Роль сказки в развитии и воспитании детей среднего возраста


Воспитание может выражаться в дружелюбии к ребенку, а то и полном погружении родителей в атмосферу детства. Воспитывать можно в процессе рисования, прыганья в классики, сооружении чудо-снеговика. А еще можно вместе читать или смотреть волшебные истории.

Нужны ли современному ребенку детские сказки, насчитывающие солидный возраст? Поймет ли дитя технологической эры все эти печки-лавочки, коньки-горбунки, сани, что едут сами? Как эффективнее воспитывать сказкой: читать по книжке с картинками, смотреть на видео или слушать в аудиозаписи?

На эти и многие другие родительские вопросы команда Итс Кидс готова ответить в статье.

Нужны ли детям сказки?

До 12 лет ребенок мыслит правым полушарием мозга – ответственным за творчество. Неудивительно, что в этом возрасте дети отлично понимают язык образов. Они могут правильно истолковывать иносказательные фразы, а иногда и сами неординарно их дополняют.

Поэтому детские сказки для малыша – не просто забава и повод посидеть полчасика спокойно. Это почва, в которую родители бросают семена для получения урожая доброты, порядочности, успеха лет через 20.

Детская сказка – это инструмент познания маленьким человеком большого мира и своего места в нем. Когда малыш слушает или читает сказку, он обязательно отождествляет себя с кем-нибудь из героев, начинает подражать ему в жизни. Малыши – очень мудрый народ, они никогда не выбирают в качестве образца негативных персонажей.

Для ребенка сказка – это реальность, а не вымышленная история, дети умеют проживать сказки, получая максимальное влияние на психику и формируя через волшебные истории отношение к окружающему миру.

Воспитание сказкой детей дошкольного возраста

Елена Фролова

Воспитание сказкой детей дошкольного возраста

«Сказка — это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений.» В. А. Сухомлинский.

Сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.

Воспитание сказкой — один из самых древних методов воспитания детей. Через сказки наши предки передавали подрастающему поколению моральные нормы, традиции и обычаи, свой жизненный опыт и отношение к миру. Герои сказокбыли примером для ребенка: на их опыте он учился тому, как нужно или нельзя поступать. Такой пример более понятен ребенку, чем категоричное родительское «Нельзя!»

Но для того чтобы воспитание сказкой было эффективным, недостаточно просто рассказать ребенку первую попавшуюся сказку. Сказку нужно подбирать в зависимости от возраста ребенка, особенностей его характера. Скажем, до двух лет воспитание сказкой не имеет смысла — в таком нежном возрасте ребенка вряд ли заинтересует сказка. К восприятию сказки ребенка нужно подводить постепенно, с младенчества, начиная c колыбельных и ритмичных стишков-прибауток.

Чем младше ребенок, тем проще должен быть сюжет сказки. В период с 2 до 3,5 лет хорошо идут классические детские сказки, на которых выросло не одно поколение детей: «Теремок»

,
«Репка»
. Они хороши тем, что действие в них выстроено по принципу кумуляции — повтора.
«Бабка за детку, детка за репку.»
Так ребенку легче ориентироваться в повествовании. Через некоторое время можно перейти к более длинным и содержательным
сказкам: «Красная Шапочка»
,
«Три поросенка»
. В этом
возрасте ребенку часто бывают более понятны именно сказки о животных. Мир взрослых кажется ребенку слишком сложным, в нем много правил и ограничений. А сюжеты сказок о животных более доступны его пониманию. В возрасте 2-3 лет лучше всего пойдут сказки о взаимовыручке, торжестве справедливости и правды над несправедливостью и обманом.
В три года в лексиконе у ребенка появляется слово «я»

, он начинает осознавать себя как личность. Ребенок начинает отождествлять себя с главным героем
сказки, так что подбирать нужно те сказки, в которых есть герой, с которым ребенок мог бы себя ассоциировать. В этом возрасте начинается процесс самоидентификации, поэтому пол главного героя должен совпадать с полом ребенка — в противном случае ребенок потеряет интерес к сказке, и воспитание сказкой будет неэффективным.
Главный герой сказки должен быть примером для подражания. Для воспитания ребенка 3-5 лет лучше подбирать сказки, в которых четко видно, кто хороший, а кто — плохой, где черное, и где — белое. Ребенок еще не умеет различать нюансы и полутона. Стоит избегать сказок, в которых романтизируется образ жизни разбойника и т. п. — ребенок может вынести из них не то, что вы ожидаете, и воспитание сказкой будет неэффективным.

Старшим дошкольникам (5-6 лет)

уже можно предлагать
сказки литературные — книги Астрид Линдгрен, «Мэри Поппинс»
Памелы Трэверс,
рассказы и повести Николая Носова, детские детективы Энид Блайтон. Да мало ли хороших детских книг! Ребенок уже не просто отождествляет себя с главными героями,а может проводить параллели между их и своим поведением: «А я бы на его месте сделал не так.»
. В этом
возрасте воспитание сказкой помогает ребенку понять,что в мире нет абсолютно плохих и абсолютно хороших людей: положительные герои могут ошибаться, а отрицательные — совершать хорошие поступки (пусть и несознательно)
.Но не нужно торопиться с этим этапом: пока ребенок четко не усвоит из более простых
сказок, что такое «хорошо»
и что такое
«плохо»
, он не сможет различать нюансы.

Чтобы воспитание сказкой принесло свои плоды, нужно не только правильно подобрать сказку,но и правильно ее преподать: немного обсудить с ребенком сказку, чтобы он смог понять ее мораль. Только не навязывать ее ребенку, а позволить ему самому сделать выводы.

Когда можно начинать читать сказки ребенку?

Когда ребенок начинает воспринимать сказочные истории и с какого возраста сказка влияет на ребенка лучше всего, каждая мама решает сама. Но то, что шестнадцатинедельный плод в утробе восприимчив к ласковой ровной материнской речи, научно доказано. Значит,беременность – самое время начать чтение сказок.1.

Дети в утробе

Очень ответственные родители начинают знакомить кроху с миром через сказки, только услышав его первое шевеление. Нельзя утверждать, что для ребенка в утробе сказка – бесполезна.

Для него важны умиротворяющие звуки, ласковый и ровный мамин голос. Он с одинаковым успехом будет слушать и сказку про Колобка для маленьких, и сказку про Чипполино для старших, и статьи из женского журнала, и из научного.

Не нужно специально подбирать сказки для детей в утробе – они не явят чудо после рождения и не начнут как-то особенно реагировать на знакомую историю, и не вспомнят о том, что слышали, находясь у мамы в животике, когда смогут делиться воспоминаниями.

Новорожденные

Сказки для новорожденных – это тот же набор, что и для деток в животе: от «Соломенного бычка» до научных трактатов в первые недели жизни.

По мере взросления грудничка необходимо переходить на короткие стишки-потешки, песенки и пестушки. В этом возрасте малышу важны ритм и рифма – они необходимы для правильного развития речи ребенка.

Дети в 1.5-3 года

Восприятие прозы у детей начинается в двухлетнем возрасте (плюс-минус пара месяцев). Но читая сказки двухлетнему малышу, важно не перегружать его информацией из длинных историй с лихо закрученным сюжетом.

В этом возрасте дети на ура восринимают «Лесичку сестричку и Волчика братика», «Рукавичку», «Курочку Рябу».

Дети в 4-6 лет

Этот период называют самым подходящим для волшебных сказок: у ребенка уже довольно развито воображение. Он не только понимает сюжет и строит ассоциации со сказочными героям, но и способен давать оценку их действиям, высказывать собственное мнение, фантазировать на тему: «А что бы сделал я?».

Дети 7-12 лет

Волшебные сказки остаются в приоритете у школьников. Но их уже не устраивает короткая история в три страницы, они зачитываются повестями-сказками и романами-сказками. Им интересен сложный сюжет, множество героев, смесь чувств, романтика и борьба.

Подростки

Мало кто из тинейджеров признается, что читает детские сказки. Но читают: и Гарри Поттера, и Снежную Королеву, И Русалочку… Правда, называют их «фэнтези» – они же не малыши какие, чтобы на сказки вестись.

Но суть остается та же: волшебные истории нужны для самоутверждения в социуме. Влияние сказки про гадкого утенка, например, поможет девочке, которая не считает себя симпатичной, быть увереннее, а «Часы» научат ответственности за свой выбор.

Формирование личности под влиянием сказки начинается с ясельного возраста и продолжается до подросткового.

Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка

Дарья Добрунова

Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка

Тема «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка»

Подготовила воспитатель Добрунова Дарья Владимировна

Актуальность:

Роль сказок в развитии детей очень велика. Почему? Давайте подумаем. Кто из нас не любит сказки? Конечно, их любят все. Сказка – это что-то доброе, уютное и интересное, то, что возвращает нас в детство. Каждый писатель считает своим долгом написать хоть одну небольшую историю, где добро побеждает зло, а любовь торжествует над печалью и несчастьем. Сказки всегда будут в моде, их будут экранизировать и переделывать на новый лад, лишь одно останется неизменным – их роль в развитии и становлении личности ребенка.

В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающим первоначальный смысл сказки, превращающим сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.

Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления ребенка. Сказка учит ребенка думать, оценивать поступки героев, тренирует внимание, память, развивает речь.

Многие родители иногда недооценивают роль сказки в формировании личности ребенка.

На самом деле сказки, как и игры, являются неотъемлемой частью развития и воспитания каждого ребенка.

Дошкольный возраст — это возраст сказки. Сказка должна входить в жизнь каждого ребенка с самого раннего возраста и сопровождать его на протяжении всего дошкольного возраста.

Чем полезны сказки? Во-первых, слушая сказку, ребёнок получает красивый и правильный образец речи, что очень важно для речевого развития. Сказка помогает правильно строить диалог с собеседником. Сказка помогает развивать связную речь. Дети, которым с самого раннего детства читают сказки, стихи, потешки гораздо быстрее начинают правильно говорить.

Также сказки являются источником новых незнакомых ребенку слов, на которые важно обращать внимание, объяснять значение и, тем самым, увеличивать его словарный запас. Также благодаря рассказыванию сказок, ребенок в дальнейшем учится последовательно передавать сюжет т. е. — пересказывать.

Во-вторых, сказки являются уроками нравственности. Ведь сказочныегерои бывают очень разные: добрые — злые, ласковые — грубые. С их помощью можно показать детям плохое и хорошее, как можно поступать, а как нельзя. Сказка учит сопереживать, развивается фантазия, мышление, творческий потенциал, память.

В-третьих, сказка — это способ общения с малышом на понятном и языке.

Роль сказок в воспитании ребенка состоит не только в приятном времяпровождении. Ведь ребенок неизбежно учиться понимать внутреннее состояние любимых героев, старается анализировать те или иные их поступки. На некоторое время он забывает о своих реальных тревогах и погружается в сказочный мир, где всегда побеждают силы добра.

Помните о том, что рассказывая малышу сказки, мы развиваем его внутренний мир – научно доказано, что дети, которым родители рано начали читать сказки, стали раньше говорить, при этом речь у них поставлена более грамотно. Кроме всего прочего, сказка позволяет формировать основы общения и поведения.

Малыши, которые в детстве постоянно слушали сказки, гораздо быстрее и менее болезненно адаптируются в детских садиках, школах. Именно эти дети быстрее находят общий язык с незнакомыми людьми, и именно у них по жизни практически не бывает комплексов. А потому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок воспринимал жизнь позитивно, чтобы легко принимал неудачи, извлекая при этом из них должный урок, чтобы радовался удачам и шел к своей цели, читайте ему сказки. Читайте сказкикак можно чаще и как можно дольше: помните, сказки – это не просто приятное, интересное времяпрепровождения, но это еще и один из самых мощных инструментов, помогающих малышам правильно, гармонично развиваться.

Сказки являются отличным инструментом по воспитанию личности. При этом сказки развивают чувства, а не рассудок. Если во время прочтения сказок взрослый будет обращать внимание на любимых и нелюбимых ребенком сказочных персонажей, то возможно на раннем этапе выявить какие – то психологические проблемы малыша и, соответственно, устранить их на самой ранней стадии.

Сказка –ложь оказывается самой настоящей правдой: она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, призирать хитрецов и льстецов.Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм.

Почему так жестоки сказки?

Этот вопрос возникает, скорее, у взрослого, чем у малыша. Если посмотреть на сказочную историю глазами человека за 25, то можно заметить массу неприятных и отталкивающих моментов: жестокие родители отвели своих детей в лес и оставили там пропадать, вместо того, чтобы искать работу с хорошей зарплатой и обеспечить детям нормальную пищу и одежду.

Или вот еще: пожилая пара заводит себе ребеночка с единственной целью – чтобы он за ними ухаживал в старости. А лет в десять этот ребенок уже сам добывает средства на пропитание: и себе, и деду с бабой.

Любой взрослый человек в пух и прах раскритикует подобный сюжет: ну, как так можно? Чему эта сказка учит? А дети с пониманием воспринимают даже агрессивные моменты: «зайка бежал по дорожке и ему перерезало ножки», потому что знают:

  1. В сказке все закончится хорошо – иначе не бывает.
  2. Сказочных героев так учат быть внимательными, самостоятельными, добрыми и ответственными – и дети учатся вместе с ними.

Так можно ли читать детям «страшные» сказки? Психологи утверждают, что даже нужно. Такие истории выступают в роли своеобразной прививки для малыша – они дают ему определенную долю стресса, закаляют его психологический иммунитет, готовят ко встрече с реальностью, которая намного жестче любой сказки.

Что такое сказкотерапия?

Чтение и обсуждение с ребенком сказочных историй в первые десять лет его жизни формирует у маленького человека своеобразный банк жизненных ситуаций. Сталкиваясь с подобными в реальности, он уже знает, как себя вести, как взаимодействовать с людьми, как самореализоваться.

И – да – «страшные» сказки в этом банке тоже занимают свое место и приносят пользу. Они помогают малышу формировать причинно-следственную связь между сказочными событиями, предостерегают, учат.

Но если просто читать сказку и не обсуждать ее с ребенком, банк останется в пассивном состоянии. Именно осмысление истории несет в себе терапевтический эффект – ребенок через сказку исследует свои возможности и способности, учится размышлять о своем предназначении, познает «сказочные» законы и пытается применять их в жизни.

Что выбрать из многообразия сказок?

Здесь нужно полагаться не только на свой вкус, но и на возраст ребенка, его самоидентификацию. Например, детки до пяти лет обожают представлять себя различными зверушками, им будут интересны сказки о животных.

Младшие школьники любят волшебство и чудесные превращения.

Дети от 10 до 13 лет хотят, чтобы в сказке уже присутствовала любовь, красивая свадьба, но перед этим нужно обязательно очаровать, завоевать, расколдовать избранницу или избранника.

Народные сказки

Самые простые, незатейливые, мудрые и любимые. Воплощение житейской мудрости в коротеньких поучительных историях. Благодаря народной сказке ребенок впитывает традиции предков, перенимает их привычки.

Через народную сказку малышу легче понимать поведение родителей и принимать их наставления.

Нельзя не сказать о развивающей ценности народной сказке – она формирует добрую, отзывчивую, находчивую личность, часто с нестандартным мышлением.

Авторские сказки

Яркие, необычные, легко узнаваемые, с захватывающим сюжетом. Авторские сказки можно отнести к брендам: кто с полуслова не узнает историю про Дюймовочку, или про Золушку?

Это нестареющие истории, на которых выросли поколения. Для современных детей они необходимы не только в качестве Золотого фонда, но и как предмет для обсуждения или даже дискуссии. Почему Красная Шапочка послушалась Волка, если он выглядел подозрительно? Почему Дюймовочке пришлось пройти столько испытаний на пути к счастью, и что они ей дали?

Современные сказки

Большинство из историй созданы педагогами и психологами на основе опыта работы с детьми и результатов изучения проблем отношений и обучения у деток.

Современные сказки для малышей нацелены на изучение букв и цифр. Истории для старших детей затрагивают вопросы отношения в семье, со сверстниками, развивают в ребенке лучшие качества.

Психокоррекционные сказки

Направлены на исправление некоторых отклонений в психологической развитии ребенка: борьбу со страхами, с детской агрессией, непослушанием, сквернословием.

После прочтения такой сказки не нужно настаивать на немедленном обсуждении ее с ребенком. Нужно оставить малыша наедине со своими мыслями, перед этим ненавязчиво высказать свое мнение о сказочной истории.

Воспитание сказкой

Почему-то у некоторых из нас слово «воспитание» ассоциируется исключительно с нравоучениями: туда не ходи, этого не делай, так поступать нельзя. Вот только эффект от такого воспитания низкий: у ребенка может включиться режим «назло маме уши отморожу». Почему бы не попробовать более ненавязчивый метод воспитания — к примеру, воспитание сказкой?

Воспитание сказкой — один из самых древних методов воспитания детей. Через сказки наши предки передавали подрастающему поколению моральные нормы, традиции и обычаи, свой жизненный опыт и отношение к миру. Герои сказок были примером для ребенка: на их опыте он учился тому, как нужно или нельзя поступать. Такой пример более понятен ребенку, чем категоричное родительское «Нельзя!»

Но для того чтобы воспитание сказкой было эффективным, недостаточно просто рассказать ребенку первую попавшуюся сказку. Сказку нужно подбирать в зависимости от возраста ребенка, особенностей его характера. Скажем, до двух лет воспитание сказкой не имеет смысла — в таком нежном возрасте ребенка вряд ли заинтересует сказка. К восприятию сказки ребенка нужно подводить постепенно, с младенчества, начиная c колыбельных и ритмичных стишков-прибауток.

Чем младше ребенок, тем проще должен быть сюжет сказки. В период с 2 до 3,5 лет хорошо идут классические детские сказки, на которых выросло не одно поколение детей: «Теремок», «Репка». Они хороши тем, что действие в них выстроено по принципу кумуляции — повтора. «Бабка за детку, детка за репку…» Так ребенку легче ориентироваться в повествовании. Через некоторое время можно перейти к более длинным и содержательным сказкам: «Красная Шапочка», «Три поросенка».

Кстати, в этом возрасте ребенку часто бывают более понятны именно сказки о животных. Мир взрослых кажется ребенку слишком сложным, в нем много правил и ограничений. А сюжеты сказок о животных более доступны его пониманию. В возрасте 2-3 лет лучше всего пойдут сказки о взаимовыручке, торжестве справедливости и правды над несправедливостью и обманом.

В три года в лексиконе у ребенка появляется слово «я», он начинает осознавать себя как личность. Ребенок начинает отождествлять себя с главным героем сказки, так что подбирать нужно те сказки, в которых есть герой, с которым ребенок мог бы себя ассоциировать. Кстати, в этом же возрасте начинается процесс самоидентификации, поэтому пол главного героя должен совпадать с полом ребенка — в противном случае ребенок потеряет интерес к сказке, и воспитание сказкой будет неэффективным.

Учтите, что главный герой сказки должен быть примером для подражания. Для воспитания ребенка 3-5 лет лучше подбирать сказки, в которых четко видно, кто хороший, а кто — плохой, где черное, и где — белое. Ребенок еще не умеет различать нюансы и полутона. Стоит избегать сказок в которых романтизируется образ жизни разбойника и т.п. — ребенок может вынести из них не то, что вы ожидаете, и воспитание сказкой будет неэффективным.

Старшим дошкольникам (5-6 лет) уже можно предлагать сказки литературные — книги Астрид Линдгрен, «Мэри Поппинс» Памелы Трэверс, рассказы и повести Николая Носова, детские детективы Энид Блайтон… Да мало ли хороших детских книг! Ребенок уже не просто отождествляет себя с главными героями, а может проводить параллели между их и своим поведением: «А я бы на его месте сделал не так…».

В этом возрасте воспитание сказкой помогает ребенку понять, что в мире нет абсолютно плохих и абсолютно хороших людей: положительные герои могут ошибаться, а отрицательные — совершать хорошие поступки (пусть и несознательно). Но не нужно торопиться с этим этапом: пока ребенок четко не усвоит из более простых сказок, что такое «хорошо» и что такое «плохо», он не сможет различать нюансы.

Чтобы воспитание сказкой принесло свои плоды, нужно не только правильно подобрать сказку, но и правильно ее преподать: немного обсудить с ребенком сказку, чтобы он смог понять ее мораль. Только не навязывать ее ребенку, а позволить ему самому сделать выводы. Хороший прием — придумать вместе с ребенком сказку, в которой он будет главным героем. И фантазию разовьете, и воспитательный эффект присутствует.

Кстати, воспитание сказкой — не единственная сфера применения детских сказок. Детские психологи и психотерапевты активно используют сказкотерапию для детей для борьбы с различными психологическими проблемами.

Похожие публикации:

Аудиосказка, фильм или книга?

Что лучше: сесть и прочитать ребенку волшебную историю из книги, или просто включить фильм, или слушать детские сказки онлайн? Современные занятые родители исходят из позиции: лучше то, что проще и не отнимает много времени.

Правы ли они?

Классическое книжное чтение – лучший способ общения взрослого и ребенка, но если родителям очень некогда, нет ничего страшного в просмотре или прослушивании детских сказок.

Поколению, которому сейчас немного за тридцать, хорошо известны кассеты и диски со сказками и песнями из популярных мультиков и детских фильмов. Вам же было приятно, интересно и полезно их слушать, правда? Так почему современные дети должны воспринимать сказку в исполнении профессионального диктора как-то по-другому?

Сказка в любом виде формирует мировоззрение ребенка, обогащает его словарный запас, развивает воображение. А аудиосказка выполняет еще и роль безотказной и терпеливой радионяни, если вы путешествуете с ребенком в автомобиле.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]