости от самого ученика, его места и функции в общей совместной деятельности.

Ситуации учебного сотрудничества с педагогом возникают, когда ученик (группа учащихся) при решении поставленной учителем практической задачи замечает причины своей некомпетентности и формирует запрос учителю о конкретной помощи. Сотрудничество ученика с самим собой предполагает наличие умения к фиксированию, анализу и оцениванию изменений собственной точки зрения в результате приобретения новых знаний. Для того чтобы научить ребенка определять границы известного и неизвестного, необходимо развивать у него способность к определению границ собственных возможностей. Ученик должен четко понимать то, что он знает и умеет, и то, чего не знает или не умеет.

Учебное сотрудничество коренным образом изменяет роль учителя на уроке. Большой промежуток времени учитель координирует, стимулирует и направляет учебно-познавательную деятельность своих учеников. Статус учеников также меняется: они включаются в активное взаимодействие (с учителем, друг с другом, с собой), направленное на решение учебно-познавательных задач. Все это соответствует принципам сис-темно-деятельностного подхода и является перспективным для формирования универсальных учебных действий младших школьников, для достижения ими не только предметных, но и личностных, и метапредметных результатов образования.

Универсальные учебные действия (УУД) рассматриваются нами как основной структурный компонент учебной деятельности в контексте современной образовательной системы. УУД обеспечивают младшему школьнику в полной мере возможность самостоя-

тельно осуществлять ведущую деятельность этого возрастного этапа — деятельность учения. Формируя УУД, учитель учит школьника ставить учебные цели, искать и использовать требующиеся для их достижения средства и способы, ученик учится контролировать и оценивать учебную деятельность, самостоятельно отслеживать в динамике ее результаты. Кроме того, УУД позволяют личности постоянно самореализовываться, сотрудничать со сверстниками и взрослыми, создают условия для формирования картины мира. Сформированость УУД в начальной школе — гарант будущего умения учиться во взрослой жизни, а значит, готовности к постоянному непрерывному самообразованию, мобильности и гибкости в любой жизненной ситуации [5].

Выделяют следующие виды УУД: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Учебное сотрудничество способствует формированию регулятивных УУД, так как оно обеспечивает учащихся возможностью управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки общей цели, планирования, контроля, корректировки своих действий, а также оценки успешности усвоения учебного материала. На каждом уроке дети сами прогнозируют цель и задачи урока. Они определяют контроль за исполнением каждого задания. При выполнении индивидуальных заданий дети выполняют эти действия самостоятельно. Прочитав задание, ребята анализируют его и сравнивают с образцом. На уроке учащиеся самостоятельно контролируют свою работу на рабочих листах, используя условные знаки. В конце урока с их помощью могут оценить уровень своих знаний и умений по теме урока. Все это способствует формированию регулятивных универсальных учебных действий.

Учебное сотрудничество также способствует и формированию коммуникативных УУД: умению слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками [6]. Групповая поддержка вы-

зывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Познавательные УУД включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее, осмысливать тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; ставить и формулировать проблемы. Все эти умения гораздо эффективнее формируются в в ходе учебного сотрудничества.

При правильной педагогической организации совместной деятельности обучающихся включаются в работу различные сферы личности ученика, что ведет к его более гармоничному и благополучному развитию. Учебно-воспитательный процесс, в ходе которого происходит развитие человека как личности и субъекта деятельности, обязательно включает в себя: развитие интеллекта, развитие эмоциональной-личностной сферы, формирование способности быть устойчивым к стрессам, развитие уверенности в себе и самопринятия, развитие позитивного отношения к миру и принятия других, развитие самостоятельности, автономности, развитие самоактуализации, самосовершенствования. Сюда же относится и развитие мотивации учения как важнейшего элемента мотивации саморазвития [7]. Это обусловливает роль учебного сотрудничества в формировании личностных универсальных учебных действий младших школьников.

Учебное сотрудничество обеспечивает каждому ребенку ту эмоциональную поддержку, которая необходима младшему школьнику, а особенно первокласснику для того, чтобы взяться за рискованное дело: пробовать что-то новое, высказывать свои мысли о чем-то неизвестном; сотрудничество со сверстниками является тем источником мотивации, которая необходима значительному количеству первоклассников для того, чтобы включиться в учебный процесс и не выпадать из него. Учебное сотрудничество является мощным ресурсом обучения: доказано,

что именно общение и сотрудничество со сверстниками является той областью деятельности, где наиболее успешно осваиваются малознакомые действия. В ходе учебного сотрудничества дети приобретают социальные навыки, социально-психологические компетенции. При организации сотрудничества со сверстниками социальные навыки органично присутствуют на каждом уроке, не выделяются в особый учебный предмет и не требуют отдельных уроков, сотрудничество в группе равных является источником уникальной способности понимать точку зрения другого и действовать с позиции другого человека как в интеллектуальной, так и в эмоциональной и личностной сфере.

Педагогические возможности учебного сотрудничества заключаются в том, что оно позволяет каждому конкретному ученику продвигаться в образовательном процессе согласно своим индивидуальным возможностям; способствует развитию коммуникативных и личностных универсальных учебных действий; обеспечивает формирование потребности в самостоятельной учебной деятельности и умение высокоэффективного восприятия, усвоения и передачи информацию; повышает общий интеллектуальный уровень развития и культуру общения учащихся; способствует развитию способности самоуправления и планирования своей деятельности и формирования навыков социального и делового общения. Учебное сотрудничество позволяет создать необходимые условия для естественного познавательного и творческого развития учащихся; формирует основные жизненно-необходимые навыки и обеспечивает эмоциональное благополучие учащихся.

Одним из важнейших педагогических условий, необходимых для организации учебного сотрудничества, способствующего формированию УУД младших школьников, является его психолого-педагогическое сопровождение, так как дети этого возраста еще не представляют собой в полной мере сформировавшуюся личность. Помощь психолога и педагога необходима в процессе самопознания и самооценивания, что необходимо для формирования личностных учебных действий младшего школьника. Дети еще не могут правильно распределить свое время, учитель в ходе учебного сотрудничества направляет учащихся, оказывает им помощь и необходимую для них поддержку в регуляции собственной деятельности, что способствует формированию у них регулятивных УУД. Приходя в первый класс ученик учится общаться, взаимодействовать с окружающими его людьми, у него только начинают формироваться коммуникативные УУД, которые так же развиваются благополучно и в соответствии с возрастом лишь при наличии психолого-педагогического сопровождения. Организуя учебное сотрудничество, учитель или психолог обучает детей навыкам коммуникации, учит детей общаться как со взрослыми, так и со сверстниками, учит детей задавать правильные вопросы. Вследствие этого в процессе роста и развития личности учащегося развиваются и его коммуникативные и личностные универсальные учебные действия.

Нельзя не отметить роль правильной организации учебного сотрудничества в формировании познавательных УУД младшего школьника, так как учитель в школе является

единственным важным лицом, направляющим всю деятельность ученика, в том числе и познавательную. В ходе учебного сотрудничества активно формируются и развиваются познавательные УУД, так как приоритетной задачей организации учебного сотрудничества является приобретение учащимися новых знаний.

В качестве следующего педагогического условия, необходимого для эффективной реализации возможностей учебного сотрудничества в формировании УУД младших школьников, мы выделяем вовлечение всех участников образовательного процесса в разные методы, формы и виды учебного сотрудничества.

Наиболее характерными формами организации учебного сотрудничества являются парная, групповая и коллективная работа. Парная форма связана с коммуникативным взаимодействием между учителем и парой учащихся, выполняющих под его руководством общее учебное задание. При парной форме организации учебного процесса создаются группы для освоения нового материала, контроля знаний и т. д.; они могут быть временные и постоянные. При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь ребенок выступает здесь как учитель), постоянно готовиться к ответу, ибо тебя обязательно тоже спросят (а детям это очень важно), поэтому правила заучиваются всегда.

Кроме того, ученик получает возможность еще раз проверить и закрепить свои знания, пока слушает соседа. Он учится говорить, отвечать, доказывать товарищу какое-то положение. Дети ограничены временем, поэтому стараются не отвлекаться, чтобы не отстать от других групп.

Групповая форма обучения — это способ организации совместной деятельности учащихся в малых группах при опосредованном руководстве и в сотрудничестве с учителем. Группы не должны быть постоянными, поскольку в их составе учащиеся разного уровня успеваемости (подготовленности), что в последующем может затруднить реализацию принципа единства обучения, равное право на образование и на развитие способностей.

Групповая форма организации учебной деятельности предполагает выполнение одинаковых или дифференцированных заданий малыми группами учащихся (2-6 человек) при их сотрудничестве внутри групп и при опосредованном руководстве учителя.

Данная форма обучения способствует формированию положительной мотивации учения; росту познавательной активности и самостоятельности учащихся; глубине, прочности и сознательности усвоения знаний; накоплению опыта согласия, поддержки и сотрудничества между учащимися, совместно выполняющими учебное задание; переходу от субъектно-объектного к субъектно-субъект-ному типу взаимодействия; увеличению работоспособности и темпа выполнения учебного задания; развитию творческих способностей; формированию навыков контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Учебное сотрудничество организуется с помощью различных способов, приемов, которые одновременно регламентируют деятельность участников. Наиболее распространенными способами учебного сотрудничества при решении учебных задач являются дискуссия, обсуждение проблемного вопроса. Диалог и совместное решение возникают в том случае, когда требуются логическое рассуждение, взаимный анализ и взаимная оценка разных точек зрения. Соответственно, задача, которую ставит педагог перед классом в расчете на ее решение путем учебного сотрудничества, должна объективно предполагать существование более чем одной точки зрения на содержание и способ ее решения. Такие задачи требуют достаточно высокого уровня владения теоретическими знаниями и умения применять их в конкретных ситуациях, в ходе которых формируются коммуникативные УУД.

Достаточно большое значение для эффективности учебного сотрудничества имеет характер его организации, в частности внешняя регламентация деятельности участников через распределение ролей или задание способов совместной работы, а также вовлечение всех участников образовательного процесса в разные методы, формы и виды учебного сотрудничества.

Важным способом организации сотрудничества является предварительная отработка программы совместного решения учебных задач. Учебно-педагогическое сотрудничество формируется далеко не сразу. Приходящие в школу дети, еще не в полной мере владеющие приемами и способами осуществления индивидуальной учебной деятельности, не могут сами наладить и деятельность коллективную и еще не умеют сотрудничать с учителем.

И наконец, еще одним педагогическим условием, способствующим эффективной организации учебного сотрудничества младших школьников, является поэтапное усложнение его видов: от простого сотрудничества между учеником и учителем до сложного сотрудничества между группами учащихся без помощи учителя.

Методы и формы, а также виды учебного сотрудничества дадут положительный результат только в случае правильного их применения согласно возрастному этапу развития обучающегося. Младший школьный возраст — это очень важный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень развития личности и интеллекта ребенка, желание и умение учиться, уверенность в своих силах, а также уровень развития универсальных учебных действий, необходимых для дальнейшего обучения и становления ребенка как ученика.

Изменение социальной ситуации развития состоит в выходе ребенка за рамки семьи, в расширении круга значимых лиц. Особое значение имеет выделение особого типа отношений со взрослым, опосредованных задачей («ребенок — взрослый — задача»). Учитель — это взрослый, социальная роль которого связана с предъявлением детям важных, равных и обязательных для выполнения требований, с оценкой качества учебной работы. Школьный учитель выступает как представитель общества, носитель социальных образцов. Новое положение ребенка в обществе, позиция ученика характеризуется тем, что у него появляется обязательная, общественно значимая, общественно контролируемая деятельность — учебная, он должен подчиняться системе ее правил и нести ответственность за их нарушение. С самых первых дней пребывания ребенка в школе начинают формироваться его взаимоотношения с учителем. Общение с учителем в этот период имеет исключительно большое значение для каждого ребенка, то есть сотрудничество учителя и ученика является самым простым, но не менее важным видом учебного сотрудничества на ранних этапах пребывания ребенка в образовательном учреждении. От взаимоотношений, которые сложатся между учителем и школьником, зависит очень многое: его отношение к школе, учебной деятельности, особенности успеваемости, взаимоотношения с родителями и сверстниками, самооценка ребенка и многое другое.

Учебное сотрудничество направлено на общие для всех людей способы мышления и действия, а не на уникальную неповторимость каждого человека. Учебное сотрудничество направлено на результат, а результатом являются универсальные учебные действия, освоенные ребенком.

Мы разделяем позицию В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина, которые считают, что «все формы школьных взаимоотношений должны носить общий характер и регулировать не только отношения Ребенок — Взрослый, но и отношения Ребенок — Ребенок». При этом нормосообразное поведение эффективнее складывается не в целом классе, а в малых детских группах, являющихся для ребенка одновременно и группами эмоциональной поддержки. С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми, причем довольно существенные. Прежде всего, значительно увеличивается время, отводимое на общение. Теперь большую часть дня дети проводят в контактах с окружающими людьми: родителями, учителями, другими детьми. На этом этапе усложняется форма сотрудничества младшего школьника: он начинает сотрудничать со сверстниками.

Наряду с внешними изменениями характера общения происходит его внутренняя содержательная перестройка, которая выражается в том, что меняются темы и мотивы общения. Если в 1-2-х классах школы выбор партнера по общению определялся в основном оценками учителя, успехами в учении, то к 4-му классу появляются признаки иной мотивации межличностного общения, связанные с независимой оценкой со стороны школьных и личностных достоинств и форм поведения партнера по общению: взаимоотношение школьник — сверстник — взрослый [6]. Постепенно сотрудничество приобретает более сложную форму: учащиеся в ходе образовательного процесса начинают сотрудничать внутри и между группами сверстников уже без помощи взрослого (учителя). В отличие от отношений Взрослый — Ребенок отношение со сверстниками — это, прежде всего, отношения равенства. Общение со сверстниками дает детям то, чего никак не может дать им неравноправное общение со взрослыми, критичность к мнениям, словам и поступкам других людей, независимо от их воли и желания. А за этим стоит умение видеть позицию другого человека, оценивать ее, принимать или не принимать, а главное, иметь собственную позицию, точку зрения, отличать ее от чужой и защищать ее.

Таким образом, можно сделать вывод, что поэтапное усложнение видов учебного сотрудничества младших школьников: от простого сотрудничества между учеником и учителем до сложного сотрудничества между группами учащихся без помощи учителя является еще одним педагогическим условием, являющимся обоснованием организации учебного сотрудничества младших школьников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки обучения школьников: экспериментально-педагогическое исследование. М., 1984.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2003.

3. Ляудис В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. М., 1980. С. 37-52.

4. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться. М., 2012.

5. Прокудин Ю.П., Миленко Е.А. Учебное сотрудничество в формировании универсальных учебных действий младших школьников // Дошкольное и начальное школьное образование: современные проблемы и перспективы развития / ред. А.Ю. Курин, А.Ю. Первова. Тамбов, 2020. С. 66-69.

6. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М., 2012.

7. Панюшкин В.П. Освоение деятельности в условиях взаимодействия ученика с учителем. М., 1980.

Метод «Обучение в сотрудничестве» Учитель математики Поплевичева Е.В. — презентация


Метод «Обучение в сотрудничестве» Учитель математики Поплевичева Е.В.

По определению Мак Грегора обучение в сотрудничестве – это совместный (распределённый, разделённый) запрос, результатом которого является то, что учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, производя новое знание вместо потребления уже готовой информации, которую им передаёт учитель, или из какого другого источника информации.

Технология обучения в сотрудничестве появилась как альтернативный вариант традиционной классно-урочной системе. Ее авторы объединили в едином процессе три идеи: — обучение в коллективе, — взаимооценку, — обучение в малых группах.

Из истории … Идея обучение в сотрудничестве появилась в 20-х гг. ХХ в; Разработка технологии обучения в малых группах началась в 1970-е годы (элемент прагматического подхода в образовании Дж. Дьюи); Обучение в малых группах использовалось в Западной Германии, Нидерландах, Канаде, Великобритании, Австралии, Израиле, Японии и др. с к. 70-х – начала 80 –х гг. ХХ в. В 1980-е годы идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов (университет Джона Хопкинса – Р. Славин (1990 г.), университет Миннесота Р. Джонсон и Д. Джонсонс (1987 г.), Калифорния – группа Дж. Аронсона (1978 г. ) и группой Шломо Шарана из Тель-Авивского университета, Израиль (1988 г.)

Чтобы понять идею технологии обучения в сотрудничестве, авторы метода советуют обратиться к нашему пониманию слова «ошибка». Чтобы понять идею технологии обучения в сотрудничестве, авторы метода советуют обратиться к нашему пониманию слова «ошибка».

Что мы понимаем под «ошибкой ученика»?. «Ошибка» — неверное действие или суждение. «Ошибка» – нежелание ученика работать, его неспособность, такой ученик получит дополнительное разъяснение только в том случае, когда «научится себя хорошо вести». «Ошибка» — негативная эмоциональная окраска урока и самой деятельности учителя.

Что мы понимаем под «ошибкой ученика»? «Ошибка» ученика показывает только на то, что он еще не овладел необходимыми умениями. «Ошибка» – факт. «Ошибка» — это всего лишь индикатор того, нуждается ли человек в помощи, в дополнительной практике, повышенном внимании ученика или сильного товарища. Поэтому авторы предлагают добавить к определению (ошибка — неверное действие или суждение) следующую фразу: «что указывает на необходимость дополнительной практики и большей тренировки, чтобы овладеть необходимым умением или знанием»..


Таким образом ошибка — это всего лишь индикатор того, нуждается ли ученик в помощи, в дополнительной практике.

Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи — также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни. Обучение в сотрудничестве рассматривается как метод обучения. Он предусматривает совокупность некоторых приемов, объединенных общей логикой познавательной и организационной деятельности учащихся, которая позволяет реализовать основополагающие принципы данного метода.

При обучении в сотрудничестве решаются следующие задачи: – Учащийся гораздо лучше учится, если он умеет устанавливать социальные контакты с другими членами коллектива; – От умения общаться с другими членами коллектива зависит и умение учащихся грамотно и логически писать; – В процессе социальных контактов между учащимися создается учебное сообщество людей, владеющих определенными знаниями и готовых получать новые знания в процессе общения друг с другом, совместной познавательной деятельности.


Основные варианты организации обучения в сотрудничестве 1 Обучение в команде 2. Пила 3. Учимся вместе

Групповые цели Успех всей группы. Не сделать что-то вместе, а познать что-то вместе. Команда отвечает за каждого ученика. Индивидуальна ответственность Равные возможности каждого ученика в достижении успеха. Групповые награды Ученик соревнуется сам с собой. Вариант 1 – обучение в команде

Существует 4 варианта работы в команде Совместное обучение в малых группах-командах Обучение в команде на основе игры Индивидуализация обучения в команде Обучение в сотрудничестве чтению и творческому сочинению


Вариант 2: «Ажурная пила» Вариант 3: «Учимся вместе» Вариант 4: Исследовательская работа учащихся в группах

«Ажурная пила» Преподаватель разбивает учащихся на группы и дает им задание, в котором задается общая тема для изучения (проблемная ситуация, отдельный вопрос в рамках изучаемой темы и пр. Дальнейшая работа строится по следующему плану: Общение экспертов Поиск и анализ информации Тренировка экспертов Общий сбор группы Анализ работы

Учимся вместе Класс разбивается на однородные (по уровню обученности) группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, которое является опозданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. Основные принципы: — награды — всей команде — индивидуальный подход — равные возможности — работают и здесь

Основные принципы обучения в сотрудничестве: — группы учащихся формируются учителем до урока, с учётом психологической совместимости детей. В каждой группе должен быть сильный, средний и слабый ученики. — на группу даётся одно задание, но при выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы; — оценивается работа не ученика, а всей группы.ВАЖНО! Оцениваются не только знания, но и усилия учащихся (у каждого своя планка); — учитель сам выбирает ученика, который должен отчитаться за задание.

Команды, группы получают ОДНУ на всех награду в виде балльной оценки, какого-то сертификата, значка отличия, похвалы, других видов оценки их совместной деятельности. Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную » планку» и время на ее достижение.

Принцип «ИНДИВИДУАЛЬНОЙ» ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАЖДОГО УЧЕНИКА, означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов команды следить за успехами друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу в усвоении, понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя экспертом по данной проблеме.

Принцип «РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ» для достижения успеха означает, что каждый учащийся приносит очки своей группе, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, т. о., проводится не с результатами других учеников этой или других групп, а с СОБСТВЕННЫМИ, ранее достигнутыми результатами. Это дает продвинутым, средним и отстающим ученикам РАВНЫЕ возможности в получении очков для своей команды, т. к., стараясь изо всех сил улучшить результаты предыдущего опроса, зачета, экзамена (и улучшая их), и средний, и слабый ученики могут принести своей команде равное количество баллов, что позволяет им чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание поднимать выше свою персональную «планку».

Обучение в сотрудничестве предполагает организацию групп учащихся, работающих совместно над решением какой-либо проблемы, темы, вопроса. На начальных этапах работы по технологии обучения в сотрудничестве преподавателю необходимо провести психолого-педагогические тренинги, направленные на следующее: знакомство учащихся друг с другом; сплочение ученического коллектива в целом, отдельных групп учащихся; освоение азов меж персональной и групповой коммуникации; развитие умений участвовать в диалоге, вести дискуссию; изучение индивидуальных стилей обучения, социально-психологических типов учащихся, работающих в одной группе.

Основные идеи, присущие всем имеющимся вариантам — общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха, накопительная оценка (построение собственного рейтинга ребенка); свободное общение в группе; свободное общение с учителем.. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе.

Успех всей команды (группы) зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь каждого члена команды друг другу. Равные возможности означают возможность каждого ученика совершенствовать свои собственные достижения. Это означает также, что каждый ученик учится в силу собственных возможностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими.

Педагогическое общение в подлинном понимании — это многоэтажная конструкция, которая предполагает: деятельность — взаимодействие — общение — контакт /А.А. Леонтьев /. Обучение в сотрудничестве предусматривает все уровни общения, опирается на них. Практически, это обучение в процессе общения, общения учащихся друг с другом, учащихся с учителем, в результате которого и возникает столь необходимый контакт. Это социальное общение, поскольку в ходе общения учащиеся поочередно выполняют разные социальные роли — лидера, исполнителя, организатора, докладчика, эксперта, исследователя и т.д.

Как организовать обучение в малых группах? 1. Планировка помещения (не для «слушания» а для учения); 2. Психологическая подготовка учеников (взаимодействовать в группе, работать активно, помогать др.др., радоваться общим успехам); 3. Четко продуманный план урока; 4. Ясная учебно-познавательная цель урока; 5. Разнообразные виды деятельности на уроке; 6. Широкий спектр средств обучения, учебных материалов; 7. Разделение класса на группы (в зависимости от пунктов 3-6)

Как организовать обучение в малых группах? 8. План работы для каждой группы, распределение обязанностей, «сценарий» работы; 9. Оценка ставится одна на всю группу; 10. Помощь группам со стороны учителя (в зависимости от группы, учитель направляет ее работу или просто консультирует); 11. Активное общение в группах и с учителем, организация дискуссий; 12. Интеграция работы групп в обычную сетку урока самыми разными способами; 13. Задача учителя не «уличить» ученика в незнании или неумении, а «научить».

Что отличает обычное групповое обучение от обучения в малых группах по методике сотрудничества? Р. Джонсон выделил следующие основные отличия: 1. Взаимодействие членов группы; 2. Личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи своих товарищей; 3. Совместная учебно-познавательная деятельность; 4. Социализация деятельности учащихся в группах; 5. Общая оценка работы группы

Разделение на группы. Прежде всего следует начать с подбора малых групп для конкретных учебных целей. Это могут группы в 3-4, иногда 5 человек или пары. Для разных учебных целей требуются разные группы. Но в любом случае это делает учитель. Сначала следует составить список слабо успевающих учащихся, затем вокруг каждого из них наметить по два-три сильных и средних учеников. При этом следует обратить внимание, чтобы в группе были мальчики и девочки, чтобы лидеры менялись. Если в классе многонациональный состав, важно, чтобы в группы отбирались ребята и разной национальной принадлежности. Главное — чтобы образованные таким образом группы были более или менее равные по интеллектуальным возможностям. Разделение на группы. Прежде всего следует начать с подбора малых групп для конкретных учебных целей. Это могут группы в 3-4, иногда 5 человек или пары. Для разных учебных целей требуются разные группы. Но в любом случае это делает учитель. Сначала следует составить список слабо успевающих учащихся, затем вокруг каждого из них наметить по два-три сильных и средних учеников. При этом следует обратить внимание, чтобы в группе были мальчики и девочки, чтобы лидеры менялись. Если в классе многонациональный состав, важно, чтобы в группы отбирались ребята и разной национальной принадлежности. Главное — чтобы образованные таким образом группы были более или менее равные по интеллектуальным возможностям.


Как мы работаем в группе (памятка) Мы работаем спокойно. Мы остаёмся в группе во время работы. Мы обсуждаем, а не критикуем. Мы помогаем друг другу. Мы уважаем мнение других. Мы в ответе за успех каждого.


Как мы общаемся в группе (памятка) Мы говорим вполголоса. Мы говорим по очереди. Мы обращаемся друг к другу по именам. Мы смотрим на того, к кому обращаемся. Мы улыбаемся друг другу. Мы благодарим тех, кто помог.

Основные преимущества использования технологии: 1. При работе в малых группах ученики выясняют друг у друга всё, что им не ясно. 2. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умение применять их в конкретной ситуации. 3. У учащихся формируется своя точка зрения, они учатся отстаивать своё мнение. 4. Ребята учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями и навыками. 5. У учащихся развивается чувство товарищества, взаимопомощи.


Литература 1. Полат Е.С. Новые педагогические технологии — М., Полат Е.С.Учимся вместе, учимся в сотрудничестве — М., 1996

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: