Методическая разработка. Беседа «Твои права и обязанности»

С момента своего появления на свет новорожденная кроха приобретает несколько социальных ролей. Дома он — «первенец» или «самый младший» и непременно — любимец всех членов семьи. В детской поликлинике — «пациент» из разряда грудничков. А главный социальный статус крохи — «личность», «гражданин». И прав у маленького гражданина немало. Подрастает малыш, и взрослые знакомят с ними. Уточним, какие конкретно возможности имеет каждый маленький человечек в РФ, какие документы закрепляют их за детьми, какой может быть беседа права ребенка для детей старшего дошкольного возраста или ученика начальной школы.

Российское законодательство на страже детских прав

В нашем обществе сформирована серьезная нормативно-правовая база, регулирующая права детей. В нее включены документы федерального и региональных уровней.

К этим документам относится прежде всего Конституция РФ.

Специальные статьи, обеспечивающие возможности маленького человека, есть в различных Кодексах (Семейном, Трудовом, Гражданском, Уголовном).

Разработан и введен в действие специальный закон, гарантирующий каждому малышу соблюдение и защиту его интересов (ФЗ-124, 1998 г.).

Их реализация осуществляется также в соответствии со специальными федеральными законами:

  • об образовании,
  • охране здоровья,
  • защите от негативной информации;
  • о вредном воздействии табачного дыма и т.д.

Региональное законодательство регламентирует вопросы социальной помощи семьям с детьми, а также обеспечивает защиту прав несовершеннолетних с помощью уполномоченных по правам детей.

Какие права имеет ребенок в РФ

Разработанная законодательная база касается всех сторон детской жизни, обеспечивая самые разные детские права. Вспомним, что гарантируют законы нашим детям.

права ребенка

Права ребенка глазами детей

Жизнь

Самое основное, что получают дети, — право на жизнь. Пока малыш маленький, взрослые (семья, социальные институты государства) обязаны обеспечить ему возможность для нормальных условия жизни. Любая угроза для жизни — недопустима. Государство строго следит за соблюдением основного права несовершеннолетних.

Свобода и неприкосновенность личности

Создавая малышу условия для жизни, взрослые должны помнить, что даже младенец имеет право на свободу и неприкосновенность личности. Именно поэтому внимательно и строго расследуются все факты нарушения этого: физическое насилие (избиение) малышей или похищение и незаконное, принудительное удерживание их в определенных условиях.

Здоровье

Еще одно важное право детей — на здоровье. Государство обеспечивает его, не только помогая малышам в период болезни. Кроме помощи в преодолении заболевания, дети получают возможность профилактического наблюдения за собственным состоянием. Это дает возможность специалистам своевременно заметить отклонения от нормы и воздействовать на них, чтобы избежать серьезных осложнений. Именно для этого проводятся систематическая диспансеризация и регулярные медицинские осмотры несовершеннолетних, осуществляется профилактическая работа (прививки, оздоровление). А заболевшие дети имеют право на медицинскую помощь и уход, а также полноценную реабилитацию в современных детских санаториях.

Семья

Проявляя всестороннюю заботу о малышах, государство стремится к тому, чтобы все дети смог реализовать такое важное право, как жизнь в семье. Любящая семья — естественное и самое необходимое для малыша условие развития и социализации. Государство заботится о поддержке семей, имеющих детей, уделяя особое внимание многодетным семьям, а также родителям, имеющим детей с нарушениями здоровья. К сожалению, не каждую семью можно назвать любящей, не в каждом доме создана здоровая атмосфера для малыша. В случаях возникновения угрозы жизни детей при ненадлежащем отношении к ним со стороны взрослых, заботу о детях берет на себя государственные учреждения (детские дома, центры для несовершеннолетних).

А чтобы несовершеннолетний не лишился на родительской заботы и внимания, он может получить новую семью — приемную. Институт приемной семьи, различные формы помощи детям, лишенным заботы родителей (усыновление, опека) находятся под пристальным вниманием государства. Это позволяет тысячам детей реализовать такое естественное для детей право — жить и воспитываться в семье.

Образование

Детство — важный этап в жизни, когда закладываются основы будущего профессионального успеха, создаются возможности для самореализации человека. Именно в период детства и юношества реализуется еще одно право детей — на получение образования. Дети, проживающие в нашей стране, получают бесплатное образования разных уровней:

  • Дошкольного;
  • Основного общего (1 — 9 классы);
  • Среднего общего (10 — 11 классы);
  • Среднего профессионального (колледжи, профессиональные лицеи и техникумы).

Каждый молодой человек имеет право попробовать свои силы в конкурсном отборе на бесплатное получение высшего образования в первый раз. Удачное прохождение конкурса гарантирует бесплатное обучение в вузе. Немаловажным является и то, что правом на образование наделены все дети, независимо от их подготовки, уровня развития или состояния здоровья. Чтобы обеспечить общедоступный уровень получения образования, созданы специальные и коррекционные образовательные учреждения, разработаны специальные методики и формы получения образования, учитывающие самые разные особенности здоровья и развития детей.

Коррекционное и инклюзивное образование не только обеспечивает реализацию возможности на обучение для каждого малыша и подростка, но и является необходимым условием его дальнейшей социализации.

Жилище

Все указанное выше успешно реализуется, если соблюдается право детей на жилье. Государство гарантирует его, определяя, что несовершеннолетние граждане могут и должны проживать вместе с родителями. Законодательно закрепляя это, государство помогает родителям реализовать его для своих детей. Для это разработана система субсидий и жилищных сертификатов. Не остаются без внимания и несовершеннолетние, проживающие без родителей, в детских домах или приемных семьях. Если они имели жилье до попадания под опеку или в детский дом, то это жилье закрепляется за ними. А при отсутствии жилого помещения, дети получают жилплощадь от региональных органов власти. Лишение жилища без предоставления другого места жительства — не только нарушение детских прав, но и серьезное правонарушение.

Другие права несовершеннолетних

Кроме перечисленных основных прав, дети имеют ряд других, которые также закреплены законодательно и находятся под защитой государства.

  • Так, например, каждый человек имеет право получить свое собственное имя, фамилию и отчество.
  • Для народов нашей многонациональной страны важным является изучение и использование родного языка.
  • Дети имеют право отдыхать, что учитывается разработчиками образовательных стандартов при определении норм времени на учебу и выполнение домашних заданий.
  • Являясь и осознавая себя личностью, дети имеют право на уважительное отношение к себе, а также другие возможности.

Беседа о правах ребенка

Беседа о правах ребенка.

Подготовительная группа.

Воспитатель:

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня 1 июня и я поздравляю Вас с праздником. Как называется этот праздник?

Правильно, 1 июня весь мир отмечает День защиты детей. А вы знаете, как появился этот праздник?

Этот праздник впервые начали праздновать в 1950 г. (61 год назад). В этот день был принят закон о правах ребенка (конвенция), в котором прописаны права детей. А скажите, пожалуйста, ребенок – это кто, кого можно назвать ребенком?

Ребенок – это человек, не достигший 18 лет. Вы тоже дети. А какие у вас есть права?

Главное право ребёнка- это право на жизнь

.(слайд № 2). Никому нельзя нарушать это право. Если кто –то посягает на жизнь ребенка – за это очень строго наказывают.

Все дети

планеты, будь то русские, англичане, негры, арабы имеют
одинаковые права.
.(слайд № 3).

Каждый из вас имеет право на имя, отчество и фамилию

. Как твоё имя? Как зовут маму, папу? Сколько много разных имён. Согласитесь, каждому человеку приятно, когда к нему обращаются по имени. Отчество присваивается ребёнку по имени отца. Например: папу мальчика Сережи зовут Владимир. Значит отчество мальчика — Владимирович. Когда он вырастет, то к нему будут обращаться так: Сергей Владимирович. Как зовут твоего папу? Какое у тебя отчество? Назовите имена и отчества ваших мама и пап, воспитательницы. .(слайд № 4). Другое право, о каком мы поговорим — это право жить и воспитываться в семье. Семья, близкие люди, родной дом — самое дорогое, что есть у человека. Как вы думаете, зачем люди создают семью?
Ответы детей
(Чтобы жить вместе; помогать друг другу).
Воспитатель:
В хорошей дружной семье все помогают друг другу и любят друг друга.

“Если дочка не упряма, Если папа не сердит, Если бабушка на маму, Исподлобья не глядит, Если добрые слова, Слышишь с самого утра, Значит папа, мама, я – Мы – хорошая семья!”

Родители для Вас — самые дорогие люди. Их нужно слушаться и помогать в домашних делах. Потому что они заботятся о вас. (слайд № 5)

    Каждый из Вас имеет право на медицинское обслуживание. (слайд № 6) Поэтому, выздоравливать вам помогают врачи. Согласитесь, приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и весёлым!

Ребята, каждый рабочий день ваши родители ходят на работу. А вы куда идёте? В детский сад. Потому что вы имеете право на воспитание в образовательных учреждениях. (слайд № 7). Вы любите ходить в сад? Мы с вами познакомились некоторыми из ваших прав. Но мы не все их еще назвали. О других ваших правах я предлагаю вам посмотреть видео клип. (видео клип)

Итак, вы внимательно посмотрели видеоклип. Воспитатель: Ребята я предлагаю вам послушать несколько ситуаций и определить нарушены в них права ребёнка или нет.

1. Девочка Лена болеет, но родители её не ведут к врачу и не лечат.

Дети: Да здесь нарушено право ребёнка.

Воспитатель: Правильно, в этой ситуации нарушено право ребёнка на охрану его здоровья. Каждый человек который воспитывает ребёнка должен заботиться о его здоровье, следить чтоб ему было хорошо.

2. Мальчик Витя играет своей машинкой, к нему подходит другой мальчик и забирает у Вити машинку.

Воспитатель: Подумайте в этой ситуации нарушены права Вити?

Дети: Да, нельзя забирать силой чужие игрушки.

Воспитатель: Правильно ребята, в этой ситуации нарушено право на неприкосновенность своего имущества. А мальчик мог поступить по другому?

Дети: Да он мог попросить машинку у Вити поиграть, а потом вернуть.

Воспитатель: Запомните дети нельзя брать без спроса чужие игрушки, ломать их или забирать силой. Делая так вы нарушаете права другого ребёнка.

3. У Риты порвались зимние сапожки, но родители не покупают ей новые и у девочки на улице мёрзнут ноги.

Дети: В этой ситуации нарушены права Риты, она не должна мёрзнуть. Так как может заболеть.

Воспитатель: Правильно ребята, у каждого ребёнка должны быть хорошие, чистые вещи на все времена года.

Воспитатель: Молодцы ребята вы правильно определили ситуации где нарушены права ребёнка. детей. ( по презентации № 2).

Давайте все вместе перечислим права Ребенок имеет право на ….

А зачем ребенку нужны права? Права нужны для того, чтобы дети были счастливы и здоровы.

Но кроме прав у каждого ребёнка есть свои обязанности. Какие могут быть ваши обязанности, вы поговорите с вашим педагогом.

Дети: Ребёнок должен слушаться родителей, убирать за собой игрушки, не портить и не ломать вещи, быть аккуратным, не обижать других детей.

Воспитатель: Правильно ребята. А если вы думаете что ваши права нарушаются, вас обижают, то стоит пожаловаться знакомому взрослому или воспитателю, чтоб вам помогли.

Ход занятия

(Воспитатель предлагает детям послушать песню из мультфильма “Мама для мамонтенка”, ребятам предлагаются вопросы для обсуждения сюжета песни)

Воспитатель:

Кого ищет мамонтенок? (
Предполагаемые ответы
)

Воспитатель:

Скажите, куда вернется мамонтенок?
(Ответы детей)
Воспитатель:
Да ребята, семья, родной дом – самое дорогое, что есть у человека.
Воспитатель:

Сегодня мы с вами поговорим о праве ребенка жить и воспитываться в родной семье. Попробуйте произнести слово “семья” вот так: “семь-я!”.

Воспитатель:

Как вы думаете, что это значит?
(Ответы детей)
Воспитатель:

Для чего люди создают семью?
(Ответы детей)
Воспитатель:

Что такое согласная семья?
(Рассуждения детей)
— Самые близкие ребенку люди – его родители. И для родителей дети – смысл и радость всей жизни.

(Детям предлагаются пословицы. Задание: объяснить смысл пословиц)

1. “Родительское сердце — в детках”.

2. “Дети не в тягость, а в радость”.

3. “Семья сильна, когда над ней крыша одна”. (Рассуждения детей)

Помните, счастливы дети, тогда, когда у каждого ребенка дружная семья.

“Если дочка не упряма, Если папа не сердит, Если бабушка на маму, Исподлобья не глядит, Если добрые слова, Слышишь с самого утра, Значит папа, мама, я – Кто? – хорошая семья!”

(Вниманию детей предлагаются плакаты по правам человека)

Воспитатель:

О чем говорят эти плакаты?
(Рассуждения детей)
Воспитатель:

Каждый ребенок имеет право на жизнь.

Воспитатель:

Каждый ребенок имеет право на заботу со стороны взрослых.

Воспитатель:

Каждый ребенок имеет право на сохранение семейных связей.

Воспитатель:

Права детей записаны в специальном документе — “Декларация прав ребенка”, “Конвенция прав ребенка”. Ваши права охраняются государством.

Воспитатель:

В хорошей и дружной семье все помогают друг другу, заботятся о членах семьи.

Воспитатель:

Расскажите как ваши мамы и папы заботятся о вас?

Воспитатель:

А у вас есть постоянные обязанности дома?

(Ответы детей)

Игра “Наши добрые дела”

На магнитной доске круг желтого цвета. Дети подходят по одному с лепестком, вырезанным из бумаги и рассказывают, как они помогают дома, какие поручения выполняют.(В конце игры подводится итог)

Воспитатель:

Посмотрите, от ваших добрых дел даже цветок раскрыл свои лепестки.

Воспитатель:

Да, помощь родителям нужна. И они заботятся о том, чтобы ваши права не нарушались.

(Рассуждения детей)

Чтение загадки:

“Дитя еще не родилося, А уж отдано на воспитание, У кого это?” (Кукушка)

(Показ иллюстрации к ненецкой сказке “Кукушка”, беседа по сказке)

— Ребята, назовите, как называется сказка?

— Почему мама обернулась “кукушкой”?

— Какие права были нарушены детьми по отношению к родителям?

— Как бы вы поступили на месте этих беззаботных детей?

— Подумайте, кто будет заботиться об этих детях? (Рассуждения детей)

— Как же поступают с детьми, оставшимися без родителей?

Воспитатель:

В жизни бывают такие ситуации, когда дети остаются без семьи. Эти дети находятся под защитой государства. Дети сироты живут в детских домах и приютах. О них заботятся взрослые: за здоровьем ребенка следят врачи, медицинские сестры, воспитатели дают знания, дарят тепло и ласку, воспитывают быть добрыми и дружными.

Игра “Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем”

Игровой этюд в команде. Одна команда показывает имитирующие движения домашних дел, другая команда, отгадывает, затем меняются ролями.

Воспитатель:

Мы с вами много говорили о семье, о заботливом отношении к членам семьи, о ваших правах и обязанностях.

Воспитатель:

А сейчас ребята, предлагаю вам нарисовать символ семьи. И рассказать, что он означает.

(Дети под мелодию “Мама для мамонтенка” рисуют символы)

(Затем дети рассказывают о символах своей семьи, о своих правах, о любви в семье, о дружеских взаимоотношениях с родными)

(Стихотворение)

“Без прав на свете жить не сможем, Всегда и везде нам право поможет, Как хорошо, что есть права, Они великой силой обладают”

(Воспитатель предлагает детям из рисунков символов семьи сделать альбом)

Воспитатель:

Желаю вам ребята, чтобы ваши права в семье никогда не нарушались, и что бы у каждого ребенка была дружная и счастливая семья.

Подведение итога занятия.

Перспективный план по правовому воспитанию детей в подготовительной к школе группе
I квартал
I неделя II неделя III неделя IV неделя
сентябрь Беседа «Каждый имеет право»

Ж.»Обруч» N5-2001 стр.28 «Ваши права», — Е. Шабельник, Е. Каширцева

Рассматривание иллюстраций к Конвенции о правах ребенка

Ж. «Обруч» N5/2001

Чтение стихов «В какой стране хотел бы жить?»

Ж. «Читаем, учим, играем»

N3/2002 стр.7

Беседа «Как люди пришли к тому, что права надо защищать»

Ж. «Читаем, учимся, играем»

N3/2002 стр.17

октябрь Беседа «Мы все разные, но мы все равны»

Ж. «Ребенок в детском саду» N5/2002 стр.83

Проблемные ситуации на тему: «Мы все разные, но мы все равны»

Ж. «Ребенок в детском саду»

N5/2002 стр.84

Игра «Спиной друг к другу»

Ж. «Ребенок в детском саду»

N5/2002 стр.83

Права и возраст детей

Будучи наделенными разными правами, несовершеннолетний не все из них приобретает одновременно с моментом рождения. Конкретные права и обязанности ребенка зависят от его возраста. Рассмотрим, как возраст детей влияет на гарантирование им новых прав.

С рожденияОсновные права, о которых мы уже вспомнили: на жизнь, здоровье, семью, жилище, свободу, неприкосновенность, имя, родной язык, отдых, уважение — малыш получает, как только родится. С этого же времени дети получают право наследования и владения собственностью. Даже грудничок становится полноправным наследником имущества. В то же время следует уточнить, что распорядиться своей собственностью дети смогут только после достижения возраста дееспособности.
6 летНекоторые родители удивляются, узнав, что при достижении шестилетнего возраста малыш становится правоспособным и приобретает гражданские права:
на самостоятельные покупки в магазинах;

на получение подарков;

на самостоятельное распоряжение теми деньгами, которые взрослые давали ему на карманные расходы.

8 летвступать в детские общественные организации;
10 летсоглашаться или не соглашаться на усыновление;
12 летЗанимать переднее сиденье автомобиля по соседству с водителем.
14 лет14 лет — серьезный рубеж в жизни — подросток получает паспорт! А одновременно с этим приобретает новые права:
определиться с гражданством;

на работу: рабочий день у несовершеннолетних сокращенный, но начинать трудовую деятельность уже можно;

на самостоятельное распоряжение стипендией или зарплатой;

на самостоятельное обращение в суде или прокуратуру, чтобы отстоять свои права;

на банковские услуги: подростку разрешается самому открыть денежный счет в банке, а также распоряжаться этим счетом без участия родителей или законных представителей (пополнить счет, снять деньги частично или полностью закрыть счет);

закрепить за собой авторское право на свое произведение.

вступить в профсоюз или молодежное объединение;

перемещаться на велосипеде по шоссе.

15 летсамостоятельно решать, необходима ли медицинская помощь.
16 летзаключить брак и стать родителем; вступить в кооператив; принять решение об эмансипации (получить права дееспособности); управлять мопедом или скутером.
18 летС наступлением 18-летия гражданин перестает считаться несовершеннолетним, приобретает дееспособность и все права в соответствии с законодательством РФ.

Знакомство детей с их правами — важный компонент правового воспитания

Накопленный педагогами опыт убеждает: чем раньше начинается работа по формированию правосознания, тем лучших результатов удается добиться. На первом этапе правового воспитания ребят знакомят с их собственными правами. Беседу о правах ребенка проводят с детьми старшего дошкольного возраста или учениками начальной школы.

права ребенка в картинках

Права ребенка в картинках

Советы по подготовке беседы

Планировать проведение беседы можно в любое время, но целесообразно приурочить ее ко дню защиты детей.

  • При подготовке беседы иллюстрируйте ее положения близкими детям ситуациями из детской литературы, например, сказки А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Дошкольники легко поймут, что такое право и бесправие, анализируя ситуации из жизни любимых персонажей.
  • Подготовьте наглядный материал: иллюстрации с изображением знакомых сказочных животных, разъясняющих определенное правовое понятие (например, право на жилье: русская народная сказка «Заюшкина избушка»).
  • Обращайтесь к теме не только на специальных мероприятиях. На любом уроке можно вспомнить проведенные разговоры, это поможет лучше закрепить информацию.
  • Подготовьте презентацию, посвященную правам детей. Ее можно будет использовать как в работе с детьми, так и с их родителями.
  • Подготовьте задания для активизации детей. В качестве заданий можно предложить разбор проблемных ситуаций. Дети могут выбрать из нескольких вариантов поведения героев тот, который соответствует правовому поведению или предложить свой поступок и объяснить его.
  • Подготовьте материал для консультации родителей. Работа будет успешнее, если в ней примут участие мамы и папы детей. Можно также провести родительское собрание на аналогичную тему. Родители, наверняка, получат новую для себя информацию.

Конвенция прав ребенка классный час

Не ограничивайтесь проведением одного мероприятия (беседы о правах ребенка в старшей (или подготовительной) группе или классного часа). Серьезная тема требует системы мероприятий, в результате которых дети познакомятся, усвоят и смогут закрепить важную информацию о своих правах.

Права ребенка в России мультфильм

Беседа «Права и обязанности»

Беседа: «Мои права- мои обязанности «

Цель:

  • закрепить представление о «Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка»;
  • обобщить знания детей об основных правах ребёнка;
  • научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни;
  • формировать уважительное отношение друг к другу.

1. Объявление темы и постановка цели занятия:

(Права, обязанности и ответственность.)

и попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и несем ответственность.

(Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы:

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

И так далее.

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.

В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. Со временем люди поняли, что ребенок нуждается в специальной охране и заботе

Декларация о правах ребенка – ответы детей?

В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особых заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей.

Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, (в чем особенности деклараций?)

(дети) их нормы не обязательны для исполнения.

Другое дело — конвенция; (чем конвенция отличается от декларации?)

(дети) это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.

20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была ратифицирована нашей страной.

Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей.

Чтобы сориентироваться в большом количестве ее норм, объединим их в отдельные группы по общности содержания:

I группа прав — базисные, основные: на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении прав и др.;

II группа прав обеспечивает семейное благополучие ребенка (обязывает родителей заботиться о детях, государство ,- помогать детям, оставшимся без родителей, и т. д.);

III группа прав обеспечивает свободное развитие личности ребенка (права свободно выражать свое мнение, объединяться в ассоциации, иметь свободу мысли, совести и религии);

IV группа прав обеспечивает здоровье детей (право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и т. д.);

V группа прав способствует образованию детей и их культурному развитию (право на бесплатное образование, на пользование культурой и т. п.);

VI группа прав призвана защитить ребенка от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения в местах лишения свободы и др.

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?

В Конституции.

Законы, которые регулируют отношения государства и общества, записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)

Кроме Конституции права ребенка прописаны в: «Семейном кодексе», «Гражданском кодексе», «Трудовом кодексе», «Уголовном кодексе», «Законе об образовании».

В нашей школе, как и в любом учреждении, что существует? (дети)

Устав

школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Он находится в вестибюле школы.

2. Обсуждение иллюстраций к сказке Алексея Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»

Во многих литературных произведениях, так или иначе, затрагиваются права Человека.

Давайте вспомним сказку А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»

Что вы можете сказать, глядя на иллюстрацию?

Подарив Буратино азбуку, папа Карло хотел, чтобы Буратино воспользовался правом на бесплатное образование.

Буратино хотел попасть в театр, у него было право наслаждаться искусством

.

Карабас Барабас нарушил право Буратино на неприкосновенность

.

Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались

отнять деньги и
лишить Буратино принадлежащего ему имущества.
3. (работа по желанию в группе или индивидуально)

Ответь сказочному герою, пользуясь статьями декларации прав человека:

(слайд со статьями, распечатка статей и ситуаций детям.

Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!» Буратино… (Не имеешь права лишать меня имущества. ст.17)

Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!» Колобок …(Не имеешь права посягать на мою жизнь. ст. 3.)

Волк: «Козлятушки — ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка». Козлята…(Не имеешь право вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно. Ст. 12.)

Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша:…(Не имеешь права посягать на мою свободу. Ст.4.)

Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его». Волчица:… (Не имеешь права лишать его жизни. Ст.3)

4. Физминутка игра «Спина к спине»

предлагаю вам воспользоваться своим правом на отдых и сыграть в игру.

5. Обязанности. Анализ ситуаций (после инсценирования её перед слушателями):

Ира: Настя, ты сегодня дежурная, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

Настя: Ира, не имеешь права! Конвенцией запрещён труд ребёнка.

Кто прав?

Ваня: Дима, ты уже который понедельник не готов к чтению!

Дима: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Ведущий: (предварительно собрав перед занятием все телефоны и положив их на столе)

Посмотрите, на столе лежат ваши телефоны, а ведь вы имеете право пользоваться достижениями современной техники. Не нарушила ли я ваши права? (часто во время занятий приходят СМС или звонки, которые отвлекают всех и мешают полноценному получению знаний. Перед занятием дети обязаны их отключить, но часто этого не делают, поэтому собрав все телефоны – обеспечиваем права остальных, а ребятам лишний раз напоминаем об их обязанностях).

Вывод. Защищая свои права нельзя забывать и о своих обязанностях.

6. Кроме прав и обязанностей, существует еще и ответственность за совершенные поступки.

Существует ответственность – административная и уголовная, за то, что нам часто кажется совсем безобидной шалостью. Это все прописано в гражданском и уголовном кодексе нашей страны.

На территории РК уголовная ответственность за многие правонарушения наступает с 14лет (ст. 20 УК), законом предусмотрены различные наказания, в том числе и штрафы.

Ложный звонок

ложное сообщение о готовящемся террористическом акте – это статья РК …

Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание!

Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных (сейчас часто по вечерам срабатывает сигнализация в школе из-за того, что кто-то просто развлекается. А ведь может случится так, что при настоящем пожаре уже никто не поверит прозвучавшему сигналу и это приведет к большой трагедии), ложных вызовов скорой помощи, милиции.

Нанесение побоев

К «сообщившему о теракте» подходит ученик и условно бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка.

Ведущий зачитывает: Обычная драка вполне может быть рассмотрена как ст. 116 УК — побои. Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом в размере до 100 МРП, или принудительными работами, или арестом до трех месяцев.

– В этом случае действует Гражданский кодекс, ст. 1074 п. 2 гласит: ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях или лицах, их заменяющих, которые в полной мере расплачиваются (и в прямом, и в переносном смысле) за действия своего чада. Например, оплата медицинской помощи — ст. 1087 ГК.

Порча чужого имущества

Если говорить о вреде, то причинен он может быть не только гражданину, но и его имуществу (ст. 167 УК — умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 МРП, либо лишением свободы сроком до пяти лет). А ст. 1064 ГК предписывает еще и возмещение материального ущерба в полном объеме лицом, причинившим вред.

Причинение вреда бывает и неумышленное (по-нашему, это «Я ведь ненарочно!»), но это ст. 168 УК штраф до 200 МРП, либо лишение свободы до двух лет.

Угроза «болтовней»

Ведущий оглашает приговор: по ст. 119 УК — Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет.

Оскорбление

Ведущий: ст. 130 УК РК — оскорбление — штраф в размере до 100 МРП, либо исправительные работы на 6 – 12 месяцев.

Осквернение зданий и транспорта

Каждый день, заходя в подъезд, мы видим следы пребывания там наших детей. Разрисованные стены, сожженные кнопки лифта или звонков, сломанные почтовые ящики. А знают ли детишки, что действия их попадают под статью?

Ведущий зачитывает: ст. 214 УК – вандализм — осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах — штраф от 50 до 100 МРП и возмещение ущерба.

Вывод

. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. И во многих случаях можно было найти какое-то другое решение проблемы.

7. Анкета

Мы с вами говорили о правах, обязанностях и ответственности детей. Мы предлагаем вам ситуации из вашей жизни. Если вы ответите честно на вопросы, то поймете, все ли вы делаете верно, или вам еще надо работать над собой.

1 ситуация – Тебе поручили оформить новогоднюю газету:

а) Отложу все дела и займусь оформлением б) Займусь, когда будет свободное время в) Перепоручу другому однокласснику

2 ситуация – Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:

а) Уступлю место б) Попрошу соседа, чтобы уступил место в) Отвернусь, и буду смотреть в окно

3 ситуация – Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:

а) Постараюсь защитить б) Попрошу вмешаться прохожих в) Пройду мимо

4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 100 тыс. тенге:

а) Постараюсь вернуть владельцу б) Передам взрослому в) Возьму себе

Ответ а) – 5 баллов; б) – 3 балла; в) – 0 баллов.

Если вы набрали от 15 – 20 баллов — вы порядочный человек. Продолжайте действовать так же уверено. Родители и школа могут гордиться вами.

Если от 10 – 15 баллов — вам есть, над чем поработать.

Если менее 10 баллов — здесь уже ничего не остается, как взять себя в руки и усиленно работать над собой.

8. Итог

Права есть, как у взрослых, так и у детей.

Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.

Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.

Уважай чужие права!

9. Рефлексия

Кого заставила задуматься сегодняшняя беседа?

10. Памятка школьнику

Дорогой друг, ты переступил порог школы, в которой тебе учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают родители, одноклассники, учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие школы.

Во-первых

, не теряя времени узнай, где лежит главный документ школы – Устав, в котором прописаны твои права и обязанности как школьника.

Во-вторых

, запомни все, что касается тебя и твоего обучения.

В-третьих

, ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.

В-четвертых

, школа — твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность.

В-пятых

, веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.

В-шестых

, ты должен аккуратно вести дневник, ведь это твой личный документ, по которому о тебе судят взрослые.

В-седьмых

, если потребуется твоя помощь, не раздумывай — помоги. В следующий раз помогут тебе.

В-восьмых

, помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

В-девятых

, как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе твоих дел, так как они твои законные представители.

В-десятых

, если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи воспитателям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.

P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.

ГУ «Совхозная средняя школа»

Беседа : «Мои права- мои обязанности».

Подготовила: социальный педагог Оспанова Т.А.

С.Октябрьское 2020 год.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: