Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему «Дымковская игрушка» «Роспись дымковской игрушки «Барыни»»


Проект в средней группе ДОУ. Дымковская игрушка

Описание: данный проект разработан для детей среднего дошкольного возраста, может быть полезен воспитателям детских садов Цель проекта: Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народными промыслами — дымковской игрушкой, росписью.
Задачи: Образовательные: — Познакомить с дымковской игрушкой, с элементами дымковской росписи. — Формировать навык использования материалов для рисования. — Учить видеть красоту дымковской игрушки. — Развивать художественный вкус в результате изготовления поделок.

Развивающие: -Развивать познавательную активность, зрительную память, внимание, любознательность. — Развивать художественный вкус в результате изготовления поделок. — Развивать моторику рук и тонких движений пальцев. — Развивать все компоненты связной речи, ее грамматический строй, диалогическую речь, социальную и языковую компетентность, навыки общения.

Воспитательные: — Воспитывать любовь к народно-прикладному искусству, к народному творчеству. — Воспитывать уважение к работе мастеров.

Вид проекта: познавательно — творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный

Участники проекта: воспитатели, родители, дети средней группы.

Актуальность: Дымковская игрушка — русская народная игрушка, которая прочно вошла в быт детских дошкольных учреждений. Более «детскую» игрушку трудно вообразить. Дымковские игрушки привлекают детей яркостью и оригинальностью. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Декоративное рисование дымковской игрушки просты, но своеобразны, они наивны, но выразительны. Декоративное рисование дымковской игрушки дает возможность детям почувствовать себя в роли художника — декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование красоты окружающего мира, природы.

Ожидаемый результат: в ходе реализации данного проекта я предполагаю, что в результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагога группы у детей сформируется интерес к дымковской игрушке. Они усвоят цвета данной росписи, смогут называть все ее элементы. Узнают приемы рисования и научатся составлять узоры. Дети получат первоначальные представления о декоративно – прикладном искусстве, расширят кругозор с помощью стихов, загадок, игр. Родители воспитанников проявят интерес к реализации проекта и будут его использовать в домашних условиях.

План реализации проекта: 1. Заинтересовать русской народной культурой на примере знакомства с дымковской игрушкой. 2. Подготовительный этап: — Выбрать и изучить литературу об истории дымковского промысла, современного его состояния.

— Создание необходимых условий для реализации проекта. — Разработка и накопление методических пособий по знакомству с дымковской росписью.

3. Основной этап (практический): — Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по формированию знаний дошкольников о дымковской игрушке. — Реализация проекта через разные виды деятельности: проведение бесед с детьми, рассматривание пособий, художественно – творческая деятельность, проведение дидактических и настольных игр, разучивание стихов, потешек, отгадывание загадок по теме.

4. Заключительный. — Выставка рисунков по теме, поделок. -Оформление консультаций для родителей «Роль народной игрушки в воспитании дошкольника» — Организация выставки совместных работ родителей и детей «Красота Дымки». — Викторина для родителей и детей «Фабрика дымковской игрушки».

Продукт проектной деятельности: Дидактические игры, раскраски «Дымковские игрушки», пополнение коллекции дымковской игрушки, выставка поделок «Красота Дымки».

НОД. Познание. Цель: Закреплять умение рассматривать, описывать и сравнивать народные игрушки. Сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора. Воспитывать интерес, уважение и бережное отношение к народному творчеству.

1. Тема: «Знакомство с дымковской игрушкой». 2. Тема: презентация «Веселая Дымка». 3. Тема: отгадай загадку «Прекрасная Дымка».

Общение. Цель: Рассматривание, сравнение и описание предметов. Формулирование высказываний и самостоятельных суждений, составление предложений. Эмоционально реагировать на рассказ, задавать вопросы. 1. Тема: беседа ««Особенности росписи дымковских игрушек». 2. Тема: чтение стихотворений о дымковской игрушке. 3. Тема: отгадывание загадок про дымковские игрушки. 4. Тема: разучивание стихов о дымке.

Художественное творчество. Цель: Рассматривание дымковских игрушек, изучение деталей и особенностей орнамента. Участие в беседе о цвете и ритме в узоре. Выполнение задания по образцу. Самостоятельный выбор цвета для узора и составление узора из знакомых элементов. Развивать мелкую и крупную моторику рук. 1. Тема: «Дымковская игрушка» (раскрашивание карандашами по предложенному образцу). Раскраска по выбору детей. 2. Тема: «Узоры дымковской игрушки» (рисование гуашью некоторых узоров). 3. Тема: «Украшение дымковскими узорами тарелочки»» (аппликация с элементами рисования). 4. Тема: «Украшение платья дымковскими узорами» (рисование).

Развивающие игры. Цель: обогащать словарь детей. Развивать связную речь, внимание, мышление. Закрепить знания о дымковской игрушке. 1. «Дымковское Лото». 2. «Найди такой же узор». 3. «Собери узор». 4. «Собери целое».

Музыкально- художественная деятельность. Цель: развивать у детей интерес к народной музыке, желание ее слушать. Вызывать эмоциональную отзывчивость. 1. Л. Волокитина «Ярмарка». 2.Русская народная песня «Ягодка». 3. Русская народная песня «Барыня». 4. Русская народная песня «Жили у бабуси». 5. Русская народная песня «Во поле береза стояла».

Подвижные игры. Цель: познакомить детей с народными играми. Воспитывать умение действовать в коллективе. 1. «Ручеек». 2. «Горелки». 3. «Башмачки потерялись». 4. «Перетягивание каната». 5. «Золотые ворота».

Паспорт проекта «Дымковская игрушка»

Паспорт проекта «Дымковская игрушка»

Вид проекта:

познавательно-творческий, долгосрочный.

Автор проекта: Чернышова Любовь Васильевна, воспитатель первой квалификационной категории, МКДОУ «Новониколаевский детский сад №1».

Участники проекта:

воспитанники старшей группы, родители воспитанников, воспитатель группы.

Продолжительность проекта:

2014-2015 учебный год.

Актуальность темы:

история народной игрушки начинается с глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка – одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие. Меня заинтересовал не только эстетический аспект изготовления поделок по мотивам дымковской игрушки, но и возможность использовать поделки для развития всех компонентов связной речи, повышение эффективности обучаемости на основе яркого самовыражения в театрализованной и игровой деятельности.

Гипотеза:

знакомство с народным промыслом, изготовление игрушек, игры с поделками расширят кругозор детей, приобщат их к изобразительному искусству, помогут развивать интерес детей к традициям и истории русского народа.

Цель проекта:

— формирование интереса к произведениям искусства;

— воспитание интереса к художественно – творческой деятельности;

— развивать устойчивый интерес к народным промыслам;

— создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности.

Задачи:

— создавать благоприятные условия для самостоятельной художественно-речевой и театрализованной деятельности;

— познакомить детей с историей дымковской игрушки;

— сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора;

— продолжать воспитывать на народных традициях, показывая связь народного декоративно-прикладного искусства, народной музыки и устного народного творчества, прививать детям любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев;

— использовать свои поделки в самостоятельных играх, показывать спектакли, настольный театр, составлять небольшие рассказы по своим поделкам;

— развивать все компоненты связной речи, ее грамматический строй, диалогическую речь, социальную и языковую компетентность, навыки общения;

— развивать моторику рук и тонких движений пальцев;

— развивать познавательные процессы — восприятие, внимание, память, логическое мышление;

— развивать художественный вкус в результате изготовления поделок.

Основные направления работы с детьми:

— совместная деятельность взрослого и ребенка;

— самостоятельная деятельность детей;

— беседа;

— расширение кругозора за счет сообщения сведений различного характера;

— рассматривание поделок, образцов, фотографий, иллюстраций;

— чтение художественной литературы, разучивание стихов о Дымкове, русских потешек;

— художественное творчество;

— театрализованная деятельность (обыгрывание готовых фигур по сюжетам русских народных потешек);

— игры.

Принципы реализации проекта:

— принцип интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (художественное творчество, художественная литература, театрализованная деятельность, игры, музыка);

— принцип доступности.

Методы и приемы, используемые в работе:

методы, которые использовались, были выбраны, исходя из цели и задач, поставленных нами в данном проекте, его структуры, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, уровня сформированности коллектива.

  • Словесные методы: объяснение, беседа, разъяснение, устная инструкция, художественное слово, речевые игры.
  • Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, показ с проговариванием действий, работа со схемами, базовыми формами.
  • Практические: упражнения, метод познавательных (дидактических) игр, создание проблемной ситуации.
  • Игровой метод.

Для создания мотивации использовались игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применялись художественное слово и музыкальное сопровождение.

Создание фигурок и поделок сопровождаем речью. Используем заучивание стиха, и сочинение сказки. В процессе работы дети и стишок выучат и фигурку освоят, легко запомнят и рассказ-объяснение и новые понятия, обогатят свой словарь, развивая образное мышление.

Важен не только конечный результат, но и сам процесс создания фигуры, художественное слово, вопросы детей, ответы, советы и, конечно, игра. Мы не старалась добиться одновременного окончания работы всеми детьми, кто-то сделал и пошел играть с поделкой, а с остальными мы доделываем.

Фигура готова. Но она белая, не интересная. На помощь приходят краски и детская фантазия. Фигурки оживают, становятся яркими. Каждая фигурка приобретает свой собственный неповторимый характер.

Взаимодействие с родителями воспитанников:

для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители — самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали.

— анкетирование «Как мы проводим время с ребенком после детского сада?»;

— беседы с родителями о важности ознакомления с историей и искусством русского народа для всестороннего развития личности ребенка;

— консультация «Художественно – эстетическое воспитание детей в семье»;

— презентация проекта « Мини – музей Дымковской игрушки».

— подбор информации о народном промысле Дымково;

— совместное творчество;

— выставка работ, выполненных по мотивам дымковской игрушки в разных техниках;

Создание условий:

немаловажное значение имеет создание условий для развития конструктивного мышления, творческих способностей, установления атмосферы дружбы и доверия – это наличие необходимых материалов и их свободное пользование, оформление выставок из детских работ, оборудовать место в группе «Мини – музей», подобрать литературные произведения для настольного театра.

Предполагаемые результаты:

— применять полученные знания и умения в практической деятельности (самостоятельное изготовление поделок);

— проявление творчества при изготовлении поделок;

— применение своих поделок в самостоятельных играх, театрализованной деятельности.

Этапы реализации проекта:

1 этап — Подготовительный

2 этап – Практическая деятельность по решению проблемы

3 этап – Анализ проектной деятельности и оценка результатов

4 этап — Презентация проекта

Обеспечение:

познавательная литература, художественная литература, фотоальбомы, материал для изобразительного творчества, дополнительный материал и атрибуты для театрализованной деятельности.

Коммуникативные навыки:

— дети получают удовольствие от совместной деятельности со взрослым;

— получают положительные эмоции от творческой деятельности;

— пользуются речью как средством общения со сверстниками;

— испытывают чувство гордости за самостоятельно созданный продукт деятельности и за созданный совместно со взрослым.

Продукт проектной деятельности:

— создание «Мини – музея»;

— детские работы;

— коллекция поделок для «Мини – музея»;

— изготовление дидактических игр: «Поможем художнику», «Волшебные игрушки», «Наряди барышню».

Заключение.

Отличительной особенностью данного проекта является реализация идеи о нравственном и патриотическом воспитании дошкольника через художественно – творческую деятельность и игру с народной игрушкой и знакомство с народным промыслом. Организация деятельности в рамках проекта «Дымковская игрушка» предполагала взаимодействие взрослых и детей, в котором объектом исследования выступала игрушка, как самоценный объект окружающей среды, важный элемент в жизни дошкольника.

Литература

1. Гаврилова В. В. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет: рекомендации, планирование, конспекты занятий / под ред. В. В. Гаврилова, Л. А. Артемьева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 143с.

2. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир: программа и метод. рекомендкции. –М.: Мозаика – Синтез, 2008.

3. Мартынова А.Н. Потешки, считалки, небылицы. – М.: Современник, 1989.

4. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. –М.: Мозаика – Синтез, 2010.

5. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная группа: Программа, конспекты: пособие для педагогов дошкол. Учрежд. М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2008.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: