Консультация о работе с молодыми педагогами в ДОУ
Оксана Волгина
Консультация о работе с молодыми педагогами в ДОУ
Работа с молодыми педагогами в ДОУ
«Что может быть честнее и
благороднее, как учить других тому,
что сам наилучшим образом знаешь.»
(М. Квинтилиан)
Коллектив ДОУ– это своеобразная семья со своими сложившимися традициями, со своей системой работы с молодыми педагогами. Эта система предполагает подбор необходимых форм и методов, которые в дальнейшем помогать профессиональному становлению молодого педагога.
Проблеме профессионального становления начинающего педагога в сфере дошкольного образования посвящены научные исследования К. Ю. Белой, М. С. Гвоздевой,Л. Н. Денякиной и др. При постижении азов профессиональной деятельности у многих начинающих педагогов возникают трудности и от того как встретит его коллектив во многом зависит его становления как профессионала.
Адаптация педагога в профессиональной деятельности пройдет более успешно,если учитывать ряд факторов:
Максимальный учет личностных особенностей и профессиональной подготовки;
Определение в методической работе ДОУ процесса личностного и профессионального развития молодого педагога;
Закрепление в локальных нормативных актах ДОУ трудовой мотивации и педагогической направленности;
Материально-техническое обеспечение ДОУ должно соответствовать современным требованиям а так же поможет педагогу реализовать инновационные подходы.
Прохождение этапа профессионального становления для каждого молодого педагога индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера и темперамента. Поэтому сотрудники нашего ДОУ к каждому старается подходить дифференцированно. Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости.
Молодые специалисты, поступающие в ДОУ, зачастую испытывают потребность в общении, более глубоком знании психологии дошкольников, методик дошкольного воспитания, освоению им инновационных педагогических технологий.
Если вовремя не помочь и не поддержать молодого педагога в такой ситуации, а просто «отпустить в свободное плавание»
,то после первых недель душевного подъема и эйфории неминуемо начнутся конфликты: у него могут появиться сомнения в собственной состоятельности, как в профессиональной, так и в личностной.
В нашем ДОУ работа с молодыми педагогами состоит из нескольких этапов.
I этап
На этом этапе мы создаем условия в ДОУ для профессионального роста молодого специалиста, которые будут способствовать снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога. Так же мы обеспечиваем информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями.
На данном этапе одной эффективных форм работы является организация «Круглого стола»
. Это помогает коллективу поближе познакомиться с новым сотрудником и выявить трудности в адаптации
молодого специалиста, а также слабые и сильные стороны профессиональной подготовки педагога. Так же мы проводим анкетирование, для того,чтобы выяснить каких результатов в своей профессиональной деятельности хочет добиться молодой специалист.
II этап
Разработкаиндивидуального плана профессионального становления:
Назначение наставника из числа педагогов (причем, необходимым и обязательным условием наставничества считаю согласие и выбор его только самим молодым педагогом);
Педагогическое самообразование и самовоспитание;
Участие в методических объединениях;
Участие в жизни ДОУ.
С целью стимулирования творческих проявлений молодых педагогов в ДОУ мы проводим конкурсы конспектов, творческие конкуры, разнообразные выставки продуктов детского творчества («Зимний карнавал»
,
«Веселый огород»
и т. д).
В нашем ДОУ согласно годовому плану регулярно проводятся открытые показы НОД, что позволяет молодому педагогу проявить свои профессиональные умения и навыки,а так же чему то научиться у более опытных коллег.
Огромное значение в работе с молодыми педагогами в нашем ДОУ уделяется работе по самообразованию. Тему для самообразования молодой педагог может выбирать сам, но при необходимости наставник помогает ее выбрать. Затем составляется план работы и в конце года педагог предоставляет своему наставнику отчет, о проделанной работе. Это позволяет повысить молодому педагогу свой профессиональный уровень, а так же преодолеть ряд трудностей.
На данном этапе мы активно используем семинары – практикумы, квесты,где теоретический материал подкрепляется примером из практики, показом отдельных приемов и способов работы.
Молодые педагоги привлекаются к участию в конференциях, конкурсах городского, областного межрегионального уровней.
Одна из форм работы с молодыми педагогами в нашем ДОУ — мастер-класс, основная цель которого – передача педагогического опыта, авторских находок, всего того, что помогает достичь наибольших результатов. Опытные педагоги, не только умело показывают работу молодым специалистам, но и обсуждают с ними различные аспекты и приемы использования технологий, нюансы и возможности при использовании технологии в конкретных задачах, рассказывают при помощи каких методов и приёмов были достигнуты полученные результаты.
III этап
На данном этапе проводится конкурс «Ступеньки к мастерству»
. Конкурс проводится в несколько туров.
1. Составление эссе «Я — ПЕДАГОГ»
2. Открытый показ НОД в своей группе.
3. Презентация проекта «Один день из жизни группы»
По итогам конкурса определяются победители – им вручаются «удостоверение»
молодого специалиста, а остальные участники конкурса получают грамотами за участие.
Эта форма работы позволяет начинающим педагогам повысить свою профессиональную компетентность.
Таким образом, использование системного подхода по повышению профессиональной компетентности молодых педагогов позволяет им быстро адаптироваться к работе в ДОУ, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию.
Литература:
1. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
2. Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
3. Медведникова Л. Ф. «Школа молодого воспитателя»
.// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №10,2008.