Конспект занятия по ФЭМН «ПРЯМОЙ И ОБРАТНЫЙ СЧЁТ ДО ПЯТИ»


Порядковый и количественный счёт: 5 отличий

Отличие 1: Цели

  • Количественный счёт применяется, когда нужно посчитать предметы. Т.е. определить, сколько их всего.
  • Счёт порядковый используется, чтобы узнать место предмета, его номер в упорядоченном множестве.

Итак, количественный счёт используем, чтобы определить общее количество элементов в множестве, порядковый — чтобы найти место конкретного элемента.

Отличие 2: Числительные

Для порядкового счёта нам нужны числительные порядковые, а для количественного, соответственно, — количественные. Напомним:

  • один, два, три и т.д. — количественные числительные (указывают на количество предметов);
  • первый, второй, третий и т.д. — порядковые числительные (указывают на порядок предмета в последовательности).

Отличие 3: Вопросы

Этот критерий, определяющий различие между порядковым и количественным счётом, очень легко и удобно использовать на практике.

Если можно «сколько», то счёт у нас количественный, т.е. мы хотим узнать «сколько всего»:

  • Сколько лапок у котёнка?
  • Сколько бубликов в пакете?
  • Сколько звёзд на небосклоне?

Когда мы хотим определить место предмета, то задаём вопрос «который» или «какой по счёту». Чтобы ответить на такой вопрос, нужно использовать порядковый счёт.

  • На каком этаже мы живём?
  • На каком автобусе мы отправимся в гости в бабушке?
  • Какую конфетку ты уже кушаешь?

Отличие 4: Направление

Если мы хотим определить количество, то неважно, в каком направлении будут пересчитаны предметы. Наша задача — определить, сколько их всего.

Чтобы узнать порядковый номер предмета, нужно считать по порядку, в указанном направлении. А если направление счёта поменять, результат может оказаться совершенно другим.

Рассмотрим картинку, чтобы усвоить:

  • ВТОРОЙ слева квадратик — красного цвета,
  • ВТОРОЙ справа — голубого.

Поменяли направление — изменился результат. Но количество квадратов осталось прежним.

Отличие 5: Значение

  • При количественном счёте числительное обозначает всю совокупность предметов.
  • При порядковом счёте числительное используется для обозначения места конкретного предмета и, соответственно, только к этому предмету и относится.

Количественный счёт предметов. план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Урок «Количественный счет предметов» (1 ч)

Целевые установки

Предметные: в совместной деятельности с учителем учиться: отсчитывать из множества предметов заданное количество отдельных предметов; оценивать количество предметов и проверять сделанные оценки подсчетом; вести счет как в прямом, так и в обратном порядке в пределах 10.
Метапредметные:

регулятивные — в диалоге с учителем принимать учебную задачу (через чтение и обсуждение темы урока); выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме (при выполнении заданий из учебника, рабочей тетради, на доске); фиксировать (устно) в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке;

познавательные — ориентироваться в информационном материале учебника (через систему навигации: начало урока, объяснение нового материала, образец для выполнения в тетради); совместно с учителем осуществлять поиск необходимой информации (при работе с учебником (текст, иллюстрация)); проводить сравнение и осуществлять анализ объектов;

коммуникативные — использовать простые речевые средства; включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение; отвечать на вопросы учителя.

Личностные: осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради; проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», осознавать ее значение;

.

Ход урока

Организационный момент. Сообщение темы урока.

Повторение. 1) Закрепление представлений о взаимном расположении предметов.

Учитель обращает внимание детей на картинки на наборном полотне, где выставлены изображения Буратино, Пьеро, Лисы Алисы, Кота Базилио, Артемона, Мальвины и Колобка.

— Кто лишний? (Колобок.)

— Почему? (Все остальные герои сказки «Приключения Буратино».)

— Кто стоит слева от Пьеро? Справа от Лисы? Кто стоит между Колобком и Артемоном? Кто первый? Кто последний?

Игра «День-ночь». (Учитель закрывает занавеской ряд этих картинок и задает вопрос: «Что изменилось?» Отвечая, дети должны использовать слова «перед», «за», «справа», «слева», «между».)

2) Закрепление представлений о свойствах предметов.

— Рассмотрите фигуры в каждой паре. Назовите их и скажите, что изменилось: форма, цвет или размер. (На доске — пары геометрических фигур; фигуры в каждой паре различаются только одним признаком.)

Геометрическое лото.

— Составьте узор из фигур геометрического лото. Возьмите три кружка: желтый, красный и синий. Положите их на парту так, чтобы вверху был красный кружок, а желтый кружок лежал между красным и синим.

Положите справа от желтого кружка красный квадрат, а слева — синий квадрат.

— Сколько всего фигур использовали? Сколько кругов? Сколько квадратов? Чего больше? Чего меньше?

Счет предметов в пределах 10. Учитель напоминает детям о том, что все предметы вокруг можно считать. Для этого используют слова: «один», «два», «три» и т. д.

Расставил Андрюшка в два ряда игрушки. Рядом с мартышкой — плюшевый мишка, Вместе с лисой — заяц косой, Следом за ними — еж и лягушка. Сколько игрушек расставил Андрюшка? (6 игрушек.)

— Перечислите, как запомнили, какие игрушки были у Андрюшки? (Ответы детей.)

— Догадайтесь, почему он их так расставил? (Дети должны заметить, что так лучше запомнить игрушки. Например, они могут привести такие доводы: Мартышка и мишка — большие, они одного цвета. Лиса всегда гоняется за зайцем, а еж и лягушка — маленькие. Могут быть, конечно, и другие аргументы.)

— Положите перед собой столько палочек, сколько раз я хлопну в ладоши, постучу карандашом по столу.

— Считайте «про себя», сколько овощей. (Учитель выставляет на наборном полотне по одной картинки овощей. Их может быть 8—9.)

Далее можно задать вопросы на взаимное расположение предметов: «Какой овощ лежит справа от моркови? Слева от свеклы? Какую картинку я поставила перед капустой? После огурца?» И т. д.Физкультминутка.

— Сделайте 5 приседаний; 3 наклона вправо, 3 наклона влево; 10 прыжков на месте.

— Сколько раз вы приседали? наклонялись? прыгали?Работа по учебнику. Выполнение заданий учебника на с. 10—11.

1) По иллюстрациям к мультфильму о козленке, который умел считать до 10, дети должны восстановить сюжет сказки и продолжить указанные предложения так: «Один — это козленок. Два — это теленок. Три — это корова. Четыре — это бык. Пять — это конь. Шесть — это свинья. Семь — это кот. Восемь — это пес. Девять — это баран. Десять — это капитан (гусь)».

2) Рассматривая картинку к сказке «Теремок» (с. 11), учащиеся составляют разнообразные вопросы со словом «сколько» и отвечают на них. Желательно, чтобы дети использовали в этих вопросах свои знания о расположении предметов. Например: «Сколько цветов на клумбе перед теремком? Сколько окошек внизу? Сколько деревьев слева от медведя?»

3) Задание с рыбками на с. 11 имеет целью закрепление умений считать предметы и различать их по цвету, форме и размерам. Сначала удобно сравнить рыбок попарно в каждом столбике, выяснить, чем они похожи и чем различаются. Затем можно провести аналогичное сравнение по строкам, где уже по три рыбки. Здесь ребятам следует выяснить, что изменилось: цвет, форма или размер.

Игры для закрепления навыков порядкового и количественного счёта

Игра 1: Кто в домике

Для проведения игрового занятия вам понадобится одна небольшая игрушка и 5 совершенно одинаковых по размеру и цвету коробочек, в которые эту игрушку можно усадить, как в домик.

Коробочки можно смастерить с малышом на занятиях творчеством. А можно заменить их чем-то подходящим — например, пластиковой посудой или даже листами цветной бумаги. Кстати, в последнем случае мы получаем ещё больше пользы от игры: тренируем воображение крохи, предложив ему представить, что этот простой лист — великолепной красоты домик, в котором живёт его любимая игрушка.

Наша задача: показать юному счетоводу, что собой представляет порядковый счёт, для чего он нужен и как им пользоваться.

  • Сколько у нас домиков? Давай посчитаем. Один, два, три, четыре, пять! Всего 5 домиков!
  • Домики одинаковые или разные? Они совершенно одинаковые.
  • В одном домике спряталась твоя игрушка. Ты можешь, не показывая пальчиком, сказать мне, где игрушка?
  • Чтобы правильно сказать, в каком домике есть постоялец, надо узнать место этого домика. Давай посчитаем: первый домик, второй, третий, четвёртый, пятый.

Называя коробочки порядковым числительным, не забывайте сопровождать счёт указанием на соответствующий «домик».

Правильно назвав, в каком домике игрушка, пусть малыш пересадит её во второй, четвёртый домик. Снова и снова задавайте ему вопросы:

  • Сколько у нас домиков?
  • Сколько у нас игрушек прячется?
  • В каком домике игрушка?

Игра 2. Цветные фишки

Для этого занятия вам нужно подготовить 5 одинаковых предметов, которые будут отличаться только цветом. Что можно использовать? Да что угодно:

  • прищепки;
  • детали конструктора или мозаики;
  • машинки из набора;
  • детская посудка;
  • флажки;
  • вырезанные из плотного картона кружочки — фишки.

Чтобы игра не надоедала, меняйте подручный материал. Главное — отрабатывать порядковый и количественный счёт.

Для начала расставьте предметы в линию. А теперь начинаем:

  • Какая по счёту синяя фишка?
  • На третьей позиции стоит фишка какого цвета?
  • Поменяй местами синюю и красную фишку. Какие позиции они стали занимать в нашем ряду?
  • Собери фишки в коробочку, а теперь выкладывай их так: первая — зелёная, вторая — красная, третья — синяя…

Меняйте задания, чтобы малыш хорошо освоился с понятием порядкового счёта. Не забывайте периодически напоминать, СКОЛЬКО всего фишек участвует в игре.

Чтобы не путаться с позициями, можно использовать карточки с цифрами, озвучив, что каждая цифра указывает номер фишки, её место в ряду. Как кресла в театре, как дома на улице или квартиры в доме…

Игра 3. Подарок для Незнайки

Приготовьте 5 одинаковых цветков. Их можно нарисовать на бумаге, выполнить в технике оригами, сделать аппликацией — неважно. Важно, чтобы возле цветка помещался маленький квадратик — подарок для Незнайки.

Цель этой игры — наглядно продемонстрировать, что при порядковом счёте важно, как считать.

Поехали:

  • Бабушка прислала Незнайке телеграмму, в которой написала, что спрятала для него подарок на полянке под третьим цветком. Но человечек никак не может отыскать его.

Покажите, как «считает» цветы Незнайка, нарочно называя места неправильно, начиная счёт не с той стороны или считая не по порядку.

  • В чём проблема? Бабушка пошутила?

Малыш должен усвоить, что порядковый счёт должен однозначно указывать на предмет. Меняя направление счёта, мы получаем другую позицию, другой предмет, мы не находим подарок.

Поиграйте с цветочками, пересчитывая их справа налево, потом слева направо. А теперь посчитаем, сколько всего цветочков. Если уберём один, какой цветок исчез? А сколько их осталось на поляне? А если между третьим и четвёртым посадим ещё один цветочек, что изменится? Какой цветок теперь на пятом месте? А крайний справа цветок на каком месте?

Дидактическое пособие по обучению счёту в детском саду своими руками

Дидактическое математическое пособие для дошкольников своими руками

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Веселый счет» для индивидуальной работы с дошкольниками
Автор: Хохлова Наталья Евгеньевна Должность: учитель-дефектолог Место работы: МКДОУ №22 г. Миасс Челябинская область Описание: мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Веселый счет» для индивидуальной работы с дошкольниками по формированию элементарных математических представлений. Назначение материала: для педагогов ДОУ и заботливых родителей. Цель: Изготовление дидактического пособия «Веселый счет» для индивидуальной работы с дошкольниками. Задачи: — учить создавать дидактические пособия своими руками; — развивать творчество. Одним из основных направлений дошкольной подготовки является математика. «Стихия ребенка – игра», поэтому основной принцип – играя обучать. Обучение математике в игровой форме развивает и формирует познавательный интерес ребенка. Для изготовления дидактического пособия «Веселый счет» нам понадобятся материалы: Белый картон; Ножницы; Клей; Самоклеющаяся пленка.


И так же картинки. Я сделала заготовку из картинок, взятых с просторов интернета, и распечатала их на цветном принтере. На одном листе формата А4 у меня поместилось 4 ряда картинок. Размеры одного ряда: высота 4,5 см, ширина (длина) 28 см. В каждом ряду по 10 штук картинок. С удовольствием поделюсь с вами своими заготовками. Разрезаем распечатанные заготовки на полоски по линиям.


Делаем такие же заготовки (полоски) из картона размером 4,5 см * 28 см). И дополнительно к каждой заготовке нам понадобятся по две небольших полоски размером 0,7 см * 28 см.


Далее наклеиваем при помощи клея наш ряд картинок на картонную заготовку.


Если у вас есть достаточное количество картинок, из журналов, ненужных книг, то можно их вырезать и наклеить на картон, тогда не нужно распечатывать картинки. Далее нам понадобиться самоклеющаяся пленка, которая может быть любого цвета. Отрезаем полоску самоклейки чуть шире нашей самой узкой полоски.


Приклеиваем узкую картонную полоску по самому краю самоклейки, оставив клейкую часть пленки открытой.


Затем берем нашу широкую полоску с наклеенной на нее картинкой и накладываем ее картинкой вниз, совмещая края узкой и широкой полосок, оставляя так же открытым клейкий край пленки.


После того как края полосок совмещены, загибаем клейкий край пленки, склеивая тем самым узкую и широкую полоски, переворачиваем и смотрим что у нас получилось.


Аналогично обрабатываем второй край широкой полоски. Далее заклеиваем самоклеющейся пленкой тот край широкой полоски, откуда будет начинаться счет предметов.


Отрезаем маленькую полоску картона, или любой бумаги. Размер высота 4,5 см, ширина 0,7 см.


Подкладываем данную полоску под наши бортики


И сверху наклеиваем полоску самоклеющейся пленки такого же размера.


Сделать это нужно так, чтобы с этой стороны карточки мы могли вставить полоску-«движок». Сейчас наша карточка выглядит не очень эстетично из-за того, что узкие полоски по краю карточки не прилегают плотно к основанию и топорщатся. Все это можно будет исправить после того, как все карточки будут готовы, путем помещения их под пресс.


Далее вырезаем из картона полоску-«движок». По высоте она должна быть на пару миллиметров меньше, чем изготовленная карточка, а по длине на пару сантиметров больше.


Вставляем полоску-«движок» в изготовленную карточку и карточка полностью готова.


Дидактическое пособие «Веселый счет», изготовленное своими руками я использую в индивидуальной работе с детьми по формированию элементарных математических представлений, таких как количество и счет. Данное пособие помогает решать следующие задачи: — закрепить количественный и порядковый счет; — упражнять детей в отсчете предметов; — закрепить прямой и обратный счет; Работая в детском саду компенсирующей направленности, большое внимание приходиться уделять не только развитию психических процессов, но и развитию речи. Поэтому и пособия стараюсь подбирать многофункциональные. Так же работа с данным пособием способствует обучению детей согласованию числительных с существительными в роде, числе, падеже, обогащению речи существительными и прилагательными. Например: одна кастрюля, две кастрюли, три кастрюли, четыре кастрюли, пять кастрюль;


Или употребление слов один-одна-одно, два-две; Одно яблоко – два яблока и т.д.; Можно считать с использованием прилагательного — одно зеленое яблоко и т.п.


Карточки можно изготовить с использованием картинок соответствующих лексической теме недели.


При желании можно изготовить необходимое количество карточек для работы с подгруппой. Надеюсь, что вам и вашим детям данное дидактическое пособие будет хорошим помощником. Желаю творческих успехов!

Рекомендуем посмотреть:

Многофункциональное игровое пособие для дошкольников своими руками Дидактическое пособие для младших дошкольников своими руками Дидактическое пособие своими руками для детского сада Дидактическое пособие «Парные картинки» своими руками для детского сада

Похожие статьи:

Игровой макет для детей 4-7 лет «Мой город»

Многофункциональное дидактическое пособие для детей 5-6-7 лет

Пособие для развития мелкой моторики своими руками

Советы «Эврики»:

  1. Детям младше четырёх лет вы можете рассказывать о том, что счёт нам помогает узнавать количество предметов и находить место этих предметов. Но ждать правильного применения порядковых и количественных числительных в раннем дошкольном возрасте не стоит.
  2. Если ребёнок ошибается, называя при счёте неверное числительное, мягко поправляйте его каждый раз, когда это не будет отвлекать от других развивающих задач вашего занятия с дошкольником.
  3. Напоминайте ребёнку, что счёт «один, два, три» используем, когда хотим узнать, СКОЛЬКО предметов. Когда ищем, КАКОЙ по счёту, то считаем «первый, второй, третий».
  4. Используйте приведённые описания игр в качестве образца, смело меняя условия, главных персонажей и дидактические материалы. Фантазируйте, наслаждаясь педагогическим творчеством и полезным взаимодействием с любимым дошколёнком.

Счастливого вам родительства! До новых встреч!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]