«Мамины помощники». Развитие речи в сюжетно – ролевых играх. (для детей 2-3 лет)


Текст книги «Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада»

Игры в детский сад

На тему игр в детский сад можно предложить блок игр-ситуаций «Занятия в детском саду», включающий различные виды предварительной и основной работы.

Блок 1. Игра-ситуация «Занятия в детском саду»

Предварительная работа.

Воспитатель за время пребывания детей в детском саду показывает им труд сотрудников (воспитателей, поваров, прачек, заведующей, няни, методиста, уборщиц, дворников, кастелянши, музыкального руководителя и др.) в режимные моменты свободного общения детей, на специальных экскурсиях, целевых прогулках и наблюдениях. На последующих занятиях с детьми воспитатель должен использовать эти полученные впечатления и знания. Так, после экскурсии на кухню воспитатель, используя настоящие продукты, может показать, как готовят пирожки. Постепенно ребята начинают яснее представлять себе работу персонала, режим дня и воспитательный процесс в детском саду: как воспитатель утром встречает детей, приходящих с родителями из дома, как проводятся занятия, как накрывают столы к приему пищи, чем можно заниматься на прогулке, как проводятся праздники и развлечения, как дети играют, рисуют и лепят в свободные вечерние часы и встречают родителей, как воспитатели беседуют с родителями по поводу воспитания детей, и многое другое – все это часто становится содержанием самодеятельной сюжетно-ролевой игры детей.

Воспитатель, наблюдая игры детей в детский сад, сможет убедиться в том, как дети воспринимают обстановку детского учреждения, что им интересно и что им не нравится. Обо всем этом скажет сюжетно-ролевая игра.

Для побуждения к игре в детский сад воспитатель может предложить детям вспомнить, куда они недавно ходили (например, в прачечную), и предложить игру, показав игрушечную стиральную машинку и место для прачечной. Общаясь с родителями, воспитатель в присутствии ребенка старается рассказывать о том, что интересного произошло за день, стараясь подчеркнуть успехи малыша, втянуть его в разговор взрослых, предложить высказать мнение по поводу экскурсии или развлечения.

Побудить детей к игре в детский сад помогут стихи, рассказы и разные придуманные истории про детей в детском саду, а также инсценировки и дидактические игры.

Дидактическая игра «В детском саду»

Воспитатель приводит в гости к детям Степашку (игрушку), который только начал ходить в детский сад. Дети объясняют ему, когда и что нужно делать в детском саду: умываться, заправлять постель, гулять и т. д. Степашка рассказывает, как он пошел однажды в детском саду гулять с детьми средней группы. Он оделся самым первым и вышел гулять, не дожидаясь ребят, хотя воспитатель всех предупредила о том, что без разрешения уходить нельзя. Но Степашка не послушал и побежал на улицу.

На участке никого из ребят еще не было. Степашка покрутился возле песочницы и побежал к калитке. За забором остановилась красивая легковая машина, Степашка открыл калитку и вышел за территорию детского сада, чтобы ее хорошенько рассмотреть. К машине подошел шофер, нажал на газ, и машина поехала. Степашка некоторое время бежал за машиной, но она быстро скрылась за домами. Оглянувшись, Степашка увидел, что он стоит в незнакомом дворе. Ему стало страшновато, он пошел обратно, но скоро понял, что заблудился. Степашка стал плакать, а прохожие расспрашивали, что с ним случилось. Возле Степашки собралась группа людей. Наконец, один из прохожих повел его к детскому саду, но оказалось, что это совсем другой детский сад.

Через некоторое время Степашка уже сидел в своей группе, пил чай и рассказывал ребятам и воспитателю, что с ним стряслось. Воспитательница Ольга Анатольевна гладила Степашку по голове и укоризненно качала головой. Степашка и сам понимал, что поступил неправильно. Он пообещал, что будет послушным.

Далее педагог проводит игру «Чем можно заниматься в детском саду?».

Воспитатель показывает картинки, а дети отгадывают, какое это занятие (музыкальное, по математике, по физкультуре и т. д.). Затем педагог начинает фразу, а дети ее продолжают.

Воспитатель. Если на батарее лежат варежки и комбинезоны, а на дверцах шкафов висят куртки, это значит, дети пришли… (с прогулки).

Если из зала раздается музыка, слышно пение детей, то это значит, что дети находятся на…
(музыкальном занятии).
Если в зале слышно, как бегают дети, раздается стук мячей, звучит музыка, то всем ясно, дети занимаются…
(физкультурой).
Если в зале много народа, слышна музыка, смех, всюду веселье, то всякий поймет, что в зале идет…
(праздник).

Игра-драматизация «Я сегодня – воспитатель»

Мы играли в детский сад, Костя наставлял ребят: – Здесь – работа, тут – семья, Воспитатель – это я, На часы скорей глядите — В детский сад детей ведите. Мамы взяли медвежат, Папы выбрали зайчат, Кто в коляске, кто в машине Повезли их в детский сад. Костя у дверей стоял, Костя деток принимал. Предлагал он им печенье, Кашу с медом и варенье. Дети кушали, старались, От еды не отказались. После завтрака – игра, Спать потом пришла пора. Спят в кроватках все ребята — Зайки, лисы, медвежата. Мамы вовремя пришли, Папы к детям подошли. Папа Витя с мамой Олей Очень садиком довольны: – Тут забота и уют, Дети бодрыми растут! Папа Миша с мамой Женей: – Садик – просто загляденье! – Воспитатель самый милый, — Так сказала мама Мила. Костик думал: – Подрасту — В воспитатели пойду!

Основная работа.

Воспитатель проводит сюжетно-ролевую игру.

Сюжетно-ролевая игра-ситуация «День в детском саду»

Воспитатель наблюдает за игрой детей и предлагает им сделать новый поворот в сюжете: мамам пора вести детей в детский сад. Ребята, выступая в роли родителей, ведут в детский сад своих детей-кукол или сами играют роли и воспитателей, и мам, и детей. Воспитатель может подключиться к детской игре в качестве ребенка, задавая тон игре, помогая распределять роли, ладить в игре, обогащать ее содержание введением новых сюжетных линий.

В игре можно отражать любые режимные моменты детского сада: встречу детей, прогулку, сон, занятия, игры. Создавая предметную среду, дети осознают, что некоторые атрибуты можно сделать своими руками (построить живой уголок с обитателями – мелкими игрушками; соорудить физкультурный турник; сделать площадку для прогулок). Руководя игрой, воспитатель должен понять, что важно вовлекать детей в ролевые диалоги, побуждать к взаимодействию друг с другом.

Связь игр в детский сад с играми на другие темы

Игры в детский сад могут переплетаться с играми на другие темы:

– с играми в семью: мама поручает старшему брату отвести сестренку в детский сад, он выполняет поручение и приносит записку от воспитателя о том, что состоится родительское собрание; вся семья приходит на праздник в детский сад;

– с играми в транспорт: папа одного мальчика, капитан дальнего плавания, приходит в детский сад и рассказывает детям о морских приключениях; заведующая детского сада звонит в автоколонну и просит дать автобус, чтобы поехать в цирк;

– с играми в магазин: магазин поставляет в детский сад продукты;

– с играми в больницу: дети из детского сада попали в больницу, где работает мама одного из ребят, она сообщает детям о здоровье их сверстников, приносит им гостинцы от воспитанников детского сада;

– с играми в мастерскую и парикмахерскую: воспитатель приводит детей на экскурсию в мастерскую или парикмахерскую, показывает, как работают мастера;

– с играми в почту: дети детского сада пишут письмо своим родителям, а родители – своим детям; почтальон приносит в детский сад посылку из Африки.

Театрализованная игра

В средней группе все виды и формы проявления театрализованной игры усложняются, главным двигателем творчества в этом возрасте являются возрастающий интерес к художественной деятельности, активное овладение детьми игровыми умениями (следить за развитием взаимодействия персонажей спектакля, разыгрывать роли, при этом красиво двигаться, управлять интонацией, выражать эмоцию в мимике).

В 4–5 лет у детей появляется интерес к разнообразию ролевых воплощений, поэтому педагогу необходимо прослеживать количество проигрываемых каждым ребенком ролей. Качество исполнения роли пока не сильно беспокоит малыша – он только учится играть и чувствовать роль. Желание «наиграться» превалирует над другими стремлениями. Воспитатель, действуя как мудрый партнер, режиссер и советчик, анализирует возможности ребенка и со временем сможет выстроить перспективу развития его артистизма, навыков художественной игры.

Пока же нужно дать ребенку как можно больше образцов-эталонов и вариантов-интерпретаций (ролей, действий, сюжетов), чтобы, с одной стороны, научить драматизации, а с другой стороны – не ограничить свободу мысли и чувства. Следует пополнять художественные впечатления детей, давать пищу для восприятия. Педагог, показывая отдельные игры-драматизации, сценки или развернутые драматические представления, тем самым удовлетворяет потребность детей в художественном зрелище. Сюжеты, оказывающие сильные впечатления на ребенка, вызывают в нем большое желание подражать, то есть играть роли, причем так же вдохновенно и выразительно, как это делает воспитатель. Начиная со средней группы, у детей все ярче проявляется способность к художественной имитации; воспитателю нетрудно увлечь их интерпретацией роли, ярким сюжетом.

Сюжеты, которые предлагает взрослый детям, изменяются: они становятся более сложными для восприятия, могут быть продолжительнее, чем раньше. Педагог побуждает ребят к выделению нравственной идеи (добра и зла, взаимопомощи и др.) прочитанной сказки, воспитывая чутких слушателей.

В настоящем пособии предлагаются разработанные нами сценарии игровых ситуаций, представляющих собой совокупность художественно-творческих обстоятельств, в которые попадает ребенок. Игры-ситуации включают в себя различные виды театрализованной игры: разминки, этюды, игры с движением, импровизации, игры-инсценировки, сказки, спектакли. Ведущей остается идея представить театрализованную игру как эмоциональную ситуацию, которая требует «переживания в проживании», и которую специально создает и организует педагог. Здесь надо сказать о самом педагоге. Теперь к педагогу предъявляется требование быть артистичным, творческим, динамичным, для того чтобы воздействовать на чувственно-эмоциональную сферу ребенка, способствовать его погружению в мир драматизации.

Театрализованная деятельность детей в средней группе значительно усложняется в связи с их возросшими возможностями. Теперь взрослый предоставляет ребятам сюжеты на выбор: дети могут их показывать в настольном театре, проигрывать в драматическом детском театре; также можно предложить их в виде этюдов и всевозможных игр.

Приемы работы над ролью также существенно меняются: активно используются творческие задания («Покажи, как курочка просит у хозяюшки маслица»), вовлечение в диалог (например, в играх-инсценировках про парикмахерскую), в импровизацию («… И тут птицы испугались и полетели, гневно крича…»), включаясь в которые ребенок призовет на помощь воображение, даст свой взгляд на ситуацию, поразмыслит.

Некоторые игры носят характер сюжетно-ролевой игры. Начинаясь с обсуждения замысла, такая игра может обрастать выразительными диалогами, художественными ситуациями, что сближает ее с собственно драматизациями. В разделе «Сюжетно-ролевая игра» настоящего пособия мы упоминали о том, что театрализованные игры питают сюжетно-ролевую игру: именно из художественной, театрализованной игры ребенок черпает идеи и образцы построения сюжета, что впоследствии разовьет у него способности к сюжетосложению, которые так необходимы в старшей группе для развития игровых умений в творческой игре.

Воспитателю следует помнить о том, что дети 4–5 лет могут самостоятельно обустраивать место для своей игры: строить простейшие конструкции, изготавливать атрибутику, элементы костюмов. Педагог помогает им реализовать идеи обустройства игрового пространства, предоставляя для этого специально отведенное время (во время занятий, в свободное время). Это заставляет педагога задуматься об особенностях и возможностях предварительной работы. Как в сюжетно-ролевой, так и в театрализованной игре предварительная работа становится крайне необходимой, так как она позволяет оснастить будущий сюжет (спектакль) предметной средой.

Так же как и в разыгрывании сюжетов, в оборудовании предметно-пространственной среды воспитатель должен давать детям как можно больше возможностей проявить самостоятельность. Пусть на первых порах малыши что-то сделают не так, зато потом, освоившись, скорее поймут, чего они не учли, какую деталь не сделали, разыгрывая ту или иную сценку.

Большое значение мы уделяем роли педагогического театра как образца творческого поведения взрослых, что является необходимым в развитии творческих способностей детей. В пособии представлена деятельность такого театра в виде «театра одного актера» (воспитателя) в сценках, играх, инсценировках, а также в виде небольшого театрального коллектива (в спектакле «Ленивая Маша»), которому по плечу исполнение пьес различного жанра (в данном примере это сочетание кукольного и драматического театра взрослых). Большие выразительные возможности педагогического театра существенно упрощают работу педагога по накоплению у детей художественных впечатлений.

Используя представленный в данном пособии материал, воспитатель может включать его в свою работу вариативно, по-своему, например, брать только отдельные игры, сюжеты или соединять две-три игровые ситуации в целостный игровой блок. Это избавит педагога от шаблона, пробудит в нем творческий подход к детской игре.

Предлагаемые игры-ситуации можно проводить в любое время в режиме дня: как на занятиях, так и в свободной деятельности детей.

Сценарии игр-ситуаций

Сентябрь

Игра-ситуация «Детский сад встречает малышей»

Программное содержание.

Продолжать развивать интерес к театрализованной игре; активизировать слуховое восприятие; учить ребят называть друг друга по именам, называть взрослых по имени и отчеству.

Материалы.

Игрушки (куклы, мишки, зайцы и др.); коляски для игрушек; посуда и муляжи подкутов для сервировки кукольного стола.

Связь с другими занятиями и видами деятельности.

Сюжетно-ролевая игра, музыка, развитие речи.

Ход игры

Воспитатель начинает игровую ситуацию, обращаясь к сидящей за столиком кукле: «Дочка, вот и кончилось лето, пора тебе снова идти в детский сад». Затем спрашивает у детей, поведет ли кто-нибудь из них своих деток-кукол в детский сад.

Воспитатель предлагает одеть кукол потеплее, так как утром еще прохладно. Дети берут кукол (мишек, зайцев) на руки (или кладут в коляски, ведут за руки) и приводят в «детский сад».

Воспитатель

. Здравствуйте. Я – Ольга Петровна, воспитатель. Уважаемые мамы, как зовут ваших дочек?

Дети поочереди представляют своих кукол: «Это – дочка Лена. Она пришла в среднюю группу», «Это – дочка Таня. Она будет ходить в младшую группу».

Воспитатель

. Вы уже познакомились с моим помощником? (Показывает на стоящую рядом девочку.) Помощника воспитателя зовут… (Ребенок в роли помощника воспитателя называет свое имя: Татьяна Григорьевна). (Обращается к кукле.) Катя, поздоровайся с Татьяной Григорьевной.

Далее все дети, здороваясь, называют помощника воспитателя по имени и отчеству. Воспитатель вовлекает девочку – «помощника воспитателя» в диалог, содержание которого поможет ребятам скорее освоиться в атмосфере группы.

Воспитатель

. Скоро у нас обед. Татьяна Григорьевна, кто у нас дежурные?

Помощник воспитателя (побуждаемый воспитателем, выбирает дежурных из стоящих рядом детей). Вот они.

Воспитатель

. Дежурные, слушайте, пожалуйста, Татьяну Григорьевну, она скажет, что надо делать. Сначала, наверное, надо надеть косынки и фартуки?

Дети продолжают проигрывать ситуацию подготовки к обеду: сервируют стол, помогают раскладывать хлеб и т. д. Воспитатель и девочка – «помощница воспитателя» хвалят дежурных. Затем педагог предлагает устроить танцевальную паузу. Дети танцуют с игрушками.

Танцевальная минутка «Знакомство».

Вот уже который год Мы приходим в детский сад, Здесь нас воспитатель ждет, Куклы с мишками не спят.

(Танцующие встают по кругу, покачиваются из стороны в сторону, держа игрушки перед собой.)

Мы возьмем игрушки наши И под музыку попляшем.

(Дети выбегают в центр круга и обратно.)

Здравствуйте, здравствуйте, Весело вокруг. Здравствуйте, здравствуйте, Пары встали в круг.

(Делают легкие поклоны головой, встают парами. Дети вместе с воспитателем идут по кругу парами, далее повторяют те же движения парами в кругу.)

Детский сад – наш светлый дом, Рядом парк тенистый, Здесь играем и поем, Учим буквы в книжках. Мы возьмем игрушки наши И под музыку попляшем. Здравствуйте, здравствуйте, Весело вокруг. Здравствуйте, здравствуйте, Пары встали в круг.

В заключение воспитатель предлагает детям продолжать знакомство с детским садом и друг с другом на прогулке.

Игра-ситуация «Незаметно пролетело лето»

Программное содержание.

Развивать воображение детей, побуждать к эмоциональному рассказыванию; способствовать развитию выразительной интонации; учить приемам пантомимы.

Материалы.

Куклы, кукла Митя, щенок Тузик (игрушка), элементы костюмов для бабы Тони и деда Ивана, коробка с пластмассовыми гвоздями.

Связь с другими занятиями и видами деятельности.

Развитие речи, ознакомление с окружающим.

Ход игры

Воспитатель вспоминает прошедшее лето и выясняет, как ребята его провели (были на даче, в лесу, на море; купались, загорали, играли, ходили в зоопарк, в театр, в кино). Дети рассказывают, где они были, что видели. Педагог, активизируя детскую фантазию, просит ребят рассказать о своих куклах (детках) и дает образец.

Воспитатель

. Моя дочка Лена (показывает куклу) ходила в зоопарк. Там были слоны, медведи, волки. Лена не испугалась их. Лене понравилось, как белый мишка купался в воде. А ваши детки что делали?

Дети рассказывают о своих путешествиях. Затем воспитатель приносит куклу Митю, говорит, что Митя тоже хочет рассказать о летних каникулах, и от его имени поет песенку:

Я, ребята, ездил летом В гости к бабушке своей, Никого милее нету Доброй бабушки моей. В тихой дальней деревушке Много лет живет она, Одиноко жить старушке, Помощь ей моя нужна. Я привез в подарок спицы, Ниток два больших мотка, Ей в хозяйстве пригодятся Сахар, масло и мука. Как бабуля рада встрече! Мне велела отдыхать, А сама в свободный вечер Села мне носки вязать. Все по дому хлопотала, Из муки пекла блины, Мягкий свитер мне связала, Сшила новые штаны. Отдых мой был так чудесен — Я купался, загорал, Спел с друзьями столько песен, Столько рыбы я поймал! Вот пришла пора прощаться, Стало грустно в этот миг: Жаль с бабулей расставаться, И к ребятам я привык. Вдруг я вспомнил обещанье — По хозяйству помогать. Взял топор, нашел рубанок, Стал заборчик поправлять. Чтоб забор стоял, как новый, Поработал я пилой, Бабушка, взглянув, сказала: – Внучек, я горжусь тобой! Я сажусь в вагон купейный, Из окна машу рукой: – Через год, моя деревня, Мы увидимся с тобой!

Воспитатель предлагает детям рассказать кукле Мите, как они помогали взрослым. Можно провести игру в виде пантомимы «Угадай, что я делаю?» (колю дрова, забиваю гвозди, пилю, строгаю, шью, мою пол, готовлю еду и т. п.). Затем проводится игра-разминка.

Игра-разминка «Помощники».

Роли:

дед Иван, баба Тоня, внучек, внучка, щенок Тузик.

Дети и дед Иван

(дети поют, дед Иван выходит с коробкой гвоздей).

Как-то старый дед Иван Починить решил диван, Взял он гвозди и пошел, Сзади внучек подошел:

Внучек

.

– Я сумею починить, Гвозди я сумею вбить. Стук-стук да постук, Гвозди я сумею вбить.

(Имитирует удары молотком.)

Дети и дед Иван

.

Стук-стук да постук, Гвозди он сумеет вбить.

(Имитируют удары молотком.)

Дети и баба Тоня

.

Баба Тоня по пути Двор решила подмести. Взяв метлу, к крыльцу пошла, Сзади внучка подошла.

Внучка

.

– Дай, бабуля, мне метлу, Двор я быстро подмету! Эх, раз, еще раз! Чистый двор теперь у нас!

(Имитирует движения метлой.)

Дети и баба Тоня

.

Эх, раз, еще раз! Чистый двор теперь у нас!

(Имитируют движения метлой.)

Дети и Тузик

.

Тузик с мячиком играл, Только в лужу мяч упал. – Гав-гав, как тут быть? Надо мяч и нос отмыть.

(Тузик играет в мяч.)

Внучек и Внучка

(имитируют купание щенка).

Моем ушки, моем нос, Моем лапки, моем хвост. Чистым стал щенок опять, Снова может он гулять.

Дети

.

Чистым стал щенок опять, Снова может он гулять.

(Хлопают в ладоши)

Примечание.

Игру-разминку можно проводить в кругу.

Игра-ситуация «Лесная парикмахерская»

Программное содержание.

Вовлекать в игровую ситуацию, побуждать к импровизации в диалоге; вызывать у детей эмоции во время проигрывания ролей и отражать их в мимике, жестах и позах.

Материалы.

Расческа, ножницы и другие парикмахерские принадлежности; шапочки зверей (кукушка, дятел, заяц, енот, чечетки, кроты); халат для парикмахера.

Связь с другими занятиями и видами деятельности.

Сюжетно-ролевая игра, ознакомление с окружающим, развитие речи.

Ход игры

Воспитатель приносит ножницы и расческу и спрашивает у детей, для чего нужны эти предметы. Приглашает ребят поиграть в парикмахерскую, но не простую, а лесную. Дети выбирают заранее приготовленные педагогом шапочки зверей и надевают их. Далее игра проводится по подобию сюжетно-ролевой игры, в которой главным является не заучивание роли, а выразительность воплощения в ней. Воспитатель, в зависимости от уровня развития игровых умений детей, включается в игру в главной или в дополнительной роли. Приведем примерные диалоги.

Диалог 1.

Дятел-парикмахер

. Уважаемая кукушка, какую прическу вам сделать?

Кукушка-клиент

. Мне нужна красивая прическа. Вы сможете ее сделать?

Дятел-парикмахер

. Конечно, смогу. Я много лет делаю разные прически. Вам челку оставлять?

Кукушка-клиент

. Да, оставлять. Еще побрызгайте лаком.

Дятел-парикмахер

. Так красиво?

Кукушка-клиент

. Да, спасибо. До свидания.

Диалог 2.

Заяц-клиент

(парикмахеру). Здравствуйте, я хочу, чтобы вы меня постригли.

Енот-парикмахер

. Пожалуйста, садитесь в кресло. Стрижку делать короткую или не очень?

Заяц-клиент

. Лучше не слишком короткую.

Енот-парикмахер

. А шерстку красить? В какой цвет?

Заяц-клиент

. В серый. Выберите, пожалуйста, только самую красивую краску.

Затем воспитатель приглашает детей поиграть. Проводится игра с движением.

Игра «Парикмахерская в лесу».

Роли:

ведущий (воспитатель или ребенок), медведь, чечетки, кроты и другие звери.

Воспитатель

.

Парикмахер как-то раз Вздумал в лес прийти на час, Тут к нему пришли две мышки, Чтобы он им сделал стрижку. Парикмахер взял щипцы, Закрутил лисе усы И постриг зайчонку шубку, Выбрил волка за минутку. Быстро очередь идет, Парикмахер всех стрижет.

(Дети идут по кругу.)

Парикмахер

.

Ля-ля-ля, прошу, голубчик, Будет ваш прелестен чубчик.
(Делает жест приглашения.)

Занимайте кресло смело, Принимаюсь я за дело.

(Делает соответствующие движения.)

Чик-чик – и все готово! Пусть клиент проходит новый!

Дети-зверята

.

Чик-чик! – и все готово! Вот клиент приходит новый.

(Делают стригущие движения пальцами.)

Медведь

.

Я сегодня не сердит, Потому что слишком сыт. Съел личинок я корзину И две пригоршни малины. И поэтому, дружок, Смирно посижу чуток.

Парикмахер

.

Ля-ля-ля, прошу, голубчик, Будет ваш прелестен чубчик, Рад медведю угодить, Рад ему я услужить. Чик-чик – и все готово! Пусть клиент проходит новый!

Дети

.

Чик-чик – и все готово! Вот клиент приходит новый.

Воспитатель

. А потом пришли кроты:

Кроты

.

Накрутите нам хвосты! Нам пора идти на службу Быть красивыми нам нужно.

Воспитатель

. Приходили две чечетки:

Чечетки

.

Подравняйте наши челки! Полетим мы на балы, На балах всех лучше – мы!

Воспитатель

.

Целый день в лесу народ, Быстро очередь идет, Никого не прогоняя, Парикмахер напевает.

Парикмахер

.

Ля-ля-ля, прошу, голубчик, Будет ваш прелестен чубчик. Занимайте кресло смело, Принимаюсь я за дело. Чик-чик – и все готово! Больше нет клиентов новых?

Дети-зверята

.

Чик-чик – и все готово! Больше нет клиентов новых!

Далее воспитатель может предложить детям поиграть в парикмахерскую самостоятельно, как в сюжетно-ролевую игру.

Игра-ситуация «Наш зоопарк»

Программное содержание.

Развивать артистические способности детей; побуждать к выразительному рассказыванию и к выбору ролей; учить строить сюжет.

Материалы.

Игрушки для зоопарка (павлин, тигр, обезьяна и др.).

Связь с другими занятиями и видами деятельности.

Развитие речи, сюжетно-ролевая игра.

Предварительная работа.

Педагог рассказывает детям о том, как звери живут в зоопарке, знакомит с повадками животных и особенностями ухода за ними.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям оборудовать зоопарк (создавая предметную среду ребята могут использовать детали конструкторов, различные модули). Затем дети приносят тех зверят (игрушки), которых им хочется видеть в зоопарке. Это могут быть как образные игрушки (мишки, зайцы, слоны, верблюды и др.), так и заместители. Воспитатель предлагает детям рассказать, кто из них и как оборудовал для своего любимца помещение, и изобразить животное.

Приведем примерные рассказы детей.

Рассказ 1

Вот это питон. (Питона изображает толстая веревка.) Он живет в воде. Любит греться на солнышке, когда вылезает из воды, вот так. Вот тут у него бассейн. Он плавает вот так.

Рассказ 2

Тут живет обезьянка. (Обезьяна – игрушка.) Она любит скакать по деревьям. Вот так. Я приготовлю ей фрукты. И буду ей кидать. Вот так.

Педагог сообщает детям, что сегодня все животные ушли в тенек, потому что на улице слишком яркое солнце. Их трудно различить, поэтому когда кто-то из зверей выходит из тени, то его надо угадать.

Воспитатель

.

Закачалась вдруг лиана, Кто же там – не знаем, Это в гуще – … (обезьяна)
За нами наблюдает.

(Воспитатель выставляет игрушечную обезьянку.)

Рев ужасный раздается У реки под кручей, То свирепый… (тигр)
крадется, Чувствует добычу.

(Выставляет игрушечного тигра.)

Распушил среди витрин Свой чудесный хвост… (павлин).
Он сюда приходит, братцы, Отраженьем любоваться.

(Выставляет игрушечного павлина.)

Воспитатель предлагает сочинить сказку про этих животных. Дети берут игрушки и с помощью взрослого разыгрывают сюжет. Предлагаем примерный сюжет-импровизацию.

Ведущий

. Жила-была обезьяна. Она качалась на ветках и ни о чем не думала. (Игрушка обезьяна раскачивается на воображаемых ветках.) Вдруг она услышала какой-то шум. Это был…

1-й ребенок

. Тигр. (Ведет игрушку.)

Ведущий

. Он шел и облизывался (показывает), потому что он хотел…

2-й ребенок

. Есть.

Ведущий

. Обезьяна не боялась тигра, потому что…

3-й ребенок

. Была высоко на дереве.

Ведущий

. Тогда тигр придумал, как выманить обезьяну спуститься пониже. Как?

4-й ребенок.

Он дал ей банан.

Ведущий

. Он положил банан у самого дерева. Тогда обезьяна…

5-й ребенок

. Схватила банан, а тигр за ней.

Ведущий

. Но обезьяна была очень ловкой, она быстро схватила банан, раз! – и уже наверху. Обезьяна крикнула тигру…

6-й ребенок

. «Я тебя обманула!»

Ведущий

. А тигр ответил…

7-й ребенок

. «В следующий раз попадешься!»

Ведущий

. Так обезьяна перехитрила тигра.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Дочки-Матери»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 14 «Веселые звоночки»

адрес: РФ, 140563, Московская область, г. Озёры,

микрорайон имени маршала Катукова, дом 20

8 496 70 4 – 41 — 39, [email protected] https://ozds14.edumsko.ru/

Для детей средней группы

Составил: воспитатель высшей

квалификационной категории

Тилина Л.Ю.

Московская область, г.Озёры

2018г.

Цель:

Развитие у детей интереса к сюжетно-ролевой игре, помочь создать игровую обстановку.

Задачи:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

Содействовать:

— Развитию игры как формы, в которой ребёнок переходит к передаче отношений в мире взрослых (мама, папа заботятся о дочке, сыночке).

— Овладению моделированием знакомых ребёнку трудовых и общественных отношений: «Дочки-матери».

— Согласовывать игровые действия с принятой ролью.

— умению пользоваться предметами заместителями.

— обогащению ролевых действий, совершенствованию способов решения игровых задач, поддержке желания соединить ролевую игру с элементами конструирования.

— организации предметной игровой среды – обеспечению различными атрибутами, предметами – заместителями, игрушками.

-выполнению правил игры.

— Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

Образовательная область «Речевое развитие»

Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний о ближайшем окружении;

Образовательная область «Познавательное развитие»

Содействовать умению конструировать объекты в соответствии с определёнными условиями (кроватки, столы, стулья); (например — рост куклы);

Образовательная область « Художественно-эстетическое развитие»

Уметь срезать углы у прямоугольника, вырезать округлую форму из квадрата.

Содействовать:

Умению правильно пользоваться ножницами;

Предварительная работа:

рассматривание картинок о семье; чтение стихов о маме, колыбельных песенок, беседа о маме; настольная игра «Семья»; хороводная игра «Стираем, стираем», пальчиковые игры « Этот пальчик папенька, этот пальчик маменька…»; настольный театр « Моя семья».

Методы и приёмы:

Обогащение реального опыта детей в активной деятельности:

— создание ситуаций, побуждающих ребенка вступать во взаимоотношения с окружающими (поручения)

— наблюдение за играми других детей

Организация предметно-игровой среды

— сочетание игрушек, предметов заместителей, ролевых атрибутов, воображаемых игрушек

— изготовление детьми атрибутов для игры

Обогащение социального опыта детей в повседневной жизни:

— ознакомление с окружающим в активной деятельности (наблюдения, экскурсии, беседы, использование ТСО, чтение литературы, рассматривание иллюстраций и картин)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: