На службе
После окончания учёбы Иоганн Себастьян был направлен к герцогу Эрнсту на должность музыканта при дворе. Неудовлетворённость от зависимого положения заставляет его поменять работу. В 1704 году Бах получает должность органиста Новой церкви в Арндштадте. Краткое содержание статьи не даёт возможности подробно остановиться на творчестве великого композитора, но именно в это время им было создано много талантливых произведений. Сотрудничество с поэтом Кристианом Фридрихом Хенрици, придворным музыкантом Телемахом обогащало музыку новыми мотивами. В 1707 Бах переезжает в Мюльхузен, продолжает работать церковным музыкантом и заниматься творчеством. Власти довольны его работой, композитор получает вознаграждение.
Иоганн Себастьян Бах. Биография и творчество
Родился будущий композитор в 1685 году в небольшом городе Эйзенахе, в музыкальной семье. Для всего рода это была традиционная профессия. Первым учителем музыки Иоганна был его отец. Мальчик имел отличный голос и пел в хоре. В 9 лет он оказался круглой сиротой. После смерти родителей его воспитывал Иоганн Кристоф (старший брат). В 15 лет паренек окончил Ордруфский лицей с отличием и переехал в Люнебург, где начинал петь в хоре «избранных». К 17 годам он обучился игре на разных инструментах: альте, клавесине, органе, скрипке. С 1703 года живет в разных городах: Арнштадте, Веймаре, Мюльхаузене. Жизнь и творчество Баха в этот период были полны определенных сложностей. Он постоянно меняет место жительства, что связано с нежеланием чувствовать себя зависимым от тех или иных работодателей. Служил он музыкантом (как органист или скрипач). Условия труда его также постоянно не устраивали. В это время появляются его первые композиции для клавира и органа, а также духовные кантаты.
Продолжение творческого пути
В 1717 году Баха переходит на службу к герцогу Анхальт – Кётенскому, высоко ценившему его талант. За период с 1717 по 1723 появились великолепные сюиты Баха (для оркестра, виолончели, клавиры).
В Кётене были написаны Бранденбургские концерты Баха, английская и французская сюиты.
В 1723 году музыкант получает место кантора и учителя музыки и латыни в церкви святого Фомы, затем становится музыкальным директором в Лейпциге. Широкий репертуар Иоганна Себастьяна Баха включал в себя как светскую, так и духовую музыку. За свою жизнь Иоганн Себастьян Бах успел побывать руководителем музыкальной коллегии. Несколько циклов композитора Баха использовали всевозможные инструменты («Музыкальное приношение», «Искусство фуги»)
Рождественская оратория
«Рождественская оратория» состоит из 6 частей. Все они единообразны, т.е. вначале мы слышим роскошный, торжественный хор или же инструментальную пьесу, симфонию с очень праздничным характером. А в конце у каждой части – церковный хорал.
Во всех частях есть свое евангельское повествование. Оратория была написана в 1734 году, на основе сочиненных им ранее кантат. Впервые ее исполнили в рождественские праздники в 1735 году в лейпцигской церкви Святого Фомы. Основа – сюжет, изложенный в Евангелиях от Матфея и от Луки, речитативы полны сердечности и возвышенности.
Последние годы жизни
В последние годы жизни Бах быстро терял зрение. Музыку его тогда считали немодной, устаревшей. Несмотря на это, композитор продолжал работать. В 1747 году он создаёт цикл пьес под названием «Музыка приношения», посвящённый прусскому королю Фридриху Второму. Последней работой стал сборник произведений «Искусство фуги», включивший в себя 14 фуг и 4 канона.
Умер Иоганн Себастьян Бах 28 июля 1750 года в Лейпциге, но его музыкальное наследие остаётся бессмертным.
Краткая биография Баха не даёт полного представления о сложном жизненном пути композитора, о его личности. Подробно с его судьбой и творчеством можно познакомиться, прочитав книги Иоганна Форкеля, Роберта Франца, Альберта Швейцера.
Конспект музыкального занятия для детей подготовительной группы. Музыка Баха
Музыкальное занятие в детском саду. Музыка Баха. Конспект
Автор: Молокова Анна Владимировна — музыкальный руководитель в детском саду Цель:познакомить детей с музыкой И. С. Баха. Задачи: — Отличать разную по характеру музыку, определять звучание и темп музыки, познакомить детей с новыми музыкальными инструментами, исполнять танцевальные движения под музыку менуэта. — Развивать навыки выразительного чтения поэтического текста; навыки игры на детских музыкальных инструментах. — Воспитывать интерес к произведениям зарубежной классической музыки.
Ход занятия:
Музыкальный руководитель – Дети, мы узнали с вами, что «Чудом 18 века» называли Моцарта. Вы пели его «Колыбельную» и «Весеннюю» песни, исполняли в оркестре «Турецкий марш». А сегодня мы откроем с вами дверь в удивительный мир музыки Иоганна Себастьяна Баха, и вы увидите, какой разной она бывает! — Что вы видите в моих руках? Дети — Скрипичный ключ! Музыкальный руководитель — Правильно. Он и поможет нам открыть эту волшебную дверь, ведь скрипичный ключ пишется со второй линейки – там, где живёт нота «соль». А Бах очень любил звучание этой ноты. Он даже написал «Арию для струны соль». Музыкальный руководитель исполняет начало Арии. Дети говорят по очереди. — Великий немецкий композитор Бах родился весной. — Бах родился 21 марта. — Это было 300 лет назад. — В 10 лет Бах остался без родителей. — Он остался с двумя братьями, которые были старше его. — Старший брат Кристоф был очень строгим. Музыкальный руководитель – Кристоф давал Баху пьесы для игры на клавесине, Иоганн быстро выучивал их и просил дать ему ещё более трудные, но Кристоф не соглашался. Тогда Бах ночью при лунном свете переписывал ноты известных композиторов, чтобы потом самому их сыграть. В семье Баха все были музыкантами: и дед, и отец, и даже пятеро сыновей самого Баха. Дедушка Баха был пекарем, но, идя на мельницу, он всегда брал с собой цитру и играл на ней, пока мололось зерно. Любимым инструментом Баха был орган. Всю свою жизнь Бах играл на органе в разных церквях. Ребёнок — Словно гром гремит в горах – За органом сидит Бах! Как вдали слышны раскаты – Так звучит его Токката. Дети слушают фрагмент «Токкаты ре минор» Баха. Музыкальный руководитель – Эти звуки поражают! Словно в Космосе сияют Миллиарды дальних звёзд, Образуя дивный мост. Ребёнок — Часы идут, часы поют, И мерно стрелки круг бегут. Вот утро, полдень, вечер, ночь – Всё повторяется точь-в-точь. Музыкальный руководитель — Проходят время и года, Но музыка живёт всегда! Музыкальный руководитель исполняет Прелюдию Баха до минор (сб. «Маленькие прелюдии и фуги»), а дети выполняют ритмическое сопровождение на треугольниках разных размеров, которые будут изображать бой часов. Музыкальный руководитель – А сейчас мы поиграем в игру «Солнышко и дождик». Я раздам вам яркие жёлтые ленточки – это будут солнечные лучики. Под плавную музыку вы будете изображать солнечные лучи, танцуя с ленточками. А когда музыка будет отрывистая, вы спрячетесь под зонтики. Ребёнок — Много солнышек сверкает. Море солнце отражает, Будто скачут апельсины, — Это звуки клавесина! Игра «Солнышко и дождик». Музыкальный руководитель поочерёдно исполняет то фрагмент «Аве Мария» (прелюдия до мажор, хтк 1 том), то фрагмент прелюдии №2 до минор (хтк 1 том.). Под первый музыкальный фрагмент дети танцуют, изображая солнечные лучики; под второй — прячутся под раскрытые зонтики. Музыкальный руководитель – Бах написал много менуэтов, ведь менуэт был в то время самым модным танцем. Сейчас и вы потанцуете менуэт под музыку Баха. Ребёнок — Куклы движутся по кругу. То поклонятся друг другу, То куда-то разойдутся, А потом опять сойдутся… При свечах. Блестит паркет. Этот танец – менуэт. Дети в костюмах кукол исполняют Менуэт (ре минор). Музыкальный руководитель – Дети, какой музыкальный инструмент может передать топот скачущих лошадей? Дети – Деревянные ложки! Музыкальный руководитель – Молодцы! Давайте возьмём их и украсим музыку Баха. Ребёнок — Вот всадники мчатся, копыта стучат, И льётся с вершины горы водопад. И, кажется, кони то в небо взлетают, То всадников снова на землю спускают. Музыкальный руководитель исполняет Прелюдию №6 ре минор (из хтк 1 том), а дети сопровождают её ритм игрой на ложках. Ребёнок — Дождик весело стучит. Флейта радостно звучит. Бах немножко пошутил – Пьесу «Шутку» сочинил! Слушание «Шутки» Баха в оркестровом исполнении. Музыкальный руководитель – Дети, а теперь отгадайте загадку: Что за инструмент такой? Он как будто бы живой! Его сильно надувают, А потом он сам играет: То свистит он, то мычит И руками шевелит! Дети отгадывают, а музыкальный руководитель показывает картинку с изображением волынки. Исполняется пьеса Баха «Волынка».
Музыкальный руководитель – Дети, какая музыка Баха вам понравилась больше всего? Дети отвечают. Музыкальный руководитель – Завершая наше занятие, давайте споём песню «Играет Бах».
Дети поют – Весенний воздух музыкой пропах, И Мир наполнен радостной капелью. А над Землёй, а над Землёй Играет Бах, играет Бах, Играет Бах, и звуки музыки его, Как капли звонкие, летят, летят на землю. (музыка В. Егорова). Оборудование: Портрет И. С. Баха, Треугольники разных размеров, деревянные ложки, жёлтые ленточки, два зонтика, костюмы для менуэта, свеча и подсвечник, иллюстрация с волынкой, скрипичный ключ.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе Конспект музыкального развлечения в детском саду. Старшая — подготовительная группа Весеннее музыкальное развлечение в подготовительной группе детского сада. Сценарий Конспект музыкальной гостиной в подготовительной группе детского сада
Похожие статьи:
Музыкальное развлечение в старшей группы. Сценарий
Музыкальное развлечение в старшей группе. Музыка Шаинского
Музыкальная сказка для детей старшей группы
Сценарий музыкальной литературной композиции по мотивам сказки Дж. Родари для детей подготовительной группы
Сценарий музыкального вечера развлечения в детском саду для детей старшей группы
Идейное содержание и круг образов Иоганна Себастьяна Баха
Творчество композитора богато по своему образному содержанию. Из-под пера настоящего мастера выходят как предельно простые, так и чрезвычайно величественные творения. Искусство Баха содержит и простодушный юмор, и глубокую скорбь, и философское размышление, и острейший драматизм. Гениальный Иоганн Себастьян в своей музыке отобразил такие значимые стороны своей эпохи, как религиозно-философские проблемы. При помощи удивительного мира звуков он размышляет о вечных и очень важных вопросах человеческой жизни:
- О моральном долге человека.
- О его роли в этом мире и назначении.
- О жизни и смерти.
Эти размышления непосредственно связаны с религиозной тематикой. И это неудивительно. Композитор практически всю свою жизнь служил при церкви, поэтому большую часть музыки для нее и написал. Вместе с этим он был верующим человеком, знал Священное писание. Его настольной книгой была Библия, написанная на двух языках (латинском и немецком). Он придерживался постов, исповедовался, соблюдал церковные праздники. За несколько дней до смерти принял причастие. Главным героем у композитора является Иисус Христос. В этом идеальном образе Бах видел воплощение лучших качеств, присущих человеку: чистоты помыслов, силы духа, верности избранному пути. Жертвенный подвиг Иисуса Христа ради спасения человечества являлся для Баха самым сокровенным. В творчестве композитора эта тема была самой важной.
Вокальные и хоровые сочинения
- Кантаты. Начиная с 1723 года Бах работал в церкви Св. Фомы, и каждое воскресенье, а также по праздникам он руководил исполнением кантат. Несмотря на то что иногда он ставил кантаты других композиторов, Иоганн Себастьян написал по меньшей мере 3 цикла своих произведений в Лейпциге, не считая тех, что были сочинены в Веймаре и Мюльхаузене. Всего было создано более 300 кантат, посвященных духовной тематике, из которых сохранились приблизительно 200.
- Мотеты. Мотеты, автором которых являлся Иоганн Себастьян Бах — произведения на духовную тематику для хора и бассо континуо. Некоторые из них были сочинены для похоронных церемоний.
- Пассионы, или страсти, оратории и магнификаты. Большие произведения Баха для хора и оркестра — это «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею» (оба написаны для Страстной пятницы в церквях Святого Фомы и Святого Николая) и «Рождественская оратория» (цикл из 6 кантат, предназначенных для проведения рождественского богослужения). Более короткие сочинения — «Пасхальная оратория» и «Магнификат».
- «Месса си минор». Бах создал свою последнюю большую работу, «Мессу си минор», в период между 1748 и 1749 годами. «Месса» так и не была поставлена полностью при жизни композитора.