Разработка урока математики в 5 классе по теме:»Задачи на части. Урок №2″


Задачи на части 5 класс презентация к уроку по математике (5 класс) на тему

Слайд 1

5 класс Задачи на части

Слайд 2

День Варенья

Слайд 3

К лассический рецепт варенья из ягод На 3 части ягод берут 2 части сахара. Сколько килограммов сахара и ягод надо купить, чтобы сварить 10 кг варенья? + = 3 части 2 части 10 кг

Слайд 4

Сахар Ягоды 2 части 3 части 1) 2+3= 5 (частей) – всего 2) 10:5 = 2 (кг) – составляет одна часть Ответ: 4 кг, 6 кг 3) 2 * 2 = 4 (кг) – нужно купить сахара 4) 2 * 3 = 6 (кг) – нужно купить ягод 10 кг варенья На 3 части ягод берут 2 части сахара. Сколько килограммов сахара и ягод надо купить, чтобы сварить 10 кг варенья?

Слайд 5

Для варенья из вишни на 2 части ягод берут 3 части сахара. Сколько сахара требуется на 4 кг ягод? Ягоды Сахар 2 части – 4 кг 3 части – ? кг 1) 4 : 2 = 2 (кг) – составляет одна часть 2) 2 · 3 = 6 (кг) – нужно взять сахара Ответ: 6 кг

Слайд 6

Подумайте и ответьте: какое важное условие (которое не оговаривается, но принимается по умолчанию) должно выполняться в задачах на части ? Все части, о которых идет речь в задаче, равные . ПОДУМАЙ!

Слайд 7

Подумайте и ответьте: что первым делом необходимо найти при решении задачи на части? Нужно узнать, сколько составляет одна часть. ПОДУМАЙ!

Слайд 8

«Необыкновенное» варенье из моркови Для этого варенья необходимо взять 2 части моркови, 1 часть воды и 1 часть сахара. Сколько моркови надо собрать Маше, чтобы приготовить 8 кг варенья ? Морковь Вода 2 части 1 часть 8 кг варенья 1 часть Сахар

Слайд 9

Для этого варенья берут 2 части огурцов, 3 части крыжовника и 4 части сахара. Сколько надо взять огурцов и сколько крыжовника, если у Маши 3 килограмма сахара? «Необыкновенное» в аренье из огурцов и крыжовника Огурцы Крыжовник 2 части — ? кг 3 части — ? кг Сахар 4 части – 3 кг

Слайд 10

Для приготовления варенья из шишек в сироп, содержащий 3 части сахара, добавляют 2 части сосновых шишек. Сколько сахара надо взять на 400 граммов шишек? «Необыкновенное» в аренье из шишек

Слайд 11

«Необыкновенное» варенье из грибов Для приготовления варенья из грибов необходимо взять 2 части воды, 2 части грибов и 1 часть сахара. Сколько варенья сварит Маша, если ежики принесли ей 6 кг сыроежек?

Слайд 12

Придумайте по схеме свой рецепт «Необыкновенного» варенья 15 ? ПОДУМАЙ!

Слайд 13

Интернет-ресурсы Рецепты: https://elite-life.narod.ru/jams44.htm http ://conservirovanie.ru/wps/archives/1539 http :// vizhevske.ru/blog/dom-hitrosti/13121.html https:// www.vashaibolit.ru/5497-celebnye-svoystva-varenya-iz-sosnovyh-shishek.html Видео: https:// vk.com/mashaimedvedtv

Задачи на части. тренажёр по математике (5 класс)

​Одним из сложных разделов математики является решение задач

Сложным он является потому что для решения задач учащемуся необходимо иметь навык логического мышления, умения устанавливать связь в предметах и дейсвиях, понимать смысл текста (условия задачи). Если учащийся не осмыслил условие задачи, то, естественно, и решить ее он не сможет.

Решение задач на части 5 класс.

Задача 1. В кулинарной книге написано, что для варенья из малины нужно на 3 части ягод взять две части сахара. Сколько сахара нужно взять на 9 кг ягод?

Решение: т.к. 9 кг ягод составляют 3 части, то можно узнать: сколько

килограммов приходится на 1 часть?

9:3 = 3 кг

Сахар должен составлять 2 части, следовательно, сахара нужно взять

3 ∙ 2 = 6 кг

Задача 2. Для детских новогодних подарков были закуплены шоколадные конфеты и карамель – всего 20 кг. Сколько было закуплено конфет того т другого сорта, если карамели взяли в 3 раза больше, чем шоколадных конфет?

Решение: Это тоже задача на части, только их нужно специально ввести. Будем считать, что шоколадные конфеты составили 1 часть, тогда карамель составила 3 части. Всего на 20 кг конфет приходится 1 + 3 = 4 (части), следовательно: 20 : 4 = 5 кг тогда 5 ∙ 1 = 5 кг – шоколадных конфет 5 ∙ 3 = 15 кг – карамели

Задача 3. Длины сторон треугольника относятся как 3:4:5. Вычислить длину каждой стороны, если периметр треугольника 48 см.

Решение: Соотношение сторон 3:4:5 означает, что одна сторона – 3 части, вторая – 4 части, третья – 5 частей. т.о. Находим количество частей: 3 + 4 + 5 = 12 Далее считаем, сколько см приходится на 1 часть (периметр – это сумма длин всех сторон) 48 : 12 = 4 см т.о. одна сторона (3 части) – 3 ∙ 4 = 12 см, вторая сторона (4 части) – 4 ∙ 4 = 16 см, третья сторона (5 частей) – 5 ∙ 4 = 20 см

Задачи: Уровень А

  1. Для варенья из вишни на 2 части ягод берут 3 части сахара а) Сколько сахара следует взять для 2600 г ягод? б) Сколько кг вишни было у мамы, если для варки варенья она приготовила 4 кг 500 г сахара?
  2. Требуется смешать 3 части песка и 2 части цемента. Сколько цемента и песка нужно взять отдельно, чтобы получить 30 кг смеси?
  3. Для компота купили 1800 г сухофруктов. Яблоки составляют 4 части, груши 3 части, сливы 2 части общего веса всех фруктов. Сколько граммов яблок, груш и слив было в отдельности?
  4. Яблоки составляют 7 частей, груши 4 части, сливы 5 частей общего веса сухофруктов. Найдите общий вес сухофруктов, если в них содержится 160 г груши?
  5. При пайке изделий из жести применяют сплав, содержащий 2 части свинца и 5 частей олова а) Кусок сплава весит 350 г. Сколько в нем содержится свинца и сколько олова? б) Сколько свинца и олова содержит кусок сплава, в котором олова на 360 г больше, чем свинца?
  6. При помоле на каждые 3 части муки получается 1 часть отходов. Сколько смололи ржи, если муки получилось на 36 ц больше, чем отходов?
  7. Взяли 6 частей яблок, 5 частей груш и 3 части слив. Груш и слив вместе 2 кг 400 г. Сколько всего сухофруктов?

Уровень Б

  1. Купили 60 тетрадей, причем тетрадей в клетку было в 2 раза больше, чем тетрадей в линейку. Сколько частей приходится на тетради в линейку; на тетради в клетку; на все тетради. Сколько купили тетрадей в клетку, сколько в линейку?
  2. На первой полке стояло в 3 раза больше книг, чем на второй. На двух полках вместе – 420 книг. Сколько книг стояло на каждой полке?
  3. За рубашку и галстук папа заплатил 140 руб. Рубашка дороже галстука в 4 раза. Сколько стоит галстук?
  4. В плацкартном вагоне в 3 раза больше спальных мест, чем в мягком вагоне. Всего в этих вагонах 72 места. Сколько спальных мест в мягком вагоне?
  5. Мальчик и девочка рвали в лесу орехи. Всего они сорвали 120 орехов. Девочка сорвала в 2 раза меньше мальчика. Сколько орехов сорвала девочка? Сколько мальчик?
  6. Девочка прочитала в 3 раза меньше страниц, чем ей осталось прочитать. Всего в книге 176 страниц. Сколько страниц прочитала девочка?
  7. Надо разложить в два пакета 56 орехов так, чтобы в одном было в 3 раза больше, чем в другом. Сколько орехов надо положить в каждый пакет?
  8. В отрывном календаре 366 листов. К сентябрю в календаре осталось листов в 2 раза меньше, чем оторвали. Сколько листов оторвали?
  9. Ученик купил тетрадей в клетку в 3 раза больше, чем тетрадей в линейку. Причем их было на 18 больше, чем тетрадей в линейку. Сколько тетрадей купил ученик?
  10. На первой полке стояло в 4 раза больше книг, чем на второй. Это на 12 книг больше, чем на второй полке. Сколько книг стояло на каждой полке?
  11. За три дня Митя прочитал 84 страницы. В первый день он прочитал в 3 раза больше чем во второй, а в третий – 16 страниц. Сколько страниц прочитал Митя в первый день?
  12. Кусок ткани длиной 76 м разрезали на 3 части. Первая из них имеет длину 25 м, а вторая в 2 раза короче третьей. Найдите длину второй и третьей части.
  13. Дочка младше мамы в 4 раза и младше бабушки в 9 раз. Сколько лет каждой, если вместе им 98 лет?
  14. У Сережи в коллекции в 3 раза меньше марок, чем у Васи, а у Андрея в 2 раза больше, чем у Васи. Сколько марок у каждого, если у Андрея на 80 марок больше, чем у Сережи?
  15. В двух коробках 36 кусков мела. Когда из одной коробки израсходовали 12 кусков мела, то в ней стало в 3 раза меньше мела, чем в другой. Сколько кусков мела было в каждой коробке первоначально?
  16. В двух банках 5 л молока. Когда в одну банку добавили 1 л, то в ней стало в 2 раза больше молока, чем в другой. Сколько литров молока было в каждой банке первоначально?
  17. В трех больших пакетах и четырех маленьких содержится 550 г печенья. Сколько граммов в маленьком пакете, если в него входит в 2 раза меньше печенья, чем в большом?
  18. В шести маленьких коробках на 12 карандашей больше, чем в двух больших. Сколько карандашей во всех маленьких коробках и сколько во всех больших, если в одной маленькой коробке в 2 раза меньше карандашей, чем в большой?

Презентация: «Задачи «на части»

математике в 5 классе урок №32 17.10.17

Тема: «Задачи на части»

Цели урока:

Познакомить с новым видом текстовых задач – задачами на части.

Углубить, упрочить полученные знания и навыки в решении задач на части, выработать алгоритм решения таких задач.

Развивать познавательную активность, творческие способности, смекалку и сообразительность у учащихся.

Формирование приемов умственной и исследовательской деятельности.

Воспитание у обучающихся навыков учебного труда.

регулятивными УУД:

  • использовать алгоритм для решения познавательных задач
  • осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату
  • проводят сравнение и классификацию по заданным критериям

познавательными УУД:

  • собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя
  • поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы
  • проводят сравнение и классификацию по заданным критериям.

коммуникативные УУД:

  • договариваются о совместной деятельности, приходят к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов.
  • высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

– Ребята, сегодня на уроке мы продолжим учиться решать задачи.

– Решать задачи – это искусство, которому можно научиться. Как сказал американский математик Джордж Пойа, «Если вы хотите плавать, смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их».

– Решение задач требует не малого труда, воспитывает волю, упорство, любознательность, смекалку. Ведь даже в пословице говорится – «Ум без догадки гроша не стоит»

III.
Постановка цели урока.
– Сегодня на уроке мы научимся решать задачи на части.

– Откройте тетради, запишите число, тему урока.

IV. Изучение нового материала.

– Ребята, перед вами три задачи (такие задачи у вас у каждого на парте). Прочитайте их.

– Какое слово все время повторяется в этих задачах? (части).

– Подумайте, какие величины встречаются в этих задачах?

– Перед вами несколько величин: время, температура, скорость, вес, часть, расстояние, масса, площадь, количество, периметр. Выберите те, которые встречаются в этих задачах. (часть,
масса,количество).
– Сейчас мы с вами решим эти задачи.

VI.
Первичное закрепление.
Задача 1. Чтобы сварить малиновое варенье, надо взять 3 части ягод и 2 части сахара. Сколько сахара надо взять на 9 кг ягод?

Проанализируем задачу.

– Что входит в состав малинового варенья? (ягоды,
сахар)
– Что сказано про ягоды? (3
части)
– Что сказано про сахар? (2
части)
– Что спрашивается в задаче?

– Посмотрите на стаканчики. Какие они? (все одинаковые)

Самое главное в таких задачах
найти массу одной части!(если неответят, подсказать).
– Сколько кг сахара приходится на 1 часть? (9:3=3кг
масса одной части)
– Если мы знаем массу одной части, то …

– Сколько кг сахара надо взять? (3∙2=6кг
сахара надо взять)
Ответ: 6 кг.

Задача 2. Для цементного раствора требуется смешать 3 части песка и 2 части цемента. Сколько цемента и песка в отдельности надо взять, чтобы получить 30 кг раствора?

– Что входит в состав цементного раствора? (песок,
цемент)
– Что сказано про песок? (3
части)
– Что сказано про цемент? (2
части)
– Мы знаем массу песка, цемента? (нет)

– Что такое 30 кг? Масса раствора.

– Итак, вопрос задачи? Сколько цемента и песка в отдельности надо взять, чтобы получить 30 кг раствора?

– Сделаем в тетради чертеж, одна часть – 1 см.

– Составим план решения.

– 30 кг – составляют сколько частей? (5)

– Значит, первый пункт 1) Сколько частей приходится на весь раствор.

– Если 30 кг – это 5 частей, то что можем узнать? 2) Какова масса одной части.

– Если узнаем массу одной части, можем ответить на вопрос задачи? (да)

– Решим задачу у доски по вопросам

VII. Физкультминутка

VIII. Закрепление изученного материала.

Задача 3. Для приготовления рисовой каши надо взять 2 части риса, 3 части молока и 5 частей воды. Сколько молока и сколько воды понадобится, если взять 220 г риса?

– Что входит в состав рисовой каши? (рис, молоко, вода)

– Составим план решения.

– Решите задачу самостоятельно с последующей проверкой.

– Составим алгоритм решения задач на части:

– Что общего в решении этих задач? С чего начинается решение задач на части?

1) Вычисление одной части

  1. Вычисление тех частей, о которых спрашивается в задаче.

Алгоритм решения задач на части

1) Вычисление одной части

  1. Вычисление тех частей, о которых спрашивается в задаче.

IX.
Обучающая самостоятельная работа.
– Сейчас при помощи алгоритма решите самостоятельно задачу с пояснением, составив схему. Задачи даны по вариантам – отдельно для юных хозяюшек и отдельно для юных мастеров.

– Проверим решение задач.

(если есть время, то можно решить дополнительную задачу)

– Решим дополнительную задачу:

Ореховый торт

Сахар – 10 частей, Грецких орехов – 6 частей; Мука – 7 частей;

Сливочного масла – 4 части; Сливки – 2 части.

Сколько граммов нужно взять каждого продукта, чтобы получить торт массой 600 грамм?

– Массу какого компонента мы знаем? (грецких орехов)

– 180 грамм – это 6 частей.

– Составьте план решения и решите задачу.

X. Итог урока.

С каким типом текстовых задач вы познакомились сегодня на уроке?

Какие величины используются в задачах на части?

Помогает ли схема решению задач?

Сформулируйте алгоритм решения задач на части.

– Оценки за урок …

XI.
Рефлексия.
С каким настроением вы сегодня покидаете урок математики?

XII. Домашнее задание.

Учебник:
п. 4.3,489, 490 (а)Дополнительно:решить одну задачу накарточке.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: