Презентация «Филимоновская игрушка» презентация на тему


История филимоновского промысла


Олег Ланг. Гончары из деревни Филимоново (фрагмент). 1883. Частное собрание


Евгений Журов. Филимоновские мастерицы (фрагмент). 1996. Частное собрание


Сергей Оленников. Самовар и филимоновская игрушка (фрагмент). 2012. Частное собрание

По преданию, деревню Филимоново назвали в честь горшечника Филимона: он первым обнаружил в этих местах залежи мягкой глины, из которой можно было лепить разную утварь. Гончарный промысел процветал в деревне несколько веков: мужчины создавали глиняную посуду, кирпичи, печные трубы.

Свистульки изготавливали из остатков материала, которые не годились для крупных изделий. Сначала все фигурки отдавали детям, затем стали продавать на ярмарках. Лепили игрушки традиционно только женщины. Обучать девочек ремеслу начинали с семи лет: бабушки передавали внучкам секреты обжига и росписи. Все деньги, вырученные от продажи свистулек, откладывали в приданое юной мастерице.

К середине XIX века филимоновские игрушки стали популярны не только в Тульской губернии, но и в других регионах. Однако после революции промысел стал угасать: в деревне осталось всего несколько женщин, которые продолжали им заниматься. В 1960-х годах эти мастерицы научили своему ремеслу нескольких искусствоведов и коллекционеров. Затем народным техникам обучили молодых художников, и к 1980-м искусство филимоновской игрушки окончательно возродилось.

Филимоновская игрушка — лепка — баран

Как слепить из пластилина филимоновскую игрушку барана.

Вплотную заняться лепкой народной игрушки я планировала уже очень давно, но всё упиралось в – не поверите! — в слова.

Если уж вы ищете в интернете материал на тему «лепка филимоновской игрушки — баран», то, наверняка, вы уже видели и знаете, как выглядят филимоновские бараны и барашки — их много РАЗНЫХ! Тут и длинношеие, как жираф, и компактные и даже двуногие. И при этом все — бараны. Так получится «лепка филимоновской игрушки баран -1», «лепка филимоновской игрушки баран 2»…7…10? И вот, я ломала голову как же мне статьи-то озаглавливать одну за другой.

Кстати, уважаемые читатели, если у вас есть опыт или дельный совет по поводу того, как придумывать разные и интересные названия для статей из одной серии, то напишите мне в комментариях, я буду очень признательна.

Ну вот, я рассказала вам о своих затруднениях, пооправдывалась, что названия приходится давать какие-то однообразные. А вот сами барашки, к счастью, очень различаются, и каждый интересен по-своему.

Но перейдём к лепке. Сегодня вот такая филимоновская игрушка баран:

Фотографию я нашла в интернете, и он мне понравился с первого взгляда – прост и праведен и далёк от зла. Из-за умильного выражения мордочки и дородной фигуры я сначала подумала, что может это овечка, но нет – рога весьма таки грозные. Явно баран и явно хоть и милый, в обиду себя не даст.

Лепить будем конструктивным способом – из частей, нетрудно догадаться из каких : массивное туловище, большие рога и передние лапки. Сегодня придётся много раскатывать на доске для лепки — так детали получаются с более ровной поверхностью, чем при лепке и разглаживании поверхности пластилина пальцами.

Слепим барана

Туловище имеет форму… как бы поточнее определить? — колокола или, например, бутылки от шампанского. Раскатаем на доске для лепки конус и вытянув горлышко, перегнём вперёд – мордочка, причём весьма тупорылая.

Два куска пластилина, предназначенные для рогов, раскатываем в длинные конусы, прикрепляем, прочно примазываем к голове барана и завиваем в спирали. Кстати, спирали направлены ВНИЗ. Почему подчёркиваю — а вот, к моему удивлению, многие ученики, в упор глядя на картинку, завивают рога наоборот, а когда я их прошу сравнить, удивляются, что не заметили, как оно там на самом-то деле.

Филимоновская игрушка баран

Руки или – хм — передние ноги, вобщем, лапки тоже раскатываем в жгуты и прикрепляем к «плечам». Стеком прорезаем рот, намечаем ноздри и глаза. Всё — быстро и просто слепили очаровательного барашка.

Как слепить очередного филимоновского барана вам рассказала Марина Новикова.

Но это не предел, в нашем стаде филимоновских игрушек-баранов ещё немало замечательно оригинальных образцов, так что ждите продолжения. Подписывайтесь на обновления блога Handykids.ru -«Изо» и «ручной труд» для детей по почте]

Метки: народная игрушка из пластилина, народная игрушка лепка, филимоновская игрушка лепка

Кавалер, барыня, медведь: виды игрушек


Медведь со ступой. Музей филимоновской игрушки, Одоев, Тульская область. Фотография: filimonovo-museum.ru


Встреча. Музей филимоновской игрушки, Одоев, Тульская область. Фотография: filimonovo-museum.ru


Гончар Филимон. Музей филимоновской игрушки, Одоев, Тульская область. Фотография: filimonovo-museum.ru

Все филимоновские игрушки были свистульками. Чаще всего мастера изображали людей и животных, иногда лепили композиции из нескольких фигур — например, статуэтку «Любота» в виде влюбленной пары.

Форму для игрушек выбирали простую, без мелких деталей. Женские фигурки называли барынями, мужские — кавалерами или солдатами, в зависимости от деталей костюма. Те и другие имели узкое и короткое туловище с тонкой талией, которое переходило в объемные штаны или пышную юбку-колокол.

Конусообразная голова почти не отличалась по ширине от шеи и была увенчана головным убором — платком или шляпкой у женских персонажей, фуражкой или цилиндром у мужских. В руках барыни держали младенца или птичку-свистульку, кавалеры — петуха или гуся.

Из животных филимоновские мастера чаще всего изображали медведей, лошадей, коров, оленей. Различались они характерной формой рогов или ушей, остальные пропорции были почти одинаковыми: тонкое вытянутое тело с плавными изгибами, стройные ноги, длинная шея и небольшая голова.

Техники филимоновских мастеров


Техника изготовления филимоновских игрушек. Фотография: filimonovo-museum.ru


Техника изготовления филимоновских игрушек. Фотография: filimonovo-museum.ru


Техника изготовления филимоновских игрушек. Фотография: filimonovo-museum.ru

Свистульки делали из мягкой нежирной глины — синики, которую так называли из-за темно-синего цвета. Ее запасали зимой. Добытый материал держали несколько дней в сыром прохладном месте, затем женщины вымешивали его босыми ногами на деревянном полу. Готовую глину нарезали на пластины и хранили, накрыв влажной тканью.

Игрушку лепили из цельного куска материала. Мелкие трещины и неровности заглаживали мокрой рукой, поэтому форма изделия становилась вытянутой и плавной. Готовые фигурки обжигали в специальной печи — горне. После обжига глина меняла цвет на розовато-белый.

До середины XIX века филимоновские игрушки не расписывали. Затем появились анилиновые красители: их разводили яичным белком или желтком, затем разрисовывали готовое изделие яркими узорами и сушили. Такая краска быстро выцветала, и к 1870-м годам мастера заменили яйцо ацетоном. С ним покрытие получалось более стойким.

Для росписи филимоновских игрушек использовали всего три цвета — желтый, красно-малиновый и зеленый. В старину им придавали символическое значение: считалось, что желтый цвет олицетворяет воздух и солнце, красный — тепло и красоту, зеленый — весну и жизнь. Краску наносили куриным перышком в строгой очередности. Сначала заготовку «желтили» — создавали фон из широких полос и кругов. Ту часть свистульки, которой касались губами, не окрашивали. Желтую краску накладывали на юбки и передники барынь, штаны кавалеров, шею и бока животных, крылья птиц.

Следующий этап росписи назывался «малинка». Красной или малиновой краской, начиная от центра, по желтому фону рисовали тонкие полоски, круги, точки, «елочки» и другие несложные орнаменты. Этим же цветом раскрашивали рубашки персонажей. Когда рисунок высыхал, между красными узорами наносили штрихи зеленого цвета: заключительный этап росписи называли «зеленкой». Лица игрушек не прорабатывали детально: только намечали красным рот, а зеленым — глаза-точки.

Конспект урока «Филимоновская игрушка»

Тема урока:

Филимоновская игрушка.

Цели урока:

1. Познакомить детей с новым для них народным промыслом – филимоновская свистулька. Познакомить с характерными особенностями этого промысла (материал, форма, цвет, узор).

2. Освоить простейшие элементы филимоновской росписи – полоски, “елочки”. Научить анализировать символику росписи филимоновской игрушки, правильно использовать основные цвета промысла. Научить детей обобщать свои знания, анализировать новый материал и применять его на практике. Развивать графические умения и навыки в изображении элементов узора по народным мотивам.

3. Воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций; углублять эстетические впечатления от народного и декоративно-прикладного искусства страны. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Оборудование:

  1. Для учащихся:
  • модель для раскрашивания «Филимоновская игрушка»
  • гуашь
  • кисти
  • баночка для воды
  • лист бумаги
  • салфетка
  • простой карандаш
  • стирательная резинка
  1. Для учителя:
  • филимоновские игрушки
  • плакаты «Филимоновская игрушка»
  • презентации «Филимоновская игрушка»

План урока (45 мин):

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3-5 мин.
  2. Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией филимоновских игрушек, плакатов, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10-15 мин.
  3. Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15-20 мин.
  4. Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.

Ход урока:

Запись на доске: Филимоновская игрушка.

Учитель:

Вы встречали когда-нибудь разноцветную полосатую корову, а может быть видели медведя с длинной как у жирафа шеей? Нет? Ну, а если пофантазировать? Ведь чего только не бывает на свете!

(Учитель демонстрирует филимоновские игрушки)

Сегодня мы познакомимся еще с одной глиняной игрушкой — филимоновской. Зародилась эта игрушка в Одоевском районе Тульской области. А свое название получила от деревни Филимоново.

Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их испокон веку. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново. Есть даже сказка про деда Филимона: шёл дед по дороге. С горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручек. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её — в руках — получилась птичка, проткнул дырочки — запела птичка. Так с тех пор и повелось «глиняное дело».

Филимоновская деревушка!

Синий лес, холмы, косогор.

Лепят там из глины игрушку

И расписывают до сих пор.

(В. Василенко)

Местные глинистые почвы давали плохой урожай, и развитие побочного крестьянского промысла было необходимо. Этим промыслом и стало гончарное ремесло на основе богатых здесь запасов глины. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая ее на базаре. Только в одном ближайшем городе Одоеве проходило семь ежегодных ярмарок, и к ним филимоновские мастерицы готовили лучший товар.

Как правило мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки. Игрушки или “забавки” стоили на базаре копейки, поэтому нужно было их изготовить очень много. Женщинам помогали в работе девочки, которых приучали к ремеслу с 7-8 лет. Работали зимой в свободное от сельских трудов время.

Весной, до начала полевых работ, как только устанавливалась ясная сухая погода, все готовые изделия обжигали в специальных горнах. На склоне большого оврага, что разделял две деревни – Филимоново и Карасинки, была построена из кирпича печь, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Для всех жителей деревни день этот был торжественным событием – итогом всей зимней работы. У печей собирались нарядно одетые жители. Все ожидали чуда – появления преображенных огнем глиняных изделий.

Посмотрите на необычные филимоновские игрушки. Почему они такие вытянутые? Оказывается все дело в природных свойствах местной глины. Филимоновская глина жирная и пластичная, а за маслянисто-черный цвет ее называют «синикой». При сушке глина быстро покрывается трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы.

Но сказочной и оригинальной игрушку делает не только форма, но и роспись. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, который не «глушит» краски, горящие всем многоцветьем радуги. Именно поэтому филимоновскую игрушку называют «маленькой радугой» или «солнышком».

Расписывать филимоновскую свистульку начали только в середине прошлого столетия, когда появились анилиновые краски. Поначалу краски разводили “на полном яйце”, и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими, даже несколько пронзительно – ядовитыми.

Для росписи брали гусиные, куриные или утиные перышки, “ведь перышко краску лучше держит и прочнее оно”- говорят филимоновские женщины. И сейчас они пишут перышками: с кисточки краска к чистой глине не пристает, и остаются ворсинки, а с перышка – ложится чисто и ровно.

(Учитель показывает презентацию поэтапной росписи филимоновской игрушки. Обращает внимание на особенности филимоновской росписи)

Расписывают свистульки прямо по белой обоженной глине, причудливыми полосками – желтых, красных, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению. Роспись строится по традиционной схеме:

сначала накладывают желтые полосы и пятна;

потом их обводят красным;

затем зеленым, синим, иногда фиолетовым.

Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски. Несмотря на относительную скупость их палитры игрушки получаются яркими и веселыми.

Вопрос:

Каким узором украшены филимоновские игрушки?

Ответ:

Полоски, точки, круги, овалы, звездочки, треугольники.

Учитель:

В этих незатейливых узорах выражается древняя символика крестьянской религии. Круг — солнце, треугольник — земля, елочки — символ растительности и плодородия. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы. По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от зла и несправедливости.

Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова и грудь окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным.

Кофты у барынь и рубахи у солдат филимоновской игрушки обычно окрашены одним цветом: красным, зеленым, желтым. Но сколько выдумки появляется у мастериц, когда они рисуют орнамент на юбках, передниках и штанах у своих кукол! Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.

Обратите внимание, что все игрушки, кроме петушка и павлинчика — свистульки. И во все игрушки можно посвистеть.

Вопрос:

А где же свисток?

Ответ:

В хвосте зверей и птиц. У барышень свистульки спрятаны в кувшины, у солдат в гусей.

Производство филимоновских игрушек сильно сократилось в начале 20 в., но оставалось несколько мастериц (Е. И. Карпова, А. О. Дербенева А. Ф. Масленникова и др.), не бросавших своего ремесла. В 1960-х гг. усилиями искусствоведов и коллекционеров этот самобытный промысел был восстановлен. Пройдя долгий и сложный путь филимоновская игрушка сейчас превратилась в самостоятельное произведение скульптуры (мелкой пластики). В наши дни мастерицы везут свои работы на художественные выставки.

Современная лепная свистулька стала еще ярче, наряднее, больше (до 20 см. в высоту), превратилась в скульптуру малых форм и поменяла и свой облик. Наряду с традиционными барынями, всадниками, животными, возникли сложные групповые композиции и бытовые сценки из деревенской жизни, согретые сердечным теплом мастеров. В музеях народного искусства, в частных коллекциях можно увидеть загадочных животных А.Ф. Масленниковой, одухотворенных глиняных кукол Л.Г.Зайцевой, ласковых зверей А.Г.Карповой, свистульки Е.К.Евдокимовой и других замечательных мастериц (показ иллюстраций работ мастериц).

Народная игрушка — явление в русской культуре значительное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей. Филимоновская свистулька, прославившая свою деревню, у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего.

Учитель предлагает детям стать настоящими народными мастерами и расписать модели филимоновской игрушки. Можно скопировать рисунок художника, а можно самим придумать узор.

В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои игрушки на специальную подставку и вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.

Вопрос:

Почему игрушка называется филимоновской?

Вопрос:

Особенности филимоновской игрушки?

Вопрос:

Какие цвета традиционны при росписи игрушки?

Вопрос:

Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше всего?

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: