Презентация «Иван Андреевич Крылов» презентация к уроку по чтению (2 класс) на тему


Проект «И. А. Крылов и его басни»

Дина Кудасова

Проект «И. А. Крылов и его басни»

Тема проекта: Иван Андреевич Крылов

Актуальность темы: при анализе бесед с детьми было выявлено, что дети не используют в своей речи образные выражения, метафоры, эпитеты. Басня является жанром художественной литературы,в котором широко представлены средства художественной выразительности: сравнения, метафоры, образные выражения (в том числе пословицы, поговорки, а также множество крылатых выражений. Одним из приемов написания басни была диалогическая речь между героями басен, что является образцом для формирования диалога в речи детей. Почему именно басня? Этот жанр по многим признакам близок детям. Действующими лицами в баснях являются животные и звери. События разворачиваются быстро, содержание басен легко можно пересказать, инсценировать. После чтения нетрудно проводить беседы морально-нравственного характера. Помогают басни и умственному развитию, так как учат видеть за событиями и явлениями повседневной жизни их скрытый смысл, разбираться в человеческих характерах, оценивать поступки людей, схватывать их смешные стороны, чем воспитывают наблюдательность, чувство юмора и остроумие.

Участники: дети, воспитатели и родители.

Сроки: февраль-март.

Цель: расширить представления детей о творчестве И. А. Крылова; развивать нравственные качества детей; создать условия для активного использования литературного опыта детей в их повседневной и творческой деятельности.

Задачи:

1. Формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении. Воспитывать чуткость к образному строю языка басни. Развивать точность, выразительность, ясность изложения мыслей; закрепить умения детей пользоваться в речи средствами художественной выразительности; развивать память, воспитывать любовь к литературе.

2. Осуществлять нравственно-этическое просвещение детей с помощью басен Крылова.

3. Повышать педагогические навыки родителей. Продемонстрировать сложность и неоднозначность жанра басни и роль морали в ней; развивать устойчивый интерес к книге как самостоятельному наглядному объекту литературы.

4. Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей.

5. Развивать поисковую деятельность детей.

6. Закреплять умение передавать образы персонажей посредством изобразительной деятельности, приобщать детей к театральному искусству, совершенствовать диалогическую форму речи, обогащать словарь образными выражениями, сравнениями, эпитетами, воспитывать навыки театральной культуры деятельности.

7. Обратить внимание родителей на ход образовательного процесса по области «чтение художественной литературы»

, ориентировать родителей в выборе художественных произведений (басен, направленных на развитие художественного вкуса ребенка, привлечь родителей к продуктивной деятельности.

Формы работы: познавательно-игровая, продуктивная, работа с родителями.

Предполагаемые результаты: Данные формы работы по ознакомлению с баснями И. А. Крылова научат ребёнка оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать, мыслить, делать выводы, доказывать. Послужат действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, обогатят его эмоции, научат прекрасным образцам русского литературного языка, без чего невозможно успешное обучение в школе.

План реализации проекта.

1. Знакомство с биографией И. А. Крылова. Подбор иллюстративного материала.

2. Подбор аудиозаписей басен Крылова.

3. НОД (х\литература; рисование)

.

4. Вечера досуга с прослушиванием басен Крылова.

5. Оформление дидактической игры » Из какой басни герой«; «Продолжи пословицу, поговорку»; » Найди пару».

6. Сюжетно-ролевая игра «Почта»,сюжет: » Напиши письмо герою сказки».

7.Консультация для родителей: «Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника».

8. Привлечение родителей к созданию совместно с детьми книжек — самоделок по басням Крылова.

9. Работа в уголке театрализации по басне И. А. Крылова «Лебедь, Рак да Щука».

10. Конкурс чтецов басен Крылова.

11. Составление альбома «Крылатые выражения из басен Крылова«.

12. Составление кроссворда по басням И. А. Крылова.

Визитная карточка проекта:

Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука. (И. А. Крылов)

Литература: Кротова Т. В. » Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников. Методика проектов. Справочник старшего воспитателя» №4 2007г.

Биография

Русская басня: великий русский баснописец И. А. Крылов

Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году в Москве. Отец его, Андрей Прохоров служил в пограничных гарнизонах. Он не поощрял литературные интересы сына.Мать: Мария Алексеевна, напротив, заботилась его образовании, пробуждала в нём интерес к книгам, любовь к чтению. Мальчик из-за отсутствия денег не учит в школе. Он самостоятельно изучал русский иностранный языки, литературу, математику, прекрасно рисовал, играл на скрипке. Андрей Прохорович тяжело болел и умер, когда Крылову было всего 9 лет. Ваня был старшим сыном в семье. Ему остался от отца в наследство полуразвалившийся сундук с книгами, которые Крылов-отец собирал всю жизнь.

Никаких других ценностей в бедном доме Крыловых не было, поэтому Ивану Андреевичу рано пришлось заботиться о семье, о младшем брате Льве. Писать басни Крылов начал только в 37 лет. Всего им написано 205 басен.

Вопреки распространенному мнению, Крылов сочинял свои басни или, скажем, большинство басен, не по заказу. Он всегда носил с собой длинные лоскуты бумаги и, когда его посещало вдохновение, записывал на них очередное произведение.

Басни Крылова читать мы любим с самого детства. В памяти хранятся крыловские образы, которые частенько всплывают в голове в различных жизненных ситуациях, мы обращаемся к ним и каждый раз не перестаем удивляться проницательности Крылова.

В наши дни слава Крылова вышла далеко за национальные пределы. Крылов звучит не только на русском языке и на языках народов Советского Союза, но и почти на всех языках мира. Басни Крылова переведены более чем на пятьдесят языков. Мастерство Ивана Андреевича заключается в универсальности его произведений. Написанные на конкретные события, они в силу своей многозначности могут быть приложены к любому подходящему моменту. Они существуют вне времени и пространства, в этом их главное достоинство. Они так же актуальны сегодня, как и сто лет назад. Как объяснить этот феномен?У него много составляющих: это и талант Крылова, нашедший свой выход в сатире, в жанре басен. И прекрасный, образный и лаконичный язык, которым так мастерски пользуется автор, переходя с литературного на разговорный, даже порой на диалектный. И, конечно же, знание материала, о котором пишет Иван Андреевич.

Проект электронного пособия по литературе 5 класс И. А. Крылов. Избранные басни. — презентация


Проект электронного пособия по литературе 5 класс И. А. Крылов. Избранные басни

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать!»

Содержание Номера слайдов «Кто не слыхал его живого слова?» Из биографии У истоков жанра. Басня как жанр Крылатые выражения из басен «Волк на псарне» «Свинья под Дубом» «Ворона и Лисица» Чему учит басня Использованные материалы Слайд 19 Слайд 20 Слайд 21 Слайд 23 Слайды 5 -7 Слайды Слайды Слайды Слайд 4

Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва. И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова. М. Исаковский К. Брюллов. Портрет И. А. Крылова

Иван Андреевич Крылов родился в бедной дворянской семье и поэтому не получил никакого образования. Первоначально письму и чтению обучал Ивана Андреевича отец, а затем у него появилась охота к литературе благодаря матери. Учение давалось Крылову легко. Особенно были заметны с детства разнообразные способности Ивана Андреевича. После смерти отца заботы о воспитании и образовании сыновей Ивана и Льва взяла на себя мать. Так как отец был единственным кормильцем семьи, Иван с детства начал работать в Калязинском земском суде, затем в Тверском магистрате. Из-за нехватки денег Крылов работал у Львовых, а платой за труд стала учеба.

В Петербург Крылов переехал в 1782 с Львовыми. С 1783 служил в Казенной палате в Петербурге, активно занимался самообразованием. Кроме французского, он выучился читать и писать по-немецки и по-итальянски. Хорошо играл на скрипке, выучил теорию музыки, разбирался в математике. У Львовых и, возможно, у драматурга Я. Б. Княжнина, Крылов познакомился практически со всем, довольно узким кругом литераторов и знатоков искусств того времени, в числе которых был и Г. Р. Державин с женой, покровительствовавшей Крылову. Группа писателей в Летнем саду. Слева: И. А. Крылов

В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. В конкурсе на лучший проект победил барон Петр Карлович Клодт. Он работал над памятником вместе с художниками К.Брюлловым и Агиным. Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова.

Эзоп – древнегреческий баснописец (VI век до н. э.), считавшийся создателем басни. Лафонтен Жан де (1621 – 1695) – французский поэт, прославившийся как баснописец

М. В. Ломоносов И. И. Хемницер В. И. Майков А. П. Сумароков И. А. Крылов

Краткий рассказ, часто стихотворный 2 части: основное повествование и мораль (нравоучение) Аллегория (иносказание) Сатирическое изображение Герои – чаще животные Диалог Использование просторечной лексики Лаконизм Афористичность языка Особый басенный стих (строчки разной длины), передающий разговорную речь Олицетворения

Один говорит, стыдит, убеждает, а другой, не обращая внимания, продолжает делать что- то плохое. Говорят, когда хотят подчеркнуть, что бесполезно уговаривать в тех случаях, когда нужны решительные меры, а не слова. Художник А. М. Савченко

Говорится обычно в ситуации, когда прошло много времени, а дело с места не сдвинулось. Сколько раз говорили, что надо готовиться к каждому уроку, «а воз и ныне там» — опять вы не подготовились.

Вместо того, чтобы критиковать недостатки других, лучше посмотреть, нет ли их у тебя самого. Говорится обычно иронически в ситуации, когда кто-либо указывает другому на недостатки, которые есть и у него самого. Каждому из нас в той или иной мере надо прежде всего «на себя оборотиться», быть строже к себе. Кума (устар., разг.) – здесь: приятельница, обращение к представительнице женского пола. Художник Г. Куприянов

Взаимные похвалы не бывают искренними. Говорят иронически, когда один хвалит другого потому, что тот похвалил его. Художник Г. Куприянов

«Волк на псарне» — отклик на события войны 1812 года, когда Наполеон вошел в оставленную русским полководцем Кутузовым Москву и понял, что русская армия не побеждена, а набирает силы. Эти события и запечатлел в своей басне великий русский баснописец, затем переслал басню Кутузову, который, прочитав ее вслух после сражения под красным, обнажил голову, показав свои седины. Художник А. М. Савченко

Как перекликаются строчки басни с реальными событиями войны 1812 года? Как перекликаются строчки басни с реальными событиями войны 1812 года? Художник Е. М. Рачёв Здесь под Ловчим подразумевается великий русский полководец М. И. Кутузов, под Волком – Наполеон.

Выражение «попал на псарню» имеет дополнительный смысл: слово «попал» несет оттенок неожиданности, а псарня – это не овчарня, псы могут защитить себя сами. «Поднялся…двор» означает, что с Волком начал сражаться весь народ. Прямое значение фразы «и вмиг ворота на запор» дополняется переносным: русская армия, совершив маневр и выйдя на Калужскую дорогу, закрыла для Наполеона пути отхода в области, где были запасы продовольствия. Волк забился в угол, «ощетиня шерсть, глазами, кажется, хотел бы всех он съесть». У русского народа есть пословица: «Видит око, да зуб неймет». Волк- Наполеон хочет завоевать всю Россию, но не может. Его возможности меньше его желаний.

«Пустился в переговоры» — значит «начал переговоры». «Начал» — в данном случае синоним слова «пустился». Но «пустился» звучит выразительнее. «Уставим общий лад» — значит «заключим мирный договор». Волк- Наполеон предлагает русскому царю стать союзником и «грызться», то есть воевать на стороне России. «Не делать мировой» означает не заключать мирного договора. «Выпустить на Волка гончих стаю» — дать армии команду преследовать отступающих французов, чтобы изгнать их за пределы страны.

«Свинья под Дубом». Художник Г. Куприянов Какое явление жизни аллегорически описывает басня? Какой вам представляется Свинья? В каких строчках заключена мораль басни? Создайте свои иллюстрации к басне.

«Ворона и Лисица». Худ. Г. Куприянов Сравните басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица» с баснями Эзопа и Лафонтена. Что общего и чем различаются басни? В чем смысл морали? Какая ситуация подтверждает эту мораль? Какие качества осуждают и высмеивают баснописцы? Чья басня кажется вам более выразительной?

Басни И. А. Крылова учат быть добрыми, честными, справедливыми. Хотя в баснях действуют животные, птицы или предметы, мы понимаем, что речь идет о людях. Автор помогает нам оценить их поступки.

Использованные материалы Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – М. : Вако, Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях. Часть 1. Авторы-составители В. Я. Коровина и др.- М. : Просвещение, Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5 класс Интернет-ресурсы: Интерактивные тестовые задания по басням И. А. Крылова. Мультфильм по басне «Ворона и Лисица». Материал для выполнения проектных заданий. Режим доступа collection.edu.ru/catalog/search/?text=%C1%E0%F1%ED%E8+%CA %F0%FB%EB%EE%E2%E0&context=current&interface=pupil&class% 5B%5D=47&subject%5B%5D=10 collection.edu.ru/catalog/search/?text=%C1%E0%F1%ED%E8+%CA %F0%FB%EB%EE%E2%E0&context=current&interface=pupil&class% 5B%5D=47&subject%5B%5D=10 n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&lib_no=21422&tmpl=lib&page= 1

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: