Элективный курс «Загадки истории»
Утверждена руководителем
образовательного учреждения
Е.В.Голяткина
«28» августа 2014 г.
Рабочая программа
элективного курса «Загадки истории» в 6 классе
Составитель: учитель истории 1 квалификационной категории МБОУ «Красноармейская основная общеобразовательная школа» Федулкина М.В.
2014 год
Пояснительная записка.
В художественной литературе и кинематографе не ослабевает интерес к истории, особенно к ее «белым пятнам», спорным вопросам, нераскрытым тайнам. Реализация данной программы позволит учащимся ориентироваться в современном потоке исторической информации, критически оценивать ее, отличать историю от псевдоистории.
Элективный курс «Загадки истории» предназначен для учащихся 6 класса, увлекающихся историей, стремящихся иметь собственную точку зрения и уметь аргументировано ее отстаивать.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к программам элективных курсов, и на основе справочника учителя «История 5-11 классы»/М.П.Чернова, М.: издательство «Экзамен», 2012 г.
Общая характеристика элективного курса «Загадки истории»
Курс предназначен для углубленного изучения важнейших вопросов истории, «белых пятен» малоизученных страниц, роли личности в истории.
Необходимость и актуальность данного курса очевидна, так как в программе основной общеобразовательной школы не возможно подробно и объективно оценить ту или иную личность, всесторонне рассмотреть историческое событие, углубленно изучить территориальные, административные изменения в связи с большим объёмом программного материала и ограниченным количеством часов. Между тем, именно углубленное изучение истории даёт целостную и объективную оценку исторических событий и явлений, позволяет сформировать собственную точку зрения на происходившее, выявить причинно-следственные связи, дать оценку современным событиям.
В современной исторической науке сосуществуют разные трактовки и оценки исторических событий и деятелей, полемика порой настолько острая, что вновь и вновь встает вопрос о познаваемости общественной жизни, об истинности наших исторических знаний. Психологи и социологи отмечают, что все более массовым становится склонность к отрицанию общепринятых представлений и понятий. В художественной литературе и кинематографе не ослабевает интерес к истории, выходит в свет огромное количество книг и фильмов со своей интерпретацией истории. При этом степень соответствия историческим реалиям зачастую обратно пропорциональна степени интереса к ним, так как книги и фильмы рассчитаны на массового, не очень образованного потребителя. Цель
данного элективного курса сформировать у учащихся стойкий «иммунитет» против псевдоистории, научить их «отделять зерна от плевел», критически относиться к любой информации, воспитывать уважительное отношение к истории как науке, к труду ученых – историков, аргументировано защищать свою точку зрения.
Особенностью курса
является его актуальность, практическая направленность, личностно-ориентированный подход. Содержание элективного курса выходит далеко за рамки школьного курса истории, расширяет и углубляет исторические знания учащихся, знакомит их с методами исторических исследований, способствует развитию критического мышления и творческих способностей учащихся.
Курс способствует формированию у учащихся навыков исследовательской работы, дает возможность удовлетворить их познавательные интересы, использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни.
Место курса в учебном плане.
Рабочая программа по элективному курсу «Загадки истории» для 6 класса составлена из расчета часов, указанных в учебном плане МБОУ «Красноармейская основная общеобразовательная школа», отводящего на изучение данного курса 34 часа в год, по 1 часу в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания курса.
Цели
курса:
1. расширение знаний учащихся по малоизученным вопросам истории;
2. развитие познавательного интереса к предмету;
3.создание банка методических пособий, который будет использоваться как дополнительный, расширяющий область знаний материал на уроках и во внеурочной деятельности;
4. дать возможность учащимся самостоятельно ориентироваться в современном информационном потоке исторических сведений, критически оценивать их.
Задачи курса:
— углубленное изучение документов, роли и значение наиболее ярких личностей в развитии государства, важных экономических, политических и административно-территориальных изменений;
— развитие навыков самостоятельной, поисковой, научно-исследовательской работы, выявление причинно следственных связей в истории, умение составлять содержательный, логический рассказ;
— воспитание гражданских качеств, патриотизма, любви к Родине, гордости за своё прошлое.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
К важнейшим личностным
результатам
изучения курса относятся следующие качества:
- осознание роли и значения деятельности исторической личности;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты
изучения курса выражаются в следующих качествах:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную, познавательную;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты
изучения курса обучающимися включают:
- овладение целостными представлениями о характерных чертах наиболее ярких личностей в истории, как положительных, так и отрицательных;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Методы изучения курса:
- Работа с первоисточниками, документами, энциклопедическими словарями и другой дополнительной литературой;
- Изучение монографии, исследование о жизни и деятельности исторических личностей;
- Работа с историческими картами;
- Беседа;
- Комментированное чтение;
- Рассказ учителя;
- Просмотр видеофильмов;
- Выполнение практических и творческих работ.
Формы уроков:
диспут, учебный диалог, конференция, практическая работа, исследование, урок-путешествие, урок-анализ, работа с документами, смысловой анализ текста, проблемные семинары, подготовка и презентация творческих проектов, занятия в режиме компьютерных технологий.
Система оценивания и формы контроля:
На протяжении всего курса обучения учащиеся работают с историческими и контурными картами, выполняют практические и творческие работы. В конце изучения курса учащиеся защищают проектную работу «Они были первыми» (Открытие Америки, Австралии, Северного полюса, покорение Эвереста, первая фотография, как мы научились летать и др).
Содержание элективного курса «Загадки истории»(34 часа).
Вводный урок
. Знакомство с предметом, формами работы.
Кто изобрел письмо и счет
. Календарь: майя, арабский, юлианский, григорианский. Счет лет в истории. Лента времени. Шумеры. Идиографическое письмо. Пиктограммы. Алфавит. Древние руны. Славянская письменность.
В поисках прошлого.
Троя: географическое положение, история открытия. Заслуга Г. Шлимана в открытии и изучении объекта, значение открытия. Аркаим. Дольмены. Скифские курганы.
Памятники из камня
. Стоунхендж, остров Пасхи: географическое положение, возраст каменных сооружений, гипотезы происхождения, современное состояние. Просмотр видеофильма «Стоунхендж».
Вечные творения
. Мавзолей Тадж-Махал, Великая Китайская стена: географическое положение, история создания, возраст. Просмотр видеофильма «Тадж- Махал», «Великая Китайская стена».
Как возникли пирамиды
. Древний Египет. «Проклятие фараонов» или роковая случайность? Пирамиды Хефрена. Загадки Большого Сфинкса. Гробница Тутанхамона. Заслуга Г. Картера в открытии и изучении объекта.
Лики живого бога. Буддийские памятники архитектуры
. Ангкор. Индокитайский полуостров. Буддизм. Хинаяна. Махаяна. Храм Байон. Буддийские ступы. Пагоды. Буддийские храмы и монастыри: лакханг, гомпа.
Колизей
. Римская империя. Династия Флавиев. Амфитеатр, цирк. Гладиаторы. Виртуальная экскурсия.
Петергоф.
Дворцово–парковый ансамбль. Просмотр видеофильма «Петергоф».
Московский Кремль
. Финно-угорское поселение. Самая крупная крепость Европы. История и современность. Музейный комплекс. Архитектура Кремля. Резиденция президента РФ.
Мистические рисунки на Земле
. Великаны Холмов линии Наска: географическое положение, возраст, гипотеза происхождения, современное состояние. Загадочные рисунки на земле в США (штат Огайо), в Англии, на плато Устюрт (Казахстан), Урале, на Алтае, в Африке (южнее оз. Виктория), в Эфиопии.
Существовала ли Атлантида
? Страна атлантов. Теория Платона. Предположительное географическое местонахождение. Атлантида и современные гипотезы.
Кто написал Библию
? Канонические книги Ветхого Завета: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Моисей. Книжник Ездра. Новый Завет. Священное Писание. Евангелие. Тридентский собор. Иисус Христос. Иудаизм. Христианство.
Александр Македонский
. Македония. Династия Аргеадов. Поход на Восток. Царь Азии. Основанные города. Эллинизм. Война диадохов. Образ Александра Македонского в истории и культуре.
Последний день Помпеи
. Этруски, самниты. Рим. Геркуланум. Стабии. Везувий. Город – музей. К.П.Брюллов.
Мираж Эльдорадо
. Южная Америка. Конкистадоры: Ф.Писарро, Э.Кортес, Себастьян де Белалькасар. Инки. Перу. Семь золотых городов Сагеней.
Саги викингов
. Скандинавия. Путешествия и завоевания норманнов. «Хеймскрингла» («Круг земной»). Герои скандинавского эпоса.
Король Артур и рыцари круглого стола
. Бритты. Саксы. Рыцарские романы. Камелот. Мерилин. «История королей Британии» Гальфрида Монмутского. «Хроника королей Англии» Уильяма Мальмсберийского. Образ Артура в литературе, музыке, изобразительном искусстве, массовой культуре.
Легенды Древней Руси.
Славянская мифология. Боги славян-русичей. Былинный эпос. Влияние христианства на мировоззрение и устное народное творчество Древней Руси. Герои русских былин. Образ защитника Родины.
История одной вражды
. Японская империя XII-XIII вв. Дом Фудзивара. Диктатура Тайра. Династия Минамото. Военное сословие самураев. Сёгунат и эпоха Камакура.
Мертвый город
. Пустыня Гоби. Город Хара – Хото (Черный город). П.К.Козлов. Государство тангутов Си Ся. Город-крепость Эдзина. Субурган «Знаменитый».
Старец горы
. Ислам. Шииты, сунниты, исмаилиты. Хасан ибн Саббах. Крепость Аламут. Ассасины, низариты.
Крестоносцы и сарацины
. Крестовые походы. «Так хочет Бог!» Арабы. Иерусалимское королевство. Салах ад-Дин. Триполи, Антиохия, Эдесса. Духовно-рыцарские ордены.
Ричард Львиное Сердце
. Династия Плантагенетов. Третий крестовый поход. Замок Дюрнштайн. «Последний рыцарь Европы». Образ Ричарда Львиное Сердце в истории и культуре.
У берегов Балтики
. Новгородская земля. Дания. Швеция. Бранденбург. Саксония. Польша. Тевтонский орден. Миссионеры. Александр Невский. Невская битва. Ледовое побоище. Просмотр фильма «Александр».
Чингисхан и Монгольская империя
. Род Борджигин. Темучжин. Борьба за власть в степи. Тумен. Улусы. Курултай. Монгольская империя. Каракорум. «Сокровенное сказание». Великая Яса. Чингизиды.
Отец атомной бомбы
. Радиоактивность. Ядерное оружие. Р.Оппенгеймер. Проект «Манхэттен». Белый поезд. Хиросима. Нагасаки. И.Курчатов. Ядерный клуб. МАГАТЭ. Мирный атом.
Пришествие компьютеров.
Абак. «Считающие часы» В.Шиккарда. Логарифмическая линейка Р.Деламейна. «Паскалина». Механический калькулятор Лейбница. Разностная машина Ч.Бэббиджа. Арифмометр Чебышева. Компьютер ЭНИАК. МЭСМ С.А.Лебедева. 4 поколения ЭВМ.
1185
. Самостоятельная работа «Один год в мировой истории» (таблица).
География чудес и загадок.
Практическая работа «Обозначение на контурной карте уникальных объектов».
Они были первыми.
Проектная работа учащихся. Варианты тем исследования: Открытие Америки, Австралии, Северного полюса, покорение Эвереста, первая фотография, как мы научились летать. Защита проектов.
Календарно – тематическое планирование
элективного курса «Загадки истории».
№ п/п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Дата | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Формы контроля | |
план. | факт. | |||||
1 | Вводный урок | 1 | Вводная лекция | |||
2 | Кто изобрел письмо и счет | 1 | учебный диалог, работа с материалом презентации | опрос | ||
3 | В поисках прошлого | 1 | учебный диалог, просмотр и обсуждение фрагмента видеофильма | опрос | ||
4 | Памятники из камня | 1 | учебный диалог, работа с материалом презентации | опрос | ||
5 | Вечные творения | 1 | самостоят. работа | презентация | ||
6 | Как возникли пирамиды | 1 | учебный диалог, работа с материалом презентации | опрос | ||
7 | Лики живого бога. Буддийские памятники архитектуры | 1 | учебный диалог, работа с материалом презентации | опрос | ||
8 | Колизей | 1 | виртуал. экскурсия | опрос | ||
9 | Петергоф | 1 | учебный диалог, работа с материалом презентации | опрос | ||
10 | Московский Кремль | 1 | учебный диалог, работа с материалом презентации | опрос | ||
11 | Мистические рисунки на Земле | 1 | подготовка сообщений | индивид. работа | ||
12 | Существовала ли Атлантида? | 1 | учебный диалог, просмотр и обсуждение фрагмента видеофильма | опрос | ||
13 | Кто написал Библию? | 1 | учебный диалог, работа с документом, просмотр и обсуждение фрагмента видеофильма | опрос | ||
14 | Александр Македонский | 1 | учебный диалог, просмотр и обсуждение фрагмента видеофильма | опрос | ||
15 | Последний день Помпеи | 1 | учебный диалог, работа с материалом презентации | опрос | ||
16 | Мираж Эльдорадо | 1 | учебный диалог, просмотр и обсуждение фрагмента видеофильма | опрос | ||
17 | Саги викингов | 1 | учебный диалог, работа с документом, просмотр и обсуждение фрагмента видеофильма | опрос | ||
18 | Король Артур и рыцари круглого стола | 1 | учебный диалог, смысловой анализ текста | опрос | ||
19 | Легенды Древней Руси | 1 | учебный диалог, работа с документом, просмотр и обсуждение фрагмента видеофильма | опрос | ||
20 | История одной вражды | 1 | учебный диалог, работа с материалом презентации | опрос | ||
21 | Мертвый город | 1 | учебный диалог, работа с материалом презентации | опрос | ||
22 | Старец горы | 1 | учебный диалог, работа с материалом презентации | опрос | ||
23 | Крестоносцы и сарацины | 1 | учебный диалог, работа с материалом презентации | опрос | ||
24 | Ричард Львиное Сердце | 1 | учебный диалог, просмотр и обсуждение фрагмента видеофильма | опрос | ||
25 | У берегов Балтики | 1 | учебный диалог, работа с материалом презентации | опрос | ||
26 | Чингисхан и Монгольская империя | 1 | учебный диалог, просмотр и обсуждение фрагмента видеофильма | опрос | ||
27 | Отец атомной бомбы | 1 | учебный диалог, работа с материалом презентации | опрос | ||
28 | Пришествие компьютеров | 1 | учебный диалог, работа с материалом презентации | опрос | ||
29 | 1185 | 1 | работа в парах | групповая работа | ||
30 | География чудес и загадок | 1 | работа с картой | самостоят. работа | ||
31-34 | Они были первыми | 4 | Исследовательская работа | проект |
Учебно-методический комплект
1. Абдуллаев Э. Н. Параистория в школе: техника безопасности.//Преподавание истории в школе. 2006. №9. с.3.
2. Абрамов А. Тайны древних цивилизаций.- М.: «Белый город», 1998.
3. Альбедиль М. Ф. До нашей эры.- СПб.: Изд-во Европейского Дома, 1993.
4. Асанов Л. Н. Тайны первобытного мира.- М.: «Вече», 2002.
5. Бабанин В. П. Самые большие загадки прошлого. М.: 1996, СПб.: 2000.
6. Бабанин В. П. Тайны великих пирамид. – СПб.: 1999.
7. Богданов В. Историческая наука и ее особенности.// История и обществознание для школьников. 2004. №2. с. 40- 46.
8. Валянский С. И. , Калюжный Д. В. Забытая история Руси. – 2006.
9. Великие тайны прошлого. – М. – 1996.
10. Головатенко А. История России: спорные проблемы. – М.:»Школа-пресс»,1995.
11. Горяйнов С.Г. «Задачник по истории России» — «Феникс» Москва – 1997 г.
12. Демин В. Н. Тайны русского народа. В поисках истоков Руси.- М. 1997.
13. Демин В. Н. Тайны земли русской. – М., 2000.
14. Загадки истории. Спецвыпуск газеты «Оракул», ЗАО «ЛОГОС-МЕДИА», 2004.
15. Загадки истории – 2. Спецвыпуск газеты «Оракул», ЗАО «ЛОГОС-МЕДИА», 2005.
16. Загадки и тайны истории. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Олимп, 2000.
17. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам Клио. — М.: Просвещение, 1994.
18. Непомнящий Н. Н. Сто великих загадок истории. – М.: «Вече», 2002.
19. Нерсесов Я. Н. Тайны Нового Света. От древних цивилизаций до Колумба. М.: Вече, 2001.
20. Планета Чудес и загадок. Издат. доп. «Ридерз Дайджест», 1997 г.
21. Справочник учителя. История. 5-11 классы. Издательство «Экзамен», Москва , 2012 г.
22. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. – «ВЛАДОС»,2003.
23. Энциклопедический словарь. Всемирная история. М.:ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2006.
24. Энциклопедия чудес природы. Издат. Доп. «Ридерз Дайджест», 2000 г.
25. Энциклопедия школьника по истории Отечества. – Москва, 2000 г.
Материально – техническое обеспечение
Электронные пособия:
1. Электронное издание «Всеобщая история». «1С» Образовательная коллекция (Кордис&Медиа).
2. Программа «Энциклопедия истории России 862-1917».- «Интерактивный мир», Коминфо.
3. Шедевры русской живописи. «Кирилл и Мефодий», 2009.
4. Электронное учебное издание «Отечественная история (до начала ХХ в.)»
5. Библиотека электронных наглядных пособий. ЗАО «ИНФОСТУДИЯ ЭКОН».
6. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2008.
Кинофильмы для просмотра и обсуждения:
Научно-популярные:
- «Атлантида», пр-во ВВС, из цикла «История цивилизаций».
- «Падение империй ацтеков и майя», из цикла «История цивилизаций».
- «Троя. Древние мифы и нераскрытые тайны»
- «Тайны ордена тамплиеров»
- «Сокровище да Винчи»
- «Античные секреты и тайны»
- «Пирамиды»
- «Прогулки с чудовищами»
- «Александр Великий»
- Сериал пр-ва ВВС «Исчезнувшие цивилизации»
- «Воспоминания о будущем» (режиссер Л. Райнль)
- «80 чудес света»
- «Тайны забытых побед»
Художественные:
- «Код да Винчи».
- «Троя».
- «Александр Македонский»
- «300 спартанцев»
- «Турецкий гамбит»
- «Слуга государев».
- «1612»
- «Золото Трои и Всемирная Коллекция Древностей Генриха Шлимана»
- «Северный сфинкс»
- «Саги викингов»
- «Чингисхан»
- «Страсти Христовы»
- «Новый Свет»
- «Когда солнце было богом»
Список источников
1. Абдуллаев Э. Н. Параистория в школе: техника безопасности.//Преподавание истории в школе. 2006. №9. с.3.
2. Абрамов А. Тайны древних цивилизаций.- М.: «Белый город», 1998.
3. Альбедиль М. Ф. До нашей эры.- СПб.: Изд-во Европейского Дома, 1993.
4. Асанов Л. Н. Тайны первобытного мира.- М.: «Вече», 2002.
5. Бабанин В. П. Самые большие загадки прошлого. М.: 1996, СПб.: 2000.
6. Бабанин В. П. Тайны великих пирамид. – СПб.: 1999.
7. Богданов В. Историческая наука и ее особенности.// История и обществознание для школьников. 2004. №2. с. 40- 46.
8. Валянский С. И. , Калюжный Д. В. Забытая история Руси. – 2006.
9. Великие тайны прошлого. – М. – 1996.
10. Головатенко А. История России: спорные проблемы. – М.:»Школа-пресс»,1995.
11. Горяйнов С.Г. «Задачник по истории России» — «Феникс» Москва – 1997 г.
12. Демин В. Н. Тайны русского народа. В поисках истоков Руси.- М. 1997.
13. Демин В. Н. Тайны земли русской. – М., 2000.
14. Загадки истории. Спецвыпуск газеты «Оракул», ЗАО «ЛОГОС-МЕДИА», 2004.
15. Загадки истории – 2. Спецвыпуск газеты «Оракул», ЗАО «ЛОГОС-МЕДИА», 2005.
16. Загадки и тайны истории. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Олимп, 2000.
17. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам Клио. — М.: Просвещение, 1994.
18. Непомнящий Н. Н. Сто великих загадок истории. – М.: «Вече», 2002.
19. Нерсесов Я. Н. Тайны Нового Света. От древних цивилизаций до Колумба. М.: Вече, 2001.
20. Планета Чудес и загадок. Издат. доп. «Ридерз Дайджест», 1997 г.
21. Справочник учителя. История. 5-11 классы. Издательство «Экзамен», Москва , 2012 г.
22. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. – «ВЛАДОС»,2003.
23. Энциклопедический словарь. Всемирная история. М.:ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2006.
24. Энциклопедия чудес природы. Издат. Доп. «Ридерз Дайджест», 2000 г.
25. Энциклопедия школьника по истории Отечества. – Москва, 2000 г.
Интернет—ресурсы:
www. edu.ru. [ Каталог образовательных ресурсов];
www.km.ru. [Сайт энциклопедии Кирилла и Мефодия];
https://www.lants.tellur.ru/history/klassic.htm [Полные тексты лекций Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского];
https://hronos.km.ru [Хронос – всемирная история];
https://historydoc.edu.ru [Коллекция: исторические документы];
https://museum.ru/ [Портал «Музеи России];
https://historyru.com/ [История государства Российского в документах и фактах]; https://rushistory.stsland.ru [История России с древнейших времен до наших дней];
http ://www.bylina. info/ [Русь изначальная]; http ://www.historic.ru https://www.withhistory.com/ [Всемирная история]; https://www.pish.ru/ [Преподавание истории в школе];
11
Рабочая программа факультативапо истории 7 класс«История в жизнеописаниях великих людей»(Новая история 1500-1800 г.г., история России конецXVIвека —XVIIIвек)
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с:
- приказом министерства образования Ставропольского края от 07.07.2012 года № 537-пр « Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ставропольского края»
- учебным планом МКОУ «СОШ №24» ИМРСК на 2013/2014 учебный год.
- Авторской программой Поплавской В.И., учителя истории и обществознания МОУ Гимназия имени Андрея Платонова г. Воронеж
В школьном курсе истории, из-за недостатка времени, мало времени уделяется изучению личностей, с чьими именами связаны основные вехи истории того или иного государства. А ведь именно с этими людьми связаны изменения, которые происходили в политике, культуре, науке, искусстве. К сожалению, школьная программа дает ограниченную характеристику этим людям или всего лишь упоминает о них.
Данная программа позволит расширить представление учащихся об исторических деятелях, которые наиболее полно и объективно отразили в своей жизни и деятельности современную им эпоху, тех, кто особенной силой своей личности оставил значительный отпечаток в ходе истории всей страны.
Курс рассчитан на 34 часа: 17 часов для периода Новой истории 1500-1800 г.г., 17 часов для периода истории России конца XVI века.-XVIII века.
Цели курса:
— способствовать формированию самосознания личности, ее адекватной самоидентификации в окружающем мире;
— научить учащихся понимать не только российские, но и иные традиции;
— продолжить изучение событий всеобщей и российской истории в жизнеописаниях великих людей;
— продолжить формирование понятийного аппарата;
— развивать интерес к истории, как к предмету гуманитарного цикла;
— научить самостоятельно работать, привлекать дополнительный материал;
— заложить основы поисково-исследовательской деятельности учащихся;
— научить оценивать события и причинно-следственные связи с различных позиций, учитывая множество подходов разных ученых. Новая история в жизнеописании великих людей (1500-1800 г.г.).
(17 часов)Раздел 1.Мир в начале Нового времени(8 часов)Тема 1.Великие географические открытия(2 часа)
Первые путешествия и открытия. Бартоломеу Диаш
и
Васко да Гамма
. Поиски путей в Индию. Трудности экспедиции. Значение открытий.
Христофор Колумб.
Жизнь и поиск. Подготовка экспедиции. Открытие Америки. Жизнь Колумба после его путешествий.
Америго Веспуччи.
Второе открытие Америки.
Тема 2. Великие Тюдоры.(2 часа)
Великие Тюдоры. Генрих
VIII
и его деятельность.
Елизавета Тюдор
. Борьба за власть. Тюдоры и парламент. Реформы Тюдоров. Абсолютная монархия в Англии.
Тема 3. Высокое Возрождение.(2 часа)Томас Мор
политик и первый министр. Томас Мор и его «Утопия». Новые идеи уравнения людей. Социализм Томаса Мора.
Шекспир
и
Сервантес
. Идеи гуманизма в литературе. Жизненный путь великих писателей. Интерес к маленькому человеку.
Возрождение в живописи. Леонардо да Винчи
великий художник, скульптор, ученый.
Микеланджело
великий скульптор и поэт.
Возрождение в науке. Мученик от науки Джордано Бруно
. Великий астроном
Галилео Галилей
. Великий физик
Ньютон
.
Тема 6.Реформация в Европе. (2 часа)Мартин Лютер.
Время перемен. В центре внимания — церковь. От коллективного спасения — к индивидуальному. Мартин Лютер и его теория.
Томас Мюнцер
и его теория.
Лютеранство. Кальвинизм. Кальвин
проповедник новой церкви.
Раздел 2.Английская буржуазная революция (1 час)Тема 1. Английская революция и ее участники.(1 час)Оливер Кромвель
. Организатор и полководец. Протекторат Кромвеля.
Раздел 3.Эпоха просвещения (8 часов)Тема 1
.
Великие просветители Европы. (2 часа)
Жизненный путь и философия Вольтера
. Просвещенная монархия Вольтера. Вольтер и церковь. Поэт, историк, философ.
Монтескье
– философ свободы. Взгляды на личность и государство.
Жан — Жак Руссо
. Взгляды на устройство государства и роль личности в обществе.
Экономическое учение Адама Смита
. Жизненный путь и основные взгляды.
Тема 2.Просвещение в литературе. (1 час)Свифт и Дефо
. Великие просветители и писатели. Их жизненный путь и влияние на литературу.
Тема 3.Английские колонии в Америке. (2 часа)Бенджамин Франклин
. Детство и юность. Жизненный путь. Франклина. Великий политик и дипломат. Франклин ученый.
Томас Джефферсон
. Мыслитель и гуманист. Автор Декларации независимости.
Джордж Вашингтон
. Детство, воспитание, образование. Первый президент Америки.
Тема 4
.
Великая Французская революция. (3 часа)Робеспьер
. Жизненный путь и образование. Взгляды Робеспьера. Клуб якобинцев.
Жан Поль Марат
. Защитник обездоленных. Газета «Друг народа». Гибель Марата.
Дантон
. Жизненный путь и взгляды.
Наполеон Бонапарт
. Детство и юность. Образование и военная карьера. Путь революционера. Завоевательные походы. Наполеон император. Закат карьеры Наполеона.
История России в жизнеописании великих людей(с концаXVIвека доXVIIIвека)(17 часов)Раздел 1.Россия на рубежеXVI—XVIIвеков( 3 часа)Тема 1. Последние Рюриковичи и их окружение. (1 час)Царевич Дмитрий
. Воспитание и тайна гибели. Последний из династии Рюриковичей.
Борис Годунов.
Путь во власть. Выборы на царство. Реформы. Болезнь и смерть. Несостоявшаяся династия.
Тема 2. Смута Великая. (2 часа)ЛжедмитрийIи ЛжедмитрийII.
Что мы знаем о самозванцах. Путь во власть. Правление и трагическая гибель.
Спасители России Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.
Во главе ополчения. Организаторы и воины. Жизнь после освобождения России.
Раздел 2.Россия вXVIIвеке. (6 часов)Тема 1. Первые Романовы (2 часа)Михаил Федорович Романов
. Детство и юность. Избрание на царство. Почему Романов? Внутренняя и внешняя политика. Чем запомнился первый царь из династии Романовых.
Алексей Михайлович.
Детство и влияние отца. Филарет и Алексей. Двоевластие. Внутренняя и внешняя политика. Реформы.
Тема 2. ПетрI.(2 часа)
Детство и начало царствования. Образование и окружение молодого царя. Путь к престолу. Азовские походы. Великое посольство. Петр – полководец. Создание флота. Город Воронеж и строительство петровского флота. Реформы Петра. Петр — отец и муж. Император. Смерть Петра.
Тема 3. «Птенцы гнезда Петрова».(1 час)Окружение Петра.
Женевец Лефорт. Строительство флота. Меньшиков. Баловень судьбы и правая рука императора. Первый русский фельдмаршал Шереметьев.
Тема 4. Герои Бунташного века. (1 час)Степан Разин.
Детство и юность. На военной службе. Начало разинщины. Каспийский поход. Восстание Разина. Поражение и гибель Разина.
Кондратий Булавин.
Детство и юность. Опыт военной службы. Во главе восставших. Поддержка восстания Булавина на Воронежской земле. Поражение и казнь Булавина.
Раздел 3.Россия во времена дворцовых переворотов. (3 часа)Тема 1. Женщины на русском престоле. (2 часа)ЕкатеринаI
. Супруга государя. Указ о престолонаследии. Императрица. Два года у власти. Меньшиков и Екатерина. Борьба за трон.
Анна Иоанновна
. Мрачная страница русской истории. Анна и ее двор. Немцы в России. Миних и Бирон.
Елизавета Петровна.
Изящное правление
.
Дочь Петра. Противоречивость Елизаветы. Фавориты и доверенные лица. Завоевание Европы.
Тема 2. Мужчины на русском престоле. (1 часа)ПетрII.
Детство царевича. Петр в годы правления Екатерины I. Падение Меньшикова. Печальный конец царствования Петра II
ПетрIII.
Сын императрицы. Отношения окружающих. Женитьба и семья. Свержение с престола.
Раздел 4.Россия во второй половинеXVIIIвека.(5 часов)Тема 1. ЕкатеринаIIВеликая.(2 часа)
Детство и юность. Невестка императрицы. На престол на штыках гвардейцев. Двор императрицы. Ее окружение. Орловы и Потемкин, Зубов и Никита Панин, княгиня Дашкова. Просвещенный абсолютизм. Законодательная деятельность. Реформы. Противоречивость.
Тема 2. Последняя Великая крестьянская война.Восстание Емельяна Пугачева.(1 часа)Емельян Пугачев.
Жизнь и скитания мужицкого царя. Начало восстания. Пугачев на Урале. Казань и Поволжье. Окружение Пугачева: Салават Юлаев.
Тема 3. Слава русского военного искусства.(2 часа)Петр Румянцев.
Воспитание и образование. Военная карьера и образование. Победы.
Александр Суворов.
Воспитание полководца. От полководца до фельдмаршала. Измаил. Последняя компания.
Адмирал Ушаков.
Юность флотоводца. Первые победы. Штурм Корфу.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Название темы занятия | Кол-вочасов | Формы работы учащихся | Дата |
Первые путешествия и открытия. Бартоломеу Диаш и Васко да Гамма. | 1 | Индивидуальные формы работы | ||
Христофор Колумб. Открытие Америки. А мериго Веспуччи. Второе открытие Америки | 1 | Групповые формы работы | ||
Великие Тюдоры. ГенрихVIII и его деятельность | 1 | Работа с фрагментами исторического источника. | ||
Елизавета Тюдор . Абсолютная монархия в Англии | 1 | Работа с фрагментами исторического источника. | ||
Томас Мор и его «Утопия». Шекспир и Сервантес . Идеи гуманизма в литературе | 1 | Групповые формы работы | ||
Возрождение в живописи. Леонардо да Винчи великий художник, скульптор, ученый. Микеланджело великий скульптор и поэт. | 1 | Работа с интернет — ресурсами | ||
Возрождение в науке. Джордано Бруно . Великий астроном Галилео Галилей . Великий физик Ньютон | 1 | Работа с интернет – ресурсами, групповые формы работы | ||
Реформация в Европе. Мартин Лютер. Томас Мюнцер. Кальвин. | 1 | Групповые формы работы | ||
Оливер Кромвель . Организатор и полководец | 1 | Индивидуальные формы работы | ||
Жизненный путь и философия Вольтера. Монтескье – философ свободы. | 1 | Работа с фрагментами исторического источника. | ||
Жан — Жак Руссо . Взгляды на устройство государства и роль личности в обществе. Экономическое учение Адама Смита . | 1 | Групповые формы работы | ||
Свифт и Дефо . Великие просветители и писатели. | 1 | Работа с интернет – ресурсами, групповые формы работы | ||
Бенджамин Франклин. Томас Джефферсон . Мыслители и гуманисты. | 1 | Работа с интернет – ресурсами, групповые формы работы | ||
Джордж Вашингтон. Первый президент Америки. | 1 | Индивидуальные формы работы | ||
Робеспьер . Жизненный путь, взгляды. | 1 | Работа с фрагментами исторического источника. | ||
Жан Поль Марат. Дантон . Жизненный путь и взгляды. | 1 | Групповые формы работы | ||
Наполеон Бонапарт . Детство и юность. Образование и военная карьера. | 1 | Работа с фрагментами исторического документа | ||
Царь Федор Иоаннович. Борис Годунов. | 1 | Работа с фрагментами исторического источника. | ||
Василий Иванович Шуйский | 1 | Коллективные формы работы | ||
Лжедмитрий I и Лжедмитрий II | 1 | Индивидуальные формы работы | ||
Иван Болотников | 1 | Работа с фрагментами исторического документа | ||
Спасители России Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский | 1 | Групповые формы работы | ||
Михаил Федорович Романов | 2 | Работа с интернет — ресурсами | ||
Алексей Михайлович | 2 | Работа с фрагментами исторического источника. | ||
Детство и начало царствования Петра I | 1 | Групповые формы работы | ||
Петр – полководец | 1 | Коллективные формы работы | ||
Петр — отец и муж | 1 | Индивидуальные формы работы | ||
Император. Смерть Петра | 1 | Работа с фрагментами исторического документа | ||
Окружение Петра. Женевец Лефорт | 1 | Групповые формы работы | ||
Меньшиков. Баловень судьбы и правая рука императора | 1 | Работа с интернет — ресурсами | ||
Степан Разин | 2 | Работа с фрагментами исторического источника. | ||
Кондратий Булавин | 2 | Групповые формы работы | ||
Екатерина I. | 1 | Коллективные формы работы | ||
Анна Иоанновна. | 1 | Индивидуальные формы работы | ||
Анна Леопольдовна. | 1 | Работа с фрагментами исторического документа | ||
Елизавета Петровна. | 1 | Групповые формы работы | ||
Петр II | 1 | Работа с интернет — ресурсами | ||
Иоанн Антонович. Петр III. | 1 | Работа с фрагментами исторического источника. | ||
Детство и юность Екатерины II | 1 | Групповые формы работы | ||
На престол на штыках гвардейцев | 1 | Коллективные формы работы | ||
Окружение Екатерины II | 1 | Индивидуальные формы работы | ||
Законодательная деятельность. Реформы Екатерины Великой. | 1 | Работа с фрагментами исторического документа | ||
Емельян Пугачев | 2 | Групповые формы работы | ||
Петр Румянцев | 1 | Работа с интернет — ресурсами | ||
Александр Суворов. | 1 | Работа с фрагментами исторического источника. | ||
Адмирал Ушаков | 1 | Групповые формы работы |
Рекомендуемая литература для подготовки к занятиям.
- Брикнер А.Г. история Екатерина Второй. М., 1991
- Буганов В.И. Петр Великий и его время. М., 1989
- Валишевский К. Дочь Петра Великого (Елизавета). М., 1990
- Валишевский К. Первые Романовы. М., 1990
- Валишевский К. Петр Великий, М., 1990
- Гумилев Л.Н. от Руси до России. М., 1992
- Долгоруков П.В. Петр II и Анна Иоанновна. Волгоград, 1989
- История Отечества в лицах. М., 1993
- История России в лицах V-XX века. М., 1995
- Каргалов В.В. Полководцы X-XVI в.в. М., 1988
- Ключевский В.С. Курс русской истории, М., 1987
- Ключевский В.С. Сочинения. М., 1987
- Косталев В.И. Кузьма Минин. Гоький 1986
- Костомаров Н. Русская история в жизнеописаниях великий людей М., 1990
- Павленко Н.И. Петр Великий и его время. М., 1989
- Пашков Б.Г. Русь. Россия. Российская империя. М., 1997
- Платонов С.В. Борис Годунов. Наука № 1, 1978
- Пресняков а.Е. российские самодержцы. М., 1990
- Пушкин А.С. Борис Годунов. (любое издание)
- Скрынников Р.Г. Смута в России. Л., 1988
- Соловьев С.М. История Росси с древнейших времен. М.,1988
- Татищев В.Н. История Российская. М.. 1970
- Шитов А.В. Минин и Пожарский. М., 1990
- Энциклопедический словарь юного историка, 1999
- Энциклопедия для детей «Аванта» (тома: «История России», «Искусство», «Религии мира»).
Рекомендуемая литература для подготовки к занятиям.
- Абрамова С.Ю. Четыре столетия работорговли. М., 1978
- Аникин А.А. Юность науки. М., 1979
- Артамонов С.Д. Вольтер и его век. М., 1980
- Барг М.А. Великая Английская революция в портретах ее деятелей. М.,1991
- Барг М.А. Кромвель и его время. М., 1960
- Барг М.А. Шекспир и история., М., 1961
- Будромеев В.П. Всемирная история в лицах: позднее Средневековье. М., 1999
- Вазари Д. жизнеописания знаменитых живописцев. СПб,, 1999
- Величие зравого смысла. Человек эпохи Просвещения. М., 1992
- Гардинер С.Р. Первые Стюарты и пуританская революция. СПб., 1990
- Декларация независимости США. М., 1991
- Книга для чтение по истории нового времени, 1999 (или любое издание)
- Историческая хрестоматия по Новой истории., СПб, 1991
- История Европы. М., 1993
- Кедров Б.М. О великом перевороте в науке. М., 1986
- Манфред А.З. три портрета эпохи Великой Французской революции. М., 1979
- Монархи Европы: Судьбы династии. М., 1996
- Ришелье. Оливер Кромвель. Наполеон. Князь Бисмарк. М., 1994
- Согрин В.В. основатели США. Исторические портреты. М., 1983
- Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988
- Энциклопедический словарь юного историка, 1999
- Энциклопедия для детей «Аванта» (тома: «Всемирная история», «Искусство», «Религии мира»).
- Яковлев Н.Н. Вашингтон. М., 1976
Рабочая программа факультатива по истории «История в жизнеописаниях великих людей», 7 класс»
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по истории разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897.
- Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений и авторской программы А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России».
- Требованиям образовательной программы основного образовательного учреждения.
- Требованиям Положения о рабочей программе МБОУ СШ №7 г. Ярцева
Данная программа является рабочей программой факультатива по истории
в 7 классе базового уровня.
Основные цели и задачи изучения факультатива по истории в основной школе
Цели:
- создание условий для духовного, нравственного и патриотического воспитания
обучающихся с активной гражданской позицией;
— познакомить с жизнью и деятельностью ключевых исторических личностей;
— помочь учащимся увидеть альтернативы развития страны на определенных этапах ее развития через судьбы государственных деятелей.
Задачи :
— создание условий для формирования личности обучающихся через приобщение к духовным ценностям и традициям народа;
-способствовать развитию интереса у обучающихся к истории;
— способствовать расширению и углублению понимания роли личности в истории;
-формировать умение объяснять мотивы, цели, результаты деятельности исторических личностей.
Общая характеристика
программы
Факультативный курс «История в жизнеописаниях великих людей»
для обучающихся 7 класса ориентирован на перспективу развития профильного обучения в старшем звене школы и является составной частью духовного, нравственного и патриотического воспитания обучающихся, тесно связан с такими общеобразовательными предметами, как история, литература, обществознание.
Данный курс разработан специально для обучающихся 7 класса , которая предполагает особое внимание к воспитанию обучающихся на примерах истории Отечества. Программа курса рассчитана на воспитание у подрастающего поколения чувства преданности своему Отечеству, уважения к истории своей Родины, потребности в «служении Отечеству» посредством изучения истории, традиций, обычаев, нравов нашего государства, а также жизни и деятельности выдающихся людей прошлого. А ведь именно с этими людьми связаны изменения, которые происходили в политике, культуре, науке, искусстве. Школьная программа дает ограниченную характеристику этим людям или всего лишь упоминает о них. Данная программа позволит расширить представление обучающихся об исторических деятелях, которые наиболее полно и объективно отразили в своей жизни и деятельности современную им эпоху, тех, кто особенной силой своей личности оставил значительный отпечаток в ходе истории всей страны.
Программа курса рассчитана на 27 учебных часа.
При изучении курса учащиеся получают дополнительные знания, которые:
— необходимы учащимся для личностного восприятия исторического процесса, для адекватной оценки событий и явлений тех или иных исторических деятелей;
Содержание программы
Раздел 1. История России в жизнеописании великих людей (с конца XVI века до XVIII века) (27 часов.)
Тема 1.Россия на рубеже XVI-XVII веков ( 5 часа)
Царевич Дмитрий
. Воспитание и тайна гибели. Последний из династии Рюриковичей.
Борис Годунов.
Путь во власть. Выборы на царство. Реформы. Болезнь и смерть. Несостоявшаяся династия.
Лжедмитрий I и Лжедмитрий II.
Что мы знаем о самозванцах. Путь во власть.
Правление и трагическая гибель.
Спасители России Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.
Во главе ополчения. Организаторы и воины. Жизнь после освобождения России.
Тема 2. Россия в XVII — начале XVIII в. (8 часов)
Михаил Федорович Романов
. Детство и юность. Избрание на царство. Почему Романов? Внутренняя и внешняя политика. Чем запомнился первый царь из династии Романовых.
Алексей Михайлович.
Детство и влияние отца. Филарет и Алексей. Двоевластие. Внутренняя и внешняя политика. Реформы.
Детство и начало царствования Петра I.
Образование и окружение молодого царя. Путь к престолу. Азовские походы. Великое посольство. Петр — полководец. Создание флота. Город Воронеж и строительство петровского флота. Реформы Петра. Петр — отец и муж. Император. Смерть Петра.
Окружение Петра.
Женевец Лефорт. Строительство флота. Меньшиков. Баловень судьбы и правая рука императора. Первый русский фельдмаршал Шереметьев.
Степан Разин.
Детство и юность. На военной службе. Начало разинщины. Каспийский поход. Восстание Разина. Поражение и гибель Разина.
Кондратий Булавин.
Детство и юность. Опыт военной службы. Во главе восставших. Поддержка восстания Булавина на Воронежской земле. Поражение и казнь Булавина.
Тема 3. Россия во времена дворцовых переворотов. (6 часов)
Екатерина I
. Супруга государя. Указ о престолонаследии. Императрица. Два года у власти. Меньшиков и Екатерина. Борьба за трон.
Анна Иоанновна
. Мрачная страница русской истории. Анна и ее двор. Немцы в России. Миних и Бирон.
Елизавета Петровна.
Изящное правление
.
Дочь Петра. Противоречивость Елизаветы. Фавориты и доверенные лица. Завоевание Европы.
Петр II.
Детство царевича. Петр в годы правления Екатерины I. Падение Меньшикова. Печальный конец царствования Петра II
Петр III.
Сын императрицы. Отношения окружающих. Женитьба и семья. Свержение с престола.
Тема 4. Россия во второй половине XVIII века.(6 часов)
Екатерина II
. Детство и юность. Невестка императрицы. На престол на штыках гвардейцев. Двор императрицы. Ее окружение. Орловы и Потемкин, Зубов и Никита Панин, княгиня Дашкова. Просвещенный абсолютизм. Законодательная деятельность. Реформы. Противоречивость.
Емельян Пугачев.
Жизнь и скитания мужицкого царя. Начало восстания. Пугачев на Урале. Казань и Поволжье. Окружение Пугачева: Салават Юлаев.
Петр Румянцев.
Воспитание и образование. Военная карьера и образование. Победы.
Александр Суворов.
Воспитание полководца. От полководца до фельдмаршала. Измаил. Последняя компания.
Адмирал Ушаков.
Юность флотоводца. Первые победы. Штурм Корфу.
Итоговое повторение
(2 часа)
Требования к результатам освоения выпускниками основной школы программы факультатива по истории
Личностные результаты:
— осмысление гуманистических традиций и ценностей современного общества на основе осознания социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
— приобщения к национальной истории и духовной культуре;
— формирования личности;
— выработки убеждений и потребности в сознательном, добровольном и творческом
служении Отечеству на гражданском и военном поприще. Метапредметные результаты:
— способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, творческую и общественную;
— овладение умениями работать с информацией: анализировать факты, составлять простой и развёрнутый план, формулировать и обосновывать выводы;
— использовать современные источники информации, в том числе и на электронных носителях;
— способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентации, рефераты);
— готовность к сотрудничеству в учебной и иных видах деятельности.
Предметные результаты:
— овладение целостными представлениями об историческом пути России и зарубежных стран;
— способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий прошлого;
— формирование умений изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;
— готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Используемая литература
- Мир русской истории. Москва «Вече», 2004г.
- В.О. Ключевский Краткое пособие по русской истории. Москва «Рассвет», 1992г.
- Хрестоматия по истории России. Москва, «Международные отношения», 1995г.
- Чтение по русской истории «Пересвет», «Ослябя», Тула 1995г.
- Все величайшие сражения. Москва, »Фолио», 2008г.
- Павленко Н.И. Петр первый и его время. Москва, 1994г.
- Анисимов Е.В. история России от Рюрика до Путина. Люди, События, Даты. Питер 2013г.
- Энциклопедия для детей т. 5, ч. 2 история России. От дворцовых переворотов до эпохи великих реформ. Москва, 1997г.
- Большая школьная энциклопедия «Руссика». История Нового времени 16-18 века. Москва, «Олма-Пресс» 2002г.
- Пашков Б.Г. Русь-Россия-Российская империя. Хроника правления и событий 862-1917гг., Москва Центр Ком, 1997г.
- Большая Российская энциклопедия. Москва, 2009г.
Учебно-тематический план
№
п/п
Изучаемый материал
Кол-во часов
1.
Тема 1. Россия на рубеже
XVI—XVIIвеков.
5
2.
Тема 2. Россия в
XVII-началеXVIIIвеков.
8
3.
Тема 3. Россия во времена дворцовых переворотов.
6
4.
Тема 4. Россия во второй половине
XVIIIвека.
6
5.
Итоговое повторение.
2