Презентации по воспитанию толерантности у дошкольников. Презентация на тему «толерантность среди детей дошкольного возраста»


Воспитание основ толерантности у дошкольников(из опыта работы детского сада)

Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем.

В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность.

Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития личности. Поэтому в своей работе мы стремимся сформировать у детей нравственные ценности, которые являются важнейшими показателями целостности личности, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути.

На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста.

Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования.

Определение слова «толерантность»:

В испанском языке

— способность

признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;

Во французском

– отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

В английском

– готовность быть терпимым, снисходительным;

В китайском

– позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

В арабском

– прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

В русском

– способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Идеи, взятые за основу:

Относиться к окружающим с уважением.

Никогда не думать, что Ваше мнение важнее мнения другого человека.

Не навязывать свое мнение другим, его можно просто высказать.

Надо помнить, что каждый волен выбирать свой имидж и стиль, свои привычки и пристрастия (в рамках приличия).

Уметь видеть ценность и самобытность культуры каждой нации.

В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания, и мы воспитатели , должны довести до сознания детей то, что Ведь люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей

Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач

, которые объединены в два взаимосвязанных блока:

I. Воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:

1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;

4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;

5) формирование умения определять границы толерантности.

II. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования:

1) профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе;

2) гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания;

3) включение в реформирование образования ведущих идей педагогики толерантности;

4) реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитанию толератности у детей.

Основные принципы:

1. Принцип субъективности. Требует опоры на самостоятельную активность ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения в отношениях с другими людьми.

2. Принцип адекватности. Требует соответствия содержания и средств воспитания, ориентирован на реальные отношения, складывающиеся между детьми, родителями, педагогами.

3. Принцип рефлексивной позиции. Предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений к значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках.

4. Принцип индивидуализации. Предполагает определение индивидуального подхода при воспитании сознания и поведения.

5. Принцип создания толерантной среды. Требует формирования в детском саду гуманистических отношений, основывающихся на праве каждого иметь своеобразное отношение к окружающей среде, самореализацию в разных формах.

Принципы содержания работы:

  • —Комплексно- тематический подход к планированию.
  • —Личностно- ориентированное взаимодействие участников образовательно- воспитательного процесса.
  • —Интеграция образовательных областей.
  • —Использование форм работы с детьми, соответствующих возрастной группе.
  • —Обеспечение эмоционального и практического компонентов этнотолерантности.
  • —Построение предметно- развивающей среды с учетом современных требований.

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников


Формы воспитания толерантности:

Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.

Спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;

2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;

3) русские народные подвижные игры;

4) проведение русских народных праздников, например таких как “Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем;

5) изучение народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран; 6) знакомство детей с традициями народов разных стран;

7) с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;

8) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;

9) сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.

Конечно, формирование толерантности происходило постепенно, потому что все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности.

На занятиях использовали разнообразные методические приёмы:

1. Игры и игровые упражнения

, направленные на:

— развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;

— развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;

— развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»:

— гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;

— развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;

— развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;

— регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;

— проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»,

2. Обсуждение и проигрывание ситуаций

(проблемных ситуаций), направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.

3. Этюды и упражнения

направленные на:

— на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;

— воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».

4. Использование художественного слова

: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.

5. Использование наглядных пособий

: сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.

6. Продуктивный вид деятельности

– рисование, на темы: «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля»,

7. Вспомогательный приём – слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.

Работа с детьми:

  • —Беседы
  • —Проекты
  • —Конструирование
  • —Видеопросмотры
  • —Экскурсии
  • —Целевые прогулки
  • —Фольклорные и тематические праздники
  • —Театрализованные представления

Работа с родителями.

Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого использовали разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.

  • Анкетирование
  • —Совместные праздники
  • —Круглые столы
  • —Конкурс «Моя родословная»
  • —Конкурсы совместных рисунков
  • —Выставки

— Сотрудничество ДОУ с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка родителей и социума.

— Мероприятия с родителями:

— — круглый стол;

— — тренинги, семейные игротеки;

— — тематические дни в ДОУ;

— — консультативный пункт;

— — «Школа для родителей»;

— — клуб «Надежда» совместно с центром социальной защиты населения «Данко».

— — целевые экскурсии совместно с детьми по городу.

Разработан проект по формированию толерантности детей старшего дошкольного возраста «Толерантность – дорога к миру!».

В рамках решения задач поликультурного воспитания было предусмотрено взаимодействие с социальными институтами:

– социальным ;

— клубом пожилых людей «У самовара»;

— казачьим обществом «Станица Покачевская»;

— движением «Эхо поколений»;

— краеведческим музеем;

— выставочным залом.

Цикл проводимых мероприятий позволяет нам в условиях дошкольного учреждения формировать у детей дошкольного возраста представление о региональных особенностях и иных культурных различиях, а так же приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).

Цель и задачи проекта.

Цель

: Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя.

Задачи

:

1. Создание условий в ДОУ для формирования толерантности детей, педагогов, родителей.

2. Развитие коммуникативных способностей как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием.

3. Организация системной работы по формированию позитивного отношения к окружающему миру, представителям разных народов, пожилым людям и людям с ограниченными возможностями.

4. Формирование представлений ребенка о себе, как уникальной самоценной, неповторимой личности и воспитание активной жизненной позиции на основе:

• осознания ребенком своих потребностей (физических, духовных), выработки умения удовлетворять их не в ущерб другим;

• осознания своих возможностей; формирования умения поступать в соответствии с ними, стремления к их развитию;

• осознания своих достоинств и недостатков; проявления критичности;

• осознания своих прав и обязанностей перед собой и другими людьми;

• развития умения давать оценку своим поступкам и поступкам других; умения делать свой выбор и принимать решение; прислушиваться к мнению других; мирно, без конфликтов решать возникающие проблемы;

• углубления понимания значимости и ценности жизни каждого человека;

• формирования умения отстаивать свои права и считаться с правами других, проявлять терпимость, уважение традиций и культуры других;

• определения вместе с детьми правил и норм человеческого общежития, (знакомство с понятиями «правила», «закон», «норма», «требования», «традиции», «уважение»).

5. Формировать мотивационную, теоретическую готовность родителей, воспитателей и всех заинтересованных субъектов образовательного процесса к реализации системы формирования у детей седьмого года жизни основ толерантности.

6. Развивать систему продуктивного взаимодействия между участ­никами образовательного процесса и социальными партнерами.

Проект базируется на общепедагогических и частных принципах воспитания толерантности

:

— целенаправленности;

— индивидуальных и возрастных особенностей

— культуросообразности;

— единства социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта;

— уважительного отношения к личности;

— положительных черт ребенка;

— социальной обусловленности процесса воспитания толерантности;

— единства знания и поведения;

— диалогичности и сотрудничества;

— рефлексии.

Также, работа по проекту предполагает преемственность

работы со школой по повышению качества работы по толерантному воспитанию и образованию детей.

Неделя «Дружат дети всей Земли»:

Беседы с детьми об истории праздника: «День народного единства».

Рассказ, беседа, рассматривание иллюстраций, фото на тему: «Дружба народов разных национальностей, национальные обычаи народов».

Проведение подвижных национальных игр.

Выставка детских работ «Мы разные, но мы дружим».

Музыкально- спортивное мероприятие «Дружат дети всей Земли».

Оформление стенда «Я маленький, но я имею право».

Подборка дидактических игр по правовому воспитанию, сказок, стихов.

Оформление картотеки игр народов мира.

Конкурс плакатов по толерантности «Толерантность-дорога к миру».

Организация недели национальной кухни.

Совместное проведение праздников и развлечений

Наше ДОУ приняло активное участие в городской фестиваль «Югра- это ты и я!».

Реализация проекта по взаимодействию с пожилыми людьми «Мудрость рядом с нами».

Прикосновение к истокам русского народного творчества вызывает у детей сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

МБДОУ ДСКВ «Рябинушка» и клуб «У самовара» решили ввести в традицию проведение совместных мероприятий в детском саду.

Наш проект направлен в первую очередь на развитие духовно-эмоциональной связи между детьми и пожилыми людьми нашего города, которые приехали в Покачи совсем молодыми, прожили и проработали здесь многие годы.

Проект необходим для формирования позитивного отношения к пожилым людям. Деятельность в рамках проекта – это длительное творческое сотрудничество МБДОУ ДСКВ «Рябинушка» и клуба «У самовара». В результате работы сформировался коллектив единомышленников из членов клуба «У самовара» и коллектива детского сада – детей, педагогов, родителей.

Цель данного проекта:

Формирование позитивного отношения дошкольников к старшему поколению как к уважаемым членам общества через приобщение их к активному сотрудничеству, через разъяснение дошкольникам значения мудрости пожилого человека.

Задачи:

1. Развивать эмоции и мотивы, способствующие формированию уважения к людям старшего поколения.

2. Способствовать расширению круга общения с взрослыми.

3. Формировать коммуникативные умения и навыки; тактично, с уважением обращаться к гостям детского сада, внимательно их выслушивать.

4. Воспитывать внимательное отношение к пожилым людям.

5. Поддерживать и развивать проявления гуманности в поведении детей.

6. Формировать интерес к общественной жизни.

7. Укреплять знания о семейных традициях и наладить преемственность между поколениями.

8. Привлекать пожилых людей к совместной деятельности с детьми и сотрудниками детского сада для проведения цикла совместных мероприятий.

Реализация проекта «Доброта спасет мир»:

Цель проекта:

Организация взаимодействия детей дошкольного возраста с детьми с ограниченными возможностями в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Дети с отклонениями в развитии участвуют в прогулках, спортивных досугах и развлечениях художественно-эстетического цикла, других мероприятиях вместе с нормально развивающимися детьми. Они имеют возможность посещать возрастные группы, экологическую, изобразительную, театральную студии, спортивный зал. При этом дети с отклонениями в развитии включаются в различные виды деятельности (игровую, изобразительную, музыкально -ритмическую и др.) совместно с воспитанниками этих групп. Такая модель – первая ступенька интеграции, когда существующая поначалу дистанция между детьми может постепенно сокращаться. Общение способствует включению механизмов социальной адаптации

к жизни, формированию модели поведения в обществе. Общение детей ДОУ с детьми- инвалидами является своеобразной «школой нравственности», направленной на формирование отзывчивости, взаимопонимания, гуманности.

Неделя Доброты

Воспитатели размышляли с воспитанниками о важных нравственных ценностях: о добре, об уважении, о любви. Занятия по нравственному воспитанию каждому ребенку показали, как важны в жизни каждого человека такие качества как доброта, милосердие, добросердечность.

В младших группах дети узнали, что к животным нужно относиться с любовью и заботой, нельзя причинять даже самого маленького страдания ни одному живому существу. Достойны осуждения, те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек, собак, обрекают их на мучения. Нужно проявлять участие к бездомным животным, помогать им выживать.

В старших дошкольных группах речь шла о дружбе, доброте, о хороших и добрых поступках. Теперь каждый знает: чтобы поверить в добро, надо начать его делать. Ведь добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.

Месячник оборонно-массовой и спортивной работы.

Задачи: Формирование у детей чувства любви к родному краю, к его истории.

Формирование представлений о России, как о родной стране, о Москве, как о столице, воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания, воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики. Привлечение к участию в культурно- массовых мероприятиях родителей.

Неделя театральных представлений.

Были представлены такие сказки, как «Под грибом», «Как ежик счастье искал», «Волк и семеро козлят» и др.

Празднование Дня семьи

стало в нашем детском саду традиционным мероприятием, которое решает немаловажные задачи воспитания толерантности у детей.

Великий день Победы.

День Победы занимает особое место в жизни каждого россиянина. Поэтому, педагоги нашего детского сада доступно рассказывают о том длинном и трудном пути, который предшествовал этому знаменательному дню. В канун праздника мы провели конкурс чтецов «Мы это будем помнить всегда…». В ходе мероприятия дети просмотрели презентацию «О войне — детям», слушали тематические песни и читали стихотворения. Всего в конкурсе чтецов приняли участие 26 детей. Всем детям были вручены подарки и сладкие призы. Победители призовых мест получили грамоты. Была проведена акция «Гордимся и поздравляем». Дети рисовали тематические рисунки о празднике Победы и поздравляли горожан, расклеивая поздравительные открытки в общественных местах города.

В результате, наши выпускники знают, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети могут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта. Таким образом, происходит воспитание толерантных установок.

Список использованных источников:

https://nsportal.ru

https://dohcolonoc.ru

https://www.moi-detsad.ru

https://ped-kopilka.ru

«Подарок»

2015, Германия

Трогательная история о дружбе, объединенной общей болью. За 4 минуты вы измените отношение не только к своей жизни, но и научитесь понимать чужую, особенную.

Короткометражка The Present собрала около 50 наград и была показана на более чем 180 фестивалях, после чего ее создатель, немецкий мультипликатор Якоб Фрей, выложил мультфильм в открытый доступ.

Автор прокомментировал:

Теперь, когда наше успешное фестивальное путешествие подошло к концу, мы решили, что настало время поделиться нашей работой со всем миром.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]